АННОТАЦИЯ Наименование дисциплины: Русская социология Рекомендуется для направления подготовки040100 Социология Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» 1.Цели и задачи дисциплины: Основная цель освоения дисциплины «Русская социология» состоит в изучении становления и развития русской социологической школы. Дисциплина призвана формировать у студентов представление об истории становления в России социологии как науки, основных направлениях и тенденциях ее развития.^ Задачи дисциплины состоят в том, чтобы содействовать формированию у студентов- социологов видения сферы профессиональной деятельности как пространства творческой активности. Формировать социологическое мышление: способствовать пониманию общей логики формирования идей в русской социологической школе, развивать способности интерпретации социологических текстов, умения их использовать в своей исследовательской деятельности. ^ 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Русская социология» адресована студентам, обучающимся по направлению «Социология». Ее программа органично связана с содержанием таких дисциплин, как «Социология образования», «Современные социологические теории», «Новые явления в социологии». В курсе представлены основные классические и современные концепции русских социологов. В основу курса положен междисциплинарный проблемный подход и системный принцип изложения. Студент ориентируется на проблемное поле русской социологии. ^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6); - способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10); - способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1); - способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4). В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: - содержание изложенных в курсе классических и современных концепций российских социологов; - этапы институционализации российской социологии; - основные работы российских социологов. Уметь: - анализировать и интерпретировать классические и современные тексты российских социологов; - выделять основные этапы институционализации российской социологии; - ориентироваться в исследовательском поле российской школы социологии. Владеть: - понятийным аппаратом дисциплины; - техниками анализа и интерпретации текстов. ^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры 5 ^ Аудиторные занятия (всего) 72/2 72 Лекции 30 30 Практические занятия (ПЗ) Семинары (С) 42 42 Лабораторные работы (ЛР) ^ Самостоятельная работа (всего) 72 72 В том числе: Курсовой проект (работа) Расчетно-графические работы Реферат Другие виды самостоятельной работы Конспекты Рабочая тетрадь Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Экзамен Всего: 144 4 ^ 5. Содержание дисциплины5.1. Содержание разделов дисциплины Лекции: Раздел 1. Классические направления в русской социологической школе. Тема 1. Введение в историю русской социологии. Тема 2. Позитивизм в русской социологии. Тема 3. Субъективная социология. Тема 4. Марксистская социология. Тема 5. Неокантианство в русской социологии. Тема 6. Неопозитивизм в русской социологии. Тема 7. Институционализация социологии в России. Раздел 2. Особенности развития российской социологии в советский период. Тема 8. Социология в России после революционных событий 1917 г. Тема 9. Социологическая наука в СССР в 20-50-е годы XX века. Тема 10. Социологическая наука в СССР в 60-80-е годы XX века. Раздел 3. Современные проблемы российской социологии. Тема 11. Современная российская социология (статус, особенности) Тема 12. Перспективы развития современной российской социологии. Семинары: Семинар 1. Становление социологии в России. Семинар 2. Субъективная школа в русской социологии. Семинар 3. Натуралистическая социология в России. Семинар 4. Синтез натурализма и психологизма в русской социологии. Семинар 5. Социологическая программа Е.В. де-Роберти. Семинар 6. Социологическая концепция Н. И. Кареева. Семинар 7. М. М. Ковалевский: историко-социологическое постижение общества. Семинар 8. Экономический материализм в России: социологическая модель Семинар 9. Неокантианство в русской социологии. Семинар 10. Неопозитивизм в русской социологии. Семинар 11. Марксистская социология в России в 1920-1930-е годы. Семинар 12. Социология в России в 1960-1990 годы. Семинар 13. Современная российская социология. ^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами № п/п Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин 1 2 3 1. Социология образования + + + 2. Современные социологические теории + + + 3. Новые явления в социологии. + ^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий № п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.зан. Лаб.зан. Семин. СРС Все-го 1. Классические направления в русской социологической школе. 14 16 30 60 2. Особенности развития российской социологии в советский период. 10 16 26 52 3. Современные проблемы российской социологии. 6 10 16 32 ^ 6. Лабораторный практикум Нет 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и рефератов 1. Особенности позитивизма в социологии на русской почве. 2. М. М. Ковалевский – основатель генетической социологии. 3.Н. И. Кареев как ученый, педагог, организатор социологического образования. 4. П. А. Сорокин как педагог и организатор науки. 5.Субъективная социология в России и ее критики. 6.Западные социологи о русской школе в социологии. 7.Субъективная школа и марксистская социология: сравнительный анализ. 8.Социологические взгляды Г. В. Плеханова. 9.Творческое развитие марксистской социологии в трудах Н. И. Бухарина. 10. Взаимоотношение права и нравственности как проблема неокантианской социологии. 11. Роль университетов России в развитии социологического образования. 12. Западные социологи о развитии социологии в СССР. 13. Социология в трудах ученых русского зарубежья. 14. Современная теоретическая социология в России: проблемы и перспективы. 15. Современная эмпирическая социология в России: опыт и надежды. 16. Академические школы в современной российской социологии. ^ 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одной хрестоматией, одним учебным и учебно-методическим печатным и/или электронным изданием. б) дополнительная литература. Фонд дополнительной литературы включает помимо учебников официальные справочно-библиографические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. в) программное обеспечение. Каждому обучающемуся обеспечен доступ к необходимому программному обеспечению. ^ 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Компьютер, программное обеспечение. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Формы текущего контроля – подготовка конспектов работ русских социологов, заполнение рабочей тетради, работа студента на семинарских занятиях. За эти формы работы студентам проставляются баллы. Форма промежуточной аттестации – письменная работа в конце семестра. Итоговая форма контроля - экзамен. Разработчики: РГГУ Кафедра теории и истории социологи к.ф.н., доц. М. Б. Буланова Эксперты: МХТИ, профессор кафедры социологии, д.ф.н. Спасибенко С. Г.