Реферат по предмету "Разное"


Архангельский Государственный Технический Университет Институт Экономики Финансов и Бизнеса Кафедра финансов и кредита курсовая

Министерство образования РФ Архангельский Государственный Технический Университет Институт Экономики Финансов и Бизнеса Кафедра финансов и кредитаКурсовая работаПо дисциплине “финансы”Пенсионные Фонды РФПодготовил студент III-курса 3гр Ширшов А.Е.Проверил преподаватель Залукаева Э.В2000Оглавление Введение История Сущность пенсионного обеспечения Пенсионная система как финансовый инструмент. Понятие пенсионного обеспечения 2. Схемы пенсионных выплат 3. Проблема психологического риска III. Пенсионные фонды 1. Не государственные пенсионные фонды 2. Государственное пенсионное обеспечение 2.1. Виды государственных пенсий и условия их назначения 2.2. Льготное пенсионное обеспечение 2.3. Причины применения льготных пенсий в России 3. Пенсионный фонд Российской Федерации 3.1. Причины создания ПФР 3.2. Источники формирования средств ПФР 3.3 Уплата страховых взносов в ПФР 3.4. Деятельность ПФР 3.5. Направление расходования средств ПФР 4. Государственный или частный? 5. Какую схему выбрать? IV. Новые подходы в государственном пенсионном обеспечении 1. Персонифицированный учет страховых взносов в ПФР 2. Индивидуальный коэффициент пенсионера Заключение ВведениеДалеко не секрет, что все люди пекутся о своей старости и пытаются каким-то образом себя обеспечить, чтобы не остаться без средств к существованию в нетрудоспособном возрасте. Также многие люди хотят себя подстраховать на тот случай, если производственная травма или несчастный случай вдруг лишат человека трудоспособности или даже жизни (если профессия связана с постоянным риском для жизни; например оперативный работник, кадровый военный). На протяжении многих лет единственным гарантированным источником дохода после ухода на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста, либо вследствие потери трудоспособности были государственные пенсионные выплаты. Таким образом, все средства аккумулировались на государственных счетах и затем перераспределялись. В настоящий момент на финансовом рынке появляются новые участники – пенсионные фонды, которые далеко не обязательно являются государственными учреждениями. Их цель – накопление капитала посредством пенсионных отчислений тех людей, которые заинтересованы в своем благосостоянии после активной занятости. Сейчас, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы минимальные потребности человека, к тому же существует проблема невыплаты пенсий. Действующая в данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит ни какого отра­жения при исчислении будущей пенсии. Все это свидетельствует о глубоком кри­зисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необхо­димости ее коренного реформирования. Чтобы найти недостатки необходимо обратиться к исто­рии возникновения и развития пенсионного обеспечения, об этом рассказывается в первой главе. Во второй главе обосновывается необходимость пенсионного обеспечения и раскрывается его сущность в экономическом, юридическом и социальном смыс­ле; определяется ведущая роль государства в процессе материального обеспече­ния нетрудоспособных граждан. В третьей и четвёртой главе рассказывается о Государственых и не государственных фондах Российской Федерации. Здесь рассматриваются виды государст­венных и внегосдарственных пенсий и условия их назначения, а так же причины применения льготных пенсий в России, проблемы повышение уровня социальной защиты работников, занятых на производствах с вредными условиями труда и основные направления реформирования льготного пенсионного обеспечения. Особое внимание уделяется вопросу о Пенсионном фонде Российской Фе­дерации: рассказывается о причинах его создания, источниках формирования и направлениях расходования средств Пенсионного фонда, порядке уплаты страховых взносов, описывается процесс управления Пенсионным фондом и его средствами.^ 1. Немного истории С помощью короткого исторического экскурса можно понять эволюцию отношения общества к людям, не способным зарабатывать себе на жизнь, точнее, к их материальному обеспечению на различных ступенях развития человеческой цивилизации. Особенно долго человечество осознавало необходимость оказания помощи всем, кто испытывает нужду по причине преклонного возраста. Государственно-организационная система помощи старикам появилась намного позже, чем ана­логичные формы общественной заботы о детях. Уровню и масштабам заботы о стариках в античном мире трудно дать одно­значную оценку. С одной стороны, и в Древней Греции, и в Древнем Риме сохра­нялось привилегированное положение старых людей, сложившееся еще при пер­вобытнообщинном строе. Но с другой стороны, власть стариков и уважение к ним еще отнюдь не означают проявления заботы о широких массах людей преклонно­го возраста. Старые рабы умирали от голода, и даже свободные граждане могли рассчи­тывать на весьма малую помощь со стороны общества. Так, в Афинах существо­вало подобие пенсионной системы, обеспечивавшей граждан, «которые вследст­вие телесной слабости и дряхлости не могли зарабатывать себе хлеба», неболь­шим ежедневным пособием. В 1891 году в Дании был принят закон, фактически предопределивший пе­реход от страхования на случай старости к прямому пенсионному обеспечению без каких-либо предварительных взносов со стороны пенсионера. Согласно этому закону, каждый гражданин, достигший 60-летнего возраста, имел право на по­лучение пожизненной пенсии, выплачивавшейся за счет средств государственного казначейства и доходов местных общин. Впервые в истории старость была признана законным основанием для гарантированной помощи со стороны госу­дарства в виде пенсии. [22]. . Слово «пенсия» латин­ского происхождения. «Pensio» означает платеж. [3] Наиболее значимое событие произошло 6 декабря 1827 г.: именно в этот день император Николай I утвердил "Устав о пенсиях и единовременных пособи­ях государственным (военным и гражданским) служащим и подписал указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1 января 1828 г. Пенсии и пособия государственным служащим в России выплачивались и ранее, но правила, по которым эти выплаты производились, не имели ни надле­жащей определенности, ни соразмерности.[2]^ Общие положения Указом и Уставом были определены три принципиальных положения пен­сионного законодательства.Во-первых, выплата пенсий и единовременных пособий должна была произ­водиться из Государственного казначейства, которому для этих целей перечисля­лись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство пенсий и пособий". Таким образом, в России был создан бюджетный централизованный госу­дарственный пенсионный фонд. Вместе с тем, незначительная часть пенсий вы­плачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых средств.[2]Во-вторых, размер пенсий определялся не по окладам жалования, а по ок­ладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их долж­ностям. К "Уставу" (1827 г.) прилагалось "Примерное расписание окладов для определения пенсий гражданским чиновникам по их должностям", которым уста­навливались девять разрядов пенсий.В-третьих, вдовам и сиротам гражданских служащих гарантировалось пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались вычеты за повышение в чине, отчисления с пенсий, вычеты со всех окладов. При недостатке этих сумм указ предписывал дополнять их из средств Государственного Казначейства. "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" состоял из трех частей: "Правил для назначения пенсий и пособий", "О пенсиях и пособиях вдовам и де­тям классных чиновников" и "О производстве пенсий и пособий". Назначение и выплата пенсий. По "Уставу о пенсиях..." (1827 г.) как классные чиновники, так и не имею­щие классов канцелярские служители получали полный оклад пенсии согласно своему разряду после 35-летней службы, которая начиналась с 16 лет. Таким об­разом, гражданский служащий мог рассчитывать на полную пенсию в возрасте 51 год. Но в отставку можно было выйти и раньше. Пенсия чиновнику назначалась по разряду последней должности, если он занимал ее не менее 5 лет, в противном случае - по разрядам предшествующих должностей. Различие между наименьшей суммой пенсии и наибольшей было более чем в 50 раз. Сумма пенсионного содержания вдов и детей классных чиновников уста­навливалась исходя из пенсии, получаемой главой семейства в отставке, или какая следовала бы ему в последние дни службы; право на пенсию у вдовы было по­жизненным, у сыновей - до 18 лет, а у дочерей - до 21 года. Неизлечимо больные дети получали пенсию пожизненно. Право на вознаграждение пенсией исключалось при следующих обстоятель­ствах: - если чиновник по суду приговорен к наказанию с внесением этого факта в послужной список; - если он перешел на иноземную службу без согласия правительства. Устав запрещал получать пенсию в отставке и жалование при вступлении вновь на службу. Поступающий вновь на службу получал либо жалование, либо пенсию, смотря по тому, что было выше. Все права на получение пенсий должны были подтверждаться законными свидетельствами: послужным списком чиновника, составленным по общим правилам и форме и свидетельством о болезни, если она являлась причиной увольнения по Службе.^ Особенные уставы Кроме общего Устава действовали "особенные уставы о пенсиях и едино­временных пособиях по некоторым ведомствам". Эти уставы учитывали специ­фику службы чиновников и служителей: положение в иерархии власти, отдален­ность местностей, малонаселенность, климат, общие условия службы и быта и т.п. ^ Эмеритальные кассы Особое место в пенсионном обеспечении гражданских служащих занимали так называемые эмеритальные кассы. Цель создания кассы - обеспечить дополнительными суммами пенсий вы­шедших в отставку членов кассы независимо от того, какие пенсии им будут на­значены на основании общих законов, особенных уставов. Денежные средства касс (эмеритальный капитал) складывались из взносов членов касс в размере 4-6% от оклада содержания по штату, начисленных на эти суммы процентов по вкладам, дохода от ценных бумаг, добровольных пожертво­ваний и других возможных поступлений. Средства кассы составляли собствен­ность всех ее участников и ни в каком случае, и ни под каким предлогом не могли быть использованы иначе, как на пенсии и пособия. Хозяйственная и пенсионная деятельность эмеритальных касс проходила под контролем высшего руководства ведомства.Эмеритальные пенсии разделялись: - на степени - по должностным окладам содержания участника кассы в по­следние три года; - на классы - по продолжительности выслуги; - на разряды - по числу лет участия в кассе. Эмеритальные пенсии в сравнении с пенсиями, назначаемыми по общему и особенным уставам, составляли значительные суммы. Так, чиновник юридического ведомства с окладом жалования 600-800 руб. в год, чей стаж и участие в кассе составляли 35 лет, мог рассчитывать на эмери­тальную пенсию в размере 280 руб. По общему же уставу его пенсия составляла 185 руб.[2] Принципиальные положения пенсионного законодательства оставались не­изменными в течение 90 лет. Пенсионная система была проста. Ее разрабатывали отечественные администраторы и экономисты применительно к российскому государственному устройству. После Октябрьской революции в 1918 г. было принято «Положении о соци­альном обеспечении трудящихся», в котором предусматривалось оказание госу­дарственной помощи лицам в случае постоянной утраты трудоспособности, вы­званной различными причинами, в том числе и старостью. [22] Но с начала 20-х годов социальное обеспечение престарелых стало строить­ся не на основе учета возраста, а в зависимости от степени утраты трудоспособно­сти и наступления в связи с этим инвалидности по старости. Возраст в качестве критерия получения помощи как бы отошел на второй план, пропустив на первый невозможность пожилым человеком продолжать трудовую деятельность. Первым шагом в направлении перехода к пенсионному обеспечению, осно­ванному, прежде всего на достижении человеком определенного возраста явилось установление в 1924 г. пенсий преподавателям вузов и рабочим факультетов, дос­тигшим 65-летнего возраста. В 1932 г. пенсионное обеспечение по старости охва­тило рабочих всех отраслей народного хозяйства и приняло форму, дошедшую почти без принципиальных изменений до конца 80-х гг. После принятия Конституции СССР 1986 г., в которой старость выделялась как самостоятельное основание для социального обеспечения трудящихся, не свя­занное с установлением степени индивидуальной потери трудоспособности, пен­сионное обеспечение стало всеобщим для рабочих и служащих. Реформа Пенсионного обеспечения по инвалидности и по случаю потери кормильца, осуществленная в 1973-74 гг., позволила улучшить материальное по­ложение инвалидов I и П групп и семей, лишившихся кормильцев. Пенсии по ин­валидности были приближены по размерам к пенсии по старости.[3] Одним из существенных элементов организации пенсионного обеспечения является его финансирование. В СССР трудящиеся своими доходами не участво­вали в образовании фондов социального обеспечения, расходуемых на выплату пенсий. Расходы на пенсионное обеспечение граждан покрывались за счет бюд­жета государственного социального страхования, который входил в государст­венный бюджет СССР. В настоящее время управление финансами пенсионного обеспечения в госу­дарственном масштабе осуществляет Пенсионный фонд России, образованный в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года.[4] Важнейший принцип ПФР - солидарная ответственность поколений, ко­гда трудоспособное население за счет взносов в ПФР содержит нетрудоспособ­ное. Кроме ПФР на территории РФ действуют негосударственные пенсионные фонды. Зарождение пенсионного обеспечения в каждой стране происходило в соот­ветствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Не­смотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организацион­ном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах и преста­релых становится нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизо­ванного общества.^ II. СУЩНОСТЬ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Деньги Взносы эмитенты пенсионные фонды спонсоры жми Ценные Пенсионные бумаги обязательстваРис.1. Схема работы пенсионных фондов^ Пенсия как финансовый инструмент. Основные понятия В Большом эко­номическом словаре [7] пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступле­нии инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.^ Пенсионные фонды (в том числе и пенсионные планы) – это финансовые учреждения, которые эмитируют пенсионные обязательства взамен пенсионных взносов от частных и юридических лиц и вкладывают полученные деньги в финансовые инструменты (см. рис.1).^ Пенсионные взносы – вклады от населения, фирм, государства, на основе которых формируется необходимый для последующих пенсионных выплат капитал.Спонсор – плательщик взносов, инвестор. Им может быть: частное лицо; работодатель (фирма) или организация; государство. Примерно 180 конвенций и такое же число рекомендаций, принятых на международных конференциях труда с 1919 г., рассматривают вопросы, связан­ные с социальным обеспечением. Основные принципы международных норм в области пенсионного обеспечения реализуются в форме различных систем и спе­циальных программ социальной защиты.[5] Пенсионное обеспечение можно рассматривать в различных аспектах. В юридическом смысле пенсионное обеспечение представляет отрасль за­конодательства, регулирующую отношения, связанные с содержанием обществом нетрудоспособных. Многие правовые нормы пенсионного обеспечения одновре­менно являются частью трудового законодательства, что отражает тесную связь пенсионного обеспечения, и в первую очередь пенсий, с трудом. В социальном смысле - это совокупность видов и форм содержания обще­ством и за счет общества нетрудоспособных в силу возраста (старики, дети) или в связи с состоянием здоровья, препятствующим выполнению оплачиваемой рабо­ты. В экономическом смысле пенсионное обеспечение - часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных. Пенсионное обеспечение является доминирующей формой содержания не­трудоспособных. Ни один другой вид социального обеспечения не отличается та­кими масштабами, как пенсии. Пенсия прочно вошла в наш быт как форма, вид или способ материального обеспечения в случае нетрудоспособности. Сегодня с пенсией связаны судьбы миллионов людей во всем мире. Только в России пенсии выплачиваются 37 мил­лионам человек. [6] Естественно, что, занимая важное место в жизни современного общества, пенсионное обеспечение привлекает большое внимание как в чисто потребитель­ском плане, так и в точке зрения его экономических, социальных, правовых, на­учных и организационных основ. Нередко возникают дискуссии и в отношении терминологических аспектов пенсионного обеспечения. Слово «пенсия» латин­ского происхождения. «Pensio» означает платеж. В процессе исторического развития это понятие наполнялось все новым со­держанием. Первоначально оно имело значение жалования за верную службу вла­стям. В современном мире это источник средств существования широких слоев трудящихся в старости и в других случаях нетрудоспособности. В Большом эко­номическом словаре пенсия определяется как регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступле­нии инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Для реализации целей пенсионного обеспечения в государственном масштабе необходимо создание пенсионной системы, которая представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначе­ния до выплаты пенсий. Порядок исчисления, выплаты, перерасчета, индексации трудовых и социальных пенсий регулируется различными нормативными актами, устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Пенсионная система любой страны является одним из важнейших элемен­тов социальной защиты лиц наемного труда. Организационно-правовая форма пенсионной системы определяется состоянием экономики и рынка труда, прово­димыми налоговой политикой и политикой в области доходов, демографической ситуацией, развитостью финансовых, в том числе и страховых институтов, приня­тием обществом конкретной модели пенсионного обеспечения. По своей природе пенсия замещает заработную плату как основной источ­ник доходов наемного работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы резервируется часть необходимого продукта, предназначен­ная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечи­вает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных при­чин. Доля средств, идущих на эти цели, в структуре ВВП - макроэкономический показатель уровня цивилизованности общества. В настоящее время на цели пенсионного страхования в России направляется 6% валового внутреннего продукта (ВВП), что соответствует мировым стандар­там. Но в расчете на одного работающего размер ВВП в России примерно в 8 раз ниже по сравнению со странами, имеющими развитую рыночную экономику, входящими в ОЭСР, что и обуславливает относительно низкий уровень пенсий в РФ.[8] Соотношение средних пенсии и заработной платы, покупательная способ­ность минимальной и средней пенсии, средняя продолжительность периода нахо­ждения на пенсии (в том числе мужчин и женщин) отражают уровень социальной защищенности пенсионеров. Формирование моделей национальных пенсионных систем - результат общественного согласия по поводу принципов построения, способов осуществления социальной политики. Такое согласие складывается под влиянием экономических, культурных и национальных традиций той или иной страны. Общим и неизменным условием организации любой пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической ба­зы, обеспечивающей сохранение приобретенных работниками прав на пенсию. Уровень эффективности пенсионной системы обусловлен характером:- "внешних условий", связанных с ситуацией в экономике., деятельностью финан­совых и страховых институтов;- "внутренних условий", определяемых спецификой конкретной пенсионной сис­темы (структура, виды и подвиды системы, природа ее финансовых механизмов);сопряженности (адекватности) "внешних" и "внутренних" условий функциони­рования пенсионной системы, их непротиворечивостью.[9]^ 2.2. Схемы пенсионных выплат Существует несколько широко принятых схем начисления пенсий. Пенсия по выбытии – пенсия выплачивается из имеющегося в настоящий момент в наличии капитала, который собирается независимо от долгосрочных инвестиций (планов) плательщика пенсионных взносов. В случае государственной пенсии, пенсия выплачивается за счет «сегодняшних» налогоплательщиков. Существует опасность, что из-за низкого, а в последние семь лет вообще отрицательного прироста населения в Эстонии, будущие поколения пенсионеров будет, грубо говоря, «некому кормить», и население еще сильнее «постареет». Такой вариант для системы, предусматривающей частные пенсионные фонды, не подходит. ^ Схема с назначенным взносом назначает плательщику взносов (спонсору) точную сумму, которую тот должен регулярно вносить в пенсионный фонд. Таким образом, взносы примут формы процентов от заработной платы или дохода. Сумма выплат обычно не гарантируется, зависит от продолжительности выбранной схемы (иными словами от фактора времени) и от доходности сделанных пенсионным фондом инвестиций. Причем согласно закону, инвестиции могут быть произведены в акции на фондовом рынке, в инвестиционные фонды, а также в акции самого предприятия, что, в общем-то, не лишено смысла, так как прослеживается определенная логическая цепочка: чем успешнее действует предприятие, тем лучше его показатели прибыли, рентабельности и проч., тем выше котируются его акции на рынке ценных бумаг, тем больше доходность пенсионного фонда, и тем выше, наконец, пенсии, полученные из этого фонда. Такой вариант называется ESOP, employee stock ownership program.i Он довольно органиченно вписывается в концепцию частных пенсионных фондов.^ Схема с назначенным размером выплат берет за основу заданный размер пенсионных выплат после выхода на пенсию. Причем размер пенсионных выплат зависит в первую очередь от стажа и от размера заработной платы в период занятости, а размеры взносов напрямую зависят от желаемого результата. Выплаты, производимые из пенсионных фондов выплаты зависят, от суммы, которая накопилась на момент выхода на пенсию. За эти деньги можно «купить» пенсию: до конца жизни как аннуитет или на определенный период. Три последние схемы хорошо подходят для частных пенсионных фондов.^ Проблема психологического риска и пути ее разрешения В государстве в результате общественного согласия, сложившегося под воздействием экономических и социальных факторов, формируется пенси­онная система определенной модели. Правительство осуществляет различные пенсионные программы. Однако люди могут обеспечить свою старость и с помо­щью частных сбережений. Почему же в таком случае правительство всегда при­нимает участие в программах для пенсионеров? Величина частных сбережений многих людей не достаточна для обеспечения социально приемлемого уровня жизни. Общество не может допустить, чтобы люди, по недостатку предусмотри­тельности или по другим причинам не скопившие в прошлом достаточно средств, умирали от голода, расплачиваясь за собственные ошибки. Но раз люди знают, что они будут обеспечены даже в том случае, если не будут делать сбережений, то возникает проблема, которую экономисты называют проблемой психологического риска.[10] Ущерб в этом случае заключается в том, что, обеспечивая людей, не де­лающих сбережений, общество снижает стимулы к сбережениям. Для разрешения этой проблемы используются два подхода:Общество может осуществлять программы помощи беднякам, но для ее получения должны существовать достаточные ограничения, налагаемые таким образом, чтобы люди предпочитали не пользоваться этими программами, за ис­ключением тех случаев, когда они вынуждены делать это. 2. Сделать сбережения принудительными. Программы с ограничениями существуют в форме частных пожертвований, а также доходов из вспомогательной системы социального обеспечения. Однако, учитывая то, что для пожилых людей, не сделавших сбережений, все же должны быть, обеспечены достаточно крупные суммы, все страны полагаются главным образом на принудительные сбережения. Программа обязательных сбережений может осуществляться правительст­вом, как это делается почти во всех странах, или правительство может просто по­требовать от людей каждый год представлять свидетельства того, что они отло­жили требуемую сумму. Осуществляемая правительством программа принуди­тельных сбережений имеет то преимущество, что нет необходимости проверять каждого человека, отложил ли он в этом году требуемую сумму сбережений. В этом случае не существует также необходимости проверять состояние банка, вза­имного фонда или другого института, на счета которого производятся вложения. Однако эта программа имеет тот недостаток, что она находится полностью в ру­ках правительства и, следовательно, является объектом различного рода полити­ческих манипуляций. Кроме того, правительственный проект принудительных сбережений не испытывает конкурентного давления, способствующего предло­жению новых, более удобных методов сбережений. При частной программе сбережений люди могут осуществлять свои плате­жи, одновременно аккумулируя проценты, и затем, в старости, получить то, что они выплатили, вместе с процентами, накопившимися за это время. Однозначный вывод из этого анализа сделать невозможно: решения, при­нимаемые на федеральном уровне и на уровне местных органов власти, оказыва­ют глубокое и разнообразное влияние на экономику и общество. Роль правитель­ства в экономике разнообразна и широкомасштабна. Наша экономика действи­тельно является «смешанной»: нашу экономическую жизнь формируют как обще­ственные, так и частные решения, опирающиеся на рыночные рычаги, и на поли­тические процессы.III. Пенсионные фонды^ 3.1. Не государственное пенсионное обеспечение Фонд нельзя просто так организовать на пустом месте, для этого необходимы некоторые предпосылки. На первый взгляд, сегодня в самом предпочтительном положении находятся страховые компании. У них самая подходящая база для того, чтобы занять пустующую нишу на финансовом рынке и начать предоставлять услуги частного пенсионного страхования. Они имеют необходимый капитал, а также опыт ведения подобных расчетов. Ведь пенсии – это тоже своего рода страхование, учитывающее фактор времени как один из основных. Поскольку в Эстонии самыми успешно развивающимися финансовыми посредниками являются коммерческие банки, то возможна ситуация при которой банки тоже предпримут все усилия, чтобы предложить свои услуги в этой области. Существует несколько способов контролирования и управления пенсионными фондами (а значит, и возможность получения прибыли) для коммерческих банков: 1). Трастовая деятельность, то есть банк является поверенным в делах пенсионного фонда. Например, это может быть маклерская деятельность при купле-продаже финансовых инструментов на бирже ценных бумаг. Поверенный банк покупает от лица фонда, уполномочившего его на эту сделку. 2). Инвестиционное управление, то есть коммерческий банк может управлять инвестиционным портфелем, принадлежащим пенсионному фонду, причем фонд вправе сам назначить портфельного управляющего или за него это сделает банк. 3). Продажа персональных пенсий или как их еще можно назвать персональных программ. Коммерческий банк может выдавать от своего имени обязательства на выплату пенсии на определенных условиях, которые, однако, не должны котироваться на вторичном рынке, то есть их нельзя перепродавать. Человек покупает облигацию, по которой банк начинает выплачивать проценты после выхода этого человека на пенсию, а также может погасить на оговоренных ранее условиях. 4). Пенсионные советы. Банк может оказывать консультации по помещению средств в различные пенсионные фонды и финансовые инструменты на длительные сроки, составлять приблизительные графики выплат, оказывать юридические консультации.ii Насколько явствует из приведенных выше примеров, у коммерческих банков существует много возможностей, и появление частных пенсионных фондов открывает для них широкое поле деятельности.^ 3.2. Государственные пенсионные фонды В РФ единая система государственных пенсий устанавливается Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. с последую­щими изменениями и дополнениями к нему. [12] В соответствии с этим Законом основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление ин­валидности, а для нетрудоспособных членов семьи кормильца - его смерть; осно­ванием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся служит длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. «...Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случа­ях, установленных законом...» Так в Конституции РФ [11] вместе с другими правами и свободами человека закреплено право на социальное обеспечение, включая пенсионное обеспечение.^ 3.3.Виды государственных пенсий и условия их назначения Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчиты­ваемой в общий трудовой стаж назначаются следующие пенсии:^ Пенсия по старости (по возрасту) Пенсия устанавливается рабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определенного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и при нали­чии соответствующего трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин). Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней). Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора пенсии. Так, гра­жданам, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, может назначаться и выплачиваться одна из них, по их выбору. Исключение уста­навливается только для граждан, ставших инвалидами вследствие военной трав­мы. Им предоставлено право получать одновременно две пенсии: пенсию по ста­рости (или пенсию за выслугу лет) и пенсию по инвалидности. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пен­сией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.^ 2. Льготное пенсионное обеспечение Одна из особенностей отечественной пенсионной системы - предоставление досрочных (на 5, 10 и более лет) пенсий за работу в особых условиях труда. Эти­ми "привилегиями" пользуются работники предприятий и производств с вредны­ми условиями труда. Льготные пенсии - отечественный феномен, подобной прак­тики нет ни в одной стране мира. У нас же право на них распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессий и должностей или на каждого пятого ра­ботника промышленности, а в металлургии, электроэнергетике, химии, угольной промышленности - по меньшей мере, на половину производственного персонала.[13] Экспертные оценки свидетельствуют, что общая сумма расходов на финан­сирование льготных пенсий, а также издержек по индивидуальному возмещению ущерба уже сегодня составляет в среднем 6-8% ФОТ, а по отдельным отраслям и регионам 20-40% и более.[14]^ 3. Пенсия по инвалидности Пенсия устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (при наступлении инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин насту­пления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии раз­личаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначается неза­висимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правило, опреде­ленный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.^ 4. Пенсия по случаю потери кормильца Пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на его иждивении. Родители и вдовы (вдовцы) граждан, погиб­ших вследствие военной травмы, а также один из родителей или супругов, другой член семьи, занятый уходом за родственниками умершего кормильца, не достиг­шими 14 лет, и неработающий, получают пенсию независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего. Условия пенсионного обеспечения зависят от при­чины смерти кормильца: если его смерть наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, то пенсия назначается независимо от дли­тельности стажа работы кормильца; если кормилец умер вследствие общего забо­левания, то пенсия назначается при наличии у него ко дню смерти общего трудо­вого стажа, необходимого для получения пенсии по инвалидности.^ 5. Пенсия за выслугу лет Пенсия устанавливается в связи с длительной подземной или другой рабо­той с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью.^ 3.4. Причины применения льготных пенсий в РФ Широкое распространение льготных пенсий обусловлено, прежде всего, на­личием большого количества производств, где условия труда вредны для здоро­вья работающих, а их кардинальное улучшение благодаря внедрению современ­ных безопасных технологий и оборудования, высокоэффективных и надежно работающих средств защиты - дело крайне дорогое. У работодателей возникает труднопреодолимый соблазн сэкономить на этих мероприятиях за счет трудящих­ся. Работников же на "добровольную" продажу своего здоровья толкает нужда. Для властей предержащих такая форма эксплуатации людей выгодна - не надо вкладывать средства в создание безопасных условий труда, не надо разрабатывать и внедрять сложные механизмы социальной защиты в виде обязательного соци­ального страхования от несчастных случаев на производстве и п


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.