АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РЫНКА ТРУДА И ПОДХОДЫ К ИНТЕГРАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В.П.Беклемешев Иркутский государственный университет Иркутск РоссияСоциализация экономических процессов за последнее время все больше предопределяет качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки как человеческий капитал. Учитывая специфические особенности формирования такого капитала по особому следует подходить к определению и формированию социального капитала как компонента отдачи от использования инноваций в человеческий капитал. Так, С.Ю.Рощин и Т.О.Разумова в моделировании социальных проблем ориентируются «на затраты времени и денежных средств». При этом не учитывая такой специфический компонент как «талант», способность человека учиться, а следовательно, отображается не достаточно корректно результаты «выгодности» и отображении уровня оплаты труда, моделирование их результатов. Это дает основание авторам считать, что формируется «общий и специфический человеческий капитал». Опыт и практика исследований ряда региональных работ Иркутских ученых ориентирует на использование ограниченности моделирования только управленческого труда. Отсутствие в предлагаемой трактовке решений по регламентации управленческой деятельности будет увеличивать и сдерживать рост производительности труда, ухудшать экономические показатели деятельности предприятий, ограничивать порядок труда и трудовых отношений, «мотивационные» аспекты менеджмента, отражение взаимозаменяемости при управлении человеческими ресурсами. Опыт германских ученых в этом направлении подтверждает значимость фьючерсных компонентов управления человеческим капиталом и его конкуренции, эффективность внедрения аутсорсинга персонала, снижает затраты на управленческие и технологические инструменты в бизнесе. Анализ разработок последних лет позволяет констатировать, что качество моделирования процессов на рынке труда все эффективнее влияет на создание стоимости человеческого капитала, его социодинамику, что находит отражение в ряде таких процессов как: переход от функциональной специализации к интеграции бизнес-процессов; информационных технологий; переход к выполнению индивидуальных заказов покупателей; развитие мирового рынка услуг; определение альтернативных подходов менеджмента социальных ресурсов человеческого капитала. Сложность современного рынка труда характеризуется жесткими условиями функционирования: высокой интенсивностью информационных потоков, множеством работодателей, конкурентной рабочей силы на занятие «выгодных» должностей и рабочих мест, инфраструктурой и средой формирования стоимости труда и самого капитала. Появление различных инструментов анализа социальных аспектов внутреннего и внешнего потенциалов адаптации постоянно трансформирует движение рабочей силы, заставляет своевременно сориентироваться в информационном потоке, совершенствовать процессы адаптации в системе (например, появление базы адаптивного информационного взаимодействия специалиста). Благодаря зарубежному опыту начинает внедряться и проектироваться гибридная система СЧМС, где определяются факторы и уровни состояния человеческого капитала с ориентацией на социальные компоненты. Предпринятые в последнее время приоритеты социального развития говорят о том, что разбалансированность адаптационного механизма требует своего совершенствования, неспособность регулировать оценку рынка труда. Это подтверждается разработками ряда ученых представленных в журнале «Вопросы экономики переходного периода», В.А.Павленковым, А.В.Топилиным, С.Глазьевым. За 15 лет рыночных реформ в российской экономике ни разу не было замечено снижения цен, что явилось следствием отсутствия свободной конкуренции на российском рынке, постоянно замечено получение монопольной сверхприбыли за счет потребителей, игра на различных компонентах социальной адаптации. Внедрение интегрированных концепций менеджмента на рынке труда дает основание говорить о инновационных проявлениях организационного механизма по технологиям деловых процессов, структуре, коммуникационным сетям, организационной культуре управления, каждая из которых формирует процедуры синтеза и выделение уровней структуризации концепций «от целей» или «от ситуации». Л.М.Мартынов отмечает, изменение инновационности и адаптивности есть компоненты развития организаций, а учет интегрированности быстро изменяет общие условия работы с любыми категориями менеджмента персонала, приводит к инновационной культуре доверия, комплексному развитию отношений с различными структурами в регионе1. Практика показывает, что при этом изменяется тип институтов, подходы определения интерпретативной институциональной направленности экономики, появление механизмов рейдерства и контроля за результатами эволюции предпринимательства, новые социальные системы взаимодействия.2 Специфика механизма функционирования будет характеризоваться совокупностью организационно-экономических отношений, информационно-коммуникационной среды обеспечения обмена и потребления на основе конкуренции. Успех адаптации на рынке труда ориентирует устанавливать диагностирование социально-психологического климата, корпоративную культуру данного социального окружения, подбор, наем, окупаемость рабочей силы, которая может вписываться в данные условия, территориальные маркетинговые изменения порождающие специфику использования информации. На региональном уровне роль маркетинга заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях и на определённой территории. На уровне работника роль маркетинга состоит в самореализации личности, когда человек в условиях конкуренции должен определить своё положение в обществе за счёт максимальной мобилизации энергии и инициативы, природных дарований, приобретённых знаний и умений, личной предприимчивости и активной жизненной позиции. Наиболее актуальным в настоящее время становится исследование критической зоны рынка труда. Критическая зона рынка труда складывается: Лица, имеющего официальный статус безработного Неработающие, не имеющие статуса безработного с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума Работающие в режиме неполной занятости, не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума Занятые полный рабочий день. Исследование системы коммуникаций предполагает изучение стимулирования спроса и предложения рабочей силы, проводимой рекламной деятельности, требований связи обмена информацией, партнёрства на рынке труда, что способствует выделению этапов маркетинга рабочей силы и особенностей оценки сегментации рынка труда. Так, по данным Иркутского областного комитета государственной статистики общая численность увеличилась на 4,8 тыс. человек по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 878,0 тыс. человек или 100,5%. Средняя номинальная заработная плата в крупных, средних и малых предприятиях области составила 6492,8 рубля. Реальная заработная плата составила 101,4% . Самый высокий уровень заработной платы отмечался в таких отраслях экономики как финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, а самый низкий – в сельском хозяйстве. В последнее время наблюдается на региональном рынке труда рост конкурентоспособности граждан с высшим образованием и достаточным опытом работы. Для повышения конкурентоспособности на рынке труда необходимы повышение коммуникабельности, уверенность в своих силах, приобретения навыков поиска работы. Этому способствуют направления граждан на «кратковременные курсы по поиску работы», профессиональное консультирование, появление и анализ новых функциональных характеристик использования аутсорсинга и аутстаффинга. Не менее важной в маркетинге рабочей силы региона является влияние наличия работников вынужденно занятых в режиме неполного рабочего времени находящихся в отпусках по инициативе администрации. Так, на 1.01.2006 г. на предприятиях, в организациях и учреждениях области вынуждено работали в режиме неполной рабочей недели 32,4 тыс. человек или 4,4% от численности работников списочного состава на конец отчётного периода. Основными причинами неполной занятости продолжают оставаться - спад производства в ряде отраслей экономики, низкая инвестиционная активность, реструктуризация производства, экологическая безопасность, нетрадиционные методы управления трудовыми ресурсами. В условиях экономической депрессии трудоустройство незанятого населения на постоянные рабочие места существенно усложнило взаимодействие многих структурных подразделений в регионе. Количество охваченных общественными работами составило 8,3 тысячи человек и превысило соответствующий показатель предыдущих лет в 1,3 раза. Двойственность товара рабочая сила порождает двойственный подход к процессу рынка труда. С одной стороны, индивид рассматривается с учётом поведенческих установок, социально-профессиональных и демографических характеристик, а с другой стороны, необходимо изучить экономическое положение работодателей, их возможности и перспективы развития с точки зрения занятости, необходимости формирования адаптационного механизма. Маркетинг рабочей силы призван соотнести здесь возможности и перспективы развития работодателя и комплекс критериев, с которыми выступает на рынке труда наёмный работник. Это вызывает рассматривать региональные особенности сегментации рынка труда как систему региональных отношений. Здоровье невозможно представить в виде простого изменения в функционировании какой-либо системы организма. Не менее важным аспектом «здоровья» как элемента социально-экономического управления остаётся моббинг персонала, который представляется как притеснение со стороны работодателя или других работников и проявляется в негативных высказываниях, критике в адрес работника, социальной изоляции внутри организации, ограничениями служебных действий социальных контактов, распространение ложной информации. Концептуальным аспектом изучения представленных направлений здоровья может стать исследование геомаркетинговых составляющих, где адаптационный механизм рынка труда может быть представлен информацией геомаркетинга инфраструктуры рынка труда, геомаркетинга мест, природоресурсного геомаркетинга, геомаркетинговых исследований особенностей рынка труда и других особенностей. Преобразование процессов регулирования позволит определить адаптационные состояния личности, важной характеристикой которых является социальная адаптация личности с её особыми видами адаптационного состояния типа личности, по мнению В.И.Окладникова и Г.Г.Кухловой это могут быть демпфирование и акцентуация, каждая из которых имеет свои специфические свойства проявления. Концепция здоровья как социально-экономического аспекта оценки качества окружающей среды всё в большей мере имеет антропогенные факторы определения здоровья людей в комплексном отображении рынка труда, зависимости качества труда в системе дальнейшего разрешения проблем региональной эффективности, позволит по-новому определять взаимоотношения финансово-промышленных групп и государства, межрегиональные возможности, аспекты ликвидации бедности, социальные аспекты использования различных групп населения и возможности их удовлетворения, особенности проявления временной занятости. Ответственность работодателя за это прописана в нашем законодательстве явно не в полной мере. У нас нет, обязательного страхования работающих в зависимости от состояния их здоровья. В США, например, оно существует. В стране большой дефицит менеджеров с мышлением «на перспективу, кто всерьез думает о здоровье работающих как о непременном условии процветания бизнеса, здоровьесберегающих технологий. Регулирование экономической деятельности выражает характер хозяйствования, тогда как поведение людей воплощает его стихийное начало.Известны два подхода к регулированию: административное ограничение свободы выбора его форм путем регламентации деятельности; косвенное экономическое регулирование содержания поведения через коррекцию групповых интересов друг друга. Движущей силой и главным инструментом перемен служит трансформирующая активность индивидуальных и коллективных акторов - индивидов, организаций, групп, мотивов, интересов, потребностей, ценностей. Следовательно, выход на конкурентоспособность анализа степени удовлетворённости, в котором заинтересованы различные участники рынка, в том числе местные сообщества – люди, живущие в окружении предприятий, где в первую очередь устанавливается качество жизни людей. Аспекты реформирования управления предполагают искоренение бедности и «троекратное уменьшение» числа бедных, где учитываются реальности: растущей инфляции, добавление денег из госказны, деятельность людей на неэффективно работающих предприятиях, перераспределение доходов и выделение дифференцированного подоходного налога. Современные изменения данных направлений для каждого государства и регионов разнообразны, а, следовательно, подходы для их исследований разнообразны. Так, конкурентоспособность России на сегодня низка, чтобы её поднять необходимо: укрепить рубль, изменить положение в инфраструктуре, изменить взаимоотношения в сфере бизнеса. Это возможно через изменение прожиточного минимума и к 2010 году количество бедных уменьшится до 10,5% от всего населения. Современная компетенция на рынке труда предполагает недостаточную помощь социальным бедным; ориентации людей работать в обстановке развития новых знаний, разнообразной деятельности, ответственности, реализации способностей, проявлению инициативы, что проявляется в «модернизации неконкурентоспособных производств», стимулировании технологического прогресса; анализа работы новых институтов; готовности к выполнению работы; способности к управлению; новых критериев отбора людей; новых психологически обоснованных средства контроля отвественности. На сегодня, по мнению Дж. Равенна, потеряла своё значение вера в экономику как способ организованной деятельности. Сегодня регионы сосредоточены не на выгодах в разнообразии рынков труда, а на затратах по обеспечению разнообразия. Региональные рынки труда упускают из виду необходимость тщательно анализировать общественную политику среди населения, состоящего из людей с совершенно различными ценностями, способностями и видами компетентности. В этой связи правомерно убеждение, что существующее в обществе неравенство справедливо и требуются социальные новаторы, способные разработать и внедрить новые системы управления и методы их анализа. В этой области отмечаются исследования Макклеланда, Дэйли, Равенна, Шнейдера, Клемпа, Кастендика, Прайса и других, что способствует определению качества адаптации. Так, Кертон обнаружил, что адаптивные люди /«адапторы»/ стремятся к творческим решениям, но делают это в рамках доминирующих в их организации установок и способов, а решения, которые предлагают «новаторы», напротив, бросают вызов этим способам. По этой причине «адапторы» воспринимают «новаторов» как ненадёжных, раздражающих и бесцеремонных людей, подрывающих устои организации. Установленная концепция иерархии рабочих мест и продвижения по службе как единственной формы вознаграждения на сегодня затрудняет качественную оценку, повышение квалификации кадров и препятствует применению эффективных стратегий привлечения людей к управлению. Отмечено, что большинство рабочих мест в современных организациях требует высокого уровня инициативности и свободы действий, условий способствующих инновациям. Это требует формирования развивающей среды на рабочем месте, преодоление препятствий: давления на людей; отсутствие веры в способности управлять людьми; озабоченность невозможности добиться признания; недостаток знаний; отсутствие средств; потребность в развитии тех или иных качеств. Концепция организационного климата всё больше рассматривается как на рынке труда зарубежных исследователей /Великобритании/, так и в отечественных исследованиях /исследования специалистов журнала «Управление персоналом»/, где основными параметрами организационного климата могут быть: Ассортимент производственных задач Качество эффективного поведения 3. Стандарты качества работы 4. Обратная связь работодателя и наёмного работника 5. Возможности роста 6. Организационная ясность 7. Поощрение новаторства 8. Заинтересованность С рассмотрением параметров предъявляемых как к работодателю, так и к наёмному работнику в практике рассматриваются различные модели компетентности на рынке труда: гетерогенные, атомарные или факторные. Указанные компоненты доказывают значимость организационно-экономических взаимоотношений в региональных комплексах и являются феноменальным аспектом эффективности управления рынком труда, проявлениях вызванных информатизацией, универсальной коннективностью и глобализацией, где управление знаниями основано на сочетании гуманитарного, информационного и технологического управления. Своеобразный аспект значимости региональных особенностей регулирования рынка труда с учетом маркетинга выделяет Е.Котырло. 3 Автором отмечается, что некомпактность проживания населения, затрудненность территориальных трудовых перемещений, жесткая зависимость локальных рынков труда от одного предприятия, находящегося нередко в состоянии или на грани банкротства, препятствует развитию саморегулируемого рынка, усиливает роль государственных посредников. Это во многом отражается на демографической ситуации4, «социальных пожарах» реформирования,5формирует модели маркетинга труда, выбор сегментов и предоставление услуг, комплектацию маркетинга услуг, создание системы управления качеством.6 Однако не следует забывать, что развитие теории институциональных изменений представляется условием прогресса социальных наук в целом в работах Дж. Гэйлбрейта, институционально-социологических традициях Ф. Перру, Г. Мюрдаля, «неоинституциональных» проявлениях Р.Коуза и Д.Норта. Неоинституционализм не только добавляет новый класс ограничений, в рамках которых производится выбор, но и предлагает более реалистическое описание самого процесса принятия решений. Здесь О.Уильямсон вводит понятие «оппортунистическое поведение», которое определяется как «преследование собственного интереса», в социальных институтах нуждаются ограниченно разумные существа небезупречной нравственности. При отсутствии проблем ограниченной рациональности и оппортунистического поведения потребность во многих институтах попросту отпала бы. О.Уильямсон предлагает различные классификационные группы институциональных подходов: технологические, организационно-контрактные перспективы, институциональную среду, общественный выбор, публичную сферу, организационную структуру, агентские отношения, трансакционные подходы, «контролирующие структуры». Развернутую характеристику отношений современных институционалистов дает У.Самуэльс, Дж.Ходжсон, Э.Скрепанти. Среди наиболее оригинальных выделяются «чувствительные сигналы» М.Спенса на улучшение работы рынка труда. Институты представляют структуру, которую люди накладывают на свои взаимоотношения, определяя, таким образом, стимулы, наряду с другими ограничениями. Институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения, так и определенные характеристики принуждения к выполнению тех и других. Механизм институциональных изменений путем объединений внешних изменений и внутреннего накопления знаний будет создавать возможность построения новых моделей взаимодействия7, а с учетом современного состояния институционально-эволюционной теории ставит под сомнение выводы и теории развития.8 Тамбовцев В. считает, что институциональная динамика в переходной теории значительно менее продвинута и требует реконструкции институциональной структуры,9 где выделяются основные хозяйственные устройства и институциональные сделки, а также конкуренция экономических институтов. В качестве типов обменов выделяются конфигурации процедур перераспределения правомочий собственности. Каждый из типов обмена характеризуется своей особой технологией. Здесь любой рынок может быть реализован через институциональную динамику перехода, его основные параметры. В.Попов считает выделять сильные институты важнее реформ10, при этом, полагая, что эффективность институтов нелегко оценить, т.к. упрощаются все переходные экономики, которые подразделяются на хорошие, плохие, промежуточные, благоприятные. Л.Евстигнеев, Р.Евстигнеев видят проблему институтов в синтезе11 теорий между общей экономической теории и институционально-эволюционной теории. Создается впечатление, что институциональное системное видение рассматривается как сфера взаимодействия индивидов, формирующих институты, а институты, в свою очередь, вступая во взаимодействие между собой, создают макроэкономику. Классическая экономика изучала рациональные, материализованные отношения, институциональная экономика осуществляла обратный процесс через единство «объективного и субъективного»12. В связи с этим выделяют формы координации действий, поскольку в процессе замещения могут использоваться различные трансакционные издержки, а также результаты обменов. Попытка применения методологии НИЭ к анализу переходной экономики выявляет некоторую ограниченность данного подхода и её требований. Требования к институциональной теории могут быть: Выразить влияние неэкономических факторов и объяснить динамику этих факторов. Анализ рынка как одного из базовых институтов. Новые французские институционалисты пытаются снять противоречия как особого института, обеспечивающего координацию индивидов. Согласно, Л.Тевено и Л.Болтянски, под рынком понимается особая форма социальных связей между отделёнными друг от друга индивидами. Обращение к нормам обусловлено необходимостью взаимной интерпретации действий. Рынок как особый институт, обеспечивающий координацию действий агентов, предполагает существование норм и правил поведения. Выделяется семь институциональных подсистем, «семь миров».13 Новый французский институционализм исходит из иной посылки в анализе взаимоотношений между институциональными подсистемами. Основой динамики институциональной системы, согласно этому подходу, являются поиск и достижение компромисса между принципами и нормами, лежащими в основе каждого из «миров». Социально-экономическая система в результате «рассыпается» на фрагменты и лишается ценности. Ещё одним последствием «фрагментации» институциональной системы являются рост психологического дискомфорта людей. Л.Тевено в этой связи указывает на множественность способов координации, выделяя равновесие и рациональность в сложном мире14, а Р.Кумахов представляет как теорию согласования и анализа предприятий. Нам представляется, что масштаб изменений и присоединения новых сфер анализа свидетельствует об огромных способностях к адаптации. Анализируя данный подход О.Фаворо определяет институциональную типологию рынков, где рассматриваются: организация рынка, рынок организаций, альтернативные организации. Тем самым: сводя рынок труда к бирже ценных бумаг, затрудняет понимание механизмов, действующих на данном рынке; конкуренция приобретает форму арбитража. О.Фаворо обобщенно представляет модель экономики как популяцию организаций: как совокупность рынков; как совокупность рынков и организаций; множество пересечений организаций и рынков. В этой связи А.Шоститко вводит дискретные институциональные альтернативы, альтернативные механизмы координации: феномен субаддитивности издержек; внешние эффекты; проблемы коллективного действия; ассиметричное распределение информации при условии: отсутствия ранка; отсутствия равновесия на рынке; несовершенства рынка; побочных результатов. Согласно, институциональным изменениям различия альтернатив может компенсироваться через устранение «провалов рынка» и классификации благ15. Институты как устойчивые постоянно воспроизводящиеся социальные, правовые, экономические и другие отношения формируют институциональный порядок, структура институтов базовых социальных взаимодействий в рамках единого социума.16 Здесь институтами могут выступать совокупности базовых экономических, политических, идеологических институтов – институциональных матриц, данные матрицы формируют скелет общества, его структуру. Многообразие подходов к институтам и анализ результатов проявления изменений сформировало в теории познания использование «институциональных ловушек». В.Полтерович определяет их как устойчивые нормы неэффективного института – бартера, неплатежей, уклонения от налогов, коррупции, ожиданий, результата внешнеторговой политики, культурная инерция и институциональные конфликты, коррупционная ловушка.17 Однако «институциональные ловушки»18 возникли и возникают не только из-за неадекватности формальных институтов и механизмов принуждения к исполнению их предписаний, но и в результате ограничений, накладываемых неформальными институтами. Учет неформальных ограничений ставит саму важность реформ. А.Олейник выделяет «институциональные ловушки», связанные с последствиями приватизации19, Е.Балацкий определяет их через ценовые механизмы,20М.Дерябина через аспекты постсоциалистического переходного периода21, Л.Тимофеев теневую экономику и налоговые потери22, Л.Тутов экономический подход к проблемам организации знаний о человеке23, А.Ляско трансакционные издержки франчайзинговых и лицензионных контрактов24, исследование работой.25 Практика анализа «институциональных ловушек» уже представлена оценкой характера механизма динамической реакции экономического цикла, где главным фактором колебаний хозяйственной активности признаются изменения платежеспособного спроса на товары и услуги, вызванные невозможностью стабилизации денежного потока в условиях децентрализованной финансовой системы и отсутствия полной информации о будущем развитии26, а с учетом становления «новой» экономики и управления требуется и анализ «новой институциональной среды»27. Развитие новых формализованных и неформализованных институтов – есть результат расширения кооперации между людьми. А.Нестеренко видит этот процесс в «модернизационном скачке» - это создание современной социально-экономической системы, предполагающей индивидуализацию трудовых усилий, повышение роли творческого начала в производственной деятельности, формирование институтов роста, что проявляется в институциональных программах модернизации, теориях развития и становления, моделях и методах маркетинга28, различных проявлениях взаимодействий на рынке труда.29 Ряд российских специалистов в области институциональной теории, подводят и анализируют практику динамики институциональной структуры и в основном критикуют за монополизацию нефтегазового сектора, выявленного теорией экономических институтов: изменения собственно экономических параметров; организационных структур; форм взаимодействия; минимизации общих издержек; источника институциональных изменений - относительной цены и предпочтения потребителей; процесса институциональных изменений в газовой промышленности; анализа аспектов «институциональных ловушек» приводимых в журналах «Управление персоналом», «Эксперт», «Вопросы экономики» за 1999-2007 года. Воспроизводство адаптационных практик говорит о способности рационального встраивания наборов адаптационных ресурсов встраиваться в социально-экономическую систему, влиять на процессы социально-экономической адаптации населения30. Именно социально-экономическая адаптация становится макросоциальным процессом, определяющим тенденции дальнейшего развития, как регионов, так и России в целом. В этой связи ряд авторов считает, что институты можно перестраивать ускоренными темпами31, при этом новые институты зависят от длительного времени и специальных усилий (упрощения, компромиссы или легализация бизнеса, администрирование новых правил, мониторинг процесса, информационная поддержка, обучение новым навыкам). Специфичность институтов до сих пор находит отражение в анализе теорий социальной сферы ряда стран,32 анализа межрегиональной дифференциации и построение рейтингов субъектов Российской Федерации.33 Современные аспекты институализации выделяют устойчивые параметры экономического выбора – это структуры внешние по отношению к акторам (институты, сети, контракты, агломерации), а также экономическая культура, которая существует в виде конструкций (знания и ценности) и соглашений (язык общения, общее знание, ограничивающее возможности вступления в сделку – институт – сеть – контракт). Какой бы тип сети ни рассматривался, центральным будет структура отношений. Для каждого набора участников можно анализировать разные отношения, поэтому и сети будут разными, а, следовательно, возникает проблема анализа «правильных институтов».34В связи с этим Е.Попов рассматривает миниэкономические институты, в качестве основных характеристик экзогенности или эндогенности формирования, а также влияния данных институтов на деятельность отдельных работников или предпринимателей в целом.35 Распространение в целом опыта институционального анализа «ловушек»36 определил проблему неравенства как в пределах одной страны, так и между странами, сформировал различные их виды. В практике указывается на причины: неравного распределения выигрыша от функционирования эффективных рынков; несовершенство рынков; на глобальном уровне режима торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности, власть богатых. Полтерович В, Попов В. считают, что основу здесь представляют барьеры движения миграции,37т.к. современный мир менее глобализирован, стимулы миграции возросли, о чём высказывается А.Скоробогатов в работе «Институты как фактор порядка и как источник хаоса: неоинституционально - посткейнсианский анализ».38 Институты рассматриваются как механизмы, обеспечивающие координацию и стимулирование. Специфика в новых условиях будет заключаться в идентификации институтов и выделение координирующих и стимулирующих функций. Конвенциональные ожидания – часть неформальных правил выбора эффективных решений относительно выбора активов,39они заменяют знание будущих перспектив. Данный институт может рассматриваться как фактор либо вызывающий цикл, либо увеличивающий его амплитуду, а следовательно, выделять институты – правила: порождает «эффект парадокса Мински» - антициклическая политика, уменьшает амплитуду делового цикла и обеспечивает больший порядок, создает предпосылки для увеличении амплитуды цикла в будущем, повышает допустимый уровень риска. Это применительно и к другим институтам – правилам, к которым применим «парадокс рабочей силы»,40её организационных форм использования, 41к анализу «групп и их интересов».42 Критерием эффективности института в этом случае может служить степень его приспособления к данным условиям. Однако в силу того, что институциональные формы переплетены между собой и дополняют друг друга, неэффективный институт может обеспечивать функционирование остальных и тогда институты могут быть элементом общественных связей, общественной координации. «Институциональные ловушки», как звенья, изжившие себя, но существующие, могут предполагать отсутствие интересов, способные разрушать, а также наличие высоких издержек разрушения. В этом случае создается институциональное равновесие – ситуация, в которой выгодно тратить ресурсы на реструктуризацию соглашений43 и возможность подводить к использованию различных видов «ловушек».44 В целом использование «институциональных ловушек» предполагает возможные комбинации борьбы с инфляцией, где, по мнению С.Фишера, Р.Дорнбуша, Р.Шмалензи возникают процессы институциональной адаптации45и институциональное реформирование «мерами исправления недостатков»46. Современные аспекты значимости институционального проявления, как в целом отдельных институтов, так и отдельных видов «ловушек» указывает на использование в последнее время элементов наноэкономики – институтов на уровне индивидуального человека, имеющего конкретные физиологические, интеллектуальные и духовные параметры своего развития, определяет практическую пользу: реализации людей как индивидов; средств связи личности; обеспечения безопасности. Институциональные предпосылки и преобразования наиболее ярко представлены в работах Н.А.Волгина и В.К.Егорова47. Отсутствие институциональных условий в развитии отдельных элементов и их согласованность, отставание в решении назревших социальных проблем, неэффективное использование местных ресурсов, нарастание экологической напряженности обусловливают необходимость коррекции и адаптации. Институциональный подход к исследованию проблем позволяет по-новому оценить преобразования, теоретические технологии хозяйствования на уровне муниципальных сообществ. Здесь институты образуют базисную структуру, «создаваемые людьми рамки, которые структурируют политические, экономические и социальные взаимодействия»48, что определяется теорией «экономики соглашений», а, следовательно, через институциональную среду реализуются формы координации, адаптации, разрешаются корпоративные подходы к управлению взаимосвязанных групп целей (экономических, социальных, политических). Проявляемое неравенство будет способствовать манипулированию институтов49, устойчивому долгосрочному равновесию при слабой защите прав собственности («институциональным ловушкам»). В практике существуют альтернативные высказывания выбора эффективных институтов институциональных установок, связанных и порождаемых социальными организациями и аспектами влияния институтов на поведение. 50 Поэтому введение в институциональный анализ неравенства, принудительный характер сделок по обмену правами, власть, издержки трансформации поведения будет приводить и приближать к реальной институциональной организации рынка труда. Типичная иллюстрация этому - феномен «запаздывания», когда нарушение экономического равновесия уровня цен и заработной платы не сразу реагирует на изменение совокупного спроса. При этом в разных социально-экономических системах доминируют различные критерии дискриминации. Факты дискриминации на рынке труда могут быть разнообразны и затрагивать аспекты поведения рыночных агентов,51связанных с так называемыми законодательными ловушками, когда программы содействия добровольного переселения граждан не соответствуют действительности (например, притеснения на национальной почве).52 Однако согласно высказываниям ряда авторов Pro et Contra в «ф