АННОТАЦИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «Введение в сравнительно-историческое языкознание».Цель дисциплины Дисциплина «Введение в сравнительно-историческое языкознание» является курсом по выбору вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки Востоковедение и африканистика, предназначена для студентов 2 курса, реализуется в Институте восточных культур и античности Центром компаративистики ИВКА. Курс «Введение в сравнительно-историческое языкознание» логически продолжает курс «Введение в языкознание» (общее), читаемый на 1-м году обучения, и призван, с одной стороны, закрепить ряд сведений и навыков, полученных студентами ранее, с другой — развить и углубить представление о науке о языке, перенеся акцент с синхронной плоскости в диахроническую. Необходимость чтения такой дисциплины хотя бы в качестве курса по выбору мотивируется тем, что (а) одним из перспективных направлений деятельности востоковеда-филолога является работа с историей, этимологией, социокультурным фоном развития изучаемого языка, а также с его диалектными разновидностями; (б) качественная исследовательская работа с памятниками словесности изучаемой цивилизации непременно подразумевает умение дать корректную историческую оценку тем или иным языковым явлениям изучаемого текста. Ни то, ни другое невозможно без овладения хотя бы минимальными сведениями относительно тех общих закономерностей и тенденций, которые регулируют историческое развитие языка, а также научной методики обнаружения и верификации этих закономерностей.^ Основная цель курса — ознакомление студентов с правилами и условиями применения сравнительно-исторического метода, базисными законами и тенденциями языковых изменений, выявленными с его помощью, способствующее развитию навыков трезвой, по-настоящему научной исторической оценки наблюдаемых языковых фактов.^ Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина входит в Блок 3 «Профессиональный цикл. Вариативная часть» учебного плана.Требования к уровню освоения дисциплины Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-8. В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:знать: — основную терминологию сравнительно-исторического языкознания (понятия генетического родства, праязыка, регулярного соответствия, аналогии и др.) (ОК-2); — основные вехи в истории развития компаративистики, от ранних индоевропеистов до зарождения макрокомпаративистики в середине XX в. (ОК-2);уметь: — объяснять различия между типологической и генетической классификацией языков (ОК-2); — пользоваться историческими и этимологическими словарями как источниками полезной информации, в том числе и с применением критического подхода (ОК-3, ОК-5, ОК-8); — отличать научно обоснованное суждение относительно того или иного исторического факта, связанного с изучаемым языком, от необоснованного и/или анти-научного (ОК-2);владеть: — навыками выдвижения, обоснования и проверки этимологических гипотез, в особенности связанных с изучаемым(и) языком (-ами) (ПК-15).^ Содержание программы учебной дисциплины: № Наименование темы Кол-во часов ^ Форма занятия 1 Введение. «Историческое» и «сравнительное» в ср.-ист. языкознании. 4 часа Лекции, семинары 2 Основные постулаты и направления ср.-ист. языкознания в исторической перспективе. 8 часов Лекции, семинары 3 Доказательство языкового родства. Праязык и праязыковая реконструкция. 8 часов Лекции, семинары 4 Применение формальных методов в ср.-ист. языкознании. Лексикостатистика и глоттохронология. 8 часов Лекции, семинары 5 Уровни реконструкции: фонетика, лексика, грамматика. 8 часов Лекции, семинары 6 Этимология. Основные принципы этимологического анализа. 8 часов Лекции, семинары