Проект урокаАвтор: Амосова Валентина Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Старобрянская» сош, Заиграевского района. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 8 КЛАССЕ ТЕМА: «СОЧИНЕНИЕ — ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ ТРОИЦКИЙ СОБОР — ПАМЯТНИК ДРЕВНЕРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ »Тип урока: интегрированный ( литература, русский язык, история, МХК, )Цели урока: Образовательная : -познакомить учащихся с памятником древнерусской архитектуры – Троицкий собор; - учить использовать ранее приобретенные знания в новом виде работы, составить план будущего сочинения, проработать каждую его часть, провести лексическую работу, освоить специальную архитектурную лексику, выбрать жанр сочинения (описание или эссе), составить ассоциативный ряд; Развивающая: - развивать письменную и устную речь, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус учеников; - работать над обогащением словарного запаса школьников, совершенствовать их навыки работы с разными словарями, дополнительной литературой. Воспитывающая: - воспитывать у школьников патриотизм, интерес к предмету; - расширить знания учащихся о Родине, прививать уважение к национальной истории, культуре; знакомить с различными видами искусства: литературой, архитектурой, музыкой, живописью.Оборудование урока: подборка книг по истории создания и архитектуре Троицкого собора, по древнерусской литературе, иллюстрации с изображением Троицко - Сергиевой лавры и Троицкого собора, Сергия Радонежского, Куликовской битвы; музыкальный фрагмент из «Всенощного бдения» — «Богородичное величание»; на доске стенд со специальной архитектурной лексикой, репродукция иконы А.Рублева «Троица»., Презентация к уроку, видеозаписи, музыка. Толковые словари.^ Запись на доске:Эпиграфы к уроку. «Архитектура — та же летопись мира; она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания» (Н.В.Гоголь); «Берегите свои памятники, счастливые потомки великих народных строителей. Берегите их, они... наполнят ваши сердца гордостью» (И.Грабарь)Специальная лексика: фасад, алтарь, абсида, портал, паперть, закомара, кокошник (килевидный), пилястра (лопатка в форме четырехгранного столба-колонны), капитель (верхняя часть пилястры), пилоны столбы по бокам портала), киот, барабан (башнеобразный), купол (шлемовидныйСловарь: архитектура — искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, художественное единство сооружений, белокаменный Троицкий собор, храм-мавзолей, мемориальный памятник Московской Руси, поставленный над гробом преподобного Сергия Радонежского; архитектурный шедевр, «церковь прекрасна», строгие пропорции, монументальный, величественный, мощный; сдержанный декор, украшение, орнамент, фрески, стенопись, иконопись, «Троица» Андрея Рублева, древние зодчие, искусные мастера, строители, «камнесечцы мудры»; воздвигнут, построен, сооружен.^ ХОД УРОКА 1. Вступительное слово учителя. - Добрый день, друзья! Тема нашего сегодняшнего урока — описание памятника архитектуры. И выбрали мы с вами для описания Троицкий собор — центральный памятник архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры. Выбор наш неслучаен. Это памятник архитектуры Древней Руси. А об этой эпохе мы с вами говорили на уроках литературы. Это эпоха, главным событием которой стала Куликовская битва. Одним из ярких литературных произведений этого времени стало «Слово о полку Игореве», которое мы с вами будем изучать в 9 классе; одна из выдающихся фигур этого периода — личность преподобного Сергия Радонежского, о роли которого в истории Древней Руси мы читали в очерке Б.Зайцева. Сегодня на уроке мы попробуем свои силы в чтении- описании памятника архитектуры. Познакомимся с живописном шедевром этой эпохи — иконой Андрея Рублева «Троица». Вспомним жанры сочинения описания и эссе. Попробуем составить ассоциативный ряд. Будем учиться выступать, свободно владеть словом, грамотно оформлять свои мысли. Открывает тетради, записываем число, тему урока. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В. Гоголя и И. Грабарь. - ^ Как вы понимаете смысл этих высказываний? ( Мы дети 21 века знать и помнить свою историю) (У архитектуры как у искусства свои законы, свой язык, свои средства выражения идей — это архитектурные формы (вспомним слова Н.В.Гоголя, эпиграф). ) 2. Словарная работа. - Ребята, сегодня на уроке нам не обойтись без специальной лексики, которая понадобится для описания собора. (Вы поработали над ней дома, используя словари.) давайте выясним значение, происхождение слов, которые будем использовать на уроке.архитектура - искусство проектирования и строительства зданий и других сооружений; фасад – передняя сторона здания; алтарь – главная часть христианского храма в православной церкви; абсида- выступ здания, перекрытый полукуполом или полусводом; портал- архитектурно – оформленный вход в здание; паперть – широкое крыльцо перед входом в церковь; пилястра - лопатка в форме четырехгранного столба-колонны; капитель - вершина колонны; пилоны (столбы по бокам портала), массивный столб, служащий опорой для перекрытий; киот – застекленный ящик для икон. барабан (башнеобразный),часть зданий на который опускается купол купол (шлемовидный) - крыша.2. Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? ) - Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкретизируем план.^ План сочинения - описание памятника архитектуры. 1) История создания, общие впечатления. Подробное описание архитектурных форм, особенности интерьера. Роль памятника в истории, культуре народа. Мое отношение к шедевру древне -русской архитектуры. 3. О чем бы вы сказали во вступлении? История создания. это задание готовила 1 гр. Храм создан на месте трех последовательно сменявшихся деревянных церквей: 1345 г. — срубленной самим Сергием Радонежским, 1356,1412 гг. — воздвигнутой после сожжения Сергиева монастыря в 1408 году отрядами жестоких кочевников. А в 1422 году, когда Московскую Русь постигло тяжелое «лихолетье»: разразился страшный голод при небывало морозной зиме — церковь и князья для поддержания моральных сил народа предпринимают торжественный акт канонизации Сергия, причисляя его к лику святых, провозглашая его «покровителем земли Русской» и «заступником перед Богом». А над гробом преподобного возводят новый Троицкий собор из белого камня, который и сохранился до наших дней. Поставленный «в похвалу» выдающихся заслуг Сергия Радонежского перед Отечеством, Троицкий собор стал одним из первых мемориальных памятников (то есть служащих для увековечения памяти) Московской Руси. Этот храм-мавзолей призван был служить и постоянным напоминанием современникам о славной победе на Куликовом поле, вдохновлять на продолжение борьбы за национальную независимость, вселяя веру в ее близкий и окончательный успех. История не сохранила имен искусных зодчих, возводивших Троицкий собор, мы только знаем, что Никон, ставший после смерти Сергия игуменом монастыря, «собирает отвсюду зодчиа и камнесечцы мудры», которые «скоро церковь прекрасну воздви-же». Также известно, что руководил украшением, росписью храма древнерусский живописец Андрей Рублев, который начинал свой монашеский путь иноком Троицкого монастыря и был учеником преподобного Сергия Радонежского. А совместная работа с зодчими была свойственна этому мастеру — недаром летописи отметили, что он «помогающи создаста церковь камену зело красну» в Московском Андрониковом монастыре, прежде чем стал расписывать ее стены.) 4. Общее впечатление. ( ^ Какое общее впечатление производит на вас Троицкий собор?) а) мощность, монументальность, величие; ( большой, красивый б) устремленность ввысь и в то же время устойчивость, храм будто вырастает из земли; в) простота и строгость, ничего лишнего в украшении; г) ощущение тепла, добра, единства, гармонии, согласия.5. УЧ: Какими же средствами древнерусские зодчие достигли этого впечатления такого воздействия храма на человека? Присмотримся повнимательнее к архитектуре храма и его интерьеру. - Применяя специальную лексику, попробуем описать собор. каждая группа получает свое задание( 1 гр. цвет, абсиды 2.гр наклон стен, фасад, паперть; 3гр. барабан, купол, украшение.1 гр. Стены собора выложены из массивных блоков бело-кремового камня, теплого, матового оттенка, ощущение света и тепла усиливает золотой солнечный цвет купола и сводов; Мощность сооружению придают три полукруглых апсиды в восточной (алтарной) части храма с узкими окнами, напоминающими бойницы крепости2 гр. Необычен эффектный наклон стен к центру здания, придающий ему особую значительную устойчивость и вместе с тем устремленность ввысь. Это впечатление усиливается пирамидальным сужением кверху высокого барабана и его постамента; применение подобного приема едва заметного сужения кверху мы замечаем и в построении порталов, окон, киота — всех архитектурных деталей. Узкие, редко расположенные на фасаде щелевидные окна подчеркивают толщину и массивность его конструкций. Это же впечатление усиливает ряд пилонов по бокам килевидного портала, постепенно сужающих вход в храм. Низкая широкая паперть у входа в храм со стороны северного фасада создает впечатление укорененности строения.3 гр. Высокий башнеобразный барабан огромными вытянутыми щелевидными же окнами, увенчанный шлемовидным массивным куполом с крестом. Силуэт храма напоминает воина-богатыря, крепко стоящего на родной земле, мужественно защищающего ее от всех врагов. Боевое убранство древнерусского воина всегда отличалось строгой, сдержанной красотой. Единственным украшением фасадов собора служит широкий пояс из трех лент искусно высеченного в камне орнамента, он как бы стягивает тело храма, разделяя его на две неравные по высоте части. Орнамент огибает также верх алтарных абсид и верх высокого барабана главы.Вывод. Так идеи единства, согласия, мощи, духовной чистоты, устремленности к миру передаются средствами архитектуры. 6. Слово учителя: И для интерьера (внутреннего пространства) Троицкого собора характерны те же черты: строгость, сдержанность и устремленность вверх. Все своды и арки плавно выходят из стен, не нарушая их плоскости. Наклон к центру стен и внутренних пилонов (столбов, поддерживающих своды), крутые формы арок и сводов создают впечатление значительно большей высоты в храме, нежели это есть на самом деле. - ^ Об интерьере Троицкого храма Украшение интерьера. Эта же строгость, сдержанность, духовная высота — и в росписях, и иконах храма. Троицкий собор был расписан фресками и украшен иконами вскоре после его сооружения. Летописи отмечают, что игумен Никон «умолил» взять на себя этот труд лучших иконописцев того времени — Андрея Рублева и Даниила Черного. Иконостас Троицкого сбора — уникальный памятник московской школы живописи начала XV века. Он состоит из пяти ярусов, очень высокий, устремленный к куполу храма. (Сорок икон его трех средних ярусов полностью сохранились со времен Андрея Рублева.) Одна из икон нижнего яруса, расположенная справа от Царских врат, — храмовая икона (в честь которой назван храм), знаменитая «Троица» Андрея Рублева. Правда, надо оговориться, что подлинник шедевра прославленного мастера находится в Третьяковской галерее, а та икона, которая сейчас помещена справа от Царских врат, — точная копия, сделанная в советское время с отреставрированного оригинала, освобожденного от многих слоев покрывавшей его олифы и копоти. Язык живописи, иконописи — особый язык, язык красок. - О чем же говорит нам «Троица» Андрея Рублева на этом особом языке иконописи? Не о том ли, что и язык архитектурных форм Троицкого собора? Что изображено на иконе (сюжет, композиция, краски)? Какие идеи воплотил иконописец в этом шедевре древнерусской живописи? ^ Я вам предлагаю посмотреть видеоматериал. После просмотра видеоматериала мы должны ответить на поставленные вопросы, т.е. каждая группа получает свой вопрос:1гр: Что изображено на картине, т.е. сюжет картины. . На иконе изображены три ангела, явившиеся праотцу Аврааму возвестить о рождении сына. Каждый из ангелов представляет одно из лиц Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. ^ 2гр: Композиция картины. композиционный центр иконы — чаша с головой тельца, символизирующая жертвенный подвиг Христа во имя спасения человеческого рода. Чашу благословляет ангел, олицетворяющий Сына.^ 3гр: Какие идеи воплотил иконописец. (Художник создал зримый, впечатляющий образ «божественного единения». Идеи единства всего русского народа, сплочения сил для борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига. ) УЧ, Вывод: Неслучайно Сергий посвятил храм и весь монастырь Троице. И «Троица» Рублева словно говорит нам из далекого далека: «Люди, любите друг друга, ищите совершенства в добре, братстве, согласии, единстве, мире, свете правды».- Эти слова, ребята, можно взять за призыв, т.е иначе говоря мы должны относиться друг к другу с любовью, уважением, взаимопониманием жить в мире и согласии. Вспомните одну из заповедей: Не навреди ближнему своему или Возлюби своего ближнего, как самого себя. Вот о каких высоких идеях рассказывает нам язык архитектуры и живописи. А мы сумели понять этот язык, подробно описывая архитектурные формы храма и важные детали его интерьера. Основная часть сочинения проработана.7. Перейдем к заключению. Роль храма в истории и культуре народа. О чем бы вы говорили в этой части сочинения? Каковы ваши ассоциации, связанные с этим архитектурным шедевром? (Личность Сергия Радонежского, Куликовская битва, произведения древнерусской литературы, произведения современной литературы, о признаках шедевра — множество исторических, литературных ассоциаций.) - Не много ли для заключительной части сочинения? Каков выход? Выбрать что-то наиболее значимое или близкое вам. Выбрать другой жанр сочинения. Какой? Эссе. Эссе – что за жанр произведения? (Эссе прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Эссе – жанр литературы – очерк, содержащий размышления автора по какому – либо поводу, отличающийся в тяготению к художественному стилю.) - Каковы особенности этого жанра? - ^ Это сочинение свободной (оригинальной) композиции (например, кольцевой, рамочной, циклической, ассоциативной).Это сочинение, выражающее индивидуальные впечатления автора. Какие?Оригинальность.Ассоциативность мышления.Эмоциональность.Образность речи. 8. Ассоциативность — одна из главных особенностей жанра эссе. Поговорим подробней о ваших ассоциациях.- Когда мы говорим о Троицком соборе какие возникают у вас ассоциации? 1) Личность преподобного Сергия Радонежского, ведь храм воздвигнут в его честь, на месте срубленного им деревянного храма Троицы. Роль же его в становлении русского государства очень велика. Он благословил Дмитрия Донского, прибывшего к преподобному в Троицкую обитель со всеми князьями и воеводами, на Куликовскую битву, предсказал ему победу и дал двух иноков в сподвижники — Пересвета и Ослябю. Сергий выступал за объединение Руси, стремился сплотить враждующих русских князей. Имя Сергия Радонежского и его монастыря навсегда слилось с судьбами России. Историк В.О.Ключевский писал: «Примером всей своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял павший дух родного народа, вдохнул веру в будущее... При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение». (Сообщение учащегося о роли Сергия Радонежского в истории русского государства, в победе дружины князя Димитрия Ивановича Донского на Куликовом поле — по очерку Бориса Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».)^ Учитель. Вывод. Конечно, первое имя, с которым ассоциируется собор, это имя Сергия Радонежского, человека, обладающего удивительными качествами. - Какие еще ассоциации у вас возникают?2) Победа русичей в Куликовской битве, ведь Троицкий собор построен как напоминание современникам и потомкам об этой трагической и славной странице русской истории. Историк Л.Н.Гумилев писал о значении этой битвы: «На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев, костромичей... А вернулась рать русских... это было началом осознания ими себя как единой целостности — России». О событиях Куликовской битвы мы читаем в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина, в главе «Нашествие Мамаево»: «...8 сентября был густой туман, но скоро рассеялся: войско перешло за Дон и стало на берегах Непрядвы, где Димитрий устроил все полки к битве... Димитрий в умилении преклонил колена и, простирая к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на знамени Великокняжеском, молился в последний раз за христиан и Россию; сел на коня, объехал все полки и говорил речь к каждому, называя воинов своими верными товарищами и милыми братьями, утверждая их в мужестве и каждому из них обещая славную память в мире и венец мученический за гробом... Димитрий, пылая ревностию служить для всех примером, хотел сражаться в передовом полку: "Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам: "Братья, умрем за отечество"? Слово мое да буде делом!" Он не изменил себе: первый ударил на врагов и бился мужественно, как рядовой воин».^ УЧ: кт- то еще желает дополнить? О трагических событиях Куликовской битвы мы читаем и в очерке-эссе современного писателя В.Распутина «Вечное поле»: «...исход боя повернул в свою пользу скрытый в Зеленой дубраве засадный полк под командованием двоюродного брата Дмитрия князя Владимира Андреевича Серпуховского и московского воеводы Дмитрия Боброка. Народная память, выделяя Боброка, называет его "решителем битвы" — и не только за отвагу, но и за полководческую мудрость. Немалого труда стоило ему сдерживать нетерпение князя Владимира и рвущихся в бой воинов, которые хорошо видели из-за деревьев, как гибнут их товарищи, и лишь когда татары, подхлестывая себя победными кликами, сместились вправо, когда, по преданию, ветер, дувший до того в лицо русским, повернул в обратную сторону, Боброк дал наконец команду: "Час прииде, братья!" Горячая свежая сила ударила сбоку в тыл рвущимся к Непрядве и Дону татарам столь неожиданно, обрушилась на них с такой стремительностью и яростью, что, ужаснувшись и не выдержав, "поганые борзо вспять отступиша". "...князь Владимир Андреевич стал на костях и велел трубить в трубы", сзывая живых. До немногих достали те победные звуки. С трудом отыскали распластанного без сознания под срубленным деревом великого князя Дмитрия, отныне уже Донского. "Страшно и горестно, братья, было смотреть: лежат трупы христианские как сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла''. Только каждый десятый или девятый русский воин остался в живых». 3)УЧ: Какие еще литературные ассоциации вызывает у вас это событие? а) Памятник древнерусской литературы «Задонщина», который явился живым откликом современника на Куликовскую битву («вдень субботний, на Рождество Святой Богородицы посекли христиане полки поганые наполе Куликовом, на речке Непрядве»). б) «Слово о житии Д.И.Донского» («И призвал великий князь Дмитрий Ивановичвельмож своих и всех князей Русской земли и сказал им: — Подобает нам, братья, сложить головы свои за православную веру христианскую, да не будут города ваши взяты погаными, и не будем рассеяны по лицу всей земли. И пошел великий князь Дмитрий Иванович на злочестивого Мамая... И встретил он Мамая в татарских полях на Дону на реке. И сошлись как сильные тучи, блеснуло оружие, как молния в день дождя... И помог Бог великому князю Дмитрию Ивановичу, окаянный же Мамай от лица его побежал. А великий князь Дмитрий Иванович возвратился с великой победою. И была тишина в Русской земле»). в) Стихотворение А.Блока «В ночь, когда Мамай залег с ордою...» — из цикла «На поле Куликовом»:^ В ночь, когда Мамай залег с ордоюСтепи и мосты, В темном поле мы с Тобою, -Разве знала Ты?И когда, наутро, тучей чернойДвинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворныйСветел навсегда.УЧ: - Ребята, давайте немного подробнее остановимся на этом стихотворении.- Кого Блок называет «ТЫ»? - «Ты» у Блока — это и Россия, Родина; и русская женщина: мать, «голосящая» по сыну, жена, возлюбленная, княжна, убравшаяся траурной тафтой; и конечно же, «Ты» — это Пресвятая Богородица, потому что 8 сентября, день Куликовской битвы, — это день Рождества Пресвятой Богородицы, которая издавна считается покровительницей русской земли. Эта вера и помогла русскому народу объединиться и выиграть битву. А. Блок назвал Куликовскую битву «символическим событием русской истории, которому суждено повторение». Победа на поле Куликовом показала русским, что сила их — в единстве и только единство спасет Россию во всех ее грядущих испытаниях. г) О судьбоносном значении Куликовской битвы в истории России размышлял исовременный поэт Николай Старшинов:^ Там, за Непрядвою, за Доном, Где нынче вызрели хлеба,В большом бою ожесточенном Решалась и моя судьба.Не потому ли и поныне Еще хранит моя земля И этот горький дух полыни, И скорбный шелест ковыля... д) Юрий Шестаков «Засадный полк». В этой поэме поэт размышляет о прошлом, настоящем и будущем.9. Уч: Этот ассоциативный ряд можно продолжать долго. У каждого свои ассоциации, индивидуальные, личностные, связанные с неповторимой архитектурой истинного шедевра древнерусского зодчества — Троицкого собора. Главное, что этот памятник архитектуры вызывает отклик в наших сердцах, рождает высокие мысли, чувства, стремления. И прежде всего чувство гордости за свою землю, свой народ, его историю, культуру. Об этом чувстве напоминает нам и художник, возглавивший в 1966 году работы по реставрации Троицкого собора, Игорь Грабарь: «Берегите их, они... наполнят ваши сердца гордостью». А вызвать такой отклик может только истинный шедевр, Итак, мы встретились с истинным шедевром русского зодчества, который вы и постараетесь описать в своем будущем сочинении. Жанр же своей творческой работы вы выберете сами. Вернемся к целям урока, т.е подведем итоги урока. мы увидели довольно разные портреты, учились составлять рассказ – описание на основе портрета, совершенствовали навыки речевого общения, учились выступать.