Анна Александровна ЗайцеваМОУ Гимназия № 22 г. БелгородУчитель информатикиОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕОбъективные процессы информатизации Российского общества формируют социальный заказ сфере образования на увеличение внимания к информационной грамотности. Актуальность изучения информатики в начальных классах выражается в том, что рано или поздно (скорее всё же рано) дети начинают использовать компьютер — использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Причем очевидно, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте. Так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память, поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные. Изучение информатики и информационных технологий в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - развитие умений ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; - овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни; - формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры; - развитие умений, позволяющих обмениваться информацией, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.). Целесообразно формировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и начальные знания основ информатики, осуществлять пропедевтику ее фундаментальных понятий и способов деятельности, т.е.: - Формирование представлений о возможностях компьютера в области обработки информации (компьютер рисует, вычисляет, пишет...), хранения информации (компьютер запоминает рисунки, числа, тексты) и передачи информации (от человека к компьютеру, от компьютера к компьютеру, от компьютера к человеку). - Знакомство с основными понятиями и их отношениями как общими: информация, язык, знания, модель, алгоритм, структура и др. так и частными: данные, таблицы данных, объекты, имена, значения, условия, структуры записей процедурных ответов. - Формирование навыков работы с клавиатурой (набор текста, набор чисел, управление движением и фиксирование объектов на экране дисплея, выбор режимов работы по меню). - Освоение способов деятельности, отражающих специфические методы информатики: формализацию (описание условий и решений задач с ориентацией на их компьютерное исполнение), алгоритмизацию (запись для некоторого типа процедурных ответов простейшей структуры типа "ветвление", "выбор", "цикл"), решение практических задач с применением компьютера (ведение компьютерных дневников при наблюдениях за погодой, жизнью растений и животных). Обучение информатики предполагает не только овладение учащимися компьютерной грамотностью, но и также формирование у них навыков алгоритмического мышления, умения мыслить логически. Существуют различные подходы к изучению курса информатики в начальных классах, которые отражены в учебно-методических комплектах. Так же актуальным остается вопрос о том, кто должен преподавать информатику в начальных классах: учитель начальных классов или учитель- предметник? Ведение уроков информатики требует от учителя начальных классов владения методиками введения понятий информатики, освоения компьютерных технологий на уровне, который позволил бы вести практическую часть урока информатики с использованием компьютера. Этот момент не всегда возможен. Учитель же информатики владеет содержанием предмета, но у него могут возникнуть трудности, так как обучение младших школьников требует специальных знаний психологических особенностей. Чтобы однозначно ответь на этот вопрос необходимо выбрать одно из двух направлений пропедевтического изучения информатики – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, с одной стороны, и освоение практики работы на компьютере – с другой. Это дает школе возможность сделать выбор по своему вкусу и по своим возможностям. В нашей гимназии материально-техническая база позволила сделать упор на «технологическое» направление, доверив преподавание учителю информатики. Что касается структуры самого урока информатики, то можно выделить следующие этапы: - проверка домашнего задания (до 5 минут), - изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе, компьютера), - закрепление материала (около 7 минут), - практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности), - обсуждение результатов, подведение итогов (5 минут). В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты). Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 2-4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут. Исходя из этого, целесообразно разделить урок на 2 части: 1 часть урока это работа с тетрадью, учебником, а вторая – работа за компьютером. Очень важно, чтобы за каждым ребенком было закреплено рабочее место, это поможет избежать беспорядка при переходе за компьютеры. Предмет информатики реализует различные межпредметные связи, то есть при его изучении практические задания по информатике наполняются различным предметным содержанием. В начале урока при актуализации опорных знаний кроме проверки домашнего задания можно проводить так называемые «пятиминутки», когда дети выступают со своими сообщениями на заданную тему. Во 2 классе это могут быть загадки, пословицы и поговорки о труде, о природе, о животных. В 3-4 классах, когда понятие информатики и информации становится более осознанным, предлагается подобрать «информативные сообщения», например, о космосе, о морях, о явлениях природ, о народных приметах. Это является своеобразной «гимнастикой для ума», дети с удовольствием читают дополнительный материал, делятся своими «открытиями» с товарищами. При работе с младшими школьниками чрезвычайно важно разнообразие форм, методов, приёмов работы. На каждом уроке обязательно присутствуют элементы игры, ролевой игры, соревнования. Например, при изучении темы «Кодирование и декодирование информации» (2 класс) урок проводился как «морское путешествие» за «кладом». План урока был представлен как «карта путешествия», ученики имели свои «роли»: «капитан», «матросы», «пираты». При изучении темы «Понятие переменной в информатике» (4 класс), тема урока была сформулирована как «Слова-актёры», и по ходу урока учащимся предлагалось определить это название другим понятием (понятие переменной в курсе математики дети знают). При изучении понятия алгоритм и исполнитель алгоритма дети с удовольствием играют в игру «Робот», когда нужно следуя указаниям выполнить некоторые действия (съесть конфету, стереть надпись на доске, раздать тетради), используются игры с мячом (проходя по классу, учитель произносит считалку «Рыба, птица, зверь..». Внезапно прервав считалку учитель кидает мяч какому-либо ученику, тот должен назвать в данном случае птицу), игра «Бывает-не бывает» (квадратные колёса –– не бывает, круглые часы–– бывает, треугольные шкафы–– не бывает), «Угадай предмет»(маленький, пушистый, жёлтый––цыплёнок, круглый, сочный, красный––помидор), «Назови лишнее» (ботинки, шляпа, кепка, пиджак, фуражка, пальто––пальто, т.к носят зимой или фуражка, т.к форменная или ботинки, т.к обувь. Здесь нет единственно правильного ответа, наблюдается неоднозначность решения, но до этого дети додумываются сами). На уроках присутствуют сказочные герои : исполнительный робот Боб, незадачливый инопланетянин Янт, весёлые человечки Бом, Бим, Бум, герои известных сказок и фантастические существа, которых нужно расселить, чему-то обучить, дать им имя. Курс информатики построен таким образом, что движение вперёд идёт как будто по спирали: темы повторяются, но каждый раз на качественно новом витке. Например, при изучении понятия «множества, подмножества, пересечение и объединение множеств» во 2 классе проводится игра «Прогулка по лесу», когда в один «мешок» дети собирают зверей, а в другой птиц. В 3- классе идёт возвращение к этому понятию, но уже на более высоком уровне, множества изображаются геометрическими фигурами и условия разбиения предметов по множествам становятся более сложными. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Важно помнить, что преподавание информатики в начальной школе накладывает на учителя-предметника большую ответственность, каждый урок требует большой подготовки, четкого планирования всех этапов урока.Библиографический список Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах», методические рекомендации для учителя. А.Х. Шелепаева, «Методологические и методические основы преподавания информатики».http://www.school2100.ru/program/program_start-comp.htmlhttp://www.ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2008_11_18.htmlhttp://bank.orenipk.ru/Text/t25_6.htm