Реферат по предмету "Разное"


Акцентологические нормы речи

Акцентологические нормы речи 1. Акцентологические нормы имен существительных: а) неподвижное ударение на основе; б) неподвижное ударение на окончании; в) 5 разновидностей подвижного ударения. 2. Акцентологические нормы имен прилагательных. 3. Акцентологические нормы глаголов. 4. Акцентологические нормы причастий. 5. Семантическая и стилистическая функция ударения. 6. Произношение сочетания согласных звуков [чн]. 7. Мягкое и твердое произношение согласных перед звуком [э]. 8. Сохранение звука [о] в безударной позиции.1. Поставьте ударение во всех формах слов по аналогии. 1) ба́л – ба́ла – ба́лу – ба́л – ба́лом – о ба́́ле;балы́ – бало́в – бала́м – балы́ – бала́ми – о бала́х. Круг, гол, ла́герь, о́рден, па́рус, шкаф, штаб, дире́ктор, до́ктор, ход, тыл, торг.2) до́лжность – до́лжности – до́лжности – до́лжность – до́лжностью – о до́лжности; до́лжности – должносте́й – должностя́м – до́лжности – должностя́ми – о должностя́х. Го́лубь, но́вость, ле́бедь, па́рень, о́кунь, зверь, по́весть, тень, це́рковь, ска́терть, пло́скость, ме́лочь.3) вдова́ – вдовы́ – вдове́ – вдову́ – вдово́й – о вдове́; вдо́вы – вдов – вдо́вам – вдов – вдо́вами – о вдо́вах.Гроза́, десна́, змея́, коза́, кольцо́, овца́, окно́, оса́, свинья́, семья́, сестра́́, сирота́, слуга́, сосна́, тюрьма́, стекло́, игла́, скала́.4) сковорода́ – сковороды́ – сковороде́ – сковороду́; ско́вороду (уст.) – сковородо́й – о сковороде́; ско́вороды – сковоро́д – сковорода́м – ско́вороды – сковорода́ми – о сковорода́х. Строка, губа, полоса.5) спина́ – спины́ – спине́ – спи́ну – спино́й – о спине – спиной – о спине́; спи́ны – спин – спи́нам – спи́ны – спи́нами – о спи́нах. Цена, душа, река, зима.2. В приведенных словах расставьте ударение.Каталог, оптовый, обеспечение, ходатайство, партер, атомный, премировать, красивее, позвонишь, эксперт, алфавит, алкоголь, афиняне, мизерный, квартал, мастерски, диспансер, договор, мельком, феномен, тефтели, черпать, баловать, ремень, арест, приговор, осведомить, свекла, медикамент, шасси, простыней, еретик, цемент, хвоя, красивейший, газопровод, водопровод, некролог, ходатай, агентство, кухонный.3. Расставьте ударение в следующих существительных.а) Газопровод, договоры, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекольный, статуя, ходатайство, щавель.б) Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статус, упрочение, феерия, феномен.в) Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод. г) Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, баловник, петля.4. 1) Запомните слова с неподвижным ударением на основе в формах слов.Не́рв – не́рва – не́рву – не́рв – не́рвом – о не́рве; не́рвы – не́рвов – не́рвам – не́рвы – не́рвами – о не́рвах. Торт, тост, очерк, клуб, лозунг, вьюга, роман, шофер, туча, средство, тигр, штраф, ярус, яхта, циркуль, фонтан, шрифт, квартал, шарф, досуг.2) Запомните слова с неподвижным ударением на окончании в косвенных падежах.Гара́ж – гаража́ – гаражу́ – гара́ж – гаражо́м – о гараже́ .Гаражи – гаражей – гаражам – гаражи – гаражами – о гаражах. Кабан, лишай, лыжня, рубеж, серп, скалься, стопа, тираж, утюг, холм, щит, язык, янтарь, шип, ступня, ремень, полк, рубль.5. Расставьте ударение во всех формах данных слов. Проверьте себя по словарю. Предложить, шарфы, похороны, джемперы, простыня, вор, клипсы, джинсы.6. Образуйте краткие формы прилагательных. Расставьте ударение.1. Золотистый, хлопотливый, немыслимый, оптимальный, устойчивый, замечательный, милосердный, уживчивый, безотказный. 2. Белый, важный, густой, бойкий, круглый, низкий, простой.7. Поставьте ударение в сравнительной степени прилагательных по образцу.а) длинна́́ – длинне́е, видна – виднее, нужна – нужнее, светла – светлее, весела – веселее, сильна – сильнее, хитра – хитрее, черна – чернее;б) краси́ва – краси́вее, ленива – ленивее, прекрасна – прекраснее, покорна – покорнее, сурова – суровее, ужасна – ужаснее, насмешлива – насмешливее, замечательна – замечательнее, правдива – правдивее.8. Расставьте ударение в неопределенной форме глагола. Проверьте себя по словарю. Багроветь, баловать(-ся), бронировать, группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), обезумить, облегчить, опошлить, откупорить, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.9. Поставьте ударение в формах глагола прошедшего времени.1. рвать – рвал – рвала – рвало – рвали, лгать – лгал – лгала – лгало – лгали, дать – дал – дала – дало – дали, ждать - ждал – ждала – ждало – ждали;2. злить – злил – злила – злило – злили; знать – знал – знала – знало – знали, бить – бил – била – било – били, брить – брил – брила – брило – брили.3. а) вырасти – вырос – выросла – выросло – выросли; выдумать – выдумал – выдумала – выдумало – выдумали, вывезти – вывез – вывезла – вывезло – вывезли;б) вырастать – вырастал – вырастала – вырастало – вырастали; выдумывать – выдумывал – выдумывала – выдумывало – выдумывали, вывозить – вывозил – вывозила – вывозило – вывозили.10. а) Поставьте ударение в глагольных формах.Звонить – звоню – звонишь – звонит – звоним – звоните – звонят, творить – творю – творишь – творит – творим – творите – творят, растить – ращу – растишь – растит – растим – растите – растят.б) Поставьте ударение в формах причастий.1) заплете́нный – заплете́н – заплетена́ – заплетено́ – заплетены́, влюбленный – влюблен – влюблена – влюблено – влюблены, взбешенный – взбешен – взбешена – взбешено – взбешены, загражденный – загражден – заграждена – заграждено – заграждены;2) взят – взята – взято – взяты. Слить – слита – слито – слиты.^ 11. От данных глаголов образуйте форму мужского, женского и среднего рода, форму множественного числа. Поставьте ударение.Занять, начать, поднять, понять, принять, снять, забрать, записать, обозвать, начаться.12. Поставьте ударение:а) в именах существительных: вода – воду – водам, петля – петлю – петлям, договор – договорам, средство – средствам, река – реку – рекам, рука – руку, рукам, стена – стену – стенам, спина – спину – спинам;б) в глаголах:был – была – было, жил – жила – жило, клал – клала – клало, ждал – ждала – ждало, понял – поняла – поняло – понять, принял – приняла – приняло – принять, отдал – отдала – отдало – отдать, начал – начала – начало – начать, нажил – нажила – нажило – нажить, облегчил – облегчила – облегчило – облегчить, пролил – пролила – пролил – пролить;в) в именах прилагательных:беден – бедна – бедно – бедны, светел – светла – светло – светлы, умен – умна - умно – умны, добр – добра – добро – добры, прав – права – право – правы, труден – трудна – трудно – трудны, хитер – хитра – хитро – хитры, длинен – длинна – длинно – длинны, черен – черна – черно- черны, силен – сильна- сильно- сильны, пуст – пуста- пусто – пусты, весел – весела – весело – веселы, крепок – крепка – крепко- крепки;г) в причастиях:гофрированный, заплетенный, запломбированный, захламленный, изобретенный, костюмированный, нормированный, переведенный, позолоченный, премированный, приобретенный, разрыхленный, уменьшенный; гофрирован, заплетен, запломбирован, захламлен, изобретен, костюмирован, нормирован, переведен, позолочен, премирован, приобретен, разрыхлен, уменьшен.13. Объясните значение данных слов, составьте словосочетания.Мука – мука, атлас – атлас, ирис – ирис, кирка – кирка, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота, лавровый – лавровый, характерный – характерный, языковый – языковой, трусить – трусить.14. Отметьте те пары слов, в которых варианты ударения являются стилистическими. Прикус – прикус. Казаки – казаки. Искра – искра. Флейтовый – флейтовый. Шелковый – шелковый. Атлас – атлас. Компас – компас. Вязанка – вязанка.15. Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры. За справками обратитесь к «Словарю ударений русского языка». Бальмонт Константин – поэт. Иванов Александр – художник. Иванов Всеволод – писатель. Искандер – псевдоним А.И. Герцена. Искандер Фазиль – писатель. Коненков Сергей – скульптор. Кустодиев Борис – художник. Лажечников Иван – писатель. Лысенко Николай – композитор. Майков Апполон – поэт. Майков Василий – поэт. Новиков Николай – русский просветитель. Новиков Анатолий – композитор. Новиков Иван – писатель и литературовед. Ожегов Сергей – языковед. Обухова Надежда – певица. Одоевский Владимир – писатель. Рыленков Николай – поэт.16. Прочтите скороговорки. Для справок. Скороговорки произносятся сначала медленно, спокойно, один раз, затем два раза подряд вдвое быстрее, потом в четыре раза быстрее – четыре раза, и, наконец, в восемь раз быстрее – восемь раз. Желательно произносить их на одном дыхании. Повторяющиеся согласные должны звучать чисто и отчетливо. С КО Р О Г О В О Р К И Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа. Мышь шуршит у шалаша, векше шишку шелуша. Лилии полили ли иль увяли лилии? Три сороки тараторили, тараторили на горке. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Идет Козел с Козой, а Коза идет с косой. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Два дровосека, два дроворуба рубили на дворе дрова. Пошел Игнат лопаты покупать. Купил Игнат пяток лопат. Шел через пруд – зацепил за прут. Упал Игнат – пропали пять лопат. Трошкина шавка укусила Пашку. Бьет Пашка шапкой Трошкину шавку. Под горой у сосновой опушки жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, все четыре большие болтушки. Осип орет, Архип не отстает. Кто кого переорет. Осип охрип. Архип осип. От топота копыт пыль по полю летит. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоговоришь. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. Летят три пичужки через три пустых избушки. Аня нынче нянина, Нина няня Анина. Жутко жуку жить на суку. Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался. Маланья – болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки. Ткет ткач ткани на платки Тане. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Шишки – на сосне; шашки – на столе. Хвастать не косить: спина не болит. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. Клава клала лук на полку, угощала им Николку.17. Прочитайте стихотворные отрывки. Определите, какое правило произношения лежит в основе выделенных рифм. Соответствует ли это произношение современной орфоэпической норме? Укажите тенденцию в изменении норм в данных случаях. Молчишь – и ум твой безнадежней, Когда полнее твой бокал! Увы – зачем от жизни прежней Ты разом сердце оторвал!..(М. Лермонтов) Крутя лениво ус задорный, Ты вспоминаешь стук пиров; Но берегися думы черной, - Она черней твоих усов.(М. Лермонтов) Колокольчик однозвучный, Крик протяжный ямщика, Зимней степи сумрак скучный, Саван неба, облака!(П. Вяземский) Бывало, слово: друг, явись! И уж Денис с коня слезает, Лишь чашей стукнут – и ^ Денис Как тут – и чашу осушает.(Д. Давыдов) Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов…(М. Лермонтов) Лишь хмель литовских берегов, Немецкой тополью плененный, Через реку меж тростников Переправлялся дерзновенный.(А. Пушкин)18. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 1) Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный. 2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловечный; мужчина, перебежчик. 3) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел. 4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто.19. Укажите, какой звук [о] или [э] произносится под ударением в данных словах. Отметьте допустимые варианты. В трудных случаях обратитесь к орфоэпическому словарю. Хребет, афера, поблекнуть, дебелый, бытие, белесый, маневры, длинношерстный, желчь, оседлый, гололедица, шлем, зев, истекший, гренадер, зацветший.20. Определите значение слов, составьте с ними словосочетания. Истекший – истёкший, небо – нёбо, падеж – падёж, оглашенный – оглашённый.21. Произнесите данные слова с мягким согласным перед [э]. Одеколон, тема, термин, десант, демонстрация, картотека, категория, паштет, факультет, теория, термометр, академия, пионер, дезинфекция, декорация, делегат, корректор, инцидент, компонент, нервы, фанера, серия, акварель, музей, зефир, текст, брюнет, бассейн, декада, инженер, Одесса, крейсер.22. Произнесите данные слова с твердым согласным перед [э]. Коктейль, метрдотель, купе, кафе, резюме, партер, отель, бифштекс, протез, бутерброд, синтетика, теннис, стенд, тезис, метрополитен, диспансер, интервью, хризантема, антитеза, кашне, туннель, модель, пенсне, портмоне, энергия, тенденция, шедевр, штемпель, ателье, фортепьяно, шоссе, пюре, реквием, эстетика, свитер, плиссе, каре.23. Определите, мягко или твердо произносятся в современном русском литературном языке согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах. В каких словах допускается вариантное произношение? Эффект, патент, кофе, интеллект, декан, айсберг, адекватный, полонез, термин, безе, деликатес, кодекс, неологизм, патетика, термос, орхидея, фанера, фонема, Эдем, критерий, синтез, декольте, детектив, бассейн, сессия, кларнет, сейф, экстерн, артерия, модель, депрессия, музей, тент, пантера, терапевт, фланель, тенор, декадент, декаданс, тет-а-тет, эссенция.24. Прочитайте иноязычные собственные имена и географические наименования, охарактеризуйте особенности произношения в них гласных и согласных. В случае затруднения используйте словари.Андерсен, Антей, Антонио, Бизе, Бодлер, Борей, Вольтер, Гименей, Даниэль Дефо, Данте, Дкеарт, Делиб, Джордано Бруно, Доде, Долорес, Дюма, Зегерс, Карузо, Мендельсон, Мопассан, Морис Торез, Мюссе, Одиссей, Орфей, Отелло, Золя, Нексе, Пальмиро Тольятти, Ремарк, Рембрант, Ренуар, Роден, Россини, Сенека, Сен-Санс, Сильвио, Фидель Кастро, Флобер, Шопен; Амстердам, Антверпен, Буэнос-Айрес, Венгрия, Венесуэла, Венеция, Гватемала, Гвинея, Голландия, Гренада, Греция, Дли, Индонезия, Мельбурн, Монтевидео, Норвегия, Нью-Йорк, Оклахома, Онтарио, Палермо, Перу, Португалия, Рио-де-Жанейро, Родезия, Севилья, Сенегал, Сеул, Сидней, Токио, Филадельфия, Чикаго, Швеция, Шпицберген.25. В каких словах иностранного происхождения сохраняется безударный звук [о]. Бокал, боа, бордо, бордовый, досье, зоолог, коммюнике, концертный, болеро, коттедж, оазис, поэзия, поэтесса, соната, фойе, трио, тореадор, ноктюрн, вето, модель.^ Морфологические нормы речи 1. Колебания в грамматических формах рода имен существительных. 2. Род неизменяемых имен существительных. 3. Вариантность падежных окончаний имен существительных. 4. Синонимия форм имен прилагательных. 5. Вариантность в сочетаниях числительных с существительными. 6. Употребление местоимений. 7. Употребление форм глагола. 8. Употребление причастий, наречий, служебных частей речи.1. Употребите данные ниже существительные в форме единственного числа. Приведите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. В случае затруднений обращайтесь к словарям. Абрикосы, ботинки, валенки, вольеры, георгины, жирафы, идиомы, катаракты, кеды, клавиши, клипсы, коленки, комментарии, конопли, коррективы, манжеты (рубашки), метаморфозы, перифразы, пимы, плацкарты, погоны, расценки, рельсы, сандалии, скирды, ставни, туфли, эполеты.2. Составьте словосочетания, содержащие определения, согласуя с приведенными существительными в роде. Укажите причины нарушения литературных норм в употреблении данных существительных в современной русской речи. Бандероль, боль, вуаль, дробь, летопись, медаль, насыпь, полынь, пыль, рояль, сажень, табель, толь, тюль, хмель, шампунь, шинель.3. Объясните использование выделенных форм рода. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении. (При необходимости используйте словари.) 1. Лицо ее было закрыто густым вуалем (Л.Толстой).2. – Нет, я на такой дуэль не соглашусь (Н. Гоголь). 3. Новый мундир его был весь в мелу, одна погона глядела на сторону (А. Чехов). 4. И на покорную рояль Властительно ложились руки, Срывая звуки, как цветы (А. Блок). 5. Через два дня Клим Самгин сидел в парке санатории (М. Горький). 6. – У меня челюсть… завтра хоть рельсу грызть (Л. Леонов). 7. Хлопнула ставня, и кто-то застучал в дверь сильнее (К. Паустовский). 8. Ставень тихонько, без скрипа, закрылся (А. Серафимович).9. Лишь хмель литовских берегов, Немецкой тополью плененный, Через реку меж тростников Переправлялся дерзновенный (А. Пушкин).4. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского рода.Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.5. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику. Отметьте случаи, когда соответствия нет.Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, инструктор, кандидат, корректор, корреспондент, космонавт, кондуктор, конькобежец, лаборант, машинист, научный сотрудник, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, редактор, руководитель, слесарь, следователь, судья, член-корреспондент, тракторист, учитель, юбиляр.6. Раскройте скобки, употребив глагол в форме прошедшего времени. Обоснуйте выбор форм прилагательного и глагола.1. Посетителей (принимать) председатель совета А.Глебова. 2. (Главный) врач поликлиники Т.И. Мещерикова (пригласить) на совещание заведующих отделениями. 3. (Крупный) физик Мария Складовская-Кюри хорошо известна всему миру. 4. (Старейший) член общества «Знание» профессор С.Мягкова (выступить) перед собравшимися. 5. (Известный) скульптор В. Мухина (создать) замечательные произведения искусства. 6. (Опытный) пропагандист Т.В.Семенова хорошо (чувствовать) аудиторию. 7. Много лет назад на радио (прийти) (первый) диктор Д.И.Синютина.7. Укажите признаки, по которым определяется грамматический род данных ниже сложносокращенных слов.ТЭЦ, МВФ, АПН, Горздрав, ВПК, вуз, ГУМ, СМУ, БСЭ, Кузбасс, КГБ, МИД, ЦСУ, ООН, ЮНЕСКО, ФСБ, РОЭ, ГЭС, ЭВМ, СНГ, ВАЗ, ТЮЗ, ГЭК, НАТО, ВТО.8. Определите принадлежность к грамматическому роду аббревиатур МИД, НОТ, ЖЭК по следующим словарям: Словарь русского языка в 4-х томах (изд. 2-е); Словарь сокращений русского языка (под ред. Д.И.Алексеева. – М., 1984); Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. – Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.Объясните причины расхождений в квалификации родовой принадлежности данных аббревиатур указанными словарями. Какова общая тенденция развития норм в тех случаях, где в настоящее время наблюдаются колебания в родовой принадлежности аббревиатур?9. Вставьте вместо точек пропущенные буквы. Приведите встречающиеся в речи вариантные формы, дайте их нормативно-стилистическую оценку.1. Сегодня РИА передал… новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал… своего представителя на конференцию. 3. Как только это предложение поступило в заводск… БРИЗ, на участке немедленно стали готовиться к пробе. 4. Английск... МИД направил... телеграмму министру иностранных дел Македонии. 5. Гороно закончил… распределение учебных пособий. 6. ДЮСШ помог… многим детям укрепить свое здоровье. 7. В нашем микрорайоне построен… нов… АТС. 8. У детей, имеющих ускоренн… РОЭ, он… стал… нормальн… . 9. ООН создан… в 1945 году на основе добровольного соглашения суверенных государств. 10. НАТО в принципе готов… к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.10. Подберите определения к следующим сложным словам. Укажите, чем обусловлен ваш выбор. С некоторыми из них составьте предложения.Песня – романс, диван – кровать, платье – халат, библиотека – музей, плащ – палатка, совещание – семинар, гостиница – кемпинг, город – крепость, царь – пушка, кафе – закусочная, вагон – ресторан, сад –ясли, музей – усадьба, эпиграмма – экспромт, машина – автомат, горе – рыболов, танк – амфибия, витрина – стенд, окошко – иллюминатор, ракета – носитель, штаб – квартира.11. Определите род данных существительных, мотивируйте свой ответ.Как определяется род неизменяемых иноязычных по происхождению имен существительных? Как определяется род неизменяемых топонимов? Объясните причины колебаний в грамматическом роде неизменяемых иноязычных слов и топонимов.Авеню, алиби, боржоми, иваси, импресарио, инкогнито, интервью, кафе, кенгуру, кольраби, контральто, конферансье, конфетти, кофе, леди, манго, пенальти, пони, рагу, регби, суахили, такси, фламинго, хинди, цунами, атташе, портмоне, визави, протеже, маэстро.Батуми, Баку, Капри, Миссисипи, Перу, Сухуми.12. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор формы.1. Чили был… открыт… Магелланом в 1520 году. 2. После поражения Германии в первой мировой войне Бурунди был… закреплен… за Бельгией в качестве «подопечной территории». 28 ноября в стране провозглашена республика. 3. Дели расположен… в северо-западной части страны на правом берегу реки Джамны. 4. Киншаса сохранил… с колониальных времен разделение на две части – так называемые «европейскую» и «африканскую». 5. Конакри основан… в 80-х годах XIX столетия на месте двух африканских деревень. Город назван по имени одной из них. 6. С конца XIX века до 1960 года Конго был… колонией Франции. 7. Сочи расположен… вдоль Черного моря на протяжении 145 километров. 8. В XV веке Перу завоеван… испанцами, независимость от Испании провозгласил… в 1821 году. 9. В VII веке на территории нынешн… Сомали образовались арабские султанаты.13. Объясните, почему в одних случаях имена существительные в родительном падеже ед. числа употреблены с окончанием -а(-я), а в других – с -у(-ю).I. Плантация чая, экспорт чая, стакан чая, налить чаю, выпить стакан горячего чая. Продажа сахара, купить сахару, килограмм сахара, чайная ложечка сахарку. Нет дыму без огня; без году неделя.II. 1. И шутил он, скрывая тоску: «Есть грибы, да нет вот сметанки… Есть брусника, да нет сахарку» (Е. Евтушенко). 2. На аэродроме было взорвано четыре вагона с бочками бензина (И. Козлов). 3. Камня в горе много; и алебастра белого и желтого, и селенита (А. Ферсман). 4. – Сколько тебе алебастру потребуется? – спросила Муля (В. Семин). 5. – Эх, Сидоркин, а ведь и жалко мне тебя, - не сносить тебе головы, пропадешь ни за понюх табаку (А. Серафимович). 6. – Когда ты, Петенька, упал и руку свихнул, то я тебе домой из лесу свежих орехов принес (А. Гайдар). 7. Из темного леса навстречу ему идет вдохновенный кудесник (А. Пушкин). 8. Вижу: молчишь ты, Сердишься глухо – все надоело. Завтра проснешься – ни слуху, ни духу. – Даль без предела (Ю.Жданов).Охарактеризуйте существительные мужского рода, от которых могут образовываться формы родительного падежа ед. числа на -у(-ю) в современном русском языке.^ Укажите, когда формы на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются наиболее последовательно.14. Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы родительного падежа ед. числа.1. Килограмм сыр… . Купить сыр… . Продажа сыр… . Съесть сырк… . Кусок ярославского сыр… . Сделать из воск… . Кусок воск… . Хочется сок… . Стакан сок… . Выпить стакан яблочного сок… . Много снег… . Таяние снег… .2. Поднять с пол… . Уйти из дом… . Выйти из лес… . Задохнуться от дым… . Умереть с голод… . 3. Ну и народ… на площади! 4. Сколько снег… намело! 5. Квас… мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас… . 7. Наделать шум… . 8. Сбиться с панталык… . 9. Не давать проход… . 10. Девушки покатились со смех… . 11. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар… и черными сухарями. 12. Здесь нет лес…: кругом одна степь.15. Вместо точек допишите окончания. Мотивируйте выбор формы существительного.В сосновом лес… на берегу озера, заблудиться в лес…, в «Русском лес…» Л. Леонова, в токарном цех… , на борт… корабля, на зеленом луг… , руки в мел… , задыхаться в дым… , брань на ворот… не виснет, думать об отпуск… , находится в отпуск… , лежать на песк… , сидеть в уголк… , в 1918 год… , в «Восемнадцатом год…» А.Н. Толстого, в вишневом сад… около дома, в «Вишневом сад…» А.П. Чехова.16. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу. Мотивируйте свой выбор.1. Детские (лагери – лагеря) завода «Термопласт» начнут работу в новом месте: для них на берегу лесного озера построен целый городок. 2. Действовавшие в стране (лагери – лагеря) демократов и социал-демократов объединились накануне предстоящих выборов. 3. Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать, и французы увели их в тыл, в (лагери – лагеря) для военнопленных. 4. На территории России размещаются различные климатические (поясы – пояса). 5. Слуцкие (поясы – пояса) – подлинный шедевр белорусского искусства. 6. Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны – тона). 7. (Тоны – тона) сердца у больного чистые. 8. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы – хлеба). 9. Тереховские казаки издавна приучились красить свои домики в яркие (цветы – цвета) – голубой, оранжевый, светло-зеленый. 10. (Цветы – цвета) настолько искусно сделаны, что их не сразу отличишь от живых. 11. «У нас действуют (секторы – сектора) учета, контроля и информации», - рассказывал председатель комиссии.17. Употребите существительные в форме родительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты. Составьте с каждым из вариантов предложения, соблюдая единство стиля.1. Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.2. Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.18. В следующих предложениях мотивируйте выбор вариантного окончания. Охарактеризуйте эти формы с точки зрения стилистической и смысловой.1. За ветхим домишк… тянулся запущенный сад. 2. Все отдел… и сектор… учреждения были реорганизованы. 3. Мощные фонар… и прожектор… осветили всю площадь. 4. В этом собрании участвовали представители разных профессий: бухгалтер…, учител…, инженер…, кондуктор…, врачи. 5. Мы выпили три стакана кофе и две чашки ча… . 6. В прошлом году на конференции не присутствовали только учителя, находящиеся в отпуск… . 7. Погодные условия в этом год… неблагоприятны, часто налетают шторм… . 8. Отбо… не было от разных заманчивых предложений. 9. Было куплено по семисот грамм… сыр…, сахарного песк…, пачка ча… и по два килограмма помидор…, апельсин… . 10. Ты хочешь сыр…? 11. Все члены экспедиции ночевали на мыс… . 12. За двер… стояли шкафы. 13. В дорогу мы взяли плитку шоколад… и немного джем… . 14. «Художники что-то ищут в снег…, но живописност… в снег… нет», - утверждал Брюллов. 15. Отчет об этой конференции был представлен лишь к первому октябр… . 17. Федоров старался воздержаться от комментари… относительно достоинств эксперимента. 18. Ребята посадили на кра… села 30 топол…, 10 виш…, 20 яблон… .19. Объясните, почему в данных предложениях использованы краткие формы имен прилагательных. Возможно ли их заменить полными? Мотивируйте ответ.1. Лиса – хищник, в пище не очень разборчива. 2. Поваренная соль совсем не ядовита. 3. В делах он [русский народ] смекалист. 4. Мал золотник, да дорог. 5. Всякому мила своя сторона. 6. Отец горд успехами сына. 7. Богата народными талантами наша земля. 8. Материя первична, а сознание вторично. 9. Молод годами, да стар умом. 10. Теория без практики мертва, практика без теории слепа. 11. Небо красно от пожара. 12. Лицо сине от холода. 13. Астероиды, или малые планеты, слишком невелики по размерам и далеки от Земли, чтобы можно было детально разглядеть их в оптический телескоп.20. Объясните употребление выделенных форм прилагательных в следующих предложениях:1. Всякое слово без дела ничтожно и пусто (Демосфен). 2. Есть два средства не чувствовать материальной нужды: одно – умерить свои потребности, другое – увеличивать доход. Первое само по себе всегда нравственно, второе само по себе безнравственно (Л. Толстой). 3. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом (М. Лермонтов). 4. Полдень раннего июня Был в лесу, и каждый лист, Полный, радостный и новый, Был горяч, но свеж и чист (А. Твардовский). 5. Всему – неуловимое Свое дано в судьбе, И там наше любимое, Где верны мы себе (П. Лавров). 6. А теперь ты сильна и едина, Велика и, как птица, вольна, Украина моя, Украина, Золотая моя сторона! (В. Лебедев-Кумач). 7. Совестно сказать глупому, что он глуп! Что это надолго (Р. Рождественский). 8. Я узнал, что бессмертен орел, ставший мертвою бронзой (Р. Рождественский). 9. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А. Пушкин). 10. Идти неудобно – улицы круты (Р. Рождественский). 11. Гражданственность – талант нелегкий (Р. Рождественский). 12. И были детские проказы Ей чужды (А Пушкин). 13. В душе обида поражений Еще свежа, еще остра (А. Сурков). 14. Ты зла, твое смертельно жало (И. Крылов). 15. Идите, идите! Вы сильны душой, Вы смелым терпеньем богаты (Н. Некрасов). 16. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы (А. Пушкин).21. Раскройте скобки, выберите нужную форму прилагательного. Мотивируйте свой выбор. Укажите возможные варианты.1. Как скоро стираются несчастья, страдания, а минуты восторга, блаженства вечно (живы – живые, свежи – свежие) в душе (А. Герцен). 2. Все эти вещи могут быть (полезны – полезные – полезными) людям, но могут также быть, как это и бывает по большей части, совершенно (бесполезны – бесполезные – бесполезными) или даже (вредны – вредные – вредными) (Л. Толстой). 3. Страшный уход Блока был (свеж – свежий – свежим) в памяти (К. Федин). 4. Я ведь не дурной человек, а только (слаб – слабый, бесхарактерен – бесхарактерный) (А. Островский). 5. Золотой народ мой сибиряки! (Молчаливы – молчаливые, грубоваты – грубоватые) с виду, но (смекалисты – смекалистые) и очень (инициативны – инициативные) (В. Степанов). 6. О, сад мой! После темной ненастной и холодной зимы опять ты (молод – молодой, полон – полный) счастья (А. Чехов).22. От данных прилагательных образуйте краткие формы всех родов и обоих чисел. В трудных случаях обращайтесь к словарям.Таинственный, родственный, художественный, существенный, дружественный, величественный, могущественный, искусственный, жизненный, двусмысленный, бедственный, естественный, изысканный, торжественный, бедный, странный, кроткий, буйный, бурный, посредственный, безнравственный, невежественный, знатный, видный, влажный.23. Употребите прилагательные, заключенные в скобки, в краткой форме.1. Этот недостаток ему совершенно не (свойственный). 2. Наш коллектив довольно (многочисленный). 3. Второй вопрос (тождественный) первому. 4. Его внешний вид (безукоризненный). 5. Редактор (ответственный) за своевременный выпуск газеты. 6. Ответ молодого человека был (странный и двусмысленный). 7. Такой дождливый сентябрь (обычный) для здешних мест.24. Замените полные прилагательные краткими, распространяя предложения.Образец: Задача трудная – Задача трудна для слабого ученика.1. Костюм широкий. 2. Пальто слишком длинное. 3. Эта мебель высокая. 4. Перевод легкий. 5. Столики в комнате низкие. 6. Дорога здесь узкая. 7. Платье короткое. 8. Задача трудная.25. Укажите стилистическое своеобразие приведенных ниже словосочетаний. Выберите и обоснуйте свой выбор тех или иных вариантных форм. Установите, отличаются ли данные конструкции по значению или стилистически. Укажите (устно), какие из приведенных форм имен прилагательных находятся за пределами литературной речи. Замените их формами, принятыми в современном русском литературном языке.Данная работа серьезнее предыдущей. – Данная работа более серьезная, чем предыдущая. 2. Работа лучше предыдущей. – Работа более лучшая, чем предыдущая. 3. Самая интересная книга. – Интереснейшая книга. – Наиболее интересная книга. 4. Круглый шар. – Шар кругл. 5. Он хороший. – Он хорош. 6. Братская помощь. – Помощь брата. 7. Отцовская шапка. – Отцова шапка. – Шапка отца.26. Выберите одну из форм степени сравнения. Обоснуйте свой выбор.1. Ветер становится все (сильнее, более сильным). 2. Летние дни на юге (короче, более короткие), чем северные. 3. Этот опыт проводился при (самой высокой, высочайшей) температуре. 4. Эти упражнения можно рекомендовать для (самых опытных, опытнейших) спортсменов. 5. Хорек (самый злой, злейший) враг домашней птицы. 6. Разразилась (самая сильная, сильнейшая) гроза. 7. Одним из прекрасных и (самых вдохновенных, вдохновеннейших) произведений Скрябина является его Третья симфония.27. Замените сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Укажите смысловое и стилистическое различие между теми и другими словосочетаниями.Медвежья берлога, кошачья ловкость, звериный вой, горная вершина, папино пальто, лабораторное оборудование, дружеская встреча, старческая походка, кирпичная стена, крымское побережье, областной центр, библиотечная книга, багажный вагон, бесконечные поиски, солнечные лучи, минские улицы, рыбная ловля, южные фрукты, журавлиный крик, лебединая песня.28. Объясните причины нежелательности или невозможности замены согласованных определений несогласованными.1. Действительно, его обманул тонкий охотничий слух (А. Куприн). 2. Из тайги вышел на широких и коротких охотничьих лыжах геолог Хмара (В. Ажаев). 3. Из деревянных сеней слободской мазанки выглянула испуганная женщина. Он [Гаврик] уперся руками в колено и, неторопливо покачиваясь, повел степенный хозяйский разговор со старшим братом (В. Катаев). 4. Ее глаза были полны слез, и в ушах дрожали крошечные бирюзовые сережки (В. Катаев). 5. Весь измазанный в мазуте машинист быстро поставил масленку и схватил в медвежьи объятия молодого красноармейца (Н. Островский). 6. В окно, весело играя, заглядывал юный солнечный луч (М. Горький). 7. В середине парка возвышался полированный гранитный пьедестал (С. Антонов). 8. Прямое, как хлыст, асфальтовое шоссе белело вдоль праздничной нашей деревни и бежало дальше (С. Антонов).29. Употребите данные ниже сочетания в творительном падеже. Напишите цифры прописью. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.8 секунд, 80 метров, 800 строк, 50 станков, 500 машин, 60 тракторов, 600 самоле


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.