Аннотация программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»по направлению подготовки 220700.62 «Автоматизация технологических процессов и производств»1. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является формирование навыков грамотной устной и письменной речи, навыков свободного пользования разнообразными языковыми средствами в различных ситуациях общения и, прежде всего, в профессиональной деятельности. Задачи дисциплины: формировать умение создавать устные и письменные речевые произведения разной стилевой принадлежности; познакомить с нормами современного русского литературного языка, коммуникативными качествами речи; повысить уровень практического владения современным русским литературным языком; познакомить с некоторыми приемами и методами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях; формировать представления об особенностях и законах публичных выступлений различных типов; воспитывать культуру общения.^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплиныПроцесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеет культурой мышления (ОК–1); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); способность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3).В результате изучения дисциплины студент должен:знать: сведения о богатстве русского языка, его ресурсах, структуре, формах реализации; нормы литературного языка и их варианты; функциональные стили речи, их признаки, правила их использования;уметь: говорить и писать с соблюдением всех норм современного русского литературного языка; говорить и писать точно, логично, ясно, образно, выразительно; создавать тексты научного стиля, а именно научного выступления, доклада, реферата, курсовой и дипломной работы; выступать публично по той или иной проблеме, применяя в речевой практике приемы выбора темы, сбора и систематизации материала; устанавливать контакт с собеседником, поддерживая или опровергая его мнение; аргументированно отстаивать сою точку зрения в ходе споров, дискуссий, диспутов; эффективно владеть невербальными средствами общения; владеть: навыками комплексного анализа письменного текста и устного высказывания; навыками свободного владения собственной речью в различных условиях общения; правильного композиционного и языкового оформления различных научных сочинений, деловой корреспонденции и документации, правилами и нормами делового этикета.^ 3. Содержание дисциплины. Основные разделы Понятие культуры речи. Современная речевая ситуация и культура речи. Нормы современной русской речи. Понятие нормы. Норма и кодификация; нормативные словари и справочники. Типология языковых норм. Орфоэпические и грамматические нормы современной русской речи. Вопрос о лексических и стилистических нормах. Языковые ресурсы и культура речи. Богатство, точность, выразительность и другие качества речи. Анализ текста с точки зрения его коммуникативных качеств. Культура письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Особенности научного стиля. Особенности официально-делового стиля. Деловая коммуникация. Этический аспект культуры речи. Понятие речевого этикета. Правила и законы делового общения. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи. Словесное оформление публичного выступления.