Министерство образования и науки Российской ФедерацииГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»Финансовый факультет Кафедра экономической теорииАННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Макроэкономика»Направление подготовки: 080100 «Экономика»Профили подготовки: Ценные бумаги и производные инструментыКвалификация (степень) выпускника: бакалаврМосква - 2011^ Цель и задачи дисциплины Дисциплина «Макроэкономика» является одним из базовых учебных курсов, необходимым для углубленного изучения прикладных экономических дисциплин. «Макроэкономика» включает в себя основные понятия, методы, модели, концепции, выработанные экономической наукой (экономической теорией) на протяжении веков. Результатом успешного изучения дисциплины «Макроэкономика» является формирование экономического образа мышления.^ Целью учебной дисциплины «Макроэкономика» является приобретение студентами: - углубленного представления о принципах и законах функционирования рыночной экономики и целостнго представления о функционировании экономики как единой системы; - знаний о специфике макроэкономического моделирования и анализа; - понимания сущности базовых терминов и понятий, используемых при изучении других экономических дисциплин.^ Учебные задачи дисциплины: - дать знания о принципах и законах функционирования рыночной экономики на уровне макроэкономических агентов: агрегированных потребителей, агрегированных фирм, государства и заграницы; - сформировать навыки использования экономических моделей для анализа экономической ситуации, прогнозирования и предвидения последствий государственной экономической политики; - научить рассчитывать базовые макроэкономические показатели: потенциальной и фактической величины валового внутреннего продукта, условий достижения макроэкономического равновесия и его отклонений, величины мультипликативного изменения национального дохода, уровней безработицы, инфляции, внутреннего и внешнего равновесия в экономике.^ Требования к результатам освоения содержания дисциплины К компетенциям, формируемым в результате освоения дисциплины «Макроэкономика», относятся:владеет культурой мышления (в т.ч. – экономического), способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1)способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК – 2)способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире ( ОК – 3) способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК – 4)способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ( ОК – 6)осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности ( ОК – 11) способен на основе типовых методик и действующей нормативно правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК – 2)способен на основе описания экономических явлений и процессов строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК – 6)способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК – 8) способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК – 9)способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК – 14) В результате освоения дисциплины «Макроэкономика» формируется целый комплекс компетенций, знаний, умений, навыков. Студент должен:знать: - закономерности функционирования современной экономики на макроуровне – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 14; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 6, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 14; - основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки – компетенции ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 11, ПК – 14; - основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства – компетенции ОК – 1, ОК – 2, ОК – 3, ОК – 4, ОК – 11, ПК – 8, ПК – 9, ПК – 14.уметь: - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 8 - выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ОК – 4, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 14 - использовать источники экономической, социальной, управленческой информации – компетенции ОК – 4, ПК – 8, ПК – 9, - анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей – компетенции ОК – 1, ПК – 8, ПК – 2 - строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты – компетенции ОК – 1,ПК – 6, ПК – 2 - прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на макроуровне – компетенции ОК – 1, ПК – 8,ПК – 14, ОК – 4,ПК – 2 - представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи – компетенции ОК – 1,ОК – 6, ПК – 9владеть: - методологией экономического исследования – компетенции ОК – 1, ОК – 3, ПК – 2, ПК – 6, ПК – 8, ПК – 9, - методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей – компетенции ОК – 1, ОК – 4,ПК – 2, ПК – 6, ПК – 8 - навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений – компетенции ОК – 1, ОК – 6, ОК – 11, ПК – 11^ Содержание дисциплины № п/п Наименованиеразделови тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) ^ Интерактивные формы обучения Формы текущего контроля Лекции Семи-нарс-кие заня-тия Практи-ческие занятия ^ Лабораторные работы Всего Раздел 1 1 Введение в проблематику раздела «Макроэкономика». Национальная экономика и общественное воспроизводство. 6 6 12 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 12 Ролевые игры; групповые дискуссии 3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 2 Основные характеристики функционирования национальной экономики. 2 6 8 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 8 Ролевые игры; групповые дискуссии3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 3 Рынок товаров и услуг. Совокупное предложение и совокупный спрос 6 8 14 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 14 Ролевые игры; групповые дискуссии3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 4 Макроэкономическое равновесие и методы его регулирования. Государственная экономическая политика 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Групповые дискуссии; деловые игры4 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 5 Рынок труда, занятость, безработица 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Ролевые игры; групповые дискуссии 3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 6 Денежный рынок. Денежно-кредитная система и ее роль в стабилизации макроэкономического равновесия 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Компьютерные симуляции; деловые игры 4 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 7 Совместное равновесие товарного и денежного рынка 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Ролевые игры; компьютерные симуляции 4 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование Раздел 2 1 Цикличность экономического развития. Теория кризисов 2 4 6 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 6 Ролевые игры; компьютерные симуляции; деловые игры 3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 2 Инфляция и антиинфляционная политика 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Ролевые игры; компьютерные симуляции; деловые игры 2 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 3 Государственные финансы и теория государственного долга 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Ролевые игры; компьютерные симуляции; деловые игры 3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 4 Международные экономические отношения. Международная торговля и политика 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Ролевые игры; компьютерные симуляции; деловые игры 3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 5 Современные проблемы открытой экономики. Платежный баланс и валютные курсы 4 6 10 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 10 Ролевые игры; компьютерные симуляции; деловые игры 3 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование 6 Теоретические проблемы экономического роста 2 4 6 (письменные и устные домашние задания, подготовка к семинарам) 8 Ролевые игры; компьютерные симуляции; деловые игры 2 Доклады, рефераты, эссе, промежуточное тестирование ИТОГО: 288 / 8.0 50 76 126 /3.5 126 / 3.5 40 / 31.7% Экзамен36 / 1.0 Форма контроля - экзаменРазработчики: преподаватели кафедры экономической теории д-р экон. наук, проф. Л.Г.Чередниченко к-т экон. наук, проф. М.В.Савинова к-т экон. наук, проф. Т.М. Чередниченко к-т экон. наук, доц. Л.И.Батудаева