АЛГОРИТМ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ Одной из приоритетных социальных задач государства и общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Поддержка способной и талантливой молодежи является важнейшим направлением национального проекта «Образование». На решение поставленных задач направлены национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», федеральная программа «Дети России» и ее подпрограмма «Одаренные дети». Реализация этих проектов позволит создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а так же их сопровождение в течение всего периода становления личности. В рамках подпрограммы «Одаренные дети» предусмотрено проведение всероссийских предметных олимпиад. Это одна из самых распространенных форм работы с одаренными детьми в нашей стране и занимает особое место в ряду интеллектуальных соревнований, поскольку в ее основе лежит школьная программа. Через предметные олимпиады предъявляются новые требования к содержанию и качеству образования, формам и методам учебной работы. Подготовка к олимпиаде и участие в ней оказывается весьма полезной не только в плане углубления знаний по предмету. Успешное выступление на олимпиаде требует высокого уровня интеллектуальной зрелости, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все перечисленные качества являются ключевыми условиями конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. Олимпиада – это проверенный способ выявить детей, имеющих выдающиеся способности, дать им мотив и возможности для дальнейшего развития и реализации этих способностей. Возможности, предоставляемые школьникам олимпиадой – это, прежде всего, возможность получить новые знания, определить и развить свои способности и интересы, приобрести самостоятельность мышления и действия, проявить себя, поверить в свои силы. Все эти перспективы могут быть достигнуты только при наличии развитой системы подготовки школьников к предметным олимпиадам. При этом важнейшим вопросом является создание равных условий и возможностей, которые школьные, муниципальные, региональные образовательные системы предоставляют обучающимся. Опыт предыдущих лет показывает, что во многих школах и муниципалитетах нет системы подготовки обучающихся и учителей к участию в олимпиаде, не уделяется достаточно вниманию поиску и поддержке талантливых и одаренных детей. Несмотря на наличие разветвленной сети образовательных учреждений, занимающихся подготовкой школьников к олимпиаде, ведущей остается самостоятельная подготовка к состязаниям, а участие в олимпиаде носит спонтанный характер. Таким образом, нельзя говорить о наличии развитой системы подготовки школьников в масштабах школы, а так же отдельно взятых муниципалитетов и регионов. Между тем, уровень подготовки и участия обучающихся в этапах всероссийской олимпиады – важный показатель качества образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями. Поэтому, в целях повышения эффективности проведения школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников, расширения массовости и повышения качества работ школьников необходимо разработать алгоритм анализа результатов этапов всероссийской олимпиады, реализация которого позволит выявить педагогов, школы, муниципалитеты, имеющие эффективные системы подготовки школьников к олимпиаде с дальнейшей возможностью использования этого опыта. Другим результатом такого анализа станет определение школ и муниципалитетов, не имеющих своей системы выявления и развития способных и талантливых детей и требующих когнитивной, методической и организационной поддержки в этом направлении. При разработке алгоритма основное внимание уделено следующим направлениям: - разработка матрицы анализа статистических данных школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской школьной олимпиады; - разработка матрицы анализа заданий олимпиады по «легкости» - «трудности» (степень сложности для участников); - разработка матрицы анализа успешности работы образовательных учреждений и педагогов по подготовке школьников к олимпиаде; - разработка матрицы «Рейтинги учеников (на школьном этапе), образовательных учреждений (на муниципальном этапе)».^ 1. Проведение статистического анализа олимпиады Статистический анализ школьного этапа (таблица № 1) позволяет определить общее количество школьников, принявших участие в школьном этапе олимпиады по предметам и по классам, сравнить количество участников олимпиады с общим числом школьников. Эта информация позволяет сделать вывод об общем уровне активности ученического состава образовательного учреждения, выявить имена наиболее способных детей на школьном уровне, ставших победителями и призерами.^ Статистический анализ школьного этапаТаблица № 1 Предмет Класс Всегоучащихся Количество участников Результаты Победители(ФИО) Призеры(ФИО) Математика 5 6 7 8 9 10 11 Физика 7 8 9 10 11 Проведение статистического анализа муниципального этапа осуществляется в соответствии с таблицей № 2. В нее вносятся данные об общем количестве участников муниципального этапа в соответствии с предметом и классом, количество участников, а так же имена победителей и призеров от каждого образовательного учреждения. Соотношение этих данных позволяет определить те школы, дети которых наиболее активно приняли участие в олимпиаде и те, которые имеют большее число победителей и призеров. Эта информация позволяет сделать выводы о наличии или отсутствии образовательных учреждений в муниципальной образовательной среде, имеющих эффективную систему подготовки к олимпиаде.Таблица № 2 Предмет Класс Всегоучастников Количество участников от ОУ Результаты Победители(ФИО, ОУ) Призеры(ФИО, ОУ) Название ОУ Название ОУ Название ОУ Название ОУ Название ОУ Название ОУ Математика 5 6 7 8 9 10 11 Физика 7 8 9 10 11 ^ 2. Проведение анализа заданий олимпиады по «легкости» - «трудности» (степень сложности для участников) путем вычисления среднего балапо типам заданий и предметам Для проведения анализа трудности заданий олимпиады для школьников по каждому предмету необходимо заполнить таблицу № 3. В графы таблицы, в соответствии с блоком и номером задания, вносится информация о максимальном балле за это задание и балл, который получил каждый участник олимпиады за это задание. В отдельную графу вписывается средний балл выполнения каждого задания, его сравнение с максимальным баллом позволяет определить те блоки и задания, с которыми участники справились лучше или хуже. Кроме того, суммируя полученные участником баллы за все выполненные задания (по горизонтали), получаем итоговый балл по каждому участнику и возможность кратко прокомментировать этот результат.Таблица № 3Этап___________ Предмет________________________ Класс_____________ ФИО участника, МОУ, МР 1 блок 2 блок N блок Итого Примечание Задане1 Задане2 Задане3 ЗаданеN Задане1 Задане2 Задане3 ЗаданеN Задане1 Задане2 Задане3 ЗаданеN Максимальный балл за задание Иванов Петров Итого средний бал по заданию ^ 3. Проведение анализа успешности работы ОУ и педагогов по подготовке школьниковк олимпиаде При проведении анализа результатов всероссийской олимпиады очень важно выявить образовательные учреждения и педагогов, обучающиеся которых показывают стабильно высокие результаты на разных этапах всероссийской олимпиады. Это необходимо для фиксации и тиражирования их опыты по выявлению и развитию талантливых и способных детей. Форма таблицы № 5 содержит информацию об именах детей, которые добились высоких результатов на школьном, муниципальном и региональном этапах олимпиады, а также об образовательных учреждениях и педагогах, которые их подготовили к участию в олимпиаде. Предполагаем, что имена некоторых педагогов и названия образовательных учреждений будут повторяться в таблице неоднократно, что может свидетельствовать о высоком уровне профессиональной компетенции этих педагогов и педагогических коллективов этих школ. № ФИО победителя, призера ОУ Класс Этапы Учитель Школьный Муниципальный Региональный 1. Иванов 2. Петров 3. Сидоров Таблица № 4 ^ 4. Составление рейтингов учеников, образовательных учреждений Заключительным этапом проведения анализа результатов является составление рейтинга школьников-участников олимпиады (на школьном этапе), рейтинга образовательных учреждений, подготовивших победителей, призеров и участников олимпиады (на муниципальном этапе) (Таблицы № 5,6,). Для составления рейтинга участников школьного этапа в таблицу № 5 вносят имена всех участников олимпиады в соответствии с занимаемым местом в рейтинге. Рейтинг подсчитывается путем суммирования баллов. За участие в олимпиаде - 1 балл, за 1 место – 3 балла, за 2 место – 2 балла, за третье место – 1 балл. Составление рейтинга позволяет выявить наиболее активных, талантливых и способных детей в образовательном учреждении.^ Таблица № 5Рейтинг школьного этапа олимпиады № рей- тин-га ФИОучастника Участие в олимпиадах (за каждый предмет – 1 балл) 1 место(3 балла) Призер Общее количествобаллов 2 место (2 балла) 3 место (1 балла) 1 Иванов Русск., физика, история, информатика(4 балла) Физика, информатика(6 баллов) Русск. (2 балла) - 12 баллов Составление рейтинга образовательных учреждений на муниципальном этапе, проводится аналогично рейтингу участников. Составление рейтингов по таблице № 6 позволяет выявить образовательные учреждения, имеющие эффективную систему выявления и развития способных детей, их подготовки к олимпиаде.^ Таблица №6Рейтинг муниципального этапа олимпиады № рейтинга Образовательное учреждение Количество участников олимпиады(за каждого участника 1 балл) Количество победителей(3 балла) Количество призеров Общее количество баллов 2 место (2 балла) 3 место (1 балла) 1 МОУ Аннинская СОШ № 1 16(16 баллов) 3(9 баллов) -(0 баллов) 1(1 балл) 26 Таким образом, проведение анализа результатов Всероссийской олимпиады школьников по представленному алгоритму на школьном, муниципальном и региональном этапах позволяет составить представление о количественных и качественных показателях участия школьников в предметных олимпиадах, выявить способных и талантливых детей на уровне школы, района, региона, определить педагогов, школы, муниципалитеты, имеющие эффективные системы подготовки школьников к олимпиаде с дальнейшей возможностью использования этого опыта. Проведение анализа результатов олимпиады могут осуществлять экспертные группы школьного, муниципального и регионального уровней. На основе результатов анализа, они формулируют организационные и методические рекомендации для педагогов, образовательных учреждений и муниципалитетов по подготовке школьников к олимпиаде. Данные анализа, проведенного по разработанному алгоритму, позволяют использовать их для составления портфолио достижений образовательного учреждения, муниципальных и региональных систем образования, составления рейтинга школьников и рейтинга учителей, что является неотъемлемой частью системы оценки качества образования.