Введение 3 ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Мировая глобализация экономических процессов, появление большого количества транснациональных компаний и финансово-промышленных групп, не могла не оказать влияние на экономику России. Во многом именно эти процессы способствовали становлению и развитию логистики в нашей стране.В современном мире, где преобладают рыночные отношения, важным для каждой организации является конкурентоспособность, возможность производить и реализовывать свою продукцию по высоким требованиям, предъявляемым к качеству, цене и сервисному обслуживанию.Прикладной характер логистики позволяет решать конкретные задачи, связанные с закупками, производством, дистрибьюцией, послепродажным обслуживанием продукции.Основные логистические модели и методы, существующие в настоящее время, разработанные и усовершенствованные как зарубежными, так и российскими учеными, имеют определенную тенденцию изменения направленности решения поставленных задач. Так, активное внесение финансовой составляющей в методологическую базу логистики позволяет определить минимальные издержки при наличии многих ограничений, осуществлять планирование логистических потоков с учетом фактора инфляции и временной стоимости денежных средств, и использовать эти свойства финансов при расчете основных показателей логистической системы.В свою очередь, финансовые средства, взаимодействуя с материальными потоками, управление которыми осуществляется на основе применения определенных моделей и методов, выбранных предприятием в качестве основных в силу условий, сложившихся на рынке, специфики деятельности, возможности регулирования процессами с оптимальной во всех отношениях позиции, также являются управляемым звеном и должны подчиняться общим законам логистической системы.4Именно такая координация, характеризуемая интегральными принципами работы по всем направлениям логистической деятельности, позволяет добиться синергетического эффекта и повысить эффективность работы системы.Изучением логистических потоков и возможностей их эффективного управления в разное время занимались такие ученые, как Акбердин Р.З., Альбеков А.У., Аникин Б.А., Бауэрсокс Д.Д., Бутрин А.Г., Гаджинский A.M., Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Королева Е.А., Костоглодов Д.Д., Лукинский B.C., Миротин Л.Б., Неруш Ю.М., Парфенов А.В., Проценко О.Д., Семененко А.И., Сергеев В.И., Сидоров И.И., Тяпухин А.П., Уваров С.А., Щербаков В.В. и многие другие, а также вопросами логистики запасов такие авторы, как Букан Д., Бродецкий Г. Л., Бродецкая Н.Г., Долгов А.П., Кенигсберг Э., Кузин Б.И., Рыжиков Ю.И., Сариуш-Вольский 3., Скворонек Ч., Таха X., Уайтин Т., Хедли Дж. и др.Однако проведенный анализ научных публикаций показал, что часть работ теоретического и прикладного характера посвящена совершенствованию управления материальным логистическим потоком, и практически отсутствуют исследования по взаимодействию основного (материального) и ассистирующего ему (финансового) потоков логистической системы; актуальными в настоящее время являются разработки по развитию методологической базы логистики с учетом взаимодействия этих потоков, в том числе с применением финансовой составляющей в расчетах основных параметров материального потока.Целью диссертационного исследования является разработка моделей и методов управления материальными и финансовыми потоками с учетом их взаимосвязи и взаимовлияния для повышения эффективности и конкурентоспособности логистических систем.В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие основные задачи:5- проанализировать теоретические аспекты логистики с точки зрения использования в настоящее время моделей и методов управления логистическими потоками;- уточнить понятие финансового потока и предложить его классификацию;рассмотреть возможность управления финансовыми потоками с использованием моделей и методов, применяемых в управлении материальными потоками;- рассмотреть возможность учета инфляционных процессов и временной стоимости денег при расчете отдельных параметров материального потока;- усовершенствовать методический подход к решению многопродуктовых задач при наличии ограничений, в том числе на финансовые ресурсы;- разработать алгоритм расчета многопродуктовой задачи при ограничении на капитал с учетом совокупных затрат на приобретение, выполнение заказа и хранение продукции;- провести апробацию предложенных моделей и методов.Предметом исследования являются модели и методы управления логистическими потоками, а также взаимосвязь и взаимовлияние материальных и финансовых потоков логистики.Объектом исследования являются организации, осуществляющие свою деятельность на основе логистического подхода к управлению потоковыми процессами.Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, системного анализа, теории логистики, финансового менеджмента.В качестве инструментов исследования в диссертации были применены методы экономического анализа, математической статистики, теории вероятности, исследования операций.Наиболее важные выводы, содержащие научную новизну, заключаются в следующем:61. Уточнено понятие «финансовый поток» для логистической системы; предложена классификация финансовых потоков, позволяющая максимально использовать свойства финансовых ресурсов в расчетах основных параметров материального потока.2. Доказана возможность применения единой методологической базы при управлении материальными и финансовыми потоками логистической системы; приведена матрица соответствия по применению логистических концепций, моделей, методов и алгоритмов для различных этапов прохождения финансового потока.3. Обосновано применение в моделях и методах управления материальными потоками показателей и параметров, характеризующих финансовый поток, что позволяет активно использовать теоретические модели и методы с учетом финансовой составляющей в решении прикладных задач логистики, в частности, при определении оптимальной партии закупок, проведении АВС-анализа, применении модели «точно вовремя» и т.п.4. Разработан методический подход к решению многопродуктовых задач, который в отличие от существующих методик учитывает три составляющие общих издержек (затраты на приобретение, заказ и хранение продукции) при наличии ограничений на капитал.5. Уточнена формула расчета переменных затрат при многопродуктовых поставках с учетом ограничений (на капитал, складскую площадь); найдена зона минимума общих затрат, являющаяся областью компромиссного решения для финансовых и снабженческих служб предприятия.6. Разработан алгоритм расчета оптимального размера многопродуктовой партии при ограничении на капитал; уточнена процедура определения величины множителя Лагранжа.Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании единого методологического подхода к управлению логистическими потоками. Разработанные предложения и рекомендации по применению моделей и методов логистики могут быть использованы в7практической работе руководителей предприятий, логистических менеджеров и специалистов в области закупочной логистики, а также финансовых аналитиков и консультантов.Публикации по теме диссертации. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 5 работ общим объемом 1,1 п.л.Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, показана теоретическая и методологическая основа исследования, сформулированы основные цели и задачи работы, отражены полученные результаты и научная новизна диссертационного исследования.В первой главе - «Управление потоками и запасами в логистической системе» - дается анализ моделей и методов, с помощью которых в настоящее время осуществляется управление логистическими ресурсами; приведена классификация потоков и запасов логистической системы; уточнено понятие финансового потока; обоснована необходимость дальнейшего изучения моделей и методов при управлении материальными и финансовыми потоками; проанализирована возможность учета финансовой составляющей в отдельных моделях и методах при управлении материальными ресурсами.Вторая глава - «Управление финансовыми потоками с использованием логистических моделей и методов» - посвящена анализу теоретических аспектов управления финансовыми ресурсами; в ней представлена классификация финансовых потоков; разработана матрица соответствия по применению основных концепций, моделей, методов и алгоритмов теории логистики к управлению финансовыми потоками; приведен расчет параметров по модели «точно вовремя» на примере финансовой операции «Безналичное перечисление денежных средств с расчетного счета предприятия».В третьей главе - «Финансовые потоки в логистике закупок и управления материальными запасами» - обоснована значимость финансовых ресурсов при8осуществлении закупок и управлении материальными запасами; уточнен расчет оптимального размера партии однопродуктовой закупки с учетом временной стоимости финансовых ресурсов; получена расчетная формула для проведении ABC-анализа запасов на базе расчета коэффициента оборачиваемости и определения влияния фактора инфляции на стоимость запасов; разработан методический подход и уточнена формула нахождения общих затрат на закупку, выполнение заказа и хранение продукции при решении многопродуктовых задач в условиях ограничений; определен алгоритм принятия решения по многопродуктовым закупкам; приведены примеры расчетов с использованием разработанных моделей и методов логистики.В заключении сформулированы основные выводы и предложения диссертационного исследования.9^ ГЛАВА I. УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКАМИ И ЗАПАСАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ1.1. Основные концепции, модели и методы, используемые в управленииресурсами логистической системыРазвитие рыночных отношений в России в конце XX века повлекло за собой значительное уменьшение объемов производства, рост цен, снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Остро встал вопрос о поиске новых возможностей повышения эффективности работы хозяйствующих субъектов. Именно это послужило толчком для появления в нашей стране и применения в управлении экономическими процессами логистических моделей и методов, в то время уже широко используемых за рубежом.Логистика, в первую очередь, наука о потоковых процессах, а, значит, ее применение возможно как на внутрихозяйственном, так и на макроэкономическом уровнях. Построение логистических систем позволяет минимизировать издержки в производстве и обращении для заданного уровня качества обслуживания потребителей и тем самым получить оптимальные управленческие решения.В результате происходящих реформ в стране успешно функционируют предпринимательские структуры, сформировались современная банковская система и финансовый рынок.Основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, а это напрямую зависит от конкурентоспособности компании на рынке. Существует два основных способа достижения конкурентных преимуществ предприятия - это снижение издержек и повышение качества поставляемых товаров, оказываемых услуг. Каждая организация, выбирая тот или иной способ повышения конкурентоспособности (а, как правило, их10совокупность) для формирования своей маркетинговой политики, тем самым определяет концепцию на определенный период своей жизнедеятельности.Под концепцией некоторые авторы понимают «систему взглядов, то или иное понимание явлений, процессов» [28;с.51].Тогда логистической концепцией можно считать систему взглядов на повышение эффективности функционирования предприятий на основе оптимизации функциональных и информационных процессов и применения принципа системного подхода [73;с.27].Соглашаясь с приведенным определением, все же заметим, что логистическая концепция призвана сформулировать четкие цели, задачи и действия, направленные на их реализацию, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. По-сути, она мало чем отличается от стратегии предприятия, которая также представляет собой систему ориентиров долгосрочного развития организации. Таким образом, можно говорить о том, что логистическая концепция является системой стратегических целей, формирующих стратегическую модель развития предприятия на основе системного подхода.К основным логистическим концепциям, которые успешно применяются на практике, можно отнести:1. Концепцию TQM (Total Quality Management);2. Концепцию RP (Requirements/resource planning);3. Концепцию (модель) JIT (Just-in-Time);4. Концепцию «Lean production»;5. Концепцию QR (Quick Response).Основополагающей концепцией в логистике, безусловно, является концепция TQM, в разных отечественных источниках названная концепцией «всеобщего менеджмента качества», «комплексного управления качеством», «тотального управления качеством».В своей работе В.И. Сергеев [105;с.31] принцип TQM (всеобщего управления качеством) называет одним из основным в логистике и под ним11подразумевает «обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям». Автор также приводит основные этапы эволюции концепции качества [105;с.310], которые показаны в таблице 1.1.1.Таблица 1.1.1Основные этапы эволюции концепции качестваЭтап ХарактеристикаQuality Control (QC) - контроль качества Сервис основан на выявлении дефектов. Контроль качества продвигался менеджментом фирмы-производителя товараQuality Assurance (QA) - утверждение качества ЮО-% удовлетворение потребителей в качестве товара и сервиса. Контроль качества продвигался потребителямиTotal Quality Management (TQM) -всеобщий контроль качества Достижение существенных конкурентных преимуществ. Персонал менеджмента, рабочий персонал, потребители и поставщики работают на одну общую цель в улучшении качестваCustomer Value - выгода потребителя Делается упор на производство сравнительно наилучшей чистой выгоды (дохода) для потребителя от предлагаемого товара и сервисаБурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х -50-е годы. В это время А. Фидженбаум ввел понятие «всеобщего контроля качества» (Total Quality Control), состоящего из этапов разработки качества, поддержки качества и улучшение качества, а также понятие «стоимости качества».В настоящее время TQM находит свое применение в бизнесе, государственных органах, оборонных отраслях, образовании и некоммерческих организациях.Главная идея TQM сводится к тому, что помимо управления качеством продукции, необходимо работать и над качеством организации в целом,12включая работу персонала. Постоянное одновременное усовершенствование трех составляющих - продукции, организации, персонала - позволяет достичь более быстрого и эффективного развития бизнеса. Качество определяется достижением удовлетворенности клиентов, улучшением финансовых результатов и ростом удовлетворенности служащих своей работой в компании. TQM призвана развивать успех предприятия по следующим направлениям:• всесторонний учет потребительских требований;• снижение количества нареканий со стороны потребителей;• сохранение постоянной клиентуры;• привлечение новых потребителей;• повышение эффективности организационных процессов;• снижение затрат за счет уменьшения потерь;• повышение прибыльности;• захват большей рыночной доли;• поддержание конкурентного преимущества;• ориентация на персонал.В России управление качеством в настоящее время приобретает все большую известность благодаря стандартам серии ISO 9000, определяющих стандарты на качество проектирования, разработки, изготовления и послепродажного обслуживания.Серия ISO 9000 включает в себя следующие стандарты:- ISO 9001 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;- ISO 9002 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;- ISO 9003 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;- ISO 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества».13На базе концепции TQM создана и в настоящее время используется модель, популярная за рубежом, особенно в Японии, а именно модель ЛТ или «точно вовремя».Появлению этой модели способствовало внедрение на многих производственных предприятиях Японии, а в дальнейшем и США микрологистической системы KANBAN, представлявшей собой систему организации непрерывного производственного потока, способного к быстрой перестройке и практически не требующей страховых запасов.Модель (концепция) ЛТ - «точно вовремя» - участвует в разработке стратегии управления запасами предприятия. Ее суть состоит в том, что в любом звене логистической системы не должно скапливаться материальных запасов больше, чем может этот звено переработать в настоящее время. Таким образом, запасы в логистическом звене не появляются до тех пор, пока в них не возникнет необходимости. Все ресурсы по принципу «точно вовремя» должны поступать в нужное место, в требуемом количестве и точно вовремя. В данном случае отсутствует такой затратный показатель, как страховой запас какого-либо ресурса, который принуждает организацию к дополнительным затратам на его приобретение и хранение. Также не следует забывать и про упущенную выгоду предприятия, которое могло бы не изымать из денежного оборота средства на формирование запаса, а обратить их на дополнительное привлечение прибыли.Модель «точно вовремя» характеризуется:1) минимальными запасами ресурсов (в идеальном варианте - нулевыми);2) небольшим объемом производимой продукции;3) коротким производственным циклом;4) высоким качеством производимой продукции;5) небольшим числом поставщиков, которые должны быть достаточно надежными в обеспечении необходимыми ресурсами в необходимый срок;6) ведением графиков прибытия грузов и отгрузки продукции;14 7) хорошо развитым информационным обеспечением.В рассмотренных выше характеристиках модели «точно вовремя» под материальными ресурсами понимается сырье, материалы, товары, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция - все то, что может представлять собой запас материальных оборотных средств организации.Реализация модели JIT позволяет сократить затраты на всех стадиях процесса управления запасами, к которым, как известно, относят:- прогнозирование возможного использования запасов продукции;- мониторинг фактического использования запасов продукции;- мониторинг фактических затрат на пополнение запасов продукции;- мониторинг времени, необходимого для создания запаса путем поставки или производства.Ряд авторов [4] считает, что определение потребности в материальных ресурсах при стратегии управления запасами «точно вовремя» в организации может осуществляться на основе двух методов: с помощью определения потребностей на основе заказов и путем определения потребностей на основе расходов. Оба метода предполагают элемент прогнозирования: в первом случае прогнозирование осуществляется исходя из имеющихся заказов, во втором - на основе анализа расхода материальных ресурсов в прошлые периоды времени.Рассмотрим основные характеристики ЛТ закупок [93;с.27]: Поставщики:- несколько поставщиков;- поставщики размещаются недалеко от предприятия;- возобновление деловых отношений с уже проверенными поставщиками;- развивая своих поставщиков до желаемого уровня цен, покупатели активно используют для этого методы анализа;- необходимость концентрации отдельных поставщиков;- конкурентные цены ограничиваются новым небольшим числом;15- план закупок потребителя препятствует вертикальной интеграции, которая ведет к прекращению бизнеса поставщика;- поставщики поддерживают развитие системы JIT закупок для «своих» поставщиков и так далее по цепочке поставок.Данная характеристика по поставщикам предполагает решение задачи выбора поставщика, которая основывается на следующих щагах:1. Поиск поставщиков.2. Анализ потенциальных поставщиков.3. Выбор поставщика, наиболее подходящего под установленные критерии.4. Заключение контракта, правовое сопровождение сделки.5. Оценка результатов работы с поставщиками. Количество:- устойчивая скорость выпуска;- долгосрочные контракты по поставкам;- максимальное освобождение от бумажной работы (автоматизация процессов обработки информации);- доставляемое количество различно от поставки к поставке, но фиксировано в целом по контракту;- небольшое или недопустимое количество излишних или просроченных выплат;- поставщик поощряется за упаковку в точных количествах;- поставщик поощряется за понижение им производственных размеров продукции.Качество:- минимальное число спецификаций, предлагаемых для исполнения поставщику;- оказание помощи поставщикам, чтобы удовлетворить требования по качеству;- хорошая обратная связь между персоналом покупателя и поставщика, ответственных за качество;16- поставщики поощряются за использование карт контроля процессов вместо использования выборочного контроля.Отгрузка:- составление графиков прибытия грузов;- выигрышное управление отгрузкой за счет средств собственной компании.В настоящее время ведутся исследования по определению параметров «точно вовремя» с целью применения их в практической деятельности. Так, в работе [75] сделана попытка определить продолжительность цикла исполнения заказа с заданной доверительной вероятностью. Расчет при этом имеет следующий вид:Т„=Т1О"р^т, (1.1.1)где То _ продолжительность цикла исполнения заказа;Т- среднее значение цикла исполнения заказа, определяемого по формуле:, (1.1.2)где Т, — средние значения времени выполнения i-й операции циклаисполнения заказа;от - находится из формулы определения среднего квадратическогоотклонения:17где о"/ - средние квадратические отклонения времени выполнения i-й операции цикла выполнения заказа;гу - коэффициент корреляции между i-й и j-й операциями цикла;хр - показатель нормального распределения, соответствующийвероятности Р.Приводя формулу (1.1.1), авторы полагают, что ее можно использовать при условии, что функция распределения времени функционального цикла логистической системы подчиняется нормальному закону распределения.Как видим, применение модели ЛТ предполагает повышенные требования к качеству всех элементов логистической системы. Это еще раз доказывает, что управление товарно-материальными запасами «точно вовремя» тесно связано с реализацией концепции TQM.Диаметрально противоположной от модели ЛТ в части управления запасами является концепция RP, которая призвана обеспечить планирование ресурсов и включает в себя такие логистические системы как «MRP I», «MRP II» (системы планирования производственных ресурсов) и «DRP I», «DRP II» (системы планирования распределения ресурсов). Все перечисленные системы принято относить к типу «толкающих» логистических систем, основной характеристикой которых является надежность, что обусловлено в первую очередь наличием в них запасов, позволяющих удовлетворить значительные колебания спроса на производимую продукцию (услуги, работы), а, вследствие этого, и возможность избежать прямой зависимости от организации работы поставщиков.При реализации системы MRP I (Materials Resource Planning) осуществляется планирование потребности в материалах. Применение этой системы стало возможно после быстрого развития информационных технологий в середине XX века, которые позволили обеспечить согласование и регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени.Список литературы