Аннотация программы дисциплины История педагогической мысли (курсовая работа)Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины: Изучение дисциплины направленно на освоение студентами основных педагогических учений, с целью повышения общей и педагогической культуры, формирования целостного представления о развитии педагогической мысли в мировой и отечественной истории педагогики. Цель написания курсовой работы: закрепить и развить теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплины. Задачи курса: обеспечить будущих специалистов в области психолого-педагогического образования знанием путей развития практики воспитания и обучения, постепенного осмысления людьми целей, содержания, методов и организации педагогической деятельности; сформировать у студентов представление о теоретических основах и практическом применении теорий и концепций выдающихся педагогов; способствовать развитию у студентов критического мышления, а также умения формировать собственное мнение при оценке крупных педагогических проблем; развитие исследовательских умений, необходимых для полноценного завершения образования и продуктивного решения профессиональных задач; развитие умений и навыков работы с первоисточниками, овладение методами и приемами критического анализа историко-педагогических памятников; приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов.^ Место дисциплины в структуре ООП: Курсовая работа пишется в 4 семестре, после изучения дисциплины «История педагогики и образования». Она составляет основу специализации студентов и является необходимым этапам, предшествующим написанию и защите дипломной работы. Курсовая работа представляет собой результат ознакомления студента с основным содержанием избранной им проблемы и имеет вид расширенного реферата с собственными выводами. Оптимальный объем — 20-25 машинописных страниц. Выводы должны быть по объему не менее 0,5 машинописных страниц.^ Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК - 2); готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК - 4); способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК - 8); способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП - 4); готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП - 9). В результате изучения дисциплины студент должен:знать: феноменологию, ключевые понятия, теоретические положения и прикладное значение основных подходов к изучению истории педагогики и образования как междисциплинарной области знания; связь между педагогическими явлениями прошлого и современной политикой в сфере образования.уметь: оперировать научной терминологией; применять в образовательном процессе знание особенностей многонационального государства и особенностей эволюции воспитательной и образовательной систем; осуществлять сравнительный анализ различных педагогических концепций, учитывая особенности эпох и народов; распознавать как сходства, так и различия в политических, интеллектуальных и общественных фактах, определяющих цели и задачи образования;владеть: навыками работы со специальной историко-педагогической литературой и первоисточниками; терминологией и четко понимать то, что значение этих понятий и терминов менялось в разное время и в различных языках. техникой и этикой научной работы (в частности, тщательным и аккуратным составлением библиографии, что сбережет ему много сил в дальнейшей профессиональной деятельности) навыками самостоятельной работы над источниками и умением их систематизировать, оценивать и обобщать.^ Выбор темы Тематика курсовых работ охватывает все темы учебной программы. Студенту следует выбрать одну тему, руководствуясь следующими возможными мотивациями: желание изучить наиболее сложную тему, что позволит расширить свои знания по истории образования и педагогической мысли; выбранная тема в той или иной степени может быть связана с настоящей или будущей трудовой деятельностью; тема вызывает интерес и имеется большой выбор литературы по данной проблеме; тема курсовой работы может быть темой долгосрочного исследования и в дальнейшем использована при написании дипломной работы. ^ Подбор и изучение литературы После того, как выбрана и согласована с руководителем тема курсовой работы, следует подобрать соответствующую литературу. Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно. Для этого необходимо ознакомиться с соответствующими каталогами библиотек и читальных залов. Список литературы должен содержать не менее 25 источников. Среди них: учебники по истории образования и педагогической мысли; монографии и научные статьи в периодических изданиях; статистические сборники и справочники; энциклопедии и словари по истории педагогики. При использовании материала следует обязательно указывать источник и номер страницы.^ Подготовка текста и оформление курсовой работы Работа должна быть правильно выстроена. Она последовательно должна содержать следующие разделы: реферат, содержание, введение, основное содержание работы, заключение, библиографический список, приложения. Реферат (аннотация) – должен содержать сведение об объеме работы, количестве иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников. Текст реферата должен отражать объект исследования, цель работы и результаты ее.Содержание указывается план выполнения курсовой работы с обязательным указанием страниц.Введение содержит обоснование актуальности темы, цели и задачи курсовой работы, ее теоретической и практической значимости. Автор должен сформулировать цели и задачи, которые будут решаться в работе, объяснить, как он понимает тему и почему выбрал именно ее для своего исследования. Введение должно быть кратким, примерно на 2 страницы. ^ Основное содержание работы. В курсовой работе студент должен продемонстрировать глубокое понимание исследуемой проблемы, умение самостоятельно судить о том или ином историко-педагогическом явлении и выражать эти суждения своими словами. При написании текста следует избегать положений декларативного характера, голословных утверждений и механически переписанного текста. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и подкреплено конкретным материалом. Цитаты, отрывки из текстов книг, журналов, содержащие положения принципиального характера необходимо оформлять ссылками на источники информации, представленные в библиографическом списке.Заключение помещается в конце работы. В нем даются основные выводы и обобщения по каждому разделу курсовой работы, показывается, какие цели исследования достигнуты, какие могут быть даны практические рекомендации. Объем - около 2-3 страниц. ^ Библиографический список должен содержать перечень библиографических документов (книги, статьи и т.п.), использованных при выполнении работы.Приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной работой, которые по каким либо причинам не могут быть включены в основную часть, а также вспомогательный материал, необходимый для полноты курсовой работы.^ Защита курсовой работы Выполненная курсовая работа сдается на проверку руководителю. Работа, оформленная не по «Стандартам предприятия» и не соответствующая выбранной теме, возвращается студенту без рассмотрения. Курсовая работа, удовлетворяющая предъявленным выше требованиям, после исправления по замечаниям руководителя (если они имеются) допускается к защите. Защита курсовой работы проводится в сроки, установленные специальным графиком.^ Критерии оценки курсовой работы Основными критериями оценки курсовой работы при ее проверке и защите являются: самостоятельный характер изложения; достаточная полнота теоретического раздела курсовой работы; правильность анализа числового материала и выводов этого анализа; грамотность ответов на вопросы.^ Содержание дисциплины. Основные разделы. История педагогики и образования как область научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и образования в эпоху Средневековья. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до 18 века). Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в 19 веке. Школа и педагогика в России до 90-х годов 19 века. Зарубежная педагогика и школа в конце 19 века. Школа и педагогика в России в конце 19 и начале 20 вв. (до 1917 года). Зарубежная школа и педагогика в период между первой и второй мировыми войнами. Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г.). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса. В рамках данной дисциплины предполагается написание курсового проекта.