Актуальность валеологического образования и воспитаниямладших школьниковСостояние детского здоровья в городе Кувандыке и области, как и в целом по России, внушает обоснованную тревогу. Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Если учесть статистику, свидетельствующую о постоянном ухудшении здоровья детей, начиная с факта их рождения, то станет понятным, почему вопросы охраны здоровья детей становятся все более актуальными, а знание валеологии педагогами и родителями – необходимостью, велением времени. В то же время, сложившаяся система воспитания ребенка, начиная с самого раннего возраста, не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, который и положен в основу валеологии. Обучение здоровому образу жизни и валеологии следует начинать уже с младшего школьного возраста и целенаправленно осуществлять на протяжении всего периода детства по специально разработанным программам в школах, но делать это дифференцированно, с учетом индивидуальности и социального положения каждого ребенка. Исследовав уровень соматического, физического, нравственного, психического состояния детей МОУ «Гимназия №1», я разработала авторскую программу факультативного курса «Расти и развиваться здоровыми». Представленный курс ориентирован на младшего школьника и рассчитан на 102 часа. Он знакомит учащихся начальных классов с самым тонким инструментом познания окружающего мира-с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, окружающему миру, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности и многим другим предметам служит самосознанию и самоуважению. Данный факультативный курс рассматривается как важный компонент философского гуманистического образования и относится к учебному предмету «Валеология». Он дает младшему школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно-моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Он учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Предложенная межпредметная система приобщения учащихся к знаниям законов развития человека на личностно-значимом уровне разработана с учётом возрастных психофизических особенностей. Программа подразделяется на три самостоятельных учебно-тематических блока: «Уроки Мойдодыра» (2класс); «Уроки доктора Айболита» (3 класс); «Уроки Знайки» (4 класс). Цель программы курса «Расти и развиваться здоровыми» состоит в формировании мотивации на здоровье и развитии поведенческих навыков здорового образа жизни у учащихся младшего школьного возраста. Исходя из цели программы, определена система задач: выработка адекватных представлений о сущности здорового образа жизни; формирование у школьников ответственности за собственное здоровье; ознакомление с органами человека и их функциями, правилами гигиены и безопасной жизни; обеспечение физического и психического саморазвития; обучение хорошим манерам. Предлагаемый курс ориентирован не только на усвоение ребенком знаний и представлений. Важнее – конечный результат, когда образ жизни становится в его мотивационной сфере нормой гигиенического поведения, реализацией усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Это способствует формированию привычки быть здоровым душой и телом, стремлению укрепить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами человеческого бытия. В курсе заложена возможность дифференцированного, проблемного обучения, использования групповых, парных форм работы. Организация уроков несколько отличается от обычной: содержание занятий проводится преимущественно в игре, желательно наполнять урок сказочными сюжетами и персонажами, делая акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сопровождаются практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, релаксация, психогимнастика, самомассаж и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Среди разнообразных двигательно-оздоровительных моментов, организуемых на уроках валеологии, особое место принадлежит играм, упражнениям и заданиям на развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения первоначальных навыков письма, развитие изобразительных, музыкально – исполнительских, конструктивных и трудовых умений, овладение родным языком. Органичным добавлением к упражнениям на развитие мелкой моторики рук являются игры и задания на развитие мелких мышц лица и мимики. Это демонстрация и распознавание общего выражения на лице различных эмоциональных состояний, передача через мимику, жест и позу внутреннего состояния (настроения). Очень сильное воздействие на организм ребенка, на его нервную систему и сферу эмоций оказывает цвет и музыка. С целью коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, и достижения желаемого профилактического эффекта, на уроках применяется цветотерапия и музыкотерапия. Определенное время уроков отводится на использование схем зрительных траекторий для разминки и упражнений глаз по системе В.Ф.Базарного. Детский взгляд отдыхает, пробегая несколько раз по разноцветным линиям. В процессе образовательной деятельности следует отказаться от традиционных «отметок». Достаточным представляется ранжирование команд, пар партнеров и отдельных учащихся по степени успешности в играх и тренингах, положительные оценочные суждения. Полученные задания позволят младшему школьнику оценить вклад каждой системы организма и рассматривать свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение. Вашему вниманию представлены результаты работы учителя: авторская программа по валеологии, перспективное и календарное планирование, методические разработки уроков с использованием здоровьесберегающих технологий.^ Учебно-тематический план2 класс № п/п Название темы Теоретические занятия Практические занятия ^ Уроки Мойдодыра: Как ухаживать за собой? Какой я? Я не похож на других. 1 Что у меня внутри? 1 Мое здоровье. Кто помогает его сохранить? 1 Советы доктора Воды. 1 Вода и мыло. 1 Глаза – главные помощники человека. 1 Забота о глазах. 1 Самая быстрая улитка в мире (ухо). 1 Уход за ушами. 1 Забота о коже. 1 Уход за руками и ногами. 1 Почему болят зубы? 1 Чтобы зубы были здоровыми. 1 Питание - необходимое условие для жизни человека. 1 Здоровое меню. Белки, жиры и углеводы. Меню из трех блюд. Злые продукты. 1 Путешествие по пищеварительному контейнеру. 1 Скелет – наша опора. 1 Как я расту. 1 Сон – лучшее лекарство. 1 Как сделать сон полезным. 1 Кровеносная система: ярко-красное, темно-красное… Почему? (топливо и отходы). 1 Кто всему голова. 1 Нервная система: нервные телеграфисты. 1 Зачем мы дышим? 1 Мозг – мой главнокомандующий. 1 Настроение в школе. 1 Я пришел из школы. 1 Здоровье и манеры, манеры и здоровье. 1 Вредные привычки. 1 Как закаляться? Обтирание и обливание. 1 Как правильно вести себя на воде? 1 Народные игры. 1 16 главных точек моего здоровья. Урок повторения. 1 Итоговое занятие. Путешествие в Страну здоровья. 1 Итого 34 часа, в т.ч. теоретических занятий 25 часов, практических – 9 часов.^ Учебно-тематический план3 класс № п/п Название темы Теоретические занятия Практические занятия ^ Уроки доктора Айболита: Как обезопасить свою жизнь? Я продолжаю расти. 1 Моя семья: слабости и маленькие радости. 1 Почему мы болеем? 1 Кто и как предохраняет нас от болезней? 1 Кто нас лечит? 1 Прививки от болезней. 1 Знаешь ли ты себя? Какой ты? 1 Стрессовые ситуации. 1 Открытость людям – залог здоровья. 1 Мы – «мальчики» и «девочки». 1 Мое поведение и мое здоровье. 1 Безопасность при любой погоде. 1 Правила безопасного поведения в доме. 1 Правила безопасного поведения на улице, в транспорте. 1 Правила безопасного поведения на воде. 1 Правила общения с огнем. 1 Что нужно знать о лекарствах. 1 Как избежать отравлений? 1 Первая помощь при отравлениях жидкостями, пищей, парами, газами, дымом. 1 Как защититься от насекомых? 1 Предосторожности при обращении с животными. 1 Как уберечься от ушибов, порезов, переломов? 1 Первая помощь при травмах. 1 Как уберечься от ударов электрическим током? 1 Первая помощь при перегреваниях и тепловых ударах, при ожогах и отморожениях. 1 Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос, горло. 1 Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак, кошек. 1 Сегодняшние заботы медицины. 1 Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. 1 Охрана и укрепление здоровья. 1 Как закаляться? Солнечные и воздушные ванны. 1 Я сам о себе и своем организме. 1 Храню себя сам. 1 Итоговое занятие. Практикум: сюжетно-ролевые и ситуативные игры. «Состязание юных валеологов». 1 Итого 34 часа, в т.ч. теоретических занятий 23 часа, практических – 11 часов.^ Учебно-тематический план4 класс № п/п Название темы Теоретические занятия Практические занятия ^ Уроки Знайки: Как улучшить свое поведение? Я ищу себя. 1 Чего не надо бояться? 1 Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. 1 Почему мы говорим неправду? 1 Почему мы часто не слушаем родителей? 1 Надо уметь сдерживать себя. 1 Не грызи ногти! Не ковыряй в носу! 1 Как относиться к подаркам? 1 Как следует относиться к наказаниям? 1 Как нужно одеваться? 1 Как вести себя с незнакомыми людьми? 1 Если я заболел… 1 Как вести себя за столом? 1 Как вести себя в гостях? 1 Как вести себя в общественных местах? 1 А мир прекрасен, если… Психотренинг. 1 «Нехорошие» слова. «Недобрые» шутки. 1 Умен ли «Я», а если… 1 Что делать, если не хочется в школу? 1 Чем заняться после школы? 1 Как выбирать себе друзей? 1 Как помочь родителям? 1 Как помочь больным и беспомощным? 1 Как правильно вести себя, когда приходится драться? 1 Почему мне никого не хочется видеть? 1 Синдром «Квазимодо» и «гадкого утенка». 1 Если «Я» - мальчик (проблемы физического развития). 1 Если «Я» - фея (физическое развитие). 1 Вредные привычки и твой организм. 1 Как закаляться. Сауна. Водные процедуры до и после сауны. 1 Сон, этот волшебник сон! 1 Что нас питает, как мы питаемся. Болезни нашего тела. 1 Как сохранить свое здоровье? 1 Итоговое занятие. Мой путь в лабиринте к самому себе. Тест «Куда ты идешь?». 1 Итого 34 часа, в т.ч. теоретических занятий 24 часа, практических – 10 часов.^ Требования к уровню подготовки учащихся.К концу 2 класса учащиеся должныЗНАТЬ: Представления о том, что значит быть здоровым. Понимание того, что каждый человек должен сам заботиться о себе и о своем здоровье. Понятие о микробах и способах предупреждения инфекционных заболеваний. Понятие о работе отдельных органов человека (сердце, глаза, зубы и т.д.) и систем. Какая пища полезна для здоровья. Рациональное питание. Комплекс упражнений утренней гимнастики, ходьбы, бега. Понятие о закаливании, его значении для здоровья. Режим для младшего школьника, гигиена умственного труда. Понятие о личной гигиене. Представление о социальной роли каждого члена семьи. Понятие и психогигиене. Способы самостоятельного разрешения межличностных конфликтов. Понятие о вредных привычках, их пагубном воздействии на детский организм. Понятие о вреде пониженной активности для здоровья школьника. Заболевания кожи, правила ухода за ней. Болезни зубов, правила ухода за ними. Понятие о плоскостопии, косолапости. Правила безопасного поведения на воде. Представление о воздействии природных факторов на здоровье человека.УМЕТЬ: Ориентироваться в функционировании различных органов и систем своего организма, сознательно воздействовать на эти функции средствами физической культуры, природными факторами. Регулировать дыхание, выполнять дыхательную гимнастику. Заботиться о глазах, выполнять зрительную гимнастику. Тренировать слух, выполнять самомассаж ушей. Ухаживать за кожей, выполнять упражнения и игры на развитие мелких мышц руки, лица. Выполнять гимнастические упражнения, полезные для сердца, релаксационные упражнения. Правильно чистить зубы и ухаживать за деснами. Использовать игры для тренировки памяти, ума. Измерять свой рост, вес, силу мышц, жизненную емкость легких, пульс, температуру тела. Одеваться в соответствии с погодой.Требования к уровню подготовки учащихся. К концу 3 класса учащиеся должныЗНАТЬ:Признаки и причины болезней, предупреждение болезней, защитные функции организма.Сущность здорового образа жизни, компоненты образа жизни и их связь между собой.Характеристики развития человека, части тела и их значение, органы, их строение и взаимное расположение.Черты характера, нравственные качества личности, влияние настроения, эмоций на здоровье человека.Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.Правила обращения с огнем, животными, лекарствами. Реакции организма на прием лекарств.Сигналы тревоги: 01, 02, 03, 04.Понятие о гигиене питания. Значение овощей и фруктов в питании человека. Витамины - значение жизни. Понятие об умеренном употреблении сахара и кондитерских изделий. Законы питания.Как избежать укусов животных и насекомых, тепловых ударов, ожогов, отморожений, ударов электрическим током, порезов, ушибов, переломов.Представления о зависимости здоровья от окружающей среды и от отношения к ней.Комплекс мер для укрепления и развития своего организма.Представления о необходимости закаливания, о важности занятий физической культурой и спортом.Представления о том, как можно быстрее вылечиться в случае заболевания и о должном отношении к лечебным процедурам.Профессии, обеспечивающие здоровье человека, услуги, которые могут оказать специалисты по здоровью.УМЕТЬ:Ориентироваться в своем самочувствии.Правильно действовать в случае заболевания, травмы, выполнять рекомендации врача.Заботиться о своем теле, совершенствовать культурно-гигиенические навыки.Использовать специальные закаливающие средства.Пользоваться приемами самомассажа, техникой релаксации, выполнять гимнастические упражнения.Правильно вести себя в экстремальных случаях.Обрабатывать легкие царапины, ссадины, ушибы, оказывать первую помощь при отравлениях, травмах, перегреваниях и тепловых ударах, ожогах и отморожениях, укусах животных и насекомых, при попадании инородных тел в организм человека.Заботиться об окружающей среде.Требования к уровню подготовки учащихся.К концу 4 класса учащиеся должныЗНАТЬ:Резервы здоровья, систему профилактических и коррекционных мероприятий.Возрастные изменения в детском организме.Режим сна и бодрствования, труда и отдыха.Заповеди психологического и психического здоровья.Влияние привычек на здоровье человека.Правила поведения за столом во время еды, в гостях, в общественных местах, с незнакомыми людьми.Представление о правовых законах общества, направленных на сохранение здоровья и окружающей среды.Представления о взаимной приспособляемости детей в семье, других социальных группах.Понятие о лекарственных растениях и их использование для сохранения здоровья.Правила общения, этикетного диалога, различия истинной вежливости от показной.Понятия об интеллекте.Как организовать свой досуг, направленный на развитие здоровья.Правила ухода за больными и беспомощными, жизненные ограничения, возникающие у инвалидов.Методы исследования эмоций, приемы владения неприятными эмоциями.Правила ухода за свой внешностью.Представление о различных темпах роста и особенностях развития мальчиков и девочек.Методы интенсивного закаливания.Представление о роли животной и растительной пищи в жизни организма как источника энергии для обеспечения работы, учебы и игры. Режим приема пищи.Значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха, учебы и здоровья окружающих людей.Пути оздоровления своего организма.УМЕТЬ:Обеспечить личную безопасность и оказать помощь другим.Выполнять систематический уход за волосами, зубами, ногами и т.д.Определять болезни: инфекционные, хронические, детские.Классифицировать пищу в соответствии с основными питательными веществами.Определять личную ответственность за уменьшение риска и избежание несчастных случаев.Описывать формы охраны здоровья.Выполнять упражнения и игры, развивающие память, наблюдательность, воображение, способность к сосредоточению, подвижные игры, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, оздоровительные минутки, самомассаж.Предупредить факторы риска, способные повлиять на эмоциональное здоровье.Противостоять вредным привычкам.Контролировать свое здоровье.Методические разработки уроков валеологииТема: «Вода и мыло».Класс: 2Цель: обучать детей способам профилактики инфекционных заболеваний; изучать понятие «микробы»; знать прямой и непрямой пути передачи инфекции; научить правильно и вовремя мыть руки, выполнять закаливающие процедуры.Оборудование: магнитофон, аудиокассета, 2 коробки, сырой картофель, зубная щетка, зубная паста, носовой платок, расческа, карандаш, ключ, шапка, рисунки детские, картинки, плакат диапроектор, слайды, фортепиано, ребусы, портреты писателей и композитора.^ Ход занятия1 Организационный момент:Песня «Музыка здравствуй».Концентрация внимания «Здесь и сейчас» (1-2 минуты). Дети прижимают одну ладонь ко лбу, другую - к затылку. - Ребята, закройте глаза, сядьте удобнее и слушайте мои слова. Все, что с вами произошло вчера - ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, огорчения – все это исчезло навсегда. Все, что будет завтра - это пока мечты, сон. Это фантазии. Существует только то, что находится здесь и сейчас. Постарайтесь подумать о себе сейчас. Вам нравится одежда, в которую вы одеты, место, где вы сидите. Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас - самое дорогое, самое ценное, что есть на свете. Все ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем заниматься на уроке «здесь и сейчас».^ 2 Изучение нового материала. - Ребята, а вам интересно, кого на этот раз пошлют на Землю Звезды, чтобы продолжить учить людей здоровью? Пришло время узнать, как живет Здрасик в стране Здоровья и Фырка в стране Болезней. Разгадайте ребусы и вы узнаете тему нашего урока.^ 1) Сказка «Приключения Гидроника». Звезды собрались на Космический Совет, и планета Меркурий решила послать на Землю юного учителя здоровья - Гидроника, сына Воды, чтобы он научил людей чистоте и научил их защищаться от микробов. Наступило утро. Илюша проснулся и побежал на кухню, чтобы съесть что-нибудь вкусное (выставляю картинки). Только он протянул руку, чтобы взять печенье со стола, как на руку ему упала Капелька воды, он хотел стряхнуть ее, но она тут же превратилась в маленького человечка. Это и был Гидроник. Он сказал Илюше, что покажет ему, как правильно мыть руки.^ 2) Беседа: - Ребята, а вы знаете, как правильно мыть руки? - Расскажите, что надо делать сначала, что потом? - А утром, какой водой лучше умываться? - А когда вы руки намыливаете, у вас появляются мыльные пузыри? А для чего они нужны? (смыть микроб) Детский поэт и сказочник Корней Иванович Чуковский однажды, работая в своем кабинете, услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и, совершенно неожиданно для себя, тихо ей сказал:^ Надо, надо умыватьсяПо утрам и вечерам.А нечистым трубочистамСтыд и срам! Стыд и срам! Так родился на свет «Мойдодыр». - Кто читал эту известную сказку? Посмотрите отрывок из сказки, который инсценируют дети.^ 3) Инсценировка «Мойдодыра» К.И.Чуковского.4) Беседа: - Ребята, а как вы думаете, после того, как мы помыли руки, больше никогда микробов на руках не будет?5) Опыт: - Давайте проверим (опыт с картошкой: очищенный картофель дети передают друг другу). - Посмотрите, изменился ли внешний вид картошки? А почему? - Какая она стала? (некрасивая, грязная) Неверно оттого, что руки у нас были не совсем чистые. Надо следить за тем, чтобы руки всегда были чистые, и никогда не садится за стол с грязными руками.Вывод: Запомните: (вешаю плакат). От простой воды и мыла у микробов тает сила (дети учат слова вместе с учителем).6) Чтение стихотворений: Фырка и Здрасик сочинили для вас 2 стихотворения, послушайте и ответьте, чей это стишок и правильно ли так поступать: Нет, ни к чему перед едой.Мыть фрукты, овощи водой. Их нужно съесть, потом попить. Потом в животике помыть. Чтоб от микробов защититься Водою с мылом нужно мыться. И каждый день перед едойМыть фрукты, овощи водой. - Как правильно поступать и почему?^ 7) Знакомство с прямым и непрямым путем передачи инфекции. - А вы знаете, как микробы попадают от одного человека к другому? Когда вы чихаете и не прикрываете рот и нос, микробы разлетаются в разные стороны и заражают всех окружающих. Они улетают очень далеко, они могут разлетаться на 10 метров от вашего чихания. Этот способ называется прямым способом передачи инфекции. А чтобы поняли вы, как далеко они летят, 10 метров - это два кабинета в школе в длину. 2 способ передачи инфекции называется непрямым способом. Когда микробы передаются через какой-нибудь предмет, которым вы пользуетесь - это личные вещи. А назовите, какие у вас есть личные вещи? (ответы) Это вещи, которыми можете пользоваться только вы сами. Назовите, какие это вещи? (зубная щетка, расческа, носовой платок).Учитель: Делая прическу, помни про себя, что твоя расческа только для тебя. Ты ее хозяин, властелин, на всем белом свете только ты один. Пусть поймут твои друзья, что давать нельзя личную расческу им, чтобы все свои микробы ты не передавал другим.^ 8) Игра «Можно - нельзя»: (на столе вещи, которыми пользуются дети и 2 коробки – «можно» и «нельзя»).Учитель берет вещь и спрашивает детей - можно или нет ею пользоваться сообща, а затем кладет ее в соответствующую коробку. (Вещи: зубная щетка, паста, расческа, ключ, книга, шапка, карандаш, игрушка, носовой платок).^ 9) Физкультминутка: - Кто из вас болел в этом году? - Чем вы болели? - А вы знаете, почему это произошло? (попали в организм микробы) Чтобы у вас не болели горлышко и носик, вспомните: мы с вами делали упражнения со звуками. В - (дети разводят руки в стороны и летают как самолеты с этимзвуком) - произносят, когда начинается насморк, чтобы быть здоровыми;^ 3 - (ладонь на шее и затем летают как комарики) - когда болит горлышко;Ж - (ладонь к груди и летают как жучки) - когда кашляете;Р - (рычат как львы) - когда плохое настроение;С - когда вы устали и хотите отдохнуть.10) Диапроектор со слайдами. Чтобы быть здоровыми, необходимо соблюдать каждому человеку с детства следующие рекомендации:^ 1 слайд - Перед едой мой фрукты и овощи. Питайся разнообразно. Люби фрукты и овощи, не ешь много сладостей.2 слайд - Душ - прекрасное закаливающее средство. Содержи свое тело в чистоте. Твой организм растет, меняется. Ты за него отвечаешь, часто мойся, чисти зубы, ногти, мой ноги.^ 3 слайд - По утрам делай зарядку.4 слайд - По дороге в школу следи за осанкой. Учебники и тетради носи в ранце.5 слайд - Правильно сиди на уроках. Следи за расстоянием между глазами и книгой. Оно должно превышать 30 см.6 слайд - Дома, когда учишь уроки, не забывай следить за осанкой и освещением. Свет должен падать слева.^ 7 слайд - Свободное время проводи, занимаясь подвижными играми.8 слайд - Очень полезен физический труд на свежем воздухе.9 слайд - Летом, полезно ходить босиком, хорошо укрепляет здоровье10 слайд- загорание. Но помните не больше 10 мин. на открытом солнце.11,12 слайд - Зимой катайтесь на коньках и лыжах. 13 слайд - Посещайте врачей и делайте нужные прививки. Благодаря вакцинам можно избежать серьезных детских болезней. И последняя рекомендация - играй с осторожностью. Научись быть осторожным в школе, дома, в саду, во время игры, на дороге. Старайся избегать несчастных случаев. Ну и главное, чтобы беречь свой организм, надо познать самого себя. В нашем организме живут разные органы, одни из них органы чувств. С их помощью осуществляется наша связь с внешним миром. Вот сейчас я и проверю, какие органы вы знаете. Отгадайте мои загадки.11)3агадки 1. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.(нос) 2. Два братца - близнеца по обеим сторонам лица.(уши) 3. Два маленьких гнезда В каждом по птичке У птички - по яичку На каждом яичке Черная крапинка(глаза) 3. Остер, как бритва, Сладок, как мед И друга отыщет, И врага обретет.(язык)12) Вредный совет Г.Остер (читает ученик). Фырка - Послушал я вас, да о чем вы тут говорите? Лучше послушайте мой совет. Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятие Не приводит не к чему. Вновь испачкаются руки, Шея, уши и лицо, Так зачем же тратить силы, Время попусту терять. Стричься тоже бесполезно, Никакого смысла нет. К старости сама собою Облысеет голова. Ребята, будем доверять Фырке? Почему? Здрасик - Ребята, Фырка живет в стране Болезней, где господствуют микробы. Я же приглашаю вас в страну Здоровья. Соблюдайте рекомендации, о которых услышали на уроке. В.Маяковский написал стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Послушайте отрывки.^ 13) Конкурс рисунков(разные микробы). Кто желает прокомментировать свой рисунок? Болеют не только люди. Послушайте фортепианную пьесу. Какой у нее характер? Что могло произойти? («Болезнь куклы» П.И.Чайковский) -А что делать, если все же заболеешь? Послушайте стихотворение С.Михалкова «Чудесные таблетки».3. Подведение итогов. -Понравилось ли вам на уроке? - Что нового узнали?Звучит песня «Первый класс».^ 4.Домашнее задание: Нарисовать на одном листе предметы, которыми можно пользоваться сообща, на другом - нет.Тема: «Путешествие в страну Здоровья» (форма: урок - путешествие) Класс: 2Цель: - формировать валеологическую культуру подрастающего поколения; - формировать устойчивую мотивацию или потребности у школьников сохранения своего собственного здоровья; - улучшать состояние учащихся; - включать детей в активную деятельность по пропаганде и осуществлению валеологических идей.^ Программные задачи: воспитывать потребность к формированию здорового образа жизни, ежедневных физических упражнений; обучать уходу за своим телом, оказанию элементарной медицинской помощи, совершенствовать приемы самомассажа и гимнастики для глаз; развивать представление о строении собственного тела, о назначении органов; развивать внимание, память, умение находить выход из сложившейся ситуации; воспитать у детей чувство сопереживания, взаимной поддержки, чувства коллективизма.^ Материал к уроку и оборудование: Костюмы для персонажей: Кота Матроскина, жителей «Страна ватных одеял», замка «Зубной боли», «Страны Растяпии», Ангины, Кашля, Насморка, Высокой Температуры, музыкальное сопровождение, фортепиано, чемоданчик с предметами первой необходимости, слайды, диапроектор, карточки для выполнения упражнений, заданий.^ Ход урокаI Психогимнастика «Букет» Ребята, сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие, в которое приглашаю и наших гостей. Сядьте, пожалуйста, удобнее. Возьмите друг друга за руки, закройте глаза и внимательно слушайте мои слова. Представьте, что вы цветы, которые приготовили подарить нашим гостям. Каким бы вы хотели быть цветком, подумайте. В нашем букете есть, наверное, и белая ромашка, и красная роза, желтый тюльпан и голубая незабудка. Мы красивый большой букет. Нам приятно прикасаться друг к другу. Все цветы дружат между собой, и я хочу, чтобы вы тоже дружили, и свою красоту, доброту дарили людям.^ II. Постановка цели урока. И так, мы отправляемся в страну Здоровья. Эту страну нельзя найти на карте, ее не увидишь на глобусе, но здоровье живет в каждом из нас.^ III. Основная часть. - Что значит, по-вашему, быть здоровым? Да, не болеть, быть бодрым и веселым. Все органы находятся в согласии со всем организмом и с самой природой и т.д. Хорошо! Тогда отправляемся в эту замечательную волшебную страну! А поскольку, я думаю, нам предстоит трудное путешествие, я прихватила с собой волшебный чемоданчик, вдруг, да и пригодится.(Вдруг слышится тихий стук в дверь, и входит Кот Матроскин. У него перевязано горло, он кашляет).Кот: - Здравствуйте, дети!Учитель: - Здравствуй, кот. Что с тобой случилось?Кот: - Ой, ребята, я вчера выпил холодного молока и застудил себе горло. И вот теперь мое здоровье забрала Ангина и унесла его в королевство простуды. А вы знаете, кто такая Простуда?Кот: - Да, Простуда - это злая королева всех болезней! Если человек не любит свежий воздух, не закален, кутается, она тут как тут. А вы, дети, любите свежий воздух?Учитель: - Что же ты, Матроскин, не защищался от ангины?Кот: - Где мне после холодного молока! Сил нет!Учитель: - Дети, а как нам узнать, действительно ли у Кота ангина? (Надо измерить ему температуру, посмотреть горло, прослушать внутренние органы - легкие.)Учитель: - А чем мы можем это сделать?Дети: - Градусником, шпателем, фонендоскопом.Учитель: - По-моему, это все есть у нас в волшебном чемоданчике, давайте посмотрим. Вот. Давайте, измерим температуру, посмотрим горло, слушаем дыхание. Прежде, чем прослушать легкие, давайте вспомним, для чего они нам нужны?Дети: - Легких у нас два, они воздух вдыхают и выдыхают. (Находим у Кота тяжелое дыхание. Все признаки ангины налицо.)Учитель: - Что же нам предпринять?Дети: - Когда в доме больной, его кладут в изолятор, чтобы он не заразил других.Учитель: - Хорошо, пусть Матроскин немного поспит, а сами мы отправимся в путь, искать здоровье Матроскина (^ Вешаю указатель «Страна ватных одеял»).Учитель: - Давайте зайдем в эту страну, посмотрим, чем же она интересна? (Жители - куталки тепло одеты, они играют в домино.)Учитель: - Дети, а как вы думаете, почему они так укутаны?Дети: - Они, наверное, боятся простуды. Мало на воздухе гуляют, все бледные.Куталки: - Разве можно так легко одеваться? Вы ведь простудитесь! (Начинают укутывать детей, дают им зонтик.)Дети: - А зачем зонтик?Куталки: - Вдруг дождь пойдет.Дети: - У нас крыша над головой.Куталки: - Вдруг прохудится!Учитель: - Дети, давайте расскажем и покажем нашим друзьям, как нужно не бояться простуды. К какому человеку пристает простуда?Дети: - Слабому, незакаленному.Кот: - А что, значит, быть закаленным?Учитель: - Прочитаем ответ в учебнике на странице 34.Дети: - Это, значит, не бояться ни жары, ни холода. Работа по учебнику. Снимите свои шапк