Введение
Древнеримская религия представляеточень большой интерес для изучения как по своему чрезвычайно самобытномухарактеру, так и по тому назначению,которое получили само Римское государство и его культура в истории человечества.Религия римлян, несмотря на ряж общих черт с греческой религией, порожденныхчастью сходными историческими условиями, частью прямым влиянием, отличалась,однако, совершенно своеобразным обликом.
Источники изучения древнеримскойрелигии: археологические памятники (остатки храмов, алтарей, жертвенников,изображения богов); многочисленные надписи, особенно посвятительные;свидетельства античных писателей; произведения раннехристианских авторов, полемизировавших с язычниками.
Историческое развитие римской религииподдается изучению гораздо лучше, чем греческой: очень заметно, как онаизменялась в связи с ростом Римского государства – от небольшой городскойобщины до огромной империи. Но вместе с тем в ней до самого конца оставалосьмного глубоко архаических черт.
Семейно-родовой культ
Одним из древнейших пластов религиозныхверований и обрядов римлян, сохранявшимся очень прочно вплоть до конца существования самого Римскогогосударства, была родовая религия, культ семейно-родовых духов-покровителей.Устойчивость этой формы религии объясняется живучестью пережитков самой родовойорганизации, в особенности в патрицианских семьях.
Римляне верили, что души или тениумерших – маны – являютсяпокровителями семьи и рода. Маны сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначальноолицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами (от penus – провизия, съестные припасы), а впоследующем стали домашними духами-хранителями.
К этим двум представлениям было близкои третье – лары, которое имело болееширокое значение. Лар – это вообщедух-покровитель: помимо семейных, существовали еще духи-покровители путей.Духи-покровители перекрестков, духи мореплавания, духи военные и т.д.
Культ семейно-родовых покровителей, естественно, имел частный, узкосемейный илиродовой характер. Семья под руководством главы чествовала своихпредков-покровителей у домашнего очага. Очевидно, аналогичным образомустраивались и родовые моления. Предметом их обычно был предок — эноним рода,может быть легендарный или даже мифический.
По мере растворения древней родовойорганизации в государственной, шел процесс перехода от родовых форм культа кболее широким. Некоторые родовые боги превращаются в объектыобщегосударственного культа (сохранились следы прежнего родового или фамильногопроисхождения некоторых римских богов).
Необычайная живучесть семейно-родовогокульта у римлян видна хотя бы из того факта, что он продержался до полнойпобеды христианства над старой религией.
Семейно-родовой культ был связан уримлян с архаичным почитанием огня. Пенаты были духами домашнего очага.Неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, олицетворялся в виде богиниВесты, что может считаться пережитком эпохи матриархата. Веста не имелаантропоморфных изображений. Её символом оставался натуральный вещественныйогонь вечно горевший в храме. В этом еще одно доказательство глубокого архаизмакульта огня у римлян.
Погребальный культ
Хотя обряды семейно-родовой религии вчесть предков исполнялись римлянами неукоснительно, их представления озагробной судьбе душ умерших были крайне смутны. Верили в подземное царство,подобное греческому Аиду, где властвует грозный Орк и куда идут все душиумерших. Но существовала и вера в Элизиум – поля блаженных, куда попадаютдобродетельные души. Сохранялось при этом и более древнее представление, покоторому тень умершего не теряет связи с телом. Интересно, что римлянестарались сооружать гробницы близ дорог. На таких гробницах можно обнаружитьмногочисленные надписи. Судя по ним, верующие римляне были убеждены, что умершийподдерживает связь с живыми.
Души безродных покойников, такназываемые Ларвы и Лемуры, считались злыми, т.к. их некому было покормить.Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды – лемурии,справлявшиеся в мае.
Аграрные культы.
К числу древнейших слоев римскойрелигии принадлежали также земледельческие и скотоводческие обряды и верования.В отличие от родовых форм культа, преимущественно патрицианских и городских,эти земледельческо-скотоводческие культы были сельскими и плебейскими. Однакорезкой грани между теми и другими не было, ибо самое разделение города идеревни было для древнего Рима весьма условным.
Сельскохозяйственные верованиязанимали, несомненно, видное место в религии римлян. Об этом свидетельствует уже тот факт, что многие из важнейших божеств римскогопантеона, получившие впоследствии разнообразные функции, были по своемупроисхождению связаны именно с земледельческо-скотоводческими культами. Так,например, Марс в классическую эпоху считавшийся богом войны, вначале был божеством-покровителемземледелия и скотоводства, богом войны и оплодотворения. Ему был посвященпервый весенний месяц – март, когда в честь Марса устраивались празднества.Фавн был покровителем скота, богом пастухов, которые устраивали в честь его в концезимы, 17 февраля, веселый оргиастический праздник – луперкалии. Богиня Венера, позже отождествленная с греческойАфродитой, первоначально была божеством садоводства и виноградарства. Богомвиноделия также был Либер, чисто плебейское божество. С земледелием был связанСатурн, бог посева, чествовавшийся веселыми обрядами сатурналий в декабре, перед первым посевом, а также Церера,покровительница хлебных злаков. Бог рубежей Терминус был в начале охранителемполевых меж и границ; земледельцы справляли его праздник 23 февраля. В сложномобразе Юпитера тоже присутствовал элемент земледельческих верований: Юпитерсчитался покровителем винограда. Были и другие боги, представлявшие собойолицетворение отдельных сельскохозяйственных работ или связанных с ними явленийприроды.
Большая часть древнеримских праздников,долго сохранявших свое значение, была связана по происхождению с аграрной искотоводческой обрядностью. Помимо уже упомянутых сатурналий и луперкалийримляне справляли еще такие праздники как цереалии(апрельский праздник посева в честь Цереры), апрельские и августовские виналии с жертвоприношениями Юпитеру, консуалии — августовский праздник жатвы,февральские терминалии и ряд другихпраздников.
Римский пантеон
Сложный состав римского пантеона былпорожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римскойобщины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьимипокровителями они прежде считались. Известно, что римская община составилась излатинских, сабинских, этрусских и иных племенных и родовых групп.
Римляне различали в классический периодв своем пантеона две группы божеств: старые, туземные, отечественные боги, иновые боги, пришельцы. Однако и в составе первой группы выделяются божестваразного племенного происхождения.
Большинство римских божеств, видимо,местного италийского происхождения: они включались в римский пантеон по мереразрастания римской общины, вхождения в нее новых и новых племен и областей.Так, Диана была местным божеством Ариции. Покровителем какой-то древней общины был бог Квирин, впозднейших представлениях сближенный с Марсом и с легендарным основателем РимаРомулом. Вернее всего, что это был патрон-эпоним самого Рима, судя поархаическому названию римлян – квириты. Очень вероятно, что и некоторые другиебоги римского пантеона из числа «старых» были первоначально покровителямиобщин, влившихся в Римское государство.
Однако подавляющее большинстводревнеримских божеств носит совершенно иной характер. Многочисленные богиримского пантеона никогда не были покровителями каких-либо общин. В большинствесвоем они являлись не чем иным. Как олицетворением различных сторончеловеческой деятельности, которым они покровительствовали. В не дошедших донас списках этих мелких божеств указывается, в каких точно определенныхслучаях, в какие моменты своей жизни. К какому из этих богов должен былобращаться с молитвой верующий римлянин. Каждый шаг человека, начиная с самогоего появления на свет, находился под покровительством того или иного божества,функция которого была весьма ограничена. Боги эти имели не собственные имена, анарицательные, по выполняемой каждым из них функции (возможно, что имена были,но тайные, и они остались нам неизвестны), Немецкий исследователь Герман Узенерназвал эту, по его мнению древнейшую, категорию богов «мгновенными богами».Нетрудно видеть, что наше слово «бог» не совсем соответствует римскому «deus», означавшему самые разнообразныеолицетворенные образы и сверхъестественные существа.
Каждый мужчина имел своего личногодуха-покровителя – гения. У женщин были свои богини-покровительницы – юноны,которые благоприятствовали их брачной жизни, рождению детей.
Помимо личных гениев были имногочисленные гении – покровители местностей, видимым символом которых обычносчиталась змея. Эти гении мест близки к ларам, и на практике едва ли между нимипроводилась ясная грань.
Вопрос о происхождении великих божествримского пантеона сложен. Некоторые из них, как уже говорилось, были когда-топокровителями отдельных общин и племен. Но большинство представляло собой взначительной мере непосредственное олицетворение отдельных отвлеченных понятий,имевших отношение к общественной и государственной жизни. Римляне почиталитакие божества как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость, Счастье и т.п. Этичисто абстрактные обозначения содержали в себе весьма мало черт живых личныхобразов, еще меньше мифологии. Их трудно даже назвать настоящимиолицетворениями, однако в честь их в Риме строились храмы, приносились жертвы. Мифологическая фантазия римлян былачрезвычайно бедна, антропоморфизация богов весьма слаба.
Наименее ясно и, по-видимому, наиболеесложно происхождение образа главного бога римлян классической эпохи – Юпитера,о котором отчасти уже говорилось. В основе своей это, вероятно, олицетворенноесияющее небо – Небо-отец (Jovis+pater=Juppiter). С другой стороны, в Юпитере римляне видели и бога-покровителявиноградной лозы. Далее Юпитер считался богом-защитником гостеприимства,нравственной семейной жизни. Возможно, что римляне вначале признавалинеопределенное множество юпитеров, как проявление некой безличной силы.
Сложен также и образ бога Марса. Егопервоначальный облик племенного бога и покровителя земледелия постепенноотступил перед позднейшей, более специализированной функцией – бога войны. Помнению некоторых исследователей, это произошло потому. Что землю римскиекрестьяне добывали копьем и мечом, отнимая ее у соседских народов.
Каково бы ни было происхождениеотдельных образов римских богов, культ их по мере создания и роста Римскогогосударства принял характерную для античных обществ форму – почитаниябогов-покровителей полиса. Древнейшими богами Римского государства считаютсяЮпитер, Марс, Квирин. Позднее эту троицу вытеснила другая– Юпитер, Юнона,Минерва.
Помимо представлений о богах и другихличных сверхъестественных существах в римской религии сохранялось глубокоархаическое представление о некой безличной силе – numen. Это слово означало какую-тотаинственную могучую потенцию, присущую главным образом богам, а такженекоторым людям.
Формы культа
Культ сводился к выполнению в строгоопределенные моменты и в точно предписанных формах известных обрядов,жертвоприношений, к произнесению узаконенных формул. Не допускалось никакогоотклонения ни в действиях, ни в словах обращений к богам от установленногошаблона. Сами молитвенные формулы представляли собой точное и мелочное перечисление того, чтомолящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это от него ожидает.Для избежания сомнений слова молитвыподкреплялись жестами: упоминая землю, надо было прикоснуться к ней рукой;произнося имя Юпитера – поднять руки к небу; говоря о самом себе, молящийсяударял себя рукой в грудь. Особенно важным считалось назвать имя бога, впротивном случае молитва теряла свою силу; поэтому в молитвенных формулахделались обычно оговорки, которые должны были застраховать от возможных ошибок,например: «Юпитер благой и великий или каково бы ни было имя, угодное тебе».Строгий формализм в выполнении обрядов сочетался со своеобразным искусством обманыватьбогов, создавая видимость жертвы с минимальными затратами. Вместо голов (скотаили людей) в жертву приносились головки чеснока. Пунктуально выполняя своиобязательства перед богами. Римлянин в то же время не хотел давать им ничеголишнего. В этой черте религии, как и в отсутствии яркой и образной мифологии.Очевидно, сказался национальный характер римского народа, практичного,расчетливого, не склонного ни к эксцессам, ни к полетам поэтической фантазии.
Гадания
Крупную роль в римской религии и вобщественной жизни играла система гаданий (мантика) и предзнаменований. Передкаждым важным общественным делом римляне неукоснительно спрашивали указания состороны богов. Самыми употребительными способами мантики были гадания по полетуптиц (ауспиции – дословно «смотрениена птиц»), гадания по тому, как священные куры клюют зерно. Гадания по видумолнии. У этруссков римляне заимствовали систему гаданий по внутренностямжертвенного животного — гаруспиции.Очень большое значение имели и толкования различных предзнаменований, чащевсего в виде тех или иных необычных явлений природы; всякие такие явленияобычно считались неблагоприятными знамениями.
Система гаданий также отличаласькрайним формализмом.
В противоположность мантике магия вримской религии не имела широкого применения, по крайней мере в официальномгосударственном культе. Строго почтительный к своим богам римлянин ожидал отних помощи и покровительства всех необходимых случаях жизни и к самочинныммагическим действиям прибегал редко.
Жрецы
Строго официальный характер римскойрелигии сказался и в том, что служители ее – жрецы были должностными лицамигосударства. Особого жреческого сословия Рим никогда не знал, и самостоятельнойроли жрецы не играли. Однако в Риме издавна существовали жреческие коллегии.Члены которых вначале просто кооперировались, а потом стали выбираться.Древнейшими коллегиями были: понтифики, фециалы, фламины, луперки, салии,арвалы, авгуры, весталки и некоторые другие.
Понтифики следили за календарем,назначением праздников и т.п. Они знали благоприятные и неблагоприятные дни,хранили память об исторических событиях и преданиях, позже стали вести ихзапись, знали систему мер и весов. Глава коллегии вел общий надзор за всем, чтокасалось религии, и обладал некоторыми полицейскими правами.
Фециалы были не столько жрецами,сколько вестниками, глашатаями, послами римской общины в ее сношениях ссоседями. Они объявляли войну и заключали мир, соблюдая традиционныерелигиозные обычаи. Они хранили в памяти договоры с другими общинами.
Авгуры составляли влиятельную коллегиюгадателей. Их обязанностью было давать ответы должностным лицам республики облагоприятных и неблагоприятных знамениях. Эта чисто пассивная рольограничивала самостоятельность и политическое влияние авгуров.
Коллегия весталок – жриц богини Весты –пользовалась большим почетом. Весталками становились обычно девушки из знатныхфамилий, оставаясь в этом звании 30 лет. В течение этого времени они должныбыли соблюдать обет безбрачия и строгого целомудрия; нарушение обета каралосьжестоко: виновную зарывали живьем в землю. Главной обязанностью весталок былоподдерживать неугасимый огонь в храме Весты. Глава коллегии пользоваласьогромным общественным авторитетом и могла освобождать от смерти преступников,если они встречались с нею на пути к месту казни.
Фламианами назывались жрецы – служительотдельных богов, подчинявшиеся общему руководству верховного понтифики. Онипользовались большим почетом, но зато подвергались множеству тягостныхограничений и запретов. Так, например, фламин Юпитера не мог ездить верхом,произносить клятву, выходить снепокрытой головой. прикасаться к сырому мясу, козе, плющу, бобам и т.п.
несколько своеобразный характер имеликоллегии салиев, арвалов и луперков, связанные не с государственной религией, ас древними народными земледельческими культами. Салии составляли двекорпорации: одна была связана с палатинским культом Марса, другая – сквиринальным культом Квирина. «Братья арвалы» ведали обрядами в честьземледельческих божеств Марса. Луперки – жрецы скотьего бога Фавна. В праздниклуперкалий они бегали полуголые, в одних набедренных кожаных повязках,изображая волков, и хлестали ремнями не рожавших женщин, чтобы избавить их отбесплодия.
Важнейшие жреческие коллегии Риманаходились целиком в обладании патрициев, полноправных граждан государства.Жреческие должности в древнейший период были в их руках одним из орудий борьбыпротив плебеев. Плебеи, естественно, добивались доступа к жреческим должностям,особенно таким, как понтификат. В 300 г. до н. э. плебеи получили наконец правозанимать должности понтификов, и это было важным шагом к уравнению их в правахс патрициями.
Жрецы и их объединения ни в какойстепени не были приспособлены к жизни. Жреческие должности занимались, как илюбые другие должности, светскими людьми с той только особенностью, что онибыли обычно пожизненными. Можно было совмещать сан жреца с общественнойдеятельностью, а зачастую он был лишь почетной должностью.
Религия и классовый слой
Подобно всемдругим религиям древних народов, религия Рима выражала собой противопоставлениеримской общины всему внешнему миру. Боги Рима были покровителями государства вего борьбе с врагами. Но это противопоставление переносилось и внутрь общины.Плебеи вначале не участвовали в официальном культе. Они не имели праваприбегать к ауспициям. На этом основании патриции отказывали плебеям в правезанимать общественные должности. Когда плебеи добились равноправия, неравенствоне исчезло, а было еще более углублено: с развитием рабства религия становиласьодной из форм противопоставления рабовладельцев рабам. Рабы, чужеземцы попроисхождению, уже одним этим отстранялись от культа. Так как за рабом вообщене признавалось человеческих прав, его труд и время принадлежали его хозяину,то понятно, что его хозяева не одобряли расходование рабами своего времени надела культа.
Заключение
Если вшироких массах почитание древних национальных богов постепенно вытеснялосьвосточными культами, то в образованных кругах оно, по мере культурного развитияобщества, отступало перед ростом свободомыслия. Последнее началораспространяться в Риме вместе с греческой образованностью. Некоторые писатели критиковали религию и не верили в богов. Другие пыталисьпримирить религию с рациональным мировоззрением, придавая мифам ипредставлениям о богах аллегорическое значение. Своей высочайшей вершиныримское свободомыслие достигло в творчестве Тита Лукреция Кара, гениальногопоэта и философа-материалиста. Проводя в своей поэме «О природе вещей»материалистическую точку зрения на мир, отрицая существование богов иразоблачая вред религии, Лукреций сумел подняться и до понимания корней религии и причин ееживучести.
Римскаярелигия дожила до победы христианства – до IV века н. э.
Список использованной литературы
1. Кулаков А. «Религии мира»; М.; 1997 г.
2. Малерб М. «Религии человечества»; СП б; 1997 г.
3. «Религия в истории и культуре»; М; 1998 г.