Аннотация дисциплинывариативной части цикла ОПЦ рабочей программыучебной дисциплины Б1.3.01.04 «Морфология русской сказки и мифа»Цели и задачи дисциплины Осознание гуманистической ценности сказки и мифа как источников самых значимых и жизнеспособных сюжетов литературы. Осмысление генетической связи сказки и мифа с литературой через фольклор, их трансформация в литературном творчестве в качестве связующего звена в культурном пространстве веков. Понимание связи сказки и мифа с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Приобретение знаний о культурно-исторических условиях появления сказок и мифов, национальных особенностях, укладе жизни того или иного народа, его труда и быта, природных условиях.^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций: Индекс компетенции Формулировка ОК – 12 ОК – 15 Осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;Ориентирован на применении методов и средств познания, обучение и самоконтроль для интеллектуального развития, повышение культурного уровня и профессиональной компетенции, сохранение своего здоровья, нравственное и физическое самосовершенствование; Пороговый уровень освоения компетенции. Воспроизводит термины, используемые в области конкретных персонификаций, коллективной общенародной фантазии. Владеет приемами раскрытия полифонии языка сказок и мифов. Продвинутый уровень освоения компетенции. Способность оценить строй изобразительного языка сказок и мифов – от семантики и грамматики до звучания каждого слова. Через символы образного мышления наших предков, выявлять основные цели повествования путем эзотерического восприятия действительности. Высокий уровень освоения компетенции. Осознание особенностей сказок и мифов как целого мира воззрений на жизнь, природу, взаимоотношения и судьбы давно ушедших поколений людей, во времена которых слагались сказки и мифы. Открытие содержания и смысла сказок и мифов гораздо глубже и шире, чем нам представлялось. Понимание того, что это не только увлекательные и сказочные истории, а это воссоздание естественнонаучной картины мира, процесса духовного развития человека.В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: структуру сказки и мифа; основы морфологии сказки и мифа; терминологию различных типов сказок и мифов; особенности национальных традиций, отраженных в сюжетах сказок и мифов; исторические корни сказок и мифов; многообразие сказок и мифов; классификация сказок и мифов; типы сказок и мифов народов мира. Уметь: применять знания о закономерностях строения сказки и мифа; сравнивать сказку со сказкой, миф с мифом; устанавливать связь сказок и мифов с религией; использовать методы точного описания сказки и мифа; показать мировоззренческий символизм мифа и сказки; показать сказки и мифы как духовное сокровище культуры разных народов.Владеть: способами применения выразительных средств и приемов дисциплины; приемами внутренней связности, позволяющими сказке и мифу быть «истинными» в различных плоскостях; знаниями о сказках и мифах как средствах возвращения человека во вневременную эпоху; методикой работы над созданием образа, так как мифы и сказки стали моделью для всех форм творчества и искусства; знаниями о сказках и мифах как образцовой истории для того человеческого общества, в котором они были сохранены, и для мира, в котором живет это общество.Содержание дисциплины. Основные разделы. 3.1. Общее представление об устном народном творчестве. 3.2. Фольклор – связующее звено в культурном пространстве веков. 3.3. Фольклор – фильтр для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли. 3.4. Классификация сказок и мифов. 3.5. Терминология сказок и мифов. 3.6. Волшебная сказка в её эволюции от мифа к сказке, от сказки народной к сказке литературной. 3.7. Основные русские литературоведческие школы изучения фольклора и, в частности, сказки. 3.8. Жанры и мотивы русских волшебных сказок. 3.9. Сюжеты и мотивы сказок народов мира. 3.10. Мифы и мифология: общие представления. 3.11. Морфология и функция мифа. 3.12. Миф – образцовая история. Мировоззренчество космогонических мифов. 3.13. Школы в мифологии. 3.14. Роль мифа в развитии первобытной культуры. 3.15. Мифы Древнего Египта. 3.16. Римская мифология, структура римских мифов. 3.17. Греческая мифология, структура греческих мифов. 3.18. Мифы русского народа.