Реферат по предмету "Химия"


Биография и научная деятельность М.В. Ломоносова

Содержание
1.        Введение
2.        Глава1. Биография
3.        Глава2. Научная деятельность Ломоносова
4.        Заключение
5.        Списоклитературы

Введение
Актуальностьобращения к теме обусловлена тем, что Михаил Васильевич Ломоносов являетсяодним из великих учёных, которого без сомнений можно поставить на одно изпервых мест среди разносторонне одаренных людей в истории человечества.
Оптика итеплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география иметаллургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вотте области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что,“соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносовобнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души,исполненной страстей”.
В то время,когда родился М. В. Ломоносов, в Российском государстве существовало всего лишьдва высших учебных заведения — славяно-греко-латинская академия в Москве иКиевская духовная академия. Однако требования высших кругов общества непозволяли людям из низших сословий научиться более существенному, кроме какчитать и писать, по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым иненужным занятием.
Поэтомуслучай с Михаила Васильевича Ломоносова можно считать уникальным.
Цель работы:ознакомиться с творчеством, великими открытиями М. В. Ломоносова, уяснить егоместо и роль в науке.
Всоответствии с этой целью сформулированы следующие задачи:
— изучитьбиографию Михаила Васильевича Ломоносова;
— ознакомиться с основными открытиями и этапами научной деятельности;
Реализацияэтих задач потребовала изучения соответствующей литературы.

Глава 1. Биография
Детские годы
О первыхгодах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 8 ноября1711 года, в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уездаАрхангельской губернии в довольно зажиточной семье крестьянина-помора ВасилияДорофеича и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны(урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человекдобрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать Ломоносова умерла оченьрано, когда Ломоносову было девять лет. В 1721 отец женился на ФедореМихайловне Усковой, дочери крестьянина соседней Ухтостровской волости. Летом 1724года она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отецженился в третий раз на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Длятринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливоймачехой».
ДеревняМишанская, позже слившаяся с деревней Денисовкой, находилась на Курострове,против города Холмогоры, на одном из девяти островов дельты Северной Двины,примерно в 140 км от места её впадения в Белое море. С давних времён этиострова были густо заселены. Здесь имелись хорошие пахотные земли, богатыевыгоны для скота, а главное — открытый выход в море.
Упоминание опоморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, ко временам Ивана Грозного.Дед будущего учёного, Дорофей Леонтьевич, его отец, Василий Дорофеевич, и многиеродственники были жителями Курострова. Как и большинство куростровскихкрестьян-поморов, они занимались хлебопашеством, но их основным делом былирыбная ловля и зверобойный промысел.
В началеXVIII века семья Ломоносовых имела средний достаток. Она располагаласравнительно крупным земельным наделом — около 67 сажен, но главным источникомблагосостояния являлся морской промысел.
Плавания всуровых северных морях были нелёгким делом. Поморы объединялись в артели. Почтивсе Ломоносовы деревни Мишанинской до начала 20-х годов XVIII века жили однойсемьёй, мужчины сообща выходили в море. Семья Ломоносовых принадлежала копытным мореходам. Документы свидетельствуют, что ещё в 1710 Лука Ломоносов,двоюродный дед будущего учёного, был кормщиком — старшим в промысловой артели.А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, то естьзнал навигационное дело. В 1722 отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34сажени пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно, по-прежнему занимаясьв основном морским промыслом. Позже, в 1753, Ломоносов писал, что отец«довольство кровавым по́том нажил».
Лучшимимоментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море,оставившие в его душе неизгладимый след. Ломоносов начал помогать отцу с десятилет. Они отправлялись на промыслы ранней весной и возвращались поздней осенью.Вместе с отцом Ломоносов ходил как в дальние плавания — в Северный Ледовитыйокеан — к Новой Земле и Шпицбергену, так и в ближние — до Соловецких островов.Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его умразнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть нетолько в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северногосияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морскойжизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодогопомора».… (Вернадский «Ломоносовский Сборник», II, 144). Его окружалипредания о великих делах Петра Великого, которых и доселе немало сохранилось насевере.
Ещё от материЛомоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому,была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось вЛомоносове сознание необходимости «науки», знания. «Вратами учёности» для негоделаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика»Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юныйпомор грамотно и чётко писал. Жизнь Ломоносова в родном доме делаласьневыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. И чем шире становилисьинтересы юноши, тем безысходнее казалась ему окружающая действительность.Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам.
Страсть кзнаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение —оставить родной дом и отправиться в Москву.
Годы,проведённые Ломоносовым в Поморье, сыграли большую роль в формировании егомировоззрения, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши, взначительной степени определили направление его дальнейшего творчества.
Пешком вМоскву
В МосквуЛомоносов ушёл с ведома отца, произошло это в конце 1730 года; один из местныхкрестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отецотпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Уходиз дома Ломоносов тщательно продумал. Он узнал, что только в трёх городахРоссии — в Москве, Киеве и Петербурге — можно овладеть высшими науками. Свойвыбор он остановил на Москве. Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняядорога. Преодолев весь путь за три недели, Ломоносов в начале января 1731 годаприбыл в Москву.
В «Спасскиешколы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносоввступил в 1731 и пробыл там около 5 лет. Никто не ожидал в Москве юношу сдалёкого Севера. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно,какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносовуза время пребывания его в академии. Позже Ломоносов вспоминал: «Школьники,малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван лет вдвадцать пришёл латыни учиться».
В научномотношении пребывание в академии принесло ему немалую пользу: он не толькоприобрёл вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомилсяи вообще с тогдашней «наукой», хотя и в обычной для того времени схоластическойформе разных «пиитик», «риторик» и «философий».
Удивительнаяцелеустремлённость была присуща Ломоносову. В то время как многие его товарищипо Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, он читаллетописи, книги духовного и светского содержания в библиотеке Заиконоспасскогомонастыря.
ПетербургскаяАкадемия
МихаилВасильевич Ломоносов прибыл в Петербургскую Российскую Императорскую Академию Наук,когда она вступила во второе десятилетие своей деятельности. Это было ужесложившееся научное учреждение, которое имело большой для того времени штатсотрудников. В Академии были представлены все ведущие научные дисциплины тоговремени.
Несмотря надлительную переписку по поводу приезда из Москвы новых студентов, Академия Наукне позаботилась об их устройстве. В первые дни пребывания в ПетербургеЛомоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в конце 1736года переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородскойепархии на 1-й линии Васильевского острова около Невы. Здесь Ломоносов прожилпочти полгода до отъезда в Германию. По отчётам о расходах за февраль-апрель1736 года, затраченных на нужды 12 студентов, можно представить их скромный бытв Петербурге. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, поодному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Имбыли выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д.
Первое времяположение Ломоносова и его товарищей в Петербургской Академии Наук было весьманеопределённым: они не были зачислены ни в Гимназию, ни в Университет.Различный уровень знаний учеников Спасских школ не позволял создать единыйкласс Академического университета. Одним из существенных пробелов в ихобразовании было то, что они не знали немецкого языка, столь распространённогов то время в Академии. Поэтому их занятия начались с изучения немецкого языка,которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.
Несмотря натяжёлые условия жизни, любознательный помор с первых дней прибытия в Академиюпроявил огромный интерес к наукам. Под руководством Адодурова он начал изучатьматематику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой,самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, втечение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургскойакадемии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики иприлежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но изсих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность кэкспериментальной физике, химии и минералогии».
В 1735 году вАкадемии было создано Российское собрание для разработки основ русского языка.Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошуюподготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовалсязанятиями Российского собрания.
Серьёзноеотношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массывоспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Науклюбознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ощутилсовременный подход к исследованиям, ничего общего не имевшим со средневековойсхоластикой, процветавшей в Славяно-греко-латинской академии. В кабинетах имастерских Академии Наук Ломоносов мог видеть новейшие приборы и инструментыдля проведения исследований, в академической лавке познакомиться с только чтоизданными книгами и журналами.
Ломоносов заграницей
Счастливымфактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способныхучеников «Спасских школ». В 1736 трое из них, в том числе Ломоносов, былиотправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике,философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге,у Геннеля; около года провел он в переездах, был в Голландии. Из ГерманииЛомоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики,химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своегомировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды вобласти тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихсягосударства [2]. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным дляЛомоносова.
В марте 1736президент Академии Наук Корф представил правительству два списка учеников, дляотправки обучаться в Германии горному делу. Ощущалась острая необходимость вспециалистах горного дела. И трое наиболее подготовленных студентов былиотправлены за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курсанаук [1]. «Учёный горный физик» Генкель заверял, что проучившись год илиполтора, эти молодые люди «по возвращении на родину смогут сами обучатьдругих». В первом списке Корф назвал тех, кто знал немецкий и латинский, вовтором — только латинский. В последнем списке значился Ломоносов. Корф сообщал,что в Германию могут быть посланы:
1.  ГуставУльрих Райзер, советника Берг-коллегии сын, имеет от роду семнадцать лет.
2.  ДмитрийВиноградов, попович из Суздаля, шестнадцати лет.
3.  МихайлоЛомоносов, крестьянский сын из Архангелогородской губернии Двинского уездаКуростровской волости, двадцати двух лет.
Вероятно,способности Ломоносова были настолько очевидны, что правительство и руководствоАкадемии не смутило его крестьянское происхождение.
17 марта 1736правительство одобрило кандидатуры трёх студентов, представленных Корфом, иназначило им содержание — 1200 рублей в год. 3 ноября 1736 трое русскихстудентов прибыли в Марбург.
Ломоносов иего коллеги, прибыв в Марбург, явились к Вольфу — видному математику ивыдающемуся педагогу — с рекомендательным письмом, в котором президентПетербургской Академии Наук представлял русских студентов, направленных вГерманию, чтобы «усовершенствоваться за границей в металлургии и прочихнауках». Президент писал Вольфу: «Инструкция их покажет Вам, что они обязаныделать, а в самом непродолжительном времени я сам буду иметь честь уведомитьВас обо всём остальном». Вольф с большой ответственностью отнёсся к устройствуприбывших к нему из Петербурга студентов, а также принял участие в обсужденииих программы занятий.
Свои занятияЛомоносов в Марбурге начал с обучения «первоначальным основаниям арифметики игеометрии» и с изучения немецкого языка[1]. Официально Ломоносов и его товарищибыли зачислены в Марбургский университет 6 ноября 1736 года, и их фамилии быливнесены в университетскую книгу за подписью проректора И. К. Санторока. Спомощью Вольфа они быстро приобщились к занятиям: с января 1737 года началислушать курс теоретической химии профессора Дуйзинга, а затем лекции Вольфа помеханике, гидростатике, аэрометрии, гидравлике, теоретической физике. С маянаряду с изучением немецкого языка Ломоносов стал брать уроки французского,рисования, танцев и фехтования. Прошло менее года пребывания русских студентовв Марбургском университете, а успехи их в изучении различных дисциплин быливесьма значительны.
В периодобучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первуюбиблиотеку, потратив весьма значительную часть выдававшихся ему денег наприобретение книг.
1737—1738годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Доказательством успеховрусского студента в изучении естествознания служит его первая студенческаяработа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости отдвижения предшествующей жидкости». Ломоносов проявил в ней большуюсамостоятельность — стремился опереться на данные опытов.
Весной 1739года Ломоносов представил ещё одну работу — «Физическую диссертацию о различиисмешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой впервыерассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новойкорпускулярной физики и химии.
Изучениеестественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. ВМарбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался сувлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, нопрактической работой над стихотворными переводами.
ЖизньЛомоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкойденег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступалинерегулярно, и русским студентам приходилось жить в долг.
К началу 1739года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. Вскоре изПетербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрейберг к Генкелю дляизучения металлургии и горного дела.
Пять днейпотребовалось русским студентам на дорогу до Фрейберга. 14 июля 1739 года ониприбыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.
Послеотносительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русскиестуденты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Генкелю. ОбучениеГенкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось восновном на практических занятиях: посещение рудников и металлургическихзаводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносовпознакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмнымимашинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудныхдел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрейберге.
ГордостьюГенкеля была его химическая лаборатория. В то время даже многие высшие учебныезаведения не имели собственных лабораторий. Эта лаборатория служила учебной,производственной и экспериментальной базой. Вероятно, Ломоносов оценил значениеэкспериментальной базы для исследовательской работы. Вот почему по возвращениив Россию он упорно добивался постройки химической лаборатории при АкадемииНаук.
НедостаткомГенкеля было то, что он, сосредотачивая основное внимание на практическихзанятиях, не давал возможности своим ученикам размышлять над теоретическимипроблемами. Он не поддерживал в учениках энтузиазма исследователей.
Первые четыремесяца жизни русских студентов во Фрейберге прошли без особых инцидентов; ихвзаимоотношения с Генкелем были вполне нормальными. Но в конце 1739 года междустудентами и Генкелем начались трения, которые затем переросли в острыйконфликт. Основной причиной столкновений являлась нерегулярная отправка изПетербурга средств на содержание студентов. Тяжёлые условия жизни, мелочнаяопека, постоянная слежка даже за его перепиской — всё это тяготило молодого помора,которыё уже имел собственное сложившееся мировоззрение. Исподволь накапливаласьнеприязнь учителя и ученика друг к другу.
Перваясерьёзная ссора разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказЛомоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Горячаянатура русского помора восстала против педантизма немецкого учёного. Весной,когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег насвоё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены.Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрейберге.
В начале мая1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собойнебольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрейберг. Ломоносоврассчитывал с помощью барона Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию.Но прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник,Ломоносов не застал его там. С этого момента для Ломоносова началась полнаяскитаний жизнь, которая продолжалась больше года. Вернувшись на некоторое времяв Марбург, он женился на Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, в котором онпроживал.
В конце 1741года Ломоносов смог вернуться в Петербург [2].
Труды в Академии наук
За времяотсутствия Ломоносова в Академии сменилось два президента, и к середине 1741года Академия так и не имела руководителя. Число профессоров заметносократилось, многие кафедры пустовали, росли денежные долги Академии.
10 июня 1741году Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И.Амману для изучения естествознания. Этот профессор был всего на четыре годастарше Ломоносова. Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлениюКаталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.Ломоносов быстро справился с этой задачей. Это явилось важной работойЛомоносова, одним из первых его научных трудов [2]. В 1745 году Ломоносов былизбран в число академиков, стал первым русским профессором химии вуниверситете.
В 1745 годуон хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году— о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическомприложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет своизанятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языкедлинный ряд научных трактатов.
В 1748 годуон создаёт первую русскую химическую лабораторию, помогает Ломоносову в этомего близкий друг Г. Рихман — русский физик, занимавшийся работами поэлектричеству. В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент иИсторическое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вестиборьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованияхрусского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целью «приведенияАкадемии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотствеученых иноземцев к русскому юношеству», к его обучению. В 1749 году, вторжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальноеимператрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времениЛомоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. Он сближается слюбимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главекоторых стоит Шумахер.
При близкихотношениях к Шувалову козни Шумахера делаются для Ломоносова не страшными; онприобретает и в Академии большое влияние. Под влиянием Ломоносова совершается в1755 году открытие Московского университета, для которого он составляетпервоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах иобыкновениях» иностранных университетов. Ещё раньше, в 1753 году, Ломоносову,при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. В том же году Ломоносовхлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье несчастногопрофессора Рихмана, которого убило молнией; особенно озабочен Ломоносов тем,чтобы «сей случай (смерть Рихмана во время физических опытов) не былпротолкован противу приращения наук».
В 1756 годуЛомоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия наобразование в гимназии и университете. В 1759 году он занят устройствомгимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, при чёмопять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая нараздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учеными людьми?». Ученые люди —доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранениянарода, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единствачистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером исообщения с ориентом». В то же время идут занятия Ломоносова по ГеографическомуДепартаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирскимокеаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь.
Местозахоронения Ломоносова в Александро-Невской лавре
Среди этихнеустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 года. Незадолго до смертиЛомоносова посетила императрица Екатерина II, «чем подать благоволила новоеВысочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках ихудожествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). В конце жизниЛомоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробие М. В. Ломоносова —мраморная стела с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом.Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы. Семейная жизньЛомоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталасьлишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Еёпотомки, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, живут и внаше время.

ГЛАВА 2 Научнаядеятельность
М. В.Ломоносов занимался самыми различными науками и отраслями знаний: горнойметаллургией, физикой и химией, историей и географией, риторикой и геологией,демографией, декоративно-прикладным искусством и астрономией.
В 40-е-60-егоды XVIII века М. В. Ломоносов пишет работы по горной металлургии — «Первыеоснования металлургии или рудных дел», «О вольном движении воздуха в рудникахпримеченном», по физике и химии — «Элементы математической химии», «Размышленияо философских началах физико-химического соответствия серебра и ртути»,«Рассуждение о катоприно-диолтрическом зажигательном инструменте», «276 заметокпо физике и корпускулярной философии», «Опыт теории о нечувствительных частицахтел и вообще о причинах частных качеств», «Заметки о тяжести тел», «О сцеплениии расположении физических монад», «О действии химических растворителей вообще»,«Размышления о причине теплоты и холода», «О металлическом блеске», «Оботношении количества материи и веса», «О тяжести тел и об известностипервичного движения», «О составляющих природные тела нечувствительных физическихчастицах», «Диссертация о селитре», «Опыт теории упругости тела», «Рассужденияо твердости и жидкости тел», «Введение в истинную физическую химию», «Слово опроисхождении света», «Слово о явлениях воздушных», «Об отношении массы ивеса», «Теория электричества, изложенная математически», по истории и географии- «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великогокнязя Ярослава Первого, до 1054 года», «Рассуждения о большей точности морскогопути», «Краткое описание путешествий разных по северным морям и возможногопроходу из Сибирского океана в Восточную Индию», «О морозе, случившемся послетеплой погоды», «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», пориторике и геологии — «Риторика», «Краткое руководство к красноречию», «Слово орождении металлов от трясения земли», «О слоях земных», по демографии — «Оразмножении и сохранении российского народа», по декоративно-прикладномуискусству и астрономии — мозаический портрет «Петр Великий», мозаика«Полтавская баталия», «Явление Венеры на солнце». Кроме этого М. В. Ломоносовпереводил книги с иностранных языков, читал лекции, проводил бесчисленныеэксперименты.
Свыше 46-тиработ — таков творческий итог его деятельности. Российская наука получилаблагодаря этому великому ученому поистине термоядерный импульс.
Молекулярно-кинетическаятеория тепла
Первыминаучными трудами Ломоносова были сочинения, посылаемые им из Германии вАкадемию Наук в качестве отчета о своих научных занятиях. “Работу по физике опревращении твёрдого тела в жидкое, зависящем от движения имеющейся налицожидкости”(1738г.), “О различии смешанных тел, состоящем в сцеплениикорпускул”(1739г.). В Марбурге же Ломоносов начал большое сочинение “Элементыматематической химии”(1741г.), которое осталось незаконченным, как и многиедругие работы по физике и химии.
В этихработах Ломоносов разработал корпускулярную теорию строения вещества, проник втайны его строения. Ломоносов впервые разграничил понятие атома “элемента” имолекулы “корпускулы”, но лишь в XIX веке это его предвидение нашлоокончательное признание — английский учёный Джон Дальтон продолжил его учение,что привело к созданию химической атомистики. Эти первые работы Ломоносовапредопределяют дальнейший ход развития его научных воззрений.
Концепцияатома возникла впервые в Древней Греции в 5-3 в.в. до н.э. — древнегреческиефилософы Демокрит, Эпикур высказывали мысль, что все тела в окружающем нас миресостоят из мельчайших неделимых частиц, “кирпичиков”, вещества (“атом”- по-гречески“неделимый”). “Корпускула (по Ломоносову) — есть собрание элементов в однунебольшую массу”.
Химия XVII в.ещё не освободилась от алхимических представлений; алхимики преследовалимистические цели — искали средства превращения обычных веществ в благородныеметаллы, создания удивительного вещества — “философского камня”, но импринадлежат и практические цели: изготовление различных лекарств для лечениялюдей. Ломоносов начинал свой научный путь в эпоху становления химии как науки,хотя с различными химическими превращениями человек имел дело ещё в древниевремена.
В серединеXVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервыевыдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некойогненной (или, как вариант, холодообразующей) материи, посредством которойраспространяется и передается тепло, а также огонь.
Ломоносовобращает внимание ученого сообщества, что ни расширение тел по мере нагрева, ниувеличение веса при обжиге, ни фокусировка солнечных лучей линзой не могут бытькачественно объяснены теорией теплорода. Связь тепловых явлений с изменениямимассы отчасти и породили представление, что масса увеличивается вследствиетого, что материальный теплород проникает в поры тел и остается там. Но,спрашивает Ломоносов, почему при охлаждении тела теплород остаётся, а силатепла теряется?
Опровергаяодну теорию, Ломоносов предлагает другую, в которой с помощью бритвы Оккама онотсекает лишнее понятие теплорода. Вот логические выводы Ломоносова, покоторым, «достаточное основание теплоты заключается»:
«в движениикакой-то материи» — так как «при прекращении движения уменьшается и теплота», а«движение не может произойти без материи»;
«вовнутреннем движении материи», так как недоступно чувствам;
«вовнутреннем движении собственной материи» тел, то есть «не посторонней»;
«вовращательном движении частиц собственной материи тел», так как «существуютвесьма горячие тела без» двух других видов движения «внутреннегопоступательного и колебательного», напр. раскаленный камень покоится (нет поступательногодвижения) и не плавится (нет колебательного движения частиц).
«Такимобразом, мы доказали a priori и подтвердили a posteriori, что причиною теплотыявляется внутреннее вращательное движение связанной материи» [3].
Этирассуждения имели огромный резонанс в европейской науке. Теория, как иполагается, более критиковалась, нежели принималась учеными. В основном критикабыла направлена на следующие стороны теории:
— частицыЛомоносова обязательно шарообразны, что не доказано (по мнению Рене Декартапрежде все частицы были кубические, но после стерлись до шаров);
— утверждение,что колебательное движение влечет распад тела и потому не может служитьисточником тепла, тем не менее, общеизвестно, что частицы колоколов колеблютсявеками и колокола не рассыпаются;
Если бы теплопутем вращения частиц передавалось лишь передачей действия, имеющегося у тела,другому телу, то «б и куча пороху не загоралась» от искры;
И так как,вследствие затухания вращательного движения при передаче его от одной частицы кдругой «теплота Ломоносова купно с тем движением пропала; но сие печально ббыло, наипаче в России» [2].
Замечательныйрусский ученый научно доказал, что тепло возникает в результате движениямолекул и зависит от скорости их хаотического движения [3].
Первоначальныесведения о химических явлениях и процессах накапливались в результатепрактической деятельности людей — в ходе выплавки металлов, изготовления стеклаи керамики и т.д. В этом смысле металлургическая практика стимулировала особыйинтерес к металлам и их окислам. Но нужно было и теоретическое обоснованиепроцессам.
В 1703 годуврач прусского короля, занимавшийся химией Георг Эрнест Шталь предложил такназываемую теорию флогистона (“флогистос” по-гречески воспламеняющийся). Штальсчитал, что различные вещества и металлы содержат в своём составе особое“начало горючести” — флогистон — невесомое вещество с отрицательным весом. Уэтой теории было много сторонников, принимал её и Ломоносов (сочинения “Ометаллическом блеске”(1745г.), “О рождении и природе селитры”(1749г.), даже вего физико-химических заметках в “курсе истинной физической химии”(1752-1754г.г.) “Слове о рождении металлов от трясения земли”(1757г.), “Слове опроисхождении света…(1756г.) и других сочинениях. Ведь во времена Ломоносова былиизвестные только два газа: воздух и углекислый газ. Водород, кислород и азотбыли открыты после его смерти.
 В этихусловиях создать правильную теорию горения было просто невозможно.Поразительно, что молодой Ломоносов увидел недостатки в современной ему науке инаметил правильные теоретические основы химии. В основе химических явлений, поЛомоносову, лежит движение частиц — “корпускул”. Ещё Галилей считал, чтокорпускулы находятся в движении. А движение — создаёт тепло — считал Ломоносов.В работах Ломоносов на эту тему — о теплоте и холоде: “О нечувствительныхфизических частицах, составляющих тела природы…”(1744г.) и классической“Размышления о причине теплоты и стужи”(1747г.) важную роль играет атомистика.Отдельные положения его классической работы о теплоте и холоде предвосхитилипредставления атомно-молекулярной теории более чем на 50 лет. В этих работахЛомоносов показывает, что теплота это результат движения “нечувствительныхчастиц” и зависит от скорости их хаотического движения, которое прекращаетсяпри достижении “низщего градуса холода”, т.е. говорит Ломоносов: “Величайшийхолод в теле — абсолютный покой; если есть хоть где-либо малейшее движение, тоимеется и теплота” Ломоносов впервые искусственным путём получил холод, прикотором замёрзла ртуть, и назвал температурой абсолютного нуля [4].
Законпостоянства массы.
В научнойсистеме Ломоносова важное место занимает один из фундаментальных законовприроды — закон сохранения материи (или массы вещества) и движения, ведьматерия без движения столь же немыслима, как и движение без материи.
Физическиепредставления о материи и движении — философских понятиях, были развиты учёнымидревности Демокритом, Платоном, Аристотелем, которые не утратили своегозначения и по сей день.
В дальнейшемдостижения Г.Галилея и его современников в области физического учения о материии движении, подготовили почву для работ И.Ньютона. Мерой количества материибыла масса, а термин “материя” закрепился в конце XIX века только за “весовойматерией” -веществом.
Впервые Ломоносовформулирует “всеобщий закон” сохранения в письме к Леонарду Эйлеру(великолепному математику, физику и астроному) в 1748 году: “Но всевстречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечтоприбавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материиприбавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов язатрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования, и т.д. Так как этовсеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело,которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своегодвижения, сколько сообщает другому, им двинутому…”- мысли, которых доЛомоносова не высказывал.
Этознаменовало переворот в науке, начало этой эры; теперь наука могла объяснитьизменения веществ — один из основных вопросов, занимавших в то время умыучёных. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году, вдиссертации “Рассуждение о твёрдости  и жидкости тел.”
Рядомблестящих опытов Ломоносов, на конкретном примере применения всеобщего законасохранения, доказал неизменность общей массы вещества при химическихпревращениях — поистене великого открытия, благодаря которому удалосьсформулировать и основной закон химической науки — закон постоянства массы.
Так,Ломоносов в России, а позднее Лавуазье во Франции завершил процесс превращенияхимии в строгую количественную науку. Век алхимии кончился, начался путь кхимическим производствам. В науке, по мнению Ломоносова, теория и практиканеразрывно связаны. Уже в одной из своих первых работ — “Элементыматематической химии” Ломоносов утверждает: “Истинный химик должен бытьтеоретиком и практиком, а также и философом.”
Так, присамом зарождении химической науки, Ломоносов, сам только начинавший свойнаучный путь, ясно понял, что химическая теория должна строиться на законахмеханики и математики.
В своёмзнаменитом “Слове о пользе химии” (1751 год), произнесённом на публичномсобрании Академии Наук, Ломоносов ещё раз подчеркнул, что для успеха химическойнауки “требуется весьма искусный химик и глубокий математик в одном человеке,“химия руками, математика очами физическими по справедливости называтьсяможет”. Ломоносов был автором первого в мире “Курса истинной физической химии”(1752-54г.г.) “Физическая химия есть наука, объясняющая на основании положениии опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях.”Он верно понял, насколько важно использовать физические знания и методы приизучении химии. В 1752-1753 годах он читал для студентов курс “Введение вистинную физическую химию”.
В областифизики Ломоносов также оставил ряд важных работ по кинетической теории газов итеории теплоты, по оптике, электричеству, гравитации и физике атмосферы. В1750-е года работая в Петербурге, в химической лаборатории Академии Наук,Ломоносов изучал действие кислот на металлы, проводил анализы состава солей иминералов, разрабатывал способы получения минеральных красок и цветных стёколиз отечественного сырья, сам выполнил тысячи плавок и создал несколькозамечательных мозаик, в том числе знаменитую “Полтавскую баталию” — Пётр Iверхом на белом коне, русские и шведские войска.
Ломоносовымбыло написано много книг: “Элементы математической химии” (1741 год), “О слояхземных” (1742 год), “Рассуждение о причинах теплоты и холода” (1744 год),“Слово о пользе химии” (1751 год), “Слово о пользе стекла” (1752 год), “Слово оявлениях воздушных, от электричекой силы происходящих” (1753 год) — задуманнуюпосле трагической смерти его друга Рихмана, “Российская грамматика” (1754 год)и другие. Ломоносов был пионером во многих областях науки [4].
Опто-механика
Большое местов его научных трудах и экспериментальной работе занимала оптика. Он самизготовлял оптические приборы, инструменты, оригинальные зеркальные телескопы.26 мая 1761 года, наблюдая прохождение Венеры перед солнечным диском, открыл уэтой планеты атмосферу, открыл у этой планеты атмосферу и нарисовал яркуюкартину огненных валов и вихрей на Солнце; лишь в XIX в. смогли повторить этотего опыт. Исследуя небо с помощью своих приборов, Ломоносов отстаивал идеюбесконечности Вселенной, множества миров в ее глубинах.
АкадемикС.И.Вавилов, изучавшие труды Ломоносова многие годы сделал вывод, что «… пообъёму и оригинальности своей оптико-строительной деятельности Ломоносов былодним из самых передовых оптиков своего времени и безусловно первым русскимтворческим опто-механиком».[2] Ломоносовым было построено более десяткапринципиально новых оптических приборов. В мае 1762 года он создал телескоп сотражателем. Более 25 лет спустя такая же идея будет использована Гершелем вего телескопе-рефракторе. Ломоносов высказал правильную догадку о вертикальныхтечениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу молний,полярных (северных) сияний и оценил их высоту. Это было совершенно новоеобъяснение природных явлений —  первый шаг к разгадке их реальной сущности [5].Он попытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связиэлектричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально.

Заключение
Ломоносов М.В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след внауке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40известных нам работ творческой деятельности — таков итог его кропотливыхтрудов.
Еще при жизниимя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом.Он был единственным из русских ученых XVIII века, при жизни которого дваждыпечатались его Собрания сочинений, хотя это была только небольшая часть еготрудов.
Несмотря нато, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло болеедвух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельностипосвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи,графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебныезаведения и школы. Имя М. В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту вбассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной сторонеЛуны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русскогоученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 годуучреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в областиестественных наук.
И взаключении мне хотелось бы привести высказывание — призыв самого МихаилаВасильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия,Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопи; амоя слава падет и с вашею».

Список литературы
1.Дягилев Ф.ММ. В. Ломоносов—Великий сын России. Из истории физики и жизни ее творцов — М.:Просвящение, 1996 -255 с.
2. Михайло(Михаил) Васильевич Ломоносов.  Википедия — свободная энциклопедия(http://ru.wikipedia.org/wiki)
3. Михаил ВасильевичЛомоносов. Энциклопедический словарь юного техника. (http://www.bibliotekar.ru/enc-Tehnika-3/69.htm)
4. Манолов К.Великие химики. Т. 1. — М.: Мир. 1985. — 465с.
5. Чолаков В.Нобелевские премии. Учёные и открытия” (http://revolution. /history/00003067_0.ht)…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.