Астральныемифы — мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле — такжелунарные мифы и солярные мифы). Это понятие более широкое, чем астролатрия, т.к.только часть астральных мифов носит религиозный характер.
Втипологически ранней группе А.м. звёзды или созвездия часто представляются ввиде животных, нередко в таких мифах идёт речь об охоте на животных. Оченьхарактерный в этом плане пример — представления эвенков. В их мифологии небо — этотайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечерпохищающий и уносящий в чащу Солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицыпонимаются, как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия — как охотник(или три охотника), иногда — как мифический медведь Манги, охотящийся за лосем.Малая Медведица в одном из вариантом эвенкийского А.м. предстаёт как лосёнок, МлечныйПуть — как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося. Согласнопредставлениям бушменов (Южная Африка), одна девушка, обладавшая магическойсилой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратилисьв звёзды.
Характернаячерта А.м. — наличие нескольких космических персонажей, воплощаемыхрасположенными рядом созвездиями. В А.м. индейцев Южной Америки одно изсозвездий предстаёт как Тапир, другое (Орион или Плеяды) — как части теларасчленённого героя. Варианты этих мифов различаются тем, какая часть тела скаким созвездием (или звёздой) соотносится. Чаще всего встречается мотивобъяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством А.м., в которыхвыступает такое же число животных. В легендах южноамериканских индейцев (вГайане) каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. В основныхчертах эта система близка системе, существовавшей в Древнем Вавилоне, где наней было основано выделение 12 знаков Зодиака, позднее перенятое греческойтрадицией и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживаютсходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими — с одной стороны, американскимииндейскими — с другой. Во всех этих системах, которые могут быть либорезультатом независимого параллельного развития, либо следствием диффузииодного и того же комплекса идей (что предполагается по отношению кдревнекитайскому циклу из 12 животных, сложившемуся, по-видимому, под влияниемзападноазиатского), на основе А.м. была построена закономерная картина движениянебесных светил, описывавшихся посредством символов-животных.
Вшумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало своё небесное светило(планета). Особое значение придавалось планете Венера, она почиталась всемисемитами в качестве божества, связанного, в частности, с плодородием и любовью(см. Инанна, Астар, Иштар, Астарта). Культ семитского божества Астара оказалвлияние на другие народы того же культурного круга, о чём свидетельствует ипроникновение семитского слова в соседние языки (в частности, индоевропейские:хеттское haster — «звезда», греч. aster — «звезда», astron- «созвездие»). В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрёлзначение «небо», «бог» (читалось an, dingir; ср. шумерскийбог неба Ан). Заимствования другими народами Евразии шумеро-аккадскойтерминологии, связанной с А.м., и символики знаков Зодиака показывает, чтошумеро-аккадские А.м., связанные с систематизированными наблюдениями занебесными светилами и с целым комплексом почитания звёзд, оказали большоевлияние на культуру других народов.
Вместес тем, культ звёзд развивался и самостоятельно в различных регионах мира. Так, вДревней Корее существовала вера в священные звёзды, с которыми связывалисьсудьбы людей. Крупные звёзды считались символами великанов, героев, мудрецов, амелкие — символами простых смертных. В средние века особенно почитались духизвёзд Ноинсон (кит. Шоу-син) и Тхэбэксон (кит. Тай-бо), созвездия БольшаяМедведица (Пукту чхиль сонсин) и Южной Полярной звезды (Намгык). У чукчей кчислу небесных (верхних) существ относятся 22 «направления», в т.ч.зенит, полдень, Солнце, надир (отождествлённый с тьмой и полуночью), Полярнаязвезда. Звёзды и созвездия у палеоазиатских народов (чукотско-камчатскойгруппы) часто представляются людьми: Арктур — это предводитель звёзд, Альтаир — одно существо, которое раньше было родоначальником племени, Орион — горбатыйстрелок из лука, а созвездие Льва — его жена; Солнце — богатый ездок на белыхоленях, а Луна — солнце злых духов.
ВА.м. выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. Кним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена нацепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания(этот А.м. известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующееназвание звезды — Собачий Хвост или Собака — известно в Риме и Древней Индии и,по-видимому, является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространениеимеет образ Большой Медведицы как колесницы (или повозки), встречающийся как вшумеро-аккадской мифологии и во всех древних традициях, продолжающихиндоевропейскую мифологию, так и в древнекитайской и в некоторых американскихиндейских (бороро) мифологиях.
Взначительном числе архаических мифологий звёзды или созвездия описываются какпредметы, оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру. Древниеингушские мифы связывают происхождение Млечного Пути и трёх звёзд (Вега, Денеб,Альтаир), составляющих на небе треугольник, с дочерью бога грома и молнии Села,девушкой необычайной красоты, вышедшей замуж за небожителя. Млечный Путь — этослед от соломы, которую она пронесла для брачного ложа. Перед тем, как выйти издома за соломой, она подготовила из теста треугольный хлеб и сунула его в золус угольками, чтобы он испёкся. Пока она ходила, два угла хлеба сгорели, уцелеллишь один. И теперь на небе видны три звезды, из которых одна (Вега) намногоярче двух других. В мифологии ненцев звёзды — озёра на «земле», котораяслужит для людей небосводом (эта «земля» является самым нижним изсеми небес). В кетской мифологии и мифологии селькупов звёзды считаются корнямидеревьев, которые растут на «верхнем небе». По представлениям ненцев,видимое человеком небо — это «небесная шкура», закрывающая настоящеенебо, звёздами просвечивающее через отверстия в ней.
Чрезвычайнораспространённым мотивом А.м. является представление о людях, переместившихсяна небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождениебольшого числа созвездий и многих звёзд. Например, в греческой мифологииБольшая Медведица — это Каллисто (превращённая Герой в медведицу, а затемЗевсом — в созвездие); созвездие Волопас — взятый на небо Триптолем (вариант — Икарий),созвездие Девы — взятая на небо Эригона (варианты — Астрея, Дике), Плеяды — семьсестёр — дочерей Атланта, и т.д. У кетов известно созвездие «Кузнецы»(по-видимому, соответствует созвездию Кассиопеи), о котором рассказывается, чтосемь (у кетов — священное число) кузнецов изготовляли на земле нож (в то время,когда «Земля росла», т.е. в самом начале мироздания); внезапно ониоказались на небе и превратились в созвездие. В мифологиях американскихиндейцев широко распространён мотив «жены небесного светила». В мифахэтого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать жёнамидвух звёзд (или Солнца и Луны), но не выполняют запрета не смотреть вниз наземлю и поэтому погибают или вынуждены уйти с неба. Согласно другим вариантаммифа, жёны звёзд сами превращаются в созвездия. Широко распространеныобъяснения парных звёзд близнечными мифами. В греческой мифологии происхождениесозвездия Близнецов связывается с мифом о Диоскурах. В австралийскихдуалистических мифологиях племён кулин о культурном герое Бунджиле и его братеПалиане рассказывается, что они живут на небе, причём их отождествляют созвёздами Кастор и Поллукс. По-видимому, сходная проекция дуальной организацииплемени на небо имеет место и у кетов, которые считают Малую Медведицу звездойдуальной половины Qent'aen, Большую Медведицу — звездой дуальной половины«Огненных людей» (Bogd iget koh — «звезда огненногочеловека»). Рассказывалось, что в охоте на лося, благодаря которойпроизошли эти созвездия, участвовал первый огненный человек.
Некоторыесозвездия считались следами движения мифологических героев. Согласноселькупскому мифу, Млечный Путь — это «дорога небесного Ия», или«тропинка Ия». Герой этого А.м. — Ий отправлялся в путь, когда дулхолодный восточный ветер; Ий, плохо одетый, совсем замёрз; идя по небу, оноставлял следы, образовавшие Млечный Путь. Аналогично в кетских А.м. МлечныйПуть описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба(Еся), который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз, богатыряАльбэ, преследовавшего злую богиню, или первого шамана Доха, поднимавшегосяэтой дорогой к Солнцу.
Частово взаимном расположении созвездий видели след борьбы друг с другом двух илиболее мифологических персонажей (напр., в мифах индейцев Центральной Бразилии)или усматривали изображение какого-либо мифологического сюжета (напр., вгреческой мифологии расположение созвездия Орион, движущегося по небу заПлеядами, объяснялось мифом об охотнике, преследовавшем дочерей Атланта;Кассиопея, Цефей, Персей, Андромеда, Кит, Пегас — группа созвездий, объединённыхмифом о Персее и Андромеде).
Вомногих случаях удаётся обнаружить некоторые внешние признаки, объясняющиечастую связь одного и того же (или сходного) А.м. с одним и тем же созвездием уразных народов (причём в ряде случаев можно предположить вполне независимоеразвитие, как в приурочении созвездия Близнецов к близнечному мифу в Австралии,у народов Древнего Ближнего Востока и прилегающих областей Европы). Красноватыйцвет Марса у разных народов вызывал включение этой планеты в круг представлений,связанный с богом войны: классификационная роль небесного светила определяласьего особенностями.
Длятипологически ранних А.м. характерно большое значение, которое придавалосьнеподвижным звёздам. Так, согласно австралийским мифологическим представлениям,не только дождь и холод, но и солнечное тепло зависит от Плеяд (особая рольэтого созвездия отмечается и в южноазиатских мифах, в частности, раннеиндийских;следы их предполагаются и в символике печатей из Мохенджо-Даро). Согласноповерьям ойрат-калмыков, число звёзд на небе равно числу людей на земле (каждыйчеловек имеет свою звезду), а появление метеора говорит о чьей-то смерти (ср.связь астрального культа с образом дзаячи — божества судьбы в мифологиимонгольских народов). В Армении со звёздами был тесно связан культ предков.Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, котораямеркнет, когда ему угрожает опасность.
ИсторияА.м., общие черты которых могут объясняться не только общностью признаковсозвездий, звёзд и планет, но и диффузией некоторых комплексов представлений(что весьма вероятно по отношению к вавилонским А.м.), тесно связана с судьбойнаиболее ранних представлений о звёздном небе. Сравнительно развитыеастрономические познания несомненны для эпохи начиная с IV тыс. до н.э., когдав Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в т.ч. и на Востоке — вплотьдо Кавказа) возникают мегалитические сооружения, часть которых, например, Стоунхенджв Англии (II тыс. до н.э.), интерпретируются учёными как древние обсерватории.Вавилонские зиккураты — храмовые сооружения, использовавшиеся и для наблюдения зазвёздами, могут рассматриваться как ответвления этой околосредиземноморскойранней культуры, придававшей особое религиозное значение изучению небесныхсветил. Давно отмеченное сходство вавилонских А.м. и соотносимых с нимисимволов (знаков Зодиака) с другими аналогичными может объясняться как прямымвавилонским влиянием (что вероятно по отношению к греческой и некоторымближневосточным традициям), так и связью с ещё более ранними культурамисредиземноморского круга. В античную эпоху вавилонское воздействие можнопредположить в отношении этрусских А.м. Основным источником для их изученияявляется (наряду с известиями у римских авторов и некоторыми образцамиэтрусского искусства) бронзовая модель овечьей печени для гадания из Пьяченцы, представляющаясобой модель неба с нанесёнными на него именами божеств, каждому из которыхсоответствует определённый участок неба. В этрусских А.м., как и в другихиспытавших вавилонское влияние, обнаруживается систематизация, котораяпозволяет говорить о чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звёздномнебе, усвоенных через посредство вавилонской науки, приводит к становлениюастрологии (см. Вавилонская астрология, Индийская астрология).Мифологизированная интерпретация небесных светил (в особенности комет)характерна для всего европейского и арабского Средневековья, когда оформляетсяастрология как особая дисциплина, соединившая традицию А.м. с астрономическимизнаниями.
А.м.(чаще всего через посредство астрологии) оказали воздействие на художественноетворчество писателей Европы конца средних веков и начала Нового времени(французский поэт Ф.Вийон, английский поэт XVII в. Дж.Донн, У.Шекспир, позднее- И.В.фон Гёте). В последующий период образы, сходные с А.м., встречаются(возможно, в качестве архетипических) у символистов.
Список литературы
Астрологическаяэнциклопедия Дениса Куталёва
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru