Анализ состояния и тенденций развития нижегородского рынка гостиничной индустрии Октябрь 2007 года Российская Федерация Город Нижний Новгород www.snbc.ru © Дизайн Александра Савельева АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО РЫНКАГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ (Октябрь 2007 года) В глазах участников отечественного рынка коммерческой недвижимости гостиничный сегмент заметно отстает от остальных сегментов рынка – строительство гостиниц представляется менее увлекательным бизнесом, чем строительство офисных, торговых и складских объектов. Тем не менее, с развитием рынка – усилением конкуренции, снижением рисков – прибыльность объектов во всех секторах коммерческой недвижимости снижается, и все больше игроков готовы вкладывать средства в молодой гостиничный рынок. В гостиничном бизнесе собственнику недостаточно иметь удачно расположенное и грамотно спроектированное здание: гостиница – это бизнес, в котором здание является лишь составляющей, хотя и немаловажной. Приходится учитывать, что в отличие от офиса, торгового центра или склада, гостиничные номера должны продаваться ежедневно. Средние сроки окупаемости гостиничной недвижимости значительно превышают показатели для офисной и торговой недвижимости и составляют, по оценкам экспертов, шесть – восемь лет, поэтому не все инвесторы готовы вкладывать средства в этот сегмент.За последние годы на российский рынок обратили внимание международные гостиничные операторы, которые стремятся закрепиться в малоосвоенном сегменте, ощущая его высокий потенциал. Принадлежность гостиницы к известному международному бренду гарантирует гостям определенный стандарт обслуживания, что является относительной редкостью для российских гостиниц, которые отличаются большим разнообразием с точки зрения качества услуг даже внутри одной категории. Поэтому большинству западных и все большему числу российских туристов наличие международного бренда позволяет сориентироваться при выборе места остановки во время визита. По итогам 2006 года объем нижегородского гостиничного рынка (включающего в себя все средства размещения) составил 720 миллионов рублей. По состоянию на декабрь 2006 года гостиницы города и области приняли около 600 тысяч человек. К нам прибыло почти 75 тысяч зарубежных гостей, в гостиницах было поселено порядка 16 тысяч. Но у любой медали две стороны: в Нижнем Новгороде существенно обострилась проблема нехватки гостиничных номеров. По данным Министерства поддержки и развития малого предпринимательства Нижегородской области, в регионе насчитывается 78 гостиниц, в том числе 24 – в Нижнем Новгороде. Гостиничный фонд города составляет 2979 номеров на 5183 места. Средняя обеспеченность гостиничными номерами – 2,4 единицы на 1000 жителей. Гостиничный рынок города Нижнего Новгорода весьма неоднороден и не структурирован: в двух нишах есть «категорийные» гостиницы, остальные «условно работают» в определенном классе. Официальные категории имеют всего четыре отеля: по «4 звезды» у гостиниц «Волна» (198 номеров) и «Александровский сад» (49 номеров). Официальные «3 звезды» имеют гостиницы «Ока» (200 номеров) и «Октябрьская» (75 номеров). В отелях уровня «3 – 4 звезды» номеров немногим более 500. На уровне «четырех звезд» функционирует «Никола Хаус» (31 номер), на уровне «трех звезд» – отель «Центральный» (более 500 мест) и гостиница «Нижегородская». Большая же часть нижегородских гостиниц не сертифицирована. Распределение численности гостиниц по районам города Нижнего Новгорода. Источник: ЗАО «НижБизнесКонсалтинг»В последние годы нижегородская гостиничная индустрия развивалось в основном за счет реконструкции существующих гостиниц. Обновленная «Волна» – первая и остающаяся самой большой гостиницей «4 звезды» в городе – расположена в Автозаводском районе, по соседству с автогигантом. Вполне достойный сервис предлагает «Октябрьская», расположенная на престижной Верхне – Волжской набережной. Официально подтвердить статус «три звезды» намерены руководители гостиниц «Нижегородская» и «Центральная».В 2004 – 2006 годах в Нижнем Новгороде были построены только три новых отеля: «Александровский сад», «Никола Хаус» (31 номер) и «Жук Жак» (18 номеров). Распределение гостиниц города Нижнего Новгорода по категориям. Источник: ЗАО «НижБизнесКонсалтинг»Многие нижегородские гостиницы принципиально не участвуют в классификации, так как опасаются ее не пройти. К тому же получение «звезд» и постоянное поддержание уровня требует значительных усилий и материальных затрат. Типичные проблемы нижегородских гостиниц: нехватка площадей и, как следствие, отсутствие необходимых для подтверждения «звезд» услуг: парикмахерской, службы бытового сервиса, зала для переговоров, нужного числа ресторанов. Поэтому отельеры устно декларируют, по их мнению, соответствие сервиса числу звезд, но не документируют этот факт.В городе до сих пор нет ни одного пятизвездочного отеля. Качественных номеров в городе явно недостаточно. Принимая гостей на конференцию или другое крупное деловое мероприятие, организаторы зачастую испытывают серьезные трудности с тем, чтобы разместить гостей в одном месте и на приблизительно одинаковых условиях.Ниша стала настолько свободной, что инвестиционный интерес снова начал возрастать, причем настолько активно, что в ближайшие несколько лет ожидается волна гостиничного строительства. По мнению участников рынка, накопилась некая критическая масса. Инвесторы присматривались, изучали обстановку, анализировали инвестиционный климат. В других сегментах недвижимости конкуренция сейчас достаточно высока, а в гостиничном бизнесе все наоборот – конкуренции почти нет.1Особенностью инвестиций в гостиничный бизнес является то, что большая часть трат связана не со строительством объект недвижимости, а с инвестициями в оборудование, управление, персонал. Средний срок окупаемости гостиницы выше, чем других сегментах рынка недвижимости. Еще один сдерживающий фактор развития этого сектора коммерческой недвижимости – практически полное отсутствие грамотных управляющих компаний, способных взять на себя управление отелем.По оценкам экспертов, до 80% всех постояльцев нижегородских гостиниц – бизнес – туристы. Въездной туризм в городе почти не развит. Для привлечения и удержания бизнес – туристов отельеры активно обустраивают гостиничную инфраструктуру: конференц – зал, доступ в Интернет, факс, принтер, ризограф и даже ламинирование стали стандартным минимальным набором услуг каждой гостиницы. В четырех крупных гостиничных комплексах города – «Александровский сад», «Волна», «Никола Хаус», «Октябрьская» – есть системы беспроводной связи на базе технологии Wi – Fi. Однако большинство конференц – залов (а именно к ним, по словам эксперта, посетители предъявляют самые высокие требования) не соответствуют европейским стандартам. Растут требования гостей и к безопасности отелей – отельеры уделяют повышенное внимание обеспечению сохранности вещей гостя и развитию дополнительных услуг в этом направлении. Распределение номерного фонда гостиниц по районам города (сентябрь 2007 года). Источник: ЗАО «НижБизнесКонсалтинг»Отельеры развивают условия не только для работы, но и для отдыха. На территории гостиниц уровня «три звезды» открываются оздоровительные и фитнес – центры. В обязательную программу входит также ресторан на территории гостиницы.Эксперты отмечают сезонность спроса на гостиничные услуги. Основные периоды деловой активности – на неделе с понедельника по четверг, в осеннее – зимне – весенний период, а также в дни проведения мероприятий на Нижегородской ярмарке. В дни массовых мероприятий в городе отельеры поднимают цены, в сезоны спада деловой активности – снижают. Стопроцентная заполняемость гостиницы – крайне редкое явление. Даже в дни мероприятий показатель в 80% для всех номеров уже хорош. Обычная заполняемость более дорогих номеров – 40%, а хорошая – 60%.2В формате мини – гостиниц, рассчитанных на VIP – клиентов, работают «Никола Хаус» и «Жук Жак», «У домика Петра», «Сергиевская», «Rest Home», «Релакс», «Монарх», «Sofie and Serge», «Край света». Подобным отелям отсутствие звезд не помеха: камерная обстановка и высокий уровень сервиса обеспечивают практически стопроцентную заполняемость. По мнению экспертов, ежегодный прирост рынку гостиничных услуг обеспечивает быстрорастущий сегмент мини – отелей с номерным фондом до 50 номеров. В городе ежегодно открывается по три – четыре мини – гостиницы. Предприниматель Дмитрий Володин, владелец отелей «Никола Хаус» и «Жук Жак», планирует открыть еще три гостиницы в районе площади Горького. Одна из них будет «бутикового формата» – только для элитных гостей города. Большинство гостиниц этого сегмента работают в нише «трех – четырех звезд», но сертификацию не прошла ни одна из них. Номерной фонд мини – гостиниц не превышает 10% от общего количества гостиничных номеров в городе. Из – за разницы в клиентуре владельцы крупных отелей не видят в них конкурентов. Разброс цен на номер в этом сегменте так же велик, как и в сегменте крупных трехзвездочных отелей, и напрямую связан с удаленностью от центра города. На окраинах стоимость проживания составляет порядка от 1400 до 2000 руб. в сутки, в историческом центре города – от 3000 до 12000 руб. Половина успеха любого отеля зависит от его местоположения. У инвесторов мини – гостиниц гораздо больше шансов разместить свой проект в наиболее привлекательном месте. Мини – отелю легче найти место в престижном и привлекательном для гостей города (и туристов, и бизнесменов) центре. Но пока развитию небольших отелей в центре мешает высокая стоимость земли. По словам Дмитрия Володина, сегодня строительство и оборудование одного квадратного метра четырехзвездочного отеля на 30 номеров в исторической части города, с учетом расселения жителей сносимого здания (а свободных площадок в центре), подключение его к сетям, а также остальные мелочи, включая покупку постельного белья и полотенец, обойдутся в сумму, превышающую 90000 рублей. При нестабильной загрузке одноместный номер в таком отеле должен стоить не меньше 3,4 тысяч рублей в сутки. Выдержать ценовое преимущество при таких затратах мини – отелю будет сложно. Единственный вариант – получить поддержку властей.3И, тем не менее, рентабельность мини – гостиниц, особенно уровня «четыре звезды», по мнению экспертов, может достигать 90%. Отельеров в этот сегмент привлекают относительно низкие инвестиции в открытие гостиницы. Инвестиции в строительство «Никола Хаус» (31 номер) составили порядка $1,52 млн. Для сравнения: инвестиции в строительство гостиницы уровня «три звезды» на 150 номеров достигают $710 млн. Капитальное строительство нового отеля обходится в $1000 за кв.м., отделка в зависимости от уровня гостиницы – от $300 за кв.м., оснащение кв.м – $250 – 300. Как отмечает Михаил Попов, привлекательность сегмента мини-отелей также обусловлена более быстрыми сроками окупаемости: пять – шесть лет для мини – отелей, шесть – восемь – для гостиниц класса «три звезды».4Мини – гостиницы растут за счет реконструкции старых жилых зданий. Строительству же крупных отелей в городе препятствуют сложности с землеотводом. О начале возведения гостиничного комплекса в микрорайоне «Мещерское озеро» в Канавинском районе ГК «Корстон» заявила еще в июле 2004 года, но ранее коммерческое строительство около Мещерского озера было запрещено в связи с закреплением за территорией статуса водоохраной зоны. На сегодняшний день завершаются как подготовительные работы на самой площадке, так и проектные работы. В планах компании завершить строительство в 2009 году. Общая площадь 25 этажного центра, построенного на берегу Мещерского озера, составит 116,6 тысяч кв.м. Комплекс будет включать 12 – этажную гостиницу класса «4 звезды» на 250 номеров, конгресс – центр с одним бальным и 8 конференц – залами, офисные помещения, развлекательный центр с пятизальным кинотеатром, торговый молл, супермаркет и подземную и надземную парковки на 576 машиномест.^ Проектов строительства современных гостиниц в Нижнем Новгороде заявлено немало.О своих планах по освоению нижегородского рынка заявили такие известные международные операторы как Accor и Kempinski. Одной из особенностей гостиничного бизнеса является то, что иностранные компании приходят на российский рынок в основном в качестве управляющих компаний, а не инвесторов или девелоперов. Но такой подход вполне устраивает местных предпринимателей, так как организовать работу отеля на международном уровне непросто, а за плечами западных компаний солидный опыт. Конечно, иностранная управляющая компания стоит дорого, однако сотрудничество с ней повышает шансы на успешность проекта и может сократить сроки его окупаемости. Французская сеть отелей Accor начала переговоры с компанией «Бимар» об управлении четырехзвездочной гостиницей, которую последняя начнет строить в Нижнем Новгороде на улице Ильинской. Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области в октябре 2006 года одобрил заявку компании «Бимар» на строительство гостинично – торгового комплекса (ГТК) в районе улиц Ильинской, Малой Покровской и Харитонова. Работы планируется завершить к 2011 году. ГТК будет включать четырехзвездочный комплекс на 230 номеров из трех зданий в три, семь и 12 этажей, торговый центр и двухуровневую подземную автостоянку под гостиничными зданиями. Общие инвестиции в проект составят $10 – 15 млн. собственных и заемных средств. Accor подписала также протокол о намерениях с компанией «Региональный центр международной торговли» по управлению двумя гостиницами в составе строящегося Центра международной торговли (ЦМТ) на площади Октябрьской. Трехзвездочная гостиница на 200 номеров стоимостью $80 – 200 в сутки под брендом Ibis будет введена в эксплуатацию в 2008 году в составе первой очереди ЦМТ, а четырехзвездочная Novotel на 150 номеров по $150 – 200 – в составе второй очереди, строительство которой должно начаться в 2008 году и завершиться через 1,5 – 2 года.5 Процесс строительства должен занять в целом полтора года и закончиться в 2009 году. По словам директора ЦМТ Павла Солодкого, общий объем инвестиций в создание центра составляет $100 млн. Комплекс зданий ЦМТ займет около 80 тысяч кв.м. В его состав войдут бизнес – центр класса А с офисами, конференц – залами и комнатами переговоров, несколько ярусов подземных автостоянок, рестораны, кафе и развлекательные заведения, гостиницы. Нижегородская компания ООО «Волга – Инвест Лтд» совместно с иностранной компанией профинансирует строительство в Нижнем Новгороде отеля на 250 номеров, управлять которым будет Kempinski Hotels (Германия, управляет 54 отелями по всему миру). Интерес Kempinski Hotels к Нижнему Новгороду обусловлен, в частности, тем, что в городе располагается представительство компании Lufthansa, которая является давним партнером Kempinski.6^ Объем инвестиций в строительство гостиницы составит $150 – 200 млн. Соинвестором ООО «Волга – Инвест ЛТД» станет западная компания. Строительство отеля планируется начать в сентябре 2008 года. Срок реализации проекта – 2 – 3 года. В настоящее время, по словам руководителя «Волга – Инвест Лтд» Левана Суладзе, ведутся предпроектные работы и выбор земельного участка. Динамика величины фонда гостиничных номеров в городе Нижнем Новгороде (прогноз). Источник: ЗАО «НижБизнесКонсалтинг»Ранее сообщалось, что отель может быть построен в центре Нижнего Новгорода, на улице Большой Покровской, на месте сгоревшей в конце прошлого века гостиницы «Москва». Однако, по словам Суладзе, отель планируется построить в районе набережной Гребного канала. Причины переноса места строительства не уточняются (против строительства гостиницы на месте сгоревшей «Москвы» протестовала Нижегородская епархия: в 1997 году на этой площадке были обнаружены развалины церкви и захоронения XV – XVII веков). В то же время проект застройки набережной Гребного канала до сих пор не утвержден. Градостроительный совет должен рассмотреть его в сентябре текущего года. После рассмотрения на градостроительном совете, документ, разработанный МП Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект», пройдет общественные слушания. Проект предусматривает строительство яхт – клуба, зданий для школы гребли, спортивных и развлекательных центров. Решения по застройке Гребного канала ожидают и другие компании – инвесторы, планирующие начать строительство в данном районе.Проект реконструкции гостинцы «Волжский откос» предполагал создание на ее месте многофункционального комплекса Clover City Center, общей площадью 48000 кв.м., в который войдут отель на 200 номеров категории «пять звезд», бизнес – центр класса А площадью 15000 кв.м. и торгово – развлекательный центр площадью 12 000 кв.м. Однако градостроительный совет Нижегородской области отправил проект компании ООО «ИНЭКС Групп» на доработку, посчитав, что торговый центр и отдельно стоящий бизнес – центр нарушают облик памятника архитектуры, которым является гостиница.7Гостиничная сеть Global Hyatt Corporation готова выступить в качестве инвестора строительства пятизвездочного отеля на 200 номеров в историческом центре Нижнего Новгорода, однако пока проект гостиницы компания мэрии города не предоставила.8Один из крупнейших российских операторов – компания «Интурист» (входит в АФК «Система»), получив в управление нижегородскую гостиницу «Октябрьская», намерена инвестировать в ее развитие и повышение класса около 6,6 млрд. рублей. Компания уже провела реновацию отеля до класса «три звезды». Строительство второй очереди на 150 – 200 мест позволит ей претендовать на «4 звезды».9Всероссийское ЗАО «Нижегородская ярмарка» планирует в 2008 году начать строительство гостиницы уровня «3 – 4 звезды» на территории выставочного комплекса. Проект бизнес – гостиницы будет реализовываться в форме совместного предприятия с участием иностранного капитала. В настоящее время будущая гостиница построена на 30% – создан фундамент здания. В 1999 году из – за отсутствия финансирования строительство было приостановлено. Планируется, что новая гостиница будет рассчитана на 200 мест.10Группа компаний «ПИР», контролирующая 20% нижегородского ресторанного рынка, решила диверсифицировать свой бизнес и в качестве нового направления выбрала гостиничную индустрию. По словам президента ГК «ПИР» Александра Котюсова, компания уже направила заявку на предоставления помещения Дом строителя (бывшая усадьба Строгановых, памятник жилой славянской архитектуры 1820-х годов) на улице Рождественской. В ходе реконструкции усадьбы планируется создать отель на 30 номеров, который будет соответствовать уровню «четыре звезды». Инвестиционный совет при губернаторе 5 сентября 2007 года одобрил выделение земельного участка площадью 8,2 гектар под строительство многофункционального гостиничного комплекса Нижегородском районе города на пересечении улиц Ошарская и Белинского, в создание которого девелоперская компания ООО «Русотель – Н» («дочка» московского «Русотеля») планирует инвестировать 1,3 млрд. рублей. Для развития проекта будет привлечена компания Mariott. Гостиница будет рассчитана скорее на 100 – 150 номеров. По словам представителей компании, он будет соответствовать мировому стандарту в 4 – 5 звезд. Этажность гостиницы будет определена после согласования проекта с метрополитеном – земельный участок, на котором возведут комплекс, располагается над запроектированным тоннелем метрополитена. Строительство начнется в 2009 году. По окончании строительства гостиница будет функционировать под управлением оператора Marriott.11ООО «Инвестиционная компания «Феникс» вложит 1,2 млрд. рублей в строительство делового центра с подземной автостоянкой, торговыми помещениями, общественным питанием и гостиницей в Советском районе Нижнего Новгорода на пересечении улиц Пушкина, Тимирязева и переулка Плодовый. Площадь земельного участка для строительства комплекса составит 8,5 тысяч кв.м. Сроки строительства пока не определены, так как участок под строительство обременен правами третьих лиц – на нем расположены индивидуальные жилые строения. Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области, который одобрил выделение земельного участка под строительство, поручил компании «Феникс» в течение полугода расселить жителей, после чего будут определены сроки строительства.12ООО «ИнвестПроект» намерено инвестировать 750 млн. руб. в строительство гостинично – делового центра на пересечении улицы Черниговская и Похвалинского съезда, который будет включать гостиницу на 70 – 80 номеров уровня «4 звезды», а также деловую часть с офисами и конференц – залами. Строительство центра предполагается начать летом 2008 года, срок строительных работ – три года. Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области одобрил данный проект.Нижегородский рынок привлекает иногородних игроков, прежде всего, своей ненасыщенностью. Рентабельность гостиничного бизнеса на местном рынке достигает 40%, а в отдельных сегментах – 50% (для сравнения: средняя рентабельность гостиничного бизнеса в городе Екатеринбурге держится на уровне 15 – 20%).13Для того чтобы реализовать гостиничный проект с участием профессионалов, необходимы усилия трех сторон: самой управляющей компании, ее партнера – заказчика и местных властей. Все намерения по реализации проектов с участием внешних операторов до сих пор не были реализованы именно по причине недостаточной координации усилий названных сторон. Ранее ряд проектов не нашел поддержки в администрации, еще несколько не были воплощены в жизнь из – за того, что операторы не достигли договоренности с партнерами в нашем регионе. Работа отечественных инвесторов гостиничного бизнеса с западными управляющими компаниями повышает уровень проекта в целом и может сократить сроки его окупаемости. Распределение номерного фонда гостиниц по районам города Нижнего Новгорода к 2011 году (прогноз). Источник: ЗАО «НижБизнесКонсалтинг»Ускорить окупаемость дорогих отелей в регионах позволит интеграция гостиничных проектов в масштабные и дорогостоящие проекты деловых, развлекательных и рекреационных комплексов, поскольку сроки окупаемости гостиницы сейчас в два раза выше, чем офисного или торгового центра. Реализуя комплексные проекты, инвесторы за счет более прибыльных видов коммерческой недвижимости выводят на рынок менее прибыльные гостиницы в расчете на будущее. Ведь наличие отеля – это не только свидетельство развитости инфраструктуры комплекса, но и еще способ «застолбить» рынок. С падением доходности офисной и торговой недвижимости инвестиции в гостиницы станут более привлекательными, и у тех, кто реализовал проекты раньше, будет возможность снять с рынка первые «сливки». Развитие гостиничного бизнеса автоматически дает возможность развиваться и ресторанному и развлекательному бизнесу. Это определенные доходы в бюджет города и области. В конечном итоге это отражается и на развитие всего региона.^ ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ: В ближайшем будущем ожидается приход на региональный рынок международных управляющих компаний.Переориентация игроков на более высокий уровень обслуживания и, как следствие – рост стоимости услуг.Приход новых крупных игроков, как местных предпринимателей, так и международных отельных сетей, заставит рынок стать более структурированным. Стоит ожидать выравнивания уровня сервиса, который неоднороден даже в пределах одной и той же категории.Приход в город новых игроков, приведет к конкурентной борьбе, которая развернется в городе в ближайшие два – три года.На фоне общего роста номерного фонда наполняемость отелей в обычные дни существенно снизится, что приведет к увеличению сроков окупаемости и снижению рентабельности гостиниц. Выигрышное положение на рынке займут игроки, уже сегодня работающие на будущее: создающие объединения и пул постоянных клиентов, предлагающие дополнительные услуги проведения конференций и семинаров, категорирующие отели по российским и зарубежным системам сертификации.В ближайшие годы сохранится тенденция строительства многофункциональных комплексов с гостиничной составляющей, поскольку сочетание различных форматов в одном проекте позволяет снизить риски и ускорить процесс окупаемости объекта.Есть основания полагать, что в ближайшее время будет создано объединение гостиниц Нижнего Новгорода, которое позволит комплексно участвовать в туристической программе области и сообща решать проблемы отрасли, пусть даже в пределах региона.По сравнению с городом, активно развивается рынок загородных гостиниц и пансионатов. По опыту других крупных городов можно прогнозировать, что в ближайшее время строительство малых гостиниц начнется в пригородах Нижнего Новгорода, а также в районных центрах (особенно таких, как Городец, Семенов, Балахна, Дивеево, Большое Болдино, Арзамас).АНАЛИЗ ^ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ Обзор подготовила Савельева Светлана Владимировна Заместитель Генерального директора ЗАО «НижБизнесКонсалтинг» по оценочной деятельности E – mail: svs@snbc.ru Телефон: (831) 277 – 9929 Нижний Новгород Октябрь2007 1 Газета «Капиталист» № 02 (086) от 29 января 2007 года «Hotel’s бизнес: «Инвестиционный бум на гостиничном «поле». 2 Журнал «Деловой квартал – Нижний Новгород» 3 7 (26) от 16 апреля 2007 года. 3 Журнал «Эксперт – Волга» № 11, 19 – 25 марта 2007 года, «Лекарство от «звездной болезни». 4 Журнал «Деловой квартал – Нижний Новгород» 3 7 (26) от 16 апреля 2007 года. 5 Газета «Ведомости» от 26 января 2007 года, «Accor полюбился Нижний». 6 http://prohotel.su/ 7 Газета «Ведомости» от 25 апреля 2007 года, «Волжский откос» сохранит облик». 8 Газета «Ведомости» от 26 января 2007 года, «Accor полюбился Нижний». 9 Журнал «Эксперт – Волга» № 5, 5 – 11 февраля 2007 года, «Оживление на reception». 10 Газета «Капиталист» № 21 от 26 июня 2007 года. 11 www.birzhaplus.ru, газета «Биржа» № 35 от 10 сентября 2007 года. http://www.arendator.ru 12 http://www.hotelnews.ru/3/ Источник: Агентство бизнес мониторинга. 13 Журнал «Деловой квартал – Нижний Новгород» 3 7 (26) от 16 апреля 2007 года. НИЖБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ НИЖБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ НИЖБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ НИЖБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ НИЖБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ НИЖБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ