Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры о характере которой никогда не прекращались в историографии. Можно выделить следующие главные интерпретации революции: либерально-вигскую, марксистскую, ревизионистскую и пост-ревизионистскую. Первая, либеральная, складывалась в ХIХ веке в трудах таких историков, как Ф. Гизо и Т. Маколей. Они считали революцию событием закономерным, и объясняли ее возникновение политическими противоречиями между английским парламентом и королевской властью, возлагая ответственность за их обострение на корону, на династию Стюартов, представитель которой Яков VI Шотландский стал в 1603 году одновременно королем Англии под именем Якова I. Революция, следовательно, была справедливым возмездием, борьбой парламента и народа за восстановление попранных прав, а в ретроспективном плане - шагом на пути к установлению в стране конституционно-демократических порядков. Историк С. Гардинер считал, что коренное значение имели религиозные противоречия, и выдвинул конценпцию Английской революции как "пуританской". Либерально-вигская трактовка революции преобладала в зарубежной историографии вплоть до 60-х-70-х гг. ХХ в. Основа марксистской интерпретации Английской революции обнаруживается в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Не отрицая политических противоречий между короной и парламентом, Маркс считал их вторичными, а первостепенное значение придавал экономическим причинам. С точки зрения историков-марксистов, революция была вызвана долговременными предпосылками, тем, что на протяжении многих десятилетий в Англии развивался капитализм, и господствующие феодальные по сути формы общественного устройства стали к середине ХVII века тормозом для его развития. Следовательно, революция была буржуазной, т.е. была направлена на замену феодального строя капиталистическим. Противодействие королевской власти и парламента отражало борьбу между отсталым феодальным дворянством и буржуазией, выступившей в союзе с новым (обуржуазившемся) дворянством. Такой подход нашел многих последователей в историографии ХХ в. Ряд известных английских историков (Р. Г. Тоуни, К. Хилл и др.) занимали марксистские или близкие к марксизму позиции. Марксистский подход господствовал в советской историографии и нашел выражение в трудах таких известных специалистов, как Е. А. Косминский, В. М. Лавровский, М. А.Барг, Г. Р. Левин, Т. А. Павлова и др. Ревизионистская интерпретация истории Английской революции сложилась в 60-80-х гг. ХХ в. Историки-ревизионисты полагают, что предпосылки Английской революции не носили сколько-нибудь долговременного характера. Они не усматривают в политике первых королей из династии Стюартов тенденции к сознательному насаждению абсолютизма в Англии, хотя и отмечают их ошибки и недостатки. Причиной обострения политической ситуации в стране они считают стремление короны утвердить некое однообразие в управлении тремя частями государства: Англией, Шотландией и Ирландией, различия между которыми она в большой мере игнорировала. Кроме того, причины революции надо искать в анализе ситуации, сложившейся с созывом Долгого парламента в 1640 году. Почему депутаты, не помышлявшие о борьбе с королем, оказались в 1642 году в состоянии войны с ним? Ответ на этот вопрос дают не абстрактные рассуждения о том, что экономические, политические и религиозные разногласия нарастали на протяжении долгих десятилетней, а изучение личных и групповых интересов и пристрастий главных игроков на политической сцене в 1640-1642 гг. - указывал один из самых видных историков этого направления К. Рассел. В новейшей пост-ревизионистской историографии отвергается свойственная ревизионистскому подходу идея о случайном характере революции, вытекавшем из сиюминутных позиций и разногласий. Ряд историков подчеркивает виновность Карла I и его окружения, политика которого способствала возникновению конфликта, что особенно проявилось с попыткой введения единого молитвенника в Шотландии. Очевидно, что отвергая ревизионисткий подход как таковой, историки этого направления признают его заслугу в "сокрушении" марксистской интерпретации революции, сочетают некоторые идеи традиционной либеральной историографии с отдельными положениями, обоснованными историками-ревизионистами. Примером пост-ревизионистского подхода могут служить соответствующие главы книги современного американского историка С. Шамы "История Британии". В отечественной научной и учебной литературе в основном сохраняется приверженность марксистскому подходу. Этот видно, например, из новейших проектов школьных стандартов и программ по истории, в которых Английская революция определяется как "буржуазная".(Характерно, но и парадоксально, что в определении Французской революции этого слова нет). Для обоснования идеи об зкономической сути причин Английской революции историки-марксисты прибегают к следующей аргументации. Хотя в XVII веке Англия оставалась по преимуществу аграрной страной, развитие капитализма нашло свое проявление в сельском хозяйстве, промышленности и торговле. Вслед за Марксом развивалась концепция первоначального накопления капитала, составной частью которой был тезис об аграрной революции, начавшейся уже в ХVI веке. Показателями развития капитализма в сельском хозяйстве было усиление нового дворянства, которое перевело свое хозяйство на капиталистические рельсы и активно участвовало в торгово-денежных отношениях, а также социальное расслоение крестьянства, по мере которого выделились категории богатых крестьян-йоменов (некоторые исследователи полагали, что это слово правильно относить ко всему английскому крестьянству, а не к одной его части); фригольдеров (собственников земли); копигольдеров (арендаторов) и коттеров (безземельных крестьян). В промышленности свидетельствами развития капитализма считалось быстрое развитие мануфактурного производства и разложение средневековой цеховой системы. В сфере торговли показатели быстрого развития капитализма видели, прежде всего, в создании торговых компаний для внешней торговли, как регулированных (Компания купцов-авантюристов), так и акционерных (Московская компания, Ост-Индская компания). Политические причины революции большинство отечественных историков связывало со стремлением королей из династии Стюартов утвердить в Англии абсолютизм. Яков I был преемником Елизаветы I Тюдор (1533 - 1603), царствовавшей с 1558 г. В своих сочинениях он пытался обосновать абсолютистские идеи; парламент при нем собирался нерегулярно и на короткое время, а сам Яков опирался на фаворитов, которых выбирал в соответствии со своими пристрастиями. Последним фаворитом престарелого короля стал молодой Джордж Вильерс, которому был даже дарован герцогский титул: он стал герцогом Бэкингемом. Когда парламент все-таки собирали, на его заседаниях все более остро звучала критика короны. В 1621 году парламент обвинил во взяточничестве канцлера Англии Ф. Бэкона. Парламентарии критиковали экономическую политику (принудительные займы, монополии), внешнюю политику королевской власти (тесные связи с католическими державами Испанией и Францией, игнорирование протестантских интересов в Тридцатилетней войне). Вскоре после воцарения Карла I (1625-1649) его отношения с парламентом стали еще напряженнее. Резко звучала критика в адрес Бэкингема, которого король взял под собственную защиту. Когда Бэкингэм был убит религиозным фанатиком в 1628 году, Карл счел, что убийство было спровоцировано парламентариями. В парламенте 1628 года выделились деятельные лидеры оппозиции - Т. Эллиот, Дж. Пим, Дж. Гемпден. (Позднее, в 30-х гг. Томас Эллиот был заключен в Тауэр, где и скончался, что создало ему ореол мученика, погибшего в борьбе со злоупотреблениями королевской власти). В 1628 г. в палату общин был также впервые избран О. Кромвель. Нуждаясь в согласии парламента на получение денег, Карл подписал требования оппозиции, выраженные в форме Петиции о праве. Однако уже в 1629 году он разогнал парламент и не созывал его в течение 11 лет. Эти годы называют временем проведения "политики напролом". Вдохновителями этой политики считали Т. Уэнтворта (ранее одного из лидеров оппозиции), в 1640 г. получившего титул графа Страффорда, а также архиепископа Кентерберийского У. Лода. В качестве лорда-наместника Ирландии Страффорд многое сделал для стабилизации положения в этой стране. Лод вызывал ненависть оппозиции за свою, как считали, примирительную позицию по отношению к католикам. Для преследования противников власть использовала суды Звездной палаты и Высокой комиссии. Фискальные меры предполагали взымание так называемых корабельных денег, а также штрафов за отказ землевладельцев от вступления в рьщарское звание. В качестве особой причины революции принято называть идеологическую, или религиозную. В результате Реформации, осуществленной в ХVI веке, государственной в Англии стала английская, или англиканская церковь, главой которой считался сам монарх. Английские католики были лишены политических прав и подверглись преследованиям. В то же время многие протестанты полагали, что проведенная властями реформация недостаточна, и настаивали на ее углублении. Такие позиции занимали последователи Ж. Кальвина, которых в Англии называли пуританами. К ХVII веку внутри пуританского движения выделились две основные группы: пресвитериане и индепенденты. Пресвитериане признавали, что во главе новой церкви должен находиться совет выборных старейшин-пресвитеров. Индепенденты занимали более радикальную позицию-они стояли за независимость каждой церковной общины. Пуритане разделяли догмат Кальвина о божественном предопределении, что, по мнению многих историков, и определило революционный характер их взглядов. Сложность ситуации была связана с тем, что в трех королевствах религиозные различия были существенными. В Англии приверженцы реформации смотрели на католиков как на угрозу. Казалось, "пороховой заговор" 1605 г. давал основания для этого. Когда при Карле руководство англиканской церкви заняло примирительную позицию по отношению к католикам, пуритане восприняли это как едва ли не больший грех, чем быть католиком. В Шотландии господствующие позиции занимала пресвитерианская церковь, а в Ирландии большую часть населения составляли католики. Попытка короны унифицировать порядок служб вызвала протест. В 1637 году в Шотландию был направлен Единый молитвенник, что вызвыло взрыв сопротивления. С петициями протеста выступили представители разных слоев общества. Хотя Карл и родился в Шотландии, он совершенно не понимал сложившейся там обстановки. Он угрожал, что объявит предателями тех, кто будет продолжать упорствовать. Это не только не остановило его противников, но вызвало революцию. 28 февраля 1638 г. во время четырехчасовой церемонии в шотландской столице Эдинбурге священниками и представителями городов был подписан Национальный Ковенант, религиозный и политический документ, ставший идеологической основой шотландского восстания. В следующие дни в разных городах подписи под ним поставили десятки тысяч людей. К весне 1639 г. шотландцы собрали армию, в которой было от 25 до 30 тысяч человек. Когда началась война, разрозненные отряды королевской армии не смогли успешно противостоять этим боеспособным силам. В современной зарубежной историографии признано, что серьезные заблуждения и ошибки Карла в его шотландской политике явились непосредственной причиной, приведшей к конфликту в самой Англии.