Реферат по предмету "Разное"


Анализ потребности отрасли наноматериалов в программа

Груздева Е.В. к.э.н., доцент МГУАНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ ОТРАСЛИ НАНОМАТЕРИАЛОВ В ПРОГРАММАХ ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТААнализ потребностей в подготовке и переподготовке кадров компаний высокотехнологичного сектора экономики, объединенных на базе технологической платформы (далее ТП) следует начинать с определения данного понятия и его роли в современном мире. ТП представляет собой “коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий в области создания перспективных коммерческих технологий, новой продукции и услуг, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок” [3, с. 2]. Являясь коммуникационной площадкой для обсуждения и реализации долгосрочных приоритетов в развитии страны, ТП объединяет интересы и усилия науки и бизнеса, обеспечивает проведение разработок и исследований “на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества)”[2, 3]. Следует добавить, что ТП ориентированы на рынок, на практическую реализацию создаваемых товаров и технологий. Доля бизнеса в организации ТП “не менее 50 % ”[3]. Используя ТП, государство определяет тематические направления, являющиеся приоритетными для развития страны, и стимулирует их развитие. Это обеспечивает создание предложений по инновационным проектам и проведение научно-исследовательских работ, результаты которых внедряются в производство. Существенной частью участия государства является мониторинг деятельности ТП, обеспечивающий эффективность работы данного инструмента. Кроме того, важную роль в функционировании ТП играет совершенствование нормативно-правовой базы в области инновационного развития. В процесс формирования ТП вовлечены лучшие ВУЗы России. Остановимся подробнее на участии МГУ им М.В.Ломоносова: “В Московском университете мы начали заниматься технологическими платформами сразу же, как только они были объявлены … Было решено, что мы попытаемся инициировать четыре технологические платформы. Я повторяю слово «инициировать» - Московский университет играет координирующую роль, однако никаких «главных» или «не главных» участников в технологической платформе нет”[3, с.9]. В рамках данной статьи особый интерес представляет ТП “Наноматериалы для энергоэффективности”, включающая как среднесрочные, так и долгосрочные проекты. Данная ТП включает в себя материалы для устройств энергоэффективности. Это солнечные батареи, топливные элементы, полимерные нанокомпозиты и т.д. Значение материалов, повышающих энергоэффективность, сложно переоценить, поскольку современный мир все больше зависим от источников энергии. Отдельное место в рамках ТП занимает проблема “кадрового провала”, существующая в российской экономике. “Мы все говорим о компетенциях, а с другой стороны – о фундаментальном образовании. Эти пункты противоречат друг другу. Фирмам не нужны фундаменталисты. Им нужны коммерческие специалисты”[3, с. 23]. В ТП “Наноматериалы для энергоэффективности” данная проблема носит весьма специфический характер. Для России в целом характерны значительные фундаментальные заделы и ограниченная коммерческая реализация, вызванная отсутствием менеджеров, владеющих навыками коммерциализации результатов научной деятельности. Однако, специфика ТП “Наноматериалы для энергоэффективности” требует не только навыков практической реализации проектов, но и постоянного расширения теоретической базы. Чтобы отвечать на потребности экономики, образовательные услуги должны основываться на опережающем знании. Это соответствует как рассматриваемой ТП, так и потребностям высокотехнологичного сектора в целом. Подробный анализ потребностей в подготовке и переподготовке кадров для ТП “Наноматериалы для энергоэффективности” содержится в аналитическом отчете, посвященном данному вопросу [1]. Авторы отчета используют методы анкетирования и интервьюирования. Определяется текущее положение дел в кадровой проблеме, выделяются основные потребности компаний и требования к персоналу, а также формулируются меры, направленные на решение поставленной проблемы. Перейдем к рассмотрению текущего положения дел. Большинство компаний, входящих в ТП “Наноматериалы для энергоэффективности”, проводят переподготовку кадров, используя для этого собственные силы, при этом “примерно у половины компаний имеются собственные учебные центры”[1, с. 11]. Помимо этого, ряд компаний обладает контактами с высшими учебными заведениями, используя их для удовлетворения своей потребности в высококвалифицированных кадрах. В процессе подготовки и переподготовки кадров компании сталкиваются с рядом сложностей. Первая – это необходимость отрыва сотрудников от производства. Второй проблемой является недостаточное качество предлагаемых программ, их оторванность от конкретных потребностей предприятия. Третья существенная проблема – это недостаток средств на переобучение, отсутствие, как собственного целевого финансирования, так и государственной поддержки в этом. Также определенное значение имеет недостаточная информированность об имеющихся образовательных программах. Наиболее востребованной является дистанционная форма обучения, что обусловлено проблемой отрыва сотрудников от производства. По аналогичным причинам высока популярность и очно-заочной формы обучения. Учитывая специфику ТП “Наноматериалы для энергоэффективности”, большое значение имеет очно-дневная форма обучения (особенно для компаний, расположенных вблизи МГУ). При этом компании готовы выделять один день в неделю для повышение квалификации своих сотрудников. Если говорить о длительности программ, то многие компании готовы выбрать для ключевых сотрудников долгосрочные программы, предусматривающие диплом о профессиональной переподготовке или дополнительном образовании (в том числе и МВА), несмотря на сложности отрыва от производства. Более популярны краткосрочные программы, поскольку они подходят для основной массы сотрудников. Компании из других регионов также склонны к краткосрочным программам, поскольку их временные и финансовые ресурсы ограничены. Анализируя предпочитаемые формы проведения занятий, можно сказать, что наиболее востребованными являются лекции и семинары. Тренинги же и мастер-классы практически не востребованы. Это говорит об актуальности для ТП «Наноматериалы для энергоэффективности» теоретической переподготовки сотрудников. Переходя к содержанию выбираемых курсов, можно выделить ряд тенденций, характерных для обучения и переобучения в компаниях ТП “Наноматериалы для энергоэффективности”. Прежде всего, повышается систематизация обучения, которое все чаще основывается на приоритетах долгосрочной стратегии бизнеса. Наиболее интенсивным и востребованным является обучение среднего менеджмента, относительный вклад которого в развитие компании все более увеличивается. Рассматривая старшее руководство, можно выявить растущую потребность в модульных долгосрочных программах. Для обучения в целом характерно стабильно высокое внимание к теоретическим вопросам, однако, используются и чисто практические элементы, такие как деловые игры и бизнес-симуляции. Определение тематики наиболее актуальных направлений переобучения усложняется тем, что присутствует необходимость в совершенствовании знаний во всех предложенных на выбор областях. Тем не менее, наибольший интерес проявлен к бизнес-планированию и защите интеллектуальной собственности. Достаточно сильно востребован стратегический и финансовый менеджмент, актуально управление персоналом. Также был отмечен интерес к тактике продвижения инновационной продукции на рынок и развитию навыков успешного ведения инновационного предпринимательства. Из перечня учебных программ интерес был проявлен к программам “Инновационный менеджмент”, “Управление проектами”, “Управление рисками и страхование”, “Маркетинг” и “Экономика предпринимательства”. Одновременно с наиболее востребованной тематикой обучения можно определить те отделы компаний, где необходимость в повышении квалификации ощущается особенно остро. Это финансово-плановые и проектные отделы. При этом если с этапом создания продукта сотрудники справляются достаточно успешно, то для фазы коммерциализации зачастую не хватает знаний, навыков и умений. Организации преимущественно сталкиваются с отсутствием знаний соответствующих специфике отрасли, а также определенным этапам становления компании. Анализируя же проблему нехватки средств можно выделить появление ряда новых экономичных форм обучения. Прежде всего, это увеличение доли дистанционного образования, которое значительно дешевле. Помимо этого, компании сворачивают те образовательные программы, без которых могут обойтись и акцентируют свое внимание на строго профильных курсах. Очевидно, что наиболее востребованы те программы, которые напрямую влияют на работу сотрудников и эффективность бизнеса в целом. Определяя специфику разработки новых образовательных программ, учитывающих основные потребности компаний ТП “Наноматериалы для энергоэффективности,” можно сказать, что эти программы должны основываться на компетентностном подходе. Учебная программа должна объединять актуальный материал и эффективную методику для того, чтобы обеспечить необходимые для развития инновационных компаний знания и навыки. Концепции переобучения сотрудников для нужд ТП “Наноматериалы для энергоэффективности” нуждается в теоретической разработке. В рамках новых программ профессиональной подготовки крайне важной задачей является адаптация классических университетских программ к современным условиям. Необходимо также формирование у выпускников программ переобучения ряда компетенций, соответствующих запросам ТП. Создание учебных программ и модулей, ориентированных на выявленные потребности компаний, способствует решению кадровой проблемы. Примером подобных программ могут служить курсы “Управление инновационным проектом” и “Финансы инновационных компаний”. Курс “Управление инновационным проектом” предоставляет возможность получить системное представление о взаимосвязи основных стратегических и оперативных управленческих решений в области управления инновационным проектом. Рассматриваются вопросы производственной, маркетинговой, инвестиционной, финансовой деятельности, а также вопросы управленческого, бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности. Дисциплина “Финансы инновационных компаний” ставит своей целью получение целостного представления о взаимосвязи финансовой стратегии с другими функциональными сферами хозяйствования инновационной компании. Этот курс позволяет выработать ряд полезных умений, по структурированию инвестиционной сделки между предпринимателем, создателем инновационного бизнеса и венчурным инвестором, подготовке и проведению переговоров с венчурным инвестором. Также формируются навыки по разработке финансовых стратегий инновационной компании на разных стадиях жизненного цикла компании. В целом же инновационное образование, способное решить текущие кадровые проблемы, должно не только давать фундаментальные знания в определенной предметной сфере, но и быть нацелено на преодоление разрыва между теоретическими знаниями и практикой решения реальных задач. Это образование должно быть направлено на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов. В дополнение к основному образованию и основной специальности инновационное образование должно развивать прикладные навыки и качества, личностные, когнитивные, поведенческие. Значение образования, как фактора формирования нового качества экономики и общества заключается в формировании интеллектуальной элиты российского общества в области экономики и управления. С ростом влияния человеческого капитала роль высококлассных специалистов, активно участвующих в распространении и использовании новейших знаний, будет только расти. Одновременно с этим будет расти и конкурентоспособность российского общества, основанного на знаниях.^ Список литературы 1. Груздева Е.В., Савченко И.В, Коростылева И.И. Аналитический обзор потребностей предприятий и компаний, входящих в формируемые в МГУ имени М.В.Ломоносова технологические платформы, в подготовке и переподготовке кадров, а также в проведении заказных НИОКР. Раздел «Наноматериалы для энергоэффективности». - М.: МГУ им. М.. Ломоносова. - 28.12.2010. 2. Клепач А.Н. Рекомендации по разработке проекта реализации технологической платформы. - М.: МГУ им. М.. Ломоносова. - 25.10.2010. 3. Круглый стол “Технологические платформы как инструмент модернизации экономики.” - М.: МГУ им. М.. Ломоносова. - 16.11.2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Міжвоєнна історіографія взаємин влади і православної церкви в Украї
Реферат Интернет-зависимость и независимость
Реферат Analyses Of Current Events Essay Research Paper
Реферат Анкета по социологии: Проблемы алкоголизма и наркомании в студенческой среде
Реферат Здоровый образ жизни как условие гармоничного развития детей первичной профилактики заболеваний и
Реферат Основні чинники процесу ціноутворення
Реферат Библиотечный менеджмент и его модели
Реферат Предпосылки революции в СССР конца 80-х. гг. Особенности постмодернизационного процесса
Реферат Siddhartha The Teachers Of Siddhartha Essay Research
Реферат Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями
Реферат Анализ предприятия ГOАО "ПТУ "ШАХТЁРСКПОГРУЗТРАНС"
Реферат Caesar Essay Research Paper Julius Caesar is
Реферат Защита потребителей
Реферат Объектно-ориентированное программирование Автобусы и маршруты
Реферат Теоретические проблемы психологии управления