Аннотация учебной дисциплины"История России" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов).Цель дисциплины: формирование представления о месте исторической науки в системе научных знаний и духовной жизни общества, научная систематизация исторических событий в развитии России и на этой основе воспитание гражданского самосознания и патриотизма.Задачи дисциплины: знакомство с методологией исторической науки; изучение фактического материала по истории России и соотношение его с процессами в мировой истории; изучение политических аспектов исторических событий на основе изучения базовых понятий политологии; оценка перспектив развития современной России и её места в мире.^ Место дисциплины в учебном плане: является базовой дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла для всех профилей направления подготовки.^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): лекции — 18 часов; семинары — 36 часов; самостоятельная работа — 72 часа. Дисциплина занимает первый семестр. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: место исторической науки в системе научного знания, роль истории в духовной жизни общества, вклад исторической мысли в мировую и отечественную культуру; специфику предмета истории как науки, её основные категории и методы, этапы развития отечественной историографии, труды выдающихся историков России, новейшие направления в исторических исследованиях; роль России в мировой истории, важнейшие вехи, события и деятелей отечественной истории;уметь: использовать новейшие технологии поиска и обработки исторической информации, самостоятельно анализировать исторические источники; вести дискуссию по проблемам исторической науки, сопоставлять различные точки зрения, формулировать свою позицию и аргументировать её; применять методы исторической науки при анализе современных процессов; сопоставлять различные точки зрения, существующие в историографии, делать самостоятельные выводы и аргументировать их;владеть навыками: сбора информации из печатных источников и сети Интернет; подготовки и оформления материалов на заданную историческую тему; ведения дискуссии на исторические темы.^ Основные дидактические единицы (разделы): Типология исторических процессов развития России. Предмет, сущность, социальные функции истории. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории. Концепция синергетики в методологии исторических исследований. Понятие и классификация исторического источника. Особенности и основные факторы исторического развития России. Периодизация отечественной истории. Основные этапы развития отечественной исторической мысли. Отечественные и зарубежные мыслители о месте России в мировой истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Предпосылки создания восточнославянского государства. Споры вокруг «норманнской теории». Крещение Руси и его последствия. Распространение ислама. Основные этапы формирования древнерусского государства. Внешняя политика Киевской Руси. Культура Древней Руси. Мир средневекового человека. Быт и нравы людей Древней Руси. Удельная Русь (XII – XV вв.). Причины, сущность и последствия феодальной раздробленности Руси. Русские земли в удельный период: варианты развития. Русь и Орда: дискуссии в отечественной историографии. Факторы, способствовавшие формированию единого Русского государства. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Этапы образования централизованного государства (конец XV — XVI вв.). Особенности формирования Русского централизованного государства. Московская Русь XVI — XVII веков: от сословно-представительной монархии к самодержавию. Реформы Избранной рады. Опричнина: точки зрения в историографии. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях Первой мировой войны и общенационального кризиса. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. Новая экономическая политика (НЭП). Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. Научно-техническая революция (НТР) и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 1960-1980-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985—1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР, Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993—2000 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. Развитие России в 2001—2011 гг., особенности социально-экономического строя, политические институты, место России в современном мире. События 2008 года. Взаимодействие с зарубежными странами.^ Виды учебной работы: лекции, практические занятия в форме семинаров, рефераты. Изучение дисциплины заканчивается зачётом.Аннотация учебной дисциплины"Философия" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 4 зачётные единицы (144 часа).^ Цель дисциплины: формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования.^ Задачи дисциплины: овладение базовыми принципами и приёмами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приёмами ведения дискуссии, полемики, диалога.^ Место дисциплины в учебном плане: является базовой дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла для всех профилей направления подготовки. Не зависит от других учебных дисциплин.^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): лекции — 18 часов; семинары — 36 часов; самостоятельная работа — 72 часа; экзамен — 36 часов. Дисциплина занимает второй семестр. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития;уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений;владеть навыками: восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.^ Основные дидактические единицы (разделы): Философия, её предмет и место в культуре. Исторические типы философии, философские традиции и современные дискуссии. Философская онтология. Теория познания. Философия и методология науки. Социальная философия и философия истории. Философская антропология. Философские проблемы профессиональной деятельности. Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии. Возникновение философии. Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика. Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность.^ Виды учебной работы: лекции, практические занятия в форме семинаров, рефераты. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.Аннотация учебной дисциплины"Экономика" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов).^ Цель дисциплины: формирование представления о специфике экономической науки, её месте среди других общественных, точных и профессиональных наук, роли в развитии общества, изучение практических аспектов организации хозяйственной деятельности.^ Задачи дисциплины: изучение базовых понятий и теоретических основ экономики, базовых экономических теорий; знакомство с методологией и конкретными методами экономического анализа; изучение практических аспектов организации экономической деятельности хозяйствующих субъектов; получение представления о системе законодательства и нормативных актов Российской Федерации.^ Место дисциплины в учебном плане: является базовой дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла для всех профилей направления подготовки. Предшествующие учебные дисциплины: Математика 1 (Математический анализ).^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): лекции — 18 часов; семинары — 36 часов; самостоятельная работа — 72 часа. Дисциплина занимает третий семестр. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основные понятия экономики как научной дисциплины; особенности проявления объективных экономических законов в обществе и деятельности фирмы; основы хозяйственной деятельности фирм, их организационно-правовые формы; особенности формирования рыночных отношений в России; механизм ценообразования и конкуренции в современных условиях; закономерности формирования издержек производства, максимизации прибыли и минимизации издержек; особенности функционирования рынков ресурсов и формирования доходов; основы функционирования национальных экономик; тенденции и особенности мирохозяйственных связей; мезоэкономические явления на современном этапе;уметь: использовать методы анализа взаимозависимых экономических явлений; использовать полученные знания в будущей деятельности при экономическом обосновании хозяйственных решений и расчете параметров эффективности; разбираться в закономерностях функционирования экономических систем и тенденциях экономического развития; оценивать взаимосвязь экономических и социальных процессов в национальной экономике; применять макроэкономические показатели и индексы при принятии хозяйственных решений; использовать на практике инструменты исследования и методы оценки экономических процессов; научно обосновывать производственно-экономический потенциал предприятия и отрасли.владеть навыками: решения конкретных задач по организации хозяйственной деятельности, законодательного обоснования принимаемых решений.^ Основные дидактические единицы (разделы): Экономическая теория: предмет и метод. Товарное производство. Трудовая теория стоимости. Спрос и предложение. Собственность и формы предпринимательской деятельности. Разгосударствление и приватизация. Предприятия в рыночных условиях (особенности российской экономики). Монополия и конкуренция. Типы монополизма. Крупная современная фирма. Её структура и система управления. Малый бизнес и его роль в современной рыночной экономике. Средняя фирма, стратегия выживания. Национальная экономика в целом. Макроэкономические цели государства. Государство в рыночной экономике. Инфраструктура рыночного хозяйства. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа. Законодательство Российской Федерации в области экономических отношений. Типы хозяйствующих субъектов, их характерные особенности. Налоговая система. Основные представления о бухгалтерском учёте. Принципы составления бизнес-планов.^ Виды учебной работы: лекции, практические занятия в форме семинаров, рефераты. Изучение дисциплины заканчивается зачётом.Аннотация учебной дисциплины"Иностранный язык" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 9 зачётных единиц (324 часа).^ Цель дисциплины: повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.^ Задачи дисциплины: изучение особенностей грамматики, морфологии, синтаксиса и фонетики иностранного языка; освоение базовой лексики в пределах лексического минимума; изучение особенностей профессиональной литературы на иностранном языке; обучение чтению и аудиовосприятию материалов на иностранном языке; обучение коммуникативному поведению в типовых языковых ситуациях; изучение принципов перевода с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный; освоение современных средств автоматизации перевода.^ Место дисциплины в учебном плане: является базовой дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла для всех профилей направления подготовки. Предыдущие компетенции — в объёме образовательной программы общеобразовательной школы.^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): практические занятия — 72 часа; самостоятельная работа — 72 часа; экзамен — 36 часов. Дисциплина занимает первый и второй семестры. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: характерные особенности структуры изучаемого иностранного языка; систему правил изучаемого иностранного языка (в том числе исключения из правил); принципы формирования и понимания материалов на иностранном языке;уметь: письменно и устно изъясняться на изучаемом иностранном языке в пределах типовых языковых ситуаций; разбирать сложные профессиональные тексты на изучаемом иностранном языке;владеть навыками: чтения обиходно-литературных текстов на иностранном языке; говорения на иностранном языке на обиходные темы; написания простых документов на иностранном языке; письменного перевода с иностранного языка на русский и с русского языка на иностранный; использования вспомогательных технических средств автоматизации перевода; работы со словарями и справочниками в бумажной и электронной форме.^ Основные дидактические единицы (разделы): Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.^ Виды учебной работы: практические занятия. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.Аннотация учебной дисциплины"Спецглавы английского языка" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 8 зачётных единиц (288 часов).^ Цель дисциплины: углублённое изучение английского языка в части сложных грамматических конструкций, расширения лексического минимума, освоения выразительных средств.^ Задачи дисциплины: изучение сложных грамматических конструкций английского языка; освоение дополнительных объёмов обиходно-литературной лексики; изучение средств передачи специфических и эмоциональных особенностей речи.^ Место дисциплины в учебном плане: является вариативной дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла для всех профилей направления подготовки. Предыдущие компетенции — в объёме учебной дисциплины "Иностранный язык".^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): практические занятия — 72 часа; самостоятельная работа — 72 часа. Дисциплина занимает третий и четвёртый семестры. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: способы и приёмы передачи эмоционально-окрашенной речи на английском языке; принципы построения и понимания сложных грамматических конструкций английского языка; дополнительные объёмы лексики английского языка;уметь: различать и передавать на английском языке эмоциональную окраску обиходной и литературной речи; разбирать сложные грамматические конструкции английского языка;владеть навыками: понимания сложных грамматических конструкций английского языка; передачи эмоциональной окраски речи на английском языке.^ Основные дидактические единицы (разделы): Специальные грамматические конструкции английского языка. Выразительные средства английского языка для передачи эмоционально-окрашенной речи: уверенность, неуверенность, одобрение, неодобрение и т. п. Дополнительная лексика. Тематическая лексика. Синонимы и антонимы. Стилистическая окраска речи. Коммуникативные ситуации. Типовые языковые средства.^ Виды учебной работы: практические занятия. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.Аннотация учебной дисциплины"Профессионально-ориентированный английский язык" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 8 зачётных единиц (288 часов).^ Цель дисциплины: формирование у студентов коммуникативной компетенции, позволяющей использовать английский язык в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей будущей профессии или специальности^ Задачи дисциплины: обеспечить усвоение студентами набора лексических единиц в объеме, достаточном для использования английского языка в ситуациях профессионального общения; обеспечить овладение набором грамматических структур, характерных для научно-технического стиля; ознакомить студентов с базовыми принципами перевода текстов научно-технического стиля.^ Место дисциплины в учебном плане: является вариативной дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла для всех профилей направления подготовки. Предыдущие компетенции — в объёме учебных дисциплин "Иностранный язык" и "Спецглавы английского языка".^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): практические занятия — 72 часа; самостоятельная работа — 72 часа. Дисциплина занимает пятый и шестой семестры. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: характерные особенности профессионально-ориентированного и научного стиля в английском языке; основную профессиональную лексику в области информатики и вычислительной техники; функциональные возможности, ограничения, достоинства и недостатки вспомогательных технических средств перевода, методологию и технологию их использования;уметь: письменно переводить профессиональные и научные тексты в области информатики и вычислительной техники; пользоваться вспомогательными техническими средствами перевода; работать с печатными и электронными словарями и справочниками;владеть навыками: чтения профессиональных и научных текстов на английском языке; передачи смысла профессиональных и научных материалов с помощью типовых языковых конструкций; подготовки наиболее распространённых видов профессиональных и научных материалов — рефератов, докладов, статей на английском языке.^ Основные дидактические единицы (разделы): Специфика научного стиля. Особенности стиля для профессиональной области "Информатика и вычислительная техника". Типовые клише, грамматические конструкции и языковые обороты для передачи наиболее распространённых профессиональных и научных выражений. Особенности различных диалектов английского языка. Международный английский язык. Специфика оформления англоязычных публикаций. Англоязычная библиография. Использование сети Интернет для работы с англоязычными библиотеками.^ Виды учебной работы: практические занятия. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.Аннотация учебной дисциплины"Академический английский язык" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 8 зачётных единиц (288 часов).^ Цель дисциплины: совершенствование всех аспектов владения английским языком для профессиональной деятельности, а также поступления в магистратуру и в последующем — в аспирантуру.^ Задачи дисциплины: расширение теоретических сведений о системе английского языка; закрепление способности к профессиональному общению; наработка опыта в подготовке и оформлении специфических профессиональных и научных текстовых материалов; освоение принципов ведения диалога и дискуссии на английском языке; получение опыта перевода значительных объёмов текста.^ Место дисциплины в учебном плане: является вариативной дисциплиной гуманитарного и социально-экономического цикла по выбору для всех профилей направления подготовки. Предыдущие компетенции — в объёме учебных дисциплин "Иностранный язык", "Спецглавы английского языка", "Профессионально-ориентированный английский язык".^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): практические занятия — 72 часа; самостоятельная работа — 72 часа. Дисциплина занимает седьмой семестры. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: варианты языковых средств выражения одних и тех же понятий; принципы ведения диалога и дискуссии на английском языке;уметь: выбирать средства выражения, адекватные особенностям смысла и стиля изложения мысли; вести дискуссию в коллективе; реагировать на возражения партнёров по дискуссии;владеть навыками: выстраивать логику изложения мысли с учётом выразительных особенностей английского языка и установившихся традиций; быстрого чтения текста на английском языке; реферирования текста на английском языке; обмениваться типовыми электронными посланиями на английском языке.^ Основные дидактические единицы (разделы): Уровни владения английским языком, требования к ним и системы тестирования. Принципы выбора языковых средств для изложения мысли с учётом выразительных особенностей английского языка и установившихся традиций. Клише и стандартные обороты. Дополнительная профессиональная и научная лексика. Знакомство с зарубежными системами образования и научной деятельности путём чтения соответствующих текстов на английском языке.^ Виды учебной работы: практические занятия. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.Аннотация учебной дисциплины"История математики и кибернетики" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов).^ Цель дисциплины: получение представления о развитии общества в свете научного прогресса на основе развития математических и кибернетических представлений как универсальной системы познания и преобразования действительности.^ Задачи дисциплины: изучение истории возникновения научной мысли вообще и математических представлений в частности; знакомство с историей появления важнейших разделов математики; изучение роли отдельных учёных и общественных деятелей в развитии математики; математические основы анализа социально-экономических процессов и возникновение кибернетики; современное состояние и перспективы развития математики и кибернетики. ^ Место дисциплины в учебном плане: является вариативной дисциплиной по выбору гуманитарного и социально-экономического цикла. Предыдущие компетенции — в объёме образовательной программы общеобразовательной школы.^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): лекции — 36 часов; семинары — 18 часов; самостоятельная работа — 54 часа. Дисциплина занимает первый семестр. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основные периоды развития математики и кибернетики; роль отдельных учёных в формировании соответствующих разделов математики; современное состояние и основные тенденции развития математики и кибернетики;уметь: рассказать об истории развития разделов математики; осветить роль отдельных учёных в формировании и развитии этих разделов; связать уровень развития математики на разных исторических этапах с социальными процессами — техническим прогрессом, экономическими явлениями и т. д.;владеть навыками: анализа взаимосвязей отдельных исторических явлений в математике и кибернетике для формирования целостной картины их исторического развития.^ Основные дидактические единицы (разделы): Специфика научного знания вообще и математического в частности. Этимология слова "математика". Математика в античном мире. Связь математики с философией и физикой. Появление математики как ответ на практические потребности человека и дальнейшее развитие её в направлении более абстрактной науки. Математика европейская и азиатская. Происхождение фундаментальных математических понятий и терминов. Роль античных математиков в формировании аксиоматических принципов построения наук. Развитие математики в Средние века в Европе и Азии. Связь математики и механики. Основные крупные разделы математики, их различия и историческая взаимосвязь. Развитие методологии математики и её влияние на другие науки. Нерешённые математические проблемы. Международные премии по математике. Крупнейшие международные научные центры развития математики. Современное состояние и перспективы развития математики. Взаимосвязь математики с другими науками. Понятие точных наук. Представление о том, что уровень научности всякой области знаний определяется уровнем её математичности. Математика и экономика. Математика и лингвистика. Математика и управление обществом. Кибернетика. Норберт Винер — создатель кибернетики. Биография Норберта Винера — сын эмигранта из России (Лео Винера), родившийся и получивший образование в США. Происхождение кибернетики как формы системного анализа социальных и биологических процессов. Кибернетика в Советском Союзе: отношение как к лженауке, восстановление её научного статуса, попытки использования для планирования народного хозяйства. Разделы кибернетики: техническая кибернетика, медицинская кибернетика и др. Недостаточное развитие кибернетических методов применительно к социальным и биологическим процессам. Общеметодологическое значение кибернетики, основанное на её математическом основании. Взаимосвязь кибернетики и вычислительной техники.^ Виды учебной работы: лекции, практические занятия в форме семинаров, рефераты. Изучение дисциплины заканчивается зачётом.Аннотация учебной дисциплины"История математики и кибернетики" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов).^ Цель дисциплины: получение представления о развитии общества в свете научного прогресса на основе развития математических и кибернетических представлений как универсальной системы познания и преобразования действительности.^ Задачи дисциплины: изучение истории возникновения научной мысли вообще и математических представлений в частности; знакомство с историей появления важнейших разделов математики; изучение роли отдельных учёных и общественных деятелей в развитии математики; математические основы анализа социально-экономических процессов и возникновение кибернетики; современное состояние и перспективы развития математики и кибернетики. ^ Место дисциплины в учебном плане: является вариативной дисциплиной по выбору гуманитарного и социально-экономического цикла. Предыдущие компетенции — в объёме образовательной программы общеобразовательной школы.^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): лекции — 36 часов; семинары — 18 часов; самостоятельная работа — 54 часа. Дисциплина занимает первый семестр. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основные периоды развития математики и кибернетики; роль отдельных учёных в формировании соответствующих разделов математики; современное состояние и основные тенденции развития математики и кибернетики;уметь: рассказать об истории развития разделов математики; осветить роль отдельных учёных в формировании и развитии этих разделов; связать уровень развития математики на разных исторических этапах с социальными процессами — техническим прогрессом, экономическими явлениями и т. д.;владеть навыками: анализа взаимосвязей отдельных исторических явлений в математике и кибернетике для формирования целостной картины их исторического развития.^ Основные дидактические единицы (разделы): СпециАннотация учебной дисциплины"Теория алгоритмов" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 3 зачётные единицы (108 часов).^ Цель дисциплины: овладение основами аппарата теории алгоритмов для последующего применения его при анализе и синтезе технических и программных систем с учётом специфических задач информатики и вычислительной техники.^ Задачи дисциплины: изучение теоретических оснований теории алгоритмов, системы понятий и особенностей используемого аппарата; классификация задач теории алгоритмов; знакомство с методами решения определённых классов задач.^ Место дисциплины в учебном плане: является вариативной дисциплиной, обязательной для изучения в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Предыдущие компетенции — в объёме учебных дисциплин "Математика 1. Математический анализ", "Линейная алгебра", "Дискретная математика".^ Структура дисциплины (распределение трудоёмкости по отдельным видам учебных занятий): лекции — 18 часов; практические занятия — 36 часов; самостоятельная работа — 54 часа. Дисциплина занимает третий семестр. В результате изучения дисциплины студент должен:знать: основные понятия математической логики: формальной теории, исчисления; структуру исчислений высказываний и предикатов 1-го порядка; основные понятия теории алгоритмов: интуитивная концепция алгоритма, уточнения понятия алгоритма (машины Тьюринга и нормальные алгорифмы Маркова), понятия вычислимости, разрешимости, перечислимости; основные неразрешимые массовые проблемы;уметь: доказывать формулы в исчислении высказываний и предикатов 1-го порядка; составлять программы машин Тьюринга и схемы нормальных алгоритмов для решения простых вычислительных задач;владеть навыками: сформулировать в понятиях теории алгоритмов конкретные задачи определённых классов.^ Основные дидактические единицы (разделы): Логика высказываний (пропозициональная логика). Высказывания и истинностные значения высказываний. Логические операции. Формулы логики высказываний (пропозициональные формулы). Истинностные функции. Тавтологии. Эквивалентность формул. Замена эквивалентным и двойственность. Дизъюнктивная и конъюнктивная нормальные формы. Классическое исчисление высказываний. Аксиомы и правила вывода. Вывод формул и вывод формул из гипотез. Теорема о дедукции. Теоремы полноты и непротиворечивости. Исчисление предикатов. Предикаты и кванторы. Предикатные формулы. Интерпретация предикатных формул. Выполнимость, истинность. Логическая общезначимость. Аксиомы и правила вывода исчисления предикатов 1-го порядка. Структура теории 1-го порядка. Нормальные алгоритмы и машины Тьюринга. Вычисление словарных функций нормальными алгоритмам и и машинами Тьюринга. Принцип нормализации и тезис Тьюринга. Универсальные алгоритмы. Теоремы сочетания. Разрешимость и перечислимость. Неразрешимые массовые проблемы.^ Виды учебной работы: лекции, практические занятия, домашние задания. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.Аннотация учебной дисциплины"Физика" Общая трудоёмкость изучения дисциплины составляет 8 зачётных единиц (288 часов).^ Цель дисциплины: сформировать представления о физических явлениях в окружающем мире на основе изучения базовых законов физики, достаточные для использования их в последующем при проектировании технических о