Реферат по предмету "Разное"


Актуальные вопросы организации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИРАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮМатериалы Всероссийской научно-практической конференции 24 апреля 2009 г.Выпуск 1Екатеринбург 2009 УДК 364.465 (082) ББК С542.15я43 А 43Актуальные вопросы организации работы с молодежью [Текст]: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24 апр. 2009 г. / ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под ред. Н.Ю. Масленцевой. Екатеринбург, 2009. 253 с.В настоящем издании представлены публикации участников Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Международному дню социального работника и Году молодежи – 2009, прошедшей 24 апреля 2009 г. в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (Екатеринбург). Авторы статей и тезисов рассматривают актуальные проблемы и вопросы организации работы с молодежью. Сборник предназначен для преподавателей вузов, аспирантов, студентов, работников социальной сферы, а также для тех, кто интересуется проблемами молодежи. Ответственный редактор С.Д. ПономаревОтветственный за выпуск Н.Ю. Масленцева© ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2009Содержание^ РАЗДЕЛ 1. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 9Андрусяк Н.Ю. Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи 9^ Анисимова А.Ю. Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников 11Вергизова В.М. Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья 14^ Гайтан Е.В. Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вуза 17Жангурова А.А. Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи 19^ Исакова И.А. Социальная реклама как средство формирования мировоззрений современной молодежи 23Масленцева Н.Ю. Актуальность социальной работы с молодежью в России 26^ Овчарова Л.М. Социальная работа в Украине в условиях трансформации общественных отношений 33Павлова Н.О. Волонтерская деятельность как технология социального воспитания студентов 35^ Первак Е.В. Мотивационные основы добровольческой деятельности студентов 38Пономарев С.Д. Толерантность в молодежной среде 40Разинкова И.Ф. Ценностные ориентации современной молодежи 44^ Самарина М.Н. Роль волонтерской деятельности в процессе подготовки специалистов по социальной работе 47Сафонова Т.Н. Формирование профессионального самоопределения у учащихся начальной сельской школы 50^ Слободянюк Ю.Ю. Исследование ценности родительства в структуре личностных ориентаций молодежи 52Хотемова Л.В. Добровольчество в молодежной среде: проблемы развития 55Шаповалова А.В. Стратегии ценностного выбора молодежи 58^ РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАНЯТОСТИ 61Блинова М.Г. Миграция молодёжи в крупные города как одна из проблем трудоустройства 61^ Епишкина К.С. Основные формы социально-психологической поддержки молодых безработных 65Испулова С.Н. Организационные элементы управления молодежным рынком труда 67^ Красюкова Т.П., Савкина Е.П. Анализ параметров занятости молодежи как инструмент формирования молодежной политики 71Лановенко О.А. Роль негосударственных поставщиков социальных услуг в обеспечении социальной защищенности молодежи 74^ Маркова Т.В. Стратегии поведения безработной молодежи на рынке труда 78Олейник Е.В. Использование новых информационных технологий в профессиональной деятельности как проблема трудоустройства молодежи 81^ Полица Ю.М. Музыка как средство духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи 84Селина Н.А. Гендерный аспект жизненных стратегий сельской молодежи 86Смирнов. А. К проблеме о трудовой занятости молодежи (на примере Регионального кадрового центра г. Кулебаки Нижегородской области) 90^ Соколова А.В. Совет молодых специалистов как субъект профессионально-трудовой адаптации молодежи на предприятии 93Степаненко Н.А. Молодежь как социально-уязвимая категория на рынке труда 96^ Тарабукина Е.А. Гендерные различия мотивов учения в подростковом возрасте 99Харабет В.В. Современные аспекты социальной защиты профессиональной деятельности молодежи 102^ РАЗДЕЛ 3. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ 106Арестова К.А., Щеглова М.В. Реализация молодежной жилищной политики на муниципальном уровне 106^ Бурилкина С.А. Молодежная политика на муниципальном уровне в современных условиях 108Горнушкин К.Н., Деминов А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание подростков и молодежи Талицкого городского округа 111^ Горнушкин К.Н., Неупокоева Л.С. Опыт реализации государственной молодежной политики на территории Талицкого городского округа 113Иконников И.А. Условия организации военно-патриотического воспитания молодежи 115^ Москаленко М.Р. Патриотическое воспитание молодежи: проблемы и перспективы 118Мудрецова Н.П. Деятельность государства по развитию потенциала молодежи как основной приоритет реализации Стратегии развития России до 2020 года: опыт Свердловской области 119^ Плешакова И.Н. Некоторые вопросы социального обеспечения молодых мигрантов в странах СНГ 123Рыбакова О.А. Значение студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики 125^ Сажина Н.С. Молодежная политика как средство решения молодежных проблем 128Сараева Ю.С. Общественные организации как субъект патриотического воспитания молодежи 136^ Чертушкина Т.А. Военно-патриотического воспитание как необходимое условие нравственного формирования гражданина 138Чухарева А.Е. Федеральный и региональный уровень молодежной политики современной России (опыт Саратовской области) 140^ РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МАРГИНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖЬЮ: ДЕВИАНТНОСТЬ, ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ, ИНВАЛИДНОСТЬ И ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТЬ МОЛОДЕЖИ 144Бокова Е.А. Специфика предупреждения подростковой преступности (опыт г. Балашова и Балашовского района Саратовской области) 144^ Бурнышева О.В. Профилактика суицида среди молодежи 146Жаркова М.А. Социально-педагогическая поддержка дезадаптированных подростков 149Копенкина Ю.Н. Агрессивное поведение подростков как социальная проблема 153^ Огнева Л.А. Роль депривирующих факторов среды на формирование личности несовершеннолетних беспризорных 155Попова А. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних 158^ Розбаум М.А. Социальная постинтернатная адаптация воспитанников Сухоложского детского дома 160Рыжкова Е.А., Мальцева М.В. Влияние организации досуговой деятельности на профилактику противоправного поведения среди несовершеннолетних 162^ Сажина Н.С., Драгошанская М.А. Влияние криминальной субкультуры на молодежь 165Седышева Е.В. Гендерная агрессия в молодежной среде 166Трофимова Е.А. Теоретические подходы к проблеме социальной интеграции детей с ограниченными возможностями 169^ Уколова Е.Ю. Физическая культура и спорт как средство профилактики асоциального поведения подростков 172Уфимцева Н.Ф. Особенности социальной адаптации молодежи, освобождающейся из мест лишения свободы 175Шанава Р. Особенности профилактики алкоголизации молодежи в современном обществе 179Шкиринец И.В. Роль социально-реабилитационных центров в работе с несовершеннолетними правонарушителями 183^ РАЗДЕЛ 5. ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 187Величковский Б.Т. Социальный стресс как фактор жизнедеятельности молодого поколения 187^ Золотарева Н.В. Медико-социальные аспекты комплексного сопровождения юных матерей из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей 193^ Канева С.А. Социально-медицинская работа как важнейшее направление в охране здоровья детей и подростков (в условиях детской поликлиники) 197Коваленко Л.И. Динамика изменения семейно-брачных ценностей молодежи 201^ Красюкова Т.П. Личностные особенности детей с ДЦП как фактор риска возникновения социальной дезадаптации 204Кузина Е.В. К вопросу сохранения молодой семьи в условиях кризисных семейных отношений 208^ Кунгурцева И.А. Профилактика семейного и детского неблагополучия в системе социальной защиты Свердловской области 210Лашманова И.И. Семейное просвещение старшеклассников как фактор осознанного создания семьи 213^ Маркина Л.И. Студенческая семья как особая категория молодых семей 215Масленцева С.Б., Кузнецова А.А. Социальная защита несовершеннолетних матерей в России 218^ Набокова О.Б., Сулимова Н.П. Здоровье детей: социально-педагогический аспект и современные пути решения проблемы 223Несытых О.А. Организация социальной работы с молодой семьей в Центре помощи семьи и детям «Отрада» Октябрьского района г. Екатеринбурга 227^ Осминкина Ю.В. Современная сельская молодая семья: состояние и тенденции 231Сафонова Т.Н. Влияние мнения сверстников и мнения родителей на детей-подростков 235^ Смирнова Ю.О. Молодая семья: состояние и тенденции развития 238Шабанова О.Г. Социальная работа с молодой семьей, находящейся на грани развода 241 Сведения об авторах 246РАЗДЕЛ 1^ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮН.Ю. АндрусякПрактика как фактор профессионального самоопределениястуденческой молодежиВ условиях процесса модернизации образования основной акцент в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе делается на формировании у студента готовности к практической деятельности. Практико-ориентированный характер современного образования позволяет студенту, с одной стороны, в условиях аудиторных занятий становиться в активную позицию, включаться во внутригрупповой диалог, сформировать рефлексивные навыки, с другой, во время практики (ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной) дает возможность апробировать свои теоретические знания и практический учебный опыт в реальных ситуациях взаимодействия с клиентами. За время прохождения различных видов практики растет профессиональная компетентность будущего специалиста. Практика, как известно, является одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки любого специалиста. Она позволяет студентам практически попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. Прохождение практики – это время интенсивного формирования профессионально важных качеств. И наоборот, практика может сопровождаться пересмотром профессиональных намерений, корректировкой и ревизией жизненных планов, разочарованием в однажды сделанном выборе, потерей интереса к будущей профессиональной деятельности (1). Ключевым моментом в профессиональном самоопределении на стадии профессионального обучения для многих студентов является прохождение учебной и производственной практики на четвертом и пятом курсах. Практика выступает своеобразной трудовой школой будущего профессионала. Очень часто студенты по окончании срока прохождения практики не покидают рабочее место, а остаются работать. При этом им приходится совмещать учебу и работу. И здесь, помимо, чисто экономических потребностей, важную роль играют стремления, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Мотивы вторичной занятости студентов можно сгруппировать в две основные категории (2): 1) тактические – установки на получение дополнительных денег на карманные расходы или средств к существованию, необходимость оплачивать обучение; 2) стратегические – стремление приобрести репутацию, стаж и опыт работы. Иными словами, речь идет о накоплении социального капитала как индивидуального атрибута, дающего серьезные преимущества в достижении жизненных целей, карьере, доступе информации. Здесь студенты рассчитывают на получение опыта по специальности при этом, зачастую, не придавая значения денежному вознаграждению за труд. Таким образом, социальный капитал, в случае его активного использования способен приносить дивиденды в виде дополнительных возможностей поиска работы, высвобождения времени и более широкой социальной идентификации. Вторичная занятость студенческой молодежи сегодня выступает в роли своеобразной производственной практики и способствует овладению специальностью, которую они получают в вузе. Факт студенческой занятости имеет большое значение и как непосредственный жизненный опыт. Она способствует профессиональной интеграции и самореализации, так как расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт и связи. В ситуации, когда направления на работу выпускников вузов стали единичными случаями, вторичная занятость студентов, соответствующая их специализации, нередко преобразуется в полноценное рабочее место после получения диплома (2).Библиографический списокАбасов З.А. Проектирование студентами педвуза профессиональной стратегии // Социс. 2006. № 4. С. 105-110.Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социс. 2008. № 8. С. 106-114.А.Ю. АнисимоваРоль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников Добровольчество, как бескорыстное предоставление времени, сил, энергии, знаний и таланта людей, играющее особую роль в изменении нравственного климата в обществе и развитое в таких странах мира, как США, Япония, Великобритания, Австралия, Чехия и т.д., становится актуальным явлением и в современном российском обществе. Несмотря на то, что волонтерство в России начинает свою работу практически с нулевой отметки, в настоящее время оно достаточно активно развивается как на региональном, так и федеральном уровнях, поскольку вполне очевиден факт того, что государство не в состоянии решить многие задачи социально-экономического развития без активного участия самих граждан. Огромное значение  в этом  процессе отводится волонтерам (добровольцам) и общественным благотворительным организациям [1]. Особая, в определенном смысле исключительная роль принадлежит в рассматриваемом контексте волонтерской практике студентов-первокурсников факультетов вузов, занимающихся подготовкой специалистов для работы в обществе, в частности, специалистов по социальной работе, социальных педагогов, психологов. Такая форма организации учебной работы студентов позволяет не только на теоретическом, но и на практическом уровне должным образом осваивать специфику выбранной профессиональной деятельности, активно формировать адекватные навыки общения с различными категориями клиентов, устанавливать начальные приоритеты их выбора для будущей трудовой деятельности. Примером вышесказанного может служить волонтерская практика, проводимая на факультете социальной работы Балашовского института (филиала) ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» и носящая с 2007 года регулярный характер. Так, например, в 2009 году студенты-первокурсники проходили в качестве волонтеров практику в различных учреждениях социальной сферы города и района. Среди них: 1)^ ОДН УВД г. Балашова. Знания, полученные из бесед с сотрудниками, работающими с проблемными детьми, значительно обогатили потенциал будущих специалистов по социальной работе сведениями о наиболее часто совершаемых несовершеннолетними правонарушениях, их динамике, необходимости рассмотрения каждого подобного случая с точки зрения индивидуального подхода рассмотрения его причин с акцентом на профилактическую направленность. 2) ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов), ГУ СО СПДП «Забота» (п.г.т. Самойловка). Волонтерская практика с детьми, оставшимися без попечения родителей, проживающих в приютах, включала, в первую очередь, организацию студентами-добровольцами их досуга. Вовлечение детей в среду разнообразных, не научных, но развивающих занятий, позволило добровольцам быстро и без особых проблем установить контакт с детьми для дальнейшего целенаправленного и продуктивного общения. 3) Работа в ^ ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» началась с ознакомления с правовым статусом организации, с видами помощи, оказываемой клиентам. Подробно была рассмотрена деятельность двух отделений: психолого-педагогической помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и первичного приёма и консультирования граждан. 4) ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Балашова». В общении с людьми с ограниченными возможностями главной задачей стало установление доверительного контакта с ними, преодолев опасность построения некорректного, бестактного общения. Волонтерами был отмечен тот факт, что в работе с данной категорией клиентов требуется особо тщательная психологическая подготовка самих специалистов. 5) ^ Индивидуальная работа на дому включала, прежде всего, работу с пожилыми людьми. Необходимо отметить, что она носила не только односторонний, но и двусторонний, диалоговый характер, подразумевающий организацию взаимопомощи между представителями старшего поколения и студентами, получившей продолжение по окончанию практики. Для подтверждения значимой роли волонтерской практики в подготовке будущих специалистов по социальной работе и выявления начального уровня их профессиональной компетентности был осуществлен контент-анализ понятий, касающихся социальной сферы, которыми студенты оперировали при составлении реферативных отчетов [2, С. 497]. Понятийный минимум, включавший в себя, такие термины как: «социальный статус», «волонтерская практика», «специалист по социальной работе», «социальные проблемы», «коррекционная работа», «антисоциальная среда», «девиантное поведение», «амбивалентность», «полная благополучная семья», «социально-педагогическая деятельность», «воспитательно-профилактическая деятельность», - был взят за 100%. Затем было выявлено процентное содержание данных контентов в каждом из отчетов, выполненном той или иной группой волонтеров: ОДН УВД г. Балашова - 74%, ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья» - 56%, ГУ «Дом-интернат для престарелых и инвалидов г. Балашова» - 49%, ГУ СО СПДП «Возрождение» (г. Балашов), ГУ СО СПДП «Забота» (п.г.т. Самойловка) - 32%, индивидуальная работа на дому - 20% (средний уровень составил, таким образом, порядка 50%). Полученный результат говорит о том, что у всех студентов первого курса в достаточной степени представлено знание понятийного аппарата. Вместе с тем, привлекает внимание наличие большой разницы в показателях между прохождением практики в социозащитных учреждениях и индивидуально. Более детализированное изучение данного феномена, включавшее, в том числе, опрос преподавателей, ведущих профильные дисциплины на первом курсе, а также непосредственных руководителей волонтерской практики, приводит к вполне обоснованному выводу о том, что подобный факт не может свидетельствовать об отсутствии должного уровня начальной компетенции у студентов-волонтеров, «работавших на дому». Вероятнее всего, это обусловлено установлением более тесного эмоционального контакта между клиентом и студентом (при организации индивидуальной работы) по сравнению с деловым стилем общения с сотрудниками социозащитных учреждений. С учетом всего вышесказанного данный вид практик может вполне обоснованно рассматриваться в качестве одного из важнейших компонентов в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе. ^ Библиографический список:1. Волонтерство в республике Татарстан [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// aso-ksui.ru/hidden/facs/soceconom/socialjob/volonter/ 2. Павленок П.Д. Социология: Учебное пособие / под ред. П.Д. Павленка, Л.И. Савинова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.- 580с.В.М. ВергизоваРегиональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи ПриазовьяСегодня в украинском обществе функционируют различные идентичности: национальные, политические, социальные, религиозные, профессиональные, локальные, групповые, личностные, этнические, культурные и региональные. Они пытаются приобрести легитимность и проецироваться в соответствующих идентификационных практиках. Наиболее ярко проявляется альтернативность в региональном контексте на поколенном и культурном уровнях, в том числе и общеобразовательных различий, что приводит к формированию подвижных ценностных идентичностей, особенно среди молодежи. В связи с этим важно выяснить факторы влияния на социокультурные идентичности молодежи в многокультурной среде общества, так как именно молодому поколению предстоит стать гарантом прогресса и преобразований украинского общества. В социологии проблема социальной идентичности обговаривается достаточно давно активно и широко. Многие ученные – Э.Дюркгейм, П.Бергер, Т.Лукман и др. посвящают этой теме свои работы. Она актуальна и сегодня. Среди ученых современной Украины, которые занимаются исследованием данной проблемы, следует отметить таких как: Е.Головаха, Л.Сокурянская, Н.Шульга, Н.Победа, В.Арбенина и другие. Исследования названных авторов концентрируются практически в двух направлениях, один из которых рассматривает социальную идентичность как самостоятельный предмет исследования, другие как продукт социальной структуры, как отображение групповых стратификаций, институционального порядка и дифференциаций. Цель данной работы – проанализировать влияние «регионального фактора» в его временных и пространственных процессах на формирование культурных особенностей молодежи Приазовья. При этом делается акцент на позитивном потенциале транснационального характера и региональной разнородности украинского общества. Актуальность исследования обусловлена тем, что в период больших трансформаций (которые и происходят сейчас в нашем обществе) изменяются или уточняются идентичности, как самих индивидов, так и социальных групп. Современное украинское общество есть, безусловно, многоэтничным многокультурным. Сейчас в Украине проживает более ста национальностей. По численности резко отличаются украинцы и русские, которые составляют соответственно 75% и 20% всего населения государства. Третье место принадлежит белорусам, четвертое молдаванам. За ними идут евреи, крымские татары, болгары, поляки, угорцы [1]. Если мы проанализируем этнонациональный состав населения украинского Приазовья по данным переписи 2001 года, то увидим, что тут на первом месте тоже украинцы, они составляют 52,7%, русские 37,8%, греки 4,71%, все другие этносы составляют немного более 4%. А всего на данной территории по данным этой же переписи проживает 104 национальностей и этносов [2]. Ниже попытаемся рассмотреть, как такой многонациональный состав населения повлиял на создание семей в Приазовье. Среди украинцев 45,4%, русских 34,4%, греков 22,9%, немцев 75,0%, евреев 60,7% составляют многонациональные семьи [3, с. 214]. Из приведенных социологических данных можно сделать вывод, что больше всех стараются сохранить свою собственную культуру представители греческой национальности. На наш взгляд это вызвано компактным проживанием, и, как правило, общность, оторванная от исторической родины, желает развиваться и распространять собственные культурные формы, передавая их от поколения к поколению. Поэтому среди греков наибольшее количество однородных семей (77,1%). Второе место среди однородных семей занимают русские (65,5%), третье украинцы (54,6%), на четвертом евреи (39,9%), и на пятом немцы (25,0%). То есть можно сказать, что на формирование и распространение культурных форм в Приазовском регионе влиял и межнациональный состав семей. Это приводило к потере национальных традиций и приобретению «смешанных», или можно сказать таких, которые постепенно перестают занимать весомое место в жизни населения, а вспоминаются только при определенных обстоятельствах (семейные праздники или во время празднования «Дня города»). Таким образом, современная украинская общность Приазовья, характеризуется многими дифференциациями. Это не только этнонациональные и этноречевые дифференциации, а и локально-региональные, конфессионные, этнокультурные, политико-идеологические и другие различия. Все они являются основанием для существования у населения этого края разнообразных культурных форм, которые имеют непосредственное влияние на этнокультурные идентичности молодежи Приазовья. Сегодня в многонациональном регионе Приазовья наблюдаются определенные изменения национально-пространственных идентичностей. Например, в поселках Сартана, Старый Крым – местах компактного проживания греков, сегодня заметна самоидентификация населения, особенно ярко это выражено среди молодежи. Приятно отметить, что не только в местах компактного проживания греков, но и в транспорте и на улицах города можно услышать греческую речь. Большую роль в этом играют греческий культурный центр и факультет греческой филологии Мариупольского гуманитарного университета, а также международные связи, которые он создал, в которых самое активное участие принимает студенческая молодежь. Относительно украинской общности мы наблюдаем также соответствующую активизацию относительно этнонациональной идентичности. Сегодня достаточно сложно, особенно среди молодежи, найти того, кто не владел или не понимал бы украинского языка - открываются дошкольные учреждения и школы, с обучением на украинском языке, факультеты украинской филологии и украинского языка в учебных заведениях города Мариуполя. Общепринятым языком общения по-прежнему остается русский, но все чаще, особенно среди молодежи, можно услышать национальную речь представителей этнонациональных групп Приазовского региона. Эта проекция в соответствующих идентификационных практиках молодежи свидетельствует об активизации этнонациональной и культурной самобытности общностей данного региона.Библиографический список1. ^ Євтух В.Б. Етнонаціональні політика в Україні: правничий та культурологічний аспект. – К.: Фенікс, 1997. 2. Шульга М.О. Вивчення впливу зовнішньої міграції 1991-1996 рр. на зміни етнічного складу населення України та її регіонів. – К.: Представництво МОМ в Україні, 1998. 3. Слющинський Б.В. Культурні форми та соціокультурні практики населення українського Приазов’я // Нова парадигма – Випуск 78. – К., 2008. – С. 207-218.Е.В. ГайтанРоль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов – активистов вузаИстория развития человеческого общества неоднозначна и подчас противоречива. В разные времена по разному складывалось отношение к молодому поколению. На современном этапе развития общества молодежь, как особая группа носителей специфических ценностей и норм поведения, представляет значительный интерес в определении будущего страны. В этой связи особое внимание приковано к процессу формирования ценностных ориентации молодого человека, как потенциально значимого субъекта общественных отношений. Таким образом, система ценностей, присущая молодежи становиться объектом довольно серьезных исследований в области социальной психологии. С целью выявления системы ценностей современных молодых людей автором данного исследования было проведено анкетирование 46 студентов ПГТУ в возрасте от 19 до 21 года. Из числа опрошенных 23 человека составили члены студенческого самоуправления вуза, вторая половина (23 чел.) – студенты, не принимающие активного участия в общественной жизни университета. В качестве гипотезы исследования выступал тот факт, что различное ролевое поведение и деятельность студентов в вузе обусловлена различиями в их системе ценностей: у членов студенческого самоуправления по сравнению с контрольной группой имеются определенные особенности в системе ведущих жизненных ценностей. Среди предложенного списка общечеловеческих ценностей студентами обоих групп были выделены ценности – лидеры: «Счастливая семейная жизнь» на первом месте, «Здоровье (психическое и физическое)» – на втором и «Любовь (духовная и физическая близость)» соответственно на третьем месте. Данная закономерность подтверждает тот факт, что для человека ценностью является то, чем в данный момент человек не владеет или же владея, боится потерять. Студенты счастливую семейную жизнь предпочитают остальным ценностям, что говорит об отсутствии у них опыта проживания совместно, как одной семьей, с будущим (настоящим) партнером. Причем своя родительская семью подавляющим числом опрошенных не воспринимается как таковая. Здоровье, как общепризнанное «богатство» было расположено на втором месте по значимости. В молодом возрасте ценность здоровья еще не играет главенствующей роли, однако осознается как одна из основополагающих. Любовь, как ценность большинством опрошенных не отделима от счастливой семейной жизни. В сознании молодых людей объект любви отождествляется с будущим брачным партнером. Ценность любви в каждой исследуемой группе занимает различные позиции. Контрольная группа студентов в большинстве своем (78%) имеет гармоничное соотношение доступности и ценности любви. Члены же студенческого самоуправления напротив имеют четкую тенденцию к снижению доступности данной категории, причем у 35% студентов наблюдается внутренний личностный конфликт в любовной сфере. Таким образом, более 1/3 активных общественных деятелей вуза не удовлетворенны настоящим положением дел в отношении любви. Эти данные могут свидетельствовать об определенном перенаправлении нереализованной энергии в общественно полезную деятельность в вузе. Подтверждением служит то, что подавляющее число членов студенческого самоуправления (93 %) отметили «Активную, деятельную жизнь» как атрибут настоящего, одну из наиболее доступных ценностей. Такие ценности как «Активная, деятельная жизнь» и «Познание» для большинства опрошенных обеих групп не являются побудительным объектом, т.е. доступно, но не представляет особую ценность. Эта закономерность обусловлена включенностью молодого человека в учебный процесс, при серьезной недооценке роли познавательной деятельности вне стен учебного заведения. Такая тенденция свидетельствует о недостаточно сформированном стимуле самообразования личности, что имеет под собой серьезные последствия: ежегодное снижение общеобразовательного уровня. Основываясь на данных исследования, можно сделать вывод об определяющей роли влияния системы ценностных ориентаций на деятельность людей. Система ценностей каждой конкретной личности различна, поэтому предполагает индивидуальный подход. Для формирования общественно приемлемых форм деятельности, а также тех, которые будут способствовать конструктивным изменениям жизни общества необходимо начинать с формирования адекватной и гармоничной системы ценностных ориентации молодого поколения. А.А. ЖангуроваЦенность материнства и отцовствав структуре личностных ориентаций молодёжиДемографическая ситуация в нашей стране характеризуется низкой рождаемостью. Именно рождаемость, не умаляя, конечно, значения других демографических показателей, является главным, определяющим фактором современной демографической ситуации. Так, в 2008 году 38,9 % от общего числа рождений составили внебрачные рождения. Кроме того, значительный процент рождаемости (30,8 %) характерен для самых молодых возрастов (15-19 лет). Поэтому крайне важно наличие у молодёжи позитивного отношения к рождению детей и формирование у них ответственного отношения к воспитанию детей, на оценку которого было направлено исследование установок молодых людей в области родительского поведения. В исследовании приняли участие 50 представителей молодёжи: учащихся вузов, ссузов и старших классов школ города Сыктывкара, в возрасте от 16 до 23 лет, 52 % из которых – женщины, 48 % − мужчины. Результаты показывают, что и у молодых мужчин, и у молодых женщин в первую четвёрку самых значимых ценностей входят семья, родительство, любовь и материальная обеспеченность. Для мужчин эти ценности располагаются следующим образом: семейная жизнь, материальная обеспеченность, любовь, рождение детей, для женщин – любовь, рождение и воспитание детей, семейная жизнь и материальный достаток. У большинства опрошенных мнения, мечты и планы в вопросах рождения определённого количества детей совпадают, особенно это касается варианта двухдетной семьи, которую желает создать большая часть опрошенных. Также можно отметить, что мужчины, по сравнению с женщинами, больше склонны к созданию многодетной семьи, женщины, по сравнению с мужчинами, – к созданию однодетной семьи. При этом респонденты планируют меньшее количество детей, чем желают. Мужчин в большей степени, чем женщин, в рождении желаемого количества детей останавливают материальные, педагогические проблемы, боязнь ответственности, возникновения проблем и ограничения свободного времени. Женщины, в свою очередь, в данном вопросе в большей мере взволнованы проблемами жилищных условий, карьерных возможностей, отсутствия посторонней помощи и трудностями индивидуального подхода к каждому ребёнку. Основной возраст деторождения, по мнению исследуемых, это период с 19 до 29 лет. При этом, мужчины склоняются к более поздним возрастам для рождения детей: для них этот возраст начинается в 23 года и заканчивается после 30. Для женщин возраст деторождения начинается в основном в 19 лет и заканчивается в 29 лет. Кроме того, присутствуют признаки безответственного отношения к рождению детей, на которые указывают желания отдельных респондентов стать родителями в 16-18 лет или когда получится. Для мужчин среди условий для рождения детей важнее устройство на работу и наличие материального достатка, для женщин − предварительное совместное проживание супругов, наличие отдельного жилья, оформление отношений супругов, получение профессионального образования, беременность будущей супруги. Безответственное отношение к рождению детей прослеживается в том, что есть респонденты, готовые стать родителями сразу после окончания школы, и сразу, как придёт любовь, причём в большей мере это характерно для женщин. Большая часть опрошенных (66,4 % мужчин и 81 % женщин) считают, что при рождении ребёнка необходимо узаконивать отношения. Одни считают, что это обязательно в любом случае, другие – если родители обоюдно планируют жить совместно, третьи – что регистрировать брак нужно ещё до рождения ребёнка. В то же время 33,6 % мужчин и 19 % женщин считают необязательным регистрацию отношений супругов и возможным дальнейшее проживание супругов в гражданском браке. То есть мужчины более положительно относятся к незарегистрированным бракам, по сравнению с женщинами. Большая часть респондентов данного исследования согласна с традиционным мнением о том, что дети должны расти в полной семье. Причём возможность успешного воспитания детей в неполной семье подтверждают в большей мере женщины. Также большинство исследуемых первостепенно значимым в воспитании детей считают роль семейных и детско-родительских взаимоотношений. В то же время настораживает то, что значителен удельный вес мнений о том, что успешное воспитание детей может в полной мере обеспечивать школа и детский дом, а также о том, что главн


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.