Аристид Иванович Доватур из книги:«Политика» и «Политии» Аристотеля.Москва, 1965Отдел II. Глава 2Композиция Афинской Политии(стр. 188)Глава 2. КОМПОЗИЦИЯ АФИНСКОЙ ПОЛИТИИАфинская Полития Аристотеля, рассматриваемая как историографический памятник, ставит перед нами ряд вопросов, среди которых первоочередным представляется вопрос о ее композиции. Если бы в нашем распоряжении имелась только Афинская Полития и фрагменты других Политий Аристотеля, то задача сводилась бы, в сущности, к выяснению особенностей структуры имеющегося текста Афинской Политий. Наличие Политики того же автора позволяет нам поставить и более широкий вопрос – о процессе создания Политий (хотя бы в самых общих чертах). Любое теоретическое положение Политии является выводом из большого количества наблюдений над конкретными фактами, взятыми из истории и политической действительности не одного десятка греческих государств. Лишь в отдельных случаях Аристотель прямо ссылается на такие факты; преимущественно это имеет место в книге о переворотах (V). Гораздо чаще такой ссылки нет. Не следует, однако, обманываться насчет манеры Аристотеля работать; она везде одна и та же: каждое положение является результатом суммирования наблюдений над рядом аналогичных фактов. Изучение Афинской Политии показало, что между ней и Политикой имеется большая близость, которая не ограничивается фактической стороной сообщений Аристотеля, а распространяется и на область идеологии. Как ни малочисленны прямые политические высказывания Аристотеля в Афинской Политий, они не позволяют сомневаться в том, что его отрицательное отношение к “крайней” демократии и к явно выраженной олигархии и сочувствие к конституциям, так или иначе приближающимся к той форме правления, которую он обозначает в Политике термином “полития” (это, с его точки зрения, одна из трех правильных форм), остаются неизменными. Конкретно: конституция, названная в Политике прародительской демократией –(стр. 189) (a такое наименование в устах Аристотеля является почетным) в Афинской Политий охарактеризована как недемократическая с точки зрения позднейшей демократии (29, 3). И реформы Cолона и личность реформатора занимают внимание философа. Те положительные отзывы о политической деятельности Солона, какие в Политике даются со слов других, в Афинской Политий высказываются от имени самого Аристотеля. Защита имеет в виду не только реабилитировать, Солона с нравственной стороны (непричастность его к проделке друзей, разбогатевших в результате отмены долгов), но и доказать, что Солон не несет ответственности за то нежелательное, с точки зрения Аристотеля, направление, в каком впоследствии развивался государственный строй Афин. Конституция Солона, по мнению Аристотеля, представляла собой смешение олигархических, аристократических и демократических элементов (Политика II, 9, 2, 1273b, 38 sqq.) и была положительным явлением; современный же Аристотелю строй оказывался извращением принципов, положенных в основу конституции Солона. Эти две политические единицы, противопоставляемые одна другой, занимают наибольшее место в Афинской Политии. Современности посвящены конец первой, исторической, части Политии и вся вторая, систематическая, часть ее; периоду Солона – больше глав (5–15), чем какому-либо другому периоду истории, Афин. В изложении истории афинских государственных порядков, после Солона задача, поставленная перед собой Аристотелем, сводятся к двум моментам: 1) показать дальнейшее развитие зародышей демократического строя, имевшихся в конституции Солона (противоречившее, впрочем, замыслам самого законодателя); 2) показать в ходе исторического повествования как политические формы, существовавшие в Афинах до окончательного утверждения демократии в конце V в., так и те формы, введением которых противники демократии пытались задержать или вытеснить складывавшуюся или уже сложившуюся демократию. Ближайшее рассмотрение неизбежно приводит к заключению, что вторая из этих задач занимает мысль автора в большей степени, чем первая. Одна из бросающихся в глаза особенностей композиции Афинской Политии, в ее исторической части, состоит и нарушении хронологических пропорций. Действительно, если не вызывает удивления пространность рассказа о тиранах (14–20), так как речь идет о полувековом периоде истории Афин, то не может не оставить читателя в недоумении слишком короткое повествование о Перикле (26–27). На кратковременных правлениях Четырехсот (29–33) и Тридцати (35–37) автор останавливается дольше, чем на эпохе Перикла и периоде той демократии, которая была в Афинах между 411 и 404 гг. (30), хотя олигархическое правление держалось в первый раз всего четыре месяца (33, 1), во второй – восемь месяцев (Xenoph. Hell. II, 4, 21), а демократия – семь лет.(стр. 190) Лишь отчасти такое несоответствие можно объяснить наличием или отсутствием материала. Здесь действовала, по-видимому, и сознательная воля автора. Когда он характеризует демократию, окончательно установившуюся в 403 г., словами (41, 2), то он имеет в виду ряд фактов, о которых не считает нужным рассказывать, а не только то, совсем немногое, о чем он прямо сообщает в систематической части Политии. Нельзя сомневаться в том, что о современных Периклу Афинах, о самом Перикле и его политической деятельности Аристотель, если бы он того пожелал, мог бы рассказать гораздо более обстоятельно. Есть и обратный случай, когда почти полное отсутствие конкретного материала не помешало Аристотелю дать некоторое сообщение со включением в него общей характеристики. В течение очень краткого времени после падения Четырехсот в Афинах существовало, по свидетельству Аристотеля, правление тех, кто мог приобрести за собственный счет тяжелое вооружение (33, 1). Единственная конкретная подробность об этом периоде, переданная нам Аристотелем, – отмена вознаграждения должностным лицам. Дальше идет похвала этому правлению, при котором шла война и власть при надлежала людям, способным вооружиться за свой счет (33, 2; ср. Фукидид VIII, 97, 2). Вполне ясна причина, по которой Аристотель фиксирует внимание читателя на этом моменте внутренней истории Афин; ему отрадно констатировать реализацию любезной его сердцу конституции, т. е. того строя, который он называл политией (Политика II, 3, 9, 1265b, 28 sq.; III, 5, 3, 1279b, 3 sq. и др.). После этого можно попытаться найти общее объяснение для отмеченной выше диспропорции между размерами рассказов Аристотеля и относительной продолжительностью отдельных периодов истории Афинского государства и его политического строя. Композиция исторической части Афинской Политии раскрывается в ее основных чертах самим автором (41). Здесь дается резюме всего предшествующего изложения. Перечисляются одиннадцать сменявших одна другую конституций, причем почти всегда отмечается характерный признак каждой, преимущественно же поступательное движение демократии. В сущности, этому плану соответствует и все построение первой части Афинской Политии. После подробного рассказа о временах Солона, конституция которого, с точки зрения Аристотеля, уже была демократической в собственном смысле слова, важно было констатировать в общей форме и в характерных деталях демократизацию афинского государственного строя и задержки, препятствовавшие этому процессу. Подробное описание развитого демократического строя дается в конце. (стр. 191) Подробное изображение демократических порядков времен Клисфена, Эфиальта-Перикла, 411–404 гг. не было нужно неутомимому классификатору Аристотелю, так как эти порядки представляли собой лишь переходные ступени между недемократическим, но содержавшим в себе демократические элементы строем Солона и демократией IV в. и были лишены специфической физиономии, свойственной как первому, так и второй. Любопытно с этой точки зрения отношение Аристотеля к тому строю, который водворялся в Афинах дважды, во время первого и второго изгнания Писистрата, в первый раз на три-шесть, во второй на десять-одиннадцать лет. По существу дела, и первое и второе изгнание Писистрата представляло собой государственный переворот, как были переворотами и оба возвращения тирана. Однако в суммирующей главе 41 весь период правления Писистрата рассматривается как единый и цельный. Ничего нового по сравнению с предыдущими периодами истории афинского государственного строя промежутки времени между падениями и реставрациями тиранического режима не принесли. Точно так же, несмотря на временные перерывы, тирания Писистрата не меняла своего характера, а потому и могла считаться единой. С другой стороны, те формы правления, которые Аристотель противопоставляет демократии, имели более или менее ясно очерченный облик. Древнейшие представляли собой разновидности исконной монархии. Писистрат и его сыновья были представителями тирании. Непосредственно перед выступлением на политическую арену Солона правление стало олигархическим. После Персидских войн поднялось значение Ареопага, благодаря чему правление, как сказано в Афинской Политии, улучшилось или, по выражению, употребленному в Политике, стало более подтянутым ( – V, 3, 5, 1304а, 21). Правление Четырехсот и правление Тридцати носят на себе ясные признаки олигархии. Все подобные формы правления живо интересовали Аристотеля в Политике. Для своих суждений о них он несомненно имел большой материал из истории других греческих государств, где и тирания, и олигархия, и разного рода промежуточные формы были подчас представлены не менее, если не более ярко, нежели в Афинах. Однако, как легко убедиться на основании Политики, афинским материалом Аристотель особенно дорожил и интересовался. Отсюда то внимание, какое оказано недемократическим формам в Афинской Политии. Для Конституции Четырехсот Аристотель приводит документальный материал в виде проекта конституции. Дело в том, что государственное устройство Четырехсот было по идее той политией, которую Аристотель выделяет в Политике как одну из правильных государственных форм. Согласно проекту, который был воплощен в жизнь лишь после падения Четырехсот, да и то ненадолго, полнота политических прав передавалась гражданам, числом не менее пяти тысяч, способным служить государству “и телами и имуществом” (29, 5). (стр. 192) В дальнейшем оказалось, что реально разумелись граждане, вооружавшиеся на свои средства. Аристотель не мог удовольствоваться беглым упоминанием о такой попытке ввести в Афинах одну из правильных государственных форм. Проект времен Четырехсот не случайно попал в текст Афинской Политии. Любопытна и одна деталь в истории Тридцати. Ферамен вступает в борьбу с группой олигархов, руководимой Критием. Они составили список трех тысяч граждан, которым должны быть переданы политические права. Ферамен протестует против этого, указывая в первую очередь на то, что составители списка, имея целью передать политические права людям порядочным (), отбирают всего три тысячи граждан, как будто доблесть () ограничена этим числом (36, 2). Знаменательные слова вставлены в речь Ферамена самим Аристотелем. У Ксенофонта, современника описанных Аристотелем событий, им соответствуют другие слова – (Hell. II, 3, 19). По учению Аристотеля, изложенному в Политике, господство тех, кого он называет и которые являются обладателями доблести (), характеризует ту правильную форму правления, которая носит название (III, 7, 6, 1283a, 16; 7, II, 1283b, 21; IV, 6, 4, 1284a, , 10 sq.; V, 6, 3, 1307a, 9; Eth. Nic. IV, 8, 5, 1128a, 17 sqq.). Таким образом, из трех правильных, по мнению Аристотеля форм правления (монархия, полития, аристократия) в Афинах, реально и длительно существовала в раннюю пору афинской истории только первая; вторая была запроектирована в 411 г. и фактически просуществовала очень короткое время; третья составляла предмет дебатов среди Тридцати, причем один только Ферамен серьезно думал о ее введении. Последнее обстоятельство делает понятным тот одобрительный отзыв о деятельности Ферамена, который содержится в обзоре афинских политических деятелей (28, 5). Для целей Аристотеля в Политике нужны были по возможности подробные описания реально и фиктивно действовавших конституций. Важно было самое описание политической структуры независимо от того, сколько времени она просуществовала и даже перешла ли вообще из стадии проекта в стадию реализации. Собранный для Политики и в той или иной форме использованный в ней материал составил затем остов Афинской Политии – сочинения, имевшего иное назначение и предназначавшегося для иных читателей. Дорожа собранными фактами, Аристотель не пожелал подвергнуть этот материал коренной переработке. Отсюда та диспропорция, о которой, говорилось выше. Зависимость Аристотеля от его источников не позволяет нам найти в сообщениях главы 22 следы первоначальной авторской работы в виде отдельных предварительных записей. Всю эту главу он мог в готовом или почти готовом виде взять из источника анналистического типа (“Аттиды”). (стр. 193) Гораздо показательнее другое место Афинской Политии, сохраняющее, как можно думать, следы происхождения первой части трактата из записей, нужных автору в период его работы над Политикой. Подобные записи естественнее всего представлять себе в виде выписок из источников. Лишь в процессе дальнейшей обработки происходит сглаживание несогласованностей и устранение противоречий, подчинение всего изложения определенной общей концепции. В период записей противоречия вполне возможны, а иногда и неизбежны. Анализ состава Афинской Политии привел к одному бесспорному результату. Выяснилось, что Аристотель пользовался разнообразными источниками, отражавшими разные, противоречившие одна другой идеологии, разные взгляды на факты, а подчас неодинаково представлявшими фактическую историю Афин. Аристотель подчиняет разноречивый материал своим собственным концепциям, так что читатель Афинской Политии везде видит руку автора, который принимает показания одного источника, опровергает показания другого, местами борется на два фронта. Однако одном случае можно констатировать очень интересное противоречие у самого Аристотеле. Самый факт противоречия подмечен уже давно. Аристотель положительно оценивает роль Ареопага в истории Афин. После поражения Ксеркса Ареопаг, по рассказу Аристотеля, становится во главе государства (23, 1; 25, 1). Те семнадцать лет, в течение которых это учреждение руководило афинской политикой, афиняне управлялись хорошо (23, 2). Тем не менее реформа Эфиальта, положившая конец главенству Ареопага, изображается как лишение Ареопага тех присвоенных (отнюдь не исконных) функций, благодаря которым он имел возможность играть роль охранителя государственного строя – ’ (25, 2). Употребленное Аристотелем обозначение следовало бы истолковать в смысле “позднее присвоенные права” даже в том случае, если бы Аристотель в другом месте, говоря о полномочиях архонта, не противопоставил бы и (3,3). Речь, следовательно, идет о том, что отнятые у Ареопага полномочия были унаследованы от древних времен. Так освещал этот вопрос тот (вообще не враждебный Ареопагу) источник, который лежит в основе сообщения Аристотеля о реформе 462/1 г. Между тем в трех других местах сам Аристотель в полной определенностью высказался о тех же прерогативах Ареопага как об исконных, принадлежавших ему до Драконта (3, 6), при Драконте (4, 4), при Солоне и после него (8, 4). Чем объяснить такую неследовательность? Единственные возможное, с нашей точки зрения, объяснение: выписка, касающаяся реформы Эфиальта, была сделана тогда, когда Аристотель не продумал еще до конца своего отношения к Ареопагу. (стр. 194) Одно из мест Политики, где говорится об Ареопаге и потере им его главенствующего положения (II, 9, 2, 1273a, 35 sqq.), скорее подсказывает нам положительное решение вопроса об исконности политических прав Ареопага, но то обстоятельство, что Аристотель не высказывается explicite, показывает отсутствие специального интереса к этому пункту. Во втором месте (V, 3, 5, 1304а, 17 sqq.) вопрос никак не освещается. Это дает нам основание думать, что благожелательный по отношению к Ареопагу тон источника, не признававшего отнятые права исконными, подкупил Аристотеля и он спокойно зафиксировал не только в своей выписке, но и в тексте трактата слово, которым, по-видимому, когда-то оперировали враги Ареопага. Не может быть сомнения в том, что при окончательной отделке Афинской Политии получившееся противоречие было бы устранено в пользу того решения, какое дал сам Аристотель в начальных главах. Других столь ярких примеров непоследовательности, не допускающих примиряющей интерпретации, мы в Афинской Политии не найдем – сказывается работа автора. Она сказывается и в другом. С внешней стороны в построении Политии доминирующим является принцип серийности. Сама Афинская Полития была первой и важнейшей в серии 158 Политии Аристотеля, имевших в основных линиях одинаковую композицию (две части). В свою очередь первая часть нашей Политии представляет собой в конечном счете серию описаний государственных устройств, сменявшихся одно другим на протяжении афинской истории. Вторая часть Афинской Политии дает нам серию афинских установлений и должностей. Внутри каждой части наблюдается известный параллелизм: в каждом отрезке исторической части – чередование описания событий, предшествовавших установлению определенных порядков, и описание самих этих порядков; в систематической – одинаковое (с известными ограничениями и рядом отступлений) построение отдельных отрезков. Как ни просты подобные наблюдения, они представляют некоторый интерес как доказательство строго продуманного плана, по какому писалась Афинская Полития, и как опора для дальнейших поисков в том же направлении. История афинского государственного строя и описание соответствующего строя не представляют собой двух не связанных между собой частей трактата. Как уже отмечено выше, при чтении Афинской Политии трудно не заметить, что в ней Солон и его конституция занимают в известном смысле центральное положение. На протяжении исторической части автор не раз оглядывается на реформы, конституцию и деятельность Солона вообще (2, 2; 3, 5; 17, 2; 22, 1; 28, 2; 29, 3; 35, 2; 41, 2). Упоминание о законе Солона встречается и во второй части Политии (47, 1). Однако, наряду с этой оглядкой на эпоху Солона в исторической части Афинской Политии имеется еще другая, не менее показательная.(стр. 195) В рассказах о прошлом Аристотель время от времени вспоминает о современности. В описании государственного устройства Афин до Драконта современность иногда используется для так называемых обратных заключений. Так, современные Аристотелю порядки являются основанием (Аристотель говорит ) для заключения о том, что должность архонта возникла при Акасте (3,3); о том, что эта должность является менее древней, чем должности царя-полемарха (ibid.); о том, что местопребыванием царя было здание, именовавшееся в IV в. (3, 5). Считавшийся действительным еще во время Аристотеля закон Солона о назначении казначеев из пентакосиомедимнов рассматривается в Афинской Политии как доказательство () того, что законодательство Солона ввело цензовый принцип замещения должностей (8, 1). Кроме таких сопоставлений с современностью, которые являются особым приемом доказательства, частично или даже целиком заимствованным от предшественников, в Афинской Политии имеются и случаи упоминания о современности, требующие иного истолкования. Попытка увидеть доказательство во всех тех местах, где Аристотель употребляет выражения и т. п., не может быть признана удачной. Аристотель сообщает о том, что при Солоне каждая фила выбирала предварительно по десяти кандидатов на должности девяти архонтов, а потом среди этих кандидатов производилась жеребьевка; затем идет ссылка на современный порядок – ’(8, 1). То обстоятельство, что при Аристотеле кандидаты в архонты проходили двойную жеребьевку – предварительную и окончательную, само по себе не давало достаточного основания для заключения о том, что первая жеребьёвка заменила собой практиковавшееся когда-то, притом именно при Солоне, избрание. Аристотель приводит данные о действовавшем в его время порядке для того, чтобы показать, чем современные Афины обязаны солоновской конституции. Иначе говоря, практика IV в. не служит здесь исходной точкой для реконструкции порядков VI в. Эти последние считаются столь же известными, как и порядки IV в., и привлекаются для объяснения последних. Так же обстоит дело и в других местах, где прошлое сопоставляется с настоящим, будь то вопрос о юрисдикции девяти архонтов (3, 5), или о полномочиях и способе пополнения Ареопага (3, 6), или об отсутствии у фетов права занимать должности (7, 4), или о тексте присяги архонтов и булевтов (7, 1; 22, 2). После этого не окажется необоснованным предположение, что и те ссылки на современность, которые могли бы быть доказательствами и действительно были таковыми у предшественников Аристотеля, в Афинской Политии вовсе не играют такой роли или наряду с ней несут и дополнительную функцию сопоставлений, сделанных в интересах объяснения современности.(стр. 196) Не представляется удивительным то обстоятельство, что большая часть сопоставлений прошлого с современностью падает на те главы Афинской Политии, которые посвящены изложению ранних конституций. Чем дальше продвигался в своем повествовании Аристотель, тем меньше было надобности в подобных сопоставлениях. Демократические порядки поздних периодов были слишком похожи на современные Аристотелю порядки, чтобы нужно было специальное подчеркивание этого сходства автором. С другой стороны, попытки утвердить в Афинах строй, который был бы не совсем или совсем не демократическим, несли с собой такие порядки и установления, резкое отличие которых от того, что было при демократии, было вполне очевидным и не требовало особых комментариев. Сделанные выше замечания позволяют, как думается, говорить о том, что историческая часть Афинской Политии обращена одновременно и в сторону конституции Солона и в сторону современной Аристотелю конституции Афин. Что касается второй части трактата, изображающей конституцию IV в., то и она написана с некоторой оглядкой на прошлое. Вообще в этой второй части автор избегает исторических экскурсов в прошлое, выходящее за пределы последнего периода истории Афин, начинающегося в 403 г. Если речь иногда и идет об изменениях, то это частные изменения внутри того государственного порядка, который утвердился в Афинах после падения Тридцати. Однако некоторая обращенность к исторической части Афинской Политии (преимущественно к начальным главам ее) все же имеется. Прямая ссылка на первую половину Политии встречается только один раз – “об исконном способе назначения девяти архонтов сказано выше” (55, 1). Этими словами автор отсылает читателя к соответствующим местам исторической части своего сочинения (преимущественно 3,2–4, но также 8, 1; 22, 5; 26, 2). В одном месте, как уже отмечено выше, есть упоминание о Солоне. Творческая история Афинской Политии нам неизвестна и едва ли когда-нибудь станет известной. За отсутствием засвидетельствованных фактов приходится довольствоваться догадками. Заключения, к которым приводит (в плане отчасти гипотетическом) рассмотрение композиции Афинской Политии, следующие. Историческая и систематическая части Афинской Политии даже внешне тесно связаны одна с другой, предполагают одна другую. Отмеченные выше скрепления скорее всего появились тогда, когда использованный в Политике исторический материал начал получать оформление в виде Афинской Политип; для целей Политики они не были нужны. Первоначальные записи и выписки, представлявшие собой, по-видимому, описания отдельных действовавших и проектировавшихся в Афинах конституций и обстоятельств, при которых происходила смена (стр. 197) одних конституций другими, должны были подвергнуться при объединении их в едином сочинении существенной переработке. Подобная работа, естественно, сопровождалась пополнением материала, и конституция Драконта могла попасть в поле зрения автора именно в это время. Некоторые неловкости, имеющиеся в главе 4, излагающей конституцию Драконта, не являются ее специфической особенностью, они наблюдаются и в главе 3. Их можно объяснить той недоработанностью всего сочинения, о которой говорилось выше по поводу высказываний Аристотеля о функциях Ареопага. Более важной частью работы было подчинение материала единой концепции и почти законченное устранение противоречий. Зададимся вопросом, в чем выражается та или иная оценка Аристотелем в Афинской Политии того или иного государственного строя. Назойливых, подчеркнутых или рассчитанных на эмоциональное воздействие на читателя оценок строя или политического положения в Афинской Политии нет. В то же время читатель обычно без труда улавливает точку зрения автора, легко разбирается в его политических симпатиях и антипатиях. Замысел Аристотеля, по-видимому, в том и состоял, чтобы излагаемые им факты говорили сами за себя и чтобы читатель составил себе на основании этих фактов (поданных в соответствующем освещении) мнение раньше, чем он услышит оценку из уст автора. Значение прямых оценок в Афинской Политии не столько в том, что они направляют читателя (в известной мере есть и это), сколько в том, что они идут навстречу тем выводам, какие уже успел сделать внимательный читатель, и тем самым закрепляют эти выводы. Особенности манеры Аристотеля ясно сказываются в главах Афинской Политии, посвященных изображению деятельности Солона. Во 2-й главе дается картина социального строя Аттики накануне реформ Солона. Ни в одном слове нет осуждения. Однако общее определение – государственный строй был во всех отношениях олигархическим – (2, 2) – содержит в себе implicite осуждение этого строя. Важнейшая сторона тогдашнего положения – порабощение бедняков богачами и конкретные подробности – концентрация земли в руках немногих, тяжелые условия пользования землей, задолженность бедных слоев населения, займы под залог тела – все это не требовало особых пояснений, чтобы вызвать отрицательное отношение к себе со стороны читателей IV в. Дойдя до конца главы, они, конечно, сочувствовали народным массам, которые, по словам Аристотеля, с горечью переносили свое порабощение, да и вообще не видели ничего утешительного в том строе, где на их долю не оставалось ничего. Предупреждение о том, что кабальное рабство существовало вплоть до реформ Солона, который был первым предстателем народа, является первым упоминанием о знаменитом законодателе, которое сразу же придавало ему ореол освободителя народа. (стр. 198) В дальнейших словах Аристотеля, характеризующих ненормальное, болезненное состояние дел в Аттике до Солона, – (6, 4), (13, 3) – читатель не найдет для себя ничего нового. Главы 3 и 4, содержащие описание двух конституций, предшествовавших реформам Солона, дают некоторые подробности, к которым Аристотель несомненно относился с большим одобрением. Таковы в первую очередь сведения о полномочиях Ареопага (3, 6; 4, 4), с которыми следует сравнить встречаемые ниже сообщения о заслугах этого учреждения во время борьбы с Ксерксом (23, 1), прямую похвалу правлению Ареопага – (23,2), а также более сдержанную похвалу в Политике (V, 3, 5, 1304а 20 sqq.). И помимо того, в конституции Драконта безусловно есть элементы, заслуживающие, с точки зрения Аристотеля, полного одобрения: передача полноты прав в руки тех, кто способен вооружиться на собственный счет; штраф, налагавшийся на членов совета за непосещение его заседаний в зависимости от имущественного ценза, занятие государственных должностей лишь гражданами трех высших сословий. Однако все сообщения не только в 3-й, но и в 4-й главах выдержаны в бесстрастном тоне, без какого бы то ни было проявления собственного отношения к излагаемым конституциям. Заключительная часть 4-й главы представляет собой напоминание о неприглядных социальных отношениях, не изменившихся при перемене конституции. Аристотель говорит – . Эти слова, как и начало следующей главы – –возвращают читателя к главе 2 и напоминают ему о собственных мыслях, вызванных этой главой. Окончательный итог глав, предшествующих изложению истории реформ Солона, тот, что внутреннее положение в Аттике оставалось очень печальным. Следующая глава 5 рассказывает о столкновении народа со знатью и о назначении Солона примирителем архонтом. Весь план рассказа благожелательный по отношению к Солону. Причисляя реформатора по его имущественному положению; к средним слоям гражданства (5, 3), Аристотель тем самым выражает ему свою симпатию, так как, по его мнению, средние граждане более всего склонны к хорошему образу правления и из них выходят самые лучшие законодатели – это он прямо высказал в Политике (IV, 9, 6, 1295b, 25 sqq.). При всем том мы не найдем в разбираемой главе ни одной прямой похвалы по адресу Солона. Только в главе 6 после сообщения о том, что Солон освободил народ, запретив ссуды под залог тела, и провел сисахфию, Аристотель, по поводу обвинения Солона в корыстолюбии, открыто берет законодателя под свою защиту. (стр. 199) Обвинителей Солона он называет клеветниками – (6, 1) людьми, стремящимися к злословию – . Обвинение в алчности Аристотель объявляет лживым, ссылаясь на проявленные Солоном умеренность и отсутствие эгоизма, его отказ от тиранической власти, которую он при тогдашних обстоятельствах мог легко приобрести. Имеется в этой главе и высокая оценка деятельности Солона в целом: для него прекрасное и спасение государства значили больше, чем собственные корыстные интересы (6, 3). К такого рода высказываниям автора читатель подготовлен всем ходом предшествующего изложения. Две следующие главы, 7-я и 8-я, посвящены сообщениям о реформаторской деятельности Солона. Строго фактическое изложение прерывается только два раза – доказательством правоты одного из борющихся мнений по поводу конкретной детали нового социального строя (7, 4) и замечанием по поводу одного курьезного пережитка, наблюдавшегося в процедуре назначения архонтов еще во второй половине IV в. (7, 4, fin.). Глава 9 стоит особняком в Афинской Политии Аристотеля. Вместо обычного описания конституции или повествования об исторических событиях Аристотель излагает здесь результат анализа конституции Солона, по самому своему характеру более подходящий для Политики. Выделены наиболее демократические элементы в конституции Солона. Определения этой конституции как демократической в рассматриваемых главах Афинской Политии нет, но выделение демократических элементов в ней, наименование Солона предстателем народа, который нападал на богатых (5, 3), все же наводит читателя на мысль, что демократия в Афинах ведет свое начало от Солона. Прямо скажет об этом Аристотель ниже, в общем обзоре смен конституций в (41, 2). Однако в той же главе 9 читатель получает первое предупреждение о том, что строй, введенный Солоном, не следует отожествлять с афинской демократией времен Аристотеля. Став вершителем судебных приговоров, говорит Аристотель, народ становится господином государства. Законы Солона не отличаются простотой и ясностью, и в этой их особенности некоторые видят особый умысел законодателя, задавшегося целью поставить судебные решения в зависимость от произвола народа. Это означает, что были люди (они могли быть как среди сторонников, так и среди противников демократии), считавшие Солона родоначальником тех порядков, какие установились в Афинах в IV в. до н. э. Осуждаемые автором Афинской Политии порядки так охарактеризованы в резюмирующей исторический обзор главе: “Ведь народ сделал себя господином всего и все управляется декретами и судами, в которых главенствует народ; ведь и подлежавшие ведению совета судебные дела перешли к народу” (41, 2).(стр. 200) Солон, по мнению самого Аристотеля, не имел в виду основать демократию в том виде, в каком она существовала в Афинах при Аристотеле. Не ею он хотел заменить олигархию и не ею он пытался защитить Афины от надвигавшейся тирании (14, 2). Как смотрел автор Афинской Политии на конституцию Солона, видно из двух мест, где эта конституция сопоставляется с конституцией Клисфена. Последняя в том месте, где о ней идет речь, названа гораздо более демократичной, чем солоновская (22, 1). С другой стороны, в рассказе о подготовке олигархического переворота 411 г. сказано, что Клитофонт сделал добавление к псефизме Пифодора: “обследовать и прародительские законы, которые дал Клисфен, когда он устанавливал демократию” (29, 3). Обоснование – “так как конституция Клисфена была не демократической, а близкой к конституции Солона” (ibid.) – скорее всего принадлежит не Клитофонту, а Аристотелю, т. с. Аристотель от себя объясняет смысл предложения Клитофонта (последний выступил со своим предложением потому, что считал конституцию Клисфена мало чем отличающейся от солоновской). Противоречия между высказываниями Аристотеля нет. В установлениях Клисфена получили дальнейшее развитие демократические принципы, лежавшие в основе конституции Солона; с этой точки зрения, конституция Клисфена была действительно гораздо более демократичной, чем солоновская. С другой стороны, по сравнению с конституцией V в. обе конституции представлялись далекими от демократии. Аристотель не случайно говорит о прародительских законах Клисфена – возвращение к прародительским порядкам, прародительской конституции было лозунгом определенных социальных кругов в Афинах в период олигархических переворотов конца V в. (34, 3). Разработанная Аристотелем в Политике классификация демократий показывает, что отнесение конституции Солона к числу демократических (в виде пояснения – от нее ведет свое начало демократия) вполне соответствует взглядам Аристотеля. Действительно, основные черты государственного строя Афин во время действия конституции Солона совпадают с основными признаками той демократии, которая, по теории Аристотеля, является первой по времени и наилучшей – (VI, 2, I, 1318b, 6 sq.). (стр. 201) В Политике Аристотель не раз упоминает о разных видах демоса (IV, 4, 1, 1291Ь, 17 sqq.; VI, 1, 4, 1317а, 24 sq.; 2, 1, 1318b, 9 sqq.; 6, 4, 1321а, 5 sqq.). Демократия, по его мнению, бывает наилучшей, когда главенство принадлежит земледельческому демосу (VI, 2, 1, 1318b, 6 sqq.). Если мы вспомним, какое место в изображении реформ Солона занимает в Афинской Политии сисахфия, затем, что скопление народа в городе и оставление полей Аристотель относит к V в., ко времени после п, сделал, как кажется, государственный строй более подтянутым, и снова морской люд, став виновником Саламинской победы и т. д., усилил (V, 3, 5, 1304а, 17 sqq.). Исторический пример изменения строя в Афинах в