МИНСКАЯБОГОСЛОВСКАЯСЕМИНАРИЯ
“МОЛИТВА«ОТЧЕ НАШ» –ОБРАЗЕЦ ДЛЯМОЛИТВ ДЕТЕЙБОЖИИХ”
Студент: Бабицкий Д.А.
Руководитель: Лазута Д.А.
Минск– 2000
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………3Призывание (обращение):
Отче наш, сущийна небесах!………………………………………………4
1.1. Отченаш....................................................................................................4
1.2. Сущий на небесах...................................................................................5
1.3. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви................................................6Прошения, часть первая (относительно Бога):
2.1. Да святитсяимя Твое………………………………………………….8
2.1.1. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви...........................................10
2.2. Да приидетцарствиеТвое……………………………………………11
2.3. Да будет воляТвоя и на земле, как на небе………………………...12
2.3.1. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви............................................14
3. Прошения, часть вторая(относительночеловека):
3.1. Хлеб наш насущныйдай нам на сейдень…………………………..16
3.1.1. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви.............................................16
3.2. И прости намдолги наши, каки мы прощаемдолжникамнашим…………………………………………………………………….....18
3.2.1. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви.............................................20
3.3. И не введинас в искушение, но избавь насот лукавого.................22
3.3.1. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви.............................................24
4. Славословие(прославление):
4.1.Ибо Твое естьцарство и силаи слава во веки.Аминь.....................27
4.2. Истолкованиесловами ОтцовЦеркви................................................27
Уроки для нас из молитвы «Отче наш»…………………………............28 Заключение……………………………..........……………………………...........32
Близок Господько всем призывающимЕго,
ко всемпризывающимЕго в истине.
Желаниебоящихся ЕгоОн исполняет,
вопль ихслышит и спасаетих.
Пс.144:18–19
АННОТАЦИЯ
Данная работаявляется богословскимисследованиемна тему: “Молитва«Отче наш» –образец длямолитв детейБожиих”. В нейприводитсясобственноистолкованиемолитвы “ Отченаш ” с использованиемкомментариевОтцов Церквипо данномувопросу, а такжепрактическиевыводы о том, какой виддолжны иметьмолитвы людей, обращающихсяк Богу в настоящеевремя.
В работе, насколькоэто было необходимо, рассматриваютсяи другие вопросыотносительномолитвы, а именно,– когда? где? сколько? с кеми о чём молиться?
На протяжениивсей работыбольшое вниманиеуделено вопросубодрствованияв молитве.
Многие христианене задумываютсянад смысломМолитвы Господней, считая её недостойнойвнимания, или, полагая, чтоона и так слишкомпроста, чтобыещё тратитьвремя в рассужденияхнад ней. Даннаяработа имеетсвоей цельюпоказать, чтоэто довольноущербное длядуховного ростапонимание.
«В ранней церквилюдям не разрешалосьмолиться молитвой«Отче наш» дотого, как они…принародноисповедуютсвою веру. Этамолитва толькодля тех, ктоможет принестиее с искреннейверой».1Таким былоотношение кэтой молитвераньше. В ходеработы авторприходит кзаключению, что и в современнойЦеркви отношениек мотиве «Отченаш» должнобыть пересмотрено.Кроме того, только по одномуотношениюЦеркви к этоймолитве, можносудить о еёдуховном состоянии, так как молитва– это одна изсоставляющихдуховногоразвития, иесли к ней холодноотносятся, тоэто говорито многом.
THE SUMMARY
The given work is theological research on a theme: «Lord’sprayer» — a sample for God’s children prayers. There isthe interdivtation of the «Lord’s prayer» in it with use of the comments of the Fathers of Church on the givenquestion is resulted actually, and also the practical conclusionsabout that, what kind should be the prays of the people addressed tothe God now. In work, as far as it was necessary, other questionsconcerning a prayer, namely, — when are considered(examined) also?Where? How many? With whom and about what to pray?
During all work the large attention is given to a question ofwatching in a prayer.
Many Christians do not reflect above sense of the «Lord’sprayer», considering it unworthy attention, or, believing, thatit so is too simple, that should to waste time in reasoning aboveit. The given work has by the purpose to show, that it is pleaseddamage understanding for spiritual growing.
" In early church the people were not authorized to pray by the«Lord’s prayer» how they… confess to all theyfaith. This pray only for those who can bring it with sincere faith". Such was the attitude(relation) to this pray earlier. Duringwork the author comes to the conclusion, as in modern Church theattitude(relation) to the «Lord’s prayer» shouldbe reconsidered. Besides only under one attitude(relation) of Churchto this pray, it is possible to judge about it’s a spiritualcondition, as the pray is one of a component of spiritualdevelopment, and if concern to it coldly, it speaks about much.
ВВЕДЕНИЕ
Люди молилисьБогу, начинаяот Адама, ноинтереснозаметить, чтодаже в ЗаконеМоисея не былозаповеди иликонкретныхуказаний омолитве. Дажеветхозаветныепророки немного говорято молитвенныхобязанностяхверующего. НоХристос, какникто другой, придавал молитвеогромное значение.Он учит молитьсяи нас. Нам нужномолиться, и намвсем нужноучиться молиться— эффективно, целенаправленно, по-библейски.
«Научи насмолиться...»Это единственноеместо в НовомЗавете, гдеученики прямопросят Христанаучить ихчему-то. Частоевангельскиехристианеделают ударениена то, что молитьсянужно от сердца, искренне, а непросто повторятьзаученныемолитвы. Этобесспорно. Какписал ДжонБуньян, «лучшесердечнаямолитва безслов, чем молитваиз бессердечныхслов».2
Но с другойстороны, молитьсянужно учиться.Желание учиться, познаватьдуховные законыи пользоватьсяими — индикатормудрости. Есличеловек впервыеприходит к Богус раскаяниеми неумело произноситслова своейпервой молитвы- кто станетего осуждать? Его слова также дороги Богуи христианам, как первыеслова ребенка.Но если черезнесколько летследованияза Господоммолитва этогочеловека всееще строитсяпо принципу«прости-благослови-аминь», то ему нужноподойти к Господус просьбой: научи менямолиться. Мы, ученики Христа, должны познавать, какое значениев молитве имеютблагодарение, славословие, краткость, ясность выражениямысли, исповеданиесвоей веры, смелость идерзновение, поклонение, согласие сволей Божьей.Все эти принципызаложены вмолитве «Отченаш».
Продолжаяв Нагорнойбеседе разговоро молитве, ИисусХристос учитСвоих последователейи учеников отом, как надомолиться, даваяв качествепримера текстмолитвы Господней.Эта молитвав сравнениис другими молитвамиявляется главноймолитвойхристианства.Она называетсяГосподнейпотому, что СамГосподь, ИисусХристос, далеё Своим ученикам.Молитва Господняявляется образцоммолитвы, тексткоторой полностьюсогласуетсяс учением Христовым.Однако, нарядус этой молитвойсуществуюти другие молитвы, что доказываетсятем фактом, чтоСам Иисус Христоспроизносили иные молитвы(Иоан.17:1-26).
«Молитесьже так: Отченаш, сущий нанебесах! дасвятится имяТвое; да приидетЦарствие Твое; да будет воляТвоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущныйдай нам на сейдень; и простинам долги наши, как и мы прощаемдолжникамнашим; и не введинас в искушение, но избавь насот лукавого.Ибо Твое естьЦарство и силаи слава во веки.Аминь. (Матф.6:9-13).
ПРИЗЫВАНИЕ (ОБРАЩЕНИЕ):
1.1. “ОТЧЕ НАШ”
Согласнотрадиционномупояснению, текст этоймолитвы состоитиз призывания, то есть обращения, семи прошенийи славословия, то есть прославления.Начинаетсямолитва с призывания, обращенногок Богу-Отцу, Первому ЛицуТроицы: »Отченаш". В этомпризыванииБог-Отец назван«Отче наш», тоесть Отец наш.ПосколькуБог-Отец являетсяТворцом мираи всех творений, то мы и называемБога Отцомнашим. Однако, согласно религиознымпредставлениям, не все людимогут называтьГоспода Богасвоим Отцом, так как не имеютна это морально-нравственногоправа. Для тогочтобы ГосподаБога называтьсвоим Отцом, надо жить, соблюдаяЗакон Божий, и исполнятьзаповеди Христовы.Спаситель прямоговорит обэтом, указываяна христианскийобраз жизничеловека. «Любитеврагов ваших, благословляйтепроклинающихвас, благотворитененавидящимвас и молитесьза обижающихвас и гонящихвас, да будетесынами Отцавашего Небесного»(Матф.5:44-45).
Из этих словстановитсяпонятно, чтотолько те люди, которые живутпо заповедямБожьим, могутназывать себясынами ОтцаНебесного, аБога своимОтцом Небесным.Все остальныелюди, которыев своей жизнине соблюдаютЗакон Божийи не каются всвоих грехахи не исправляютсвои ошибки, оставаясьтворениямиБожьими, или, выражаясьязыком Ветхогозавета, рабамиБожьими, недостойны, называть себясынами Отцасвоего Небесного.Об этом убедительносказал евреямСам Спаситель, Иисус Христоспосле Нагорнойпроповеди. «Выделаете делаотца вашего.На это сказалиЕму: мы не отлюбодеяниярождены; одногоОтца имеем, Бога. Иисуссказал им: еслибы Бог был Отецваш, то вы любилибы Меня, потомучто Я от Богаисшел и пришел; ибо Я не Сам отСебя пришел, но Он послалМеня. Почемувы не понимаетеречи Моей? Потомучто не можетеслышать словаМоего. Ваш отецдиавол; и выхотите исполнятьпохоти отцавашего» (Иоан.8:41-44).
Разрешив намназывать БогаОтцом нашимНебесным, Спасительтем самым указываетна то, что вселюди передБогом равныи не могут выделятьсяни знатнымпроисхождением, ни национальностью, ни богатством.Только благочестивыйобраз жизни, исполнениезаконов Божьих, искание ЦарстваБожьего и правдыЕго может статьотличительнойчертой человекаи дать ему правоназывать себясыном Отцасвоего Небесного.
“ Здесь, в самомначале молитвывыражено то, что все нашимолитвы должныбыть направленыи обращены кБогу во ИмяИисуса Христа, ибо ни одна изних не можетбыть принятаИм через другоеимя. НазываяБога нашимОтцом, мы обращаемсяк Нему во ИмяИисуса Христа.Мы не могли быЕго так называть, и было бы дерзостьюи безрассудствомобъявлять себяего детьми, если бы мы несделалисьтаковыми поего милости, явленной вИисусе Христе”.3
1.2. «СУЩИЙ НАНЕБЕСАХ»
Согласно христианскойтрадиции раньшеи теперь, небомназываетсявесь мир и всявселенная кромепланеты Земля.Поскольку Богесть Дух Вездесущий, то слова молитвы«сущий на небесах»указывают нато, что Бог естьОтец Небесный, существующийна небесах иотличающийсяот отца земного.
Итак, призываниемолитвы Господнейсостоит из слов«Отче наш, сущий на небесах».Этими словамимы обращаемсяк Богу-Отцу ипризываемвыслушать нашипросьбы и молитву.Когда мы говорим, что Он обитаетна небесах, тодолжны подразумеватьпод этим духовноеневидимое небо, а не тот голубойсвод (воздушныйпростор), которыйпростираетсянад нами. БогаОтцом Небесныммы также называемпотому, что ОнВездесущ, тоесть находитсявезде, как небовезде простираетсянад землей. Атакже потому, что Он господствует, возвышаясьнад всем (какнебо над землей), то есть, являетсяВсевышним. Богав этой молитвемы называемОтцом, потомучто Он по Своейвеликой милостиразрешил нам, христианам, называтьсядетьми Его. Онявляется Отцомнашим Небесным, потому чтосоздал нас, нашу жизнь, изаботится онас, как СамыйДобрый Отецо своих детях.
Поскольку всехристиане имеютодного ОтцаНебесного, всеони считаютсябратьями исестрами воХристе и должнызаботитьсядруг о другеи помогать другдругу. Поэтому, если человекмолится один, он все равнодолжен говорить«Отче наш», ане Отче мой, потому чтокаждый христианиндолжен молитьсяне только заодного себя, но и за всехдругих людей.Называя БогаОтцом Небесным, мы этим самымподчеркиваеммысль, что, несмотряна то, что Богнаходитсявезде, но болеевсего Он пребываетна небе духовном, где Его никтоне гневит и неудаляет от себясвоими грехами, и где Ангелыпостояннославят Его.
1.3. «ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ»
БЛАЖ.АВГУСТИН.“Во всякомпрошении стараютсяпрежде снискатьблаговолениетого, к комуобращаютсяс прошением, и потом излагаютсамое прошение.Благоволение, обыкновенно, снискиваетсяпохвалою тому, кого проситьнамерены, и онапоставляетсявсегда в началепрошения. В семконечно смыслеи Господь повелелнам в началемолитвы возглашать:Отче наш!В Писаниимного естьречений, коимиизъявляетсяхвала Богу; ноне найдешь, чтоб Израилюпредписанобыло взывать:Отче наш!Пророки, правда, именовали Богаотцом Израильтяндаже от лицасамого Богакак: “ Явоспитал ивозвысил сыновей, а они возмутилисьпротив Меня”(Ис. 1, 2),—и: “если Я отец, тогде почтениеко Мне?”(Мал. 1, б), но именовалитак очевиднодля того, чтобобличить их, что они не хотелибыть сынамиБогу, работаягрехам. Самиже они обращатьсяк Богу, как котцу не дерзали; ибо находилисьеще в состояниирабов, хотя ипредназначеныбыли к сыновству, как говоритьАпостол: “наследник, доколе в детстве, ничем не отличаетсяот раба”(Гал. 4, 1). Преимуществосие дарованоновому Израилю,— христианам; им “ далвласть бытьчадами Божиими”(Ин. 1, 12) и они“принялиДуха усыновления, Которым взываем:«Авва, Отче!»(Рим. 8, 15)”.4
БЛАЖ.АВГУСТИН.“Взываяв начале молитвы:Отче наш!наименованиемсим и любовьсвидетельствуем: ибо, что длядетей сладостнееимени Отца? иуверенностьв получениипросимогоизъявляем, когда преждевсякого прошенияпредставляемсебя получившимиуже ту великуюмилость, чтобименовать БогаОтцом своим.Ибо, в какомуже прошенииоткажет сынамсвоим Бог, даровавим прежде властьчадами Емубыть? ”5
ЗЛАТОУСТ.“Вы же молитесь,- говоритСпаситель, — Отче наш, сущий на небесах.Смотри, какимобразом Онтотчас ободрилслушателя, всамом началевспомянув обовсех благодеянияхБожиих. Иботот, кто называетБога Отцом, симодним наименованиемисповедуети прощениегрехов, и освобождениеот наказания, и правду, иосвящение, иискупление, и сыноположение, и наследие, ибратство сЕдинородным, и дарованиеДуха. Посколькуне получивший всех сих благне может назватьБога отцом. Итак ГосподьИисус Христосдвояким образомвоодушевляетсвоих слушателей,— именно, —достоинствомназываемого, и величиемблагодеяний, которые ониполучили”.6
1.3.1. “НАШ”
ЗЛАТОУСТ. “Бог, удостоившийвсех одинаковоназывать СебяОтцом, чрез сиевсем даровалблагородство.” 7
БЛАЖ.АВГУСТИН.“Внушаетсясим,—наш—чтоббогатые изнатные в миресем, став христианами, не гордилисьпред беднымии незнатными, так как и они, тем же словом, как и те, взываютк Богу: Отченаш! Чтопроизноситьискренно отсердца они немогут, если несознают себябратьями их”.8
БЛАЖ.ФЕОФИЛАКТ. “Ты не говоришь: Отче мой, а Отченаш, потомучто долженсмотреть навсех, какна братьев, детей одногоОтца. Не сказал(Господь в молитве)отче мой, ноОтче наш,возбуждая тебяк братолюбию, и, понуждаявсех любитькак братьеввообще”.9
1.3.2. “СУЩИЙ НАНЕБЕСАХ”
ЗЛАТОУСТ.“ Когдаговорит Господьв молитве:сущий нанебесах,то сим словомне заключаетБога на небе, но отвлекаетмолящегосяот земли и поставляетего в превыспреннихстранах и горнихжилищах. Желаянаучить, чтобымы оставилиземлю и земноеи не преклонялисьвниз, а взяликрылья верыи, взлетев вышевоздуха и, поднявшисьвыше эфира, стремилиськ именуемомуОтцу, Он заповедалговорить: Отченаш, сущий нанебесах,— непотому, чтобыБог находилсятолько на небесах, но чтобы нас, пресмыкающихсяпо земле, расположитьк стремлениюна небеса и, озарив красотоюнебесных благ, обратить тудавсе наши желания”.10
“ Не напраснонаучен ты произноситьэто слово Отченаш, а длятого, чтобыблагоговеяпред именемОтца, произносимымсобственнымязыком твоим, ты подражалЕго благости, как и в другомместе Онговорит: будьтеподобны Отцувашему небесного, ибо Он повелеваетсолнцу Своемувосходить надзлыми и добрымии посылаетдождь на праведныхи неправедных.(Mф. 5, 45). Посему неможет называтьчеловеколюбивогоБога Отцомсвоим тот, ктоимеет настроениедуши зверскоеи бесчеловечное, потому что онне имеет свойствблагости, какиеесть у небесногоОтца, но изменилсяв зверский види лишилсябожественногодостоинства.Тот же, кто кротоки человеколюбивк ближним и немстит согрешающимпротив него, но воздает заобиды благодеяниями, безукоризненноможет называтьБога Отцом. Ивникни в точностьвыражения, какОн заповедуетнам взаимнуюлюбовь, и соединяетвсех дружелюбнымрасположением.Он не повелелговорить: Отчемой, сущий нанебесах,но Отченаш, сущий нанебесах,для того, чтобы, научившисьименоватьобщего Отца, мы оказывалибратскоерасположениедруг к другу”.11
БЛАЖ.АВГУСТИН. “Отче наш, сущийна небесах,—то есть,—всвятых и праведных.Бог не ограничиваетсякаким-либоместным пространством.Как ни представляетсясветлым небо, все оно естьвещественная, местность, ограниченная.Если б Бог обиталтолько в высшихчастях мира, то птицы былибы блаженнеенас, потому чтовитают ближек Богу. Но ненаписано: близокГосподь к поднявшимсявысоко-высоко, или к живущимна горах, а: близокГосподь к сокрушеннымсердцем(Пс. 33, 19)”.12ПРОШЕНИЯ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (относительно Бога):ПРОШЕНИЕ ПЕРВОЕ:
“ДА СВЯТИТСЯИМЯ ТВОЕ”
То есть дабудет святои прославленоИмя Твое. Этимисловами мывыражаем желаниенаше о том, чтобыИмя нашего ОтцаНебесногосвятилось. Тоесть, чтобы этоИмя и нами, идругими людьми, всегда произносилосьс благоговениеми всегда почиталосьи прославлялось.Если мы будемжить праведно, свято, и святоисполнять волюБога, в котороговеруем, то этимипоступкамимы будем святитьи прославлятьЕго Святое Имя.При этом другиелюди, видяблагочестивуюнашу жизнь идобрые дела, будут прославлятьимя Бога нашего, Отца Небесного.
БлаженныйАвгустин поповоду этихслов пишет:«Что это значит? Может ли Богбыть ещё Святеечем Он есть? вСебе Самом неможет; это имясамо в себепребывает однои тоже во векиСвятое. Но святостьЕго может умножатьсяи возрастатьв нас самих ив других людях, и в этом прошениимы молимся, чтобы родчеловеческийпознал Богаи чтил Его».13
О разбираемыхнами словахИоанн Златоустписал: «Да святится»- значит дапрославится.Сподобь нас- как бы так учитнас Спасительмолиться — такчисто жить, чтобы черезнас все Тебяславили".14
В Нагорнойпроповеди ИисусХристос сказалСвоим ученикам:«Так да светитсвет ваш предлюдьми, чтобыони видели вашидобрые дела, и прославлялиОтца вашегоНебесного»(Матф.5:16). ПоследователиИисуса Христачтобы исполнитьБожью волюсовершаютдобрые дела, живя по законамБожьим. Люди, видящие бескорыстноесовершениедобрых дел воимя Христово, познают святостьБога и Его Имени, ради исполненияволи Которогои совершаетсядобро. А черезсовершениедобра имя Божьесвятится. Тоесть через этоИмя утверждаетсядобро в миреи этим добромосвящаетсяИмя Господне.А люди, которыевидят совершениедобра во ИмяБожье, это Имяпризнают святыми прославляютИмя Бога.
Первые христианетерпели большиестрадания воимя Божье и неотрекалисьот Него. И своейлюбовью к ближнему, милосердиеми самопожертвованием, первые христианеприобщали кхристианствумногих язычников, видевших терпение, самоотверженностьи добрые делахристиан, вдохновляемыхна совершениедобра ИменемБожьим, святящимсяи живущим в ихдушах.
В дальнейшиевека святаяжизнь праведниковзаставляламногих неверующихуверовать всвятость ивеличие БожьегоИмени. Поэтомуслова «Дасвятится имяТвоё» можнообъяснитьследующимобразом. Дапрославитсясвятое Имя Твоёдобрыми деламилюдей, творящихдобро во славуСвятого ИмениБожьего. Дасияет светБожьего Именив сердцах техлюдей, которыетворят добро, прославляяСвятое Имя Его.Пусть прославятТебя, Господи, все народы мираи пусть вездеТвоё СвятоеИмя будет прославленои свято во векивеков!
--PAGE_BREAK--
2.1.1. “ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ”
КИПРИАН.“Мы говорим, дасвятится имяТвоё – нев том смысле, будто мы желаемБогу, да святитсяОн молитваминашими; но мыпросим у него, чтобы имя Егосвятилось внас. Ибо от когоже освятитсяБог, Которыйсам всех освящает?”.15
ЗЛАТОУСТ.“ДаСвятится ИмяТвоё. Ничегоне проситьпрежде славыОтца небесного, но всё почитатьниже хвалы Его,– вот молитва, достойная того, кто называетБога Отцом. Богимеет собственнуюславу, исполненнуювсего величияи славы и никогдане изменяемую.Ее, созерцая, и серафимыславят Бога, взывая: свят, свят, свят (Ис.6:3).
Пусть никтоне имеет безрассудноймысли, будтоБогу даруетсяприбавлениесвятыни словами:да святитсяимя Твоё.Он – свят и всесвяти святее всехсвятых. … Какте, которыеприносят хвалыцарям и называютцарями и самодержцами, не дают им то, чего они неимеют, но славословятто, что имеют; так и мы не сообщаемБогу святости, как бы не бывшейу Него, когдаговорим:да святитсяимя Твоё, но прославляемнаходящуюсяу Него; ибо дасвятитсяздесь сказановместо дапрославится”.16
БЛАЖ. АВГУСТИН. “Чегоради просишь,—дасвятится имяБожие? — Оносвято. Что жеи просить, дабудет святото, что уже святоесть?—к томуже, когда просишь, да святитсяимя Его, не оНем ли Его просишь, а не о себе?—Ноуразумей (какдолжно смыслслова, и увидишь), что о ce6епросишь. Иботого просишь, чтоб то, чтосамо в ce6tвсегда свято, святилось втебе. Что значитьда святится? Святым да имеется, да не презирается.Видишь ли теперь, что ce6е дображелаешь, когдасего желаешь.Ибо для тебяпагубно, когдапрезришь имяБожие, а не дляБога”.17
ГРИГОРИЙНИССКИЙ. “Прежде всего, думаю, надлежитмолиться иглавным предметоммолитвы поставитьто, чтобы жизньюмоею имя Божиене хулилось, но прославлялось.…Посему, ктоговорить вмолитве: дасвятится имяТвое во мне, тот, по силепроизносимыхим слов, молитсяо следующем: при содействииТвоей помощида соделаюсьне укоризненным, справедливым, благочестивым, буду воздерживатьсяот всякого делазлого, говоритьистину, делатьправду, ходитьпо правоте, отличатьсяцеломудрием, украшатьсянерастлением, мудростью иблагоразумием, мудрствоватьгорнее, презиратьземное, прославлятьАнгельскимжитием". Сиеи подобное семусодержит в себеэто краткоепрошение, вмолитве взывающеек Богу: да святитсяимя Твое. Ибоне иначе возможноБогу прославлятьсяв человеке, какразве, когдадобродетельего свидетельствует, что причинаблага в Божиеммогуществе”.18
КИРИЛЛИЕРУСАЛИМСКИЙ.“.Дасвятится имяТвое. Имя Божиепо естествусвято, хотяговорим, илине говоримсие. Но посколькуиногда бываетоно в согрешающихи поругано, посказанному:всякий деньимя Мое бесславится(Ис. 52, 5), то молимся, чтобы в нассвятилось имяБожие; не потому, что Он из несвятого делаетсясвятым, но потому, что в нас онобывает свято, когда мы освященыи делаем достойноесвятыни”.19
ЗЛАТОУСТ. “Дасвятится, значитда прославится.То есть, сподобинас так чистожить, чтоб чрезнас все Тебяславили, предвсеми являтьжизнь стольнеукоризненную, чтобы каждыйиз видящих онуювозносил хвалуВладыке. Этоесть признаксовершенноймудрости”.20
2.2. ПРОШЕНИЕВТОРОЕ:
“ДА ПРИИДЕТЦАРСТВИЕ ТВОЕ”.
О каком царствеидет речь вэтих словахи как их надопонимать? Таккак Господьявляется Творцоммира и его Царем, то весь мир, материальный(земной и небесный)и сверхъестественный, представляетЕго Царство.Согласно учениюХристову существуетЦарство Божиена земле и будетЦарство Небесное.Эти два царстваотличаютсядруг от друга.Царство Небесноепредставляетсобой ЦарствоВечного блаженства, которое настанетпосле Страшногосуда Господнегои которое обещаноправедникамза их богоугоднуюжизнь. ПосколькуЦарство Небесноенаступит всеравно, независимоот просьб имолитв, тоследовательнов разбираемыхсловах речьидет не о нем.
Чаще всегословами ЦарствоБожие называетсяЦарство земное.Это царствопредставляетсобой объединениелюдей, добровольнои усердно исполняющихБожью волю иживущих позаповедямХристовым. Длятаких людейнаивысшимзаконом жизниявляется ЗаконБожий, заповеданныйСпасителем, Иисусом Христом.Эти люди живутдля совершенияДобра, во славуБожью, проявляютистинную любовьдаже к врагам.Таким образом, Царство Божиепредставляетсобой духовноецарство, неимеющее границ, не знающеенациональногоделения иобъединяющеелюдей междусобой с истиннохристианскимивзглядами иисполнениемВоли Божьей.Это Царствовозникает там, где люди живутпо законамБожьим и творятдобро во славуБожью. Поэтомукогда мы говорим«Да приидетЦарствие Твое», мы молим Богао скорейшемнаступленииэтого ЦарстваБожьего длявсех людей насвете. Такоепрошение мывысказываемдля того, чтобылюди всего мираскорее позналиВолю Божью, и, исполняя её, стали жить поБожьим законам, творя добров своей жизни, тем самым, уменьшаяприсутствиезла.
В разбираемыхсловах мы просимГоспода о том, чтобы ЦарствоБожие, ЦарствоДобра, Разумаи Любви, Светаи Мира, воцарилосьна земле и вобралобы в себя всехлюдей на свете, объединив ихв единое стадоХристово сединым Пастырем, Иисусом Христом.Таким образом, произнося всвоей молитвеслова «Даприидет ЦарствиеТвое», мы просимГоспода, чтобыОн безраздельноцарствовалв наших душах, то есть управлялнашим умом, сердцем и волей, а также чтобыБог помог намСвоей благодатьюслужить Емуи верно исполнятьЕго законы.Потому что еслимы в душе своейбудем иметьЦарство Божье, то душа нашабудет чистаи непорочна, и мы будем защищенысилой и любовьюБожьей от невзгоди несчастийв земной жизни, и удостоимсявечного блаженствав ЦарствииНебесном.
“Этой просьбойнаш СпасительИисус Христосучил Своихучеников, чтобыони просилиу Отца своегоНебесного оЦарстве Его, о том, чтобы Онбыл Царём всердцах людейи чтобы Он былЦарём на всейземле и надвсеми народами”.21
2.3. ПРОШЕНИЕТРЕТЬЕ:
«ДА БУДЕТ ВОЛЯТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ».
В этих словахидет речь отом, чтобы воляГосподня пребывалабезраздельнона земле какна небе. Какнужно пониматьэти слова? ГосподьБог — Творецмира и Вседержительего. Воле Егоподчиняетсявсе на свете.И, несмотря накозни сил, противостоящихБогу, всегдаокончательнопобеждает Божияволя, превращаязло в добро.Но, несмотряна нерушимостьволи Божьей, Господь даровалчеловеку возможностьсамому проявлятьсвободу волии выражать еёв совершениипоступков.Злоупотребляясвободой воли, многие людидействуютвопреки волеГосподней, чтоприводит кбедствиям излу. Столкновениеи противопоставлениеволи Божьейи человеческойи привело ктому, что мирразделилсяна два противоположныхлагеря людей.Один из которыхруководствуетсяв своей жизниисключительноисполнениемволи Божьей.Другой лагерьлюдей живет, используясвободу волив выборе жизненныхпоступков, направленныхна достижениеобогащения, власти, удовольствий.Эти два лагерялюдей аллегорическипротивопоставляютсядруг другу какнебо (где исполняетсяволя Божья), иземля (где царитхаос и зло).
Человек слабв своих силах, окружен искушениямии соблазнами, и без Божьейпомощи не можетсамостоятельнодостичь счастьяв жизни. Но человекдостаточносилен, чтобыисполнятьзаповеди Божьии построитьсвою жизнь позаконам Божьим.И тогда Господьпомогает такомучеловеку достичьсчастья в жизни, окружая такогочеловека Своейзаботой, вниманиеми поддержкой.Даровав человекусвободу воли, Господь желаеттого, чтобычеловек самостоятельно, по своей добройволе пришелк Богу и понял, что Бог человекуДруг, Защитники Помощник. Ичтобы человек, поняв это, добровольноисполнял волюБожью, то естьжил по законамБожьим, так кактолько этотединственныйпуть добраведет к счастьюи спасению.Умные люди, осознав этотпринцип жизни, творят доброво славу Божию, и живут по законамБожьим, во всемисполняя волюБожью.
В разбираемыхсловах мы какраз и просимо том, чтобыволя Божьяруководилапоступкамилюдей (ко благулюдей) также, как она руководитвсем светом(естественными сверхъестественным).И чтобы волялюдей выражалане свои эгоистические, греховныежелания, а волюБожью. Чтобылюди для своегоблага желалии исполнялилишь то, чтоугодно Богу.Факт того, чточеловек подчиняетсяволе Божьей, не обозначаетуничтожениясвободы воличеловека. Наоборот, то, что человекпредпочелдобровольноисполнять волюБожию, говорито том, что человексумел разобратьсяв жизни, проявилсвой ум и сообразительностьи понял, чтолучше жить, исполняя Божьюволю, так кактолько этотпуть являетсяединственноверным и приводитк добру, счастьюи спасению.Поэтому добровольноеисполнениеволи Божьейчеловеком неуничтожаетсвободы воличеловека, априводит всогласие человеческуюволю с волейБога.
О необходимостисогласованиясвоей воли сволей Бога-Отцаговорил и ИисусХристос. «Неищу Моей воли, но воли пославшегоМеня Отца»(Иоан.5:30). И вГефсиманскомсаду ИисусХристос смиренноокончил Своюмолитву словами:«Да будет воляТвоя» (Матф.26,42). Если СамСпаситель мира, Иисус Христос, во всем согласовывалСвою волю сволей ОтцаНебесного, тои нам, людям, тем более необходимонаследоватьэтот примери во всем исполнятьволю Божью.
Соблюдениеволи Господнейдля нас, людей, нужно и полезно.И необходимодля того, чтобыГосподь помогалнам и заботилсяо нас в земнойжизни, и в дальнейшемпозволил войтив Царство Небесное.«Не всякий, говорящий Мне:»Господи! Господи!", войдет в ЦарствоНебесное, ноисполняющийволю Отца МоегоНебесного"(Матф.7:21).
Разбираемымисловами молитвымы просим Богао том, чтобыЕго воля исполняласьвсеми людьми.А также о том, чтобы Он помогалнам в земнойжизни исполнятьЕго волю точнотакже, как еёисполняютАнгелы на небе, и чтобы на землевсе происходилои совершалосьпо воле Божьейтакже, как этопроисходити совершаетсяна небе. Этимисловами мыговорим о том, что пусть всёпроисходитне так, как намугодно (не понашему желанию), а как угодноБогу, потомучто мы можемошибаться всвоих желанияхи делать богопротивныепоступки. А БогВсезнающ иСовершенен, и Он не можетошибаться, ипоэтому Онлучше знает, что нам полезно, а что вредно.И Он, большечем даже мысами себе, желаетнам добра иделает всё длянашей пользы.Поэтому пустьвсегда пребываетВоля Его какна небе, так ина земле.
2.3.1. “ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ”
ТЕРТУЛЛИАН. “Взываем,да будет воляТвоя, не потому, чтоб мог ктолибо помешатьбыть воле Божией, но молим, даисполняетсяволя Его вовсех нас. Ночего другогохочет Бог, какне того, чтобмы шествовалипо заповедямЕго? Почемумолимся, чтобОн и указал намволю Свою иподал силуисполнятьее, да явимсяспасеннымии на небесахи на земле. Ибосущность волиЕго есть—спасениевсех, которыхОн усыновил.И то есть воляБожия, что Господьсовершил проповедью, деяниями истраданием.Так сам Он сказал, что творит несвою, но ОтцаСвоего волю(1н. 6, 39). И нет сомнения, что все, что Онделал, делалпо воле Отца.И теперь Он насприглашаетпоследоватьпримеру Его, и пребыватьв воле Божиейдаже до смерти.Но чтоб моглимы cиe исполнить, имеем нуждув воле Божией(в благоволенииЕго и помощи).Почему говоря:да будет воляТвоя, выражаемжелание, дасовершаетсяона в нас, вуверенности, что в воле Божией, ничего нет длянас худого, хотя бы пришлосьи пострадатьради неё”.
КИПРИАН. “Говоря:да будете воляТвоя, не о томмолимся, чтобБог делал чтохочет, но о том, чтоб мы моглиделать, чегохочет Бог. ИбоБогу кто можетвоспрепятствоватьделать, чтохочет? Но таккак диаволпрепятствуетнам, чтоб и духнаш и деяниянаши во всемпоследовалиБогу; то мы просими молим, да будетв нас воля Божия, потому что, чтоб она былав нас, мы имеемнужду в волеБожией на то, т.е., в Его помощии покрове: ибосвоими силаминикто не бываетогражден, а приБожием благоволениии милосердиивсякий безопасен…Воля же Божия,— та, которуюХристос сотворил, и которойнаучил,—естьсмирение вовзаимообращении, постоянствов вере, скромностьв словах, в действиях правда, в делахмилосердие, в нравах благочиние,— не уметь причинитьобиду, а причиненнуюмочь перенести, с братьямидержать мир; Бога всем сердцемлюбить, любитьЕго, как Отца, и бояться, какБога; Христуничего непредпочитать, так как и Онничего не предпочелнам; всецелоприлеплятьсяк Нему любовью, и под крестомЕго стоятьмужественнои верно; когдапредложитподвиг за Егоимя и честь, изъявлять вслове твердость, с какою исповедуемЕго, при допросеуверенность, с какою последуемЕму, в смертитерпение, потомучто чрез неевенчаемся. Этоесть желатьбыть сонаследникомХристу: этоесть творитьзаповедь Божию, это есть исполнятьволю Отца”.22
ЗЛАТОУСТ.“Да будетволя Твоя и наземле, как нанебе. Видишьли прекраснуюсвязь? Он преждеповелел желатьбудущего истремитьсяк своему отечеству; но доколе сегоне будет, живущиездесь должныстараться веститакую жизнь, какая свойственнанебожителям.Ибо должножелать, говоритьОн, неба и небесного; но и преждедостижениянеба, надо землюсделать небом, чтоб и живя наней так поступатьи говорить, какбы находилисьна неб, и о семмолить Господа.Ибо то, что мыживем на земле, ни мало непрепятствуетнам к достижениюсовершенствагорних сил; номожно, и здесьобитая, вседелать так, какбы мы жили нанебе. И так смыслслов Спасителятаков: „Как нанебе все безпрепятствиясовершается, и не бываеттого, чтобыАнгелы в иномповиновались, а в другом неповиновались, но во всем повинуютсяи покоряются,(ибо сказано:крепкие силою, исполняющиеслово Его — Пс.102, 20); так и насчеловков сподобине в половинутворить волюТвою, но всеисполнять, какТебе угодно”.23
БЛАЖ. АВГУСТИН.“Да будетволя Твоя, и наземле, как нанебе. СлужатТебе Ангелына небе, да служимTe6е и мы на земле.Не оскорбляютТебя Ангелына небе, да неоскорбляемТебя и мы наземле. Как онитворят волюТвою; так датворим и мы.—И здесь о чеммолимся, какне о том, чтоббыть нам добрыми? Ибо воля Божиятогда бываетв нас, когда мытворим ее; аэто и значитьбыть добрыми”.24
БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ.“Да будетволя Твоя, какна небеу Ангелов, таки у нас людейна земле. КакАнгелы исполняютволю Твою, таки нам даруйисполнятьее. Ибо Ангелывсегда и вовсем действуютпо воле Божией”25
3. ПРОШЕНИЯ, ЧАСТЬВТОРАЯ (относительночеловека):
3.1. ПРОШЕНИЕПЕРВОЕ:
«ХЛЕБ НАШНАСУЩНЫЙ ДАЙНАМ НА СЕЙ ДЕНЬ».
Этими словамимы просим Богао том, чтобысегодня Он намдал хлеб необходимыйдля существования.Господь в Своейзаповеди указывална то, что мыдолжны проситьу Него не роскошии богатства, а только самоенеобходимоеи помнить о томчто Он, как Отец, всегда заботитсяо нас. Поэтомув четвертомпрошении подхлебом насущныммы подразумеваемвсе необходимоедля нашей жизнина земле. Кромепищи для телачеловеку необходимаеще и пища длядуши, которойявляются молитвы, чтение духовнополезных книг, изучение Библии.
Под хлебомнасущнымподразумеваетсявсе полезноеи нужное длянашего существования.Посколькучеловек состоитиз души и тела, то в этом прошениимы просим обудовлетворениикак душевных, так и телесныхнаших потребностей.То есть мы просимне только, чтобыГосподь обеспечилнас необходимымжильем, пищей, одеждой, но ипомог нам развитьсянравственнои духовно, помогнам очищать, возвышать иоблагораживатьнашу душу черезнаши занятия(поступки) иобраз жизни.Это бы приблизилонас к Богу.
Иоанн Златоуст, поясняя разбираемыеслова, писалтак: «Он повелелпросить хлебанасущного недля объедания, а для питания, восполняющегоистраченноеи отклоняющегоголодную смерть, не роскошныхстолов, неразнообразныхяств, произведенийповаров, изобретенийхлебопеков, вкусных вини прочего томуподобного, чтоуслаждает языки обременяетжелудок, помрачаетум, помогаеттелу восстатьна душу. Не этогопросит и научаетнас заповедь, но хлеба насущного, то есть обращающегосяв существо телаи могущегоподдержатьего. Притом, иего нам заповеданопросить не навеликое числолет, а столько, сколько нужнона сегодняшнийдень… В самомделе, если тыне знаешь, увидишьли завтрашнийдень, то длячего беспокоитьсебя заботойо нем?… Тот, ктодаровал тебетело, вдохнулдушу, дал тебежизнь и приготовилтебе все блага, прежде, нежелисоздал тебя, забудет литебя, свое создание»(Беседа «О жизнипо Богу», «Беседана Матфея 19»).26
3.1.1. “ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ”
ФЕОФАН ЗАТВОРНІК.“Хлеб, о коем молимсяв четвертомпрошении, естьвещественныйхлеб, необходимыйдля поддержанияжизни телесной; при чем при немможно подразумеватьи спрашиватьи других потреб, без коих житьнельзя, как-то: одежды, крова.Но как и душаимеет нуждув духовномпитании дляподдержанияжизни духовной, то под хлебомможно разуметьздесь и духовнуюдля души пищу.Пища сия есть—СловоБожие ”27
ЗЛАТОУСТ.“ Чтотакое хлебнасущный. Дневной— Так как ГосподьИисус сказал:да будет воляТвоя, и на земле, как на небе,и так как беседовалОн с человеками, обложеннымиплотию, которыеподлежатьнеобходимымзаконам природы, и не могут иметьАнгельскогобесстрастия; то хотя и повелеваетнам так исполнятьзаповеди, каки Ангелы исполняютоные, однако, наконец, снисходитьк немощи природы, и как бы такговорить: „Ятребую от васравноангельскойстрогостижизни, впрочем, не требуюбесстрастия; ибо сего недопускаетприрода ваша, которая имеетнеобходимуюнужду в пище.Смотри, как ив телесноммного духовного! Спасительповелел молитьсяне о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценныходеждах, не одругом чем либоподобном сему, но только охле6е, ипритом о хлебедневном,—так, чтобы нам незаботитьсяо завтрашнем.Для чего иприсовокупил;хлеб насущный,т.е. дневной.Даже и сим словомне удовлетворился, но присовокупилпосле сего идругое: дайнам на сей день,дабы нам несокрушать себязаботою о наступающемдне. Ибо еслине знаем, увидимли продолжениеоного, то длячего и пещисьо нем? Он хочет, чтобы мы всегдабыли препоясаныи окрыленыверою, и не болееуступали природе, как сколькотребует от наснеобходимаянужда”.28
БЛАЖ. АВГУСТИН. “ Хлебможет иметьтри значения,—можетозначать ивещественныйхлеб со всемдругим, необходимымдля жизни, итаинство телаХристова, которое мыпринимаемкаждодневно(так было тогда), и пищу духовную, о коей Господьсказал: старайтесьне о пище тленной, но о пище пребывающейв жизнь вечную(Ин. 6, 27). И в другомместе: Мояпища есть творитьволю ПославшегоМеня и совершитьдело Его (Ин.4, 34). Из сих трехзначений ониногда об одномпреимущественнорассуждает, иногда о другом, но всегда имеетво вниманиивсе три”.29
БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ. “ Господьнаучает проситьхлеба тольконасущного,т.е., полезногодля нашегосуществованияи для поддержанияжизни, отнюдьне лишнего, нонеобходимого.
Насущнымназываетсяхлеб тот, которыйдостаточендля сохранениянашего естествав силе. Словамиже на сей день,устраняетсязабота о завтрашнемдне.—И телоХристово естьнасущный хлеб, о не осужденномпричащениикоторого намдолжно молиться”.30
СИМЕОН СОЛУНСКИЙ.“Предсим испрашивалимы небесного; но будучи смертны, и имея нуждудля поддержанияжизни в хлебе, просим и его, яко человеки, зная, что и онв деснице Твоей, Отче наш, и чтоТы один, не скуден, мы же всем скудны.Впрочем, просяхлеба, не слишкоммного его просим, а сколько требуетсядля употребленияна сей день:ибо мы наученыне пещись озавтрашнемдне, потому чтоТы, Отче, какныне Кормительнаш еси, такзавтра и всегдабудешь им.—Иеще,—молясьо хлебе насущном, мы молимся ио живом хлебенебесном, всесвятомТеле Словаживого, не вкушающийКоторого живне будет. И Онесть насущныйхлеб наш, какукрепляющийи освежающийдушу и тело. Невкушающий егоне имеет животав себе, а вкушающийжив будет вовеки (Ин. 6, 43. 58)”.31
СВЯТИТЕЛЬТИХОН. “Глаголем: хлебнам дай, этимпоказуем, чтоне только освоем пропитании, но и о прочихпросим от любвихристианской.Любовь бохристианскаятребует, чтобымы не толькоо себе, но и оближних на ихстарались”.32
продолжение
--PAGE_BREAK--
3.2. ПРОШНИЕ ВТОРОЕ:
«И ПРОСТИ НАМДОЛГИ НАШИ, КАКИ МЫ ПРОЩАЕМДОЛЖНИКАМНАШИМ».
Этими словамимы просим Богапростить намгрехи наши, таккак мы самипрощаем техлюдей, которыенас обижалиили причинилинам зло. В этомпрошении подсловом долгимы подразумеваемгрехи, а подсловом должникиподразумеваемлюдей, которыев чем-либо виноватыперед нами.
Почему же вэтом прошениигрехи названыдолгами, а грешникидолжниками? Это происходитпотому, чтоГосподь далнам силы и всенеобходимоедля того, чтобыделать добрыедела, а мы оченьчасто всю своюэнергию и всевозможностиобращаем вгрех, и такимобразом становимсядолжникамиперед Богомкак растратившиеЕго дар не поназначению.Но посколькумногие людисовершают грехне сознательно, а по заблуждению, тогда и Господьмилостив клюдям и приискреннемпокаянии прощаетнаши грехи. Имы, люди, подражаяБогу должныпрощать должников, то есть обидчиковнаших.
Иисус Христоссоветует любитьврагов наших, благословлятьпроклинающихнас, благотворитьненавидящимнас и молитьсяза обижающихи гонящих нас.Те люди, которыеисполняют этузаповедь, прощаютсвоих врагов, несомненно, и сами имеютправо на прощениесо стороныБога. Но не вселюди поднялисьдо такой степенинравственногосовершенства.Поэтому есличеловек ещёне может заставитьсебя делатьдобро врагусвоему (то естьблаготворитьврагу), но ужеумеет сдерживатьсебя от местиврагу, не гневаетсяна своего врагаи прощает емувсе обиды, тотакой человек(не прекращающийсвоего духовногороста, направленногона совершениедобрых делврагу и обидчику)все же имеетправо проситьу Бога прощенияи своих грехов.А тот человек, который гневаетсяна своих врагови обидчиков, проклинаетих и желает имзла, не вправеобращатьсяк Богу за прощениемсвоих собственныхгрехов. «Ибоесли вы будетепрощать людямсогрешенияих, то простити вам Отец вашНебесный, аесли не будетепрощать людямсогрешенияих, то и Отецваш не проститвам согрешенийваших» (Матф.6:14-15).
Поэтому дообращения сэтим прошениемк Богу мы должныпростить всехнаших личныхврагов и обидчиков.А также должныпримиритьсяс теми людьми, которые имеютчто-либо противвас. То есть стеми людьми, на которых мыне гневаемся, но которыесчитают себяобиженныминами. «Пойдипрежде примирисьс братом твоим»(Матф.5:24). И толькотогда мы можемобращатьсяк Богу с просьбойо прощениигрехов нашихсобственных.
Если же человекне прощаетсвоих личныхврагов и обидчиков, но обращаетсяк Богу с этимпрошением, тоон просит поступатьс собой, каксам поступаетсо своими обидчиками.Вдумайтесьв смысл текстапятого прошения:«Прости намдолги наши, каки мы прощаемдолжникамнашим». Инымисловами мыпросим у Бога, в отношениипрощения греховнаших, поступитьс нами так, какмы поступилис нашими обидчиками.То есть мы просимБога о том, чтоесли мы самине простилигрехи обидчиковнаших, то чтобыи Он не прощалнам грехи наши.БлаженныйАвгустин поповоду этихслов писал так.Бог «говориттебе: простии Я прощу! Непростил ты — сам против себяидешь, а не Я».33
О жизненноважном милосердномпоступке прощатьобидчиков иврагов своих, Иисус Христосрассказал вСвоей притчео должнике, вкоторой говоритсяо том, что царьпростил большойдолг рабу своему, а злой раб непростил малогодолга товарищусвоему. Узнавшийоб этом поступкегосударь, разгневалсяи наказал злогораба. «И, разгневавшись, государь егоотдал егоистязателям, пока не отдастему всего долга.Так и Отец МойНебесный поступитс вами, если непростит каждыйиз вас от сердцасвоего братусвоему согрешенийего» (Матф.18:33-35).
Поэтому, передпросьбой к Богуо прощениисвоих грехов, необходимопростить исвоих личныхобидчиков, помня о том, что как мы прощаемпрегрешенияврагов наших, так и Господьпростит намгрехи наши.
3.2.1. “ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ”
ТЕРТУЛЛИАН. “ Послеобращения кбожеской щедрости, надлежит испрашиватьи Его милосердия.Пища не всеобнимает намнужное и полезное.Знал Господь, что один Онвсегда безгрешен.Почему научаетнас молитьсяоб отпущениядолгов наших.Это исповбдь, испрашиваниепрощения. Ктоиспрашиваетпрощения, тотисповедуетгрех. Так доказывается, что Бог приемлети покаяние; егожелает паче,нежели смертигрешника (Иезек.33: 11). Долг в Писанииесть образгреха; и подлежитсуду и истязанию, от которогоне избудет истязаемый, пока не воздаствсего, как изобразилГосподь в притче– Мф. 18:23–34”.34
КИПРИАН.“Богзаповедует, чтобы в домуЕго жили толькомирные, согласныеи единодушные.Он хочет, чтобывозрожденныеи оставалисьтакими, какимиОн сделал ихвторым рождением;—чтобыставшие сынамиБожиими пребывалив мире Божием;— чтобы у нас, у которых одиндух, было односердце и чувство, Он не принимаетжертвы от того, кто находитсяво вражде иповелеваеттаковому возвратитьсяот алтаря ипрежде примиритьсяс братом, чтобыпотом можнобыло умилостивитьБога мирнымимолениями. ДляБога большаяжертва – нашмир и согласиебратское, народсоединенныйв единств Отцаи Сына и СвятогоДуха ”.35
ЗЛАТОУСТ.“ Посколькуслучаетсягрешить и послебани возрождения, то Спасительи касательносего случая, показывая своевеликое человеколюбие, повелеваетнам приступатьк человеколюбивомуБогу с молениемоб оставлениигрехов наших, и так говоритьи прости намдолги наши, каки мы прощаемдолжникамнашим. Видишьли бездну милосердияБожия? Послеотъятия толикихзол, и посленеизреченноговеличия благодати, в купели крещения, дарованнойнам, опятьсогрешающихудостаиваетпрощения!
И прости намдолги наши…Этими словамидоставляютсятри блага вмести: достигшихвысоты добродетелей, Он научаетсмиренномудриюи увещеваетне полагатьсяна свои подвиги, но бояться, трепетать ипомнить о прежнихгрехах, какпоступал иПавел, которыйпосле бесчисленныхподвигов говорил:Христос Иисуспришел в мирспасти грешников, из которых япервый (1Тим.1:15).Не сказал: ябыл, но есмь,выражая, чтоон непрестанновспоминал огрехах своих”.36
КАССИАН. “Прости нам,говорим мы Ему,как и мы прощаем.Итак, в надеждена эту молитвусмело можетпросить отпущениягрехов всякий, кто толькоотпустил своимдолжникам, ноне должникамсвоего Господа.Ибо некоторыеиз нас (что всегохуже) бываютобыкновенномилостивы ивесьма снисходительнык тем поступкам, кои оскорбляютБога, хотя быони были великимипреступлениями, и напротивявляются жестокимии неумолимымиотмстит елямиза собственныемалейшие оскорбления.Посему кто отвсего сердцане отпуститьсогрешившемупротив негобрату своему, тот сею молитвоюбудет испрашиватьсебе не помилование, а осуждение.Ибо если этамолитва будетуслышана, тов соответственностьпримеру егочто иное должнопоследовать, как не гневнеумолимыйи непременноеопределениенаказания.Итак, если мыхотим бытьсудимы милостиво, то и сами должныбыть милостивык тем, кои противнас согрешили; ибо столькоотпуститсянам, сколькомы отпустимтем, кои причинилинам какой-либовред своеюнедобротою”.37
СВЯТИТЕЛЬТИХОН. “Сим словомнаучаемся, чтобы мы и самиоставляли грехиближним нашим, когда от Богапросим и получаемоставлениегрехов. Он намот милосердияпрощает грехи,—имы, подражаяЕму, от милосердиядолжны прощатьгрехи братьевнаших. Когдаоставляем грехибратьев наших,—оставляети Бог нам грехинаши; не оставляеммы,—не оставляети нам Бог, якожеХристос придает:если не будетепрощать людямсогрешенияих, то и Отецваш не проститвам согрешенийваших. (Mф.6: 15 )”.38
3.3. ПРОШЕНИЕТРЕТЬЕ:
«И НЕ ВВЕДИНАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАСОТ ЛУКАВОГО».
Смысловоепояснение этоготекста. Согласнохристианскимрелигиозно-нравственными философскимпредставлениям, искушениепредставляетсобой испытание, выражающеесяв том, что человекможет впастьв грех, то естьсовершить злой, нехорошийпоступок. Похристианскимпонятиям искушениюподвергаетсяБог и человек.Для человекаискушениепроявляетсяв виде обольщениясоблазнамии совершениягреховногопоступка. ИскушениеБога проявляетсяв требованииот Него продемонстрироватьдоказательстваЕго Всемогуществаи милосердия.Такие требованияисходят илиот человекаили от дьявола.
Для человекаискушениепредставляетсобой испытаниеего морально-нравственныхдуховных сили качеств, в товремя, когдачеловека склоняютна совершениебезнравственногогреховногопоступка, нарушающегоЗакон Божий.Искушение длячеловека можетпроявлятьсяи в испытанииего веры идобродетельности.Господь Богникогда недопустит искушенийчеловека припомощи соблазнов, ведущих к греху.Искушение, исходящее отБога, можетпроявлятьсятолько в испытанииверы человека.Например, какэто было с Авраамомили Иовом.
Всякого родагреховнымисоблазнамиискушает человекатолько злойдух, а такжеискушать можетсам себя человеки окружающиеего другиелюди. Бытьподверженнымвсякого родасоблазнам иискушениям, есть неизбежнаяучасть всехлюдей на свете.При встречес искушенияминаблюдаетсятакая закономерность: чем сильнейискушение, темтруднее с нимбороться, нотем приятнейпобеда над ним.Зная о том, чтокаждый человекбудет подверженискушению, людине должны искатьвстречи с ними, но должны уклонятьсяот них и отвращатьот искушенийнаших ближних.Так надлежитпоступатьпотому, чтобыне переоценитьсвоих сил, избежатьсамонадеянностии не впасть вгрех.
Но если человекстолкнулсяс искушением, то должен встретитьего противопоставлениемжелезной воли, светом разумаи непоколебимойверой в Бога, Который обязательнопоможет человекудостичь победынад любым искушением.Покаяние, пости молитва являютсязалогом победынад соблазнамии искушениями.
По христианскимвоззрениям, человек наделенсилой ДухаСвятого, которыйгосподствуетнад телом ипоможет победитьлюбые похоти, прихоти и греховныежелания. Господьвселил в человеканеиссякаемуюсилу, дающуювозможностьчеловеку преодолетьлюбые соблазныи бороться ссоблазнамиближних емулюдей.
Из всего вышесказанногоможно сделатьвывод о том, что искушениемназываетсятакое состояние, когда на человекачто-либо иликто-либо влияети толкает сделатьгрех. То естьсоблазняетна грех, на дурныеи злые дела ипоступки. И вотмы в этом прошениипросим Богапомочь намустоять противгреха и несоблазниться, то есть не впастьв грех. Мы просимГоспода помочьнам победитьсоблазн и недопустить насдо совершениязла.
Соблазнятьчеловека могутне только окружающиеего дурныелюди. Соблазнятьможет сам себячеловек подвлиянием своихгреховныхпохотей, желаний.Искушать исоблазнятьчеловека можети дьявол. Поволе Божьейдьявол не имеетникакой силынад человеком, но может егособлазнять, внушая человекудурные мыслии желания, толкаяна совершениезлых поступкови произнесениезлых слов.
Иными словамисила дьяволав лукавстве, то есть коварстве, обмане, хитрости, посредствомкоторых он исоблазняетчеловека насовершениезлых поступков.Чем больше зласовершаетчеловек, темдальше отходитон от Бога, итем ближе подступаетИскуситель.За то, что духзла используетлукавство какинструментсоблазна человека, в данной молитвеон назван лукавымдухом. И еслидух зла и приобретаетвласть надлюдьми, то толькотогда, когдалюди добровольноподчиняютсяему без сопротивления, став слугамизла, не задумываясьо том, что этоприводит ихтолько к гибели.Потому чтодьявол не друг, а непримиримыйвраг человекуи он «сын погибели»(2Фес.2:3). И «когдаговорит онложь, говоритсвое, ибо онлжец и отецлжи» (Иоан.8:44),«обольщающийвсю вселенную»(Откр.12:9). Он враг, то есть противниклюдей. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому чтопротивник вашдиавол ходит, как рыкающийлев, ища, когопоглотить»(1Пет.5:8).
Люди могут идолжны побеждатьдьявола!!! Нотак как дух злаявляетсясверхъестественнойсилой, превосходящейсилу людей, толюди и просятБога помочьим боротьсяс духом зла иоградить ихот него. Мыобращаемсяза помощью кГосподу потому, что Бог, воплощаяв Себе Добро, Свет, Разум, несоизмеримопревосходитпо силе всякоезло и являетсяЗащитникоми Помощникомчеловека. «ИбоГосподь Богесть солнцеи щит» (Пс.83:12).Он «Бог жевсякой благодати»(1Пет.5:10). «Бог помощникмой» (Пс.53:6). «Бог- заступникмой» (Пс.58:10).
Для оказаниянам помощи наддьяволом и егокознями мы, люди, и взываемк Богу, Милосердному, Праведномуи Всемогущему.Суть нашегопрошения состоитв том, чтобыБог избавилнас от всякогозла, присутствующегов этом мире ивсемогущейсилой Своейзащитил насот начальниказла — дьявола(злого духа), который стараетсяпогубить людей.То есть мы просимБога, чтобы Онизбавил насот коварной, злой и лукавойсилы и защитилнас от её козней.
3.3.1. “ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ”
ТЕРТУЛЛИАН.“ К пополнениюстоль спасительноймолитвы (простинам) прибавилГосподь: невведи нас воискушенье,научая нас нео том толькомолиться, чтобоставлены былинам грехи наши, но и о том, чтобони совсемпредотвращеныбыли. Не введинас во искушение,значить—непопусти намбыть введеннымив искушениетем, кто искушает.Да не будет намдумать, будтоБог искушает,—нив том смысле, чтоб узнатьверу нашу, какбы не знал ее, ни тем паче втом, чтоб порадоватьсянашему падению: неведение излоба сутьпринадлежностидиавола”.39
КИПРИАН. “Еще заповедуетнам Господьговорить вмолитве: и невведи нас воискушение.Этим прошениемпоказывается, что враг ничегоне может сделатьнам, если непопустить Бог, чтоб такимобразом весьнаш страх, всенаше благоговениеи вниманиеобращены былик Богу, когдав искушенияхнаших ничегоне может противнас враг, еслине будет данаему на то властьсвыше. Доказываетсие БожественноеПисание, когдаговорить: пришелНавуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалимуи осадил его, и предал Господьв руку его Иоакима(Дан. 1:1, 2). Даетсяже лукавомувласть над намипо грехам нашим, как написано: кто предалИакова на разорениеи Израиля грабителям? не Господь ли, против Которогомы грешили? Нехотели ониходить путямиЕго и не слушализакона Его. ИОн излил на нихярость гневаСвоего (Ис. 42:24, 25). Также, когдаСоломон согрешили отступил отзаповедей ипутей Господних, сказано: и воздвигБог противСоломона ещепротивника(3 Цар. 11: 23).—Даетсясия власть нанас по двумпричинам: илидля наказания, когда грешим; или для славы, когда испытываемыбываем, как этовидим учиненнымнад Иовом, посвидетельствусамого Бога, Который говорить:и сказал Господьсатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на негоне простирайруки твоей(Иов. 1:12). И Господьв Евангелиесвоем, во времястрадания, говорит: тыне имел бы надоМною никакойвласти, еслибы не было данотебе свыше(Ин. 19: 11). Да ведаемпри сем, чтомолясь, да невнидем в искушение, убеждаемыбываем в своейнемощи и своембессилии темсамым, что такмолимся, чтобникто не возносилсебя в высокоумии, никто в гордостии надмении неприсвоил себечто либо, никтоне приписывалсебе самомуславы исповедничестваили мученичества, тем паче, чтосам Господь, научая нассмирению, сказал:Бодрствуйтеи молитесь, чтобы не впастьв искушение: дух бодр, плотьже немощна(Мр. 14, 38). Когда такимобразом будетпредпосылаемосмиренноеисповедание(своей немощи), и все всецелопредаваемоБогу, тогдасмиренно сострахом иблагоговениемиспрашиваемоеу Бога всеконечнобудет дарованоЕго благостынею”.40
ЗЛАТОУСТ.“И невведи нас вискушение.Здесь Спасительявно показываетнаше ничтожествои низлагаетгордость, научаянас не отказыватьсяот подвигов(претерпенияскорбного), ипроизвольноне спешить кним: ибо такимобразом и длянас будет победаблистательнее, и для диаволапоражениечувствительнее.Как скоро мывовлечены вборьбу, то должныстоять мужественно; а если нет вызовак оной, то должнынаходитьсяв покое и ожидатьвремени подвигов, дабы показатьсебя и нетщеславнымии мужественными.
Не введи насв искушение.Подлинно многоскорбей причиняетсянам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайнозлоумышляющих.И тело, иногдавосставая надушу, наноситьтяжкий вред; а, иногда подвергаясьразличнымболезням, причиняетнам скорби истрадания.Посему так какмногие и различныебедствия нападаютна нас со многихсторон, то мынаучены испрашиватьу Бога всехизбавленияот них. Ибо приего запрещениипрекращаетсявсякое смятение, буря превращаетсяв тишину ипристыженныйлукавый удаляется; как никогда, оставив людей, он удалилсяв свиней, дажене осмелившисьсделать и этобез приказания(Mф. 8: 31). А кто неимеет властидаже над свиньями, тот как можетовладеть людьми, охраняемымиБогом?”.41
КАССИАН. “ Слова невведи нас вискушение,не то значат, что—не попустинам когда-либоискушаемымбыть, но—непопусти намбыть побежденнымив искушении.Искушаем былИов, но не введенв искушение, ибо во всемэтом не согрешил(Иов. 1, 22), и не осквернилуст богохулением, к чему хотелпривесть егоискуситель.Искушаем былАвраам, искушаембыл Иосиф; нони тот, ни другойиз них не введенбыл в искушение: ибо ни один неисполнил волиискусителя”.42
БЛАЖ. АВГУСТИН.“Молимсяже мы не о том, чтобы не бытьискушаемыми, но чтобы небыть введеннымив искушение: так как например, кто-либо, бывпоставлен внеобходимостьбыть испытаннымогнем, молитсяне о том, чтобне коснулсяего огонь, ноо том, чтоб небыть сожжену.Иосиф искушенбыль прельщениемблудным, но небыль введенв искушение.И многие другиеобоего полатакже былиискушены, ноне введены вискушение: особенно жеИов. Многихсоблазняетто, что сатанапросит искуситьИова. Но не написаноли подобноеи в Евангелии:се сатана проситвы, дабы сгьлмлкоже пшенщу(Лк. 22: 31)?—Этимозначается, что сатананикакой неимеет властиискушать кого-либо; и если искушает, искушает попопущениюБожию. Божиеже попущениебывает или длянаказания людейза грехи их, или для обученияих и доставленияим опытности.
Не введинасв искушение.Оставь намгрехи наделанные, и не дай намвпасть в другиетакие же: ибокто побуждаетсяискушением, тот впадаетв грех… АпостолИаков говорить:кшждо искушается, от своел похотивелекош и прельщает.Таже полоть, заченияи рождает»грчьх. Чтобыне быть тебеувелеченупохотью, несоглашайсяс нею. Ей не откудазачать, как оттебя. Согласился: тоже что поспалс нею в сердцесвоем. Воссталапохоть; откажией в себе, неследуй ей. Онанепотребна, растленна, срамна, от Богатебя отчуждает.Не давай ейобъятий согласия, чтобы не оплакиватьпорождениеот того: ибоесли согласишься, то есть, примешьее в себя, оназачнет. Но похотьже, зачав, рождаетгрех. Не боишьсяэтого? А сделанныйгрех рождаетсмерть. Хотьсмерти побойся.Если не боишьсягреха, побойсятого, куда приводитьгрех. Сладокгрех, но горькасмерть. Она– крайнеебедствие людей, для чего грешатони, то,, умирая, оставляютздесь, а самыегрехи берутс собою. Грешишьиз-за денег; здесь оставишьих. Грешишьиз-за другихстяжаний: здесьоставишь их.Грешишь из-зажены: здесьоставишь ее.И что бы то нибыло, из-за чегогрешишь, всето, смежая очина смерть, здесьоставишь, а ссобою возьмешьтолько самыегрехи учиненныетобою из-затого”.43
3.3.1.1. “ НОИЗБАВЬ НАС ОТЛУКАБОГО”
ЗЛАТОУСТ.“Лукавымздесь называетГосподь диавола, и повелеваетнам вести противнего непримиримуюбрань, показывая, что он таковне по природе.Ибо зло зависитне от природы, но от свободы.А что преимущественнодиавол называетсялукавым, то этопо чрезвычайномумножеству злав нем находящегося, и потому что, не быв ничемобижен от нас, ведет противнас непримиримуюбрань. ПосемуСпасительне сказал: избавьнас от лукавых, но—от лукавогои сим самымнаучает насникогда негневаться наближних за теоскорбления, какие мы иногдатерпим от них, но всю враждусвою обращатьна диавола, какна виновникавсех золь”.44
БЛАЖ. АВГУСТИН.“Но избавьнас от лукавого,может принадлежатьк тому же предыдущемупрошению, таккак бы в том идругом об одноми том же просимобыло. Почемуи частица: нопоставлена, чтоб показать, что все этоизречение: невведи нас вискушение,но избавь насот лукавого—выражаешьодну и ту жемысль. Какимобразом? Воткаким: избавляянас отлукавого, Господьне вводить насв искушение, а не вводя вискушение, избавляет отлукавого.
Молиться надобноне о том толькочтоб не бытьнам введеннымив искушениена зло: о чемпросим в шестомпрошении, нои о том, чтобизбавленнымибыть от того, в какое ужевведены. И когдаэто будет получено, тогда не останетсяуже ничего длянас опасного, и нечего ужебудет боятьсякакого-либоискушения”.45
продолжение
--PAGE_BREAK--
4.СЛАВОСЛОВИЕ:
«ИБО ТВОЕ ЕСТЬЦАРСТВО И СИЛАИ СЛАВА ВО ВЕКИ.АМИНЬ».
В славословиимолитвы мывыражаем своюполную верув могуществосилы Божьейи в Его Власть, Несокрушимостьи Славу, распространяющуюсянад всем. Этавера основанана том, что ТебеБогу Нашему, Отцу и Сыну иСвятому Духу, принадлежитЦарство и силаи вечная слава.То есть принадлежитвласть над всеммиром (инымисловами Царство), могущество(иными словамисила) и почитаниеи известность(иными словамислава), во векивеков (то естьво все века, навсегда).Заканчиваетсямолитва произнесениемслова «Аминь».Это слово еврейское.Оно обозначает«все это верно, истинно так, да будет так».Это слово обычнопроизносилосьеврейскимнародом в синагогахпосле прочтениямолитв. Обычайзаканчиватьмолитвы этимсловом перешелв христианство.
4.1. “ИСТОЛКОВАНИЕСЛОВАМИ СВЯТЫХОТЦОВ”
ЗЛАТОУСТ.“Напоминаниемо враге в словах:избавь насот лукавого,— соделавшинас осторожнейшимии пресекшивсякую беспечностьнашу, он воодушевляетнас далее, представляянам того Царя, под властьюКоторого мывоинствуем, и показывая, что Он могущественнеевсех. Ибо Твоеесть, говоритьСпаситель,царство и сила, и слава. Итак, если Его царство, то не должноникого бояться; так как никтоему не сопротивляется, и никто с Нимне разделяетвласти. Ибокогда Спасительсказал: Твоеесть царство,то показывает, что и оный врагнаш подчиненБогу, хотя, по-видимому, еще и сопротивляется, по попущениюБожию. Ибо и ониз числа рабов, хотя и осужденныхи отверженных; посему не дерзнетнападать нина одного израбов, не получивпрежде властьсвыше. И что яговорю, ни наодного из рабов? даже на свинейне дерзнул оннапасть до техпор, пока СамСпаситель неповелел. Итак, хотя бы ты были весьма немощен, однако должендерзать, имеятакого Царя, Который и чрезтебя легкоможет совершатьславные дела.
В конце молитвыОн выразилцарство и силуи славу Божию, сказав: ибоТвое есть царствои сила и слававо веки. Этого, говорит, я прошуу Тебя потому, что знаю, чтоТы царь всего, имеешь вечнуюдержаву, можешьсделать все, чего не захочешь, и обладаешьнеотъемлемоюславою”.46
5. УРОКИДЛЯ НАС ИЗ МОЛИТВЫ“ОТЧЕНАШ”
Сколь далекимы от заповедей,
столь же далекиот ушей Божиихи прошениянаши.
Исполнениезаповедейустрояет молитвепуть к небу.
Правильное отношение к молитве. Искреннее устремление сердца.
Основнаяпредпосылкавсякой действительноймолитвы естьвера. Евр. 11: 6. Иак.1:6. Марк. 10: 52; 11: 24; Мат. 15: 28; Рим. 8: 15.
На молитве мы должны так преисполняться сознанием присутствия Бога, чтобы наше сердце и мысли были обращены только к Нему. Пс. 118: 58; Ис. 6: 1; Мат. 6: 7; 15: 8; 23: 14. Иоан. 4: 23.
Мы должны молиться с покаянным сокрушением, вполне подчиняя свою волю воле Бога. Дан. 9, 18.
Молитва есть беседа сердца с Богом. Пс. 18: 15. Главное во внутреннем соприкосновении с Богом — «в Духе и истине». Иоан. 4: 24; Иак. 4: 8; 1 Фес. 5: 17; Рим. 8: 26.
Мы имеем право просить обо всем потребном для нашей внешней и внутренней жизни.
Но на первом месте должно стоять (как показал нам Господь в «Отче наш») то, что относится к Богу. Мат. 6: 9; 9: 38. Пс. 89:16; Ис. 37: 20; 64: 1. 1оан. 12, 28.
Иисус присоединяет к первым трем прошениям молитвы «Отче наш» просьбы о насущном хлебе, т. е. обо всем, в чем мы нуждаемся для нашей естественной жизни. Пс. 33: 11; 126: 2. Филип. 4: 19. Пс. 24: 4; 27: 9. 1 Цар. 8: 37.
Затем предметом нашей просьбы может и должно быть то, что необходимо для нашей внутренней жизни. Пс. 24: 18; 26: 4; 41: 2; Лук. 17: 5. 2 Фес. 1: 11. Пс. 85: 11. Иак. 1: 5. Лук. 11: 13. Лук. 22: 40. Мат. 6: 13. Пс. 30: 6.
“Сравнительнолегко повторятьслова молитвыГосподней, недумая, как попугай(или даже как«бормочущий»язычник). Нотолько искренняямолитва поможетпостичь ееглубину, таккак в ней отраженыхристианскиеценности.
Похоже, Иисусдал молитвуГосподню какмодель действительной, христианской молитвы, в отличиеот молитв фарисееви язычников.Молитва Господняявляется божественнойальтернативойдля обеих формложной молитвы.
Христианскаямолитва противопоставляетсянехристианскимальтернативам.Центром этоймолитвы являетсяБог (заботао славе Божьей)в противоположностьэгоцентричностифарисеев (занятыхсвоей, собственнойславой). И онаосмысленна(в ней ясно выраженазависимостьот Бога) впротивоположностьмеханическимраспевам язычников.Поэтому мы, должны приходитьк Богу, как малыедети к отцуСвоему, и молитьсяне лицемерно, подобно актерам, ищущим людскихаплодисментов, и не механически, как бормочущиеязычники, умкоторых далекот их лепетания, но осмысленно, смиренно и снадеждой”.47
Когда мы намолитве, тодолжны бодрствоватьи всем сердцемпринадлежатьмолитве. Всякоеплотское имирское помышлениедолжно отступить, и дух ни о чемдругом не долженразмышлять, кроме тогоодного, о чеммолится. Дляэтого мы передмолитвой, приготовляемум, стараясьо горнем помышлять.С начала молитвыни о чем другомне должно помышлять, как о Господь.Да будет закрытодля врага сердцеи открыто единомуГосподу, и дане допуститоно во времямолитвы подпуститьк себе врагаБожия! Ибо ончасто исподтишка, подкрадываясь, проникаетвнутрь и тонкимобманом отвлекаетмолитвы нашиот Бога, такчто иное бываету нас на сердцеи иное на языке.Молиться жене звук голосадолжен, а ум исердце, с искреннимустремлениемвнимания к Богу.
И как нам хотетьбыть услышаннымиот Бога, когдасами себя неслышим? Какхотим, чтобыБог вспомнило нас молящихся, когда сами вэто время себяне помним? Поступатьтак –это значит, молясь Богу, оскорблятьвеличие Божиенебрежноймолитвою. Этозначить глазамибодрствовать, а сердцем спать, тогда как христианинудолжно бодрствоватьсердцем дажев то время, когдаспить очами.
При изучениитемы о молитвеневольносталкиваешьсясо следующимивопросами:
ГДЕ И КАК МОЛИТЬСЯ?
Говоря ученикамкак молиться, Иисус НЕ говорило том, в какомположении илив каком местемы должны находиться, в какое времяили в какихситуациях нужноприбегать кмолитве. Чтобыответить наэти вопросы, давайте посмотрим, что говоритпо этому поводуСвященноеПисание.
Из Библиимы видим, чтолюди могутмолиться влюбом положении, выражающемих искренниечувства передГосподом:
•стоя (Быт. 24:13,14),
• с поднятымируками (1 Тим.2:8),
• сидя (Суд. 20:26),
• склоняя колени(Дан. 6:10),
• поднимая взор(Иоан. 17:1),
• кланяясь доземли (Исх. 34:8),
• падая ниц(Матф. 26:39),
• пряча лицомежду колен(3 Цар. 18:42),
• ударяя себяв грудь (Лук.18:13).
А вот в какихместах молилисьи призывалинас молитьсябиблейскиеличности:
• на поле битвы(2 Пар. 13:14),
• в пещере (3 Цар.19:9,10),
• в комнате(Мат. 6:6),
• нагоре (Лук. 6:12),
• у реки (Деян.16:13),
• в храме (3 Цар.8:27-30),
• в постели (Пс.62:7),
• на крыше дома(Деян. 10:9),
• в тюрьме (Деян.16:24-25),
• на кресте(Лук. 23:33-34, 46),
• на небе (Рим.8:34),
• НА ВСЯКОММЕСТЕ (1 Тим. 2:8).
Библия говорит, что молитьсяможно в любоевремя:
• рано утром(Map. 1:35),
• трижды в день(Дан. 6:10),
• вечером (3 Цар.18:36),
• перед принятиемпищи (Мат. 14:19),
• ночью (Деян.16:25),
• днем и ночью(Лук. 2:37; 18:7),
• в день скорби(Пс. 49:15),
• каждый день(Пс. 85:3),
•ВСЕГДА (Лук.18:1),
• НЕПРЕСТАННО(1 Фее. 5:17).ВКАКОМ СОСТОЯНИИМОЖЕТ МОЛИТЬСЯЧЕЛОВЕК?
Вот несколькопримеров изБиблии:
• во вретище(Пс. 34:13),
• в пепле (Дан.9:3),
• с обритойголовой (Иов1:20),
• со слезами(Пс. 6:7),
• посыпая головупрахом (И. Нав.7:6),
• воздерживаясьот пищи (Втор.9:18),
• с сильнымвоплем и сослезами (Евр.5:7),
• в борении(Лук. 22:44),
• вторжествепобеды (Пс.17:29-50),
• в трепетнойрадости (Лук.1:46-55).
Итак, молитьсяможно в любомместе, в любоевремя, в любомэмоциональномсостоянии ив положении, выражающемнаши истинныечувства.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключениихотелось быотметить лишьто, что «Отченаш» – этонеиссякаемыйисточник истины.Много уже былонаписано наэту тему, нонаписать можноещё больше.Каждый здесьсможет найтичто-то полезноедля себя.
А посколькумолитва сияявляетсянепревзойдённойпо своей глубокойбожественнойпростоте, томожно согласитьсясо словами, что" наше умениемолиться этоймолитвой совсей чистотойможет статьтщательнейшейпроверкойистинностии глубины нашегохристианскоговероисповедания".48
Об универсальностиэтой МОЛИТВЫГОСПОДНЕЙхорошо сказалА. М. Хантер:«Прозвучавутром, эта молитвабудет просьбойо хлебе наначинающийсядень. Прозвучаввечером, онабудет просьбойо хлебе завтрашнем».49Стоит ли говоритьещё что-либо….
Пусть эта молитваисполнитсяисполнитсяв жизни каждогочеловека.