Аналитическая справкапо результатам мониторинга по выявлению отношения к вредным привычкам и склонности к аддиктивному поведению среди учащихся 5 – 10 -х классов Муниципальной Ново – Горкинской СОШ. Сроки: сентябрь 2011года.Цели: 1.Выявление отношения подростков к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков; 2.Определение степени вовлеченности подростков в употребление психоактивных веществ (ПАВ) и группы риска (тех, кто в единичных случаях пробовал ПАВ).Количество: исследование проводилось среди учащихся 5 - 10-х классов школы, всего в мониторинге приняло участие 60 подростков.Результаты: В сентябре 2011 года анкета по выявлению отношения к вредным привычкам была немного видоизменена с целью получения новых результатов, отличных от мониторингов прошлого учебного года. Но некоторые вопросы новой анкеты коррелируют с вопросами прежней анкеты. Анализ анкет позволяет сделать следующие выводы: На вопрос анкеты «Пробовал ли ты курить?» 46% учащихся ответили «да». В употреблении алкогольных напитков признаются 42 % подростков. На вопрос об употреблении наркотических веществ ни один учащийся не ответил утвердительно. Одним из вопросов в анкете был о причинах, по которым ребята начинают курить. Ответы распределились следующим образом (среди тех, кто пробовал курить): «не хотелось отстать от друзей, которые курили»: - 60% «ради любопытства»: - 32% учащихся «чтобы почувствовать себя взрослее» - 8% На вопрос «Как часто случается тебе употреблять спиртные напитки?» были получены следующие ответы: «только на праздники»– 34% из употребляющих алкогольные напитки«очень редко» - 66% подростков. В следующем вопросе анкеты подросткам было предложено ответить, какие алкогольные напитки чаще всего употребляются. Ответы следующие: безалкогольные напитки: кола, спрайт, другие лимонады, сок, энергетики; алкогольные: «Ягуар», «Страйк», «Блейзер» (т.е. различные алкогольные коктейли), «Кулер» и другие виды пива, джин. 5. Все учащиеся знают, что пиво – это алкогольный напиток. А начинают его употреблять за компанию с товарищами. Так считают 70% подростков. 6. Далее учащимся предлагалось ответить на вопрос об употреблении наркотических или токсиманических средств. Положительных ответов на этот вопрос нет. В среднем, 97% опрошенных родителей запрещают школьникам курить и употреблять спиртные напитки. Состояние здоровья своих детей родители оценивают как нормальное, а вот питание 91% из опрошенных родителей считают отчасти рациональным. 78 % родителей стараются привить своим детям здоровый образ жизни.^ Общие выводы и рекомендации Данный мониторинг проводится второй год среди учащихся 5 – 10 классов. Результаты мониторинга и их анализ используются при планировании учебно-воспитательной работы в школе. Существует стереотип: пиво – безобидный напиток. Самый большой рост распространения пивной зависимости наблюдается сейчас среди подростков. Так, по результатам мониторинга пиво с различной регулярностью употребляют до 30% подростков , что само по себе уже является тревожной статистикой. Особую роль в формировании личности и пагубных привычек играет близкое окружение (друзья, родственники). В анкете для родителей неизменным остался вопрос «Как Вы относитесь к употреблению спиртных напитков?» 40% родителей допускают умеренное употребление алкоголя по праздникам. А это негативный пример для подрастающего поколения. Когнитивно-эмоциональный диссонанс в структуре представлений школьников о наркомании и токсикомании, возникающий при существующей антинаркотической пропаганде и функционирующих в подростковой субкультуре формах получения опыта, сам по себе зачастую является фактором, побуждающим искать истину опытным путем. Употребляющих наркотики подростков не выявлено, что является положительным в воспитательной работе школы. В связи с этим наиболее перспективными представляются программы, ориентированные на информирование о последствиях, на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления. Правильное понимание причин, побуждающих подростков курить и употреблять спиртные напитки, позволяют специалистам экономично использовать свои профессиональные ресурсы.Педагог-психолог Муниципальной Ново – Горкинской СОШ Рябикова И.Н.