АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции.Объём производства и реализации продукции являются взаимно зависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары (работы и услуги) и в таком объёме, которую она может реально продать (реализовать). Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение её качества непосредственно влияет на величину себестоимости (издержек), прибыли и рентабельности предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Основные задачи: Оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции; Определение влияния факторов на изменение величины этих показателей; Выявление внутрихозяйственных резервов; Увеличение выпуска реализации продукции; Разработка мероприятий по освоению и выявлению резервов. Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых измерителях. Обобщающие показатели объёма деятельности предприятия получаемой с помощью стоимостной оценки для чего используются сопоставимые или текущие цены. Объём реализации продукции определяется либо по отгрузке продукции покупателю или по оплате (выгрузке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действительных ценах. От того, как продаётся продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит, и объём её производства. Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчёта базисных и цепных темпов роста и прироста. Динамика производства и реализации продукции, тыс.руб. Год Объём производстватекущая цена Индекс цен к предыдущему году Объём производства в ценах базового года Темпы роста производства Объём реализации Темпы роста реализации Базо-вая Цеп-ная Базо-вая Цеп-ная 1 18610 1,00 18610 100 100 18500 100 100 2 27357 1,50 18238 98,0 98,0 18144 98,0 98,0 3 38148 1,46 17420 93,6 95,5 17390 94,0 95,8 4 53940 1,40 17627 94,5 101,1 17715 95,7 101,8 5 73940 1,33 18167 94,5 103,0 18145 98,1 102,4 6 100320 1,28 19255 103,3 106,0 19018 102,8 104,8 При этом объёме производства и реализации продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за год, которым приемлемы цены базисного периода. Например, чтобы определить объём валовой продукции i-го периодов в ценах базисного периода, необходимо его величину разделить на производительность индексов цен за n предыдущих периодов. 27357/1,50=18238 38148/(1,46*1,50)=17420 53940/(1,40*1,46*1,50)=17627Базисные темпы роста определяют отношение каждого следующего уровня к первому году динамического ряда, а цепные к предыдущему году. Из таблица видно, что первые 3 года происходил спад производства продукции, а за последние 3 наметился некоторый рост. За 5 лет объём производства возрос на 3,3,%, а объём реализации на 2,8%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпа роста реализации продукта. Это свидетельствует о накоплении продукции на складе. Средне-годовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции по средне-геометрической взвешенной. В приведенном примере среднегодовой темп реализации продукции составляет 0,55%, а прироста 0,65%.Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции.За отчётный период производится по методике. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции. Изделия Объём производства продукции в планируемых ценах Реализация продукции План Факт Откл.в сумме Откл. в % к плану План Факт Откл.в сумме Откл. в % к плану Пальто жен. чш 50000 66500 +16500 +33 52275 62730 +10455 +20 Пальто пш 30000 17100 -12900 -43 30135 17712 -12423 -41,2 Итого: 80000 83600 +3600 -75 82410 80442 -1968 -2,84 Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств. Недовыполнение плана по договору оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговой организации и т.д. при анализе реализации продукции особое внимание следует обращать не выполнение обязательств по Гос заказу, кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа производства и реализации продукции необходимо оценить так же риск от невостребованной продукции, который может возникнуть вследствие падения спроса на него, что бы избежать последствий невостребованного продукта, необходимо изучить её возникновение с целью поиска путей, недопущения или минимизации потерь. Внутренние причины: Неправильно составлен прогноз спроса; Неправильная ценовая политика предприятия на рынках сбыта; Снижение конкурентоспособности продукта в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала, неэффективной организации процесса сбыта и рекламы продукции. Внешние причины: Неплатежеспособность покупателей; Повышение процентых ставок по вкладам; Демографические; Социально-экономические; Политические и др.Риск невостребованной продукции можно подразделять на преодолимый и неопредолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономически целесообразным введение инновационных направлений на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, улучшение качества, упаковку, рекламу, организационную перестройку производства и сбыта превышают суммой их покрытия выручкой, экономически они не целесообразны и наоборот. Риск невостребованной продукции может быть обнаружен на различных стадиях, на предпроизводственном, производственном и послепроизводственном. Большой эффект достигается если риск будет обнаружен на предпроизводственной стадии. Тогда экономический ущерб будет включать только расходы на исследование рынка, на разработку изделия и др. Если же риск обнаружен на производственном или послепроизводственном, то это может оказать серьёзное влияние на организационное состояние предприятия. Сумма ущерба так же включит издержки на подготовку, освоение. Производство и частично сбыт продукции. В зависимости от времени обнаружения риска, управление решением могут быть разным. В первом периоде можно не приступать к производству данного вида продукции, заменив его другим. Во 2-ом периоде можно внести существенные изменения в дизайн, конструкцию, цену и продвинуть его на рынок. Если рису обнаружен после изготовления продукции, то нудно думать, как избежать банкротства, потому что невостребованный продукт, это прямой убыток для предприятия. Каждый товар должен производиться лишь тогда, когда есть платежеспособный спрос на него, подкреплённый заявками или договора на его поставку.2. Анализ ассортимента и структуры продукциибольшое влияние на результат хозяйственной деятельности оказывает ассортимент и структура производства и реализации продукции. Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты: Определение текущих и перспективных потребностей покупателей; Оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции; Изучение жизненного цикла изделий на рынках и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревшие и экономически неэффективные изделия; Оценка экономической эффективности и степень риска изменений в ассортименте продукции.Обобщающую характеристику изменения в ассортименте продукции даёт одноимённый коэффициент, уровень которого определяется отношением объёма производства продукции, зачтённого к выполнению плана по ассортименту к плановому (базовому выпуску продукции). Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам приводит к изменению её структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других уменьшается. Изменение структуры оказывает большое влияние на экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, прибыль и рентабельность. 3. Анализ положения товаров на рынках сбытаВажным показателем деятельности промышленных предприятий является объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли. В первую очередь надо изучить динамику о положении каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет. По результатам анализа выделяют 4 категории товаров:1) «звёзды» товары, приносящие основную прибыль предприятию и способствующие экономическому росту;^ 2) «доходные коровы» товары, переживающие период зрелости, способствующие экономическому росту в незначительной степени, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных детей»;^ 3) «трудные дети» новые товары, нуждающиеся в рекламе, продвижении на рынок, не приносящие пока прибыли, но в будущем могут стать «звёздами»;4) «мёртвый груз» или «неудачники» товары, нежизнеспособные, не способствующие экономическому росту, не приносящие прибыли. Такая группировка продукции позволяет выбрать правильную стратегию, направленную на финансирование «трудных детей», которые в ближайшее время могут стать «звёздами». На поддержку достаточного количества «звёзд», которые вынуждены обеспечить долгую жизнь предприятия и «доходных коров» способствующих финансированию «трудных детей». При этом нужно учитывать стадию жизненного цикла, на которой находится каждый товар, на отдельных сегментах рынка:^ 1) нулевая стадия — изучение и апробация идеи разработки нового товара, а затем и самого товара;2) первая стадия (внедрение и выпуск товара на рынок) — выявление, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии невысока, т.к. значительные средства расходуются на рекламу;^ 3) вторая стадия (рост и развитие продаж) — товар начинает приносить прибыль, быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;^ 4) третья стадия (зрелость) — товар, имеющий стабильный рынок, пользующийся спросом, приносит стабильный доход, находится в самом прибыльном периоде, т.к. не требует затрат для продвижения на рынке, а только на его рекламную поддержку;^ 5) четвертая стадия (насыщение и спад) — сначала объём продаж незаметно снижается, а затем резкое сокращается по предсказанным и не предсказанным причинам. Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры.4. Анализ качества продукцииВажным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение является одной их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиции на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса на продукцию, увеличению суммы прибыли не только за счёт объема продаж, но и за счет более высоких цен.^ Обобщающие показатели характеризуют качество всей производимой продукции независимо от её вида и назначения: Удельный вес новой продукции в общем её выпуске; Удельный вес продукции высшей категории качества; Средневзвешенный балл продукции; Средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к её стоимости по ценам 1-го сорта); Удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции; Удельный вес сертифицированной продукции; Удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; Удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.Индивидуальные (единичные) показатели характеризуют одно из свойств продукции: полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания); надежность (долговечность, безотказность в работе); технологичность (эффективность конструкторских и технических решений, трудоемкость, энергоемкость); эстетичность изделий.Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.Анализ обобщающих показателей продукции Показатели Прошлый год ^ Отчетный год План Факт Средневзвешенный балл качества продукции 0,70 0,75 0,74 Удельный вес, %Продукции высшей категории качества 75,0 76,0 78,0 Экспортируемой продукции 29,0 35,0 36,5 Забракованной продукции 0,55 0,40 0,50 Зарекламированной продукции 0,30 0,25 0,20 Как видно из данной таблицы за отчетный год на предприятии проделаны определённые работы по повышению качества продукции и повышению её конкурентоспособности. О чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества и экспортируемой продукции. 29,0 35,0 36,5 5. Анализ конкурентоспособности продукции.Конкурентоспособность — это характеристика продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение. Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребителей покупателя и требований рынка, чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: технические (свойства товара, область его применения и назначения); эргономические (соотношение товара свойствам человеческого организма); эстетические (внешний вид товара); экономические (уровень цен на товар, сервисное обслуживание, размер средств имеющихся у потребителя на удовлетворение данной потребности); нормативные (соотношение товара действительным нормам и стандартам). Для оценки конкурентоспособности продукции по этой методике необходимо сопоставлять товары аналогичного изделия и товара конкурента. с этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции:^ 1)единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (P) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%; ^ 2)групповой показатель объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определяемых экспертным путем;^ 3) интегральный показатель отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ). Если показатель больше 1, то анализируемое изделие уступает образцу; если показатель меньше 1, то оно превосходит образец по своим параметрам.6. Анализ ритмичности работы предприятия.Большое значение при изучении деятельности предприятия имеет анализ ритмичности производства и реализации продукции. Ритмичность - это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объёмы незавершенного производства; сверхплановые остатки готовой продукции на складах; как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; не вовремя поступает выручка из-за чего возникает дефицит денежного притока средств; перерасходуется фонд зарплаты, в связи с тем в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Для оценки выполнения плана по ритмичности используют прямые и косвенные показатели.^ 1) прямые показатели — это коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i-период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства;^ 2) косвенные показатели — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за поставку и несвоевременную отгрузку продукции. Один из наиболее распространенных показателей коэффициент ритмичности — определяемый суммированием фактического удельного веса выпуска продукции за каждый период, но не более планового уровня. И чистым его значениям по данным таблицы. Квартал Выпуск продукции Удельный вес продукции % Выполнение плана, коэф. Доля продукции зачтенной выполнение плана по ритмичности, % План Факт План Факт 1 20000 24244 25 29 1,212 25 2 20000 18392 25 22 0,920 22 3 20000 17556 25 21 0,878 21 4 20000 23408 25 28 1,170 25 Всего за год 80000 83600 100 100 1,045 93 Коэффициент ритмичности = 25+22+21+25 = 93^ Причина аритмичности – это трудности сбыта продукции, низкий уровень организации технологии и материально-техническое обеспечение производства, а также планирования и контроля.7. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.Структурно – логическая модель факторного анализа, объема, реализации продукции.Возможны 2 варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется на отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид: ^ ГП – готовая продукция, н - начало периода, к – конец года.ТП – товарная продукция, РП – реализация продукции.ГПн + ТП = РП + ГПк Отсюда РП = ГПн + ТП – ГПк Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так: ^ ОТ – остатки.ГПн + ТП +ОТн = РП + ОТк + ГПк Отсюда РП = ГПн + ТП + ОТн – ОТк - ГПк Расчет влияния факторов на объём реализации продукции производится с сравнением фактического уровня факторных показателей с плановыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них.8. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции. Показатели Стоимость продукции в плановых ценах, т.р. ^ Изменение объема реализации План Факт Тыс.руб. % Остаток готовой продукции на начало года 4410 4500 +90 +2,0 Выпуск продукции за год 80000 83600 +3600 +4,5 Остаток готовой продукции на конец года 2000 7658 +5658 +2,9 Реализация продукции 82410 80442 -1968 -2,4 Особое внимание уделяется изучению влиянию факторов, определяющих объем производства и реализации продукцию их можно объединить в 3 группы:^ 1) Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования: ВП (выпуск продукции) = ЧР (средняя списочная численность работников) * ГВ (средне годовая выработка)РП = ЧР * ГВ * Дв (доля реализованной продукции в валовой продукции отчетного периода).^ 2) Обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования. ВП = ОПФ (среднегодовая стоимость основных производственных фондов) * ФО (фондоотдача) РП = ОПФ * ФО * Дв3) Обеспеченность производства сырьём и материалами и эффективность их исполнения. ^ ВП = МЗ (сумма потребления материальных запасов) * МО (материалоотдача)РП = МЗ * МО * Дв9. Анализ использования трудовых ресурсовТР – рабочие, которые выполняют в производственной сфере различные работы, услуги. 1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависит объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования как результат объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и рентабельность деятельности предприятия.Основными задачами анализа являются: изучение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами по количественным или качественным показателям; оценка экстенсивности, интенсивности и эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии; выявление резервов более полного и эффективного их использования.^ Источником информации для анализа служит: план по труду, статистическая отчетность «Отчет по труду», данные табельного учета и отдела кадров. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется сравнением фактического количества работников по категориям и профессиям плановой потребностью. Особое внимание уделяется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий. ^ Табл.1. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами Категория работников план факт % обеспеченности Среднесписочная численность производственного персонала 200 200 100 В том числе рабочие 160 164 102,5 Из них:Закройщики 30 32 106,7 Швеи 90 94 104,4 Вспомогательные рабочие 40 38 95,0 Инженерно-технические рабочие и служащие 40 36 90,0 Необходимо анализировать и качественный состав трудовых ресурсов по уровню квалификаций^ Табл.2. Состав рабочих по квалификации Разряд рабочих Тарифные коэффициенты ^ Численность рабочих на конец года, чел. Прошлый Отчетный I 1,00 10 6 II 1,30 15 13 III 1,69 20 25 IV 1,96 50 68 V 2,27 35 33 VI 2,63 20 25 Итого: 150 170 Средний тарифный разряд рабочих 3,96 4,08 Средний тарифный коэффициент 1,95 1,99 Судя по среднему тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту рабочих их квалификационный уровень за отчетный год несколько повысился. Квалификационный уровень рабочих во многом зависит от возраста, стажа, образования и т.д., поэтому в процессе анализа изучают изменения в составе рабочих по этим признакам.^ Табл.3. Качественный состав трудовых ресурсов предприятия. Группа рабочих Численность рабочих на конец года ^ Удельный вес, % Прошлый Отчетный Прошлый Отчетный 1. по возрасту, лет:до 20 15 9 10 5 от 20 до 30 15 25 10 15 от 30 до 40 30 34 20 20 от 40 до 50 30 51 20 30 от 50 до 60 39 34 26 20 старше 60 21 17 14 10 Итого: 150 70 100 100 2. по образованию: Начальное 5 - 3,3 - Незаконченное среднее 30 34 20,0 20 Среднее, среднее - специальное 105 119 70,0 70 Высшее 10 17 6,7 10 Итого: 150 170 100 100 3. по трудовому стажу, лет: до 5 15 20 10 12 от 5 до 10 22 22 15 13 от 10 до 15 30 43 20 25 от 15 до 20 45 46 30 27 Свыше 20 38 39 25 23 Итого: 150 170 100 100 Для характеристики движения рабочей силы рассчитываем и анализируем динамику следующих показателей:1. Коэффициент оборота по приему рабочих количество принятого персонала на работу = среднесписочная численность персонала = 80/200=0,4^ 2. Коэффициент оборота по выбытию Кв = количество уволившихся работников = 40/200=0,2 среднесписочная численность персонала3. Коэффициент текучести кадров Ктк = кол-во уволившихся по собственному желанию и за нарушение труд. дисциплины среднесписочная численность персонала == 28/200 = 0,14^ 4. Коэффициент постоянства состава персонала предприятияКпс = кол-во раб. весь год = среднесписочная численность персонала = 140/200 = 0,7^ Табл. 4. Данные о движении рабочей силы. Показатели Прошлый год ^ Отчетный год Численность пром-но произ-го персонала на начало года 150 180 - принято на работу 50 80 - выбыло 20 40 В том числе: - по собственному желанию 10 20 - уволено за нарушение трудовой дисциплины 2 8 Численность персонала на конец года 180 220 Средняя списочная численность персонала 168 200 К. оборота по приему на работу 0,3 0,4 К. оборота по выбытию 0,12 0,32 К. текучести кадров 0,07 0,314 К. постоянства состава персонала 0,77 0,7 Необходимо изучить причины увольнения работников (по собственному желанию, сокращение кадров, нарушение трудовой дисциплины). Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снято за счет более полного использования имеющейся рабочей силы, производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной автоматизации и механизации производственных процессов, внедрение более новой производственной техники, усовершенствование технологий и организации производства. Если предприятие расширяет свою деятельность, увеличивает свои производственные мощности, создает новые рабочие места, то следует определить дополнительную потребность в трудовых ресурсах по категориям и профессиям и источники их привлечения. Резерв увеличения выпуска продукции за счет создания дополнительных рабочих мест определяется умножением их прироста на фактическую среднегодовую выработку 1-го работника. где, - резерв увеличения выпуска продукции; - резерв увеличения количества рабочих мест; - фактическая среднегодовая выработка 1-го работника.^ 10. Анализ использования фондов рабочего времени.Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней одним работником за анализируемый период, а также по степени использование фонда рабочего времени. Такой анализ проводится по каждой категории работников, по каждому производственному подразделению и в целом по предприятию.^ Табл.5. Использование трудовых ресурсов предприятия Показатель Отчётный год Отклонение + - план факт Среднегодовая численность рабочих (ЧР) 160 164 +4 Дней 1 рабочим за 1 год (Д) 225 215 -10 Отработано часов 1 раб за 1 год (Ч) 1,755 1,6125 -142,5 Средняя продолжительность рабочего дня (П) 7,8 7,5 -0,3 Общественный фонд раб. времени (Фрв) 280,800 264,450 -16,350 Фонд рабочего времени (ФРВ) зависит от численности рабочих, кол-ва отработанных дней одним рабочим в среднем за 1 год, средняя продолжительность рабочего дня: ФРВ = Чр*Д*ПНа анализируемом предприятии фактический ФРВ меньше планового на 16,350 часов, в том числе за счет изменения:а) численности рабочих б) Количество отработанных дней одним рабочим в) Продолжительность рабочего дня Как видно из приведённых данных имеющиеся трудовые ресурсы предприятие использует не достаточно полно. В среднем одним рабочим отработано по 215 вместо 225, из-за чего сверхплановые целодневные потери рабочего времени составили на 1 работника 10 дней, а на всех 1640 дней или 12792 час. (1640*7,8) Существенны и внутрисменные сверхплановые потери рабочего времени: за 1 день они составили 0,3 ч, а за все отработанные дни -10578ч. Общие потери рабочего времени -23370ч. (12792+10578) или 8,8% (23370/264450). Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь сопоставляют данные фактического и планового баланса рабочего времени. ^ Табл.6. Анализ использования фонда рабочего времени Показатель На одного работника Отклонение план факт На 1 раб всех Календарное кол-во дней 365 365 Праздники, выходные дни 101 101 Номинальный фонд раб. времени 264 264 Не явки на работу 39 49 +10 +1640 В том числе: отпуска 21 24 +3 +492 По учёбе 1 2 +1 +164 Беременность 3 2 -1 -164 Дополнительные отпуска 5 8 +3 +492 Болезни 9 118 +2,8 +452 Прогулы - 1,2 +1,2 +197 Простои - 4 +4 +656 Явочный фонд рабочего времени 225 215 -10 -1640 Продолжительность рабочей смены 8 7,8 - - Бюджет рабочего времени 1800 1720 -80 -13120 Предпраздничные сокращенные дни 20 20 - - Льготное время подростка, ч. 2 2,5 +0,5 +82 Перерывы в работе кормящих матерей 3 5 +2 +328 Внутрисменные простои, ч. 20 80 +60 +9840 Полезный фонд рабочего времени, ч. 1,755 1612,5 -142,5 +20330 Сверхурочно отработанное время, ч. - 8 +8 +1312 Непроизводственная затрата рабочего времени, ч. - 10 +10 +1640 Потери могут быть вызваны разными объективными и субъективными обстоятельствами не предусмотренные планом:дополнительными отпусками с разрешения администрации;заболевание рабочего с временной потерей трудоспособности;прогулами;простоями из-за неисправности оборудования, машин, механизмов;из-за отсутствия работы, сырья, материалов, электроэнергии, топлива и т.д.;Каждый вид потерь анализируется подробно, особенно те, которые зависят от предприятия. Уменьшение потерь рабочего времени по причинам зависящих от трудового коллектива выявляется резервом увеличения производства продукции, которая не требует дополнительных капитальных вложений и позволяет быстро получить отдачи. В нашем примере большая часть потерь [(492 + 197 + 656) * 7,8 + 9840 = 20339 часов] вызвана субъективными фактами: дополнительные отпуска с разрешения администрации; прогулы; простои, что можно считать неиспользованными резервами увеличения фонда рабочего времени. Не допущение их равнозначно высвобождению 11 работников (20339/1755). Существенны на данном предприятии и непроизводительные затраты труда, которые складываются из затрат рабочего времени в результате изготовления забракованной продукции и исправление брака, а также в связи с отклонениями от технологического процесса они составляют 1600 т. Сокращение потерь рабочего времени – один из резервов увеличения выпуска продукции. Чтобы подсчитать его, необходимо потери рабочего времени (ПРВ) по вине предприятия * плановую среднечасовую выработку продукции:После изучения экстенсивности использования трудовых ресурсов, нужно проанализировать интенсивность их труда. ^ 11. Анализ производительности трудаДля оценки уровня интенсивности использования ТР применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей производительности труда. К обобщающим показателям относятся: среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции 1 рабочим. А также среднегодовая выработка продукции на 1-го рабочего в стоимостном выражении.Частные показатели – это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость предприятий) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один чел/день или чел/час.^ Вспомогательные показатели – характеризуют затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. Наиболее обобщающим показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним работающим. Величина его зависит не только от выработки рабочих, но и от удельного веса рабочих в общей численности промышленно – производственного числа персонала, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.^ Структурно – логическая модель факторного анализа ПТ.Табл.12. Исходные данные для факторного анализа ПТ. Показатели План Факт Откло-нения 1. среднегодовая численность промышленно-производственного персонала 200 200 - 2. в том числе рабочих 160 164 +4 3. удельный вес рабочих в общей численности работников 0,8 0,82 +0,02 4. отработанно дней 1 рабочим за год 225 215 -10 5. отработанно часов всеми рабочими, ч. 280800 264450 -16350 6. средняя продолжительность рабочего дня, ч. 7,8 7,5 -0,3 7. производство продукции в плановых ценах, т.р. 80т 83600 +3600 8. среднегодовая выработка 1 работника, т.р. 400 418 +18 9. выработка рабочего: Среднегодовая, т.р. 500 509,8 +9,8 Среднедневная, руб. 2222,2 2371 +148,8 Среднечасовая, руб. 284,9 316,13 +31,23 Методика анализа.Среднегодовую выработку 1 работником можно представить в виде произведения следующих факторов:ГВппп=УД*Д*П*ЧВ. Из данных таблицы видно, что среднегодовая выработка 1 работника занятого в основном производстве увеличена на 18т.р. или 4,5%, в том числе за счет