Реферат по предмету "Разное"


Аннотация по дисциплине б 8 Теория и методология истории

Аннотация по дисциплине Б.3.8 Теория и методология истории1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории являются - Усвоение студентами современных подходов к характеристике общеметодологических принципов современных исторических исследований, - изучение конкретных концепций исторического развития. Особенностью курса теории и методологии истории выступает работа, прежде всего, с современными историческими теориями развития.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) Теория и методология истории относится к блоку «Базовая (общепрофессиональная часть)» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП – историей исторической науки, источниковедением и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Источниковедение». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1); Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); Способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); Способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:^ Знать: - связь между используемыми историками теоретическими подходами, принципами и методами исследования.Уметь: - выявлять концептуальные подходы, принципы, методы и технику исследования, используемые автором в том или ином конкретном историческом сочинении как определенную исследовательскую технологию.Владеть: - Методикой и техникой методологии для разработки технологии исторического исследования, имеющей определенный алгоритм. ^ 4. Краткое содержание дисциплины (модуля) Теория и методология истории Раздел I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. ЭТАПЫ И ОСНОВ­НЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДО­ЛОГИИ ИСТОРИИ 1. Общие проблемы методологии науки^ Место и роль методологии науки на современном этапе об­щественного развития. Структура научного исследования и научно-познавательного процесса. Виды познавательной дея­тельности и типология знания. Теория как высшая форма научного знания. Структуры и уровни теорий, их классифи­кация. Функции научных теорий. Связь научных теорий с методами исследования.Метод как теоретически обоснованное средство познава­тельной деятельности. Структура метода. Роль метода в науч­ном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса. Методы научного исследования как показатель уровня раз­вития науки. Классификация научных методов. Взаимосвязь гносеологии, эпистемологии и логики с методо­логией научного познания. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования. Предмет и функции мето­дологии истории. Структура предмета методологии истории. 2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии историиФилософия истории как источник формирования методологии истории Типология философий истории. Общие тенденции разви­тия философии истории — от философии истории человече­ства к теории исторического познания и исторического знания. Изучение специфики объекта и предмета истории. Вопро­сы классификации наук. Понятие "исторического". Изучение "мира духа", специфики исторического позна­ния. Изучение форм мысли, проблем исторического знания.Историография как источник формирования методологии истории Теоретико-методологические основы исторических кон­цепций, их эволюция. Преемственность в развитии методо­логии истории. Понятие "научных революций" (Т. Кун). Дис­куссии о феномене "кризиса" в историографии и его роли в развитии методологии исторической науки.^ Типология историографии. Тенденции развития историогра­фии — от "первоначальной" событийной истории к "фило­софской" истории (Г. Гегель).Основные этапы развития историографии. Генезис исторической науки. Архаическая мифология и ге­роический эпос. Первые попытки мифологической формы исторического сознания. Античное мировидение: природа и история. Вселенная и Человек в ней, общество и индивидуум. Прагматическая история Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Возрождение и развитие античных традиций. От провиденциализма к рациональному видению прошлого. Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого. Историография Просвещения. Позитивизм. Марксизм. Религиозно-мистическая философия истории. Неокантианство. Модернизм. 3. Современные тенденции развития методологии истории Сциентический и культурологический подходы в историо­графии. Движение за аналитическую междисциплинарную историю. Квантификация в изучении истории. Возрождение нарратива в историографии и методологии истории. Постмодернизм. Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. История повсе­дневности, устная история, микроистория, гендерная исто­рия, история ментальностей.^ РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. МЕСТО ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК1. Особенности объекта исторического познания Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характери­стики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Концепции исторического времени пред­ставителей различных методологических школ и течений. Структурные уровни исторического процесса: прошлое, на­стоящее и будущее. Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность, закономерность. Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании. Типология исторических явлений. Событие, структура, процесс. Их взаимодействие. Понятие целостности и ее трак­товка представителями различных методологических течений. Единство субъективного и объективного в историческом про­цессе. Субъективность и ее виды. Роль субъекта в историческом процессе. Человеческое поведение и мотивация поступков. 2. Место истории в системе наук Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память. Объект и предмет истории в трактовке марксистской исто­риографии. Интегральный характер предмета истории. Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы "Анналов" о предмете истории. Структуралистская концепция "общества как цело­стности". История ментальности как основа трактовки пред­мета истории на современном этапе развития историографии. "Научная" история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории нау­ке и политике в концепциях постмодсрнистов. 3. Историческое познание и его особенности Возможность научного познания прошлого. Научное по­знание как форма социального отражения. Ретроспективность исторического познания. Этапы исторического познания. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблемам исторического познания.^ Исторический источник и исторический факт Онтологический аспект рассмотрения исторических источ­ников как явлений исторической действительности. Законо­мерности возникновения и эволюции типов и видов истори­ческих источников. Субъективно-социальная и субъективно-индивидуальная природа исторических источников. Проблема классификации исторических источников. Исторический источник в свете учения об информации. (Концепция И.Д. Ковальчснко). Понятие социальной инфор­мации как знания и как результата отражения объективной действительности. Прагматический, аксиологический, семан­тический и синтактический аспекты рассмотрения информа­ции, информационного процесса. Соотношение объективного и субъективного в социальной информации. Фиксированная и нефиксированная информация и проблемы ее достоверности. Информационная неисчерпаемость исторического источ­ника. Методологический смысл понятий "выраженная" и "скрытая" информация. Проблема повышения информатив­ной отдачи исторических источников. Трактовки исторического источника и исторической ин­формации представителями "научной" истории. Историческая информация в концепциях постмодернистов. Исторический факт и его интерпретации в современной ис­ториографии Марксистская концепция исторического факта в контексте проблемы соотношения бытия и сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта. Категории исторических фактов. Факты исторической действи­тельности, факты исторического источника, научно-историчес­кие факты, их характерные черты и отличия. Понятия простого и сложного исторического факта. Научно-исторические факты как отражение сознанием историка исторической реальности. Роль субъективно-индивидуальных и субъективно-социальных факторов в формировании научно-исторических фактов. Исторический факт в концепциях классического позитивизма. Противопоставление исторического факта естествен­нонаучному в субъективно-идеалистических трактовках исто­рического факта. 4. Методы исторического исследования^ Общенаучные методы и их место в историческом исследовании Исторический и логический методы. Историческое про­странство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности, "по горизонтали" и "по вертикали". Функции логического мето­да в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Исторический и логический мето­ды в практике конкретно-исторических исследований. Абстрактное и конкретное в процессе научно-исторического познания. Способы и варианты абстрагирования. Измерение и описание как способ выражения свойств изу­чаемых объектов в процессе исторического познания. Классификация и типологизация в исторических исследо­ваниях. Системный подход и системный анализ, значение систем­ности в исторических исследованиях. Понятие системы, ее строение, структура и функционирование. Уровни иерархии систем. Координация и субординация. Структурный и функ­циональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований. Проблемы моделирования в историческом исследовании. Дискуссии в современной отечественной и зарубежной исто­риографии по проблемам моделирования в истории. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. Опыт применения моделирования в исторических исследованиях.^ Специально-научные методы и их роль в историческом исследованииИсторико-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.^ Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Исполь­зование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.^ Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.^ Историко-системный метод. Системный характер истори­ческого процесса. Каузальные и функциональные связи в об­щественно-историческом процессе. Варианты детерминиро­ванности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследо­ваниях. 5. Концепции исторического объяснения и понимания Виды исторических объяснений. Мотивационные и кау­зальные модели объяснения. Попытки построения интеграль­ных объяснительных моделей. Объяснительные модели в кон­цепциях "тотальной" истории.^ Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Фор­мационный подход в современной отечественной и зарубеж­ной историографии. Концепции цивилизационного подхода в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Современный опыт применения цивилизационного подхода в отечественной и зарубежной историографии. Концепции "понимания" истории. Постмодернизм о по­нимании и объяснении в истории. Раздел III. Методологические проблемы исторического знания 1. Типы и уровни исторического знания Эмпирическое и теоретическое знание. Понятия явления и сущности как основа получения двух типов исторического знания. Источниковое и внеисточниковое знание. Особенности эмпирического уровня исторического позна­ния. Логические основания эмпирического знания. Реконструкция исторической реальности через описание. Научное описание и идеографизм. Формы исторического описания. Объяснение как средство познания на теоретическом уров­не и как логическая процедура. Виды исторических объяснений. Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний. Идея как основное ядро теоретического знания. Научная тео­рия — завершенная форма теоретического знания. Систем­ность, всеобщность и логическая непротиворечивость — свойст­ва научной теории. Дискуссии о теоретической истории. 2. Роль понятий и категорий в историческом исследовании Понятие как форма выражения научных знаний. Взаимо­связи между объемом и содержанием понятий. Классифика­ция понятий. Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий. Функции и значение категорий как обобщенного знания и средства возникновения нового знания. Изменение содержа­ния понятий, категориального аппарата в процессе развития исторической науки. Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе. Современные дискуссии об ос­новных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории. Междисциплинарный характер исторического знания. Роль историзма в интерпретации понятий и категорий. Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания. Психологические и логические меха­низмы формирования интуитивного знания. Интуитивное и логическое в творчестве историка. Гипотетический характер интуитивного знания. 3. Проблема истинности исторического знания Критерии истинности. Дискуссии о критериях истинности исторического знания. Эмпирическая верификация гипотез. Фальсификация как проверка истинности знания через дока­зательство его ложности. Практика исторического процесса как критерий истинности знания. Проблема ценности и оценки в истории. Объективная ценность и субъективная оценка исторического знания.^ 5. Образовательные технологии В рамках изучения дисциплины «Теория и методология истории» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм занятий, а именно: деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов и специалистов.5. Формы текущего контроля успеваемости студентов Тестирование, презентации, сообщения, рефераты, творческие задания, деловая игра, посещение лекций и семинарских занятий, самостоятельная работа, написание эссе.6. Форма итоговой аттестации – зачет (6 семестр)Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, из них лекции – 36 часов, самостоятельная работа – 36 часов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Билеты по математическому анализу. Ответы
Реферат Двойное лучепреломление электромагнитных волн
Реферат «Организация сюжетно ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях доу» (методические рекомендации)
Реферат Термостат
Реферат Проблемы композиции и индивидуального авторского стиля в узбекской романистике 70-х годов
Реферат Антропогенное загрязнение гидросферы 2
Реферат Пржемысл Отакар I
Реферат Традиционная картография и геоинформационная система
Реферат Формирование гуманизма у подростков в условиях внешкольных занятий
Реферат Speech By Neville Chamberlain Essay Research Paper
Реферат Why I Am Interested Essay Research Paper
Реферат If The White House Walls Could Talk
Реферат Миграция химических загрязняющих веществ в биогеоценозе
Реферат Wayne Gretzky Comparing Two Biographies Essay Research
Реферат Договор об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств