Реферат по предмету "Разное"


Анализ лирики (Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений) Правило первое

ВНИМАНИЕ: АНАЛИЗ ЛИРИКИ(Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений)Правило первое Человек, выбравший на выпускном экзамене тему, связанную с анализом стихотворения, — или будущий абитуриент гуманитарного вуза, или герой-камикадзе. Рассуждения в стиле: «В «Войне и мире» — четыре тома, в «Парусе» Лермонтова — двенадцать строк — так чего зря мучиться», — здесь не пройдут. Через сорок минут потерянного времени, когда ваши мысли закончатся на середине первого листа, вы в полной мере почувствуете, что значит «вытащить» восьмистраничную работу из этих двенадцати строк.^ Правило второе Если вы всё-таки решили связать свою работу с разбором лирического произведения, имейте в виду: в вашей памяти должно сразу же всплыть гораздо больше из созданного ав­тором, нежели эти двенадцать строк. (Вот зачем, оказывается, жестокие учителя мучают взрослых людей детским заучи­ванием стихов!) Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа автору будущего сочинения необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы. Только при этом усло­вии, отчаянно страдая на экзамене тет-а-тет со сборником «Избранное» из серии «Библиотека агронома» Нижнетунгус­ского экспериментального издательства, вы, всё же, сможете привести хотя бы косвенно все необходимые цитаты. (Тек­стами на экзамене вас, конечно, должны обеспечить, но, пожа­луйста, не стоит переоценивать возможностей родной школь­ной библиотеки. По тем же соображениям, собираясь на эк­замен, положите в сумку пару сборников любимых поэтов XX века — как бы потом не пришлось бежать домой.)^ Кстати, о книгах Вместе с текстом самого стихотворения постарайтесь по­лучить дневники и письма автора за тот же период (их, как правило, помещают в последних томах небольших собраний сочинений) — вдруг там обнаружится что-нибудь интересное. Помню, как однажды на моих глазах буквально погибла работа девушки, отважившейся с ходу проанализировать «Роди­ну» Александра Блока. Меж тем в его дневнике под тем же числом было обширное рассуждение, в целом, повторявшее круг идей стихотворения — стоило только полюбопытствовать. Впрочем, не стоит слишком углубляться в поиски — будьте осторожны со временем.^ Правило третье Если для анализа предложено слишком известное, хресто­матийное произведение (например, пушкинский «Памятник»), а вы претендуете на медаль, либо оценка по литературе, сто­ящая в аттестате, для вас жизненно важна (например, при вы­пускной «пятёрке» вам зачтут заранее сданные вступитель­ные экзамены), тему лучше, всё же, поменять: работа может получиться слишком банальной. И если даже в вашем распо­ряжении есть какой-либо запасной козырь: редкая дневнико­вая запись, известная исключительно вам, неожиданное сопос­тавление, нестандартный подход и т. п.,— также будьте пре­дельно осторожны: медальная комиссия может не вполне оце­нить прогрессивный авангардизм вашей работы. Впрочем, со­веты для медалистов — тема для отдельного разговора.^ Правило четвёртое Если тема позволяет вам самостоятельно выбирать объект анализа, — ни в коем случае не пытайтесь, в погоне за сенса­цией, осилить произведение, смысл которого вам не до конца ясен. Постарайтесь трезво оценить свои силы: например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века, не стоит сломя голову браться за Мандельштама, раннего Пастернака, не стоит выбирать также любовную лирику, осо­бенно посвящённую конкретным лицам, — при всём накале эмоций, она, как правило, мало подходит для анализа. Вообще же основная трудность выбора состоит в том, чтобы произве­дение было в меру оригинальным и «нехоженым» и в то же время достаточно глубоким и содержательным, чтобы его ана­лиза хватило на солидную работу. Когда речь заходит о XX веке, между общеизвестным и неизведанным, выбирайте об­щеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельнос­ти — вспомните уроки литературы. Если вы определились окончательно, начинаем работать.^ Правило пятое, общее Внимательно прочитайте формулировку темы. Не стоит, раз увидав знакомое название, просто излагать в своей работе решительно всё, что вам известно об этом стихотворении. Не надо писать хрестоматию для учителя — он сам вам всё это рассказывал. Помните, сочинение — это творческая работа, которая предполагает ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это, в равной степени, касается работ, посвящённых прозе). Имей­те в виду, значительная часть вступительных сочинений бра­куется именно как написанная не на ту тему.^ Правило шестое Сформулируйте для себя проблему работы: попытайтесь понять, чего именно от вас хотят: 1) «просто» проанализировать стихотворение; 2) сопоставить его с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора); 3) проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора; 4) объяснить роль каких-либо поэтических средств (тро­пов) в стихотворении. В последних двух случаях, если вы не особо сильны в по­эзии, вам стоит ещё раз трезво оценить свои силы — потом будет поздно.^ Правило седьмое Самый большой подводный камень, подстерегающий вас при анализе лирики, состоит в том, что для сочинений на эту тему нельзя предложить единого, типового плана. Как прави­ло, учителя советуют выделить в вашем рассуждении несколько обязательных элементов: 1) время и место создания произведения, история его воз­никновения, связь с остальным творчеством автора; 2) тема стихотворения (предмет изображения), особеннос­ти жанра (если его можно определить), идея (главная мысль) произведения; 3) образы, использованные в данном стихотворении; 4) средства их создания (тропы), метрика стихотворения как художественное средство; 5) композиция произведения. Последовательность изложения этих пунктов может варь­ироваться по вашему усмотрению. Если, например, компози­ция стихотворения построена на ярко выраженной антитезе (основная часть и позднейшая концовка «Смерти поэта»), речь об этом возникнет гораздо раньше, едва только вы коснётесь основных образов. При сопоставлении двух произведений необходимо, само собой, вынести на первый план сходное и резко контрастиру­ющее, разные подходы к одной общей идее («Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Если вам необходимо проследить определённую идею, в работе должны быть упомянуты в порядке их написания не­сколько стихотворений. Место, которое вы уделяете каждому из них, в этом случае, естественно, сокращается. И, наконец, если вы занимаетесь исследованием поэти­ческих средств, ваша работа превращается в некое эссе по те­ории литературы, где должны быть приведены достаточно чёт­кие определения тропов (только не надо слепо переписывать их со словаря!), отмечены и объяснены обычное их употребле­ние автором и конкретные особенности вашего стихотворе­ния. Такая работа требует недюжинной подготовки и хороше­го литературного чутья.^ И напоследок, огромная просьба Никогда не пользуйтесь шпаргалками. Вас «вычислят» в любом случае!!! Даже если вы неожиданно стали счастливым обладателем секретной книги «250 суперновых золотых со­чинений» и выучили её наизусть со всеми знаками препина­ния (то есть вас не выставят с экзамена за толстый кондуит, «спрятанный» под партой), если вам попалась книжка без опечаток (чего не бывает в природе), и в вашем арсенале слу­чайно оказалось сочинение, идеально подходящее по теме (см. правило 5), не спешите радоваться. Откровенно говоря, боль­шинство работ, помещённых в подобных сборниках (издате­лями которых движет, конечно же, отнюдь не бескорыстное желание помочь несчастным школьникам), по своему содер­жанию «тянут» на твёрдую «тройку». А кроме того, за один­надцать лет вашего пребывания в школе учителя в достаточ­ной мере изучили ваш стиль, примерный уровень ваших работ и даже ваши типичные ошибки, а чудес, как известно, не быва­ет. Так что, если вам не удалось стать отличником, хотя бы останьтесь в памяти своих наставников честным человеком. Подготовила Н. А. Финдюкевич, учитель русского языка и литературы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности товара.
Реферат Время: его герой и антигерой. (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
Реферат Геополитический фактор образования
Реферат The Keen Hamlet Essay Research Paper Of
Реферат Синтетичний та аналітичний облік дебіторської заборгованості на ВАТ "Стахановський вагонобудівний завод"
Реферат Психофизиологическое состояние учеников пятых классов в динамике учебного года
Реферат Проблема места монастырей в экономической структуре Руси
Реферат Відмінності життєвого циклу об'єкта права інтелектуальної власності від життєвого циклу нового товару
Реферат Представители разных социальных слоев и их нравы в романе Тургенева Дворянское гнездо
Реферат Міжнародні стандарти бухгалтерського обліку
Реферат Столетняя война (1337-1453)
Реферат Скалярия (Pterophyllum scalare)
Реферат Проектирование электрической части атомных электростанций
Реферат Зсув Уражаючі фактори зсуву Типові моделі поведінки при виникненні зсувів
Реферат Julius Caesar Essay Research Paper Julius Caesar10044