Реферат по предмету "Религия и мифология"


Астральные мифы

Астральныемифы — мифы о созвездиях, звёздах, планетах (в более широком смысле — такжелунарные мифы и солярные мифы). Это понятие более широкое, чем астролатрия, т.к.только часть астральных мифов носит религиозный характер.
Втипологически ранней группе А.м. звёзды или созвездия часто представляются ввиде животных, нередко в таких мифах идёт речь об охоте на животных. Оченьхарактерный в этом плане пример — представления эвенков. В их мифологии небо — этотайга верхнего мира, в котором живёт космический лось Хэглун, каждый вечерпохищающий и уносящий в чащу Солнце. Четыре звезды ковша Большой Медведицыпонимаются, как ноги Хэглуна, а три звезды ковша этого созвездия — как охотник(или три охотника), иногда — как мифический медведь Манги, охотящийся за лосем.Малая Медведица в одном из вариантом эвенкийского А.м. предстаёт как лосёнок, МлечныйПуть — как след лыж охотника-медведя, объевшегося мясом лося. Согласнопредставлениям бушменов (Южная Африка), одна девушка, обладавшая магическойсилой, при наступлении половой зрелости взглянула на львов, и они превратилисьв звёзды.
Характернаячерта А.м. — наличие нескольких космических персонажей, воплощаемыхрасположенными рядом созвездиями. В А.м. индейцев Южной Америки одно изсозвездий предстаёт как Тапир, другое (Орион или Плеяды) — как части теларасчленённого героя. Варианты этих мифов различаются тем, какая часть тела скаким созвездием (или звёздой) соотносится. Чаще всего встречается мотивобъяснения многих (обычно 12 или 10) созвездий посредством А.м., в которыхвыступает такое же число животных. В легендах южноамериканских индейцев (вГайане) каждое из созвездий воплощает душу одного из животных. В основныхчертах эта система близка системе, существовавшей в Древнем Вавилоне, где наней было основано выделение 12 знаков Зодиака, позднее перенятое греческойтрадицией и продолженное в других европейских традициях. Эти системы обнаруживаютсходство с древнекитайскими и другими восточноазиатскими — с одной стороны, американскимииндейскими — с другой. Во всех этих системах, которые могут быть либорезультатом независимого параллельного развития, либо следствием диффузииодного и того же комплекса идей (что предполагается по отношению кдревнекитайскому циклу из 12 животных, сложившемуся, по-видимому, под влияниемзападноазиатского), на основе А.м. была построена закономерная картина движениянебесных светил, описывавшихся посредством символов-животных.
Вшумеро-аккадской мифологии каждому богу соответствовало своё небесное светило(планета). Особое значение придавалось планете Венера, она почиталась всемисемитами в качестве божества, связанного, в частности, с плодородием и любовью(см. Инанна, Астар, Иштар, Астарта). Культ семитского божества Астара оказалвлияние на другие народы того же культурного круга, о чём свидетельствует ипроникновение семитского слова в соседние языки (в частности, индоевропейские:хеттское haster — «звезда», греч. aster — «звезда», astron- «созвездие»). В шумерской клинописи знак, изображавший звезду, приобрёлзначение «небо», «бог» (читалось an, dingir; ср. шумерскийбог неба Ан). Заимствования другими народами Евразии шумеро-аккадскойтерминологии, связанной с А.м., и символики знаков Зодиака показывает, чтошумеро-аккадские А.м., связанные с систематизированными наблюдениями занебесными светилами и с целым комплексом почитания звёзд, оказали большоевлияние на культуру других народов.
Вместес тем, культ звёзд развивался и самостоятельно в различных регионах мира. Так, вДревней Корее существовала вера в священные звёзды, с которыми связывалисьсудьбы людей. Крупные звёзды считались символами великанов, героев, мудрецов, амелкие — символами простых смертных. В средние века особенно почитались духизвёзд Ноинсон (кит. Шоу-син) и Тхэбэксон (кит. Тай-бо), созвездия БольшаяМедведица (Пукту чхиль сонсин) и Южной Полярной звезды (Намгык). У чукчей кчислу небесных (верхних) существ относятся 22 «направления», в т.ч.зенит, полдень, Солнце, надир (отождествлённый с тьмой и полуночью), Полярнаязвезда. Звёзды и созвездия у палеоазиатских народов (чукотско-камчатскойгруппы) часто представляются людьми: Арктур — это предводитель звёзд, Альтаир — одно существо, которое раньше было родоначальником племени, Орион — горбатыйстрелок из лука, а созвездие Льва — его жена; Солнце — богатый ездок на белыхоленях, а Луна — солнце злых духов.
ВА.м. выделяется ряд мотивов, имевших широкое распространение по всей Евразии. Кним принадлежит мотив звезды (или созвездия) как собаки, которая посажена нацепь, но с цепи силится сорваться, что может быть опасно для всего мироздания(этот А.м. известен в славянском и восточноазиатском вариантах; соответствующееназвание звезды — Собачий Хвост или Собака — известно в Риме и Древней Индии и,по-видимому, является общеиндоевропейским). Чрезвычайно широкое распространениеимеет образ Большой Медведицы как колесницы (или повозки), встречающийся как вшумеро-аккадской мифологии и во всех древних традициях, продолжающихиндоевропейскую мифологию, так и в древнекитайской и в некоторых американскихиндейских (бороро) мифологиях.
Взначительном числе архаических мифологий звёзды или созвездия описываются какпредметы, оказавшиеся на небе или принадлежащие верхнему миру. Древниеингушские мифы связывают происхождение Млечного Пути и трёх звёзд (Вега, Денеб,Альтаир), составляющих на небе треугольник, с дочерью бога грома и молнии Села,девушкой необычайной красоты, вышедшей замуж за небожителя. Млечный Путь — этослед от соломы, которую она пронесла для брачного ложа. Перед тем, как выйти издома за соломой, она подготовила из теста треугольный хлеб и сунула его в золус угольками, чтобы он испёкся. Пока она ходила, два угла хлеба сгорели, уцелеллишь один. И теперь на небе видны три звезды, из которых одна (Вега) намногоярче двух других. В мифологии ненцев звёзды — озёра на «земле», котораяслужит для людей небосводом (эта «земля» является самым нижним изсеми небес). В кетской мифологии и мифологии селькупов звёзды считаются корнямидеревьев, которые растут на «верхнем небе». По представлениям ненцев,видимое человеком небо — это «небесная шкура», закрывающая настоящеенебо, звёздами просвечивающее через отверстия в ней.
Чрезвычайнораспространённым мотивом А.м. является представление о людях, переместившихсяна небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождениебольшого числа созвездий и многих звёзд. Например, в греческой мифологииБольшая Медведица — это Каллисто (превращённая Герой в медведицу, а затемЗевсом — в созвездие); созвездие Волопас — взятый на небо Триптолем (вариант — Икарий),созвездие Девы — взятая на небо Эригона (варианты — Астрея, Дике), Плеяды — семьсестёр — дочерей Атланта, и т.д. У кетов известно созвездие «Кузнецы»(по-видимому, соответствует созвездию Кассиопеи), о котором рассказывается, чтосемь (у кетов — священное число) кузнецов изготовляли на земле нож (в то время,когда «Земля росла», т.е. в самом начале мироздания); внезапно ониоказались на небе и превратились в созвездие. В мифологиях американскихиндейцев широко распространён мотив «жены небесного светила». В мифахэтого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать жёнамидвух звёзд (или Солнца и Луны), но не выполняют запрета не смотреть вниз наземлю и поэтому погибают или вынуждены уйти с неба. Согласно другим вариантаммифа, жёны звёзд сами превращаются в созвездия. Широко распространеныобъяснения парных звёзд близнечными мифами. В греческой мифологии происхождениесозвездия Близнецов связывается с мифом о Диоскурах. В австралийскихдуалистических мифологиях племён кулин о культурном герое Бунджиле и его братеПалиане рассказывается, что они живут на небе, причём их отождествляют созвёздами Кастор и Поллукс. По-видимому, сходная проекция дуальной организацииплемени на небо имеет место и у кетов, которые считают Малую Медведицу звездойдуальной половины Qent'aen, Большую Медведицу — звездой дуальной половины«Огненных людей» (Bogd iget koh — «звезда огненногочеловека»). Рассказывалось, что в охоте на лося, благодаря которойпроизошли эти созвездия, участвовал первый огненный человек.
Некоторыесозвездия считались следами движения мифологических героев. Согласноселькупскому мифу, Млечный Путь — это «дорога небесного Ия», или«тропинка Ия». Герой этого А.м. — Ий отправлялся в путь, когда дулхолодный восточный ветер; Ий, плохо одетый, совсем замёрз; идя по небу, оноставлял следы, образовавшие Млечный Путь. Аналогично в кетских А.м. МлечныйПуть описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба(Еся), который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз, богатыряАльбэ, преследовавшего злую богиню, или первого шамана Доха, поднимавшегосяэтой дорогой к Солнцу.
Частово взаимном расположении созвездий видели след борьбы друг с другом двух илиболее мифологических персонажей (напр., в мифах индейцев Центральной Бразилии)или усматривали изображение какого-либо мифологического сюжета (напр., вгреческой мифологии расположение созвездия Орион, движущегося по небу заПлеядами, объяснялось мифом об охотнике, преследовавшем дочерей Атланта;Кассиопея, Цефей, Персей, Андромеда, Кит, Пегас — группа созвездий, объединённыхмифом о Персее и Андромеде).
Вомногих случаях удаётся обнаружить некоторые внешние признаки, объясняющиечастую связь одного и того же (или сходного) А.м. с одним и тем же созвездием уразных народов (причём в ряде случаев можно предположить вполне независимоеразвитие, как в приурочении созвездия Близнецов к близнечному мифу в Австралии,у народов Древнего Ближнего Востока и прилегающих областей Европы). Красноватыйцвет Марса у разных народов вызывал включение этой планеты в круг представлений,связанный с богом войны: классификационная роль небесного светила определяласьего особенностями.
Длятипологически ранних А.м. характерно большое значение, которое придавалосьнеподвижным звёздам. Так, согласно австралийским мифологическим представлениям,не только дождь и холод, но и солнечное тепло зависит от Плеяд (особая рольэтого созвездия отмечается и в южноазиатских мифах, в частности, раннеиндийских;следы их предполагаются и в символике печатей из Мохенджо-Даро). Согласноповерьям ойрат-калмыков, число звёзд на небе равно числу людей на земле (каждыйчеловек имеет свою звезду), а появление метеора говорит о чьей-то смерти (ср.связь астрального культа с образом дзаячи — божества судьбы в мифологиимонгольских народов). В Армении со звёздами был тесно связан культ предков.Согласно народным поверьям, каждый человек имеет в небесах свою звезду, котораямеркнет, когда ему угрожает опасность.
ИсторияА.м., общие черты которых могут объясняться не только общностью признаковсозвездий, звёзд и планет, но и диффузией некоторых комплексов представлений(что весьма вероятно по отношению к вавилонским А.м.), тесно связана с судьбойнаиболее ранних представлений о звёздном небе. Сравнительно развитыеастрономические познания несомненны для эпохи начиная с IV тыс. до н.э., когдав Западной Европе и в бассейне Средиземного моря (в т.ч. и на Востоке — вплотьдо Кавказа) возникают мегалитические сооружения, часть которых, например, Стоунхенджв Англии (II тыс. до н.э.), интерпретируются учёными как древние обсерватории.Вавилонские зиккураты — храмовые сооружения, использовавшиеся и для наблюдения зазвёздами, могут рассматриваться как ответвления этой околосредиземноморскойранней культуры, придававшей особое религиозное значение изучению небесныхсветил. Давно отмеченное сходство вавилонских А.м. и соотносимых с нимисимволов (знаков Зодиака) с другими аналогичными может объясняться как прямымвавилонским влиянием (что вероятно по отношению к греческой и некоторымближневосточным традициям), так и связью с ещё более ранними культурамисредиземноморского круга. В античную эпоху вавилонское воздействие можнопредположить в отношении этрусских А.м. Основным источником для их изученияявляется (наряду с известиями у римских авторов и некоторыми образцамиэтрусского искусства) бронзовая модель овечьей печени для гадания из Пьяченцы, представляющаясобой модель неба с нанесёнными на него именами божеств, каждому из которыхсоответствует определённый участок неба. В этрусских А.м., как и в другихиспытавших вавилонское влияние, обнаруживается систематизация, котораяпозволяет говорить о чертах преднауки. Дальнейшее развитие знаний о звёздномнебе, усвоенных через посредство вавилонской науки, приводит к становлениюастрологии (см. Вавилонская астрология, Индийская астрология).Мифологизированная интерпретация небесных светил (в особенности комет)характерна для всего европейского и арабского Средневековья, когда оформляетсяастрология как особая дисциплина, соединившая традицию А.м. с астрономическимизнаниями.
А.м.(чаще всего через посредство астрологии) оказали воздействие на художественноетворчество писателей Европы конца средних веков и начала Нового времени(французский поэт Ф.Вийон, английский поэт XVII в. Дж.Донн, У.Шекспир, позднее- И.В.фон Гёте). В последующий период образы, сходные с А.м., встречаются(возможно, в качестве архетипических) у символистов.
Список литературы
Астрологическаяэнциклопедия Дениса Куталёва
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.1astrolog.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблеми удосконалення оподаткування
Реферат Годівля корів
Реферат Cистеми трудового навчання в сучасній загальноосвітній школі
Реферат "Лекции по введению в психоанализ"
Реферат Державна підтримка сільського господарства та її форми в Україні
Реферат Індивідуальні звіти працівників кафедри природничо-математичної освіти та технологій іппо кмпу імені Б. Д. Грінченка про роботу, виконану у 2008-2009 н р. Звіт
Реферат Автоматизация учета продаж в ООО Евросеть
Реферат Доходы сельскохозяйственных предприятий: формирование и распределение
Реферат Проблемы управления термоядерным синтезом
Реферат Державне управління у сільському господарстві
Реферат Диспепсия новорожденных телят
Реферат Економіка водного господарства
Реферат Управління розрахунковими операціями підприємства при здійсненні зовнішньоекономічної діяльності (на прикладі дочірнього підприємства ТОВ "АНТ" ВАТ "Янцівський гранітний кар'єр")
Реферат Дослідження динаміки вологості грунту під посівами люцерни
Реферат К вопросу о правовой природе ответственности по налоговому законодательству