Реферат по предмету "Реклама"


Количественная модель распространения Интернета в России

Делицын Леонид, МГУКИ
Исследователимнений и поведения жителей стран с высоким уровнем развития Интернета получаютв распоряжение инновационный инструмент, расширяющий спектр их возможностей приодновременном снижении издержек. Так называемый цифровой разрыв, проявляющийсяв углублении пропасти в использовании информационно-телекоммуникационныхтехнологий между богатыми и бедными странами и регионами, создает очевидныеконкурентные преимущества исследовательским организациям развитых стран.Определенный урон от цифрового разрыва получают и заказчики онлайнисследований, поскольку продавец последних, как правило, не делает акцента назначительном смещении используемой выборки. В частности, при помощи доступныхстатистических показателей (таких как количество дней месяца, в каждый изкоторых пользователь обнаруживал себя в Сети) несложно продемонстрировать, чтопопулярные сегодня в России онлайн панели, измеряющие численность и составпользователей крупных интернет-ресурсов, не репрезентируют даже среднегопользователя Интернета, а представляют лишь наиболее активных пользователей, неотличаясь в этом отношении от тривиальных онлайн опросов. Иными словами, дажеесли средний член такой панели похож на среднего интернетчика по полу,возрасту, доходу и некоторым другим характеристикам, он отличается уже тем, чтопользуется Сетью почти каждый день, то есть заметно чаще, чем среднийпользователь.
Сказанноеделает актуальной проблему прогнозирования распространения Интернета в России,поскольку лишь при достижении российскими показателями проникновения«европейского» (или «московского») уровня удастся создать соответствие междувыборками, используемыми при онлайн исследованиях, и совокупностями, которыетакие выборки должны репрезентировать.
Впериод начинающейся рецессии, которая может оказаться затяжной, оказываютсябесполезными прогнозы распространения Интернета в России, основанные нааналогии с европейскими странами, где основная фаза процесса пришлась на периодинтернет-бума и экономической стабильности. В то время как распространяющаясякрупная инновация, какой является Интернет, сравнительно малочувствительна кэкономическим циклам (многие полагают, что, напротив, крупные инновации и лежатв основе экономических циклов), в России потенциал распространения этогонововведения, сравнительно дорогого для массового потребителя, по-видимому,ограничен численностью среднего класса. В период роста благосостояния населениярос и потенциал распространения Интернета, однако в период рецессии ростпотенциала прекращается, причем не на уровне 80–90% населения. Последнийсущественно зависит от возраста, дохода и места проживания граждан, что в итогеприводит к стагнации проникновения Сети на уровне 30–35%, как это наблюдалось влатиноамериканских странах в начале XXI века. В таком случае Интернет нанесколько лет остается своего рода кварталом для молодых и обеспеченныхгорожан, а старшему поколению, в особенности бедным и одиноким сельскимжителям, остается ждать следующей технологической революции.
Бесполезнымиоказываются и прогнозы распространения Интернета, построенные на основеклассических трехпараметрических логистических моделей [1; 2], поскольку ониоснованы на модели полностью однородного и связного общества («клики»). Такоеприближение является слишком грубым для длительных процессов, протекающих всущественно дифференцированном обществе.
Простоеобновление параметров моделей распространения нововведений по мере поступленияновых данных не всегда приводит к корректным результатам. В частности, данныеопросов фонда «Общественное мнение» (ФОМ) об использовании россиянами Интернетав 2002–2007 гг. точнее всего описывает трехпараметрическая логистическая модельс весьма низким потенциалом распространения среди взрослых россиян — 34% [2].Однако уже в 2006 г. более 50% россиян в возрасте 18–24 лет пользовалисьИнтернетом. Таким образом, предсказанный моделью однородного общества потенциалраспространения в 34% подразумевает, что значительная часть россиян, взрослея,полностью отказывается от использования Интернета. Такой вывод неподтверждается наблюдениями.
Внастоящей работе предложена количественная модель распространения Интернета вРоссии, параметры которых идентифицируются при помощи данных социологическихопросов ФОМ и ВЦИОМ, что позволяет построить среднесрочный прогноз динамикипоказателей исследуемого процесса.
Отметим,что, по данным опросов ВЦИОМ, проведенных в сентябре и ноябре 2008 г, доля пользователей Интернета среди взрослых россиян (в возрасте 18 лет и старше) составила от31 до 35%. По данным ФОМ, собранным осенью 2008 г, полная взрослая аудитория также достигла уровня 30% [3]. В частности, для возрастной группыот 18 до 24 лет проникновение Интернета, по данным как ВЦИОМ, так и ФОМ,составило 63%.
Важнымфактором будущего роста распространения Интернета стало подключение в 2006–2008гг. всех российских школ к Сети в рамках национального проекта «Образование». Вслучае продолжения действия этой программы в ближайшие годы российскиевыпускники будут вступать во взрослую жизнь, обладая навыками использованияИнтернета. В благоприятных экономических условиях от применения этогонововведения молодые россияне уже вряд ли откажутся.
Припостроении прогнозов распространения Интернета в России учитываютсяисторическая динамика этого процесса, возрастная структура общества,рождаемость и смертность. Уравнения одностадийного процесса распространениянововведений с учетом взросления, рождаемости и смертности, которые можнорассматривать как частный случай общих уравнений социальной динамики,приводятся нами в работе [4].
Пустьнепрерывная переменная π соответствует дате рождения индивидуума.Совокупность индивидуумов, рожденных в момент π будем называть поколением.Кроме того, разделим общество на два однородных непересекающихся сегмента пополу (мужчины и женщины).
Спецификаодностадийных моделей распространения нововведений, выделяющая их среди общихмоделей социальной динамики, проявляется в том, что в каждый момент времени tкаждый i-й сегмент каждого поколения π разбивается на три непересекающихсяподмножества в зависимости от использования нововведения. Численности этихподмножеств удовлетворяют уравнению:
/>
гдеXi(t, π), Yi(t, π), Zi(t, π) — численности существующихпользователей, потенциальных пользователей и представителей «недоступного»подмножества — тех, кто никогда не станет использовать нововведение.Многостадийные модели распространения требуют выделения большего числаподмножеств.
Какправило, при исследованиях диффузии нововведений численность подмножеств неоценивают заранее, а вычисляют в ходе оценивания параметров модели. Иногда к ихоценке можно привлечь дополнительную информацию или экспертные оценки. (Вчастности, по данным ФОМ [3], осенью 2008 года 33% населения России в возрастеот 12 лет и старше заявили, что не намерены пользоваться Интернетом — такимобразом, можно предположить, что недоступное подмножество не является пустым.)В простейших моделях распространения инноваций численность недоступногосегмента постоянна, а в более сложных (в том числе и в нашей работе) — убываетсо временем Изменение численности выделенных подмножеств во времениудовлетворяет уравнениям баланса:
/>
стак называемыми нелокальными граничными условиями
/>
гдеBi(t, π) — рождаемость в поколении π сегмента j в момент времени t,μi(t, π) — интенсивность смертности, hi(t, π) — функция риска,т.е. вероятность того, что потенциальный пользователь станет пользователем,fi(t, π, u(t)) — число переходов из «недоступного» подмножества вподмножество потенциальных пользователей в единицу времени, u(t) — «траектория»управляющих параметров (например, цен) во времени, коэффициенты ci(i, j)определяют доли сегментов (в частности, мальчиков и девочек) срединоворожденных.
Нашамодель является одностадийной, поэтому слагаемое, описывающее численностьперешедших из сегмента потенциальных пользователей в сегмент реальныхпользователей, имеет вид произведения: hi(t, π)Yi(t, π) и не включаеткаких-либо лагов. Таким образом, за малый промежуток времени Δt некотороечисло потенциальных пользователей, доля которых составляет h, (t,π)Δt, начинают использовать нововведение. При этом игнорируетсяистория ознакомления индивидуумов с инновацией, возникновения интереса к ней,желания ее приобрести, а также задержка, необходимая для накопления средств напокупку товара или оплату услуги. Рождаемость и интенсивность смертностиодинаковы для пользователей, потенциальных пользователей и недоступногосегмента. Все новорожденные считаются потенциальными пользователями.
Длякаждого нововведения следует определить конкретный вид функции риска hi(t,π), характеризующей условную вероятность начала использования нововведенияпотенциальным пользователем. В этой работе мы предполагаем, что влияниеразличных групп при межличностном общении аддитивно, поэтому используемая намифункция риска суммирует не доли пользователей инновации, а их абсолютныевеличины:
/>
Такаяформа функции риска распространяет наиболее популярную в литературе,посвященной диффузии нововведений, модель Ф. Басса [5] на случай зависимостивлияния пользователей на потенциальных пользователей от возраста участниковкоммуникации. Полученные уравнения (в дискретной форме) были применены нами длямоделирования данных ФОМ И ВЦИОМ о распространении Интернета в различныхвозрастных группах, отдельно для мужчин и женщин. Отметим, что в работе [6] кданным ФОМ о распространении Интернета в возрастных группах была примененалогистическая модель Ферхюльста — Перла.
Прирешении задачи мы предположили, что структура общения однородна и отличаютсятолько потенциалы распространения Интернета в различных возрастных когортах.Эти потенциалы, а также начальный уровень распространения хi(0) и параметрыqij, характеризующие влияние межличностных коммуникаций, были определены в ходерешения обратной задачи.
Послеидентификации параметров модели у нас появляется возможность построенияпрогнозов показателей распространения Интернета в России.
Cценарий1
Первыйиз опубликованных нами прогнозов (см. рисунок 1) учитывал интернетизацию школ,но предполагал сохранение текущей стоимости доступа к Интернету для частныхлиц. Для упрощения расчетов предполагалось, что с осени 2007 г. все подростки в возрасте от 12 до 18 лет начали использовать Интернет и более того —позитивно влиять на взрослых, побуждая их подключиться к Сети. Этопредположение оказалось слишком смелым. По данным опросов, проведенных ФОМлетом 2008 года, лишь 75, 5% подростков в возрасте от 14 до 17 лет используютИнтернет хотя бы раз в полгода — дома или в школе. В Москве этот показательвозрастает до 97, 4% и убывает с размерами населенного пункта, снижаясь до 59,9% в селах. Около трети (32%) учащихся старше 12 лет заявили, что не имеютвозможности пользоваться Интернетом в учебном заведении, и лишь 30% сообщили,что могут выйти в Интернет не только на специальных занятиях, но и понеобходимости [3].
Темне менее проникновение Интернета среди подростков уже существенно превосходитуровень 30%, характеризующий проникновение Сети среди взрослых, поэтомусказанное не отразилось существенно на наших расчетах, тем более что, ксожалению, сами подростки сравнительно малочисленны (так что рост их числаявляется предметом другой национальной программы).
/>
Рисунок1. Модели распространения Интернета в различных возрастных группах с учетоминтернетизации школ. Данные опросов ФОМ и ВЦИОМ
Притаком сценарии уровень распространения Интернета в возрастной категории 18–24года достигнет 100% уже в 2014 г. Однако на средний уровень распространенияИнтернета среди взрослой части населения это почти не влияет. Таким образом,школьный Интернет — необходимое, но не достаточное условие движения страны кинформационному обществу.
Cценарий2
Несомненно,рост благосостояния в последнее десятилетие сделал Интернет доступнее дляроссиян. Однако уповать на то, что в ближайшие годы темпы этого ростасохранятся, более не приходится. При постоянном или снижающемся уровнеблагосостояния существенно повысить уровень проникновения Интернета в Россиимогли бы относительное снижение цен на доступ в Интернет либо существенный ростполезности Интернета для жителей российских регионов.
Какпоказывает история развития технологий, в некоторых случаях при снижениискорости распространения услуг операторы ищут пути их удешевления для конечныхпотребителей, чтобы увеличить потенциал рынка и сохранить темп прироста числапользователей. Например, в 1999 г, когда мобильной связью в России пользовалисьв основном обеспеченные слои населения, крупные операторы сотовой связи, ощутивзамедление роста своих абонентских баз, приняли решение о выводе услугимобильной связи на массовый рынок и радикально снизили стоимость минутыразговора. В результате рост числа пользователей возобновился, их доля в 2000 г. достигла 2%, а сейчас личными сотовыми телефонами владеют более 70% взрослых россиян. То жепроизошло с широкополосным доступом (ШПД) к Интернету в мегаполисах в 2005–2006гг.: волна снижения цен на ШПД прошла в Москве, а начиная с 2007 г. распространилась и на другие города-миллионники.
/>
Рисунок2. Модели распространения Интернета в различных возрастных группах с учетоминтернетизации школ и снижения стоимости доступа
Приснижении стоимости доступа в Интернет рост численности его пользователей мог бызаметно ускориться (рисунок 2). По нашим расчетам, если бы начиная с весны 2008 г. доступ дешевел на 5% в квартал, то половина взрослых россиян начали бы пользоватьсяИнтернетом уже к концу 2011 г. При этом требуется снижение стоимости доступа нетолько в городах-миллионниках (где проживают только 27, но не все 142 миллионароссиян), а повсеместно. Отметим, однако, что апробированных моделей ценовойэластичности потенциала рынка для интернет-индустрии нет, поэтому полученнуюоценку нельзя считать вполне надежной.
Cценарий3
/>
Рисунок3. Модели распространения Интернета в различных возрастных группах в условияхзамораживания регионального развития
Каксвидетельствуют публикуемые деловой прессой заявления компаний, в 2009 годуповсеместное снижение цен не планируется [7]. Кроме того, в настоящее времянекоторые крупные российские провайдеры уже объявили о замораживании инвестицийв строительство широкополосного доступа к Интернету в регионах, в том числе и вкрупнейших городах-миллионниках. Те компании, которые не объявили об этомпрямо, сообщают о «пересмотре временных рамок». В то время как московскиепровайдеры выражают осторожную надежду, что жители столицы не откажутся отИнтернета, многие аналитики обосновывают сворачивание строительство ШПД врегионах неизбежным падением спроса. В таких условиях вероятнее сценарийразвития Интернета, изображенный на рисунке 3.
Болеетого, в условиях рецессии растет вероятность возвращения к старому сценариюстагнации российского Интернета [4], которая неизбежна без интернетизации школ.Такой сценарий еще год назад казался невозможным, однако сейчас представляетсявполне вероятным, поскольку региональные власти могут и не найти миллиардрублей для инвестиций в отдаленное будущее.
Каксвидетельствует опыт латиноамериканских стран, близких к РФ по среднедушевомуВВП, сворачивание инвестиций и отсутствие крупных конкурентов ведет кзамораживанию стоимости доступа. По окончании рецессии по мере ростадоступности кредитов и смягчения инвестиционного климата транснациональныетелекоммуникационные компании (Telefonica, TelMex) отваживаются инвестировать вразвитие региональных рынков. Обострение конкуренции в латиноамериканскихстранах (как правило, в форме дуополии) в 2003–2004 гг. привело к существенномуснижению стоимости доступа, достаточному, чтобы привлечь на рынок массовогопотребителя.
/>
Рисунок4. Динамика распространения мобильной связи и Интернета в четырех странахЛатинской Америки
Нарисунке 4 можно наблюдать, как после окончания рецессии в 2003–2004 гг. притокинвестиций и обострение конкуренции привели не только к быстрому ростуколичества абонентов мобильной связи, но и заметному оживлению распространенияИнтернета в трех наиболее благополучных латиноамериканских странах (Чили,Аргентина, Уругвай), хотя снижение цен могло быть недостаточным для жителейнаиболее бедных стран (Сальвадор).
Мызаключаем, что, для того чтобы не допустить продолжительной стагнации виспользовании Интернета в России, необходимо обеспечить бесперебойноефинансирование доступа российских школ к Интернету. Только при обеспеченииобучения школьников использованию Интернета (и предполагаемом возобновленииинвестиций в региональный Интернет к 2011 году) можно надеяться на преодоление50%-ной планки проникновения Интернета в России к 2014 году, ко времени встречигостей зимней Олимпиады. В противном случае достижение этого уровня будетотложено до 2023 года.
Список литературы
1.Делицын А.А, Засурский И.И. Состояние российского Интернета на сегодняшний день// Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — №2. — С. 80–86.
2.Галицкий Е.Б. Не исключено, что нас ждет пессимистический сценарий развитияИнтернета // Интернет-маркетинг. — 2007. — №1(37). — C. 10–25.
3.Ослон А.А. Российский Интернет: реалии и возможности// Доклад на круглом столеИнститута современного развития. — 18.02.2009. — Электронный ресурс. Режимдоступа: bd.fbm.ru/pdf/int0209.pdf
4.Юрина Э.А., Делицын Л.Л. «Эпидемиологические» модели распространения мобильнойсвязи и Интернета в России/Интернет-маркетинг. — 2008. — №1 (43). — С.2–15. В соавт. с Э.А. Юриной.
5. Bass F. M. A new product growth for model consumer durables. ManagementScience. — 1969. — Vol. 15, p. 215–227.
6.Левин М.И., Галицкий И.Б., Ковалева В.Ю., Щепина И.Н. Модели развития Интернетав России// Интернет-маркетинг. — 2006. — №4.
7.Операторы предполагают снижать объемы строительства сетей ШПЛ / Современныетелекоммуникации России. — 2008. — 2 декабря. — Электронный ресурс. Режимдоступа: www.telecomru.ru/article/?id=5090
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.marketing.spb.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Психическое заражение и подражание
Реферат Стратегические приоритеты государственной инвестиционной политики, Национальные проекты РФ
Реферат Слухи и их роль в современном обществе
Реферат Проблематика освещения социального сиротства в средствах массовой информации
Реферат Статистические методы, применяемые в экономическом анализе: индексный, корреляционный, регрессионный
Реферат Ломоносов об обязанностях журналиста
Реферат Сатирический журнал "Пустомеля"
Реферат Ділове інтерв’ю
Реферат Анализ журнала "Теленеделя"
Реферат Современные средства массовой информации г. Гродно
Реферат How Do We Evaluate Art Essay Research
Реферат А. П. Чехов «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Палата №6», «Дама с собачкой», «Три сестры», «Вишневый сад» И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Реферат Контрольная работа по Товароведению 7
Реферат Режисура репортажу
Реферат Зангелан