Маркетинговый анализ рынка продуктов быстрого приготовления Июнь 2006 года www.snbc.ru © Дизайн Александра Савельева МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ПРОДУКТОВ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ(Июнь 2006 года)Рынок хлебных продуктов (хлеб и хлебобулочные изделия, мука, макаронные изделия, бобовые и крупы) и рынок продуктов быстрого приготовления (ПБП) относятся к взаимопересекающимся продуктовым рынкам. Взаимное пересечение двух названных рынков связано, во – первых, с тем, что часть хлебопродуктов (например, вермишель быстрого приготовления) по определению является ПБП, а во – вторых, с субституциональностью названных товаров. Иными словами продукты быстрого приготовления являются товарами – заменителями традиционных хлебопродуктов. Именно последним обстоятельством объясняется снижение потребления в России хлеба и хлебобулочных изделий, муки и традиционных круп – россияне все больше уподобляются европейцам и американцам в своих потребительских предпочтениях. Рис. 1. Динамика производства и потребления хлебных продуктов в Российской Федерации, тыс. тонн. Источник: РосстатРис. 2. Динамика производства и потребления хлебных продуктов в Нижегородской области, тыс. тонн. Источник: РосстатРис. 3. Динамика потребления хлебных продуктов, в % к 1992 году.Источник: Росстат^ 1.1. Анализ российского рынка макаронных изделий Макароны – традиционный вид гарнира в российских семьях, который в силу быстроты приготовления и относительной дешевизны вряд ли потеряет свою популярность в ближайшие годы, хотя в последнее десятилетие и отмечается тенденция снижения потребления макаронных изделий. Лидерами по потреблению макаронных изделий в мире, несомненно, являются итальянцы. По данным UN.I.P.I. (Unione Industriali Pastai Italiani), потребление макаронных изделий на душу населения в Италии оценивается на уровне 28,2 кг/год. Однако между итальянскими и российскими макаронами существует значительная разница. Если итальянские производятся из твердых сортов пшеницы, то в России в большинстве случаев 1 – из мягких, что отражается на питательных свойствах. Макароны из мягких и твердых сортов пшеницы имеют различную углеводную структуру. В твердой пшенице присутствует крахмал, имеющий кристаллическую форму, т.к. он не разрушается при размоле; а в мягкой пшенице крахмал присутствует в так называемом «аморфном состоянии». ^ Поэтому если итальянцы и могут употреблять в пищу много макарон без риска для фигуры, то для россиян такая «диета» не подходит. Россия – одна из немногих европейских стран, где производятся «мягкие» макароны. Основных причин использования при производстве макаронных изделий мягких сортов пшеницы несколько. Первая – проблема сырья, т.к. необходимо выращивание соответствующих видов пшеницы. В России выделяется несколько основных зон произрастания твердых сортов пшеницы – Алтайский край, Саратовская и Оренбургская области. Но даже там возникают проблемы с переоборудованием производства для ее переработки. Другая проблема – проблема сбыта, что, по мнению специалистов, может быть еще более существенным, т.к. переход на использование твердых сортов пшеницы приведет к повышению конечной стоимости макаронных изделий, а это может значительно сказаться на потребительском спросе 5.1.1. Сегментирование рынкаПри сегментировании рассматриваемого рынка по видам продукции в зависимости от качества, а точнее, от используемого при приготовлении сырья, выделяются два сегмента: группа «А» – качественные из твердых сортов пшеницы; группа «В» – менее качественные из мягких сортов пшеницы. Соотношение этих сегментов оценивается экспертами примерно как 1: 2. Рис. 4. Соотношение сегментов «А» и «Б» на российском рынке макаронных изделий. В последние годы к группе «А» со стороны российских производителей наблюдается существенный интерес. Если не так давно макаронные изделия из твердых сортов пшеницы были представлены практически одними зарубежными компаниями, то в последние годы продукция зарубежного производства стала занимать лишь небольшую часть. Потеснить фирмы – нерезиденты удалось, прежде всего, за счет более низкой стоимости, хотя в первое время были моменты, когда потребители воспринимали российские макароны данного сегмента как подделку. В последние годы, по оценке журнала «Эксперт», доля российских производителей в группе «А» доходит до 80 %. Тем не менее, доля макарон из твердых сортов пшеницы в общем объеме производства крупнейших российских компаний, по оценке журнала «Эксперт», составляет порядка 25%, остальные три четвертые – обычные «мягкие» макароны. Однако и здесь бывают исключения. Так, у нижегородской макаронной фабрики «Вермани», специализирующейся на производстве макарон из твердых сортов пшеницы, на группу «А» приходится порядка 80% выпускаемого объема продукции. Данный сегмент рынка макаронных изделий оценивается экспертами как весьма перспективный. Несмотря на то, что потребление макарон в целом снижается, прогнозируется спрос на продукцию высокого качества, и в ближайшие годы доля группы «А» на российском рынке достигнет по оценкам ряда специалистов 50%. Однако произойдет это, прежде всего, за счет крупных городов, где существует платежеспособный спрос со стороны населения, тогда как в экономически неразвитых и депрессивных регионах макароны из мягких сортов пшеницы не утратят свою популярность. 1.1.2. Основные игроки на рынкеСегодня к крупнейшим игрокам российского рынка макаронных изделий относятся Челябинская макаронная фабрика ОАО «Макфа» (27,7% российского рынка макарон в стоимостном выражении), агрохолдинг «Агрос», владеющий макаронными фабриками ОАО «Экстра – М» (город Москва), ОАО «1 – ая Петербургская макаронная фабрика» и САОМИ (город Смоленск) (21,2% рынка), ОАО «Русский продукт», ЗАО Самарская макаронная фабрика «Верола», ОАО «Вермани» (город Нижний Новгород), ОАО Комбинат хлебопродуктов имени Григоровича, ЗАО НПФ «Алтан» (Алтайский край), ЗАО «Байсад» (город Москва), ЗАО «Юроп фудс Галина Бланка» (6,6%). ^ Среди иностранных брэндов наиболее известны «Pasta Zara», «Semolina», «Federici», однако они занимают сегмент класса «премиум». Характерной особенностью данного рынка является взаимосвязь между выпуском макаронной продукции и ее сырья – муки. Так, выпуск макарон был освоен многими предприятиями мукомольной отрасли, вынужденными в условиях рыночной экономики диверсифицировать свое производство. При этом крупнейшие игроки рынка (ОАО «Макфа», ОАО «Экстра – М») имеют соответствующие зонтичные брэнды (мука и макароны «Макфа» и т.п.). Такая связь позволяет выдерживать конкуренцию при условии роста цен на муку. Рис. 5. Доля производителей на российском рынке макарон из твердых сортов пшеницы. Источник: данные консультационного центра «Ирбис» 1.1.3. Тенденции развития рынкаНа рисунке 6 изображена динамика изменения объемов производства макаронной продукции российскими предприятиями, начиная с 1991 года. График наглядно показывает, что, начиная с 1996 года, отечественный рынок макарон стабильно растет и при этом уровень 1991 года (1 115 000 т)2 так и не достигнут. ^ Рис. 6. Динамика производства макаронных изделий российскими предприятиями. Источник: РосстатДругой тенденцией, характеризующей развитие анализируемого рынка, является рост импорта макаронных изделий. В результате дефолта 1998 года отечественным производителям удалось практически вытеснить с российского рынка зарубежные компании, которые занимали в то время порядка 50%. В последние годы доля импортной продукции остается сравнительно небольшой3, однако в абсолютных показателях объем импорта увеличивается более быстрыми темпами, чем на конец 90 – х годов, что может затронуть интересы российских предприятий. Таким образом, российский рынок макаронных изделий характеризуется в настоящее время ростом конкуренции между российскими производителями, что вызвано рядом причин, а именно: ростом числа игроков рынка в послекризисные годы благодаря относительно небольшим (про сравнению с другими отраслями) затратам на открытие производства; возрастанием объема импорта; ростом ввода новых производственных мощностей; увеличением производства макаронных изделий из твердых сортов пшеницы; снижением потребления населением макаронных изделий; возрастающим давлением со стороны товаров-заменителей, прежде всего продуктов быстрого приготовления. 1.1.4. Положение нижегородских предприятий на рынке макаронных изделийВ целом на нижегородском рынке макаронных изделий наблюдаются те же тенденции, что и на российском рынке в целом. Однако региональному рынку свойственны некоторые особенности. В частности, как следует из рисунка 7, подъем производства, начавшийся в макаронной промышленности в 1996 году и продолжающийся в остальной России, в Нижегородской области в 2003 году сменился спадом. Рис. 7. Динамика производства макаронных изделий, в % к 1992 году. Источник: РосстатРис. 8. Динамика производства макаронных изделий нижегородскими предприятиями, тонн/год. Источник: РосстатСогласно физиологическим нормам питания, человеческому организму для нормальной жизнедеятельности необходимо употребить в течение года 5,2 килограмма макаронных изделий. Умножая полученные величины на среднюю цену макаронных изделий на соответствующих продовольственных рынках в соответствующий период (по данным государственного комитета статистики), мы рассчитали емкость российского и нижегородского рынков макаронных изделий в денежном выражении. 1.1.5. Среднесрочный прогноз развития рынка С учетом вышесказанного нами был сделан следующий прогноз развития отечественного рынка макаронных изделий на ближайшие два – три года: емкость рынка макаронных изделий в натуральном выражении будет продолжать медленно уменьшаться (на 0,5% в год – в целом по России, на 1,0% в год – по Нижегородской области); емкость рынка в денежном выражении будет расти темпами, в целом соответствующими темпам роста потребительских цен (ИПЦ); закрепление долей за крупнейшими компаниями; уход с рынка мелких производителей; изменение структуры предложения на рынке, выражающееся в увеличении выпуска более качественной продукции – макаронных изделий сегмента класса «А». ^ 1.2. Анализ российского рынка круп Рынок круп условно можно сегментировать по форме упаковки, в зависимости от того, где производится торговля – через торгующую организацию или на вещевых, продовольственных и смешанных рынках. Соответственно, рынок круп оказывается поделен на сегмент фасованных (продается в магазинах, в том числе сетевых) и нефасованных круп (традиционно продается на рынках). Динамика соотношения между этими двумя форматами торговли приведена на рисунке 9, наглядно показывающего, что доля рынков в розничном товарообороте в Нижегородской области медленно, но неуклонно снижается: если в 2000 году на долю вещевых, продовольственных и смешанных рынков приходилось 18,8% от суммарного оборота нижегородской розничной торговли, то к 2004 году их доля снизилась до 16%. Оба указанных сегмента взаимопересекаются, если производить сегментирование рынка по цене, поскольку, несмотря на некоторую разницу в конечной розничной цене (по сути – надбавку за марку), в подавляющем большинстве случаев оказываются в одном и том же ценовом сегменте рынка круп. Однако, целевая аудитория данных двух сегментов кардинально различается по социально – культурным критериям. По этой причине мы рассматриваем при анализе только сегмент фасованных круп данного рынка. Рис. 9. Динамика соотношения форматов розничной торговли в Нижегородской области. Источник: РосстатРис. 10. Динамика производства круп российскими предприятиями. Источник: РосстатРис. 11. Динамика производства круп нижегородскими предприятиями, тонн/год. Источник: РосстатРис. 12. Динамика производства круп, в % к 1992 году. Источник: Росстат 1.2.1. Среднесрочный прогноз развития рынкаС учетом всего вышесказанного среднесрочный прогноз развития отечественного рынка круп выглядит следующим образом: емкость рынка круп в натуральном выражении будет продолжать медленно уменьшаться (на 0,5% в год – в целом по России, на 1,0 % в год – по Нижегородской области); емкость рынка в денежном выражении будет расти темпами, сопоставимыми с темпам роста потребительских цен, при этом рост емкости российского рынка будет выше индекса потребительских цен на 1,5 – 2,0 %, а емкость нижегородского рынка будет расти темпами, соответствующими темпам роста инфляции; закрепление долей за крупнейшими компаниями; уход с рынка мелких производителей; изменение структуры предложения на рынке, выражающееся в увеличении выпуска круп быстрого приготовления. ^ 1.3. Анализ российского рынка продуктов быстрого приготовления К продуктам быстрого приготовления относятся следующие товары:крупы быстрого приготовления; хлопья; лапша/вермишель быстрого приготовления; каши и пюре; картофельное пюре; суп (в том числе, с лапшой быстрого приготовления); бульон (бульонные кубики); сухие завтраки; мюсли. Самым популярным из всех продуктов быстрого приготовления является лапша быстрого приготовления. При этом следует учесть, что нет четкого разделения между такими продуктами как лапша быстрого приготовления, суп с лапшой быстрого приготовления или вермишель быстрого приготовления. Перспективность этого рынка очевидна, несмотря на падающие темпы роста. Такая популярность легко объяснима: кружка кипятка + 3 минуты = первое + второе одновременно. И все это в условиях, когда розничная цена указанных продуктов остается привлекательно низкой, а ресурс времени дорожает с каждым днем. ^ Рынок бульонных кубиков уже можно назвать зрелым. Изначально ассортимент этой продукции был ограничен 2-4 позициями: бульон куриный, бульон говяжий, бульон грибной. Сегодня насчитывается более 10 разновидностей бульонных кубиков, помимо перечисленных выше, – бульон куриный с укропом, куриный с овощами, куриный с томатом, овощной, бекон, говяжий для борща. Однако 60 % рынка занимает именно традиционный куриный бульонный кубик. Среднее потребление бульонных кубиков около 1 – 2 упаковок (одна упаковка содержит 8 порций) на человека. Продукт этот особенный, благодаря своей низкой стоимости, он часто приобретается благодаря импульсу, именно поэтому часто размещается в супермаркетах и универсамах у кассы, как и прочие товары импульсной покупки. Основной мотив покупки – удобно в приготовлении (экономия времени) и дешевизна (экономия средств). Часто используются при отсутствии условий для приготовления настоящего бульона, например, на даче, в походе, на пикнике. ^ Процесс производства сухого картофельного пюре приблизительно повторяет технологию приготовления пюре в домашних условиях – мойка, очистка картофеля, резка, бланширование, варка/паровая обработка, добавление вкусовых добавок, но добавляются такие стадии, как сушка, гранулирование (хлопья, гранулы, порошок) и упаковка. Рынок картофельного пюре еще нельзя назвать насыщенным или сложившимся, он только растет и развивается, и потенциал его растет параллельно с ростом доходов и деловой активности населения, повышением ценности такого ресурса, как время. Более того – это рынок является потенциально перспективным для производителей прочих продуктов быстрого приготовления (лапши, супов, каш и прочих). 1.3.1. Основные российские производители продуктов быстрого приготовленияВсе представленные на российском рынке продуктов быстрого приготовления (ПБП) производители в разной степени представлены на различных товарных рынках, составляющих в совокупности рынок ПБП. Так, предложение на уже зрелом рынке бульонных кубиков осуществляют несколько компаний лидеров – крупных транснациональных компаний: «PASA» («Galina Blanca»), «Nestle» («Maggi»), «CPC – Best Foods» («Knorr»), приобретенная корпорацией «Unilever». На рынке картофельного пюре присутствует много марочной продукции: «Uncle Ben’s», «Maggi», «Knorr», «Ролтон», «King Lion», «Антошка», «Картошечка», «Волшебный горшочек». ^ Что касается каш моментального приготовления, то на сегодняшний день явным лидером отечественного рынка является НПК «Быстров». В ассортименте компании «Быстров» – более десяти видов моментальных овсяных каш с фруктами, более пяти видов моментальных овсяных каш с фруктами и сливками. Компанией выпускаются также овсяные хлопья и мюсли. В целом в качестве основных игроков на отечественном рынке продуктов быстрого приготовления можно назвать: ОАО «Русский продукт»; ЗАО «Ди Эч Ви – С» (ЗАО «DHV-S»); ЗАО «Юроп Фудс ГБ»; ООО «Нестле фуд»; ООО «Юнилевер СНГ»; ООО «Анаком»; ООО «Форио – Экспресс Холдинг»; ООО «Александра и Софья»; ЗАО «НПК Быстров». 1.3.2. Сегментирование рынкаВ зависимости от времени, требуемого на приготовление блюда, рынок продуктов быстрого приготовления следует разделить на две категории: продукты моментального приготовления (требует 3 – 5 минут); продукты быстрого приготовления (требующие 10 – 15 минутной варки). Это различие основывается на том, какой объем домашней работы взяли на себя производители данного продукта, если продукт готовиться моментально, это значит, что весь процесс приготовления полностью возложен на производителя, если необходима 10 – 15 минутная варка, это значит, что производитель взял на себя лишь часть процесса приготовления. Очевидно, что большей популярностью в современных условиях динамичной жизни пользуются именно продукты моментального приготовления. 1.3.3. Нижегородский рынок продуктов быстрого приготовленияСогласно выводам, сделанным в ходе количественного исследования нижегородского рынка продуктов быстрого приготовления, проведенного ЗАО «СиБиТек», 35% нижегородцев вообще не употребляют продукты быстрого приготовления, что может свидетельствовать о сложившемся в обществе стереотипе относительно негативного влияния данных продуктов на здоровье. Целевой аудиторией для рынка продуктов быстрого приготовления можно считать в этой связи ту часть населения, которая не имеет предубеждений относительно их влияния на здоровье и употребляет их регулярно или время от времени, что составляет 50% постоянного городского населения. ^ Крупы быстрого приготовления, каши и хлопья употребляет лишь 15% жителей Нижегородской области. Так же как и в целом на российском рынке ПБП, 80% потребителей-нижегородцев приобретают продукты быстрого приготовления с целью экономии времени. Причем наиболее употребляемыми продуктами быстрого приготовления являются крупы быстрого приготовления, хлопья и каши (КХК), а лидером по употреблению среди них являются каши быстрого приготовления. Далее следуют хлопья и вермишель, и только потом крупы, что может объясняться более высокой трудоемкостью приготовления. Рис. 13. Распределение потребительских предпочтений относительно потребления продуктов быстрого приготовления. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 14. Распределение предпочтений потребителей, предпочитающих отличные от круп быстрого приготовления, хлопьев и каш (КХК) продукты быстрого приготовления. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияНаиболее популярными среди населения являются овсяные, рисовые и гречневые крупы и каши; овсяные, кукурузные хлопья и хлопья из смешанных круп. ^ Наиболее предпочтительны продукты быстрого приготовления без каких – либо добавок, далее в рейтинге следуют фруктовые и ягодные добавки. Объем потребления продуктов быстрого приготовления с возрастом снижается. Наиболее активные потребители – население в возрасте 18 – 24 лет, причем преимущественно женщины. На данную возрастную долю приходится наибольшее количество студентов, в том числе живущих в общежитии, где более удобно использование продуктов быстрого приготовления. Также можно отметить некоторый всплеск активности потребления каш, хлопьев и круп быстрого приготовления у женщин в возрасте 45 – 54 лет, других продуктов быстрого приготовления в возрасте 40 – 44 лет. ^ Данная тенденция связана с достижением детей совершеннолетия и уходом их из семьи, когда женщине уже не приходится готовить на всю семью. У мужчин же наблюдается несколько иная тенденция: потребление каш, хлопьев, круп резко снижается после перехода 25 – летнего возраста, в потреблении других продуктов быстрого приготовления наблюдается небольшой всплеск в 35 – летнем возрасте. Рис. 15. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по целям покупки продуктов быстрого приготовления.4 Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 16. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по полу. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 17. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по возрасту.Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 18. Половозрастное распределение женщин – потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш и продуктов быстрого приготовления. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 19. Половозрастное распределение мужчин – потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш и продуктов быстрого приготовления. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 20. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по образованию.Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 21. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по роду занятий. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 22. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по совокупному семейному доходу. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияРис. 23. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по количеству членов семьи. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияНаиболее активные потребители круп быстрого приготовления, хлопьев и каш (КХК) в Нижегородской области – население со средним специальным или высшим образованием. Наибольшим спросом КХК пользуются у студентов, специалистов и квалифицированных рабочих с относительно низким достатком – до 15 000 рублей на семью, состоящую, чаще всего, из 2 – 4 человек, в которой нет несовершеннолетних детей. Рис. 24. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по количеству детей в семье. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияБолее половины нижегородских потребителей товаров быстрого приготовления (52,8 %) предпочитают покупать продукцию одной и той же торговой марки и с неохотой пробуют новые продукты. При этом нижегородцы больше доверяют советам друзей, нежели советам продавцов. Однако, при отсутствии привычной для потребителя марки в торговой точке около 60 % нижегородцев, не задумываясь, купят аналогичную продукцию конкурентов (из числа знакомых марок). Почти 23 % потребителей продуктов быстрого приготовления вообще не обращают внимания на торговую марку. Рис. 25. Распределение потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по степени лояльности.5Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияДанная информация указывает на невысокую степень лояльности представителей целевой аудитории одной марке: потребители предпочитают определенную марку, однако не станут искать ее в других точках и вполне удовлетворятся покупкой аналогичной. Наиболее весомым фактором при выборе той или иной марки круп быстрого приготовления, хлопьев и каш потребители считают вкус продукта, что подтверждает тот факт, что целевая аудитория неохотно пробуют новинки и незнакомые марки. Примерно равное значение для них имеет и качество. При этом цена занимает лишь третье место в рейтинге, т.е. потребители готовы платить больше при гарантии приобретения качественного продукта. В ходе анализа полученной ЗАО «СиБиТек» при количественном исследовании рынка информации выяснилось, что наиболее предпочтительным местом покупки продуктов быстрого приготовления нижегородцы считают продуктовый магазин. Примерно так же популярен и супермаркет. Абсолютно все торговые точки чаще всего выбираются по их удобному расположению в непосредственной близости от дома, либо по пути на работу. Это говорит о том, что потребителям практически все равно где покупать продукты быстрого приготовления, на данный выбор практически не влияют ни цены, ни квалифицированность персонала. В ходе исследования потребители показали крайне низкий уровень спонтанного знания торговых марок круп и хлопьев быстрого приготовления, около 80 % и 67 % опрошенных (соответственно для круп и хлопьев) затруднились назвать какую-либо марку данных продуктов. ^ Наиболее известная марка круп – «PROSTO», хлопьев – «Русский продукт».Что касается марок каш быстрого приготовления, по ним сформировался более высокий уровень знания, только около 34 % опрошенных не назвали ни одной марки, более 60% опрошенных предпочитают марку «Быстров». Наиболее предпочтительными являются продукты отечественного производства, что может свидетельствовать о сложившемся в обществе стереотипе относительно более высокой экологичности такой продукции. Данная информация несколько поясняет структуру модели принятия решения о выборе той или иной марки, более 60% населения выбирают не брэнд, а производителя. Для чуть более трети населения страна производства продуктов быстрого приготовления не имеет никакого значения. И только 5 % опрошенных предпочитают исключительно импортную продукцию. Рис. 26. Распределение предпочтений потребителей круп быстрого приготовления, хлопьев и каш по географии производства. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовленияВышеупомянутое количественное исследование нижегородского рынка продуктов быстрого приготовления показало, помимо всего прочего, что большинство нижегородцев потребляют крупы и хлопья быстрого приготовления 2 – 3 раза в месяц, а каши – раз в неделю. При этом в ходе исследования было выявлено, что в среднем за одну покупку потребитель – нижегородец приобретает 1,68 упаковок крупы, 1,48 упаковок хлопьев, 2,85 упаковок каш быстрого приготовления. Рис. 27. Распределение предпочтений потребителей по частоте употребления круп быстрого приготовления, хлопьев и каш. Данные ЗАО «СиБиТек» об исследования рынка продуктов быстрого приготовления 1.3.4. Среднесрочный прогноз развития рынкаС учетом всего вышесказанного наш среднесрочный прогноз развития нижегородского рынка продуктов быстрого приготовления выглядит следующим образом: емкость рынка ПБП в натуральном выражении не будет меняться, отклоняясь от величины показателя в 2005 году в пределах ± 1%; емкость рынка в денежном выражении в среднесрочной перспективе будет расти темпами, сопоставимыми с темпами роста потребительских цен; дальнейшие изменения емкости нижегородского рынка продуктов быстрого приготовления в натуральном выражении станут возможны при изменении возрастной структуры населения региона; закрепление долей за крупнейшими компаниями; уход с рынка мелких производителей; изменение структуры предложения на рынке, выражающееся в большей диверсификации продуктов быстрого приготовления. ^ 1.4. Анализ рынка фасовки сахара При анализе рассматриваемого рынка мы исходим из того, что квалифицированным является нижегородский рынок услуг по фасовке всего сахара, продаваемого на территории региона, а целевым – нижегородский рынок услуг по фасовке только сахара, реализуемого в сетевой розничной сети Нижнего Новгорода и области. Развитие рынка фасовки сыпучих продуктов и, в частности, фасовки сахара напрямую зависит от потребления фасуемого товара. Соответственно, прежде чем говорить о тенденциях развития рассматриваемого рынка, необходимо сказать о тенденциях развития отечественного рынка сахара (сахара – песка). Рис. 28. Динамика продажи сахара в России в абсолютном весовом отношении. Источник: РосстатРис. 29. Динамика продажи сахара в России в относительном отношении (в % к 1990 году). Источник: РосстатОсновные игроки на нижегородском целевом рынке фасовки сахара ООО «Терминал – 20» и ООО «Нижегородская бакалея». 1.4.2. Среднесрочный прогноз развития рынкаС учетом всего вышесказанного наш среднесрочный прогноз развития нижегородского рынка услуг по фасовке сахара выглядит следующим образом: поскольку отечественный рынок сахара вступил в стадию насыщения и его дальнейший рост будет связан лишь общим ростом потребительских цен, но никак не объема потребления, емкость рассматриваемого рынка услуг по фасовке сахара в натуральном выражении также стабилизируется в среднесрочной перспективе; рост емкости анализируемого рынка в денежном выражении не превысит, по нашему мнению, среднегодовой рост индекса потребительских цен; рост нижегородского рынка услуг по фасовке сахара для сетевых магазинов в натуральном выражении будет напрямую зависеть от распространения сетевых форматов торговли в регионе6; емкость нижегородского рынка услуг по фасовке сахара для сетевых магазинов в денежном выражении будет всецело зависеть лишь от политики сетевой торговли, обращающейся за услугами к сторонним организациям; усиление конкуренции по мере развития малого производственного бизнеса, обусловленное низким порогом входа на данный рынок (стоимостью фасовочных линий и все большим распространением лизинга). ^ МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ПРОДУКТОВ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯОбзор подготовила Савельева Светлана Владимировна Заместитель Генерального директора ЗАО «НижБизнесКонсалтинг» по оценочной деятельности Оценщик первой категории. Эксперт по оценке бизнеса. E – mail: svs@snbc.ru Телефон: (831) 277 – 9929 При использовании данного обзора в средствах массовой информации (в том числе электронных) и коммерческих проектах ссылка на источник – ЗАО «НижБизнесКонсалтинг» ОБЯЗАТЕЛЬНА! Нижний Новгород июнь2006 1 Практически вся относительно дешевая продукция, представленная на рынке. 2 После 1991 года вплоть до 1996 года наблюдался существенный спад производства, что оценивалось в 1996 году примерно в 40 % от объема выпуска базового года. 3 По оценкам экспертов, на уровне 4 – 5 %. 4 Последняя цель покупки круп быстрого приготовления, хлопьев и каш («Иное») подразумевает следующие потребительские мотивы: «захотелось – купил/купила», «чтобы разнообразить рацион»,