Проект "Русские народные сказки" Актуальность проекта:В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе можно найти в сокращенном или экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к обеднению словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно анализировать имеющиеся тексты, составлять самим объемные рассуждения по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение к нему. Кроме того, изучение именно русских народных сказок позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на чтение других видов литературных текстов. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло, или перевоспитать главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с классом по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий. Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение русских народных сказок, привить любовь к чтению, подготовка коллективного творческого дела «Неделя русской сказки».Задачи проекта:Обучающие: Научить школьников различать виды русских народных сказок.Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельностиРазвивающие: Развивать у учащихся познавательный интерес.Развивать творческие способности учащихся.Совершенствовать словарный запас учащихся.Воспитательные: Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.Приобщить детей к чтению художественной литературы.Гипотеза:Изучение русских народных сказок позволит обучающимся начальной школы в игровой форме познакомиться с традициями и обычаями русского народа, расширит их кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков. ^ Возраст учащихся4 классРуководитель проекта: Библиотекарь Н.Л.БарсуковаСроки реализации проекта: 2 четверть, 7 недель. Этапы проекта ^ Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность руководителя проекта Подготовительный1 неделя Определение темы и целей проекта 1) Анкетирование.2) Обсуждение русских народных сказок с библиотекарем. Деление на группы для работы над отдельными проектами.3) Гипотеза проекта.4) Постановка целей в группах. 1) Анализ анкет.2) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач.3) Помощь в определении выбора проекта каждым обучающимся. 4) Организация работы групп Планирование2 неделя -Планирование работы в группах- Распределение задач между членами группы. Общее мероприятие – презентации команд. 1) Разрабатывают план действий над проектами в группах.2) Представление команд (название, эмблема, девиз)3)Подготовка и презентации команд на общем мероприятии Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор; помогаю спланировать работу в группах над отдельными проектами. Исследовательский3 – 5 недели Сбор информации.- Словарная работа с устаревшими словами.- Изучение образа Бабы Яги в русских народных сказках».- Иллюстрации героев сказок.-Создание эскизов костюмов.- Написание сценария сказки.- Подготовка инсценирования сказки. 1) Работа с устаревшими словами.2) Написание реферата«Образ Бабы Яги в русских народных сказках». 3) Иллюстрации к русским народным сказкам.4) Создание эскизов костюмов сказочных героев.5) Написание сценария сказки для постановки.6) Подготовка текстов сказок учащимися. Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся.Готовлюсь к проведению «Недели русской сказки». Получение результатов6 неделя Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач. Проводят анализ своей работы. Наблюдаю, советую.Подготовка к проведению «Недели русской сказки» Представление отчёта7 неделя Проведение «Недели русской сказки» Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ.Представление результатов работы в группах. Слушаю, задаю вопросы. Оценка результатов7 неделя Самооценка своей работы путём коллективного обсуждении. Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов. Проекты для работы в группах:Инсценирование русской народной сказки (по выбору учащихся)«Герои русских народных сказок в рисунках»«Сочини свою сказку» «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».План работы в группах: 1 группа 2группа 3 группа 4 группа Проект № 1 Инсценирование русской народной сказки (по выбору учащихся) Проект № 2 «Герои русских народных сказок в рисунках» Проект № 3 «Сочини свою сказку» Проект № 4«Образ Бабы Яги в русских народных сказках». 1 неделя Общее занятие: «Виды русских народных сказок» Планирование работы групп 2 неделя Подготовка презентаций команд Общее мероприятие: «Презентации команд» 3 – 5 неделя -Подготовка сценария-Подготовка костюмов-Подготовка декораций -репетиции постановки -Совместная работа с группой № 1 по подготовке костюмов и декораций-Подготовка выставки рисунков «Герои русских народных сказок в моих рисунках»-Подготовка буклета-Подготовка альбома с творческими работами учащихся -Совместная работа с группой № 1 по подготовке сценария-Подготовка текстов собственных сказок: с участием сказочных героев,с участием современных предметов (линейка, ластик и т.д.)-Сочинение своих сказок-Издание сборника сказок -Сбор материалов с помощью Интернет-ресурсов, ресурсов школьной и районной библиотеки-Подготовка реферата «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». -Издание реферата учащихся-подготовка к презентации реферата Общее занятие: «Основные компоненты сказки» Совместный просмотр и обсуждение фильма - сказки «Аленький цветочек» Совместный просмотр и обсуждение фильма – сказки «Садко» Совместный просмотр и обсуждение фильма – сказки «Морозко» Совместное чтение сказки «Терем – теремок», ее экспресс-инсценировка 6 неделя Генеральная репетиция Анализ работы группПодготовка к выступлениям 7 неделя Итоговые мероприятия в рамках «Недели русской сказки» ^ План проведения «Недели русской сказки» Мероприятие Ответственный Понедельник Выставка рисунков «Герои русских народных сказок в моих рисунках» Группа уч-ся, реализовывавшая проект № 2 Вторник Защита реферата «Образ Бабы Яги в русских народных сказках». Группа уч-ся, реализовывавшая проект № 4 Среда Инсценировка русской народной сказки «По щучьему велению» Группа уч-ся, реализовывавшая проект № 1 Четверг Публичные чтения и обсуждения текстов сказок, сочиненных школьниками Группа уч-ся, реализовывавшая проект № 3 Пятница «Путешествие в сказку» - игра –путешествие по станциям. Подведение итогов проекта, вручение дипломов Н.Л.Барсукова Сценарий заключительного мероприятия прилагается.