Горбунов Д. А.
Православный Свято-ТихоновскийБогословский Институт
IV курс, заочное отделение
Катехизаторский Факультет
Москва, 1998 г.
АвваЕвагрий — один из авторитетнейших учителей-пустынножителей, обобщивший духовныйопыт египетских иноков в многочисленных богословско-аскетических трактатах.Евагрий, принадлежавший к «третьему поколению» египетского монашества, жил вовторой половине IV века. Его жизненный путь был тесно связанс отцами-каппадокийцами. Уже отец Евагрия был рукоположен св. Василием Великимв хореепископа. Сам Евагрий по достижении соответствующего возраста принят вклир св. Василия и рукоположен в чтеца. Василий Великий оказал сильнейшеевлияние на становление христианского мировоззрения Евагрия, не расстававшегосясо святителем до самой его смерти в 379 году. По смерти святителя следующийважный этап жизни Евагрий проводит в Константинополе, куда он прибывает длятого, чтобы стать ближайшим учеником и соратником по борьбе с арианством свт.Григория Богослова. Впоследствии Евагрий не раз с благодарностью отзывался о«Праведном Григории», наставившем его «в любомудрии… и в священных словесах».После ухода Григория с архиепископской кафедры и оставления им столицы,Евагрий, бывший архидиаконом у святителя, остается при епископе Нектарии,известного богослова и полемиста с еретиками. Около 382 года Евагрий былвынужден бежать из Константинополя. Причиной бегства стала страстная любовь кженщине, по всей видимости взаимная. Для того, чтобы избежать греха и победитьсильное искушение Евагрий навсегда покидает столицу и поселяется в Иерусалиме.Палестина конца IV века была сильна своей монашескойтрадицией. И естественно, что авва Евагрий постепенно склоняется к избраниюиноческого пути жизни. Сильное воздействие на него оказали новые близкие друзья- выдающаяся палестинская подвижница Мелания Старшая и архимандрит РуфинАквилейский, из рук которого Евагрий, по всей видимости, и получил монашескоеоблачение. В 383 году Евагрий переселяется в египетскую пустыню. После двух летмонашеской жизни в Нитрии Евагрий удаляется во внутреннюю пустыню Келлий.Духовным наставником Евагрия становится преп. Макарий Египетский. С течениемвремени Евагрий, строгий подвижник и мудрый старец, приобрел духовный авторитетне только среди насельников, но и среди многих христиан из далеких стран.
Числолитературных произведений, вышедших из-под пера монахов-практиков не велико.Поэтому произведения аввы Евагрия имеют столь значительную ценность и вкачестве практических руководств к духовному деланию, и как историческиепамятники. Наиболее значительным его произведением является трилогия «Слово одуховном делании, или Монах» — «Умозритель» — «Умозрительные главы». Крометого, до нас дошли и ряд других важных аскетических сочинений Евагрия:философский трактат «Мысли», короткие изречения «Зерцало для иноков и инокинь»,«Основы жизни монашеской», «Слово о молитве» и др. Известны также ряд посланийи экзегетических творений Евагрия.
ПроизведенияЕвагрия оказали значительное влияние на формирование и развитие святоотеческоймысли. Достаточно сказать, что до сих пор идут споры о принадлежности тех илииных трактатов перу Евагрия или некоторых виднейших богословов Церкви (св.Василий Великий, преп. Максим Исповедник, Ориген, преп. Нил Синайский).
Схема«восьми помыслов», систематизированная Евагрием, берет свои истоки в СвященномПисании, в сочинениях Оригена, также опирается на опыт египетских подвижников.В последствии эта тема была развита и углублена преп. Иоанном КассианомРимлянином, св. Григорием Двоесловом, св. Иоанном Дамаскиным и многими другимихристианскими авторами и заняла значительное место в аскетической письменности.
Необходимостьборьбы с помыслами утверждалась уже языческими философами. В Новом Завете тема«катарсиса», очищения является ведущей: Сам Господь рожден, чтобы «спасти людейСвоих от грехов их» (Мф. 1; 21). «Сын Человеческий имеет власть на земле прощатьгрехи», — свидетельствует о Себе Христос (Мф. 9; 6). Грех является главнымпрепятствием для богообщения: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7;23), — говорит Христос. Следствием нарушения Божественных заповедей является иразлад межличностных отношений: «по причине умножения беззакония, во многихохладеет любовь» (Мф. 24; 12), а по слову ап. Иоанна «не любящий братапребывает в смерти» (1Ин. 3; 14). Греховная короста, «жало смерти» (1Кор. 15;56), усугубляясь со временем, разрушает внутренний мир человека, приводит кдуховной, а зачастую и к преждевременной физической смерти.
Поучению аввы Евагрия, целью духовного делания «умозрителя» являются тридобродетели, о которых и следует молиться:
Молись,во-первых, об очищении от страстей; во-вторых, об избавлении от неведения изабвения; в-третьих, [об освобождении] от искушения и богооставленности. [1,гл. 38, c. 81]
Самапо себе «брань, возникающая между нами и нечистыми бесами, ведется только из-задуховной молитвы и ничего другого» [1, гл. 50, c. 82].
«Бесвесьма завидует молящемуся человеку и использует все средства, чтобы сбить егос цели. Поэтому он не перестает с помощью памяти вызывать мысли о вещах, а спомощью плоти опрокидывает на землю страстями, дабы только помешать его шествиюблагим путем подвижничества и вознесения к Богу». [1, гл. 44, c. 82]
Т.е.целю любых аскетических упражнений является молитва, диалог с Богом, ипрепятствием на пути к «чистой молитве» стоят помыслы, ослепляющие гностика,часто вырастающие в страсти. Авва дает следующее определение злым помыслам:
Бесовскийпомысел есть возникающий в мысли образ воспринимаемого чувствами человека;приведенный этим в состояние страстного возбуждения, ум втайне [начинает]говорить и поступать беззаконно, изгоняемый [из себя] этим помыслом навстречуслучайному призраку.
Бесовскиепомыслы ослепляют славное око души, которое обращено к созерцанию сущих. [2,гл. 26-24, c. 125]
Темаборьбы со страстями в форме учения о «восьми помыслах» красной нитью проходитчерез все произведения Евагрия Понтийского (в том числе и догматическогохарактера), но наиболее четко оно изложено в «Слове о духовном делании». Вманускриптах довольно часто эти 9 глав (6 — 15) представляются как отдельноепроизведение (напр. «Об осьми помыслах к Анатолию» в русском Доборотолюбии).Здесь Евагрий пишет:
Естьвосемь основных помыслов, которыми объемлются все [другие] помыслы. Первыйпомысел — чревоугодия, а за ним [следует] помысел блуда; третий — сребролюбия;четвертый — печали; пятый — гнева; шестой — уныния; седьмой — тщеславия, авосьмой — гордыни. От нас не зависит то, чтобы все эти помыслы досаждали или,наоборот, не тревожили нас; однако от нас зависит то, чтобы они задерживалисьили наоборот, не задерживались в нас, чтобы они приводили или не приводили вдвижение страсти. [3, гл. 6, c. 96]
Склонностьк тому или иному виду греха заложена в человеке генетически — к некоторымпорокам он остается равнодушен, а для того, чтобы победить другие иногдатребуется целая жизнь. Данная лестница страстей объемлет всю духовно-телеснуюприроду человека: от низменных животных похотей, до утонченных сугубо душевныхпороков. По учению свв. отцов, по мере духовного роста человека вследствиенеправильной аскетической направленности возрастает опасность впасть в болеетяжкие с точки зрения исцеления пороки, поражающие уже духовную природучеловека.
Первымиз всех помыслов является помысел себялюбия, а за ним — [остальные] восемь. [2,гл. 41, c. 126]
— главным мотивом греховной жизни человека, корнем греха является эгоизм,чрезмерное внимание к собственному бытию в ущерб бытия окружающих.
Напервом месте среди восьми основных страстей, обуревающих человека, поставленочревоугодие, как наиболее близкая к животному началу страсть. По словамЕвагрия, все восемь помыслов отождествляются с действиями бесов (ср. «бесуныния» [3, гл. 12, c.97]; Мф. 12; 43-45). Но в то же времяавва разделяет действие бесов и результат своеволия («злого произволения» [2,гл.34, c. 126]) человека:
Изприводимых в движение страстей одни возбуждаются [в нас] памятью, другие — чувством, а третьи — бесами. [2, гл. 44, c. 127]
Внушениямбесов мы обязаны мыслями о расстроенном здоровьи, недостатке средств на лечениеи об отсутствии врачей — всё это принуждает человека оставить путь поста [3,гл. 4, c. 96]. Чрезмерное насыщение плоти приводит к расстройству духовных ифизических сил:
Недавай обильной пищи телу своему и не будешь видеть дурных сновидений. Ибо какпламя уничтожает лес, так и голод иссушает постыдные видения. [4, гл. 11, c.129]
Неувеселяй себя вином и не услаждай себя мясом, иначе насытится плотяность телатвоего и постыдные помыслы не покинут тебя. [4, гл. 38, c. 131]
Помыселчревоугодия особенно опасен в юношеском возрасте, в полном сил организме:
Увещевайстариков владычествовать над яростным началом души, а юношей — над чревом. Ибопервые ведут брань с душевными бесами, а вторые — с бесами телесными. [5, гл.31, c. 116]
Естественнымсредством для борьбы с чревоугодием является воздержание [3, гл. 35, c. 102] — волевое самоограничение, не позволяющее вкушать пищу сверх меры:
Когданаша душа желает различных яств, тогда нужно ограничить её хлебом и водой, дабыона могла быть благодарной и за один [малый] ломтик [хлеба]. Ибо сытость жаждетразнообразных видов пищи, а голод и насыщение хлебом считает за блаженство. [3,гл. 16, c. 99] (ср. [3, гл. 35, c. 102])
Голоди жажда гасят злые похоти, а доброе бдение очищает мысль. [4, гл. 40, c. 140];
атакже псалмопение, «усыпляющее страсти и успокаивающее невоздержанность тела»[6, гл. 83, c. 86].
Аввапридает борьбе с плотскими помыслами большую роль в деле очищения:
Непредавай себя насыщению чрева — и тебя не одолеет ночной сон. Подобным образомты станешь чистым, и Дух Господень снизойдет на тебя. [4, гл. 97, c. 135]
Порабощающийплоть свою станет бесстрастным, [заботливо] же питающий ее претерпит муки из-занеё. [4, гл. 6, c. 129]
Самимуки являются следствием как физического расстройства, так и духовногоповреждения. Мысль аввы, по всей видимости, охватывает не только земнуюреальность, но и простирается на посмертное бытие души. Евагрий не склонен кдуалистическому противопоставлению тела и души, более того, посредством телаподвижник соединятся с Богом, преображается через причастие божественнойблагодати:
Те,которые злоупотребляют прокормлением плоти и попечение о ней превращают впохоть (Рим. 13: 14), пусть упрекают самих себя, а не её. А те, которыепосредством этого тела стяжают бесстрастие и устремляются, в той или иной мере,к созерцанию сущих, знают благодать Творца. [3, гл. 53, c. 105]
Свв.отцы указывают на тесную взаимосвязь помыслов чревоугодия и блуда:
Голодныйволк выслеживает стадо, а дух блуда — набивающих чрево своё. [2, гл. 66, c.128]
Вкушайхлеб свой, отмеривая на весах, и мерою пей воду свою — тогда дух блуда убежитот тебя. [4, гл. 102, c. 135]
Всвятоотеческой аскетике постоянно подчеркивается особая коварность духа блуда[3, гл. 8, c. 97], второго помысла в схеме Евагрия:
Дажеесли тебе кажется, что ты уже [пребываешь] с Богом, остерегайся беса блуда, ибоон весьма обманчив и завистлив. Этот бес желает быть более проворным, чемдвижение и трезвение ума твоего, чтобы отвлечь его от Бога, — даже тогда, когдаон предстоит перед Ним с благоговением и страхом. [6, гл. 90, c. 87]
Евагрийпризывает читателя к внимательному отношению к посещающим душу помыслам, чтопозволяет опытно противостоять бесам. Дар различения бесов, подаваемый Христом,становится заслуженной наградой и действенным оружием для подвизавшегося вдуховной брани.
Есликто из монахов желает на опыте изведать свирепых бесов и постигнуть навык ихремесла, пусть он наблюдает за помыслами, замечает напряжение и ослабление их,сплетения и времена их. [Пусть он следит], какие из бесов производят это, какойбес следует за каким и какой не идет по стопам другого. И пусть он взыскует уХриста логосы этих [вещей].
Наблюдаяза бесами, ты найдешь среди них двух наиболее стремительных, которые опережаютдвижение нашего ума: беса блуда и беса, улавливающего нас на богохульство.Однако второй бес — кратковременный, а первый, если приводимые им в движениепомыслы не сопровождаются страстью, не препятствует нашему ведению Бога. [3,глл. 50-51, cс. 104-105]
Блудныепомыслы становятся следствием необузданности желательного начала человека («духблуда — в телах [людей] неумеренных» [4, гл. 7, c. 129]) их опасностьзаключаются и в том, что они осаждают душу на протяжении всей жизни — от началазрелости до глубокой старости. По наблюдениям аввы, существует тесная связьмежду чувством гнева и блудом, «поставляющем вещество для гнева, которыйзамутняет умное око, расстраивая молитвенное состояние» [1, гл. 27, c. 80].
Неотдавай себя помыслу гнева, мысленно сражаясь с тем, кто тебя обидел. Также [непредавай себя и помыслу] блуда, мечтая о наслаждении. Первый помысел омрачаетдушу, а второй призывает её к разжиганию страсти, но оба оскверняют ум твой.[3, гл. 23, c. 100]
Кромеволевого пресечения развития блудного помысла для борьбы с духом блуда Евагрийсоветует использовать противоположный ему помысел:
Бестщеславия противостоит бесу блуда, и нельзя допустить, чтобы оба ониодновременно нападали на душу, ибо один обещает честь, а другой производитбесчестие. Поэтому когда какой-нибудь из них, приблизившись, начнет теснитьтебя, ты представь себе помыслы противоположного беса, и, если сможешь, попоговорке, выбить клин клином, то знай, что ты уже близок к границамбесстрастия. Ибо ум способен человеческими силами истребить помыслы бесов. Нокогда посредством смиренномудрия отгоняется помысел тщеславия, посредствомцеломудрия — помысел блуда, то это уже служит признаком глубочайшегобесстрастия. [3, гл. 58, c. 106]
Грехсребролюбия, третий в схеме «восьми помыслов», в большинстве случаев становитсяследствием недоверия к промыслу Бога о каждом человеке, «дающего всем просто ибез упреков» (Иак. 1; 5) и знающего о нужде каждого (Лк. 12; 30). Кроме того,генетически этот грех связан и с гордыней, когда, идя по жизни, человекнадеется исключительно на свои автономные силы. «Богатых в настоящем векеувещевай, чтобы они не высоко думали *siо* *siсебе* и уповали не на богатствоневерное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения», — предостерегает ап. Павел (1Тим. 6; 17).
Сребролюбиевнушает [мысль] о долгой старости, немощи рук, неспособных уже трудиться,будущем голоде и болезнях, скорбных тяготах бедности и о том, сколь постыднопринимать от других [всё] необходимое. [3, гл. 9, c. 97]
Враннехристианской аскетической письменности этому пороку уделялось большоезначение. Порок корыстолюбия включал в себя довольно широкий спектр значений — «жадность», «лихоимство», «любостяжание», «ненасытимость», берущих свои истокив учении Нового Завета. По наблюдениям аввы, впадая в какой-либо порок,особенно плотского характера, человек постепенно свыкается с ним; приобретеннаястрасть при отсутствии сопротивления начинает резонировать, набирая всё большуюамплитуду вплоть до разрушения личности.
Какнеудержимо течение реки, так ненасытна алчность неправедного мужа. [2, гл. 53,c. 127]
Принципиальнаяненасытимость плотских желаний обременяет душу излишними попечениями, направленнымина удовлетворение страстей. В результате Царство небесное, как цель жизничеловека, подменяется многими малыми преходящими задачами целью решения которыхстановится удовлетворение множества постоянно сменяющих друг друга желаний.
Алчущийматериальных благ поглощается многими заботами, а держащийся за них впадает вгорькие скорби. [4, гл. 57, c. 132]
— так же обременительна для души человека и привязанность к материальным благам игарантированному достатку (ср. Мф. 19; 21-22). «Неразумная дева возлюбитсеребро, а дева разумная отдаст и [последний] кусок свой», — пишет ав. Евагрий[4, гл. 36, c. 140]. Сами деньги нравственно нейтральны, греховна привязанностьк ним и стремление к избыточеству. По мнению Евагрия,
Сребролюбцемявляется не тот, кто имеет деньги, но тот, кто добивается их. Ибо говорят, чтоэконом есть одарённый разумом кошелёк. [5, гл. 30, c. 116]
Евагрийутверждает необходимость рачительного ведения монастырского хозяйства состороны управляющего средствами братии, что заслуживает похвалы, какзначительная добродетель. Но добиваться денег для умозрителя, отрекшегося отмира ради стяжания Царства Божьего, непозволительно — Евагрий проповедуетпассивное отношение к материальным благам (ср. Мф. 6; 25, 33), так далекоотстоящее от «протестантской этики», возобладавшей в мире в настоящее время.Более того, милостивость, укрепляющая душу [4, гл. 53, c. 132], помогает встатьна путь трезвого отношения к своему имению, используя его для служения ближним.
Мужмилостивый сохранит богатство своё, муж же дерзкий отдаст и плащ свой. [2, гл.61, c. 128]
Божьеблагословение будет почивать на всех делах милостивого человека и богатство егопоследует за ним и по смерти. Стремление сохранить и преумножить состояниепочти всегда приводит сребролюбца к необходимости притеснения слабейших иневниманию к нуждающимся, поэтому грех сребролюбия несовместим с заповедью олюбви и милосердия, т.к. нарушается природное единство, братская общностьпотомков Адама в Господе.
Жилищасребролюбцев наполняются зверями гнева, и птицы печали свивают гнезда в них.[2, гл. 67, c. 128]
Т.о.сребролюбие может привести человека к следующим двум порокам — гневу и печали.По определению аввы,
Гневесть наиболее стремительная страсть..., он есть кипение или движение яростногоначала [души] против обидчика или кажущегося таковым..., когда гнев надолгозадерживается и превращается в злобу, то он и ночью причиняет волнения,изнеможение и бледность тела, а также нападения ядовитых гадов. Эти четыре[явления], вытекающие из злобы, сопровождаются… многочисленными помыслами.[3, гл. 11, c. 97]
Помнению аввы, гнев может быть применен для борьбы с помыслами, но в абсолютномбольшинстве случаев гнев неуместен.
Нетправедного гнева на ближнего. Ибо если ты приложишь старание, то найдешь, что возможноуладить дело и без гнева. Поэтому употребляй все средства, чтобы не разразитьсягневом. [6, гл. 24, c. 79]
Умениеизбегать вспышек гнева — признак чистого разума и высокого духовного уровняподвижника [6, гл. 26, c. 80]. Гнев становится серьёзным препятствием на пути ксовершенной молитве:
Никтоне может избежать упрека, когда при любви к истинной молитве человек впадает вгнев и памятозлобие. Ибо такой человек уподобляется тому, кто желает бытьзорким и повреждает собственные очи. [6, гл. 65, c. 84]; ср. [2, гл. 56, c.127].
Гневобладает сильной разрушительной силой, он «расточает ведение», которое собираетдолготерпение [4, гл. 35, c. 131], вводит в «ужасное прегрешение» [4, гл. 42,c. 131]. Гнев воздействует на яростное начало, разрушительное значение которогопостоянно подчеркивается Евагрием. По его словам, бесы отпали от Бога именновследствие преизобилия яростного начала. Ни один порок и ни одно зло не делаютстоль быстро ум подобным бесам, как гнев, возникающий из этого разбуженногояростного начала.
Гневи ненависть способствуют росту яростного начала [в душе], а сострадание икротость уменьшают его. [3, гл. 20, c. 99]
Милосердиеисцеляет гневливую душу:
Состраждущийбедным губи гнев [в себе], а питающий их преисполнится [духовными] благами. [4,гл. 30, c. 131]
Успокоениюяростного начала способствует пение псалмов [4, гл. 98, c. 135].
Каквода, [питая растение, позволяет] ему расти, так и смирение [позволяет] сердцуподниматься над гневом. [4, гл. 100, c. 135]
Кромесострадания и кротости надёжным барьером для гнева является любовь, к которойнеоднократно призывал Господь (Ин. 13; 34).
И[для излечения] яростного начала [души] требуется больше лекарств, чем [дляизлечения] желательного начала. Поэтому любовь называется большей (1 Кор. 13;13), что она является уздой ярости. [3, гл. 38, c. 102]
Инаоборот,
Гневи ярость отвращают любовь, а памятозлобие ниспровергает дары [Божии]. [4, гл.41, c. 140]
Поддавшисьпомыслу гнева, человек может подвергнуться нападению беса печали:
Печальиногда возникает при лишении желанного, а иногда следует за гневом. [3, гл. 10,c. 97]
Будьвнимателен, дабы, прогневавшись на какого-либо брата, не прогнать его. Иначе тыв [здешней] жизни не убежишь от беса печали, который во время молитвы всегдабудет преткновением для тебя. [4, гл. 25, c. 100]
Авватесно связывает друг с другом грехи печали и уныния, которые наиболее частопосещают гневливого человека. Евагрий говорит, что «опечаленный монах не знаетдуховного наслаждения. Печаль есть уныние души и состоит из помыслов гнева».Уныние определяется как «бессилие (расслабленность) души», которое не позволяетей мужественно противостоять искушениям [8, c.300].
Подпомыслом печали свв. отцы в основном понимают скорбное состояние души, причинойкоторой является неудовлетворённость желательного начала души, неполучениекаких-либо страстно желаемых благ мира сего, например — «не добившийся[мирской] славы ввергается в печаль» [4, гл. 61, c. 132]. Как говорилось выше,зачастую печаль становится следствием гнева. Авва называет печалями также инеизбежные скорби, ношение креста (ср. 1, гл. 93, c. 87).
Уныниемже называется духовное бессилие, паралич всех добродетельных сил, происходящийвследствие неудач в духовной брани. «Бес уныния… есть самый тяжелый из всехбесов… За этим бесом уже не следует другой бес, а поэтому после борения [сним] душу охватывает неизреченная радость, и она [наслаждается] мирнымсостоянием» [3, гл. 12, c. 97-98], см. [3, гл. 28, c. 100]. Для преодоленияуныния авва советует усиление молитвенного подвига [3, гл. 27, c. 100],терпения и настойчивости, приводя в качестве аргумента притчу о немилосердномсудье:
Сказалтакже им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать (Лк. 18; 1).Поэтому не унывай и не падай духом. Получишь позднее. А к притче [Господь]добавил [также слова]: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, какженщина не дает мне покоя, сотворю суд ей (Лк. 18; 4-5). Так и Бог защититвскоре вопиющих к Нему день и ночь (Лк. 18; 7). Поэтому радуйся, с трудолюбиеми терпением пребывая в святой молитве. [1, гл. 88, c. 86]
Бесуныния внушает подвижнику оставить свой «бесплодный» подвиг и сменить место иобраз жизни. Победа над этим искушением становится серьёзным шагом на пути вЦарство Божие.
Еслидух уныния нападает на тебя, не покидай жилища своего и не уклоняйся [отискушения], ибо оно со временем приносит пользу. Ведь как серебро очищается [отпримесей], так и душа твоя заблестит [подобно серебру]. [4, гл. 55, с. 132]
Поддействием уныния подвижник «опускает руки», становится безоружным переднападением бесов. «Дух уныния отгоняет [благодатные] слезы» [4, гл. 56, c.132], которые являются одним из признаков духовного выздоровления. Уныние ислёзы становятся следствием одного и того же духовного состояния — ощущенияполного собственного бессилия в деле очищения от греховной скверны. Но слёзыэто — смиренное предание себя Богу с надеждой на Его помощь, а состояние унынияэто — духовный тупик, когда испробованы все пути и не на что больше надеяться.
Вто же время печаль, как скорбь о не имении мирских благ, мешает поиску «ЦарстваБожия и правды Его» (Мф. 6; 33) и «сокрушает молитву» [4, гл. 56, c. 132].
Еслижелаешь молиться как должно, не ввергай в печаль душу. Иначе — всуеподвизаешься. [1, гл. 20, c. 79]
Зацикленностьжизненных ориентиров исключительно на земных интересах ослепляет человека,лишая его цельности полнокровной духовной личности:
Всенечистые помыслы заключают в оковы ум посредством либо желания, либо ярости,либо печали. [2, гл. 48, c. 127]
Новсё же молитва, искреннее покаяние, призыв к помощи Божией способны вывестичеловека из любого духовного кризиса:
Тяжелапечаль и неодолимо уныние, но сильнее обоих слезы к Богу. [4, гл. 39, c. 140]
Двапоследних помысла в схеме Евагрия — тщеславие и гордость — являются самымиопасными, т.к. легко соединяются со всяким доброделанием.
Послепоражения остальных помыслов, только помыслы тщеславия и гордыни начинаютвозникать [в нас]. [2, гл. 45, c. 127]
Говоряо тщеславии авва замечает что, если уныние истощает силу души, то тщеславие напрягаетум, отпавший от Бога, больного делает здоровым, старца — юным, лишь бы стяжать«похвалу большинства».
Помыселтщеславия — наитончайший, и он сопутствует тем, кто легко преуспевает [вдуховном делании], желая сделать общим достоянием их подвиги и ища славычеловеческой (1 Фес. 2; 6)… И возбудив таким образом [монаха] пустыминадеждами, [помысел тщеславия] улетает, оставив его на искушения либо бесугордыни, либо бесу печали… Бывает, что он передает бесу блуда и святогоиерея, [попавшего] в узы [греха]. [3, гл. 13, c. 98]
Тщеславиеопасно тем, что любое усилие по искоренению этого порока становится поводом дляновой атаки беса тщеславия. Тщеславное самомнение легко развенчивается всемидругими бесами, но после победы над ними тщеславный помысел «бесстыдноподступает к монаху, являя ему величие [его] добродетелей» [3, гл. 31, c. 101].Адекватное отображение мира не возможно в сознании, ослеплённом пороками илже-добродетелями — разум начинает служить вымышленным идеалам, ценностькоторых определяется исключительно с субъективных мировоззренческих позиций.
Идобродетели, и пороки делают ум слепым: первые, дабы он не видел пороков, авторые, чтобы он не зрил добродетелей. [3, гл. 62, c. 107]
Опытподвижнической жизни показывает, что после первых успехов наступает время,когда «бесы нападают… уже не слева, а справа. Они [образно] представляют ему(уму) славу Божию и принимают вид чего-либо угодного чувству, так что емукажется, будто он уже совершенно достиг цели молитвы» [1, гл. 73, c. 84].Результатом обольстительного действия становится легкомыслие и невнимание к«сокровенному сердца человеку» (1Пет. 3; 4) и в то же время «почитание себядостигшим» (Филип. 3; 13).
Началопрельщения ума — тщеславие; побуждаемый им, ум пытается описать Божество в[каком-либо] лике или виде. [1, гл. 116, c. 89]
Понаблюдениям подвижников, иногда бесы «добровольно отступают, дабы ты, впав впрелесть, возомнил о себе, будто начал уже побеждать помыслы и устрашать бесов»[1, гл. 134, c. 91].
Действеннымлекарством против помысла тщеславия является постоянное трезвение и смиренноепредстояние пред Господом: «Блажен монах, который считает себя прахом,попираемым всеми (Откр. 4; 13)» [1, гл. 123, c. 90], «делай всё ради Господа ине ищи славы человеческой, потому что слава человеческая — как цвет травный, аслава Господня пребывает во веки» [4, гл. 18, c. 139].
Гордыняесть «опухоль души, наполненная гноем». Она как правило соседствует снекоторыми выдающимися на общем фоне способностями, достижениями, но все успехимгновенно обесцениваются, когда они приписываются собственной уникальности, ане благодати Христовой. «Велик человек, когда ему помогает Бог, а когда Богоставляет его, то познается немощь человеческого естества, ибо всё, что имеетчеловек, — это от Бога» [8, c.301].
Бесгордыни есть тот, кто ввергает душу в самое тяжелое падение. Он убеждает непризнавать Бога Заступником, но считать саму себя за причину преуспеяний,превозносясь над братиями, как несмысленными, поскольку они этого не знают. Загордыней следуют гнев, печаль и, как самое конечное зло, исступление ума,сумасшествие и видение в воздухе множества бесов. [3, гл. 14, c. 99]
Евагрийпостоянно напоминает о том, что любые успехи в доброделании должны бытьследствием долгих трудов и непрестанной духовной брани, результатом которыхстановится «смиренномудрие вместе с сокрушением, слезы, беспредельнаятомительная любовь к Божеству и безмерное усердие к труду». Если же бесыудаляются без борьбы, то это является лишь тактическим приёмом за которымпоследуют «тщеславие вместе с гордыней, которые увлекают монаха в пагубные[западни] остальных бесов» [3, гл. 57, c. 106].
Трудысв. Евагрия Понтийского составляют золотой фонд древнехристианскойписьменности. Здесь в кратких изречениях сконцентрирован опыт многих выдающихсяподвижников, некоторые из которых были непосредственными наставниками Евагрия(свв. Василий Великий и Григорий Богослов, препп. Макарий Египетский и МакарийАлександрийский).
Вечнаяактуальность темы восхождения к Господу через подвиг самоочищения и любви позволяетнадеяться, что драгоценный опыт многих святых отцов-пустынников и учителейЦеркви не останется невостребованным. И сейчас, как и на протяжении многихвеков, все взыскующие Господа будут вновь и вновь обращаться к этим чистымисточникам христианского вероучения.
Библиография
1) Слово о молитве.
2) Мысли.
3) Слово о духовном делании, или монах.
4) Зерцало иноков и инокинь.
5) Умозритель, или к тому, кто удостоился ведения.
6) Слово о молитве.
7) Умозрительные главы.
8) Комментарии.
Цит.по: Евагрий Понтийский. Аскетические и богословские творения. Пер. С др. греч.,вступ. Статья и комм. А.И. Сидорова. — М.: Мартис, 1994. -364 с.