Аннотацияна произведение В. А. Моцарта«Ave Verum Corpus»Вольфганг Амадей Моцарт«AVE VERUM CORPUS»Вольфганг Амадей Моцарт (1750-1791) – австрийский композитор, дирижер, клавесинист, органист. Его творчество – жизнеутверждающее и демократическое по характеру – отразило идеи эпохи Просвещения. Многие сочинения Моцарта написаны с участием хора: 18 месс (среди них Большая месса с-moll), оратория «Кающийся Давид» и др., 4 немецких кантаты (в т. ч. «К солнцу», «Царица неба»); Magnicat, Te Deum, оперы (напр., «Идоменей», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта») и другие произведения. Последнее сочинение Моцарта – Реквием (1791; завершен учеником композитора Ф. Зюсмайером) сочетает традиции Баха и Генделя с новаторством (по содержанию и средствам выражения). В его драматических и лирических образах с огромной эмоциональной силой выражены чувства и размышления человека перед неизбежностью смерти. Реквием Моцарта – величайшее наиболее известное произведение этого жанра. Моцарту принадлежит переработка оратории Генделя Messiah. [Проверить написание!] Произведение «^ Ave Verum Corpus» написано в жанре хорала. Характер хорала спокойный, напевный. Сопровождение соответствует хоровой партитуре. Звучание органа еще больше подчеркивает серьезность хорала. Хорал имеет духовное содержание. На музыку Моцартом положена молитва Богородице. Хорал «^ Ave Verum corpus» состоит из трех разделов. Первый и второй разделы – как бы куплеты, только первый раздел звучит в основной тональности и модулирует в тональность доминанты, а второй звучит в модуляционной тональности. Третий раздел полифонический. Главная тональность хора D-dur.Тональный план: Гармонии в хорале простые. В хоре встречаются мажорные и минорные лады, гармонический мажор. Произведение написано в размере 2/2. В хорале встречаются следующие ритмы: целые, половинки, четверти, четверть с точкой + восьмая и половинка с точкой + четверть. Произведение написано в медленном темпе (^ Adagio). Агогикой является ritenuto (замедление) на последних 6 тактах. Динамика в этом произведении разнообразна и красочна. Фактура хорала многоголосная, склад хоральный в первом и во втором разделе, в третьем разделе полифонический склад. В третьем полифоническом разделе встречаются имитации основной темы. Мелодия дана сопранам. Хорал написан для четырехголосного смешанного хора. Тесситура для всех голосов удобная. Что касается исполнительских трудностей, то к ним можно отнести сложную мелодию сопрано, полную скачков и хроматизмов. К наиболее сложным местам относятся первые два такта мелодии, где в первом такте скачок на малую сексту, а во втором проходящий хроматизм. Чтобы спеть нисходящий хроматический ход чисто, надо альтерированные ступени при движении вниз интонировать с тенденцией расширения. На протяжении всей мелодии встречаются лиги, которые нельзя обрывать – их надо снимать мягко; скачки, построение которых должно быть четким и чистым; квартовый ход у сопрано в такте 15 и квинтовый в такте 38 должен быть мелодичным, не следует акцентировать высокий звук на сильную долю. Главной дирижерской трудностью является характер жеста и передача хору настроения, а исполнительской – пение хорала рр и sotto voce (певуче).