Активные и интерактивные методы обучениякак способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихсяКуршева Елена Анатольевна, заместитель директора по УРВ Концепции модернизации российского образования сформулированы социальные требования к системе российского образования. В частности говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, мобильные, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Происходящие в нашем обществе изменения создали реальные предпосылки для обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении в практику работы школы элементов нового содержания, новых образовательных технологий. Сегодня многие методические новации и инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, поскольку именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. В последние десятилетия ХХ в. американские коллеги проводили многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработали детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных средств в массовой школе. Вместе с тем следует отметить, что часто преподаватели считают, что для внедрения интерактивного обучения в образовательный процесс просто необходимо наличие компьютера, проектора в учебном кабинете, а лучше всего Smart – доски. Более того, среди учителей математики нередко бытует мнение о том, что единственным условием внедрения интерактивного обучения в образовательную практику является непосредственное использование компьютерных средств обучения. Таким образом, понимание того, что именно стоит за термином «интерактивное обучение», не стало пока достоянием широкой педагогической практики. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой – роль обучающегося в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода: 1) Пассивный метод 2) Активный метод 3) Интерактивный. Более подробно остановимся на последних двух.^ Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей. Активные методы обучения позволяют развивать мышление обучаемых; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.^ Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучаемых, которые обладают следующими основными признаками: вынужденная активность обучения; самостоятельной выработкой решений обучаемым; высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс; преимущественной направленностью на развитие или приобретения математических умений и навыков; постоянной обработкой связью учащихся и учителя, и контролем за самостоятельной работой обучения. ^ Методы активного обучения обеспечивают и направленную активизацию психических процессов учащихся, т.е. стимулируют мышление при использовании конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. ^ Для организации на занятиях активно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения. Подбор этих методов можно осуществить по алгоритму, включающему в себя: анализ содержания учебного материала, определение целей урока. Цепь неудач может отвратить от математики и способных детей, с другой стороны, обучение должно идти близко к потолку возможностей ученика: ощущение успеха создаётся пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо тщательно подбирать индивидуальные задания, карточки, учитывающие индивидуальные способности учащихся. Дифференцированное обучение способствует развитию интересов и способностей детей. Опыт показывает, что есть множество факторов, формирующих интерес к математике: это возбуждающие любопытство задачи, влияние учителя, родителей, честолюбие и т.д. Наиболее надёжный способ повысить вероятность пробуждения интереса - обеспечить проявление всех этих факторов. Значительное влияние на развитие математических способностей оказывают коллективные обсуждения и работа. Ввиду этого в своей работе мы применяем всевозможные командные соревнования такие как: урок -взаимообучения учащихся, урок - КВН и другие. ^ Приведу пример урока – взаимообучения учащихся в форме игры «Математический банкир». Класс делится на команды (лучше по два человека), каждая из которых представляет банк (президент банка и его заместитель). На столе разложены карточки с заданиями в перевернутом виде, каждая карточка имеет стоимость от 50 до 300 условных единиц в зависимости от сложности задачи. Это возможные вклады, инвестиции и т.д. Стартовый капитал каждого банка – 500 условных единиц Выбрав карточку с заданием и решив задачу, банк пополняет свой капитал на указанную сумму, если задача решена верно и терпит убытки на указанную сумму, если решение не верное. Ирга идет в течении урока или двух. В конце подводятся итоги – по капиталам банка. Эту игру можно использовать при отработке навыков решения заданий по какой-либо теме. Дает возможность ребятам работать в своем темпе и выбирать свой уровень сложности заданий по данной теме. В качестве еще одного примера – игра ^ Математический брейн-ринг (ее можно использовать и на уроке и на занятиях математического кружка ). Основная ее цель – создать для школьника ситуацию, когда ему надо правильно и быстро решить задачу. К началу игры ведущий должен иметь некоторый список задач, к которым указаны ответы. Школьники разбиваются на команды. Каждой команде выдается листок, на котором она будет записывать ответы. Далее разыгрываются задачи. Разбор каждой происходит так: 1. Ведущий выдает (или просто читает) условие задачи командам, после чего они приступают к решению. 2. Сразу объявляется цена задачи по системе «баллы за ответ» + «баллы за решение». 3. Как только команда нашла ответ задачи, она его записывает на листочке и сдает ведущему. 4. Ведущий собирает ответы, учитывая порядок их поступления. 5. Решение задачи прекращается, когда собраны ответы от большей части команд. 6. Команды, которые дали верные ответы, получают «баллы за ответ». Команда, первой ответившая правильно, получает право рассказать решение. Решение оценивается по принципу «есть или нет»: команда получает либо все «баллы за решение», либо ничего. Общее количество использованных задач зависит от затраченного времени и заранее не объявляется. Когда розыгрыш задач закончен, подводится итог. Победителем признается команда, набравшая наибольшее число баллов. Такая игра заставляет школьников работать в очень высоком темпе. Так, с шестиклассниками за 2 часа можно разобрать около 15–20 задач. Брейн-ринг можно проводить по определенной теме. При этом самые первые задачи темы ученики решают сами, своими методами. Ведущий может показать другое решение, более удобное. Затем такая же ситуация повторяется на второй, третьей задаче. При повышении сложности заданий участникам ничего не остается, как воспользоваться новым методом. Это очень мобильная игра. Так, в старших классах, где задачи требуют не только идеи, но и работы руками, можно давать сразу несколько задач. При этом ответы сдаются отдельно по каждой задаче. Как только все команды дали ответы, эта задача разбирается. Задачи можно добавлять в процессе игры.^ Таким образом, активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только учитель, но активны и ученики. Одной из эффективных форм как урочной, так и внеурочной деятельности, для активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету является математическая регата. (или фильм) Описание различных способов решения задач - важнейшее средство развития творческого мышления у учащихся. Есть замечательные задачи, с помощью которых можно прекрасно продемонстрировать различные математические методы и приёмы. Урок - бенефис одной задачи служит формированию у ребят интереса к процессу решения, а не только к отысканию правильного ответа, развитию математического мышления. Такие упражнения развивают математическую речь учащихся. В последнее время забыта такая форма групповой познавательной деятельности как общественный смотр знаний. Хотя эта форма занимает основное место. Так в рамках подготовки к устному экзамену по геометрии в 7 классе, проводим смотр знаний по одной из тем таких, как «Параллельность прямых». Каждая группа была разбита на три команды по 5 человек. Заранее был составлен перечень вопросов (определений и теорем), которые учащиеся должны повторить в группах во внеурочное время. На последнем уроке перед смотром был проведен диктант по основным понятиям и решение простых задач, требующие для выполнения немного времени, итоги которого учитываются при подведении итогов. При этом каждый ученик: Увидел образец ответа у доски (План ответа, его полноту, логичность, обоснованность); Оценил свои знания и умения со знаниями и умениями своих одноклассников и учащихся параллельного класса; Был активным участником (так как план смотра предусматривает участие каждого игрока команды). В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным. Поэтому при формировании познавательного интереса школьников используются такие эффективные педагогические средства, как внеклассные мероприятия по предмету. В своей работе мы стараемся использовать наиболее распространенные формы внеклассной работы: факультативы, кружки, недели математики, научно-исследовательская работу, олимпиады, турниры.^ Математические игры имеют познавательное значение, поэтому в них на первый план выдвигается задача, для решения которой в мыслительной деятельности должны использоваться сравнения, анализ и синтез, суждения и умозаключения. В этом году мы проводили городской конкурс по решению головоломок среди учащихся 5 – 8 классов. ^ Основные задачи Конкурса по решению головоломок – повышение интереса учащихся к предмету; развитие логического мышления; приобретение школьниками опыта участия в соревнованиях.Участники Конкурса – команды численностью 4 человека. Всем командам-участникам Конкурса выдается одинаковый набор различных заданий, на решение которых дается 30-40 мин. За правильное решение задания (ответ) начисляется его стоимость в баллах, за неправильное решение (ответ) – снимается половина стоимости задания в баллах. ^ Приведу примеры игр, которые можно использовать на любом предмете изменив его содержание. «Морской бой» излюбленная игра младших и старших школьников. Игровое поле – квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Координаты цели определяются именем столбца и строки. В эту игру играют три команды. Одно поле на все команды. Все клетки кораблей закрашены. Клетки, касающиеся бортов корабля, обозначены буквой, соответствующей теме вопроса. Участникам необходимо овладеть всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает указанный квадратик. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то этой команде сразу же начисляется 1 очко и дается право следующего хода. Если под ним окажется буква, то это значит, что рядом находится борт корабля. Команде задается соответствующий вопрос на обдумывание которого дается 30 сек. Если команда ответила не верно, то ответ может дать другая команда, кто быстрее, цена верного ответа – 2 очка, третьей попытки нет. Если никто не смог дать верного ответа, то ход переходит следующей команде. Если поле чистое – переход хода. Побеждает команда, набравшая наибольшее число очков, остальным присуждается звание «участника».^ Другой пример – это всем известная Своя игра. В игре участвуют пять команд, которые с экрана выбирают тему вопроса и его стоимость. В игре встречаются подраунды:«Кот в мешке». «Своя игра«Суперигра». Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество.Традиционно в нашей школе проходит праздник посвящения в юные математики в 5 классе. Основной целью которого является повышение интереса к математике, поэтому в его проведении активное участие принимают сами учащиеся. Учитывая тягу детей к яркому, таинственному и загадочному каждый математический праздник сопровождается презентацией. Математический КВН имеет традиционные туры: I тур – Исторический II тур – Конкурс капитанов III тур – Логические цепочки IV тур – Текстовые задачи. Но особенно наши дети любят математические вечера в виде Открытого занятия математического кружка: Например, для учащихся 6 классов по теме «Число. Системы счисления» Для учащихся 7 классов, «Математическая гостиная», героями которого являются юные гимназисты Исаак Ньютон, Николай Лобачевский, Софья Ковалевская, Рэне Декарт, Михаил Ломоносов. Все они успели открыть для себя красоту математики, начали пробовать свои силы в самостоятельных работах и докладах.Самым масштабным ежегодным мероприятием по математике в нашей школе является предметная неделя. При проведении «Недели математики» идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы за год. «Недели математики» проводится в начале IV четверти. Мероприятия стараемся менять, но по традиции – это занимательные уроки и внеклассные мероприятия и игры по параллелям. Заканчивается неделя турниром математических боев среди учащихся 5 – 10 классов с учащимися физико-математического лицея № 39. (В этом учебном году планируется XIV турнир в городе Озерске.) Внеурочная работа по математике предоставляет школьникам дополнительные возможности для развития способностей, прививает интерес к математике. Главное назначение внеклассной работы – не только расширение и углубление теоретического материала, изученного на уроках, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению – нестандартных задач, воспитанию у учеников определенной культуры работы над задачей и развития интеллектуального потенциала каждого ученика.^ Интерактивный метод – форма взаимодействия, ориентированная на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Отсюда следует, что главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения происходит в совместной деятельности, а все виды групповой формы могут быть отнесены к формам интерактивного обучения. Сюда же можно отнести и коллективный способ обучения, под которым понимается такая форма организации учебной деятельности, когда один учит всех, а все учат каждого. ^ Главные задачи интерактивных средств обучения: обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала ; исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников; способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся. ^ В одной китайская притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения. К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний: «Мозговой штурм»; Мини-лекция; Работа в группах; Ролевая игра; Разработка проекта; Решение ситуационных задач; Инсценировка; Проигрывание ситуаций; Выступление в роли обучающего; Обсуждение сюжетных рисунков и др.Основой реализации интерактивных подходов к содержанию обучения является разработка и использование интерактивных заданий и упражнений, которые будут выполняться учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Именно поэтому каждое интерактивное задание – это творческое учебное задание, которое требует от учащихся не простого воспроизводства информации, а содержит бо/льший или меньший элемент неизвестности и имеет, как правило, несколько подходов. Приведу пример заданий по теме «Тригонометрические уравнения». На первых уроках по решению тригонометрических уравнений в учебниках даются задания на отработку формул корней уравнения. Мы добавляем вопросы к этим уравнениям:Выбрать корни, принадлежащие промежутку;Выбрать корни, удовлетворяющие условию.И учащиеся должны использовать ранее изученный материал по свойствам тригонометрических функций.Творческие задания активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьников.Составление математических задач. Составление математических кроссвордов. Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Математические сочинения. Доклады и рефераты. Рисунки или аппликации к отдельным темам курса математики. Особенно ребятам нравится выполнять творческие задания, которые помогают им активно участвовать в разработке элементов урока:оформляя и защищая решения нестандартных задач, представляют исторический материал;приводят различные приемы доказательства теорем, разнообразные способы решения заданий;создают проекты по материалам повторения: «Уравнения и неравенства с модулем», «Графический способ решения текстовых задач», «Применение производной при решении задач».Интерактивную работу можно применять и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, а также делать её вместо опроса или обобщения. Групповая работа – как форма интерактивного обучения представляет много возможностей для индивидуализации, особенно, если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем тогда для каждой группы подбираются специальные задания. В малой группе учащийся находится в более благоприятных условиях, чем при фронтальной работе. Отдельного внимания требует организация работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, приобщение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы, одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы. Каждая группа получает задания и чёткие инструкции по его выполнению. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. Учителем комментируется работа групп с точки зрения учебных задач. В конце каждого занятия ученики высказывают свое мнение о предложенной форме работы.^ Один из видов групповой работы – игра математический бой - это соревнование двух команд в решении математических задач. Он состоит из двух частей. Сначала команды получают условия задач и определенное время на их решение. По истечении этого времени начинается собственно бой, когда команды в соответствии с правилами рассказывают друг другу решения задач. Если одна команда рассказывает решение, то другая оппонирует его, т.е. ищет в нем недостатки. После окончания доклада оппонент имеет право задавать вопросы докладчику. По итогам доклада и ответов на вопросы оппонент имеет право дать свою оценку докладу. Учащиеся с удовольствием работают в группах любят советоваться, обмениваться мнениями. Они не только находят пути решения интересных задач, но и развивают математическую речь, приобретают навык составления научного доклада, умение выслушать и понять решение докладчика, задавать чёткие вопросы по существу, работать командой, выбирать определенную тактику игры. У детей просыпается вкус к хорошей работе. Хочу предложить вашему вниманию фрагмент математического боя , учащимися 6 класса.^ Интерактивные методы ни в коем случае не заменяют лекционные формы проведения занятий, но способствуют лучшему усвоению лекционного материала и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. Предлагаю вашему вниманию фрагмент математического вечера Криминальная геометрия или дело принципа. Вы станете активными слушателями математического кружка. По окончании работы которого Вам необходимо назвать принципы решения многих задач и не только геометрических. Итак, заседание математического клуба «Криминальная геометрия или Дело принципа» происходит на Свердлова, 8 МОУ СОШ № 125. Я надеюсь вы были внимательными и без труда сможете назвать эти принципы:^ Принцип обратного хода - решение с конца Принцип упрощения - сначала нужно перебрать самые простые и естественные пути решения задачи. ^ Принцип аналогии - аналогичные рассуждения.Принцип динамики - изменение по ходу решения задачи ее данных.Принцип полноты решения - надо использовать все данные задачи и все время помнить о том, что они должны быть как-то использованы.^ В чем же заключаются положительные моменты использования интерактивных методов обучения? При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.