Приложение 3АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ*НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН ЗАПАДА. (наименование учебной дисциплины)Место дисциплины в структуре ООП Принципы построения курса: Курс входит в гуманитарно-социальный и технический цикл ООП базовый. Курс адресован студентам I курса специальности 031900 «Международные отношения» Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Отечественная история» Для успешного освоения курса должны быть сформированы на пороговом уровне следующие компетенции:- ОК-1. Умение системно мыслить, способность к обобщению, постановке цели и выбору путей её достижения, умение выявлять международно-политические смыслы проблем;- ОК-2. Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;- ОК-16. Способствовать понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества.- ПДК-1. Умение ориентироваться в основных тенденциях мирополитического развития, глобальных политических процессов, понимания их перспектив и возможных последствий для России.- ПДК-3. Умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России.- ПДК-8. Понимание основ регулирования международных клнфликтов с использованием дипломатических, социально-экономических, политических и силовых методов. Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин: «Новейшая история», «История стран Азии и Африки» в цикле гуманитарно-социологических дисциплин и «История международных отношений» в цикле общепрофессиональных дисциплин Программа курса построена по хронологическому принципу. В курсе выделено несколько разделов: - первый период новой истории (середина VII – начало XIX вв.; первый период новой истории (начало XIX в. – 1870-1871 гг.); - второй период новой истории (1871-1918 гг.); Тематика лекционного курса 1. Введение. Европа в начале нового времени.2. Английская буржуазная революция XVII вв. 3. Страны Европы XVIII вв.4. Первая буржуазная революция в Северной Америке. Образование США.5. Великая французская революция XVIII в.6. Франция в период Консульства и Империи.7. Страны Европы в конце XVIII- начале XIX вв. Венский конгресс.8. Социально-политическая история стран Европы в первой половине XIX.9. Европейская революция 1848-49 гг.10. Изменение политической карты мира Европы в 50-60 гг. XIX в.11. Вторая североамериканская революция12. Франко-прусская война и Парижская Коммуна.13. Германия в 1871-1914 гг.14. Англия в 1870-1914 гг.15. Франция в 1870-1914 гг.16. США в последней трети XIX – нач. XX вв.17. Австро-Венгрия в последней трети XIX – начале XX вв.18. Италия в 1871-1914 гг.19. Международные отношения в 1871-1914 гг.20. Первая мировая войнаКурс имеет практическую часть в виде а) семинаров по темам:1.Классы и классовая борьба в Английской буржуазной революции. XVII в. 2.Война североамериканских колоний в Англии за независимость и образование США.3. Французское Просвещение XVIII века. 4. Якобинская диктатура.5. Чартистское движение в Англии. 6. Парижская коммуна 1871 года. 7. Третья республика и французское рабочее движение.8. Отто фон Бисмарк.9.Становление антимонополистического движения в США.10.Первая мировая война. б) коллоквиума по теме: «Консерватизм, либерализм, социализм, анархизм – идеологическое пространство индустриального общества».в) рефератов - (темы по выбору):Особенности процесса «первоначального накопления» в странах Запада. (Сравнительный анализ).Абсолютизм и буржуазия в странах Запада. (Сравнительный анализ).Основные достижения естественно-научной и технической мысли в XVIII в.Абсолютизм и церковь в странах Запада в 17-1866. (Сравнительный анализ).Пуританизм как идеологическое оформление английской революции XVII в.Социальная структура английского общества накануне революции.Законодательство «Долгого парламента».Кромвель. Реорганизация революционной армии. Клановое общественное устройство в Шотландии. Внешняя политика индепендентской республики и режима протектората. Промышленная революция в Англии. Техническая и социальная сущность. Индейцы и английские переселенцы в XVII – XVIII вв. Работорговля и рабский труд в Северной Америке в XVII - XVIII вв. Борьба между патриотами и лоялистами в Северной Америке. Особенности американского Просвещения. Д. Вашингтон. Этапы войны за независимость. Федералисты и антифедералисты в США в конце XVIII в. Французская Фронда: этапы. Внешняя политика Людовика XIV. Итальянское Просвещение и его специфика. Фридрих II. Внутренняя политика. Семилетняя война. Немецкое Просвещение; основные представители. Законодательство Учредительного собрания во Франции и его социальная направленность. Демократические идеи «Декларации прав человека и гражданина». Революционные клубы периода Великой французской революции. Военная организация якобинской республики. Французская революция XVIII в. и церковь. Бабувизм. «Движение во имя равенства». Социальная политика Наполеона Бонапарта. Итальянские карбонарии. «Священный союз», основные этапы деятельности. Парламентская реформа 1832 г. в Англии. Смысл и значение. Течения среди чартистов. Социалистические доктрины во Франции первой половины XIX в. Формы оппозиционных движений в Германии первой половины XIX в. Мадзини Д. и его программа. «Рисоджименто». Этапы, представители. Франкфуртский национальный парламент и общеимперская конституция. Студенчество в австрийской революции 1848 г. Законодательные акты венгерской революции 1848-49 г. Ирландия: этапы и формы освободительного движения в XIX. Внешняя политика II империи. Войны Бисмарка за объединение Германии. Гарибальди Д. «Поход тысячи». Этапы гражданской войны 1861-65 гг. в США. Линкольн А. и его политическое окружение. Франко-прусская война 1870-71 гг.Государственное строительство и социальная политика Парижской Коммуны.Бисмарк как дипломат.Ближневосточная экспансия Германии в конце XIX – начале ХХ вв.Утрата Англией промышленной гегемонии и начало кризиса либерализма. Англо-бурская война. «Дело Дрейфуса» и борьба в защиту республики и демократии во Франции. Фермерские движения в США в последней трети XIX века.Особенности рабочего движения в США в конце XIX – начале ХХ вв.Антимонополитические движения в США в конце XIX – начале ХХ вв. Формы и результаты. Идеология и практика панамериканизма конца XIX – начале ХХ вв.Колониальная политика Италии в конце XIX – начале XXвв.Пангерманизм начала ХХ века.Русско-турецкая война 1877-78 гг. Итоги и влияние на политику европейских держав. Испано-американская война. Итало-турецкая война.Франко-германские отношения в 1871-1914 гг. Балканские войны. Этапы формирования Антанты. Причины I мировой войны. Военно-стратегические планы империалистических блоков. Балканский (сербский) фронт I мировой войны. Русско-турецкий фронт I мировой войны. Австро-итальянский фронт I мировой войны.г) круглого стола (итоговой конференции с обсуждением вопросов):- панамериканизм;- пангерманизм;- колониализм (философия и практика);- пантюркизм;- панлатинизм;- панславизм (мифы и реальность).^ Компетенция(и) обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)- ОК–1. Умение системно мыслить, способность к анализу и обобщению информации, умение выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе;- ОК-10. Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы;- ОК-17. Умение понимать и анализировать мировоззренческие и социально и личностно значимые теоретические проблемы;- ПДК–2. Знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности;- ПДК-13. Знание и понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Россией;- ПДК-16. Умение ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии.В результате освоения дисциплины обучающийся должен:Знать: основные этапы становления и закономерности развития так называемой « западной цивилизации», общее и особенное в развитии стран и народов.Уметь: анализировать логику исторического процесса, руководствуясь принципом историзма и всеобщности.Владеть: понятийным аппаратом исторической науки, навыками сбора, анализа и обобщения исторического материала.Кафедра ННИиМО