Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный шум». В данном стихотворении образ «Зелёного Шума» заимствован поэтом из игровой песни украинских девушек. Некрасовым найдена та строфическая и ритмическая структура, которая потом была использована в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение многократно положено на музыку. В этом стихотворении ненавистное Некрасову терпение русского народа оказывается положительным качеством. Герой этого произведения, крестьянин, благодаря воздействию красоты пробуждающейся весенней природы, преодолевает в себе «думу лютую», желание «убить изменницу», «обманщицу» - свою жену. Здесь фигурируют два образа-символа – образ зимы и образ весны. Зима олицетворяет собой что-то злое и страшное. Всё тёмное начало человеческой души сосредоточивается в этом образе. Не случайно именно под вой вьюги у главного героя рождается мысль об убийстве собственной жены, что является ужасным грехом, преступлением заповеди: А тут зима косматая Ревёт и день и ночь: “Убей, убей изменницу”. Помимо образа зимы здесь есть ещё и традиционный для многих русских поэтов образ весны – символ пробуждения природы от долгого зимнего сна, символ возрождения, преображения человеческой души. «Слабеет дума лютая, Нож валится из рук». Вместе с зимой уходит и злоба, вместе с природой расцветает и душа героя. «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И – Бог тебе судья!». Вывод, который сделал главный герой, перекликается с библейскими заповедями. К герою приходит подлинно народное, по своей сути истинно христианское понимание высших ценностей человеческого бытия – любви, терпении, милосердия. Таким образом, в стихотворении проходит тема греха и покаяния. Та же тема проходит и в драме Островского «Гроза». Героиня пьесы, Катерина, тоже изменила своему мужу – купцу Тихону. Как и героиня «Зелёного шума», она призналась в совершённом грехе обманутому супругу. Чувствительная и религиозная Катерина не смогла жить с грехом изменницы и бросилась в омут. Тихон смог найти в себе силы простить её. Образ зимы в стихотворении Некрасова перекликается с образом Кабанихи и той окружающей среды, в которой происходит действие в «Грозе». Они также олицетворяют злое начало, которое подтолкнуло Катерину к самоубийству. Катерина бросается в воду – символ очищения от грехов, поэтому можно сказать, что образ весны перекликается с образом воды. Однако в драме «Гроза» Катерина сама решает свою судьбу, её мучают угрызения совести, а в стихотворении жена «молчит», а муж размышляет. Но в итоге оба персонажа приходят к раскаянию. Стихотворение «Зелёный шум» богат выразительными средствами. Во вступлении-рефрене содержится опорный образ. Рефрен-повтор – этот излюбленный приём народной песни использован автором четыре раза. Он открывает текст и разделяет его на композиционные части, сближая стиль стихотворения с фольклорным. Рефрен открывает стихотворение и звучит одушевлением весны: «Идёт-гудёт Зелёный Шум, Зелёный Шум, весенний шум!». Упорство, энергия весны, стремительность создаются настойчивостью повторений слов, гудящим звуком «у», передающим дыхание ветра. Здесь используется ассонанс. В следующей строфе ветер показывается неожиданно и размашисто: «Играючи расходится Вдруг ветер верховой». Ветер наполняет мир красками и лёгкостью дыхания весны, объединяет всю природу: «всё зелено, и воздух, и вода!». Ликующие интонации разрастаются в этой строфе, и вновь появляется рефрен. В следующей строфе проявляется нежность героя к жене, сочувствие и досада («типун ей на язык!»). Измена жены сделала глаза героя «суровыми», поэтому рефрен о весне здесь не возвращается. Следующая длинная строфа рассказывает о «косматой зиме», когда мучает «дума лютая», «ревёт и день и ночь» жестокая песня вьюги, толкающая героя к мести и озлоблению. Интонации этой строфы резки и тревожны: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!». Заканчивается строфа словами: «да вдруг весна подкралася». Автор использует этот глагол, чтобы показать, что теплота любви, таившаяся в душе героя, вдруг открылась. И снова возвращается рефрен, полный весенним гулом. Следующая строфа, такая же большая, как и строфа о зиме, показывает нам, что злоба, гонимая любовью, проходит так же, как зима уступает весне. Человек из народа живёт по законам природы. Мы видим картину обновления: «сады вишнёвые тихохонько шумят», сосновые леса «пригреты тёплым солнышком», липы и берёзы «лепечут песню новую». И опять возвращается рефрен, звучащий ещё более звонко и уверенно. Последняя строфа похожа на вздох облегчения от муки : «Слабеет дума лютая…» Герой остаётся в согласии с миром и с самим собой. Данное произведение обладает стилевым своеобразием. Оно заключается в том, что здесь объединены две различных формы поэтического отражения действительности: сказовая (сюжетно-повествовательная часть, в которой рассказ ведётся от лица героя) и лирическая. Это стихотворение можно отнести к философской лирике, потому что здесь есть традиционная для Некрасова тема греха и покаяния. Также можно его отнести и к пейзажной, потому что значительное место здесь отводится пейзажу, который играет здесь ещё и роль образа-символа.