Алиса А. Бэйли – Образование в новом веке Перевод c английского И. В. Лебедевой. Образование является и должно являться, по существу, непрерывным процессом от рождения до смерти, назначение которого состоит не столько в стяжании знания, сколько в расширении сознания. Знание само по себе мертво, если не влияет на взаимоотношения человека со своим окружением, социальную ответственность, исторические тенденции, частные и мировые условия, а главным образом на эволюцию сознания, вводя безграничные просторы неведомой вселенной в сферу ограниченного человеческого ума. Можно сказать, что образование — это непрерывный процесс обучения тому, как согласовывать между собой человеческие и божественные элементы в составе человека, налаживая правильные отношения между Богом и человеком, духом и материей, целым и частью. Поэтому краткая последняя глава в книге посвящена "науке Антахкараны", то есть творческому старанию выстроить в сознании мост между низшим аналитическим, накапливающим знания умом, душой и высшим умом, аспектом божественного "Я", духовного человека. Это научный процесс, который может изучаться и практиковаться как техника медитации вкупе со старанием применять духовные принципы в повседневной жизни при любых обстоятельствах. ^ ПРЕДИСЛОВИЕ Направления образования в период мирового кризиса Эта книга о философии образования выходит во время кризиса потому, что все критическое мышление в области теории образования характеризуется в наши дни глубокой озабоченностью в отношении как сохранения, так и обогащения человеческих ценностей. Сможем ли мы отстаивать наш демократический индивидуализм перед лицом стандартизирующих сил западной машинной цивилизации, которая способна поглотить и восточный мир? Сможем ли противостоять тоталитаризмам, которые обожествляют материализм все более упрочивающейся индустриальной культуры? В мае сего года (1953) я присутствовал на двухдневном семинаре в Чикаго, проводимом Центром по изучению проблем гуманитарного образования для взрослых Фордовского Фонда, созданным для того, чтобы выразить растущую в наше время озабоченность духовным состоянием нашей цивилизации. Из заявления по проблеме, которую нашей группе надлежало исследовать, "Образование в демократическом обществе", мы получили следующую информацию:"Образование должно удовлетворять нуждам человеческого духа. Оно должно помогать людям вырабатывать соответствующую личную философию и чувство ценностей; воспитывать вкус к литературе, музыке и искусствам; взращивать способность анализировать проблемы и приходить к разумным выводам." Данное заявление требует пересмотра теории и практики нашего образования. Исследование текущего положения дел показывает, что наконец-то профессиональные педагоги стали уяснять общую философию образования и сознательно стараются очертить теорию образования, адекватную новому проступающему миру. В такой философии должны сочетаться три основных подхода: (1) психологическая теория человеческой персоны, которой следует "давать образование"; (2) социальная теория об обществе, которое мы пытаемся создать или сохранить, как подходящего вместилища распространяемых идеалов культуры; (3) мировоззрение, или космогония, теория о месте человека во вселенной, где он выступает как зритель и актер. Наша задача состоит в том, чтобы нащупать синтез, вроде того, который марксизм и нео-схоластика обещают своим последователям, но добиться его методами свободного сотрудничества, которые отстаивал Дьюи. В самом широком смысле, такое мировоззрение сделает возможной всепланетную цивилизацию, впитав в себя все то истинное — не зависящее от времени и места — о человеке и вселенной, что можно извлечь из всех региональных культур всех времен. Такие-то универсальные принципы и обеспечат нормы Образования в Новом Веке, как его именует Тибетец. Современный мир страдает культурным провинциализмом, основанным на дуализме направленной на внешнее, объективной точки зрения западного мира и устремленности вовнутрь, или субъективизма восточных народов. Каждая из этих цивилизаций, в своей крайней форме, закоснела в собственном равновесии. В своей гармоничной жизни человек должен объединить оба идеала, чтобы достигнуть целостности самому и сделать цельным окружающий мир. Это, мне кажется, является одной из важнейших тем настоящей работы. В будущем средство для устранения социальных расколов и психологической разобщенности, которые мешают, препятствуют нашим нынешним усилиям преодолеть разделение человечества, будет заключаться в восстановлении единства принципов, на которых может быть предпринято объединение человеческих ценностей и достижений. Причастность образования к этому процессу очевидна. Как указывает Тибетец, на субъективных уровнях мы обязаны принять меры к воссоединению человеческой личности и преодолеть двойственность сознания, возникшую из культурной разобщенности в результате "отрицания личного "я", как преобладающего принципа культуры мирной цивилизации Востока, и агрессивного "индивидуализма" Запада, как идеала западного человека. Таким образом, мы нуждаемся не только в политическом синтезе Мировой Федерации, в которой восточное и западное полушария действовали бы подобно правому и левому полушариям человеческого мозга, а Мировой Мозг служил узлом, где перекрещиваются планетарные нервы, но нуждаемся и во всепланетном образе жизни, всепланетной этике и всепланетном способе чувствования, чтобы накопить могучую движущую силу, которая потребуется для выполнения стоящих перед нами великих задач. Время восстановить единство объективного и субъективного, экстравертивных и интровертивных цивилизаций, добиться высокого оркестрового звучания культуры, — это время наступило. Япония не была агрессивной страной, пока не переняла хитрость от Запада. Пока двери её не были взломаны, её искусство и философия соответствовали восточной традиции. Освоив западную технологию, она выбросила за борт свою древнюю культуру. То, что случилось в Японии, может случиться и в других странах Востока, но если Япония относительно небольшая страна, то Китай, Индия и их соседи являются обширными и густонаселенными. Боже упаси, если они воспроизведут историю Японии. Наша деятельность в области мирового воссоединения должна включать, посредством наших собственных усилий понять и освоить, призыв к странам Востока сохранять и развивать основные ценности своих региональных культур. Если Запад занят поиском принципов мирной плодотворной жизнедеятельности, то Восток может составить противовес нашему агрессивному материализму. Если новый синтез призван восстановить культурное и духовное единство человечества, то западному миру придется проявлять смирение при обращении к Востоку. Восточный мир по присущей ему природе не станет вырабатывать физической энергии, чтобы идти на Запад. Мы, западные люди, пришли на Восток в поисках рынков сбыта продуктов нашей механической энергии, и мы должны вернуться в наш собственный мир, магнетизированные субъективными энергиями Востока и сознавая их. Наше агрессивное коммерческое проникновение в восточные земли и в тамошнюю людскую среду имело результатом, в виде непредусмотренных дивидендов, принесение литературы, философии и искусства Востока на Запад. Мы можем, если захотим, воспользоваться огромным наследием восточной культуры, доступным для нас хотя бы благодаря ближайшим библиотекам. Наша главная надежда на выживание в этом в высшей степени поляризованном мире базируется на всемерных попытках синтезировать обе культуры, пока еще есть время. Если Восток откажет нам в этом времени и решит просто встретить нас на наших собственных условиях, это может оказаться концом истории для всех нас, как на Востоке, так и на Западе. В нынешний век промышленности и экспансии налицо все больше свидетельств могущества восточной мысли, проникающей в науку, философию и искусства Запада. Психосоматическая медицина, парапсихология, аналитическая психология Юнга — только первые признаки появления современных исследований, обращенных к внутреннему миру. Новый учет духовного фактора в жизни и образовании — это нечто большее, чем возвращение некоторых ранних форм христианской идеологии. В системе образования, предназначенной для Нового Века, предложенная Тибетцем модель восточно-западной философии займет свое надлежащее место. Такими мы видим элементы теории образования: (а) Субъективное Планирование — теория творческого саморазвития индивидуума. (б) Объективное Планирование — теория общества, в котором люди могли бы достойно жить. Психологические и социальные основы образования в Новом Веке должны быть сформулированы как можно более исчерпывающе. Следующий шаг состоит в том, чтобы проверить справедливость этих принципов на практике. Испытание должно проводиться скорее в русле оперативных техник, присущих индийской психологии, нежели западными позитивистскими методами. И пока эта программа не пройдет требуемой проверки, было бы напрасной тратой времени предрешать её результат. Однако не стоит рассматривать подходы древнего Востока и современного Запада, как взаимоисключающие и альтернативные. В некоторых случаях эти подходы — просто два "языка" для констатации универсальных истин о человеческой природе, и мы вовсе не стоим перед необходимостью противопоставления "или — или". Перевод с одного языка на другой может уменьшить странность терминологии. Например, точка зрения Тибетца, что "медитация — это продумывание вещей до конца", хорошо согласуется с доктриной Дьюи. Как только элементов непривычности убавляется, понимание облегчается. То, что данный кратко набросанный проект исследований — не туманная философская фантазия, а насущная и неотложная потребность, подтверждается документом, выпущенным "Отделом культурной работы" ЮНЕСКО, в котором тема обсуждения сформулирована в следующих словах: "Концепция человека и философия образования на Востоке и Западе". В нем говорится: "ЮНЕСКО не может оставаться безразличным к этой проблеме (Востока и Запада); оно обязано встретить её лицом к лицу в нынешних мировых условиях, вызванных все более ускоряющимся процессом унификации, сокращения расстояний, возрастающим значением технологии, постепенным достижением всеми народами политической независимости и взятием на себя международной ответственности, но больше всего тревогой и растерянностью, терзающими обе великие цивилизации прошлого, которые готовы дать рождение единой цивилизации будущего, но трусят под угрозой мирового кризиса, который они далеко не способны контролировать." В статье "Наша цель — единство" в "Свободном мире" за октябрь 1944 г. д-р Альберт Эйнштейн с сожалением отметил "одиозное материалистическое отношение к жизни, которое толкает к необузданному эгоизму". Но как исправить материализм и эгоизм нашей культуры? Посредством геодезических выкладок на пространственно-временном полотне теории относительности? Это было бы холодным выражением горячего сочувствия, и Эйнштейн такого не предлагает. В действительности, Эйнштейн не выдвигает четкого решения. Правда же состоит в том, что единственным противовесом "материализму" служит "идеализм", и исходить он должен из самой сути науки в результате эволюционного развития. Исследователи, знакомые с данными науки, должны взять наши знания о природе и объединить их в целостную систему принципов для разработки пифагорейско-платоническо-бруновской космогонии, картины мира, подобной пантеизму восточного мышления, благодаря которой человек мог бы почитать природу потому, что природа достойна благоговения и почитания. Гуманизм, который чрезмерно антропоцентричен, закоснел в собственном равновесии и нуждается в мировой философии, в которой беспредельный и вечный космос являл бы собой другой полюс оси, вокруг которой может расти и расширяться новый синтез. Средство от "болезни современного человека" имеется, и многие его компоненты описаны в нашей книге, посвященной образованию в будущем. Осуществление упомянутых принципов — дело самого человечества. То, что её теории не остаются безразличными и непонятными для современных педагогов, подтверждает тот факт, что в отдельных местах уже предпринимаются эксперименты в области образования, которые должны выразить потребность в синтезе. Примером такого предприятия может служить проект "изучения себя", финансируемый Фордовским Фондом, от которого исходит предложение Отделу объединенных исследований при Университете Питсбурга. Приводим выдержки из заявления, описывающего этот эксперимент:"Предлагается, помимо трех действующих ныне подразделений гуманитарных, общественных и естественных наук и вне отделов, входящих в эти подразделения, основать в университете Питсбурга новый отдел. Этот отдел будет называться Отделом объединенных исследований. Он будет заниматься поиском взаимосвязей между различными дисциплинами, уже преподаваемыми в университете. Главной его целью является развить привычку к синтетическому мышлению и сформулировать или наработать объем мудрости, потребный для человеческой эволюции и личного развития. "Поскольку обобщенная интерпретация и понимание — не наука в строгом смысле слова, а выборочное постижение предшествующих групп концепций и принципов, то данный отдел не будет присуждать ученых степеней в своей собственной области или "сфере". Отдел объединенных исследований в первую очередь служит вспомогательным отделом для студентов и преподавательского состава университета, выполняющих свою основную (но не более важную) работу в более специализированных областях. "До настоящего времени в таком дополнении к нашим высшим учебным заведениям не было необходимости. Но с возрастанием числа специальных отраслей знания — когда нас буквально заваливает лавина информации и сведений — настало время серьезно взяться за выяснение того, что же все это знание означает. Если университет будет не в состоянии синтезировать универсальные основы современного обучения, он не сможет исполнять свою историческую роль и преподносить универсальные принципы просвещенным индивидуумам, тянущимся к благу достойной жизни. Эта безотлагательная нужда требует точной констатации и признания, если мы хотим сознательно найти решение проблемы. Главной целью "успеха в учении" (по выражению Бэкона) является пролить свет на четыре главных вопроса человеческого существования: (1) Что такое человек? (2) Что представляет собой физическая вселенная (космос), в которой человек живет? (3) В ходе каких эволюционных процессов род человеческий оформился в матрице природы, так что человек смог стать тем самосознательным и творческим индивидуумом, какой он сейчас? (4) Зная о космосе и о человеческой природе, какой наилучший вид общества можно предложить для прогрессивной самоэволюции человека? "В поиске ответов на эти вопросы и давая изучающим стимулы и данные, необходимые для формулировки собственных ответов, преподаватели Отдела объединенных исследований не будут строить из себя экспертов по интеграции. Вместе с заинтересованными учащимися преподавательский состав будет искателем синтеза. Чтобы проиллюстрировать характер предполагаемых курсов, приводим следующие темы: 1. Социология знания. 2. Взаимоотношения религии, философии, науки и искусства. 3. Теория информации, кибернетика и семантика. 4. История и философия науки. 5. История и предположения демократической теории государственного управления (идеологии). 6. Вклад биологии, социологии и психиатрии в человеческое благосостояние и прогресс. 7. Единство знания. 8. Эволюция системы ценностей от первобытной культуры до современной промышленной цивилизации. "Первое условие всех подобных курсов состоит в том, чтобы они связывали между собой не менее трех так называемых исследовательских отделов. Таким образом студенты и преподаватели будут поощряться развивать видение — “держась за жизнь упорно и в целом.” Исходные принципы Тибетца найдут подготовленную почву в таких экспериментальных областях. Оливер Л. Рейзер Отдел философииУниверситет ПитсбургаПитсбург, Пенсильвания, США ^ СОДЕРЖАНИЕ с указанием страниц английского оригинала Глава I. Задачи нового образования Вступительные замечания Ответы на некоторые вопросы Теория, методы и цели Координация и интеграция Глава II. Культурное раскрытие расы Цивилизация и культура Процесс раскрытия Природа эзотеризма Глава III. Следующий шаг в ментальном развитии человечества Нынешний переходный период Век Водолея Глава IV. Культура индивидуума Вопрос гражданства Положение в мире и идеологии Причины нынешней взбудораженности в мире Вопрос о родительских функциях Ситуация в будущем Вопрос контроля над личностью Глава V. Наука Антахкараны Краткая сводка ^ Глава I ЗАДАЧИ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вступительные замечания Можно считать, что материал книги касается трех различных аспектов одной общей темы, а именно новых будущих методов и идей в области образования. Задача состоит в том, чтобы пролить свет на культурное раскрытие расы и обсудить следующий шаг, который должен быть предпринят в ментальном развитии человечества. Обучение, если оно правильное, должно отталкиваться от методов прошлого и обеспечивать сферу для приложения усилий в настоящем, а также нести дальнейшее просвещение тем, кто преуспел или преуспевает в достижении указанных целей. Должно быть обозначено духовное будущее. Вот что сейчас требуется. Слово "духовный" не имеет отношения к так называемым религиозным делам. Всякая активность, которая ведет человеческое существо вперед к каким-либо формам развития — физического, эмоционального, ментального, интуитивного или общественного, — если она его продвигает по сравнению с его теперешним состоянием, по существу духовна и указывает на жизнеспособность внутренней божественной сущности. Дух человека бессмертен; он вечно пребывает, прогрессируя от точки к точке и от ступени к ступени по Пути Эволюции, раскрывая неуклонно и последовательно божественные атрибуты и аспекты. Три пункта общей темы следующие: 1. Техника обучения в будущем. 2. Наука Антахкараны. Она описывает способ устранения существующего в человеческом сознании разрыва между миром обычного человеческого опыта, тройственным миром физическо-эмоционально-ментального функционирования и высшими уровнями так называемого духовного развития, а именно миром идей, интуитивного восприятия, духовного прозрения и понимания. 3. Методы постройки Антахкараны. Она ведет к преодолению ограничений — физических или психологических, — которые препятствуют свободному выражению человеком своей внутренней божественности. Пока мы можем только подготовить почву для третьего пункта, поскольку этот предмет включает в себя продвинутые медитативные практики, к которым следует подходить постепенно. Медитация рассматривалась мной в других книгах. Можно спросить, к чему тратить время на рассмотрение того, что пока дело будущего? Отвечу тем, что напомню: "Каковы мысли в душе его, таков и он". Это трюизм и банальность оккультизма. Поэтому то, что верно для индивидуума, верно и для группы, и каковы мысли в душе группы, так она в конечном счете и реагирует. Когда групповые мыслеволны проникают в ментальную атмосферу человечества, люди получают впечатления, и новые пути жизни и развития утверждаются легче. Я сейчас стремлюсь лишь вкратце сообщить вам некоторые общие идеи, которые покажут, как я мыслю и какую цель имею в виду. Наверно проще всего это сделать, если сформулировать определенные утверждения, которые представляют интерес и могут принести просветление. I. Образование вплоть до настоящего времени занималось искусством обобщения истории прошлого, преподносило прошлые достижения во всех областях человеческой мысли и накопленное человеческое знание. Оно имело дело с формами науки, которые развились в прошлом. Оно прежде всего смотрит назад, а не вперёд. Однако напоминаю: это обобщение, и имеется много небольших, но весомых исключений из правила. II. Образование касалось, главным образом, организации низшего ума, и развитость ребенка в значительной степени оценивалась его реакцией на накапливаемую информацию (если говорить об образовании), на сопоставляемые и собираемые сведения, последовательно выдаваемые, усваиваемые и систематизируемые так, чтобы оснащение ребенка позволяло ему не пасовать, воспринимая информацию от других. III. Образование до сих пор главным образом тренировало память, хотя ныне брезжит осознание того, что данная установка уже неуместна. Ребенку приходилось усваивать факты, в истинность которых раса верит, поскольку проверила их в прошлом и полагает убедительными. Но в каждом веке критерий убедительности разный. Век Рыб учил соответствовать восчувствованному идеалу. Посему наша история расписывает методы, посредством которых племена приобретали статус наций в ходе агрессии, войны и завоевания. Последние были показателями расового достижения. География основывалась на сходной реакции на идею экспансии, и из неё ребенок узнаёт, как люди, руководимые экономическими и иными потребностями, захватывали территории и осваивали земли. Что тоже считалось, и вполне справедливо, расовым достижением. В различных отраслях науки также господствует установка на завоевание территорий, и это опять-таки провозглашается расовым достижением. Завоевания науки, завоевания наций и завоевания территории — все они указывают на метод Рыб с его идеализмом, его воинственностью и его обособленностью во всех областях — религиозной, политической и экономической. Но век синтеза, включения и понимания близок, и новому образованию Века Водолея пора очень мягко насыщать человеческую ауру. IV. Образование — нечто большее, чем тренировка памяти, и большее, чем информирование ребенка или учащегося о прошлом с его достижениями. Эти факторы имеют свое место, и прошлое надо понимать и изучать, ибо из него должно вырасти новое: его цветок и плод. Образование больше, чем исследование предмета и формирование соответствующих заключений, ведущих к построению гипотез, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшим исследованиям и заключениям. Образование больше, чем искренняя попытка научить ребенка или взрослого быть хорошим гражданином, разумным родителем, а не быть бременем для государства. У него гораздо более широкое предназначение, чем сформировать человеческое существо, которое было бы в коммерческом отношении состоятельным, а не наоборот. У образования иные задачи, нежели сделать жизнь приятной и оснастить мужчин и женщин культурой, которая позволила бы им с интересом взирать на все, что происходит в трёх мирах человеческих дел. Оно всё это охватывает, но должно быть и чем-то намного большим. V. Образование, с точки зрения человеческого развития, имеет три главные задачи: Во-первых, как уловили многие, оно должно делать человека здравомыслящим гражданином, мудрым родителем и контролируемой личностью; оно должно позволить ему играть свою роль в мировой работе, научить его проявлять миролюбие, сочувствие и жить в гармонии со своими ближними. Во-вторых, оно должно позволить ему устранить разрыв между различными аспектами собственной ментальной природы, — вот на чем делается главный акцент в инструкциях, которые я намерен вам дать. В эзотерической философии нас, как известно, учат, что на ментальном плане имеются три аспекта ума, или того мыслящего создания, которое мы называем человеком. Эти три аспекта составляют самую важную часть его природы: 1. Его низший конкретный ум, принцип рассудочности. Это тот аспект человека, c которым претендуют иметь дело наши образовательные процессы. 2. Сын Ума, именуемый нами Эго или Душой. Это принцип познания, который в эзотерической литературе имеет много названий, таких как Солнечный Ангел, Агнишватта, принцип Христа и т. д. Именно c ним претендовала иметь дело религия в прошлом. 3. Высший абстрактный ум, хранитель идей, передатчик просветления низшему уму, коль скоро последний сопряжен с душой. С миром идей претендовала иметь дело философия. Можно называть эти три аспекта: - Воспринимающий ум, тот, с которым имеют дело психологи.Индивидуализировавшийся ум, Сын Ума. - Просветляющий ум, высший ум. В-третьих, должен быть устранен разрыв между низшим умом и душой, и достаточно любопытно, что человечество всегда это разумело, рассуждая в категориях "достижения единства", или "обеспечения единения", или "осуществления выравнивания". Все это попытки выразить эту интуитивно понимаемую истину. VI. Образование в новом веке должно заниматься и устранением разрыва между тремя аспектами природы ума: между душой и низшим умом, тем самым обеспечивая единение между душой и личностью; между низшим умом, душой и высшим умом. К этому раса сейчас готова, и впервые в карьере человечества работа наведения моста может двигаться вперёд в сравнительно широких масштабах. Об этом мне не нужно распространяться, поскольку это касается технических сторон Древней Мудрости, о которых я уже многое изложил в прочих книгах. VII. Образование, таким образом, является Наукой Антахкараны. Наука эта, да и сам термин есть эзотерический способ выразить истину о необходимости наведения моста. Антахкарана — это мост, который выстраивает человек — посредством медитации, понимания и магической творческой работы души — между тремя аспектами свой природы ума. Поэтому первостепенными задачами будущего образования станут: 1. Обеспечить выравнивание между умом и мозгом через правильное понимание внутреннего состава человека, в частности, эфирного тела и силовых центров. 2. Выстроить, или соорудить мост между мозгом-умом-душой, тем самым сформировав интегрированную личность, которая является неуклонно развивающимся выражением сущей внутри души. 3. Выстроить мост между низшим умом, душой и высшим умом, чтобы просветление личности стало возможным. VIII. Таким образом, истинное образование — это наука сплочения составных частей человека, потом сплочения его со своим непосредственным окружением, наконец, с большим целым, в котором ему приходится играть свою роль. Каждый аспект, который считается низшим, всегда может быть лишь выражением вышестоящего аспекта. В этой фразе я выразил фундаментальную истину, в которой не только сформулирована задача, но и указана проблема всех, кто заинтересован в образовании. Проблема состоит в том, чтобы правильно оценить центр, или фокус человеческого внимания и заметить, где именно сознание преимущественно центрировано. Тогда его следует тренировать таким образом, чтобы стало возможным перемещение его фокуса в высший проводник. Можно выразить эту идею и по-иному: проводник, имеющий, якобы, первостепенное значение, может и должен стать вторичным, превращаясь всего лишь в инструмент того, что выше. Если астральное (эмоциональное) тело — центр личностной жизни, то задача процесса обучения субъекта в том, чтобы сделать умственную природу доминирующим фактором, тогда астральное тело становится телом, которое получает впечатления и чувствительно к окружающим условиям, но находится под контролем ума. Если ум есть центр внимания личности, то активность души должна проявляться полнее. И так все дальше и дальше движется работа, от ступени к ступени совершается прогресс, пока не достигнется вершина лестницы. Попутно отметим: все наши рассуждения об уме и необходимой постройке моста — лишь практическая демонстрация истинности оккультного афоризма: "прежде чем человек проложит Путь, он должен сам стать этим Путем". Антахкарана символически есть Путь. Вот один из парадоксов эзотерической науки. Шаг за шагом, ступень за ступенью строим мы этот Путь, подобно тому как паук плетет свою нить. Это и есть "дорога обратно", которую мы вытягиваем из себя; она же и та Дорога, которую мы находим и пролагаем.Ответы на некоторые вопросыТеперь обсудим три вопроса об образовании, заданные одним из учащихся. Могу лишь обозначить идеал, но, поступая так, я рискую произвести впечатление столь фантастическое, что всякое приближение к идеалу при нашей сегодняшней системе будет считаться невозможным. Отвечая на первый вопрос, скажу, что у педагогов две основные функции: 1. Тренировать мозг отзываться, познавая, на впечатления, поступающие к нему от органов чувств и несущие информацию о внешнем осязаемом мире. 2. Тренировать ум так, чтобы он мог исполнять три обязанности. а. Перерабатывать в процессе познания информацию, поступающую к нему от мозга. б. Создавать мыслеформы в ответ на импульсы, эманирующие с физического плана; на эмоциональные реакции, приводимые в движение природой чувств-желаний; на мир мысли, в котором находится окружение человека. в. Ориентировать себя в направлении субъективного духовного "я", так чтобы из состояния потенциальности это "я" могло перейти к активному управлению. Сформулировав функцию аппарата (ума и мозга), с которым всем педагогам приходится иметь дело, я дал ответ на второй заданный вопрос, а именно:"Существуют ли определенные виды деятельности, меняющиеся с годами и свойственные этапам роста индивидуума, которые способствовали бы его наилучшему, всестороннему развитию?" Я не совсем согласен с периодами, указываемыми такими оккультными наставниками, как Штайнер, — хотя семилетние циклы имеют место, такое деление слишком примитивно. Я бы предложил десятилетние циклы развития, состоящие из двух частей: семи лет учения и трех — приложения. В первые десять лет жизни ребенка его учат перерабатывать, познавая, информацию, поступающую к нему в мозг от пяти чувств. Особенно должны развиваться наблюдательность, быстрый отклик и физическая координация, как результат намерения. Ребенка надо научить слышать и видеть, вступать в контакты и рассуждать, в результате чего пальцы его должны отвечать на творческие импульсы, создавая, оформляя то, что он видит и слышит. Так закладываются элементы искусств и ремесел, рисования и музыки. В следующие десять лет ум тренируют, чтобы он стал доминировать. Ребенка учат давать рациональные объяснения своим эмоциональным импульсам и желаниям и отличать правильное от неправильного, желательное от нежелательного, существенное от несущественного. Этому можно учить, преподавая историю и в ходе интеллектуального тренинга, которые в данном цикле его жизни являются обязательными по законам страны, где он живёт. Таким образом утверждается чувство ценностей и правильных норм. Его учат различению между тренировкой памяти и мышлением; между кипами фактов, установленных мыслителями и собранных в книгах, и их приложением к событиям объективного существования, плюс (вот что действительно важно) распознаванию их субъективной причины и связи с миром реальности, всего лишь символом которого является феноменальный мир. В семнадцать лет добавляется изучение психологии и исследуются природа души и её отношение к Мировой Душе. Медитация в подходящих формах становится частью учебной программы. Причем отметим, что религиозный подтекст в медитации ни к чему. Медитация — это процесс, посредством которого объективные тенденции и исходящие импульсы ума пресекаются, и ум начинает становиться субъективным, сосредоточенным и интуитивным. Этому можно научиться, глубоко размышляя над любым предметом — математики, биологии и так далее. Тенденция нового образования должна заключаться в том, чтобы сделать субъект эксперимента в области образования сознательным хозяином своего оснащения; оно должно открыть ему глаза на жизнь, распахнуть перед ним двери в мир объективных явлений и отношений; должно подвести его к знанию двери, ведущей в мир Реальности, через которую он сможет пройти изъявлением воли, чтобы там завязать и упрочить отношения с другими душами. Ответить на второй вопрос — о типе опыта, который помог бы ребёнку завершить своё развитие, дополняя обязательный государственный курс обучения — почти невозможно из-за огромных различий между людьми и практической невозможности найти учителей, работающих как души и как умы. Каждый ребёнок должен изучаться в трёх направлениях. Во-первых, чтобы выяснить природу его естественных импульсов: тяготеют ли они к физическому выражению, к ручному труду, куда можно включить широкий спектр возможностей, от квалификации рабочего на механическом заводе до мастерства опытного электротехника? Есть ли у него скрытые способности к тому или иному искусству, реакция на цвет и форму, отклик на музыку и ритм? Позволяет ли его интеллектуальный уровень пройти чисто ментальный тренинг в области анализа, дедукции, математики или логики? Затем с течением жизни наши молодые люди будут разделяться на две группы: мистическую, в которую будут группироваться те, кому свойственны религиозные, художественные и всякого рода непрактические наклонности; и оккультную, которая будет объединять интеллектуальные, научные и ментальные типы людей. К семнадцати годам полученная ребёнком подготовка должна позволять ему ясно издавать свою ноту, а также обозначить модель, на которую с наибольшей вероятностью будут ориентироваться его жизненные импульсы. В первые четырнадцать лет ему должна предоставляться возможность экспериментировать во множестве областей. К чисто профессиональной подготовке лучше приступать в последние годы обучения. Подходит время, когда детей будут изучать под следующими углами: 1. Астрологическим, чтобы определить жизненные тенденции и специфическую проблему души. 2. Психологическим, обогащая лучшее, что есть в современной психологии, знанием семи лучевых типов, которое окрашивает восточную психологию (см. сс. 18-23). 3. Медицинским, уделяя особое внимание эндокринной системе помимо обычных современных методов лечения болезней глаз, зубов и прочих физиологических дефектов. Природа аппарата отклика будет тщательно изучаться и развиваться. 4. Профессиональным, чтобы позднее рекомендовать им место в жизни, где бы их таланты и способности могли найти самое полное выражение и позволить им выполнять свои групповые обязательства. 5. Духовным. Под этим я подразумеваю, что будет изучаться возможный возраст души и приблизительно определяться её место на лестнице эволюции; будут анализироваться мистические и интроспективные тенденции или отмечаться их явное отсутствие. Координация между: а. Мозгом и аппаратом отклика во внешнем мире явлений, б. Мозгом и импульсами желаний, плюс эмоциональными реакциями, в. Мозгом, умом и душой, будет внимательно исследоваться с тем, чтобы привести всё оснащение ребёнка, скрытое или развитое, в функциональную активность и объединить его в единое целое. Третий вопрос:"Каков процесс раскрытия интеллекта в человеке? Как высший ум заявляет о себе с годами, если он вообще о себе заявляет?" Невозможно в столь короткое время, каким мы располагаем, осветить историю ментального развития. Изучение ее в расовом масштабе многое откроет, ибо каждый ребёнок — миниатюрное отображение целого. Например, изучение роста идеи Бога в человеческом сознании могло бы послужить полезной иллюстрацией феномена развития мышления. Последовательность роста в самом первом кратком приближении можно представить в следующем виде, исходя из процесса раскрытия человеческого существа: 1. Отклик на толчок. Чувства младенца пробудились. Он начинает слышать и видеть. 2. Отклик на обладание и стяжание. Ребёнок начинает присваивать, сознает себя и хватает для своего личного "я". 3. Отклик н