Реферат по предмету "Религия и мифология"


Загадка Едема

Малков П.Ю.
Одноиз самых таинственных событий, описываемых в христианской Книге Книг — Библии —грехопадение человека. Этот сюжет во все времена ставил перед читателямимногочисленные вопросы. И вот один из них: что это за загадочное «древопознания добра и зла», после вкушения плода которого человек утратил свойпервый дом — Эдем, или Рай, потерял прежнее благодатное «соседство» с Богом, «запросто»ходившим неподалеку от Адама и Евы по Райскому саду?
Известно,что описанное в библейской книге Бытия древо познания добра и зла — то самое, чтопривело Адама и Еву ко грехопадению, — как и всякое другое растение, насадил вЭдемском саду Сам Господь. Как повествует Библия, «произрастил Господь Бог изземли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посредирая, и дерево познания добра и зла» (книга Бытия 2:9). Но это еслидействительно так, то зачем же Бог приготовил для человека подобную«провокацию», подтолкнувшую первых людей ко греху? Зачем Он произрастил такоерастение, которое оказалось ядовитым для человеческой души? Совместимо ли всеэто с утверждениями о том, что Бог — милосерден и любвеобилен по отношению кСвоим творениям? Ведь Бог никак не может хотеть зла для человека, а наоборот, долженстремиться оградить людей от всякой опасности. Но в то же время мы ясно видимиз библейского рассказа, что Он готовит для Адама и Евы как бы некуюсмертоносную «приманку». Правда, сотворив «древо познания», Бог сразу жепредупреждает человека об исходящей от этого растения угрозе: «и заповедалГосподь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а отдерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишьот него, смертью умрешь» (книга Бытия 2:15-17). И все же недоумение остается:зачем Ему вообще было нужно творить это «опасное» древо?
Итак,перед нами возникает целый ряд вопросов. И первый из них — было ли это деревопо своей природе плохим, злым? Ответ здесь дает сама Библия, утверждающая, чтоабсолютно все сотворенное Богом было «хорошо весьма» (книга Бытия 1:31)? О томже свидетельствуют и древние церковные писатели-богословы — Святые Отцы.Например, живший во II веке святитель Феофил Антиохийский пишет об этом так:«прекрасно было само по себе древо познания, прекрасен был и его плод». Другойже древний христианский писатель — святитель Григорий Богослов (IV в.) —говорит: «древо Познания было насаждено… не злонамеренно, и запрещено не по зависти;напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно».
Ноесли это действительно так, то почему же тогда вкушение Адамом и Евой плодовэтого древа оказалось греховным и даже смертельным?
Преждечем ответить на этот вопрос и изложить учение Церкви о древе познания, следуетзаметить: не нужно думать, что толкуя, разъясняя некоторые из сторонправославного вероучения, все церковные писатели лишь механически повторяютдруг за другом те или иные мысли и утверждения. У древних Святых Отцов поройможно найти и отдельные расхождения во мнениях. Однако все Отцы оказываютсясогласны в главном — в том, без чего православие перестало бы бытьправославием. Именно поэтому и в вопросе о древе познания добра и зласвятоотеческие суждения всегда согласны в важнейшем, основном, хотя иногда иразличаются в частностях. Так, все Святые Отцы утверждают, что само по себе этодрево не было плохим, ядовитым, губительным для человека, пожелавшего вкуситьот его плодов. Плох здесь был лишь сам этот людской поступок. А вот уже вопросо том, для чего Бог сотворил это древо, для чего оно Им было изначальнопредназначено, решается церковными писателями различно.
Некоторыеиз них считают, что природная сущность, «порода» этого дерева вообще не играетздесь никакой роли. Кстати говоря, если некоторые древние христианскиетолкователи Библии и начинали рассуждать о том, какого же «сорта» было древопознания, то чаще всего они называли здесь отнюдь не яблоню — как могли бынаверное ожидать многие, а смоковницу. Идея о том, что Ева съела именно яблоко— довольно поздняя по времени возникновения. Она появилась в средневековойЕвропе, и уже отсюда, благодаря шедеврам западноевропейской живописи изнакомству с католической духовной литературой, проникла и к нам в Россию.Последствия подобных заимствований сегодня можно наблюдать, например, вмосковском метро — в виде рекламных плакатов с призывом «уступить соблазну», сизображением девушки, с наслаждением откусывающей здоровенный кусок спелогояблока…
Ноте христианские толкователи, что считают плоды древа познания самыми обычнымидревесными плодами, говорят прежде всего не о природе этого растения, а осмысле связанной с ним заповеди. По их мысли, Бог как бы «наугад» выбирает измногих схожих деревьев лишь одно, при этом запрещая людям вкушать его плоды —для испытания верности и нравственной твердости человека. И если бы Адам и Евавыдержали предложенное им испытание и исполнили данную им Богом заповедь, торано или поздно они получили бы от Бога благословение вкусить плодов и от этого«запретного» древа. И тогда эти плоды уже ничем не смогли бы им повредить.
Такв чем же смысл установления Богом этой эдемской заповеди?
Во-первых,как поясняет нам церковное учение, Бог испытывает здесь человеческую свободу, даетлюдям право выбирать между Ним, их Творцом, и жизнью вне Бога — по их жесобственной горделивой воле. Человек сотворен свободным, и в этой свободе емудано даже такое страшное право, как возможность отречься от своего Создателя —пусть даже и себе на погибель. Тогда в Эдемском саду Адам и Ева предпочлиименно это: вместо верности Богу и Его заповеди, вместо осознания того, чтоподлинная власть над мирозданием принадлежит отнюдь не им, они выбралисиюминутное и преходящее удовольствие, следствием которого стала ихнравственная и физическая гибель.
Во-вторых,данная Адаму и Еве заповедь — это не только некий «отрицательный», «негативный»запрет, испытывающий их «моральную стойкость». Заповедь эта имеет и своеположительное значение — подобное тому, что имеет сегодня православный пост. Ведьправославный пост это не только запрет вкушать все мясные и молочные продукты.Смысл его состоит прежде всего в добровольной самоотдаче, в смиренном отсечениисобственной воли ради послушания Христу, а отсюда — и в духовномсовершенствовании. Через самоочищение от страстей и второстепенных житейскихпривязанностей христианин должен приготовиться к встрече с тем праздником, чтоожидает его в конце долгого пощения (будь то, например, Пасха или РождествоХристово), как к новой достойной встрече с Богом. То же самое, вероятно, должнобыло произойти и с Адамом и Евой, если бы они выдержали тот, наиболее древний вистории человечества, пост — как наложенное на них послушание по терпеливомувозделыванию собственных душ. Однако все произошло совсем иначе…
СредиСвятых Отцов существует, впрочем, и иная точка зрения на природу этого райскогодрева. Многие из них считали его не обыденной смоковницей, но воспринимали как«духовное растение», придавая глубокий смысл и самим его плодам, и возможностиих вкушения. Они думали, что дерево познания добра и зла действительно можетдаровать человеку некое высшее знание о Боге и мире. Но при этом они утверждали,что Бог запретил человеку вкушать от этого древа отнюдь не потому, что Онстремился утаить от Адама некое более совершенное знание о Самом Себе, а потому,что считал такое вкушение несвоевременным. Как пишет святитель ФеофилАнтиохийский, в плоде этого древа «ничего другого не было, кроме толькопознания. Познание же прекрасно, если кто им хорошо пользуется. По возрастуэтот Адам был еще младенцем, почему и не мог принять надлежащим образомпознания. Ибо и теперь дитя, тотчас по рождении, не может есть хлеб, но преждепитается молоком, потом, с увеличением возраста, переходит к твердой пище. Тожебыло и с Адамом».
Мыне знаем доподлинно, каков был бы результат «законного», благословленного СамимБогом вкушения первыми людьми плодов от древа познания… Святые Отцы об этомподробно никогда не говорят. Приобрели ли бы здесь Адам и Ева некую особуюмудрость, новый духовный опыт причастности Божеству?.. Ответов у Святых Отцовмы почти не находим. И все же кое-что об этом они говорят. Так преподобныйЕфрем Сирин (IV в.) пишет, почти приравнивая плоды древа познания добра и зла кплодам другого райского растения — древа жизни: «два древа насадил Бог в раю —древо Жизни и древо Познания: оба они — благословенные источники всех благ. Приих посредстве человек может уподобляться Богу, — при посредстве жизни не знатьсмерти, и при посредстве мудрости не знать заблуждения». В еще одном памятникевосточно-христианской литературы — в проповеди на праздник Сретения, приписываемойсвятителю Кириллу Иерусалимскому (IV в.), древом жизни и древом познанияименуется Сам Христос. При этом образы двух райских деревьев явно соотносятсядревним церковным писателем с Таинством таинств Православной Церкви — сПричащением, или Евхаристией. Для св. Кирилла райские деревья — это, преждевсего, прообразы того христианского Таинства, в котором верующие могутдостигать предельного единения со Христом, приобщаясь Его Святого Тела и ЕгоСвятой Крови. Вероятно, что-то подобное — в смысле достижения предельнойбогопричастности и полноты богообщения — должно было произойти и с Адамом иЕвой, если бы они оказались духовно готовыми вкусить от древа познания. Но вместотого, чтобы дождаться своего часа и получить плод этого древа как дар, какнаграду из рук своего Создателя, они дерзновенно вкусили этот плод пособственной воле — на погибель себе.
Божественнаяблагодать может действовать на человека различно. Если он готов и достоин еевоспринять, она может вознести его на предельные вершины богопричастности. Ноесли человек оказывается внутренне не способен к получению того или иного изБожественных даров — это может стать для него причиной страданий, болезни идаже смерти. Еще апостол Павел писал о том, что многие из тех, кто причащалсяТела и Крови Христовых недостойно, болели и даже умирали (1 Послание кКоринфянам 11:27-30). Вероятно, что-то в этом роде и произошло с первымилюдьми: вкусив от райского древа в состоянии горделивого самопревозношения и, посути, внутреннего богопротивления, они оказались пожжены тем морем благодати, ккоторому дерзнули преступить самовольно. И — вместо возможной богопричастностии свободного участия в славе Божественной жизни — «уступили соблазну», соделались«рабами греха», обрекли себя на страдания и смерть…
Человектак и не узнал подлинного вкуса плодов древа познания добра и зла. Онпопробовал их по наущению «змия», но в то же мгновение их сок смешался для негос горечью горделивого самопревозношения, с ядом богоотступничества. И все женыне — в новом искупленном нашем состоянии, после пришествия в мир Христа — мыможем наконец ощутить их чистый аромат. Это происходит с нами в ПравославнойЦеркви: в ее таинствах и богослужении, в присущих ей путях нашего освящения иподлинного богопознания. Ведь здесь мы вступаем в тот новый райский сад, что, какоказывается, даже превосходит по своей славе древний Эдем, — в христианскийхрам, зачастую именуемый «небом на земле». Именно в нем мы и вкушаем от техплодов небесной славы, что дарована Вселюбящим Богом Его возрожденномутворению.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.