Реферат по предмету "Разное"


Александрова Л. В., Варова Е. А., Ветрова С. В., Волчкова Ю. В., Воскресенская Н. М., Годовникова Т. Н., Грачева Р. Д., Гусакова М. Б., Жиронкина Л. Н., Журбенко О. Н

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ОРЛОВСКой ОБЛАСТиОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙЦЕНТР ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯСерия «Гражданское образование: современные подходы, методы и формы преподавания»Шаг в будущееСборник материаловОрел 2006ББК 74.263.7 Ш 15Научный редактор Лабейкина Г.А.Составитель - Жиронкина Л.Н.Авторы: Александрова Л.В., Варова Е.А., Ветрова С.В., Волчкова Ю.В., Воскресенская Н.М., Годовникова Т.Н., Грачева Р.Д., Гусакова М.Б., Жиронкина Л.Н., Журбенко О.Н., Зацаринная О.М., Ивонина А.И., Иоффе А.Н., Ковылова Н.В., Кузнецов Ю.В., Матюхин И.В., Матюхина Н.А., Митюкляева Л.И., Мостяев Ю.Н., Мостяева Л.В., Невров А.С., Озеранская И.Б., Пичугина В.А., Сафонова Т.Н., Сонина О.И., Цыганкова М.Е., Шереметьева В.М., Шкутова М.Н., Щетинина Е.Д, Цыбин С.В.«Шаг в будущее». Сборник материалов. Серия «Гражданское образование: современные подходы, методы и формы преподавания». Орел, 2006. — С. 160. В сборнике помещены материалы — результаты обобщения межрегионального опыта преподавания и представляющие гражданское образование как одно из основных направлений гуманитарного образования в России. Основное внимание уделено методам и формам переподготовки и повышения квалификации педагогов по гражданскому образованию. Большинство авторских уроков, занятий, статей — итоговый продукт участия педагогов в мобильных семинарах, конференциях, в ходе которых был получен позитивный учебный опыт и сформировалось граждановедческое измерение в образовании.^ Сборник материалов адресован учителям, методистам, преподавателям системы повышения квалификации.Материалы публикуются в авторской редакции.СОДЕРЖАНИЕВведение 4 ЧАСТЬ 1. Государственная политика в сфере гражданского образования Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. № 13-51-08/13 6 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации» 6 Положение о VI Всероссийской акции «Я — гражданин России» 11 Положение о региональном конкурсе учебно-методических материалов по граж- данскому образованию «Шаг в будущее» 14^ ЧАСТЬ 2. Общие вопросы теории и методики гражданского образованияВоскресенская Н.М. Основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом. 16Ивонина А.И. Интерактивное обучение в современной школе. 25Мостяева Л.В. Технология подготовки учащихся к написанию эссе. 31Жиронкина Л.Н. Семинар как эффективная форма переподготовки и повышения квалификации педагогов в области гражданского образования. 39^ ЧАСТЬ 3. Активные методы преподавания в гражданском образовании Щетинина Е.Д. Ищи добро! 5 кл. 46Митюкляева Л.И. Первые успехи и неудачи на пути к правам человека в эпоху Средневековья. 6 кл. 49 Пичугина В.А. Уплата налогов как конституционная обязанность. 8 кл. 54Волчкова Ю.В. Если хочешь быть здоров! 9 кл. 57Матюхина Н.А. «Четвёртая власть»: свобода и ответственность. 10–11 кл. 61Цыганкова М.Е. Развитие навыков критического мышления на уроках лите- ратуры при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 66Журбенко О.Н. Использование документов на уроках обществознания для раз- вития гражданских компетентностей. 72Невров А.С., Цыбин С.В., Сафонова Т.Н., Годовникова Т.Н., Шереметьева В.М. Гражданский брак: за и против. 11 кл. 77^ ЧАСТЬ 4. Основы избирательного права Шкутова М.Н. Российский избиратель. Программа элективного курса для предпрофильного обучения. 9 кл. 86Ветрова С.В. Как можно воспитывать культуру избирателя через уроки обще- ствознания и внеурочную деятельность. 89Озеранская И.Б. Почему надо участвовать в выборах. 9 кл. 93Варова Е.А., Гусакова М.Б., Грачева Р.Д., Ковылова Н.В., Сонина О.И., Щетинина Е.Д., Матюхина Н.А. Тот, кто поведет в будущее (современный государственный деятель). 11 кл. 95Жиронкина Л. Н., Кащавцева О. Н. Методические аспекты формирования ценностного отношения к выборам средствами игровых технологий 101^ ЧАСТЬ 5. «Мозаика гражданского образования»: сравнительные методы и приемы обученияИоффе А.Н. Сравнительный подход в гражданском образовании. 111Кузнецов Ю.В. Читая Джорджа Кеннана. 114Мостяев Ю.Н. Россия и НАТО: политический контекст. Интересы Запада, стран Центральной и Восточной Европы и России. 120Быканова Н.Я. Миграция в современном мире. 11 кл. 126Ветрова С.В. Нации и межнациональные отношения. 11 кл. 133^ ЧАСТЬ 6. Эффективные формы организации внеурочной работы по гражданскому образованиюАлександрова Л.В. Путешествие в свое детство. 5 кл. 139Зацаринная О.М. Богатство: благо или зло? 8 кл. 144Матюхин И.В. Возрожденный праздник нашей Родины. Внеклассное меро- приятие для учащихся 9–10 кл. 148^ Социальный проект «Рабис-Стоп!», Овсянниковская средняя школа Орлов- ского района 152Социальный проект «Литературно-экологическая тропа Бирюка», сш. № 7, г. Мценска 157ВведениеВ настоящее время гражданское образование стало самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. Идеи воспитания граждан, уважающих закон, активных и ответственных, способных эффективно применять свои знания и умения на практике являются здесь ключевыми.В регионах России идет поиск оптимальных форм реализации гражданского образования. Сегодня существуют разнообразные подходы к его содержанию, методическая база, которая включает учебники, рабочие тетради, сборники материалов, реализуются учебные программы в системе ИПК, проводятся российские и международные семинары, конференции.Создание материалов для участников образовательного процесса – один из необходимых компонентов успешности в реализации гражданского образования. Данный сборник составлен для учителей и руководителей школ, преподавателей профессионального и дополнительного образования, методистов системы повышения квалификации, для всех, кто проявляет интерес и поддерживает идеи демократического образования и воспитания. Большинство авторских уроков, занятий, статей – итоговые продукты участия различных категорий педагогов в семинарах, проектах, тренингах, деловых играх, конференциях, в ходе которых формировалось понимание основ демократического образования. Занятия составлены таким образом, что участники, прежде чем принять решение по той или иной проблеме, изучают различную информацию, имеют возможность взвесить все «за» и «против», оценить последствия своего выбора. В основе развития аналитического мышления школьников лежит работа с документами, учебными текстами, высказываниями выдающихся личностей. Обязательный элемент занятий – работа в группах, обеспечивающих сотрудничество учащихся, учителя и учащихся.^ Первая часть сборника знакомит с документами, определяющими государственную политику в области гражданского образования.Вторая часть освещает некоторые общие теоретические и методические вопросы преподавания, основные подходы к гражданскому образованию в России и за рубежом.^ Третья часть содержит опыт работы педагогов - участников мобильных семинаров, в ходе которых они знакомились с активными и интерактивными методами. Занятия спланированы таким образом, что их содержание и методы связаны с жизнью, обращены к социальному опыту учащихся, нацелены на развитие основ гражданской культуры. Отличительными чертами занятий является их практическая на­правленность, связь целей и результатов обучения, реализация деятельностного подхода.^ В четвертой части представлен опыт работы по формированию у юных граждан демократической политической культуры в сфере избирательного права. Право граждан принимать участие в управлении государством, в частности, путем проведения выборов, признается сегодня в качестве фундаментального права личности во всех регионах земного шара. Проблема привлечения молодежи к участию в политических процессах, прежде всего избирательных, - одна из наиболее важных в современной России. Создание условий для изучения основ избирательного права в школе поможет вступить учащимся во взрослую жизнь более подготовленными и ответственными.^ В пятой части помещены материалы по сравнительному преподаванию. Здесь важен межкультурный аспект, дающий возможность получить более широкое представление о социальных, политических, духовных процессах не только своей, но и других стран, развивать навыки сравнительного анализа, вырабатывать социальные навыки и систему ценностей, необходимых для жизни в политически разнородном мире. ^ В шестой части помещены материалы по внеурочной деятельности, которые органично продолжают учебные занятия.В сборнике «Шаг в будущее» собраны работы учителей, преподавателей, методистов области и коллег из разных регионов России. Создать такое пособие было бы невозможно без их упорного творческого труда. В совместной работе с ними родились многие идеи этой книги. Особую благодарность выражаем Е. М. Белякову, Н.М. Воскресенской, А. Н. Иоффе, В. Н. Пронькину, А. Б. Гутникову, с которыми мы успешно сотрудничаем последние десять лет в сфере гражданского образования, сотрудникам избирательной комиссии Орловской области и лично А.Н. Трофимову за моральную, информационную и финансовую поддержку. Надеемся, что материалы сборника могут стать основой для дальнейшей творческой деятельности педагогов по гражданскому образованию.^ ЧАСТЬ 3. Активные методы преподавания в гражданском образовании Щетинина Е.Д., учитель истории гимназии г. Мценска, победитель областного конкурса, 2004 г.Ищи добро!Обществознание/граждановедение, 5 классЦели занятия: в ходе урока учащиеся смогут — назвать критерии оценивания поступков человека; — привести аргументы в пользу толерантного отношения к окружающим людям; — работать с различными источниками, анализировать различную информацию, делать выводы; — выразить свое отношение к идее самосовершенствования; — обменяться мнением с одноклассниками по поводу нравственных проблем.^ Оформление доски: изображение лица человека, одна половина которого белая, другая — черная. С двух сторон от него написаны два высказывания:«Кто ищет зла, к тому оно и приходит» Соломон«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л.Н. ТолстойВ другой части доски несколько знаков вопроса разного цвета, каждый знак соответствует заданию, которое будет выполняться детьми.^ Подготовительная часть. Сформировать группы по 4–5 человек. На столах у групп наборы разноцветных карточек, материалы, с которыми придется работать. В качестве фоновой музыки звучит «Соната фа-мажор» Моцарта.^ Ход урока1 этап. Учитель: На прошлом уроке мы говорили с вами о том, как сложен человек. В разных ситуациях он может проявлять разные, порой противоположные черты характера. На символическом изображении лица, которое перед вами, сразу видно, где в человеке светлое, доброе, а где темное, злое. Так ли просто увидеть это в жизни? (снимает с доски белый вопросительный знак).Послушайте историю, которая произошла более двухсот лет назад (на фоне музыки читается текст).«Почти 250 лет тому назад на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Все убранство комнаты составляли: кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда и, наконец, клавесин — единственное богатство жившей вместе с поваром его 18-летней дочери Марии.Когда Мария умыла умирающего и надела на него чистую рубаху, старик сказал: «Я никогда не любил священников и монахов. Но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти к нам в дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет»... Вместе с Марией в комнату вошел очень молодой человек. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, придвинул к кровати табурет, сел и сказал: «Говорите! Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души». И старый повар шепотом рассказал незнакомцу о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, и врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить ее сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини золотое блюдце, разбил его на куски и продал. «Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил ее не трогать ни пылинки с чужого стола».Старик заплакал:» Если бы я знал, что это не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!» «То, что Вы совершили, не есть грех и не является кражей, — сказал незнакомец, — а наоборот, может быть зачтено Вам как подвиг любви. А теперь скажите мне Вашу последнюю просьбу».«Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии!» — «Я сделаю это. А еще чего Вы хотите?» Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал: «Я хотел бы еще раз увидеть Марту такой, какой я встретил ее в молодости. Увидеть солнце и этот сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за эти глупые слова».«Хорошо, — сказал незнакомец, встал, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. — Слушайте и смотрите». И он заиграл... Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошел к кровати. Старик сказал, задыхаясь: «Я видел все так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав... имя. Имя!» «Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт».Учитель: Вы узнали, как оценил поступок старика Моцарт. Совпадет ли ваша оценка с его точкой зрения? Обсудите в группах и выберите карточку, цвет которой ассоциировался бы с вашим отношением к поступку этого человека. Таким образом, наш белый вопросительный знак окрасится в какой-то цвет. дети обсуждают и дают свои варианты ответов.^ Критерии оценивания.— Белая карточка. Белый цвет — символ чистоты. Мы считаем, что старик не виновен, у него не было другого выбора, он делал это не для себя.— Красная карточка. Красный цвет — цвет любви, он пошел на это ради любимой жены.— Черная карточка. Черный цвет обозначает, что он совершил плохой поступок: и блюдце украл, и жене не помог; и т. д.— Учитель: Мы обсуждали с вами один и тот же поступок, а цвета получились разные. Почему?Ученики обычно говорят, что все люди разные, у каждого свое мнение.^ 2 этап. Учитель: Я предложу вам сейчас выполнить еще одно задание, которое ярко продемонстрирует ваш вывод. Возьмите листочки с красным знаком вопроса в углу (с доски снимается красный знак вопроса).Задание. Прочтите стихотворение и постарайтесь понять, чем различаются два человека, которые отвечают на один и тот же вопрос. Обсудите это в группах.^ Вот человек, что скажешь ты о нем?» —Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вот человек, что скажешь ты о нем?» — Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого?»Как правило, ученики приходят к мнению, что один герой изначально настроен на то, что перед ним плохой человек, другой с самого начала ищет в незнакомце положительное.Учитель: Мир прекрасен, удивителен и грозен одновременно. Полон сюрпризов и сложных ситуаций. Каким он будет для каждого из вас? Таким, каким вы хотите его видеть. Если в каждом человеке будете стремиться видеть доброе, прекрасное — вы будете жить среди добрых и прекрасных людей. Если же вашей целью будет стремление найти недостатки в окружающих, окажется, что вы живете среди черствых, эгоистичных людей.3 этап. Можно ли научиться этому доброму восприятию окружающего мира? На этот вопрос вы постараетесь ответить, прочитав текст на листах с синим знаком вопроса в углу (снимается с доски соответствующий знак вопроса). Дети читают текст и отвечают на вопросы.«...Едва за ней затворилась дверь, мисс Поли отправилась на кухню и учинила Нэнси форменный допрос.— Нэнси, — очень решительно проговорила она, — не будешь ли так любезна объяснить мне, что это за глупая игра, о которой твердит весь город? И какое отношение имеет к ней Поллианна? Нэнси подняла голову и посмотрела в глаза хозяйке. — Хорошо, мэм, я расскажу Вам. В эту игру нашу девочку научил играть ее собственный отец. Как-то раз ей приспичило иметь куклу, но заместо ее в миссионерских пожертвованиях прислали пару костылей. И она, понятно, заплакала. И вот, послушал ее отец, а потом и скажи, мол, не бывает так, чтобы не найти, чему бы радоваться. Надо, сказал он, радоваться костылям. — Радоваться костылям?— едва сдерживая слезы, спросила мисс Поли. — Именно, мэм. Я вот тоже удивилась. «Как можно радоваться костылям, мисс Поллианна?» И она мне тут такое ответила! Оказывается, папаша ее сказал, что радоваться нужно тому, что костыли ей не нужны. Мисс Поли вскрикнула.— Ну вот, мэм. После этого они и стали играть в свою игру. Они во всем искали, чему бы порадоваться. И она говорит, у них с первого раза стало получаться. Они с папашей назвали это «игрой в радость» — Но как, как... — и мисс Поли беспомощно умолкла.— Вы хотите знать, как это выходит, мэм?— подхватила Нэнси. — Вы просто не поверите, но выходит, мэм. Если бы Вы только видели, как изменилась моя мама, и вообще все мое семейство. И все благодаря нашей девочке. И меня она тоже научила радоваться — и мелочам, и важному, и теперь мне стало гораздо проще. Взять хотя бы эти утра по понедельникам. Раньше я их просто не выносила. А наша девочка взяла да и сказала: «Нэнси, думаю, утром в понедельник ты должна радоваться больше, чем в остальные дни. Ведь у тебя остается еще целая неделя до утра следующего понедельника». И с тех пор, мэм, стоит мне проснуться утром в понедельник, как я вспоминаю слова нашего ягненочка, и мне тут же легчает. Потому что, как я вспомню, меня прямо смех разбирает, а смех очень помогает, мэм. (Из книги Э. Портера «Поллианна»). Вопросы:1. Как называется игра, в которую играла Поллианна?2. В чем ее смысл?3. Начал ли играть в эту игру кто-нибудь еще? Как вы думаете, почему?4. Попробуйте вспомнить неприятные минуты вашей жизни и среагировать на них так, как учит Поллианна.4 этап. Учитель: Итак, наш сегодняшний разговор приводит нас к выводу, что каждый человек является творцом своего настроения. Все зависит от того, что он хочет увидеть в людях, в каждом отдельном человеке. Доброта-понятие обширное. Разные люди вкладывают в него разный смысл. Мы сегодня должны попытаться нарисовать приблизительный портрет доброго человека. Для этого вы должны воспользоваться материалом, который лежит у вас в конвертах с желтым знаком вопроса. Это карточки, на которых написаны черты характера, свойственные тому или иному человеку.самокритичность справедливость отзывчивость тщеславие ответственность миролюбие эгоизм жадность трудолюбие искренность зависть отзывчивость хитрость злобность дружелюбие терпеливость Отложите в сторону те из них, которые, на ваш взгляд, несовместимы с понятием «добрый человек». Остальные поместим на доску (дети выполняют задание)Учитель: Вспомним стихотворение, в котором один человек пытается рассмотреть в другом только добрые черты? Мы с вами как раз и получили тот перечень добрых черт, которые каждый рад будет найти в своем друге или просто знакомом.Наш урок подошел к концу, но на доске остался еще один знак вопроса. Как вы думаете, что бы это могло значить? Ученики приходят к выводу, что если они дают оценку людям, то ведь кто-то и их оценивает. А отсюда вытекает домашнее задание: оценить, насколько легко окружающие смогут найти эти черты характера в них и отметить это по десятибалльной системе.Митюкляева Л.И., Заслуженный учитель РФ, учитель истории, гимназия № 91, г. Железногорск Красноярский крайПервые успехи и неудачи на пути к правам человека в эпоху СредневековьяУрок истории, 6 кл.^ 1 этап. Вводное слово. Наша тема урока — «Первые успехи и неудачи на пути к правам человека в эпоху Средневековья». Сегодня мы должны попытаться обобщить наши знания, охватывающие период с XI по XV века по этой теме.^ 2 этап. Мотивация. В начале урока давайте уточним, что мы понимаем под термином «права». Какие вы знаете права человека? (Ответы учеников записываются на доске. Как правило, привлекая знания из граждановедения или обществознания, школьники называют экономические, политические, личные (гражданские), культурные права. Можно попросить прокомментировать каждую группу прав).^ 3 этап. Исследование учебного материала. Завоевать эти права в Средневековье можно было только борьбой. И многих, кто боролся за эти права, назвали «вольнодумцами». ^ Вопрос классу: Слово такое знакомое, и каждый из нас примерно представляет, кто такой «вольнодумец». Как вы понимаете?Комментарий учителя. В словаре Даля «вольнодумничать» («вольнодумствовать») — давать полную волю, свободу превратным убеждениям, ложным или противным общему убеждению мыслям по предметам важным. Получается, что вольнодумец — плохой человек. Однако дочитаем до конца. Смотрите, стоит союз «или», а дальше Даль пишет «противным общему убеждению мыслям по предметам важным». Слово «противный» здесь употребляется в качестве «противоположный», т.е. человек, мыслящий не как все, значит, мысли этого человека противоречат общепринятому мнению. А это не всегда плохо. Во все времена были и сейчас есть люди, которые мыслят иначе. Мы не будем говорить о тех, кто мыслил и действовал во вред обществу и людям. Сегодня мы поговорим о тех вольнодумцах, идеи которых были вредны для государства, но чьи вольные думы были направлены на благо общества и каждого конкретного человека.Многих вольнодумцев того времени объединяло стремление к справедливости. Поскольку все люди тогда были верующие, и вольнодумцы в том числе, идею справедливости они искали в Священном Писании и находили там мысли, которые им были близки и понятны. Например, в Послании апостола Павла к римлянам говорится: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру: в усердии не ослабевайте, будьте братолюбивы друг к другу, духом пламенейте, Господу служите!» А в жизни люди видели другое: несчастья, жестокость, ограбление слабых, жадность, праздность тех, у кого была власть. Многие вовсе не соблюдали заповедей Иисуса Христа: церковь же состояла на службе у людей, забывших Бога. Поэтому гнев вольнодумцев был направлен прежде всего против духовенства, против католической церкви, которая также являлась крупнейшим феодалом — землевладельцем.Вероучение вольнодумцев официальная церковь окрестила словом «ересь», а тех, кто распространял ересь, называли «еретиками».^ Вопрос классу. Дайте определение понятию «ересь», «еретик».Еретики вызывали у верующих разные чувства: их любили и боялись, их слушали, но и доносили на них, их жалели и ненавидели. Одной из самых распространенных ересей раннего Средневековья было манихейство.^ Вопрос классу. В чем его суть? Почему манихейство вызывало ожесточенное сопротивление католической церкви? (беседа с учениками строится на самостоятельно изученного ими материала).В первой половине XI века в Италии и Франции появляются еретики, которых называли «катары». В чем суть учения «катаров»? (Беседа с учащимися).В качестве общего вывода можно провести обсуждение следующих вопросов:1. Что являлось причиной еретических движений?2. Какое влияние оказало движение еретиков на развитие гражданского сознания у других людей?3. За какие права боролись еретики: гражданские, экономические, культурные?4. Подумайте, есть ли оружие сильнее сабли, лука, пушки, пули? (слово, учение, которое может изменить сознание людей). Вспомните имена людей, которые своими проповедями заставляли задуматься о справедливости, о равенстве, о зле и добре?(Ян Гус, Джон Болл, Гильом Каль, Уот Тайлер).5. Какие вы знаете движения, восстания, где средневековый человек боролся за свои права? (горожане в борьбе за свободу с сеньорами, Жакерия, восстание Уота Тайлера, гусистское движение, табориты, Симон де Монфор)6. Мы знаем с вами, что Жакерия и восстание Уота Тайлера потерпели поражение, но каковы были последствия в плане изменения в правах человека? (Погибли Ян Гус, Джон Болл). Стала ли их гибель впоследствии толчком к борьбе за права человека?7. Назовите явления, которые бы характеризовали успехи в борьбе за права человека в средневековье? (самоуправление в городах, образование цехов и братства, парламент, Генеральные штаты, сейм, Великая хартия вольностей, самоуправление в Университетах, первые попытки женщин в борьбе за права).^ 4 этап. Интерактивное упражнение. Давайте попытаемся проанализировать первые успехи человека в борьбе за свои права. Вы разделены на 6 групп. Каждая группа на основе анализа документов, ранее полученных знаний, конспекта, учебника попытается нам доказать, что в Средние века были явления прогрессивные, передовые, а может даже росточки демократизма. Кураторы групп, выберите тему с заданиями.Напоминаются правила работы в группах. Уточняется, что поднятый синий флажок означает, что требуется помощь, красный флажок — «мы готовы». Каждая группа должна подготовленное выступление представить наглядно на доске в виде схем, таблиц, терминов, рисунков и т.д.^ I группа. «Горожане в борьбе за свободу»Группа готовит выступление, опираясь на вопросы: — Почему сеньоры и горожане враждовали? Как город мог получить свободу, как назывались эти города? — Против чего боролись жители средневековых городов: против феодального строя или против отдельных господ? — Чего добились города? Как выглядело самоуправление городов? — Каковы функции городского совета? — Изменилась ли жизнь городов после получения ими свободы?Группе предоставлены отрывки из документов: — «Городское право, дарованное германским королем и императором Фридрихом II Штауфеном городу Гослару 12 июля 1219 г.», «Хождения на Флорентийский собор» русских путешественников от 1438 г.После выступления группы, учащиеся формулируют вывод. Как правило, ученики подчеркивают, что в средние века было два типа городов: зависимые и вольные — «коммуны» и республики. Важным результатом борьбы городов с сеньорами было освобождение горожан от личной зависимости. Завоевав независимость, горожане создавали самоуправление, т.е. брали в свои руки управление делами города. Свой ответ группа сопровождает схемой самоуправления в городах.^ II группа. «Профессиональные союзы»Группа готовит выступление, опираясь на вопросы: — Какова цель создания цехов? Что такое устав цеха? Кто стоял во главе цеха? — Какова роль цехов в жизни города? — Почему возникли такие профессиональные объединения как братства подмастерьев и гильдии купцов?Группе предлагается дополнительное задание — составить примерный устав цеха (ремесленную специальность выбирают самостоятельно).Группе предоставлены отрывки из документов: — «Аугсбургская конституция» XIII века, из постановлений Ганзы 1265 г., призыв к забастовке, обращенный подмастерьями-скорняками Вильшета к подмастерьям-скорнякам Страсбурга.После выступления группы, учащиеся формулируют вывод. Как правило, ученики подчеркивают, что цеха, братства подмастерьев, гильдии боролись не только для того, чтобы себя защитить от притеснений феодалов, конкуренции, пиратства, но и за участие в управлении городом (цеха, гильдии). Создаваемые союзы, корпорации в какой-то мере ограничивали личную свободу их членов, но зато предоставляли им защиту. А для людей той поры защита сильной организации была гораздо важнее, чем личная свобода.^ III группа. ПравоваяГруппа изучает выдержки из «Великой хартии вольностей», опираясь на вопросы: — Каким слоям английского общества даровались права этой хартией? — Что это за права: политические, экономические, гражданские? — Каких прав у народа Англии не было? — Почему хартию называют первым документом о правах человека, а англичане считают этот документ основанием своей свободы? После выступления группы, учащиеся формулируют вывод. Как правило, ученики подчеркивают, что ст. 39 Хартии указывала на то, что теперь могли пользоваться правами не только бароны. Отныне король и бароны не могли требовать с рыцарей больше служб и платежей, чем полагалось по обычаю. Всем свободным была обещана защита от произвола королевских чиновников. Хартия подтвердила существующие вольности Лондона и других городов. Великая хартия вольностей оградила не только знать от произвола короля, но рыцарей и горожан от притеснений знати.^ IV группа. «Депутаты парламента»Группа готовит выступление, опираясь на вопросы:— Что привело к созыву первого парламента?— Каковы функции парламента?— Как созывался парламент (назначение или выборы)? Какова была структура парламента?Группе предлагается проанализировать документы «Приглашение графа в парламент» 1295 г., «Приглашение представителей графств и городов в парламент» 1295 г. и ответить на вопросы к ним:1. Чьи права, согласно этим письмам были ущемлены?2. Стали ли те люди, которые получили право заседать в парламенте, полноправными гражданами?3. Зачем король созывал этих людей? Какая роль им отводилась?После выступления группы, учащиеся обсуждают вопросы «Ограничил ли парламент власть короля? Можно ли теперь сказать, что английская монархия стала ограниченной? Какая власть более прогрессивна — абсолютная монархия или сословно-представительная? Введение парламента — это шаг вперед на пути к правам человека или нет?»Вывод: парламент, хотя и выражал интересы правящих слоев, был полезным учреждением. Он ограничил стремление баронов править страной, не учитывая интересы рыцарей и горожан. В нем высказывали свои мнения разные слои населения и улаживались многие назревшие в стране конфликты. Назовите примеры парламентов в других государствах.^ V группа «Студенты в средние века»Группа готовит выступление, опираясь на вопросы:— Расскажите о двух моделях средневекового университета.— В чем заключалось самоуправление в университете?— Какие объединения студентов и магистров существовали в средние века?Группе предлагается также проанализировать отрывок из «Постановления папского легата о студентах и магистрах парижских школ» 1215 г. и ответить на вопросы:1. Почему именно папский легат пытается распоряжаться в парижском университете?2. Докажите словами документа, что парижский университет был зависим от церкви.3. Какие права и обязанности записаны в постановлении папского легата в отношении студентов и магистров?После выступления группы, учащиеся делают вывод. Как правило, ученики подчеркивают, что у университета средневековья был свой статус, свои права. Были университеты с очень большой самостоятельностью (Болонский и с меньшими правами Парижский). Важно отметить, что молодежь была активна в создании своих организаций, которые боролись за свои права.^ VI группа. «Женщины в Средние века»Комментарий учителя. Средневековое общество сознавало себя как социум (общество). Общество, в котором господствует деятельный мужчина — воин, клирик, правитель, сеятель, купец. Это представление находилось в полном соответствии с принципами общественно-политического устройства этого общества и закреплялась идеологическими моделями структуры общества, разрабатываемыми интеллектуалами церкви. Женщине в этих построениях почти не было места. Если она и присутствовала, то лишь как мать или девушка страдающая или сострадающая — функции и качества, единственные, с точки зрения церкви, заслуживающие внимания, уважения и почитания. Но у нас с девочками творческой группы есть другое мнение, что одно дело официально допустимый уровень участия, и другое — фактические формы причастности. Они самостоятельно изучили положение женщин в средневековом обществе и сделали свои выводы.Группа готовила выступление, опираясь на вопросы:— Почему женщина попала в зависимое положение?— Чем в средние века оправдывалось неравноправие женщин в обществе?— Каких человеческих прав была лишена женщина?— Каковы практические формы участия средневековых женщин в общественно-экономической жизни?На основании выдержки из книги Кристины Пизанской «Книга о граде женском» группе предлагается ответить на вопрос: «Какой важный шаг делает автор в пересмотре средневековых традиций в отношении женщин?После выступления группы, учащиеся делают вывод.^ Примерный вывод. Положение соправительницы, опекунши, как свидетельствуют многочисленные факты, открывало женщинам высших слоев доступ к решению ответственных политических вопросов, касающихся страны, сеньории, города. Разве не в общественную жизнь включались женщины-горожанки, выступая свидетельницами, ответчицами наряду со своими мужьями в суде, или занимались врачеванием. Это имело место и тогда, когда они создавали свой цех и возглавляли его (в г. Кельн шелкоткачихи). Исключенные из сферы городского управления, горожанки непосредственно, лично были причастны к одной из первейших и важных городских функций — экономической. Описи налогового обложения говорят о женщинах — владелицах большого личного имущества, главах домохозяйств, управляющих строительными предприятиями (добыча и обжиг гипса), руководящих после смерти мужа морской торговлей. Наконец, чем иным как не специфической формой «общественно-политической деятельности было массовое участие женщин всех социальных групп в движении «за апостольский образ жизни» — за реформу церкви, за то, чтобы иметь возможность вести жизнь, «славящую Бога», в монастыре или в братстве, за право проповеди мирянам. Необходимость изменения всего комплекса отношений между мужчиной и женщиной нашло отражение в книге Кристины Пизанской «Книга о граде женском» 1404–1405 г., в которой она утверждала, что женщина — такое же творение Бога и в своих способностях ничем не уступает мужчине.^ Общий вывод. Сегодня мы попытались ответить на вопрос, чего смог достичь человек в Средние века, борясь за свои права. Мы попытались с вами собрать лучики света, которые освещали Средние века, и они предстают более привлекательными, попытались воедино собрать крупицы прогресса, которые вселяли следующим поколениям надежду на создание более лучшего, справедливого общества.^ 5 этап. Домашнее задание. Группы получают вопросы, над которыми продолжат изучение прав человека на уроке граждановедения. Им предстоит провести сравнительный анализ средневекового и современного общества, используя следующие вопросы: ^ I группа.1. Какими правами обладает современный Городской Совет (на примере г. Железногорска). Какими вопросами он занимается?2. Чем современный Городской совет отличается от средневековых органов самоуправления? Есть ли сходства между ними?II группа. 1. Какие права имеют современные профсоюзы? 2. Какие изменения произошли в современных профессиональных союзах по сравнению со средневековыми цехами?III группа. 1. Какие права человека, имеющиеся во Всеобщей Декларации прав человека, были записаны еще в Хартии вольностей? 2. Каковы принципиальные, наиболее важные отличия Всеобщей Декларации прав человека от Хартии вольностей?IV группа. 1. Какими правами обладает современный росси


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.