РАЗДЕЛ IIIАЛКОГОЛЬ- ШАГ В ПРОПАСТЬ Урок 18 "В поход на фронт своих кварталов" На этом уроке ты: подходишь в осознанию ценностей истории в вопросах пития и трезвения; определяешь периоды движения за здоровый и трезвый образ жизни в истории нашего Отечества; расширяешь представление о современном этапе формирования здоровой и трезвой личности.Основные понятия темы: абсолютный спирт; абсурдизм; абсурдист; алкоголепийца; алкоголизм; алкоголизмия; алкоголик; алкоголь; алкогольное опьянение; алкогольные изделия.^ АБСОЛЮТНЫЙ СПИРТ – стопроцентный винный спирт, отличается в связи с особым способом получения более высокой токсичностью, чем ректификованный. Прием его внутрь не только в чистом, но и в разведенном виде не допустим. Понятие "абсолютный спирт" используется в статистике, например, при подсчете производства и потребления алкоголя на душу населения, при этом числовые показатели выражаются в литрах абсолютного спирта.АБСУРДИЗМ – (лат. ab-surdus - нелепый, глупый, несообразный) – идеологическое направление, выдумывающее и распространяющее всевозможные нелепости.АБСУРДИСТ – носитель и пропагандист различных глупостей.^ АЛКОГОЛЬНЫЙ АБСУРДИСТ – носитель и пропагандист ложных сведений об алкогольных изделиях и последствиях их употребления.АЛКОГОЛЕПИЙЦА – проалкогольно запрограммированный и пьющий человек.АЛКОГОЛЕПИТИЕ - поглощение спиртных изделий.АЛКОГОЛИЗМ - психологическое расстройство, основными признаками которого являются: питейная запрограммированность, привычка к употреблению спиртного, потребность в нем и поглощение его.АЛКОГОЛИЗМИЯ - процесс превращения трезвенника в алкоголика.АЛКОГОЛИК - проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, привыкший к спиртному, испытывающий потребность в нем и поглощающий его.АЛКОГОЛЬ (араб. al-kuhl - тонкий порошок) - органические соединения, содержащие в молекуле гидроксильную группу - ОН. Термин "алкоголь" часто употребляется в качестве синонима слов "этанол" или "винный спирт".^ АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ - состояние отравленности организма человека и в первую очередь мозга этиловым спиртом, глубина которого зависит от его концентрации в крови.^ АЛКОГОЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - спиртосодержащие жидкости, принимаемые внутрь с целью отравления головного мозга, называемого опьянением. К ним относятся многие искусственно приготовленные жидкости, в том числе пиво и крепленый сок. Токсичность А.И. зависит от концентрации в них этилового спирта и ядовитых примесей.^ Пометки на поляхПьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное.Ж. Ж. Руссо.Руссо, Жан-Жак (1712-1778) – французский мыслитель, писатель и педагог.Пьяный человек - не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, - разум.Т. Пэн.^ Пэн, Томас (1737-1809) – английский публицист.Пьянство - это добровольное сумасшествие.Сенека.Сенека (Младший), Луций Анней (4 до н. э. – 65 н. э.) – римский писатель, философ.В пьянстве нет ни ума, ни добродетели.^ Г. Сковорода.Сковорода Григорий Саввич (1722-1794) – украинский философ и поэт.Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа.^ В. Скотт.Скотт, Вальтер (1771-1832) – английский писатель.Опьянение есть истинное безумие, оно нас лишает наших способностей.Солон.Солон (638-559 до н. э.) – древнегреческий философ.Пьяницы никогда не стали бы пьяницами, если бы не видели почтенных и уважаемых всеми людей, пьющих вино и угощающих им.^ Л. Толстой.Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – русский писатель. Известно, что восточные славяне в очень маленьких количествах потребляли алкогольные изделия, такие как мед, брага, пиво. Солод для варки пива славяне умели приготовлять с V-VI века, хмель же был известен им с Х века: о нем упоминается у Нестора. В XV и XVI веках потребление хмельного пива на Руси было уже настолько распространено, что царь вынужден был его ограничивать. С XVII века крестьянам дозволялось варить пиво, брагу и мед для домашнего потребления только 4 раза в год, на праздники (рождество, пасха, Дмитриевская суббота и масленица), а также по поводу крестин и свадеб, почему и пирушки в эти праздники назывались особым пивцом. Но право такое давалось только отдельным крестьянам, которые повиновались богатым, выполняли оброк и барщину и обыкновенно на срок варки отводилось только 3 дня. По окончании этого времени кабацкий голова приходил и опечатывал оставшееся алкогольное питье до следующего праздника. В домостроевских нормах Сильвестра (XVI) рекомендуется сыну и невестке не напиваться допьяна и следить за домочадцами. Митрополит Фотий в 1410 году запретил населению пить пиво до обеда. Исследователи отмечают, что пьянства как явления, разъедающего общественный организм, в домосковской Руси не было. При царе Иване III право изготовлять спиртные изделия принадлежало казне, которая организовывала питейные заведения - корчмы. Содержание такой корчмы считалось вознаграждением царских вельмож, которые назначались в города в качестве воевод. Насаждение корчмы в городе обычно вызывало всплеск пьянства. Иван Ш издал правительственный Указ, запрещающий "гнусное пьянство". Согласно этому указу низшие слои населения могли пить только 4 раза в год. Запрещалось боярам и дворянам исполнять служебные обязанности в состоянии опьянения или подпития. В свободное же от службы время им пить спиртное разрешалось. Иван IV (Грозный) поставил в Москве в 1552 году первый кабак. Увидев от этого нововведения большую прибыль для царской казны царь Иван IV предписывает наместникам областей ликвидировать частную виноторговлю (корчмы) и создавать повсеместно царевы кабаки. Царь за хорошую службу несколько позже раздает кабаки боярам. В конце ХVI века кабаки были созданы практически во всех городах, что и послужило большой материальной основой роста пьянства в Русском государстве. Само слово "Кабак" татарское, но в отличие от татарских постоялых дворов, в кабаках продавалась только водка. Кабаки содержались "на вере", то есть управлялись казной или отдавались на откуп "как государевой казне прибыльнее". Быстрое распространение кабаков вызывало протесты и жалобы духовенства и народа, а иногда кабаки либо закрывались, либо уничтожались. С 1649 года казенная продажа алкоголя в России постепенно заменялась откупной системой. Откупщики получали монополию на торговлю спиртными изделиями и спаивали население в целях получения все большей и большей прибыли. Во время царствования Алексея Михайловича по совету патриарха Никона в 1652 году на специально собранном церковном соборе о кабаках были введены некоторые ограничения в торговле спиртным, но объективно и эта мера способствовала спаиванию народа. Народ приучался к кабаку не только экономическими мерами, но и физическими. Спутником кабака был так называемый правеж, то есть порка. Непосредственно перед казной отвечали дворяне и бояре (откупщики), но в случае долга они на порку выставляли вместо себя крестьян. Уже тогда царь решил бороться более жестоко с домашним производством спиртных изделий. У нарушителей предписывалось "сечь руки и ссылать в Сибирь". Иные историки показывают Петра I борцом с пьянством. Другие утверждают, что царь всегда оставался царем, приверженцем своего класса и что он никогда не думал о народной трезвости. Петр I учредил орден служения Бахусу, первая заповедь которого была - напиваться каждодневно и не ложиться спать трезвым. Петр I добился того, что борцов с пьянством стали называть еретиками. Основываясь на большом историческом материале один из первых русских исследователей этой проблемы И. Прыжов в книге "История кабаков в России" утверждал, что пьянство пришло на русскую землю "из вне". Да и само слово корчма иноязычного происхождения (польское). В 1740 году откупщиков уже называли компанейщиками (или еще их звали компанейцами), так как питейные сборы стали отдаваться "в компанию охочим людям". В 1740 году вокруг Москвы, чтобы ее жители пили только в царевых кабаках казенную водку, был построен земляной вал, на котором дежурили нанимаемые компанейщиками солдаты. Тех, кто пытался переходить вал, солдаты пороли плетьми и нагайками. Этот камер-коллежский вал сохранился до сих пор и находится теперь в центре столицы. Алкоголь в руках купцов, промышленников и царских чиновников становился орудием обмана, ограбления и угнетения народов. В одном из памятников старинной русской культуры "Притче о хмеле" описывается вред от пьянства. Особенно же активно русский народ стал спиваться в конце XVIlI-начале XIX веков. Развитие капитализма повлекло за собой развитие пьянства. Литература того времени предостерегает лишь против злоупотребления алкоголем, и только позднее выдающиеся писатели и публицисты осознают, что истина успеха в том, чтобы вовсе не употреблять спиртного. Господствующие классы России поощряли массовое употребление в народе алкоголя как средства отвлечения трудящихся от протеста и борьбы за человеческие условия труда и жизни. Первое трезвенническое движение в России, началось летом 1858 года, с движения против откупщиков в ответ на повышение ими цен на водку. Первые общества трезвости появились в Ковенской губернии, затем в Виленской. Гродненской и других. Началось небывалое трезвенное движение народа, которое было частью стихийной революционной борьбы. Многие видные люди XIX века, такие как Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. И. Пирогов, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, И. М. Сеченов и другие активно пробуждали в русском обществе интерес к проблемам воспитания детей и подростков, ратовали за здоровье и нравственное совершенствование подрастающего поколения. За вопросы воспитания детей и подростков в то время взялись не только педагоги, но биологи и медики. В 1857 году начинают выходить "Журнал воспитания" и "Русский педагогический вестник", с 1860 года – "Учитель", с 1861 года – "Ясная поляна", с 1864 года – "Педагогический сборник", а с 1866 года – "Детский сад". В этих журналах частично ставились и вопросы антиалкогольного воспитания юношества. 5 декабря 1866 года в России были учреждены приюты для "малолетних преступников". А в 1894 году Петербургское юридическое общество создало особую комиссию по вопросам малолетних правонарушителей. Еще в 1863 году Главным управлением военно-учебных заведений России уже был разработан план создания специальной сети школ для трудных детей, который стал реализовываться в 1867-68 годах. Первые специальные гимназии появились в 1868 году в Саратове и в г. Вольске Саратовской губернии, а позднее в Иркутске и других городах. В 1871 году в Петербурге была создана земледельческая воспитательная колония для малолетних правонарушителей, где основным принципом перевоспитания было уважение к личности подростка. Несмотря на жестокие репрессии, в России вновь стали организовываться общества трезвости. Первое из них было учреждено в 1874 году в селе Дейкаловка Полтавской губернии. Через некоторое время, в 1882 году, было создано "согласие трезвости" в селе Татево Смоленской губернии, в 1874 году было организовано Украинское общество трезвости. В 1887 году Л. Н. Толстой вместе с Н. Н. Миклухо-Маклаем, П. И. Бирюковым, Н. Н. Ге (младшим) и другими подписал "Согласие против пьянства" и создал у себя в имении общество трезвости. Подобные общества привлекли внимание правительственных учреждений и духовенства. В 1889 году Священный Синод предложил духовенству заняться созданием трезвеннических организаций. В 1890 году было основало Петербургское общество трезвости, в 1891 - Одесское, в 1892 - Казанское, в 1893 - Рыбинское, а в 1895 - Московское общество трезвости. Особенно активно работало Казанское общество трезвости, председателем которого являлся А. Г. Соловьев. За два года общество издало много брошюр и книг. В 1891 году было создано Нижне-Тагильское общество трезвости, а в 1893 году: Подольское, Рыбинское, Сарапульское, Тобольское и другие. В 1896 году в Киеве было открыто Юго-Западное общество трезвости. В 1898 году созданы общества трезвости в Туле и Астрахани. В то время в России стали издаваться трезвеннические журналы: с 1894 года в С.-Петербурге "Вестник трезвости", с 1896 г. в Казани – "Деятель", а с 1898 года – "Народная трезвость", приложение к журналу "Наше хозяйство" и другие. В состав указанных обществ входили главным образом рабочие фабрик, ремесленники и крестьяне. В учреждении и работе обществ трезвости активное участие принимали видные русские врачи (А. М. Коровин, Н. И. Григорьев), а также другая прогрессивная русская интеллигенция. Наряду с введением винной монополии в 1895 году Витте провел ряд миниреформ в частности учредил попечительства о народной трезвости, спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Вторая мера привела к тому, что, во-первых, "пьянство основательно завоевало семью"; во-вторых, у магазинов появились стаканщики. Мелкая расфасовка способствовала доступности спиртного. Что же касается попечительств о народной трезвости, то достаточно вспомнить, что состав этих учреждений, был насквозь бюрократический и главенствующую власть в них почти всегда занимали одни и те же люди, которые правой рукой насаждали пьянство, а левой пробовали поставить его в рамки приличия. В России в конце XIX века просветитель С. А. Рачинский объезжал школы и обращался к учащимся с горячими увещеваниями бороться за трезвость. Он же создал первые русские школьные общества трезвости. На рубеже 19 и 20 веков в России происходит подъем в антиалкогольном воспитании и обучении трезвости подрастающего поколения. В I905-I908 годах к Петербурге стало выходить бесплатное приложение к журналу "Трезвая жизнь", "Листок трезвости для школьников", а в 1909 году листок трезвой жизни для младших детей "Зорька". Еще в 1897 году при обществе Охранения Народного здравия была организована комиссия по борьбе с алкоголизмом, при которой была создана, подкомиссия по вопросам преподавания "антиалкоголизма" в школе. Специалисты на границе веков предлагали расширить круг наук по антиалкоголизму в университетах, была разработана развернутая тематика "нормальных антиалкогольных курсов", объявлена премия за лучшую "противоалкогольную хрестоматию" для школ с иллюстрациями, доступными для детей и подростков. Инспектор народных училищ Г. Ф. Марков в 1912 году написал "Проект методики преподавания "Науки трезвости". Им же в 1911 году было переведено с французского языка "Практическое руководство для преподавания науки трезвости", которое он использовал в работе Московского "Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом". В 1913 году в Санкт-Петербурге вышел переведенный с французского языка А. Л. Мендельсоном "Учебник трезвости для начальной и средней школы" Ж. Дени. В этом же году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге он удостоен малой золотой медали. В 1914 году в Москве вышел популярный учебник трезвости для начальных училищ "Школа трезвости" С. Е. Успенского, а в 1915 году первая отечественная противоалкогольная хрестоматия Н. В. Васильева "Трезвая жизнь", в которой были использованы произведения Г. Успенского, А. П. Чехова, Н. А .Некрасова, Г. Мопасана и др. Анализ литературы, вышедшей в России с начала 90-х годов XIX века по 1914 год по проблемам алкоголизации детей и подростков, свидетельствует, что исследования велись в основном по трем направлениям. Одни работы посвящены конкретным исследованиям распространенности и факторов, способствующих алкоголизации среди учащихся; вторые - посвящены влиянию алкоголя на детский и юношеский организм; третьи - роль школы в профилактике алкогольных бед среди учащихся и задачах школы в борьбе за трезвость. Представляет интерес деятельность детских обществ трезвости второго десятилетия ХХ века в России. Правда деятельность их не всегда соответствовала Уставу. Вначале общества боролись за полутрезвость, то есть разрешалось потреблять пиво, сидр, вино. Отрицалась только водка и самогон. Ясно, что эти противоречия в детских обществах трезвости не могли привести к положительным результатам отрезвления подростков. В 1912 году в Москве вышла книжка М. Рязанова "Противоалкогольный детский праздник", с 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: "Будущее принадлежит трезвым нациям", а в 1914 году издана книжка В. Ф. Смирнова "Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками". Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. В Казани выходил журнал "Праздник трезвости", в Серпухове Московской губернии "Воскресный листок", в Острове Псковской губернии "Друг трезвости", Воронеже - "Заря трезвости", Одессе - "Зеленый змий", Уфе - "Уфимское попечительство о народной трезвости", Царицыне - "Царицынский трезвенник" и другие. Несколько журналов в защиту трезвости выходило в Москве, причем все они назывались: "В борьбе за трезвость". В Петербурге выходили журналы: "Листок трезвости", "Народная трезвость", "Отрезвление", "Сеятель трезвости", "Сила трезвости", "Трезвая жизнь", "Трезвость и бережливость", "Трезвые всходы" и другие. Голод, последствия эпидемий, пагубное влияние империалистической, гражданской войн, иностранной интервенции, разлагающее влияние мелкобуржуазной стихии, а также разрешение торговли вином в августе 1921 года способствовало росту беспризорных детей к концу 1921 года до 7 млн. человек. С первых шагов Советской власти правительство уделяло пристальное внимание детям, в том числе и беспризорным. В ноябре 1917 года была опубликована декларация Наркомпроса по дошкольному воспитанию, а в 1920 году в Советской России функционировало около 5 тысяч дошкольных учреждений. В 1919 году по инициативе Н. К. Крупской была организована Академия коммунистического воспитания. С 1920 года стали создаваться трудовые коммуны - особый вид учебно-воспитательных учреждений. В результате этих мер к концу 1924 года число беспризорных детей снизилось до 300 тысяч. Декретом СНК РСФСР от 25 сентября 1926 года "О ближайших мероприятиях в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы по борьбе с алкоголизмом" в программе школ всех ступеней было введено антиалкогольное просвещение. В двадцатые годы были проведены сотни антиалкогольных демонстраций, митингов, маевок. Например, с 1923 по 1931 год в СССР проводился так называемый "детский поход на взрослых". К работе по воспитанию трезвого человека наши предшественники 20-х годов не подходили формально; использовалась: оригинальность, прямота, страстность и непреклонность, свойственные молодым. Детский поход против пьянства имел, конечно, двоякое значение: он воздействовал на взрослых и вместе с тем способствовал подготовке нового трезвого поколения. Были и неувязки. Так, члены противоалкогольного общества резко критиковали широко известную в ту пору общественную организацию "Друг детей", которая использовала денежную прибыль от продажи вина и пива на оказание помощи детям. При обществе борьбы с алкоголизмом была сформирована юношеско-школьная секция. В 1928 году были созданы Всероссийское и Всеукраинское общества борьбы с алкоголизмом, которые 29-30 ноября объединились во Всесоюзный Совет Противоалкогольных обществ (ВСПО). Главполитпросветом в программу работы всех школ при клубах и домах культуры было введено преподавание основ антиалкогольной пропаганды. Вопросом изучения алкоголизма занялись многие научные учреждения, в том числе институт социальной гигиены и институт невропсихиатрической профилактики в Москве, паталого-неврологический институт, институт психиатрии и гигиены, институт гигиены и труда в Харькове, паталого-неврологический институт в Киеве, имеющий специальное отделение по противоалкоголизму, и другие. В Харьковском институте народного хозяйства - профессор Ф. А. Несмелов в течение 1928-1929 года прочитал курс лекций по противоалкоголизму. Примечательно постановление коллегии Наркомпроса РСФСР от 23 апреля 1929 года, которое предусматривало к новому учебному году закончить отработку плана и программы преподавания противоалкоголизма в школах первой и второй ступени, в педагогических и медицинских вузах, а также во всех техникумах и на специальных курсах. Решено было переиздать соответствующие учебники с добавлением основных сведений о вреде алкоголя. В планы переподготовки учителей начальных школ на летних курсах были включены вопросы воспитания, трезвости. 15 августа 1929 года состоялась московская конференция пионеров вместе с Обществом борьбы с алкоголизмом, которая в своих решениях потребовала от своих старших товарищей и руководителей -комсомольцев - отказа от выпивки. Бороться с алкоголизмом родителей путем демонстраций, добиваться противоалкогольного преподавания в школе. К сожалению, с 1932 года трезвенническое движение в СССР практически прекратило свою деятельность. В 1937-39 гг. были уничтожены почти все педагоги-инициаторы трезвеннического движения среди школьников (митинги, демонстрации, манифестации трезвости). Закрыто было в 1931 году общество борьбы с алкоголизмом и Всесоюзный совет противоалкогольных обществ. Прекратили свою деятельность и журналы: "Трезвость и культура" (Москва), "За трезвость"(Харьков) и другие. В 1939-1940 годах прекратили свою деятельность общества трезвости им. Мотеюса Воланчюса в Литве и "Северное сияние" в Латвии. Перед войной исследования по детской и подростковой алкоголизации были сведены к нулю и возобновились только в 60-х годах. В основном это были клинические исследования, в которых либо представлялись отдельные случаи алкоголизма у детей и подростков, либо описывались особенности течения, формирования и проявления алкоголизма в детском или подростковом возрасте. Первые отряды "Юных друзей милиции" и "Юных дзержинцев" были созданы в 1963 г. в г. Волгограде. Позднее, в апреле 1978 г., Секретариат ЦК ВЛКСМ, Министерство внутренних дел СССР, Министерство просвещения СССР и Государственный комитет СССР по профтехобразованию утвердили совместное постановление об этих отрядах и приняли положение об их деятельности. В состав отрядов "Юных друзей милиции" входили учащиеся V - VIII классов, а в отряды "Юных дзержинцев" - школьники IX - Х классов и учащиеся ПТУ в возрасте от 14 до 18 лет. В содержание работы отрядов входили: создание и оформление комнаты, стенда, посвященных борьбе с пьянством, деятельности правоохранительных органов; сбор и изучение материалов о жизни и деятельности ветеранов советской милиции; изучение основ трезвости; изучение советского законодательства; проведение диспутов, лекций, бесед, вечеров, помощь администрации школы в поддержании порядка; участие в трудовых десантах и операциях, выпуск правовых и антиалкогольных газет; шефство над подростками с отклоняющимся поведением; дежурство в микрорайоне школы, рейды. Антиалкогольная проблема не просто узкобытовая, медицинская или правовая. Она по своему положению - проблема комплексная, затрагивающая вопросы экономики, политики, медицины, права, педагогики, социологии и т. п., а поэтому и решать ее нужно комплексно, с учетом всех отмеченных особенностей. А раз так, то работа современной школы по формированию позитивных знаний, убеждений, т. е. по формированию трезвеннического сознания и поведения, готовности к трезвому образу жизни у школьников, является составной частью решения алкогольной проблемы. Определенное влияние на постановку антиалкогольного воспитания учащихся оказали рекомендации Министерства просвещения РСФСР "Об антиалкогольной пропаганде в системе просвещения" (1974 г.) и методические рекомендации Министерства здравоохранения РСФСР "По организации антиалкогольного просвещения в школе" (1978 г.). В 70-х и 80-х годах проблемами отклоняющегося поведения детей и подростков занялись видные медики и публицисты, социологи и педагоги, психологи и биологи. Среди них следует назвать: медиков П. И. Сидорова, Ф. Г. Углова, Г. М. Энтина, И. В. Стрельчука, Н. Я. Копыта, И. Д. Муратову, В. Л. Рязанцева, Г. Я. Юзефовича и других; публицистов С. Н. Шевердина, И. П. Дудочкина, Н. П. Машовца; социологов: В. Н. Лужбина, И. А. Красноносова; юристов Р. Лирмяна, Г. В. Антонова-Романовского; педагогов И. А. Невского, Д. В. Колесова; психологов В. Я. Ольшанского и В. С. Братуся; биолога Г. А. Шичко; историков А. Н. Якушева и А. Л. Афанасьева и многих других. Изучение истории трезвеннических движений и трезвеннического воспитания в России показывает, что она, во-первых, достаточно длительна и самобытна, имеет волнообразный характер (спады, подъемы), включает в себя многие аспекты (социально-нравственный, медицинский, политический, правовой и просветительно-педагогический). В отечественных исследованиях и публикациях по данной проблеме содержатся богатые возможности для разработки целостной концепции трезвеннического воспитания молодежи.^ Информация для учителя Глобальный характер проблемы требует тщательного анализа исторического опыта борьбы с пьянством в нашей стране. Без знания прошлого трудно ориентироваться в настоящем, невозможно заглянуть в будущее. Изучение прошлого помогает избавиться от многих алкогольных мифов и заблуждений, в частности, от широко распространенного в общественном сознании представления о традиционности русских питейных "обычаев". Анализ истории антиалкоголизма, в том числе и школьной среде, важен для правильного решения теоретических и практических задач в области антиалкогольного воспитания и противонаркотической пропаганды. Учитель к прошлому должен возвращаться для того, чтобы лучше понимать настоящее и будущее. Преемственность поколений в том и состоит, что передовое и прогрессивное не умирает, а служит почвой для активного антиалкогольного воспитания подрастающего поколения. Собриологии и социальной педагогике чуждо игнорирование прошлого, но хранить наследие это не значит им ограничиваться. Понятно, что слепое перенятие прошлого, без поправок на историю и при отсутствии логического анализа, не будет отражать сущности проблемы. Вопросам истории антиалкогольного воспитания, в России посвящено большое количество работ, вышедших как до Октябрьской революции так и в первые года Советской власти. В наши дни вопросам истории антиалкогольного движения посвящены работы исследователей И. В. Виноградова, П. П. Дудочкина, А. Н. Якушева, Х. И. Идельчик, Е. И. Лотовой, А. В. Павлучкова, Л. К. Фортовой, А. А. Константинова, А. Л. Афанасьева и других. Многие современники началом пятого этапа трезвеннического движения в СССР-России называют выход в свет известных документов Политбюро и Правительства 1985 года и сочетают это движение с началом перестройки. Другие специалисты начало Пятого трезвеннического подъема соотносят с проведением в г. Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области Всесоюзной межведомственной научно-практической конференции "Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе", на которой с острым докладом в защиту трезвости выступил активист движения академик Ф. Г. Углов и многие его соратники. Третьи началом Пятого этапа называют ряд статей ветерана трезвеннического движения нижегородца Я. К. Кокушкина и его товарищей по борьбе (см.: "Если взяться по-рабочему". // Правда.- 1970 - 18 сентября), а также сформированный в 1968 году в г. Горьком Российский оргкомитет по созданию общества трезвости России. Все верно, все выше отмеченное является как бы основными вехами Пятого этапа трезвеннического подъема в нашем Отечестве. Необходимо только подчеркнуть, что истоком для этого подъема послужила работа социолога из Орла И. А. Красноносова "Тропинка в трезвость", которая была написана им в начале 60-х годов, представлена в директивные органы страны и распространена среди антиалкогольной общественности СССР. Важную роль в консолидацию трезвеннического движения и его истоки внесла записка горьковчан "Предложения по организации всенародной борьбы за трезвость" (1972 г.), которая в себя включила: разработку и опубликование для всенародного обсуждения проекта "Перспективного плана отрезвления страны"; создание Госкомитета СМ СССР по борьбе за трезвость; создание НИИ наркологии, включающего, помимо медицинского, социологический, экономический и юридический секторы; создание Всесоюзного общества трезвости: организацию изучения идей, и опыта преподавания трезвости и обеспечение разработки и введение в учебных заведениях преподавания курсов личной культуры и трезвости; снижение зависимости местных бюджетов от продажи алкоголя, постепенное прекращение его производства; разработку и внедрение широкой программы профилактики и лечебных антиалкогольных мероприятий; подготовку к всенародному обсуждению проекта "Основ законодательства против алкоголизма и наркомании" и другое. Инициаторами этого опроса были Я. К. Кокушкин, С. Н. Шевердин и другие. В конце 60-х годов в Оренбурге по инициативе Пономарева Михаила стали формироваться молодежные организации "Отряды молодых совершенцев", в Нижегородской области в это же время была попытка создания Партии против курения и пьянства, которая затем была реорганизована в Коммунистическую организацию против сквернословия, курения и пьянства (КОПСКиП). В 70-х годах стали создаваться первые клубы трезвости: в Киеве - "Аметист" (председатель А. Ф. Миролюбова), в Нижнем Тагиле - "Исток" (председатель Л. А. Ушакова), в Нижнем Новгороде - "Радуга" (председатель А. Д. Неуштов), в Риге - "Аметист" (председатель Э. Д. Брокан), в Клайпеде - "Аве Вита" (председатель Э. И. Бояров), в Тарту - "Анти-Вакх" (председатель Э. Колга), в Москве - "Надежда" (председатель Ю. И. Пронкин) и многие другие. Для активизации трезвеннического движения в 70-е годы немало сделали средства массовой информации: журналы "Молодой коммунист", "Агитатор", "Журналист", "Наш современник", газеты: "Рабочая газета" (г. Киев), "Ленинская смена" (г. Горький), "Ленинградский рабочий", "Южная правда" (г. Николаев), "Высокогорский горняк" (г. Нижний Тагил) и другие. Большую роль в становлении трезвеннического движения в 70-е годы в нашем Отечестве сыграла дискуссия за круглым столом журнала "Экономика и организация промышленного производства" ("Эко" – 1974 - № 4), в которой приняли участие С. Н. Шевердин, сотрудник журнала Молодой коммунист"; И. А. Красноносов, ветеран трезвеннического движения в СССР; Г. М. Энтин, доктор мед. наук; Н. Я. Копыт, доцент; И. В. Стрельчук, доктор мед. наук, заслуженный деятель науки и другие. Пожалуй это была первая такая встреча, где собрались вместе ученые и практики страны, желающие разрешить алкогольную проблему, в т. ч. и мерами общественного трезвеннического движения. Первый публичный Всесоюзный бой трезвеннические активисты дали защитникам питейных взглядов и убеждений в декабре 1981 года на упоминавшейся уже конференции в г. Дзержинске. Сторону защитников алкоголя там представляли: профессор Б. М. Левин из Москвы, профессор В. Г. Морткович из Горького, научный сотрудник Академии МВД СССР В. А. Константиновский из Москвы и некоторые другие. Кроме упомянутого выше академика Ф. Г. Углова, трезвенническое движение было представлено: кандидатом биологических наук Г. А. Шичко из Ленинграда; социологом И. А. Красноносовым из Орла, главным наркологом Чечено-Ингушской республики М. А. Дальсаевым из Грозного; психотерапевтом В. Н. Добровольским из Харькова, многими руководителями клубов трезвости страны. Конференция приняла решение о создании Всесоюзного общества трезвости. К тому же 52 проц. участников конференции в распространенной анкете высказались за введение у нас в стране "сухого закона". Большую роль в становлении трезвеннического движения в СССР-России сыграли книги, вышедшие в 70-е годы, авторами которых были: В. М. Банщиков, И. В. Стрельчук, Г. М. Энтин, Г. Я. Юзефович, В. А. Рязанцев, В. И. Белов, Ф. Г. Углов, Ю. М. Ткачевский, П. И. Сидоров и ряд других. Но борьба продолжалась и любители выпить издали ряд книг, разрушающих движение за трезвость. Среди их авторов можно назвать идеологов "умеренных" выпивок: Б. М. Левина, Э. А. Бабаяна, Г. Г. Заиграева и некоторых других. Неоценимую роль в развитии Пятого трезвеннического подъема сыграла информационная переписка "по кругу", в которой участвовали многие активисты движения: из Ленинграда - Ф. Г. Углов, Г. А. Шичко, Г. Ю. Супицкий, Ю. Н. Федоров; из Москвы - С. Н. Шевердин и Л. К. Киселев; из Киева - А. Ф. Миролюбова, В. А. Смага и А Я. Найман; из Калинина - П. П. Дудочкин; из Орла - И. А. Красноносов; из Горького - Я. К. Кокушкин и А. Н. Маюров; из Нижнего Тагила - Л. А. Ушакова и А. И. Брусницын и другие. Их письма касательно трезвости и движения за трезвость еще ждут своего исследования и изучения. Бесспорно одно, что эта переписка консолидировала движение. Особая роль в развитии и становлении Пятого этапа трезвеннического движения в нашем Отечестве принадлежит писателям: В. Белову (Вологда), В. Распутину (Иркутск), П. Дудочкину (Тверь), С. Гагарину (Москва), Е. Бажанову (Самара-Куйбышев), Ю. Липатникову (Свердловск-Екатеринбург) и другим, которые возвысили свой патриотический трезвый голос над беспробудным пьянством многих современников. Под воздействием доклада Ф. Г. Углова, прозвучавшего на конференции в Джержинске и других его работ и выступлений , "проснулись" многие думающие об Отечестве замечательные наши современники. Среди них следует назвать активистов движения: А. Н. Люлько и В. Г. Жданова из Новосибирска, B. C. Стольникову и В. И. Мелехина из Первоуральска, А. Г. Мезенцева и А. В. Иванова из Петрозаводска, Е. Г. Батракова и Г. И. Тарханова из Абакана, Прищепенко В. Н. и Морозова B. C. из Москвы, Морозова А. А. и Арсеньева В. П. из Одессы, Драгуна И. И. и Коклюхина В. В. из Бреста и многих других. 10 апреля 1982 года в Москве собрались председатели клубов трезвости страны на свою первую конференцию, в результате чего было сформировано правление, председателем которого стал Ю. И. Пронкин (Москва), а секретарем Драгун И. И. (Брест). В работе конференции приняли участие следующие председатели клубов трезвости: Морозов А. А. (клуб "Данко", Одесса); Манжелей А. Г. ("Январец", Одесса); Моряков В. П. (ДОТ, Москва); Ушакова Л. А. ("Исток", Н. Тагил); Лабинер А. С. ("Гиштерис", Вильнюс), Озолиньш О. Я. ("Ат-Балс", Валмиера), Гольдштейне Г. Х. ("Аметист", Рига), Шичко Г. А. ("Одумавшиеся алкоголики", Ленинград), Медведева М. А. ("Буревестник", Шахтерск); Булька Й. Ю. (Рига), Яблоньский Э. Л. ("Вита", Киев) и многие другие. К сожалению, правление клубов трезвости дальше деклараций не пошло, а в последующем и вовсе прекратило свое существование. Пронкин Ю. И. и К здесь классически сыграли свою роль "попов-гапоновцев". В первой половине 80-х годов по стране повсеместно стали формироваться клубы и общества трезвости. В 1983 году при газете "Камчатская правда" был создан заочный клуб трезвости, который на страницах газеты регулярно выпускал свою страницу. Последовательную активность проявлял клуб "Трезвость" при газете "Машиностроитель" в г. Краматорске. Активно в 1984-1985 годах действовал клуб трезвости, созданный при "Магаданской правде". Было сформировано общество трезвости в Пушкинском районе г. Москвы, общество "Аванте" в Риге, клуб трезвости "Бригантина" в г. Ворошиловграде (г. Луганске), клуб "Разум" в Тюмени, школьный клуб трезвости "Сила" при 58-й Рижской средней школе, клуб "Феникс" в г. Казани и другие. К 1985 году таких трезвеннических объединений в стране было уже более двухсот. По стране нелегально стали распространяться лекции и магнитозаписи кандидата физико-математических наук из Новосибирска В. Г. Жданова, которые своей эмоциональностью и зажигательностью пробуждали все новых и новых активистов движения за трезвость. В декабре 1983 года в Новосибирске возникло Добровольное обще