Анализ рынка дизельных генераторов Март 2009 года Российская Федерация Город Нижний Новгород www.snbc.ru © Дизайн Александра Савельева АНАЛИЗ РЫНКА ДИЗЕЛЬНЫХ ГЕНЕРАТОРОВ (Март 2009 года)1. Анализ рынка дизельных генераторовВсе оборудование, приобретаемое ООО ПКФ «ЭнергоЛига» в рамках инвестиционного проекта, относится к классу дизельных генераторов.Типы генераторов. Все типы генераторов (электростанций), представленные на российском рынке, призваны решить одну главную задачу – бесперебойного автономного от центральных сетей снабжения электроэнергией жилых и производственных объектов. В зависимости от потребляемого устройствами типа топлива выделяют газовые, бензиновые и дизельные агрегаты. Все три типа нашли довольно широкое применение в России, однако наиболее предпочтительным остается использование электрогенераторов, работающих на газовом топливе.Газовые генераторы являются самым оптимальным решением при выборе резервного или постоянного источника электроэнергии на промышленном предприятии, в коттеджном поселке, на складе или другом объекте, нуждающемся в бесперебойном электроснабжении. Большой разброс выдаваемой мощности позволяет говорить об универсальности данных устройств, а тот факт, что они работают на самом дешевом и экологичном виде топлива – об экономичности и безопасности. Кроме того, газогенераторы обладают самым большим ресурсом благодаря минимальному воздействию газа и продуктов его горения на детали агрегата, а также стоимостью, сопоставимой с аналогичными устройствами.Среди всех типов генераторов бензиновые выдают самую низкую мощность. Данные агрегаты способны питать сразу несколько маломощных электрических устройств, но непродолжительное время. Их основным плюсом является удобство использования в походах благодаря доступности бензина, причем качество топлива никак не отражается на работе устройства. Минус бензогенераторов – высокая стоимость топлива и зависимость от размера бензобака.Дизель – генератор – агрегат, предназначенный для выработки электрической энергии в автономных условиях, вне зависимости от центральных систем электроснабжения, а вместе с обслуживающими системами дизель – генератор вполне можно назвать автономной дизельной электростанцией. Дизельные генераторы могут служить в качестве постоянного или резервного источника электроэнергии в зависимости от выходной мощности агрегата. Основное преимущество устройств данного типа – дешевизна дизельного топлива по сравнению с бензином, а также довольно длительный ресурс агрегата. Кроме того, разнообразие выпускаемых моделей позволяет выбрать удобную для покупателя – с ручным или автоматическим запуском двигателя. Главный недостаток дизель – генераторов заключается в том, что сама система вспрыска топлива подвергает двигатель ударным нагрузкам, что снижает и срок службы двигателя.1Первым важнейшим отличием дизельных электростанций является широкий диапазон мощностей, которые могут вырабатывать ДЭС (дизельные электростанции), по сравнению с другим оборудованием альтернативного энергообеспечения. В зависимости от типа они составляют от 2 кВт, до 2,5 МВт. Именно поэтому подобные электростанции находят применение практически везде: от использования в качестве систем энергоснабжения небольшого загородного дома или придорожного кафе, до обеспечения энергией промышленных производств.Второе важное отличие: электростанции могут быть очень компактными, и легко помещаться в багажник семейного автомобиля. В то же время ДЭС промышленного назначения монтируются в специально построенном здании, или поставляются в контейнерном исполнении.Третьим весомым преимуществом является высокий ресурс работы дизельных генераторов. Он весьма большой, и в среднем составляет до 40 000 моточасов непрерывной работы.Четвертым отличием специалисты называют довольно низкую шумность, безопасность в эксплуатации и ремонтопригодность, что немаловажно для бытового потребления ДЭС.Пятое отличие – экономичность по расходу топлива и безусловная надежность. И, наконец, современные дизельные электростанции обладают высокими экологическими показателями.Таким образом, основное достоинство дизель – генераторов – автономность и портативность. Для ввода такой электростанции в действие необходимо только доставить ее и необходимый запас дизельного топлива на место, соединить с местной электрораспределительной системой и запустить дизель – генератор. Такой способ применения дизель – генераторов используется для постоянного энергоснабжения в удаленных загородных зонах, на яхтах, другом водном транспорте, для временного питания электрооборудования на различных объектах – будь то концертная зона или торговая площадь, или питание электроинструмента на стройках. Дизель – генераторы можно использовать и в качестве резервных (аварийных) источников питания в тех организациях, где требуется постоянное бесперебойное электроснабжение, не зависящее от перепадов в центральной электросети. В этом случае дизель – генераторы работают во время отключения или провалов напряжения в основной сети.В целом дизельные генераторы могут применяться в коммерческих и социальных организациях, специальных службах и частном секторе: строительные компании, подрядные организации; торговые организации, магазины, автомойки, автозаправки; МВД, МЧС, аварийные службы, службы ЖКХ; больницы, школы, детские сады; загородные дома, коттеджи.В настоящее время на рынке представлен широчайший ассортимент дизельных электростанций любых классов. Специалисты выделяют два класса: бытовой (малобюджетный) и индустриальный. ^ Современная электростанция индустриального класса оснащается дизельными двигателями от самых надежных мировых производителей.Все дизельные электростанции различаются в зависимости от типа устанавливаемого двигателя, и подразделяются на высокооборотные (скорость вращения мотора 3000 об/ мин), и низкооборотные (1500 об/мин).Высокооборотные ДЭС используются в качестве основных систем электроснабжения в тех местах, где невозможно подключиться к централизованной электросети, или ее возможностей недостаточно для определенного потребителя. Они более дешевые, по сравнению с низкооборотными.2Генераторы бывают синхронными и асинхронными. Синхронные генераторы менее точны, но, тем не менее, они пригодны для аварийного электропитания офисов, холодильных установок, оборудования загородных домов, дач, строительных объектов. Такие электрогенераторы без проблем справляются с энергоснабжением электроинструментов и электродвигателей с реактивной нагрузкой до 65% от своего номинала.Асинхронные генераторы обеспечивают поддержание напряжения в сети с высокой точностью, поэтому позволяют подключать к ним аппаратуру, чувствительную к перепадам напряжения (например, медицинское оборудование, другие электронные устройства). ^ Подобные генераторы позволяют подключать к ним электроинструменты и электродвигатели с реактивной мощностью до 30% от номинала.Варианты исполнения дизельных электростанций: По способу защищенности от атмосферных воздействий: lbptk, капотного, бескапотного, кузовного и контейнерного исполнения. По способу подвижности: стационарные и передвижные. По способу перемещения: на прицепе, полуприцепе, на автомобиле, на раме – салазках, блочно – транспортабельные.3Производители двигателей для дизельных электростанций. Наиболее актуальным в автономном энергоснабжении в настоящее время является поставка, монтаж и сервис надежных, качественно спроектированных и проверенных временем импортных дизель – генераторов с дизельными двигателями ведущих мировых производителей, которые могут быть обеспечены сервисом и ремонтом в России (это, безусловно, двигатели «Cummins», «Volvo Penta», «Perkins», «John Deere» и другие) и генераторами также известных мировых производителей – «Leroy Somer» (Франция), «Stamford» (Англия) и другими.Технические характеристики отечественных дизельных двигателей сегодня, к сожалению, уступают импортным аналогам. В основном они имеют V – образное исполнение, что влечет за собой увеличение массогабаритных показателей и снижению надежности относительно двигателей рядного исполнения. Отечественные дизельные двигатели имеют повышенный расход топлива и масла на угар, что особенно критично для дизельного генераторного устройства с требуемым увеличенным временем непрерывной работы. В среднем отечественные дизельные двигатели характеризуются вдвое меньшим моторесурсом чем, например, двигатели «Perkins» или «Volvo Penta».Диапазон номинальных мощностей дизель – генераторов на базе отечественных двигателей достаточно узок, а сами мощности представлены с большой дискретностью. Современные системы автоматики и компьютерного мониторинга на отечественной элементной базе практически нереализуемы. Закупка импортных комплектующих лишает отечественную генераторную установку стоимостного преимущества над дизель – генераторами иностранного производства и не решает проблемы из – за низкого качества сборки.4Некоторые специалисты отмечают ряд особенностей отечественных двигателей, которые можно справедливо отнести к их достоинствам: они проще в эксплуатации и дешевле импортных аналогов, имеют хорошую ремонтопригодность и приемлемый ресурс, особенно если учесть, что условия эксплуатации двигателей, как импортных, так и отечественных, далеки от идеальных. Другими словами, российские условия эксплуатации зачастую нивелируют ресурсные преимущества импортных двигателей.Определенным неудобством для потребителей является отсутствие дробной мощностной линейки отечественных электростанций. Эту проблему наши производители пытаются решить за счет использования двигателей иностранного производства. Таким путем, например, пошел курский завод «Электроагрегат».5Наиболее распространенные в генераторных установках двигатели отечественного производства представлены ЯМЗ (Ярославский моторный завод), ТМЗ (Тутаевский моторный завод), ЗМЗ (Заволжский моторный завод). Так же в России распространены двигатели белорусского производства ММЗ (Минский моторный завод).Отечественные производители дизельных электростанций. Ассортимент оборудования российских производителей достаточно широк. Это автономные и бытовые электростанции «Вепрь», дизель – генераторные установки, произведенные в России с использованием двигателей ЯМЗ, ТМЗ, ЗМЗ, ММЗ и генераторов «Leroy», «Sincro», «Velga» и других.Сегодня в России производится множество видов дизельных электростанций, с разными техническими характеристиками. Как правило, изначально они имеют аббревиатуру АД (агрегат дизельный), ЭД (электростанция дизельная) и различаются в зависимости от номинальной мощности, количества фаз, напряжения, степени автоматизации, вида системы охлаждения, а так же марки двигателя и проч. В зависимости от данных характеристик изменяется и стоимость генераторов, которая может варьировать от нескольких десятков тысяч до одного миллиона рублей и выше.Среди производителей дизель – генераторных установок внимания заслуживают ОАО «Звезда – Энергетика», Ярославский моторный завод, Курский «Электроагрегат», завод имени Маминых, Волжский моторный завод. Однако, для большинства производителей, выпуск дизель – генераторных агрегатов не является профильным видом деятельности. Основной специализацией, как правило, выступает выпуск дизельных двигателей, причем не обязательно двигателей для генераторных установок. В частности, основным направлением ЯМЗ являются выпуск двигателей для автомобильной промышленности.^ Основными производителями российских дизель – генераторов являются:ООО «Группа компаний ТСС» (город Москва). «Группа компаний ТСС» – один из крупнейших российских производителей и поставщиков на рынке энергетического, строительного и отопительного оборудования. Ассортимент поставляемого «ГК ТСС» оборудования насчитывает более трех тысяч наименований и включает в себя как оборудование собственного производства, так и технику ведущих мировых производителей. Компания осуществляет услуги в следующих областях: производство дизельных и бензиновых генераторов, производство контейнеров, поставка дизель генераторов и бензогенераторов ведущих мировых производителей, проектирование, монтаж и подключение, гарантийный и постгарантийный сервис, поставка запчастей.Для производства электростанций компания ТСС выбирает только высококачественные комплектующие известных производителей: двигатели – «Volvo Penta», «Deutz», ММЗ (Минского моторного завода), ЯМЗ (Ярославского моторного завода), бесщеточные генераторы – «Mecc Alte», «Engga», «Stamford» и «Marathon». Все станции могут выпускаться в комплектации по 1 – ой, 2 – ой степени и 3 – ей степени автоматизации. ГК ТСС производит современные, удобные и надежные устройства управления дизель – генераторными установками на основе контроллеров мировых лидеров в данной области – компаний «Deif» (Дания) и «ComAp» (Чехия). Также реализуются проекты по параллельной работе нескольких электростанций. Компания на сегодняшний день представлена в регионах более чем 30 дилерами. В Нижегородской области ее представляет ЗАО «Группа ОРДЕР».6ОАО «Звезда – Энергетика» (город Санкт – Петербург) специализируется на комплексных энергетических решениях для газовой и нефтяной отраслей, промышленных объектов и инфраструктуры ЖКХ. Компания оказывает полный спектр услуг по строительству энергоустановок любой степени сложности на базе дизельных и газопоршневых двигателей, а также газовых турбин. ОАО «Звезда – Энергетика» располагает производственной площадкой (около 10 000 кв.м) в Санкт – Петербурге.Также функционирует представительство компании в Москве и сервисные центры в Сургуте, Надыме и Салехарде. Производит несколько типов дизельных генераторов под маркой «Wärtsilä» и «Звезда».7ОАО «Электроагрегат» (город Курск). Сегодня предприятие – крупнейший в России производитель: дизельных электроагрегатов, передвижных и стационарных, различной степени автоматизации, с двигателями отечественных и зарубежных производителей. Выпускает автономные источники питания типов АД и ЭД от 8 до 1500 кВт и выше.8ЗАО Московский прожекторный завод (город Москва). «Московский Прожекторный Завод» предлагает дизельные генераторы открытого исполнения, дизельные электростанции в контейнере и под капотом, стабилизаторы напряжения для решения обеспечения энергонезависимости предприятия, офиса или объекта частной собственности.ЗАО «Московский Прожекторный Завод» занимает устойчивое лидирующее положение по производству дизель – генераторов мощностью от 10 до 500 кВт в стационарном и передвижном исполнении, открытых и в контейнере, используемых как основной или резервный источник питания. Производство осуществляется на основе двигателей ММЗ и ЯМЗ. Надежность электроагрегатов, их качество и способность работать в любых российских условиях, а так же квалифицированная сервисная поддержка – основные конкурентные преимущества ЗАО «Московский Прожекторный Завод».9ОАО «Баранчинский электромеханический завод» (поселок Баранчинский Свердловской области). Предприятие занимается производством мини – электростанции в диапазоне мощностей от 8 до 350 кВт. В частности производятся дизельные электростанции типа АД, предназначенные для работы в качестве основного или резервного источника питания электрической энергией силовых и осветительных устройств. Правление завода планирует создание совместного производства дизельных электростанций в диапазоне мощностей от 10 до 500 кВт, с комплектацией установок дизелями китайского производства.10ЗАО ПК «Дизель – Систем» (город Ярославль). ЗАО ПК «Дизель – Систем» предлагает отечественные дизельные электростанции и дизель – генераторы (конверсионные с хранения, после проведения предпродажной подготовки на производстве, в том числе новые электростанции производимые компанией), серии: АД, ДЭС на базе двигателей ЯМЗ, ТМЗ. Дизельные электростанции, предлагаемые компанией «Дизель – Систем», предназначены для питания потребителей трехфазным переменным током напряжением 400 В, частотой 50 Гц. В качестве основных источников электроснабжения применяются для автономных объектов (отдаленные населенные пункты, строительные площадки, месторождения, вахтовые поселки, буровые установки и т.п.). В качестве резервных источников электроснабжения могут применяться на объектах, требующих повышенной надежности энергоснабжения (промышленные предприятия, учреждения образования и медицины, банки и финансовые компании, гостиницы и т.п.).11ОАО «Михневский Ремонтно – механический завод» (Московская область). Сегодня завод производит электрические дизельные генераторы в модельном ряду от АД – 10 (разработанные на базе дизельных двигателей, как с воздушным, так и с водяным охлаждением и синхронных генераторов марок «Sincro», «BRF», «Leroy», предназначенных для использования в качестве источников автономного питания переменным трехфазным током частотой 50 Гц напряжением 400 В в удаленных населенных пунктах, для аварийных, ремонтно – строительных, лесозаготовительных работ, а также для использования в качестве аварийного источника тока в больницах, банковских учреждениях, на предприятиях связи и в жилых домах) до АД – 315.12Российские дизель – генераторы отличаются от зарубежных аналогов сравнительно низкой стоимостью и своей приспособленностью к местным условиям работы (Крайний Север, Узбекистан, Таджикистан и т.д.). Но все же их качество остается невысоким. Отечественные производители дизельных генераторов привыкли работать «по старинке», то есть об удобстве работы с данными изделиями не может быть и речи. Часто случается, что технические характеристики, описанные в техпаспортах российских дизель генераторов, не соответствуют действительности. Многие отечественные производители данного оборудования и их официальные дистрибьюторы часто реализуют дизельные электростанции без гарантийного обслуживания – что совершенно недопустимо в данной отрасли.13На сегодняшний день наблюдается падение объемов производства отечественных дизелестроителей и, как следствие, рост цен на их продукцию. Фактически прекратили производство дизелей «Турбомоторный завод» из Екатеринбурга и «Трансмаш» из Барнаула. В результате чего, комплектация дизельных электростанций импортными двигателями (в частности китайскими и белорусскими) выглядит достаточно перспективной альтернативой.14Мировые производители дизельных электростанций. На мировом рынке дизельных электрогенераторных установок можно выделить три группы компаний – производителей: Первая группа – компании, которые производят установки на базе двигателей собственного производства и электрогенератора, закупаемого на стороне: «Cummins Engine Company», «Caterpillar», «Perkins», «Iveco», «Lombardini», «Yanmar», «Guaskor», «Mitsubishi»; Вторая группа – компании, производящие дизельные установки на базе электрогенератора собственного производства и двигателя, закупаемого на стороне: «Generac», «Genelec», «F.G.Wilson», «Gen Set», «Atlas Copco», «Geko», «Euromecc», «Andrews», «Coleman», «Sparky», «Pezetel», «Elemax»; Третья группа – компании, производящие дизельные электрогенераторные установки на основе дизельных двигателей и электрогенераторов, закупаемых на стороне. Они поставляют свою продукцию, как правило, только на внутренний рынок.Так сложилось, что для компаний, которые отнесены в первую группу, дизельные электрогенераторные установки не являются основной продукцией.Несмотря на то, что характеристики электроагрегата в основном определяются дизельным двигателем, законодателями мод на мировом рынке дизельных мини – электростанций являются компании, которые выделены во вторую группу, да и то не все, а только те из них, кто изготавливает электрогенераторы исключительно для производства дизельных электрогенераторных установок. К ним, прежде всего, относятся «F.G. Wilson», «Generac» и «Atlas Copco».15В настоящее время на отечественном рынке представлены практически все крупные иностранные производители дизельных электрогенераторных установок. Это и «Caterpillar», и «F.G.Wilson», и «Atlas Copco», и «Honda», и «SDMO», и «GEKO» и др. За прошедшие 10 – 15 лет они прочно утвердились на российском рынке.Зарубежные производители дизельных электростанций предлагали (и предлагают) отечественному потребителю широкий мощностной ряд современных агрегатов, надежных, с более совершенной, чем у отечественных машин, автоматикой. Помимо этого зарубежные производители в соответствии с требованиями ISO 9001 большое внимание уделяют таким потребительским свойствам, как удобство в эксплуатации, экологическая безопасность, контроль. Российских потребителей не останавливала даже высокая цена электростанций иностранного производства, так как качество и надежность импортного оборудования, для многих компаний важнее его стоимости.Это, прежде всего, кредитные и финансовые организации и другие коммерческие структуры, компьютеризированная деятельность которых сильно зависит от сохранности базы данных и постоянного доступа к информации, МТС и ее региональные филиалы, различные телекоммуникационные системы. Крупным потребителем импортных дизельных электростанций стали отечественные добывающие компании, которым необходимо автономное обеспечение электроэнергией.Помимо непосредственно энергетических агрегатов иностранные компании предложили российскому потребителю высокий уровень технического обслуживания. Многие из них стали создавать в различных регионах России свои сервисные центры и склады запасных частей, а также налаживать систему доставки в регионы запасных частей на случай поломки агрегатов.Наиболее продаваемыми, известными и проверенными являются производители дизель – генераторов таких стран как Франция, Великобритания, Германия, США, Италия.«SDMO». Французский концерн «SDMO» выпускает электростанции, начиная с 1969 года. В России продукция «SDMO» продает дизельные генераторы с 1980 – х годов. Генераторы «SDMO» зарекомендовали себя как качественные, долговечные и высоконадежная продукция. Срок безукоризненной работы дизельных электростанции марки «SDMO» как в основном, так и в резервном режимах достигает более 10 лет, непрерывной эксплуатации. Французский концерн «SDMO» с момента основания основным и единственным видом своей деятельности определяет производство дизельных генераторов. Диапазон мощностей генераторов «SDMO» от 7,5 до 3000 кВт. В электростанциях «SDMO» используются двигатели «Mitsubishi», «John Deere» и «Volvo Penta». В диапазоне мощности от 30 до 275 кВА в «SDMO» применяются дизельные двигатели «John Deere», свыше 200 кВА двигатели «Volvo Penta».«FG Wilson (Engineering)» Ltd. Компания «FG Wilson (Engineering)» Ltd. – крупнейший производитель дизель генераторов в Европе, основана в городе Белфаст, Северная Ирландия. Компания производит электростанции с 1966 года, успешно осуществляет поставки в более 180 стран мира, в регионы с различными климатическими условиями. Электрогенераторы фирмы «Wilson» активно эксплуатируются на промышленных объектах, отелях, магазинах, больницах, частных домах, предприятиях. Данные дизель – генераторы используются для энергоснабжения населенных пунктов, строительных площадок, производственных помещений, цехов. Огромный опыт эксплуатации электрогенераторов фирмы «FG Wilson» в России и странах СНГ показал себя с наилучшей стороны, оборудование отлично адаптировано к реалиям, которые относятся к различным регионам России, с ее разнообразным климатом. У компании «FG Wilson» одной из основных задач является – постоянное совершенствование технологии своего производства, техническое усовершенствование выпускаемых генераторов, которые работают как на газовом, так и на дизельном топливе.В дизельных электростанциях компания использует двигатели «Perkins», «Scania», «Ford», «Isuzu», «Kubota». Во всех агрегатах применяются генераторы «Leroy Somer» или «Stamford».«AKSA Power Generation». Компания «AKSA Power Generation» – известная во всем мире торговая марка энергетического оборудования. Свыше 26 лет модернизирует и совершенствует свое умение в деле производства электростанций с дизельными и бензиновыми, а также газовыми двигателями, мощностью от 2,2 кВт до 2500 кВт. Разработка и выпуск дизель генераторных электростанций компании AKSA происходит на собственных производственных мощностях. Компания производит продукцию на территории Турции (город Стамбул).Электрогенераторы выпускаются сразу на нескольких сборочных конвейерах предприятий, проходят обязательное предпродажное тестовое испытание под нагрузкой. «AKSA Power Generation» – крупнейшая компания на большом рынке производителей электроэнергетического оборудования и на протяжении многих лет обеспечивает сервисное обслуживание клиентов в разных уголках мира.^ «ATLAS COPCO». Штаб – квартира концерна «Atlas Copco» располагается в Швеции (Стокгольм). Штат работающих в компании, насчитывает около 26000 человек, а производство размещается в 17 крупных странах. Продукция концерна реализуется и сдается в аренду через всемирную торговую сеть сбыта и услуг в 150 странах мира, половина которых обслуживается компаниями, полностью принадлежащими «Atlas Copco AB», в том числе, ЗАО «Атлас Копко» в России, Казахстане, Узбекистане, Беларуси и других странах.«Olympian». Большая серия дизельных генераторных установок «Olympian», которые выпускает компания «Caterpillar», предоставляют собой оптимальное решение для организации систем гарантированного энергоснабжения с широтой диапазона от 10 до 550 кВА. Дизельные электростанции «Olympian», производство которых полностью аккредитировано по ISO9001, прекрасно проявили себя, даже в сложнейших условиях эксплуатации с повышенной нагрузкой. Основной надежностью дизель генератора этой марки, это их полная техническая поддержка средствами сервисной сети компании «Caterpillar». Дизельные электростанции «Olympian» располагают широким спектром по комплектации дополнительных опций к продаваемой продукции, улучшая тем самым технические характеристики.16«Cummins». Компания «Cummins» является одним из крупных игроков на рынке дизельных двигателей, а также агрегатов на их основе и вспомогательных систем. Все основные компоненты дизель – генераторов, производятся дочерними компаниями «Cummins», а поставщиком генераторов является компания «Newage Stamford». «GESAN». Компания «Gesan» является одним из лидирующих производителей генераторных установок в Европе. Номинальные мощности дизель – генераторов охватывают диапазон от 7 кВА до 2500 кВА. Дизельные электростанции «Gesan» комплектуются одними из лучших дизельных двигателей в мире – «Perkins», «Cummins» и «Volvo Penta». В качестве генераторов переменного тока используются бесконтактные синхронные машины «Newage Stamford». Использование компонентов только высочайшего качества в сочетании с инновационными технологиями позволяет компании производить конкурентоспособное оборудование. Благодаря оптимально подобранному соотношению мощностей первичных двигателей и генераторов, дизель – генераторы «Gesan» имеют минимальный в своем классе расход топлива и хорошую способность «подхвата» нагрузки.«RKraft». Дизельные электростанции (дизельные генераторы) «RKraft» – это блочные электрогенерирующие установки мощностью от 10 кВт до 500 кВт на основе дизельных двигателей. Стандартное исполнение включает в себя двигатель «Cummins», трехфазный генератор «Stamford» автоматическая панель управления «Bernini» (Италия) или «Deep Sea» (Англия).Компания «RKraft» поставляет дизельные генераторы, электростанции, передвижные и промышленные дизельные электростанции на европейский рынок уже более 15 лет, а два года назад вышла и на российский рынок.На сегодняшний день «RKraft» в России – это штаб – квартира в Москве, и два региональных филиала в Санкт – Петербурге и Краснодаре. При этом организация включает в себя не только подразделения оптовых и розничных продаж дизельных электростанций и других систем энергоснабжения (солнечные коллекторы, фотоэлектрические панели, ветроустановки), но и сервисное, ремонтное и даже монтажное подразделения.Уникальное сочетание высокого качества и бюджетной цены при наличии серьезной базы для гарантийного и сервисного обслуживания характерное для оборудования «RKraft» является основным преимуществом позволяющим оценивать установку дизельных генераторов «RKraft» в качестве лучшего варианта для резервного и постоянного электроснабжения объектов. Дизельные электростанции, в том числе промышленные и передвижные дизельные электростанции, предлагаются в открытом исполнении, в шумовлагозащитном кожухе, в контейнере и на шасси и поставляются в комплектации специально адаптированной для работы в условиях России, в том числе и в северных регионах.17Как правило, иностранные производители генераторных установок используют ограниченную элементную базу. Например, компания «FG Wilson» применяет в основном двигатели «Perkins», компания «Cummins»– только двигатели «Cummins», компания «SDMO» в наиболее востребованном диапазоне мощностей от 30 до 275 кВА, применяет двигатели «John Deere». И напротив, компания «Gesan» может по желанию заказчика укомплектовать генераторную установку заданной мощности любым двигателем из ряда: «Volvo Penta», «Perkins» или «Cummins». Для работы этих двигателей применяются топливо и масло, соответствующие российским ГОСТам. 18Спрос на рынке дизельных электростанций. Тенденции рынка. В условиях высокой конкуренции со стороны западных компаний отечественные производители оказались в весьма затруднительном положении. Конечно, у них осталась своя ниша – потребители, которые либо ограничены в средствах, либо традиционно привыкли работать на отечественном оборудовании. Именно в рамках этой ниши российским предприятиям пришлось учиться работать в условиях рынка. Проблемы на этом поприще возникли еще на начальном этапе.Даже сторонники отечественной техники отмечали, что российские дизельные агрегаты проигрывают зарубежным аналогам по многим параметрам: они чрезмерно массивные, с высоким уровнем шума, неудобные в эксплуатации, а зачастую и не очень надежные. К этим недостаткам следует прибавить и неразвитость сервисных служб. Правда, это всегда компенсировалось высокой ремонтопригодностью отечественных агрегатов – исправление возникающих поломок не требовало высокой квалификации обслуживающего персонала.Одним из главных преимуществ отечественных дизельных электрогенераторных установок еще до последнего времени была цена, но, как утверждают специалисты, на сегодняшний день отечественное оборудование теряет и это преимущество – по объективным причинам (рост цен на энерго – и теплоносители, повышение заработной платы, увеличение налогов и пр.). Растут цены даже на те агрегаты, которые не подвергаются модернизации. Например, в линейке мощностей до 100 кВт импортные дизельные агрегаты по цене практически сравнялись с отечественными, а по ряду мощностей даже имеют ценовое преимущество. Рост цен на отечественные дизельные электростанции обусловлен также увеличением себестоимости изделий, которая находится в сильной зависимости и от массовости производства. Зарубежные производители в значительной степени именно по этой причине имеют возможность держать цены на приемлемом уровне.Эксперты отмечают, что отечественные производители не очень заинтересованы в том, чтобы модернизировать производство и расширять мощностной ряд производимых агрегатов. Одной из причин подобного отношения, по их мнению, является существующее положение дел, в силу которого некоторые государственные организации (например, больницы) обязаны использовать в качестве резервных источников электроснабжения исключительно отечественные агрегаты. Это позволяет отечественным производителям иметь гарантированный рынок сбыта и не очень стремиться расширять эту нишу. Более того, любая попытка использовать в агрегате комплектующие зарубежного производства автоматически лишает предприятие гарантированного рынка сбыта, поскольку оборудование уже не будет являться исключительно отечественным.Между тем, именно качество дизельной электрогенераторной установки является наиболее узким местом в отечественном энергетическом машиностроении. Некоторые модели двигателей, которые и поныне выпускаются отечественными заводами, были разработаны в середине прошлого века. ^ Участники рынка полагают, что коренным образом изменить ситуацию очень трудно – нужны крупные инвестиции. Такое по силам либо крупным компаниям, либо при активной государственной поддержке. Следует также отметить, что сегодня российские производители дизельных электростанций предпринимают усилия по модернизации производимой продукции. Например, на курском заводе «Электроагрегат» идет активная модернизация щитов управления, приближение их к европейскому стандарту. Конструкторский отдел этого предприятия разрабатывает новые типы более дешевой и более простой в эксплуатации автоматики.19Недавние аварии в электросетях совершенно неожиданно сыграли на руку именно отечественным производителям – резко возрос спрос на дизельные электростанции. Компании, занимающиеся продажей и техническим обслуживанием энергетических установок, отмечают значительное оживление именно в сегменте отечественной техники рынка электрогенераторных установок. Появились новые потребители – предприятия агропромышленного комплекса и жители сельских районов.Как отмечают участники рынка, подобные тенденции явились следствием не только, а может быть и не столько, недавно прошедших аварий в централизованных электросетях. Перебои в электроснабжении в сельских регионах в последние годы происходили постоянно, но у сельского хозяйства просто не было достаточно средств, чтобы обеспечить себя резервными источниками электроэнергии. К настоящему времени финансовое положение многих сельскохозяйственных предприятий изменилось, по всей вероятности, изменился и подход их руководителей к оценке выгод и преимуществ стабильного электрообеспечения. Как бы то ни было, круг потребителей отечественных дизельных электрогенераторных установок значительно расширился именно за счет сельских регионов. При этом следует подчеркнуть, что подавляющее большинство новых участников рынка, ориентировано именно на отечественную технику.Эксперты отмечают также определенное географическое расслоение предпочтений потребителей. В Центральном федеральном округе потребители больше склонны приобретать импортную технику, во всех других регионах России – отечественную. Большое количество дизельных электростанций отечественного производства приобретается на Урале и в Западной Сибири. Учитывая сложные климатические условия этих регионов, во многих случаях сложные условия работы агрегатов – (геологические, промысловые экспедиции, нефтедобыча, строительные объекты и т. п.) – подобные предпочтения говорят в пользу достаточной надежности дизельных установок российского производства. А плохое состояние дорог, которое затрудняет доставку запасных частей, и отсутствие на местах высоко квалифицированных специалистов по обслуживанию и ремонту делают отечественные электроагрегаты просто незаменимыми.Практика показывает, что наиболее востребованы в настоящее время отечественные дизельные электроагрегаты мощностью 60, 100 и 500 кВт. Агрегаты большей мощности производятся, но имеют очень большие габариты и слишком громоздки.Наметившиеся тенденции на рынке дизельных электростанций внесут некоторые изменения в соотношение сил между отечественными и зарубежными производителями на рынке дизельных электрогенераторных