Реферат по предмету "Разное"


Аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации

На правах рукописиОСИПОВА Елена АнатольевнаАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИСпециальность 09.00.11 – Социальная философияАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора философских наукМосква – 2011 Работа выполнена на кафедре социальной философии Российского государственного социального университета ^ Научный консультант: доктор философских наук, доцент Скородумова Ольга Борисовна Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ^ Горбунов Владимир Семенович доктор философских наук, профессор Китов Юрий Валентиновичдоктор философских наук, профессор ^ Гаранина Ольга Денисовна Ведущая организация: Московский городской педагогический университет Защита состоится 1 февраля 2012 года в 12 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.341.01 по социологическим и философским наукам при Российском государственном социальном университете, по адресу: 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 2, зал заседания диссертационных советов.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского государственного социального университета (по адресу: 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 3).Автореферат размещен на сайте Российского государственного социального университета: http://www.rgsu.net и на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru.Автореферат разослан «___» _________ ______ года. Ученый секретарь диссертационного совета,к.с.н., доцент И.В.Долгорукова ^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Специальная область знания и вид профессиональной деятельности, получившие на Западе название «Public Relations», а в России – «связи с общественностью», зародились в конце XIX – начале XX вв. в Соединенных Штатах Америки. Со второй половины XX столетия они получили распространение во всех развитых странах мира, а с 90-х годов прошлого века активно развиваются в нашей стране. В настоящее время связи с общественностью представляют собой мощный социальный институт, включающий PR-индустрию, международные и национальные ассоциации по связям с общественностью, PR-структуры организаций, работающих в политической, экономической, социальной и культурной сферах, а также систему профессиональной подготовки и повышения квалификации PR-специалистов. В современной научной литературе признается, что генезис связей с общественностью ведет свое начало с возникновения первых социальных общностей (С. Катлип, Г. Почекаев, М. Бочаров и др.). В процессе эволюции связей с общественностью человечеством был накоплен огромный опыт выстраивания систем внутренних коммуникаций в различных социальных общностях (этнокультурных, религиозных, профессиональных и т.д.) и создания систем внешних коммуникаций, обеспечивающих взаимосвязи социальных общностей разного уровня и масштаба, имеющих различные цели, содержание деятельности и системы ценностей. Осмысление богатства и многообразия коммуникативных PR-практик, оказывавших позитивное влияние на формирование ценностно-смысловой целостности различных человеческих общностей, их взаимосвязей с социальным окружением, становится все более актуальным в современном обществе, выступающем как «всеобъемлющая система всех коммуникаций» (Н. Луман). Современная практика связей с общественностью охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности и оказывает существенное влияние на их функционирование. Усилению этого влияния способствует развитие новых электронных средств массовой коммуникации (Интернет, мобильная связь и т.д.), позволяющих специалистам по связям с общественностью расширять масштабы PR-коммуникаций, интенсифицировать коммуникативные PR-процессы, активно воздействовать на формирование картины мира и ценностных ориентаций личности, содействовать смене аксиологических парадигм того или иного социума. Тем не менее, содержание и результаты профессиональной деятельности в области связей с общественностью все чаще оцениваются как дегуманизирующие, ведущие к разрушению личностного и «смерти социального» (Ж. Бодрийяр), а их негативную роль в современном социуме многие исследователи (В. Коханов, С. Юэн и др.) связывают с манипулятивным характером и прагматическими установками, обусловленными развитием теории связей с общественностью как науки о целенаправленном прагматическом воздействии на общественное мнение. В этих условиях важно иное – аксиологическое прочтение категории «связи с общественностью», которое актуализируется усилением ценностных конфликтов и обесцениванием значимых культурных ценностей в современном глобализирующемся мире. Аксиологическое исследование связей с общественностью актуализируется также становлением постнеклассической рациональности и повышением роли аксиологического аспекта философских оснований науки в изучении и технологическом освоении «сложных человекоразмерных саморазвивающихся систем» (В.С. Степин), «аксиологическим поворотом» в социальных (в частности, в социологии, социальной психологии и др.) и философских (в частности, в гносеологии) науках, а также повышением внимания аксиологии как философской теории ценностей к изучению практических аспектов бытия ценностей в современном мире. Значимость утверждения нравственных ценностей в связях с общественностью акцентирована в Концепции информационной безопасности Российской Федерации и Государственной программе «Информационное общество 2011–2018 гг.». Таким образом, аксиологическое исследование связей с общественностью является актуальным для осмысления их гуманистического потенциала и разработки аксиологических оснований теории связей с общественностью, способной выступать фундаментом гуманистической ценностно-ориентированной PR-практики в условиях глобализации.^ Степень научной разработанности проблемы. Исследование аксиологического измерения связей с общественностью для выявления аксиологических оснований их теории имеет комплексный и междисциплинарный характер. В современных социально-философских исследованиях проблема аксиологического прояснения условий, содержания и перспектив развития связей с общественностью, а также концептуальных оснований построения их теории еще не стала предметом систематического анализа. Анализ такого рода требует осмысления философских, исторических, культурологических, социологических, политологических и др. исследований, раскрывающих ценностные детерминанты в эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена; роль ценностей в социальных коммуникациях и аксиологическую природу связей с общественностью как вида социальных коммуникаций; специфику трансформаций связей с общественностью в современном глобализирующемся мире и их сущностное влияние на аксиосферу социума, социальное и личностное развитие; аксиологические противоречия современной PR-деятельности и потенциал теории связей с общественностью в их разрешении. Это определило обращение диссертанта к научной литературе, которую условно можно отнести к пяти блокам. В первый блок включены исследования аксиологической направленности. Для осмысления сущности аксиологического подхода к анализу связей с общественностью как социокультурного феномена важную роль играют труды зарубежных ученых, исследующих общетеоретические аспекты теории ценностей – И. Канта, Ф. Ницше, Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, Ф. Брентано, Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана, М. Вебера и др., а также труды русских религиозных мыслителей – Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, П.А. Сорокина, П.А. Флоренского и др. Осмысление онтологических оснований ценностного отношения к миру и разработка коммуникативных и субстанциональных подходов к изучению ценностного мира культуры и человека отражено в исследованиях Л.В. Баевой, Б.Н. Бессонова, О.Д. Гараниной, Г.П. Выжлецова, А.А. Гусейнова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана, Г.Н. Кузьменко, Д.А. Леонтьева, С.Н. Мареева, Л.М. Путиловой, Л.Н. Столовича и др. Современное понимание аксиологии представлено в трудах отечественных исследователей С.Ф. Анисимова, В.П. Визгина, Г.П. Выжлецова, Б.Л. Губмана, П.С. Гуревича, О.Г. Дробницкого, Б.С. Ерасова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.П. Ляшенко, М.К. Мамардашвили, А.П. Огурцова, Н.С. Розова, В.П. Тугаринова, А.И. Титаренко, В.К. Шохина и других ученых. Проблемы ценностных норм гуманистической регуляции деятельности затрагиваются в исследованиях В.С. Барулина, О.Г. Дробницкого, П.П. Гайденко, П.К. Гречко, А.А. Гусейнова, В.И. Жукова, А.Н. Кочергина, М.К. Мамардашвили, Н.М. Мамедова, Л.А. Микешиной, Б.Г. Юдина и др. Базовыми для настоящего исследования являются утверждение П.А. Сорокина о ценностях как «основе и фундаменте» всякой культуры, утверждение А.А. Гусейнова о нравственности как абсолютной ценности, задающей точку отсчета в мире ценностей и учреждающей сам мир ценностей, а также определение ценностей как первичных смыслов человеческого бытия и духовных констант культуpы, обеспечивающих ее устойчивоcть и воспpоизводство, данное В.П. Тугаpиновым, В.Ф. Cеpжантовым и В.В. Гpечаным. В исследовании аксиологических оснований теории связей с общественностью мы опирались также на разработанные В.С. Степиным основания науки, в качестве которых выступают научная картина мира, идеалы и нормы научного познания и философские основания науки, включающие философские идеи и принципы, обосновывающие онтологические постулаты науки, ее идеалы и нормы. Во второй блок включены исследования феномена социальных коммуникаций. Теория коммуникации разрабатывалась в рамках различных философских направлений: бихевиоризма (Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.), символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Ч. Кули, Т. Шибутани и др.), феноменолого-герменевтического направления (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.), понимающей социологии (А. Шюц), трансцендентально-прагматического подхода (К.О. Апель), теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас), постструктурализма (Ж.-Ф. Лиотар). Важнейшая роль коммуникативных процессов в обеспечении функционирования современной культуры раскрывается в фундаментальных философских работах К.О. Апеля, Н. Лумана, Ю. Хабермаса и др. Осмыслению цели и практических последствий коммуникативной деятельности на основе построения коммуникативных моделей посвящены исследования Г. Лассуэлла, К. Шеннона, Т. Ньюкомб, У. Уивера и др. Анализ социального предназначения и функций социальных коммуникаций представлен в работах основоположников отечественной теории коммуникации А.Б. Курлова, Л.В. Петрова, Г.Г. Почепцова, А.В. Соколова, Ф.И. Шаркова. Гносеологические, культурологические, социальные, методологические проблемы коммуникации были освещены в публикациях Н.Т. Абрамовой, Ж. Бодрийяра, Н.А. Бусовой, П. Вацлавика, Н. Винера, А.В. Гайды, М.Н. Грачева, Э. Гидденса, Г.Б. Гутнера, Т.М. Дридзе, Л.М. Земляновой, И.Э. Клюканова, С.В. Клягина, В.А. Лекторского, Э. Лича, М. Маклюэна, И.А. Мальковской, Г.Г. Почепцова, И.В. Соколовой и др. Предметом научного интереса российских ученых: Г.П. Бакулева, В.Ю. Борева, М.В. Гундарина, М.М. Назарова, Т.В. Науменко, Л.В. Петрова, Г.С. Пшегусовой, А.П. Ситникова, В.П. Терина, Л.Н. Федотовой, Ф.И. Шаркова – стали феномены массовой информации и массовых коммуникаций и специфики их функционирования в условиях глобализации. Природа и сущность манипулятивного воздействия в социальных коммуникациях, в том числе в связях с общественностью, раскрывается в исследованиях К.З. Акопяна, З. Баумана, Ж. Бодрийяра, Е.Л. Доценко, Ф.Н. Ильясова, Д.П. Журавского, С.Г. Кара-Мурзы, М. Кастельса, М. Маклюэна, М.А. Овчинниковой, В.Ю. Питюкова, И. Хейзинги и др. Для аксиологического исследования связей с общественностью как вида социальных коммуникаций с высокой степенью символизации большую актуальность приобретают работы теоретиков культуры: К. Гирца, К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, Э. Лича, Б. Малиновского, М. Мосса; и исследователей мифологической коммуникации: Ю.М. Антоняна, Р. Барта, М. Вебера, В.Н. Гасилина, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Э.Б. Тайлора, К. Хюбнера, М. Элиаде и др. Особую значимость для развития современной теории коммуникации представляют труды А.В. Соколова, где обосновывается метатеория социальной коммуникации, а также работы В.В. Миронова, раскрывающие сущность влияния глобального коммуникационного пространства на трансформационные процессы в культуре и философии.^ В третий блок научных трудов включены исследования феномена связей с общественностью. Научная литература по связям с общественностью до 90-х годов XX века представлена фундаментальными трудами американских, а позднее европейских ученых и PR-практиков. Многие работы зарубежных теоретиков и практиков PR еще не переведены, оригинальные тексты также малодоступны российским исследователям. Тем не менее, из доступных целостных исследований и их фрагментов наибольшую значимость имеет осмысление феномена PR в работах теоретиков и практиков из США (М. Аронсон, Э. Бернайз, Г.М. Брум, Дж. Груниг, С.М. Катлип, Д. Крукеберг, Дж. Наполитан, Д. Ньюсом, А.Х. Сентер, Т. Хант и др.), Великобритании (С. Блэк, Ф. Джефкинз, Р. Хейвуд и др.), Франции (Ж.П. Бодуан, Ф. Буари, Л.Ж. Сегела и др.). Данные работы, прежде всего, сосредоточены на описании моделей PR, функций связей с общественностью и практических PR-технологий. Критический анализ манипулятивных средств PR-воздействия на аудиторию осуществляется в работах Э. Ноэль-Нойман, С. Юэна и др. С 90-х годов XX века, в связи с началом профессиональной институционализации связей с общественностью в России, начинают появляться отечественные фундаментальные работы, среди которых наибольший интерес для настоящего исследования представляют труды И.В. Алешиной, Е.А. Блажнова, М.П. Бочарова, А.Б. Зверинцева, В.Г. Королько, В.А. Моисеева, Г.Г. Почепцова, И.Я. Рожкова, А.А. Трунова, Е.И. Черниковой, А.Н. Чумикова, Ф.И. Шаркова, М.А. Шишкиной и др. В этих работах проводится исследование структуры и функций служб по связям с общественностью, описываются коммуникативные технологии создания имиджа организации и личности, взаимодействия организации со средствами массовой информации, организации специальных событий, выхода из кризиса и т.д. Отечественными учеными разрабатываются основы науки о связях с общественностью – пиарологии (М.А. Шишкина, М.П. Бочаров, А.Н. Чумиков и др.), осмысливаются онто-гносеологические и философско-методологические основания научного знания о связях с общественностью (И.П. Кужелева-Саган, С.В. Клягин), исследуется зарубежный и отечественный опыт PR-коммуникаций (А. Богоявленский, С.М. Емельянов, В.А. Емелин, В.Г. Кисмерешкин, В.Г. Королько, Е.Ф. Коханов, И.Я. Рожков, Г.Л. Тульчинский и др.). Исследованию связей с общественностью как феномена культуры, взаимовлиянию культуры и связей с общественностью посвящены работы Е.В. Кузнецовой, Т.А. Лещенко, А.В. Ревы и др. Основой для изучения ценностных оснований этического регулирования связей с общественностью выступают международные и российские этические документы (Афинский Кодекс (1965), Лиссабонский Кодекс (1978), Римская Хартия (1991), Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью (2001) и др.), а также исследования И.А. Авдеевой, В.Г. Королько, А.В. Разина и др., затрагивающие этические аспекты PR-деятельности. Большое значение для понимания аксиологических оснований связей с общественностью донаучного и научного периодов имеют исследования эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена. Изучение отдельных аспектов их исторического развития осуществляется в работах М.П Бочарова, А.Ф. Векслер, Е.Г. Дьяковой, С. Катлипа, А.Д. Кривоносова, Р.Ю. Почекаева, Г.Г. Почепцова, М.А. Шишкиной и др. Однако, поскольку в современном научном знании нет системных исторических исследований, раскрывающих весь процесс эволюционирования связей с общественностью, диссертант опирался на исторические, этнографические, культурологические и политологические труды, в которых имплицитно содержится информация о развитии внутренних коммуникаций в различных социальных общностях и их внешних коммуникаций с иными социальными общностями с древнейших времен до начала профессиональной институционализации связей с общественностью. Значимую информацию для изучения условий зарождения и первоначального развития связей с общественностью содержат труды зарубежных и отечественных исследователей первобытного общества (К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, Б.А. Рыбаков, Дж. Фрэзер, С.А. Токарев, Э.Б. Тайлор и др.). Богатый материал для изучения развития связей с общественностью в древних цивилизациях содержат работы, посвященные исследованиям истории Античности и Древнего Востока (С.А. Аверинцев, Н.Н. Болгов, В.П. Буданова, Л. Винничук, Р.Ю. Виппер, Е.С. Голубцова, Л.П. Карсавин, Г.С. Кнабе, В.И. Кузищин, А.Ф. Лосев, А.И. Немировский, О.А. Плотникова, И.С. Свенцицкая, В.М. Строгецкий, М.Я. Сюзюмов, В.И. Уколова, П.П. Шкаренков и др.). Работы, посвященные исследованиям истории Средневековья (Н.И. Басовская, Ю.Л. Бессмертный, В.П. Буданова, А.Я. Гуревич, В.П. Зубов, О.А. Плотникова, Б.А. Рыбаков, А.А. Сванидзе, А.Ю. Согомонов, П.Ю. Уваров, Д.Э. Харитонович и др.) и исследованиям истории Нового времени (Т.В. Андреева, С.В. Перевезенцев, Р.Ю. Виппер, И.П. Реверсов, А.С. Трачевский и др.), содержат множество фактов, раскрывающих специфику развития связей с общественностью в эти исторические периоды. Изучению процесса профессиональной институционализации PR посвящены исследования Дж. Грунига, С.М. Катлипа, А.Х. Сентера, Г.М. Брума, Л.В. Азаровой, М.П. Бочарова, И.П. Кужелевой-Саган, В.Л. Музыканта, Э.А. Сидельник, Г.Л. Тульчинского, А.Н. Чумикова, М.А. Шишкиной, И.П. Яковлева и др. Рассмотрение связей с общественностью в качестве социального института потребовало также обращения к научным трудам О. Конта, Г. Спенсера, Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера, Т. Парсонса, Дж. Хоманса, Д.П. Гавры, М.С. Комарова, Г.В. Осипова и др., посвященным теоретическому осмыслению институциональных аспектов функционирования общества. Для осмысления аксиологической концепции связей с общественностью особую значимость представляют специальное исследование немецкого философа Дитриха фон Гильдебранда «Метафизика коммуникаций», посвященное анализу ценностных оснований разного рода социальных общностей, концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер), идеи социального куматоида (М.А. Розов) и собранного субъекта (М.К. Мамардашвили). ^ Четвертый блок научных трудов, необходимых для осмысления трансформаций связей с общественностью в условиях глобализации, составляют исследования классиков 20 века: А. Аппадураи, З. Баумана, Д. Белла, И. Валлерстайна, В.Л. Иноземцева, Н.Н. Моисеева, М. Кастельса, Р. Робертсона, Э. Тоффлера, А.Н. Чумакова и др., в которых осуществляется анализ влияния глобализационных процессов на трансформации социальных связей и взаимосвязей личности и глобализирующегося социума. В работах З. Бжезинского, Г. Киссинджера, К. Поппера, Ф. Фукуямы, Дж. Сороса и др. представлены идеи революционного глобализма (гиперглобализма). Идеи эволюционного глобализма (трансформационализма) отражены в работах У. Андерсона, У. Бека, З. Баумана, Дж. Стиглица, Н.М. Мамедова, В.И. Толстых, X.А. Барлыбаева, М.Г. Делягина, В.И. Добренькова, В.Л. Иноземцева, М.С. Горбачева и др. С постоянным усложнением мира, естественным процессом образования мирового пространства связывают глобализационные тенденции З. Бауман, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, М. Кастельс, Р. Робертсон, А.И. Уткин и др. Объективность и многомерность процесса глобализации, направленного на создание подлинно единого мира, раскрывается в трудах У. Андерсона, Х.А. Барлыбаева, В.Г. Федотовой и др. Интеграционная роль глобализации подчеркивается в работах Э.А. Азроянца, Э. Гидденса, Н.М. Мамедова, В.М. Межуева, В.С. Степина, А.И. Уткина. Исследованию формирования сетевого общества и превращения пространства мест в «пространство потоков» посвящены работы М. Кастельса. Идеи антиглобализма или скептицизма развиваются в работах О.А. Арина, А.Д. Богатурова, А.А. Зиновьева, В.Л. Иноземцева, С.Г. Кара-Мурзы, Т.В. Муранивского, А.С. Панарина, С.А. Проскурина, В.И. Самохвалова, С. Хантингтона и др., осуществляющих критическое осмысление западного либерального глобализма. Проблемы глобализации медиапространства и коммуникативного пространства осмысливаются в трудах М. Маклюэна, Р. Робертсона, В.М. Межуева, В.В. Миронова, Г.П. Отюцкого, О.Б. Скородумовой, Г.Л. Тульчинского и др. Комплексному анализу процессов виртуализации коммуникаций, их эмоционального и символического воздействия посвящены работы Ж. Бодрийяра, Б. Брус-Бриггза, Дж. Гербнера, Ги Дебора, Д. Дойча, В.А. Михайлова, О.Б. Скородумовой, П. Штомпки и др.^ Пятый блок научной литературы, актуальной для выявления условий гуманизации связей с общественностью, составляют исследования внутреннего мира человека, феномена человеческой личности и оснований личностного бытия в современном мире. Большое внимание изучению внутреннего мира человека, взаимосвязей человека и общества уделяется в учениях античных мыслителей – софистов и эпикурейцев, Сократа, Платона, Аристотеля, Анаксагора и др. Осмысление личностных оснований человеческого бытия осуществляется в христианской философской традиции Августином Блаженным, Северином Боэцием, Фомой Аквинским, Исидором Севильским, Александром из Гэльса, Бонавентурой и др. Толкование личности как многосторонней и творческой индивидуальности осуществляется в эпоху Возрождения в работах Джованни Пико делла Мирандолы. Большое влияние на понимание личности в Новое время оказали идеи Р. Декарта, Ф. Бэкона, Дж. Локка и др. В числе первых мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человеческой личности, был И. Кант. Абсолютное значение личностного начала в человеке признается в философии русских мыслителей: А.Н. Радищева, А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского и др. Идея целостности человеческой личности развивается в трудах А. Бергсона, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева и др. В исследованиях личности Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева и др. конституируется ценностное отношение к личности как особому «микрокосму», а содержание личности раскрывается с позиций смысла жизни, всеединства, духовно-ценностных ориентаций. В работах С. Кьеркегора, В. Дильтея, Ф. Ницше и др. акцентируется ключевая роль духовности человека, богатства его внутреннего мира в личностном развитии. Личностность выступает как внутреннее, глубинное свойство индивида в экзистенциальной философии М. Бубера, А. Камю, М. Мерло-Понти, Ж.П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса. Осмыслению целостности общественной жизни, взаимосвязей общества и человека посвящаются труды О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса и др. В современном философском знании осмысление феномена личности осуществляется в учениях экзистенциализма, персонализма, неофрейдизма, философской антропологии и др. Исследованию ценностей как первичных смыслов человеческого бытия, мировоззренческих констант личности посвящены работы Э.В. Ильенкова, В.П. Тугаринова, В.Ф. Сеpжантова, В.В. Гpечаного и дp. Анализу взаимосвязи личности и социальных ценностей посвящены работы В.П. Тугаринова, М.С. Кагана, А.Г. Здравомыслова, О.Г. Дробницкого, Г.П. Выжлецова и др. Исследования внутреннего уникального мира личности, личностных законов и этических условий личностного развития осуществляются в трудах В. Гумбольдта, В.П. Зинченко, М.К. Мамардашвили, Г.Г. Шпета и др. Социокультурная обусловленность социальных связей и отношений между людьми раскрывается в неофрейдизме (Э. Фромм, К. Хорни и др.). Анализу взаимосвязи личности и социальных ценностей посвящены работы Г.П. Выжлецова, П.П. Гайденко, О.Д. Гараниной, В.С. Горбунова, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Ю.В. Китова, И.М. Меликова, Г.И. Осадчей, В.П. Тугаринова и др., в которых личностное развитие определяется степенью осуществления ценностей и реализации ценностных отношений во всех сферах человеческой деятельности. Таким образом, в современном социально-философском знании накоплен огромный опыт осмысления всех вопросов, актуальных для выявления гуманистических оснований теории связей с общественностью. Тем не менее, современная теория связей с общественностью в большей мере опирается не на гуманистическое философское наследие, а на опыт прагматических, маркетингово-ориентированных PR-коммуникаций, и в значительной степени служит их обоснованию и оправданию. Гуманистические цели, провозглашенные в ряде PR-теорий, вступают в противоречие с их содержанием и рекомендуемыми технологиями. Исходя из этого, мы можем говорить о значительном отставании современной теории связей с общественностью от достижений социально-философского знания, что обусловливает наличие в ней целого ряда существенных противоречий. Прежде всего, это противоречия между: - социальной природой связей с общественностью как социокультурного феномена и их теоретическим осмыслением в парадигме рыночных отношений, редуцирующих связи с общественностью, развивающиеся в политической, экономической, социальной и культурной сферах, к набору манипулятивных практик продвижения товаров на рынке и управления паблицитным капиталом; - потенциалом связей с общественностью в сохранении многообразия ценностей, выступающим в качестве условия культурного многообразия мира, и оправданием в теории маркетингово-ориентированных связей с общественностью утилитаризации ценностей, сведения всех ценностей культуры к инструментальным ценностям, к средству повышения стоимости; - потенциалом связей с общественностью в гуманизиции социума в условиях глобализации, в расширении перспектив информационного обмена и приобщения человека к достижениям человеческой культуры и унификацией связей с общественностью в рамках господствующей маркетинговой теории, конституирующей культурное пространство в качестве рыночного; - потенциалом связей с общественностью в расширении личностных основ бытия, самореализации Человека как мыслящего, творческого и нравственного субъекта, обладающего человеческим достоинством, и развитием теории связей с общественностью, нацеленной на редуцирование родовой сущности Человека до потребителя и объекта манипулятивного воздействия; - потенциалом связей с общественностью в содействии решению глобальных проблем, перед которыми стоит человечество, и развитием теории связей с общественностью, нацеленной на формирование в обществе приоритета потребительских ценностей и, как следствие этого, на снижение социальной и личной ответственности. Поскольку данные противоречия имеют аксиологическую природу, в теоретическом осмыслении связей с общественностью становится актуальным решение проблемы выявления гуманистических аксиологических оснований теории связей с общественностью, способной выступать фундаментом ценностно-ориентированной PR-практики, нацеленной на гуманизацию социума и личностное развитие в условиях глобализации. Исходя из этого, объектом исследования выступают связи с общественностью как социокультурный феномен. Предметом исследования являются аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации, включающие аксиологические принципы, аксиологическую концепцию и методологию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития. Цель диссертационного исследования заключается в социально-философском анализе связей с общественностью как социокультурного феномена и разработке аксиологических оснований теории связей с общественностью в условиях глобализации. Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач: 1. На основе анализа исследований истории социальных коммуникаций выявить предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена; 2. На основе анализа процесса профессиональной институционализации связей с общественностью определить аксиологические основания их концептуализации; 3. Проанализировать научно-теоретические подходы к определению понятия связей с общественностью и разработать авторское определение связей с общественностью в контексте аксиологического подхода; 4. Выявить ценностные детерминанты внутренних и внешних связей с общественностью и условия, определяющие динамическое соотношение ценностей во внутренних и внешних PR-коммуникациях; 5. Проанализировать тенденции трансформаций связей с общественностью в условиях глобализации и определить их влияние на аксиосферу социума; 6. Выявить аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации, способные выступать фундаментом PR-практики, ориентированной на гуманистические ценности; 7. Проанализировать потенциал и ограничения этического регулирования связей с общественностью и сформулировать аксиологические принципы связей с общественностью; 8. Разработать аксиологическую концепцию связей с общественностью как методологию гуманизации внутренних и внешних коммуникаций социальных субъектов в условиях глобализации; 9. Разработать методологию аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития.^ Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили аксиологический, системный и исторический подходы, а также сочетание цивилизационного и формационного подходов. В качестве основных методов исследования использовались социально-аксиологический анализ, структурно-функциональный анализ, логико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, концептуализация и моделирование. Аксиологический и системный подходы стали для исследования базовыми. Аксиологический подход позволил в процессе исследования рассматривать связи с общественностью как социокультурный феномен в аксиологической парадигме. Системный подход дал возможность анализировать связи с общественностью как целостную систему внутренних и внешних коммуникаций социальных субъектов. В процессе концептуализации и моделирования использовались понятия идеального типа (М. Вебер), сложной саморазвивающейся системы (В.С. Степин), диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер), социального куматоида (М.А. Розов), собранного субъекта (М.К. Мамардашвили).^ Научная новизна исследования: - Выявлены предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена, позволяющие рассматривать связи с общественностью как целостные системы внутренних и внешних коммуникаций всех социальных субъектов на всем протяжении развития общественных отношений. - Определены аксиологические основания концептуализации теории связей с общественностью в период их профессиональной институционализации, определившие процессы прагматизации и маркетизации связей с общественностью и обусловившие редуцирование их социокультурного содержания. - Выделены основные подходы к определению сущности связей с общественностью и разработано авторское определение в контексте аксиологического подхода, при котором связи с общественностью определяются как целостные системы внутренних и внешних коммуникаций социальных субъектов, обеспечивающие их ценностно-смысловую самоидентификацию и ценностно-смысловую иноидентификацию. - Выявлены ценностные детерминанты внутренних и внешних связей с общественностью и определена зависимость динамического соотношения ценностей во внутренних и внешних PR-коммуникациях от уровня субъектности участников PR-коммуникаций и степени их инкорпорированности во внутренние и внешние ценностные сферы. - Определено влияние трансформаций связей с общественностью на аксиосферу социума, которое проявляется в антиномичных процессах – гуманизации и дегуманизации. - Выявлены аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации, способные выступать фундаментом ценностно-ориентированной PR-практики. - Сформулированы аксиологические принципы реализации связей с общественностью, обеспечивающие гуманизацию взаимосвязей субъектов PR-коммуникаций в условиях глобализации. - Разработана аксиологическая концепция связей с общественностью как методология гуманизации внутренних и внешних коммуникаций социальных субъектов в условиях глобализации, отражающая систему гуманистических взглядов на мир, человека, общественность и содержание профессиональной PR-деятельности. - Разработана методология аксиологического моделирования связей с общественностью в контексте личностного развития, предполагающая построение систем ценностей на четырех уровнях: глобальном или общечеловеческом, этнокультурном или уровне определенных культур, уровне социальных общностей и уровне личности, а также аксиологических принципов, обеспечивающих реализацию и согласование систем ценностей разных уровней как во внутренних, так и во внешних коммуникациях.^ Основные положения, выносимые на защиту: 1. Возникновение связей с общественностью как социокультурного феномена обусловливается появлением первых социальных общностей и их имманентной потребностью в установлении внутренних коммуникаций и коммуникаций со значимым внешним окружением. Связи с общественностью изначально развиваются как целостные системы внутренних и внешних коммуникаций социальных субъектов. Эволюция связей с общественностью как социокультурного феномена детерминируется: ростом числа социальных общностей, усложнением социальной структуры общества и взаимосвязей между его структурными составляющими; развитием потребностей социальных общностей (этнокультурных, религиозных, профессиональных и т.д.) в ценностно-смысловой самоидентификации и иноидентификации; развитием средств информации и коммуникации; ростом культурного многообразия и расширением межкультурных связей; развитием разнообразных систем ценностей и расширением аксиосферы человеческой культуры; расширением практики PR-коммуникаций различных социальных субъектов и ее соци^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обоснована актуальность темы диссертации, определена степень научной разработанности проблемы, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, охарактеризованы теоретико-методологические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, структура и логика работы. Представлены положения, выносимые на защиту, и сведения о способах и формах апробации результатов исследования. ^ Глава I – «Теоретико-методологические основания анализа связей с общественностью как социокультурного феномена» – раскрывает предпосылки возникновения и детерминанты эволюции связей с общественностью как социокультурного феномена, условия профессиональной институционализации и аксиологические основания концептуализации связей с общественностью, а также основные современные научно-теоретические подходы к определению понятия связей с общественностью. В параграфе 1.1. – «Историческая обусловленность возникновения и развития связей с общественностью» – предпринято исследование исторических предпосылок зарождения и детерминант развития связей с общественностью как социокультурного феномена. На основе анализа большого массива исследований, прежде всего, исторического, этнографического, куль


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Стадии жизненного цикла и оценка их влияния на уровень загрязнения окружающей природной среды
Реферат Термопары в векторной энергетике
Реферат Социально-экономическое развитие Оренбургской области и Республики Башкортостан
Реферат Страховой рынок и его структура
Реферат Страхування кредитних ризиків
Реферат Страховые услуги
Реферат Организация обслуживания VIP-клиентов в Сбербанке
Реферат Анализ кредитоспособности коммерческого предприятия
Реферат Страхование жизни в странах Европейского Союза
Реферат Страховое законодательство и его основные положения
Реферат Страхование: теория и задачи
Реферат Теорія методологія методика та практика соціологічного дослідження
Реферат Страхование квартир и имущества физических лиц
Реферат Страхование жизни в России
Реферат Страхування інвестицій