АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОТРАСЛЕВЫХ СОГЛАШЕНИЙ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВАИСВЕДЕНИЯ О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ, УСТАНОВЛЕННОЙ В ОТРАСЛЕВЫХ СОГЛАШЕНИЯХМОСКВА - 2007 Развитие института оплаты труда в последнее десятилетие характеризуется определенной мобильностью, изменением подходов к определению как размеров заработной платы, так и способов ее установления. Связано это, в первую очередь, с переходом к рыночной экономике и снижением значения государственной регламентации размеров и систем оплаты труда. Наметившаяся тенденция получила развитие в Федеральном законе от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон № 90-ФЗ). Этот Закон внес ряд изменений в главы 20 и 21 Трудового кодекса Российской Федерации. Основное содержание указанных изменений можно свести к трем основным направлениям. Это уточнение понятийного аппарата и определение состава заработной платы; изменение порядка установления оплаты труда для работников организаций, финансируемых из бюджета; усиление гарантий работников при осуществлении трудовой деятельности в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных. В соответствии с названным федеральным законом № 90-ФЗ термины "заработная плата" и "оплата труда" являются синонимами и обозначают вознаграждение, получаемое работником за труд, что в большей степени соответствует теоретическим представлениям науки трудового права и экономики труда. Вознаграждение за труд (выполнение трудовой функции в соответствии с заключенным трудовым договором) согласно данному в ст. 129 ТК РФ определению состоит из трех частей: основной (тарифной), компенсационной и стимулирующей. Основная часть заработной платы, иногда называемая тарифной, исчисляется на основе установленных Трудовым кодексом Российской Федерации критериев - квалификация работника, сложность, количество, качество и условия выполняемой работы. Заработная плата выплачивается работнику за выполнение норм труда, установленных в соответствии с законодательством (ст. 159 - 162 ТК РФ). Нормы труда по существу определяют количество труда, которое работник должен предоставить работодателю. Универсальным измерителем количества труда выступает рабочее время, хотя могут использоваться и другие количественные характеристики, например дневная выработка. Оплата труда в соответствии с его количеством означает, что работнику оплачивается весь предоставленный им труд. Качество труда - второй важнейший критерий определения заработной платы - характеризует его сложность, ответственность, напряженность, тяжесть, самостоятельность. Последним критерием определения основной части заработной платы законодатель называет условия выполняемой работы. Это действительно важный критерий, однако он в большей степени имеет значение для второй, компенсационной, части заработной платы, поскольку тарифные ставки и оклады сравнительно редко устанавливаются с учетом условий труда. В качестве второй составляющей оплаты труда ТК РФ признает выплаты компенсационного характера. Эти выплаты имеют целью компенсировать неблагоприятное воздействие вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат). К выплатам компенсационного характера Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 год, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 декабря 2004 года (протокол № 4), относят: - доплаты, повышения ставок заработной платы (окладов) за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; - доплаты за работу в ночное время; - доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; - доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы; - другие доплаты. Третья часть заработной платы - стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), которые в совокупности составляют механизм стимулирования индивидуальных и коллективных результатов труда. Стимулирующий характер носят надбавки: за стаж непрерывной работы (за выслугу лет); к окладам по должности "доцент", "профессор"; за сложность или напряженность выполняемой работы; за выполнение особо важных заданий; за высокое профессиональное мастерство. Системой оплаты труда могут быть установлены иные надбавки. Наряду с компенсационными и стимулирующими выплатами Закон № 90-ФЗ: упоминает социальные выплаты, которые не включаются в величину минимального размера оплаты труда (ч. 2 ст. 129 ТК РФ) и, соответственно, в состав заработной платы. В современных условиях государственные гарантии по оплате труда работников, в соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, включают в себя лишь некоторые аспекты установления и регулирования заработной платы: величина минимального размера оплаты труда;величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы;меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;ограничение оплаты труда в натуральной форме;обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы. Очевидно, что круг государственных гарантий по оплате труда ограничен и не может в полной мере защитить интересы работника. Например, минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, в настоящее время составляет менее 30% прожиточного минимума трудоспособного человека.В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, "системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:работникам организаций, финансируемых из бюджета, – соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;работникам организаций со смешанным финансированием (бюджетное финансирование и доходы от предпринимательской деятельности) – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций;работникам других организаций – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами". Таким образом, большинство вопросов, относящихся к установлению и регулированию заработной платы в организациях, законодательство предписывает решать с использованием механизмов социального партнерства – путем коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений и их заключению. В Трудовом кодексе Российской Федерации под соглашением понимается – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. По договоренности сторон, соглашения могут заключаться как на двусторонней, так и на трехсторонней основе. Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, а условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации - не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными законодательством. Особое место в регулировании заработной платы занимает Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации. В Генеральном соглашении на 2005-2007 гг. (раздел 2 "Заработная плата, доходы и уровень жизни населения") определены совместные действия сторон в политике доходов и заработной платы, поставлена задача разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности. В этих целях Правительство Российской Федерации, общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей взяли на себя обязательства: - рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации;- рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии;- при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50%;- ежегодно, до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывать в Российской трехсторонней комиссии Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы; - определить меры, в том числе связанные с принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда;- разработать предложения по совершенствованию механизма реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации об основных государственных гарантиях по оплате труда работников и обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы; - определить порядок актуализации потребительской корзины; - подготовить и внести предложения по законодательному обеспечению равных условий для выполнения работодателем обязанностей перед работниками по выплате заработной платы и перед государством по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в случае недостаточной платежеспособности работодателя (за исключением банкротства работодателя). На начало 2007 г., по данным Роструда, в стране действовало 56 отраслевых соглашений. В статьях Трудового кодекса в соглашении рекомендуется (или допускается) решать следующие вопросы: - порядок индексации заработной платы во внебюджетных организациях (ст. 134); - установление системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат работникам внебюджетных организаций и организаций со смешанным финансированием (ст. 135); - определение тарифной системы оплаты труда внебюджетных организаций с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143); - компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке, а также повышенная по сравнению с законодательством оплата простоя лицам, не участвующим в забастовке (ст. 414).^ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ СОГЛАШЕНИЙ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ НЕФТЯНОЙ, ГАЗОВОЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА на 2005-2007 годы Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации заключено представителем работников - Профсоюзом работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства Российской Федерации и представителями работодателей - Союзом нефтегазопромышленников России и Российским Союзом нефтегазостроителей. Соглашением установлена с 1 января 2005 года минимальная месячная тарифная ставка рабочего I разряда в размере не менее прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе (п. 3.2). В п. 3.3 соглашения указано, что установленный минимальный размер месячной тарифной ставки является основой дифференциации минимальных размеров тарифных ставок (окладов) всех профессионально-квалификационных групп работников, включая работников организаций непроизводственной сферы, входящих в структуру организаций с учетом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда. В соответствии с отраслевым соглашением, по окончании каждого квартала должна проводиться индексация минимальных размеров месячных тарифных ставок (окладов) нарастающим итогом в соответствии с индексом потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики, а в соглашениях, коллективных договорах может быть принят и другой порядок индексации, обеспечивающий более высокий уровень тарифных ставок (окладов). Стороны договорились, что работодатели будут использовать часть средств, высвободившихся в результате снижения ставок единого социального налога, на увеличение заработной платы и социальных выплат работникам, в порядке, устанавливаемом коллективным договором (п. 3.21). Для работников, в семье которых размер дохода на одного члена семьи не превышает минимального размера тарифной ставки, установленного соглашением, соглашением предусмотрено бесплатное содержание детей в детских дошкольных организациях и оздоровительных лагерях (п. 7.8). Необходимо отметить, что по многим вопросам соглашение лишь намечает общие подходы к регулированию оплаты труда, оставляя организациям отрасли право определять конкретные условия в коллективном договоре, соглашении1. Это касается таких аспектов регулирования основной и дополнительной заработной платы, социальных выплат как: - конкретные размеры доплат за выполнение тяжелых работ, работ с вредными условиями труда, при выполнении особо тяжелых работ и работ с особо вредными условиями (п. 3.12); - выплата вознаграждения за выслугу лет или надбавки к тарифным ставкам (должностным окладам) за стаж работы (п. 3.15); - выплата надбавки за вахтовый метод работы (п. 3.16); - порядок выплаты и размер единовременного пособия при выходе работника на пенсию (п. 7.3); - выплата материальной помощи работнику при уходе в отпуск в размере не ниже тарифной ставки (оклада) (п. 7.4); - предоставление оплачиваемого отпуска, исходя из тарифной ставки (оклада), на закрепленный в коллективном договоре срок в случаях рождения ребенка, собственной свадьбы, свадьбы детей, смерти супругов, членов семьи работника (п. 7.5); - компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, а также на оплату стоимости проезда и провоза багажа при переезде на условиях, не ухудшающих действовавшие на 31 декабря 2004 г. (п. 7.14); - 50%-ная компенсация платы за газ работникам, занятым в организациях по газификации и эксплуатации газового хозяйства (п. 7.16); - выплата единовременного пособия женщине при рождении ребенка (п. 8.1); - выплата работнику (матери, отцу), находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, ежемесячного пособия (п. 8.3); - материальная помощь молодым работникам, возвратившимся на работу в организации после прохождения военной службы (п. 10.5). Приведенный список не является исчерпывающим, в соглашении содержатся и другие положения, которые организациям отрасли предлагается включать в коллективные договоры и соглашения. В то же время в соглашении содержится и прямое регулирование некоторых вопросов установления заработной платы работникам отрасли. Например, в п. 3.13 зафиксированы конкретные размеры доплат работникам, работающим в многосменном режиме: - 40 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночную смену; - 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в вечернюю смену. Доплата работникам военизированной и сторожевой охраны за работу в ночное время установлена в размере 35% тарифной ставки (оклада). Районные коэффициенты к заработной плате и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока установлены соглашением в размерах, не ниже действовавших на 31 декабря 2004 г. (п. 3.10). Стороны договорились, что удельный вес тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников без учета районных коэффициентов и процентных надбавок должен составлять не менее 40 % (п. 3.8).^ Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005-2007 годы Отраслевое соглашение заключено тремя сторонами: работниками, представленными Российским профсоюзом работников атомной энергетики и промышленности, работодателями, от лица которых выступал Союз работодателей атомной энергетики, промышленности и науки России, и федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством по атомной энергии (Росатом). Стороны договорились, что минимальный размер заработной платы работников атомных электростанций и организаций ядерно-топливного цикла, отработавших полностью месячную норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, должен быть не ниже 1,3 прожиточного минимума, а для работников других организаций - не ниже прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, на территории которых они расположены (п. 7.2.1).При этом работодатели устанавливают минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) рабочего 1-го разряда промышленно-производственного персонала для организаций всех форм собственности (кроме находящихся на бюджетном финансировании) на уровне не ниже достигнутого на момент подписания соглашения. Согласно п. 7.2.2, в коллективных договорах минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) рабочего 1-го разряда должен быть на уровне не ниже 0,6 величины прожиточного минимума в соответствующем регионе Российской Федерации. В коллективные договоры необходимо включать порядок ее поэтапного повышения, о чем до 1 января 2007 года предоставить соответствующие документы в Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Работодатели взяли на себя обязательство при разработке систем оплаты труда предусматривать удельный вес выплат, носящих постоянный характер, в размере не менее половины заработной платы работника. В качестве приложения к отраслевому соглашению в него включен "Порядок определения удельного веса выплат постоянного характера в заработной плате работника", согласно которому к таким выплатам относятся:оплата по тарифным ставкам (окладам) с учетом условий труда, отличающихся от нормальных; сдельная оплата, выплата межразрядной разницы; надбавка работникам, допущенным к государственной тайне; доплата за работу в ночное время; надбавки за классность, носящие постоянный характер (водителям автомобилей и др.); надбавки за ученую степень; районный коэффициент на указанные выше выплаты; выплаты по среднему заработку, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и постановлениями Правительства Российской Федерации; другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством и нормативными правовыми актами, с учетом особенностей систем оплаты труда, применяемых на предприятиях и в организациях Росатома. В соглашении подчеркнуто, что "системы оплаты труда и формы материального поощрения (вознаграждения), размеры тарифных ставок (окладов) устанавливаются коллективным договором и локальными нормативными актами" (п. 7.1). В этой связи в нем есть ряд положений, содержащих в себе указание о включении тех или иных вопросов в коллективные договоры. К таким вопросам относятся: - конкретные сроки выплаты заработной платы работникам организаций (не реже двух раз в месяц); - порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; - размер выплаты и порядок денежной компенсации в случае задержки выдачи заработной платы или оплаты отпусков работникам (не ниже 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ); - размер выплат при увольнении работников в связи уходом на пенсию, других социальных выплат работникам. Особое внимание в отраслевом соглашении уделяется вопросам формирования фонда оплаты труда организаций. В п. 7.3, для российских федеральных ядерных центров (ВНИИЭФ и ВНИИТФ), ФГУП "Комбинат "Электрохимприбор", ФГУП "Приборостроительный завод" и ФГУП "Производственное объединение "Маяк" средства, направляемые на формирование фонда оплаты труда промышленно-производственного персонала, выполняющего работы по государственному оборонному заказу (ГОЗ), определяются исходя из нормативной численности работников, необходимой для выполнения контрактов по ГОЗ и планируемой среднемесячной заработной платы, принимаемой в размере не менее 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных в Российской Федерации. Для других организаций средства, направляемые на формирование фонда оплаты труда промышленно-производственного персонала, выполняющего работы по ГОЗ, определяются исходя из нормативной численности работников, необходимой для выполнения контрактов по ГОЗ, и планируемой среднемесячной заработной платы, принимаемой в размере не менее 15 МРОТ. Формирование фонда оплаты труда и его корректировка при изменении МРОТ по Российской Федерации, осуществляются в пределах выделенных объемов бюджетного финансирования на выполнение ГОЗ. В соответствии с п. 7.4 отраслевого соглашения, тарифная составляющая средств, направляемых на формирование фонда оплаты труда персонала АЭС, рассчитывается исходя из минимальной тарифной ставки рабочего I-го разряда основного вида деятельности и средней по атомным станциям ступени оплаты труда действующей системы оплаты труда работников концерна "Росэнергоатом". В соглашении указаны конкретные размеры доплат, надбавок, премирования и других выплат, устанавливаемых работникам АЭС: доплаты за вредные условия труда и многосменный режим работы: для АЭС с реакторами ВВЭР - 25%, для АЭС с реакторами РБМК - 30% должностного оклада (тарифной ставки); надбавки за высокие достижения в труде - 10% от фонда оплаты труда;премия за основные результаты хозяйственной деятельности - в размере до 75% расчетного должностного оклада (тарифной ставки) с учетом всех надбавок и доплат; вознаграждение по итогам работы за год в размере 1/12 фонда оплаты труда; вознаграждение за выслугу лет в размере 1/12 фонда оплаты труда. Стороны договорились, что денежные средства, направляемые на оплату труда, ежегодно индексируются в соответствии с прогнозом индекса потребительских цен в Российской Федерации, доводимого Минэкономразвития России и учтенного при формировании бюджета на соответствующий год с последующим уточнением по данным статистической отчетности (при превышении фактических индексов потребительских цен над прогнозными). Средства, направляемые на обеспечение выполнения коллективных договоров, выплаты социального и стимулирующего характера, согласно п. 7.4, принимаются в размере не менее 9,5% от утвержденного общего фонда оплаты труда работников (по всем видам деятельности). При изменении ведомственной принадлежности объектов социальной инфраструктуры (детские дошкольные учреждения, спортивные комплексы, культурные центры и т.п.) должны предусматриваться средства для компенсации выпадающих доходов работников от пользования ими и членами их семей этими объектами. ^ ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ГАЗИФИКАЦИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВОГО ХОЗЯЙСТВА на 2005-2007 годыОтраслевое тарифное соглашение заключено представителем работников - Общероссийским профсоюзом рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий (профсоюзом жизнеобеспечения) и представителем работодателей - Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий". В сфере оплаты труда стороны договорились о том, что "минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда равна произведению базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда и коэффициента особенностей работ предприятия (п. 6.1)". Соглашением установлена базовая месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 1860 рублей и названы коэффициенты особенностей работ: для предприятий коммунального и бытового водоснабжения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов - 1,4; для предприятий по обслуживанию электросетей и подстанций, тепловых сетей и объединенных котельных - 1,4; для предприятий по ремонту и эксплуатации лифтового хозяйства жилых домов - 1,2; для мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, мусороперегрузочных станций, полигонов захоронения ТБО - 1,3; для предприятий жилищного хозяйства - 1,0; для службы заказчика жилищно-коммунальных услуг - 1,0; для предприятий по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства, ремонтно-строительных работ - 1,15; для организаций по газификации и эксплуатации газового хозяйства - 1,4; для специализированных комбинатов радиационной безопасности "Радон" - 1,3; для предприятий по государственному учету недвижимости - 1,3; для предприятий ритуального обслуживания, по санитарной очистке и озеленению городов - 1,15; для предприятий коммунальных бань и прачечных - 1,1; для предприятий гостиничного хозяйства - 1,0; для прочих предприятий - 1,0. Стороны договорились о ежеквартальной индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в соответствии с официальными индексами фактического роста потребительских цен и о том, чтобы использовать указанный размер в качестве основы для дифференциации тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников при заключении коллективных договоров на предприятиях. В п. 6.3 подчеркнуто, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2004 № 89 расходы на оплату труда, включаемые в цены и тарифы, определяются исходя из общих условий оплаты труда, установленных данным отраслевым тарифным соглашением. Рассматриваемый правовой акт содержит в себе довольно большое число отсылочных норм. Это диктуется логикой соглашения, согласно которому "системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, различного рода выплат, в том числе за выслугу лет, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала устанавливаются работодателем по согласованию с выборным профсоюзным органом Предприятия и отражаются в коллективных договорах" (п. 6.4). Соглашение предлагает включать в коллективные договоры предприятий вопросы: - повышенной оплаты труда на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах в местностях с тяжелыми климатическими условиями (п. 6.5); - более высоких, по сравнению с законодательством, размеров оплаты времени простоев по вине работодателя (п. 6.6); - размера оплаты сверхурочных работ (п. 6.7); - доплат за работу в ночное время (п. 6.8); - социальных выплат работникам (раздел 9). Стороны договорились, что размер должностного оклада руководителя предприятия должен устанавливаться в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии с учетом положений по оплате труда, определенных коллективным договором в данной организации, а повышение должностного оклада руководителя должно производиться одновременно с увеличением тарифных ставок на предприятии (п. 6.9). Большое внимание, в целях тарифообразования, в соглашении уделено вопросу определения ежемесячной суммы средств, направляемой на премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты. Стороны договорились, что в отношении к должностному окладу (тарифной ставке) она определяется из расчета: а) величина премии за основные результаты хозяйственной деятельности принимается для расчета фонда оплаты труда в размере - до 100%; б) доплаты за вредные условия труда, многосменный режим, разъездной характер работы и др. - от 4 до 40%; в) вознаграждение по итогам работы за год - не менее 33%; г) вознаграждение за выслугу лет - не менее 15%. Также в соглашении отмечено, что при формировании тарифа необходимо учитывать ежеквартальное увеличение расчетных средств, направляемых на оплату труда, исходя из роста индекса потребительских цен в Российской Федерации. Стороны подчеркнули, что "задержки выплаты заработной платы являются нарушением настоящего Соглашения и влекут ответственность работодателя в соответствии с действующим законодательством. В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Время приостановки работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней оплачивается в размере среднего заработка. Не допускается приостановка работы работниками на объектах, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение), а также обслуживающих машины и механизмы, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. В Предприятии, где задерживаются выплаты заработной платы на один месяц и более, с участием органов Профсоюза составляется график погашения задолженности и принимаются меры по полной ее ликвидации" (п. 6.10). В разделе 9 отраслевого тарифного соглашения содержится перечень социальных выплат, рекомендованных к применению на предприятиях отрасли. В их числе: - частичная компенсация удорожания стоимости питания в столовых, а также стоимости проезда к месту работы; - возмещение молодым специалистам, работникам социально слабо защищенных категорий расходы по найму жилья, квартплате; - выплата работникам ежегодных пособий на оздоровление в период отпуска в размере тарифной ставки (оклада), а многодетным семьям в размере 1,5 тарифной ставки (оклада) при наличии источника компенсации; - обеспечение бесплатного или частично оплачиваемого содержания в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях детей работников, доход которых на одного члена семьи не превышает минимального прожиточного минимума по региону (с учетом компенсации) или в семьях, имеющих троих и более детей, детей-инвалидов, в неполных семьях при наличии источника компенсации; - выплата единовременного пособия работникам при выходе их на пенсию в зависимости от стажа работы на предприятии (в размере среднемесячного заработка – при стаже до 10 лет, полутора среднемесячных заработков – при стаже от 10 до 15 лет, двух среднемесячных заработков – при стаже от 15 до 20 лет, двух с половиной среднемесячных заработков – при стаже свыше 20 лет); - компенсация дорогостоящего лечения для работников специализированных комбинатов радиационной безопасности "Радон".^ ОТРАСЛЕВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРХИВНОГО АГЕНТСТВА на 2005-2007 годыСторонами соглашения являются федеральные государственные гражданские служащие, работники организаций Федерального архивного агентства в лице их представителя - Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и работодатели в лице их представителя - Федерального архивного агентства (Росархив).В сфере оплаты труда рассматриваемое соглашение не содержит каких-либо существенных положений, улучшающих условия, содержащиеся в законах и других нормативных актах. В нем лишь в самом общем виде сказано, что "при формировании фондов оплаты труда предусматриваются средства на выплату премий, оказание материальной помощи, установление надбавок за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера" (п. 3.2). В соглашении подчеркнуто, что "условия денежного содержания гражданских служащих и оплаты труда работников организаций Росархива, содержащихся за счет средств федерального бюджета, устанавливаются в соответствии с нормативными актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также других органов в пределах их компетенции" (п. 3.3). Стороны при этом договорились, что положения о премировании, выплате надбавок за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы) гражданских служащих, высокую квалификацию, сложность, напряженность труда работников организаций Росархива утверждаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом. Доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера работникам, оплата труда которых производится на основе ЕТС, устанавливаются организациями Росархива, находящимися на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований и согласованных объемов внебюджетных источников самостоятельно. Порядок установления этих выплат определяется коллективными договорами или положениями об оплате труда, утверждаемыми работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом (п. 3.3). Согласно п. 3.4 соглашения, "размер оплаты труда работника организации Росархива, отработавшего полностью месячную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленной тарифной ставки (оклада) по занимаемой должности с учетом повышений, компенсационных выплат, надбавок за условия и режим труда, отличающиеся от нормальных, гарантированных законами, иными нормативными правовыми актами и коллективными договорами". Стороны договорились, что работодатели могут осуществлять материальное поощрение при выходе на пенсию гражданских служащих и работников организаций Росархива, имеющих особые заслуги перед трудовым коллективом, за счет прибыли - по организациям, имеющим внебюджетные средства, а в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, - в пределах экономии по фонду оплаты труда (п. 3.12). В части социальных выплат соглашением рекомендовано "с учетом финансовых возможностей, местных условий и потребностей гражданских служащих и работников организаций Росархива" предусматривать в коллективных договорах оказание социальной помощ