Реферат по предмету "Разное"


«Предприятие в условиях чистой монополии»

Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ» Кафедра экономической теории О.И. Мартынчук, И.И. Лямкин ПРЕДПРИЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ Учебное пособие для самостоятельного изучения раздела дисциплин «Экономическая теория», «Экономика»для студентов всех специальностей и форм обучения Кемерово 2008 УДК 330 ББК 65.01 М 29Утверждено на заседании Рекомендовано к печати кафедры «21» февраля 2008 г. учебно-методической комиссией протокол № 7 экономического факультета «26» февраля 2008 г., протокол № 4Рецензенты: к.э.н., доцент кафедры экономической теории КемИ (филиала) ГОУ ВПО «РГТЭУ»^ Л.Л. Харченко; к.э.н., доцент кафедры экономической теории ГОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет»Л.Г. ШутькоМартынчук, О.И. М 29 Предприятие в условиях чистой монополии [Текст]: учебное пособие / О.И. Мартынчук, И.И. Лямкин – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008. – 56 с.Учебное пособие по теме «Предприятие в условиях чистой монополии» содержит теоретический материал и контрольные задания (контрольные вопросы, тесты и задачи) и задания для самостоятельной работы (упражнения, тесты и задачи). Практические задачи представлены в двух блоках. Для лучшего усвоения материала, в первом блоке задачи даны с решениями и ответами. Во втором блоке подобные задачи даны для самостоятельного решения студентами, с последующим обсуждением их решения на практических занятиях. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих дисциплины «Экономическая теория» и «Экономика». СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………….…………………..41 Общая характеристика рынка чистой монополии..……………….….62 Спрос и доход в условиях простой монополии……………………....93 Поведение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периоде…………………………………………………………114 Поведение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде…………………………………….......................................165 Ценовая дискриминация………………………………………………206 Экономическая эффективность в условиях чистой монополии…....237 Рынки чистой монополии в России…..………………………..……..27Контрольные задания………………………………………….………...34Ответы на контрольные задания………………………………………..43Задания для самостоятельной работы………………………………….45Список литературы..………………………………………… ………….55ВВЕДЕНИЕУчебное пособие по теме «Предприятие в условиях чистой монополии» разработано в соответствии с государственными образовательными стандартами и рабочими программами дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика». Оно ориентировано на студентов дневной и заочной форм обучения всех специальностей. Изучение студентами темы «Предприятие в условиях чистой монополии» помогает понять механизм функционирования рыночной экономики на микроуровне и приобрести основы знаний для их последующего использования в процессе исследования поведения предприятий в условиях несовершенной конкуренции. В России значительная часть промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами. Поэтому исследование рынка чистой монополии имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Изучение проблем, связанных с деятельностью предприятий-монополистов, необходимо для поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом. Большой вклад в исследование рынка чистой монополии внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Фрэнсис Эджуорт, Альфред Маршалл, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс, Р.М. Нуреев, В.И. Видяпин, А.Г. Грязнова и другие ученые. Основная цель настоящего пособия – оказание помощи студентам при самостоятельном изучении темы. Поэтому освоение темы «Предприятие в условиях чистой монополии» является важным этапом в изучении экономической теории. В процессе изучения темы «Предприятие в условиях чистой монополии» необходимо решить следующие задачи: - освоить базовые экономические категории темы и закономерности развития рынка чистой монополии; - ознакомиться с технологией решения задач по теме; - расширить навыки самостоятельной работы. Изучение темы «Предприятие в условиях чистой монополии» поможет студентам получить необходимые знания в области теоретической экономики и даст возможность использовать полученные знания при дальнейшем изучении тем дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика». В результате изучения темы «Предприятие в условиях чистой монополии» студент должен:знать: понятийный аппарат темы, определяемый рабочей программой дисциплин «Экономическая теория» и «Экономика»; содержание базовых экономических категорий темы; основные закономерности поведения предприятий в условиях чистой монополии;уметь: использовать знания по теме при решении экономических задач; самостоятельно решать поставленные задачи в рамках темы «Предприятие в условиях чистой монополии»; использовать современные технологии сбора и обработки экономической информации с целью ее последующего использования в процессе подготовки к лекционным и семинарским занятиям, рефератов, курсовых, контрольных работ и пр.; уметь сопоставлять теоретические модели с реальными явлениями практики функционирования социально-экономических систем;приобрести навыки: использования базовых экономических категорий темы; аргументированного изложения материала по изучаемой теме; самостоятельной работы; моделирования и анализа проблемных ситуаций;владеть, иметь опыт: решения экономических задач, упражнений; работы с тестовыми заданиями; публичного выступления на семинарских занятиях.В настоящем пособии последовательно раскрываются основные положения темы «Предприятие в условиях чистой монополии», акцентируется внимание на наиболее важных вопросах, приводятся контрольные задания (контрольные вопросы, тесты, упражнения и задачи), которые необходимо выполнить для закрепления изученного материала; приводится список литературы для расширения и углубления знаний.^ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКАЧИСТОЙ МОНОПОЛИИК середине ХХ в. сформировались общие критерии и представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах. Это нашло свое отражение в постулировании четырех классических моделей рынка: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Рынок чистой монополии характеризуется следующими основными чертами:  Монополия (от греч. monos – один и poleo – продаю) – ситуация, когда на рынке присутствует один продавец, предлагающий свою продукцию. Чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Покупатель вынужден покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. При этом предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль. Поэтому то, что свойственно предприятию, характерно и для отрасли.2. Вступление на рынок чистой монополии заблокировано. Основными барьерами, препятствующими проникновению новых предприятий на рассматриваемый рынок, являются:^ А) Юридические барьеры – монопольные права, предоставляемые государством. Важнейшими видами юридических барьеров являются патенты, авторские права и лицензии. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и т.д. исключительные права на продажу и использование их изобретений и творений. Основная причина существования патентов и авторских прав – стимулирование предприятий и отдельных личностей к созданию новых продуктов. Хотя некоторые изобретения совершаются случайно, большинство из них являются результатом длительных усилий и затраченных на их создание средств. Если фирме или личности не удалось продать свою продукцию по достаточно высокой цене, чтобы возместить указанные издержки и получить прибыль, то у них нет никакого экономического стимула для дальнейшей деятельности в этой сфере. Защита от конкуренции, обеспечиваемая внедрением патентов и авторских прав, позволяет устанавливать цены, позволяющие возместить затраты и получить приемлемую прибыль. Лицензия – право на осуществление какой-либо деятельности. Если государство выдает лицензию на определенный вид деятельности только одному предприятию, то возникает монополия. Примером может служить монополия на экспорт вооружений.^ Б) Естественные барьеры. Они обусловлены: - собственностью на уникальные природные ресурсы. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Никто другой это месторождение использовать не сможет, так как закон защищает права собственника. - экономией на масштабах производства. В некоторых отраслях положительный эффект от роста масштабов производства исчерпывается при достаточно большом объеме производства, близком или превышающем величину спроса на данный продукт по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Поэтому самый дешевый способ удовлетворить отраслевой продукцией потребителя заключается в том, чтобы сконцентрировать производство данного изделия в руках одной единственной фирмы. ^ В) Экономические барьеры – барьеры, возводимые самими производителями в результате обладания уникальными способностями и знаниями. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на свой продукт. Юридические, естественные и экономические барьеры непреодолимы только в течение определенного периода, более или менее длительного. Юридические барьеры обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченный интервал времени, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента или лицензии препятствие для входа в отрасль исчезает. Естественные барьеры могут быть преодолены в результате появления новых технологий, открытия новых источников природных ресурсов. Любые барьеры могут быть разрушены в результате появления товаров-субститутов. Исходя из вида барьеров, существующих на рынке, монополии могут быть классифицированы как закрытые, естественные и открытые.Закрытая монополия возникает в результате имеющихся нормативно-законодательных актов, которые либо препятствуют проникновению других предприятий в отрасль, либо не допускают возможности использования чужой интеллектуальной собственности.Естественная монополия образуется в отраслях, где долгосрочные издержки достигают минимума только тогда, когда одно предприятие обслуживает весь рынок в целом. Примером естественной монополии может являться водоснабжение, телефонная связь, почта в пределах какого-либо отдельного региона. Следует особо отметить, что в подобных отраслях особенно ярко выражена экономия, обусловленная ростом масштаба производства, и в то же время конкуренция неосуществима.Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. При этом предприятие не защищено от проникновения конкурентов на рынок.3. Предприятие-монополист осуществляет полный контроль над ценой. Оно может изменять цены путем манипуляции количеством его предложения. В зависимости от типа ценообразования выделяют простую и дискриминирующую монополию. Монополия, реализующая всю свою продукцию по единой цене, называется простой. Монополия, реализующая свою продукцию по разным ценам, называется дискриминирующей (см. главу 5).4. Монополист обладает достаточной информацией для построения кривой спроса на свою продукцию. Монополист не имеет собственной кривой предложения, поэтому для того, чтобы знать, сколько производить продукции, он должен ориентироваться на спрос населения (см. главу 3). ^ 2 СПРОС И ДОХОД В УСЛОВИЯХ ПРОСТОЙ МОНОПОЛИИКривая спроса на продукцию предприятия в условиях чистой монополии есть отраслевая кривая спроса. Она имеет, согласно закону спроса, нисходящий характер. Нисходящий характер кривой означает, что увеличение продаж монополистом может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию. Спрос на продукцию предприятия определяет его доход: средний, предельный, совокупный. Средний доход (AR) – доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Предельный доход (MR) – величина изменения общего дохода при уменьшении (увеличении) объема производства на единицу. Общий доход (TR) представляет собой произведение количества проданной продукции (Q) и ее цены (P). Кривая спроса совпадает с кривой среднего дохода (см. рис.1). Действительно, так как все единицы продукции в условиях монополистической конкуренции продаются по одной цене, то средний доход равен цене продукции: AR=TR/Q=(PхQ)/Q=P (1)Нисходящий характер кривой спроса означает, что увеличение объема продаж может быть достигнуто только при снижении цены на продукцию. При этом предельный доход предприятия меньше среднего дохода. Это связано с тем, что снижение цены будет относиться не только к предельной единице, но и ко всем остальным. Например, пусть при выпуске 2-х единиц цена каждой единицы продукции составляет 10 руб., при выпуске 3-х – 8 руб. Тогда, общий доход от продажи двух единиц продукции составит 20 рублей, а от реализации трех единиц продукции – 24 рубля. Отсюда, предельной доход от продажи третьей единицы будет равен 4 рубля (MR3=TR3- TR2=24-20=4), что меньше среднего дохода трех единиц продукта, 8 рублей. Таким образом, кривая предельного дохода располагается ниже кривой спроса. По определению предельный доход отражает величину изменения общего дохода. Поэтому, если предельный доход – величина положительная, общий доход повышается, если предельный доход отрицателен, то общий доход уменьшается. В связи с этим, там, где кривая предельного дохода расположена выше горизонтальной оси, то есть предельный доход положительный, общий доход растет, где ниже общий доход уменьшается. Следовательно, при объеме выпуска продукции (Q1), соответствующего точке пересечения кривой предельного дохода с горизонтальной осью координат, общий доход максимальный. На рисунке 1 и рисунке 2 представлены кривые предельного, среднего и общего дохода.P,R D=AR MR Q1 Q Рисунок 1– Динамика предельного и среднего доходовTR max TR Q1 QРисунок 2 – Динамика общего доходаНа рисунке 1 предельный доход с ростом объемов продаж уменьшается. Если объем производства меньше Q1, то предельный доход положительный, если больше Q1, то предельный доход отрицательный. При объеме продаж Q1 предельный доход равен 0. Кривая спроса D, которая одновременно является кривой среднего дохода, располагается выше кривой предельного дохода. При объеме производства Q1 предельный доход равен 0, а общий доход максимален. Рассмотренные выше кривые спроса и доходов адекватно отражают ситуацию на рынке как краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Можно отметить только, что в долгосрочном периоде кривая спроса более эластична, так как потребители имеют большую возможность для корректировки своего поведения.^ 3 ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕВ краткосрочном периоде предприятия располагают фиксированными производственными мощностями. Задача предприятия – выбор оптимального объема производства путем применения различного количества переменных ресурсов и оптимальной цены, исходя из динамики спроса на продукцию. Существует два подхода к определению оптимального сочетания «цена – объем производства»: «общий доход – общие издержки»; «предельный доход – предельные издержки».^ Подход «общий доход – общие издержки». Согласно этому подходу необходимо сопоставить общие издержки и общий доход при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна, является оптимальным. При данном подходе возможны 3 варианта поведения предприятий при выборе оптимального объема производства: 1) максимизация прибыли; 2) минимизация убытков; 3) закрытие предприятия.^ Предприятие максимизирует прибыль, если существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих издержек (TC) и возможно получение прибыли. Этот вариант поведения предприятия представлен на рисунке 3. Максимальная прибыль – наибольшая разница между общим доходом и общими издержками. На рисунке 3 максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми общего дохода и общих издержек) – отрезок АВ, при этом оптимальный объем производства – Q1.R,C TC ТR А TR ТС В Q1 Q Рисунок 3 – Вариант максимизации прибыли предприятием^ Предприятие минимизирует убытки, если одновременно выполняются следующие два условия: 1) для любых сочетаний объема производства и цены общий доход меньше общих издержек; 2) существуют такие сочетания объема производства и цены, при которых общий доход (TR) больше общих переменных издержек (TVC). В этом случае предприятие несет убытки при любом объеме производства, и оно выбирает такое сочетание объема производства и цены, при котором убытки минимальны. R,C TC TVCTC АTR В TVC ТR Q Q1 Рисунок 4 – Вариант минимизации убытков предприятиемНа рисунке 4 минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – Q1.^ Предприятие закрывается, то есть прекращает производство, когда при любых сочетаниях объема производства и цены общий доход меньше общих переменных издержек. В этом случае при осуществлении производства убытки предприятия будут равны сумме постоянных и части переменных издержек. Если же предприятие прекращает производство, то его убытки равны только величине постоянных издержек. Поэтому оптимальное поведение для предприятия – прекращение производства. Случай закрытия предприятия представлен на рисунке 5. R,C TC TVC А TR В 0 Q Рисунок 5 – Вариант закрытия предприятияНа рисунке 5 минимальные убытки (наименьшая разница по вертикали между кривыми общих издержек и общего дохода) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – 0. Если предприятие будет производить больше продукции, то его убытки будут только возрастать.^ Подход «предельный доход – предельные издержки». В соответствии с этим подходом оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором предельный доход (MR) равен предельным издержкам (MC). При этом подходе также рассматриваются три варианта поведения предприятия: 1) максимизация прибыли; 2) минимизация убытков; 3) закрытие предприятия.^ Максимизация прибыли возможна в том случае, когда существуют такие сочетания объемов производства и цены, при которых цена продукта (Р) больше средних общих издержек (ATC). Этот вариант представлен на рисунке 6.P,R,C MC ATC P0 X C0 У D 0 Q0 MR QРисунок 6 – Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход – предельные издержки»На рисунке 6 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции – отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль – площадь прямоугольника – С0Р0ХУ.^ Минимизация убытков осуществляется тогда, когда, во-первых, при любом сочетании объемов производства и цены средние общие издержки (ATC) превышают цену (Р), и, во-вторых, существуют такие сочетания цены и объема производства, при которых цена продукта (Р) больше средних переменных издержек (AVC). На рисунке 7 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0, средние переменные издержки – С1. При этом минимальные убытки на единицу продукции – отрезок С0 Р0, минимальные общие убытки – площадь прямоугольника – С0Р0УХ.P,R,C MC ATC С0 X P0 У AVC C1 - - - - - - - D Q0 MR Q Рисунок 7 – Вариант минимизации убытков предприятием при подходе «предельный доход – предельные издержки»^ Предприятие закрывается, когда при любом сочетании объемов производства и цены, цена меньше средних переменных издержек. В этом случае минимально возможные убытки – величина постоянных издержек при прекращении производства.Учитывая вышеизложенные варианты поведения, построим кривую предложения предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии, в краткосрочном периоде. Все необходимые для этого кривые показаны на рисунке 8.P,R,C S MC ATC P0 X C0 У AVC D Q0 MR QРисунок 8 – Предложение предприятия в условиях чистой монополии в краткосрочном периодеРассмотрим рисунок 8. Объем производства, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) является оптимальным объемом производства (Q0). Равновесная цена при этом равна высоте кривой спроса для данного объема выпуска продукции (P0). Таким образом, точка Х отражает оптимальный объем производства при цене P0, или, другими словами, величину предложения товара Q0 при цене P0. Изменяя спрос, а, следовательно, и предельный доход, при неизменных кривых издержек получим другие точки, отражающие величины предложения при различных ценах на товар. Соединив эти точки, получим краткосрочную кривую предложения S. Кривая предложения S восходящая, что отражает необходимость роста цен при увеличении объемов производства. При этом она расположена выше кривой средних переменных издержек (AVC), так как, если цена товара окажется ниже средних переменных издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0.^ 4 ПОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕДолгосрочный период – это интервал времени, достаточный для изменения (уменьшения или увеличения) предприятием всех занятых факторов производства, а, следовательно, и производственной мощности. В долгосрочном периоде отсутствуют постоянные издержки, и предприятие в любой момент может прекратить производство, не неся при этом убытки. Поэтому такой вариант поведения, как «минимизация убытков», предприятиями в этом периоде не используется. Если монополист не в состоянии компенсировать свои долгосрочные издержки, то он уйдет с рынка. В противном случае его поведение в долгосрочном периоде зависит от наличия барьеров, препятствующих вступлению на рынок других предприятий. При этом монополист, планируя свою деятельность, осуществляет выбор из следующих вариантов поведения: 1) максимизация прибыли; 2) лимитирующее ценообразование; 3) поиск ренты. Монополист максимизирует прибыль в том случае, когда и в долгосрочном периоде барьеры для вступления в отрасль других предприятий остаются непреодолимыми и отсутствует угроза появления конкурентов. Поведение монополиста в этом случае аналогично максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Возможны два подхода к определению поведения предприятия: 1) «долгосрочный общий доход – долгосрочные общие издержки»; 2) «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки». Согласно первому подходу необходимо сопоставить долгосрочные общие издержки (LTC) и долгосрочный общий доход (LTR) при различном сочетании объема производства и цены. То сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором разница между долгосрочным общим доходом и долгосрочными общими издержками максимальна, является оптимальным.На рисунке 9, показанном ниже, максимальная прибыль (наибольшая разница по вертикали между кривыми общего дохода и общих издержек) – отрезок АВ, оптимальный объем производства – Q1.LTC R,C А LTR В Q1 Q Рисунок 9 – Вариант максимизации прибыли при подходе «LTR – LTC»В соответствии с подходом «долгосрочный предельный доход – долгосрочные предельные издержки», оптимальным для предприятия будет такое сочетание объема выпуска продукции и цены, при котором долгосрочный предельный доход (LMR) равен долгосрочным предельным издержкам (LMC).P,R,C LMC LATC P0 X C0 У D Q0 LMR QРисунок 10 – Вариант максимизации прибыли предприятием при подходе «предельный доход – предельные издержки»На рисунке 10 оптимальная цена – Р0, оптимальный объем производства – Q0, долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства – С0. При этом максимальная прибыль на единицу продукции – отрезок Р0С0, максимальная общая прибыль – площадь прямоугольника – С0Р0ХУ. Как видно из рисунка 10 долгосрочные средние общие издержки при оптимальном объеме производства выше минимально возможных (соответствующих точке пересечения LMC и LATC). У монополиста из-за отсутствия конкуренции нет стимула для снижения издержек производства. Поэтому в долгосрочном периоде средние издержки не обязательно минимальные. Ситуация, когда в долгосрочном периоде производство осуществляется со средними общими издержками, превышающими минимально возможные, получила название Х-неэффективность. Причиной возникновения Х-неэффективности является внутренняя неэффективность, которая возникает в случае уклонения от предпринимательского риска; принятия на работу неквалифицированных и некомпетентных друзей или знакомых; плохого стимулирования работников. Причиной высоких издержек монополиста так же являются высокие расходы, связанные с сохранением монопольного положения на рынке.Используя суждения, аналогичные тем, что были даны в предыдущей главе, построим кривую предложения предприятия, функционирующего в условиях чистой монополии в долгосрочном периоде. Основное отличие долгосрочной кривой предложения от краткосрочной в том, что она расположена выше кривой долгосрочных средних общих издержек, так как, если цена товара окажется ниже долгосрочных средних общих издержек, то предприятие вынуждено будет закрыться и объем производства, а, следовательно, и величина предложения станут равны 0 (см. рисунок 11).P,R,C LS LATC P0 X LMC C0 У D Q0 LMR QРисунок 11 – Предложение предприятия в условиях чистой монополии в долгосрочном периодеВ случае возможного появления на рынке конкурентов монополист, скорее всего, будет использовать стратегию лимитирующего ценообразования. Лимитирующее ценообразование предполагает, что монополист устанавливает цену на свою продукцию ниже той, которая обеспечивает ему максимальную прибыль. Такая стратегия ограничивает прибыль на рынке с целью затруднения входа в отрасль возможных конкурентов. При наличии или возможности установления юридических барьеров монополист может реализовать вариант поведения, получивший название «поиск ренты». Такой вариант поведения монополиста направлен на сохранение или принятие нормативных актов, препятствующих проникновению других предприятий в отрасль, путем лоббирования, то есть воздействия на процесс принятия решений органами власти.^ 5 ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯЦеновая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям или группам потребителей по разным ценам, причем различие в ценах не обусловлены различиями в издержках производства. Слово «дискриминация» здесь означает не ущемление чьих- либо прав, а «разделение». Осуществляя ценовую дискриминацию, монополист увеличивает свою общую экономическую прибыль за счет дифференцированного подхода к покупателям с целью сохранения рынка сбыта. При этом доля предполагаемой прибыли перераспределяется от части покупателей с неэластичным спросом в пользу части покупателей с эластичным спросом, для которой устанавливается более низкая цена. В ряде случаев можно классифицировать потребителей по доходам, возрасту, характеру работы, устанавливать скидки и т.д. Для проведения ценовой дискриминации необходимо выполнение следующих условий: продавец должен являться монополистом; продавец должен уметь, а также иметь возможность сегментировать рынок (выделять группы покупателей с различной степенью ценовой эластичности); потребитель не должен перепродавать товар. Проводя ценовую дискриминацию, фирма устанавливает цену выше средних общих издержек (Р>АТС). Смысл проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль. В зависимости от того, в какой степени это ему удается, ценовая дискриминация подразделяется на три вида: дискриминация первой, второй и третей степени. Рассмотрим подробно каждый из этих видов. При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию (см. рисунок 12).Рисунок 12 – Совершенная ценовая дискриминация Допустим, что предельные издержки являются неизменной величиной. На рисунке 12 показано, что при проведении ценовой дискриминации первой степени монополист продает первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене Р1, тоже самое касается и второй (продается Q2 по цене Р2), и последующих единиц товара. Другими словами, из каждого покупателя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить. Тогда кривая предельного дохода (MR) совпадет с кривой спроса (D), а объем продаж максимизирующий прибыль, соответствует точке Q3, так как именно в точке Е кривая предельных из^ 7 РЫНКИ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ В РОССИИ Формирование рынков чистой монополии в России относится к советскому периоду. Их становление обусловлено следующими причинами: 1) существованием объективной тенденции к концентрации, централизации и специализации производства; 2) объективными потребностями в централизации производства в связи с ограниченностью ресурсов в годы гражданской и двух мировых войн, а также спецификой внешних политических условий; 3) промонополистическим характером теоретической модели социализма; 4) тотальным огосударствлением экономики; 5) материально-финансовой несбалансированностью народного хозяйства. При этом наиболее существенными причинами становления рынков чистой монополии стали тотальное огосударствление экономики и принятая модель развития социализма. Государство, сконцентрировавшее в своих руках подавляющую часть материальных и финансовых ресурсов, определявшее направления развития народного хозяйства, само выступало как главный монополист. К тому же, основная цель государственной экономической политики состояла в создании, на базе крупных предприятий, преимущественно административными методами, рационального планового хозяйства, в котором исключалась конкуренция предприятий. В результате, превращение предприятий и особенно трестов, синдикатов, ведомств и министерств в могущественные монополии практически во всех сферах деятельности явилось результатом проводившейся экономической политики. Таким образом, если классическая монополия появилась «снизу», из массы товаропроизводителей, то монополия социалистического типа утверждалась «сверху», формировалась решениями государственных органов. Ориентация государства на построение рационального планового хозяйства проявлялась, прежде всего, в ускорении процессов концентрации, централизации и специализации, укрепляя тем самым монополистические структуры. Управленческие структуры, министерства, ведомства, осуществляя оперативное руководство и контроль за процессом производства на предприятиях, стремились к рационализации функционирования народного хозяйства, устранению дублирования, к максимальному сокращению управляемых объектов, что искажало существующую объективную тенденцию к специализации и концентрации производства и порождало чрезмерно узкую специализацию предприятий по схеме «один продукт – один производитель». Единый в принципе рынок определенной продукции разделяется на множество монопольных мини-рынков различных видов и подвидов этой продукции. Эти мини-рынки занимают на основе государственной привилегии на исключительное право производства или сбыта отдельные предприятия. В результате, к началу 1991 года 1800 наименований различных видов продукции выпускались только на одном предприятии в стране, более 1100 предприятий являлись абсолютными монополистами в производстве своей продукции.1 Становление рыночной экономики в России привело к постепенному сокращению количества предприятий-монополистов. Однако, и в настоящее время их количество достаточно велико. Так, абсолютными монополистами остаются Коломенский завод пассажирских магистральных тепловозов, Новочеркасский электровозостроительный завод, Демиховский машиностроительный завод, выпускающий пригородные электропоезда. Крупнейшими естественными монополиями являются РАО «ЕЭС России», РАО «РЖД», РАО «Газпром», ОАО «Транснефть». В Кемеровской области Новокузнецкий металлургический комбинат является единственным в стране производителем трамвайных рельсов и рельсов для метрополитенов, ОАО «Анжеромаш» – абсолютный монополист в производстве шахтных скребковых конвейеров. Ограничение монопольных тенденций в деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется на основе антимонопольного законодательства и связано со следующими основными объектами регулирования: а) предприятия-монополисты; б) объединения предприятий; в) соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. При этом, если к соглашениям субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию (сговор о ценах, раздел рынка в виде распределения объемов производства, рынков сбыта и источников снабжения между хозяйствующими субъектами, навязывание партнерам дополнительных условий, которые не связаны с предметом контрактов, коллективный отказ группы хозяйствующих субъектов вести дело с одним из контрактантов), всегда относились как к противозаконным, то к остальным объектам антимонопольного регулирования как в теории, так и на практике существуют неоднозначные подходы. Так по отношению к предприятиям-монополистам суще


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Себестоимость продукции и пути ее снижения
Реферат Тема "маленького человека" в русской литературе 18-19 века
Реферат Себестоимость промышленной продукции
Реферат Сестринська справа як наука
Реферат Світовий ринок нафти
Реферат Сировинна база хімічної промисловості україни її регіональні особливості
Реферат Себестоимость продукции 3
Реферат Смешанная и переходная экономика общие черты и различия
Реферат Система качества авиаремонтного производства
Реферат Семейный бюджет черта бедности
Реферат Система национальных счетов основные понятия содержание и виды
Реферат Система управления и контроль качества продукции на ОАО Гродненский мясокомбинат
Реферат Система внебюджетных фондов назначение источники и механизм действия
Реферат Система показателей и методика финансового анализа
Реферат Система тестов по оценке финансовой устойчивости