На правах рукописиХАЕРТДИНОВ ИЛЬГИЗАР МИННИСЛАМОВИЧ АКТУАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОГО АСПЕКТА КАК МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРАЖДАНСКОМ ВУЗЕ13.00.08 – теория и методика профессионального образованияАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Ульяновск – 2009 Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет ^ Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцентКнязевский Дмитрий Александрович Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор^ Павлов Иван Владимировичдоктор философских наук, профессорБажанов Валентин Александрович Ведущая организация: ГОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова Защита состоится 21 октября 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, корп. 1, ауд. 703. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, с авторефератом – на сайте http://www.uni.ulsu.ruАвтореферат разослан 21 сентября 2009 года.Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований Ученый секретарь диссертационного совета О.И. Донина ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования. Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Вопреки господствовавшим в последнем десятилетии многочисленным оценкам и прогнозам в настоящее время наметилась устойчивая тенденция к повышению роли и значения военной силы в обеспечении реализации политических и экономических интересов отдельных государств мирового сообщества, тогда как целый ряд политических институтов, формировавших такие оценки и прогнозы в сфере международной безопасности, показал свою полную несостоятельность и вступил в полосу жесточайшего кризиса. Базовой основой боеготовности каждого воинского формирования является его укомплектованность офицерскими кадрами и их высокая профессиональная подготовленность к выполнению обязанностей по должностному предназначению в процессе повседневной и боевой деятельности. Существующая в настоящее время система военного образования построена по ведомственному принципу, ее максимальная производительность по военно-профессиональному ресурсу не обеспечивает потребности в комплектовании воинских формирований военной организации страны офицерскими кадрами первичного должностного звена, что свидетельствует об исчерпании внутренних резервов развития, связанного с увеличением объемов и повышением качества подготовки офицерских кадров. Кроме того, даже при существующей производительности системы военного образования, значительная часть ежегодно выпускаемого ею офицерского состава в кадрах воинских формирований не закрепляется, т.к. досрочно прекращает военную службу и увольняется в запас, еще более обостряя проблему комплектования первичных офицерских должностей в Министерстве обороны Российской Федерации и других министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена военная служба. Все это потребовало принятия Правительством Российской Федерации решения об организационных, структурных и качественных изменениях в системе военного образования, которые предусматривается осуществить в процессе реализации Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 года с изменениями к данной программе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2003 года. В рамках выполнения программы на базе гражданских высших учебных заведений предусматривается проведение эксперимента по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных сил Российской Федерации и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей. Проведение эксперимента положило начало принципиально новому этапу военно-образовательной деятельности гражданских вузов, связанному с подготовкой кадровых ресурсов для Министерства обороны Российской Федерации, а в последующем и для всех остальных министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. В условиях девальвации нравственных и культурных ценностей, переживаемых современной российской армией, ослабления духовности человеческих взаимоотношений, снижения престижа воинской службы, игнорирования традиций гуманизма как глобального общечеловеческого мировоззрения особое значение приобретает изучение и практическое использование богатейшего исторического опыта по обучению и воспитанию офицерских кадров. Действительно, на современном этапе военного строительства и проведения военной реформы в России видные политологи вынуждены констатировать снижение морального потенциала (морального духа) в Вооруженных Силах. Прежде всего, это касается духовно-нравственного уровня, который объединяет базовые, глубинные и наиболее устойчивые категории морального духа – ценности и ценностные ориентации, идеалы и убеждения, принципы и нормы, цели и мотивы, которые являются основой для формирования понятий «Родина» и «Отечество», воспитания патриотизма, воинского долга, воинской чести, воинского товарищества. Девальвация духовных ценностей, утрата нравственных ориентиров в армии болезненна, чревата крупными потерями и остро воспринимается обществом. Поэтому создавать качественно новые Вооруженные Силы без системы духовных и моральных ценностей бессмысленно. Кроме того, падение престижа военной службы, ощущение военнослужащими социальной невостребованности ратного труда снижает их служебную активность, при этом инициатива и творчество отсутствуют не только у рядового и сержантского состава. В результате происходит деморализация армии во всех ее эшелонах. Все это обуславливает необходимость дальнейшего качественного совершенствования подготовки офицерского состава, осуществляемой в настоящее время в системе военного образования и на военных кафедрах гражданских вузов в интересах комплектования всех видов воинских формирований военной организации страны и накопления для нее необходимого мобилизационного резерва. В современном военном образовании прослеживается закономерность возникновения нового, самостоятельного вида обеспечения деятельности Вооруженных Сил – морально-психологического (Л.А. Бублик, Н.Д. Бутовский, С.Б. Волков, Ю.И. Дерюгин, М.К. Добровольская, Н.Н. Жуковец, Л.Г. Лаптев, В.И. Миронов, В.Г. Михайловский, В.И. Михеев, В.П. Осоский, Д.Ф. Сивоволов, А.И. Сорокин и др.). По мнению педагогов и психологов, действительность такова, что жестокие командно-административные методы, которые составляли суть всей деятельности политорганов, в сочетании с недооценкой психологии, социологии и педагогики отрицательно сказались на результатах работы с людьми. Кроме того, идеологический и партийный аспекты, превалируя над всеми остальными, были оторваны от конкретного человека, отличались стереотипностью и однообразием. В условиях трансформации нравственных ценностей общества ценностный подход приобретает статус междисциплинарного подхода к исследованию явлений и фактов социально-нравственного характера, отражая реалии многообразных сфер жизнедеятельности человека, его отношений к миру, к людям и к себе, фиксирует конкретную область применения, конкретную систему отношений (С.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, В.А. Блюмкин, Б.С. Братусь, В. Вичев, В.Г. Воронцова, Г.П. Выжлецов, Р.Г. Гурова, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Б.В. Илькевич, М.С. Каган, В.А. Караковский, Ю.Н. Кулюткин, Г.И. Курган, Н.Д. Никандров, Н.Н. Никитина, Н.Б. Крылова, О.В. Правдина, И.Г. Сенин, В.С. Собкин, А.И. Титаренко. Э. Фаркаш, Э. Фромм, О.П. Целикова, А.Ф. Шишкин, Ю.А. Шрейдер и др.). Проблемами формирования и поддержания высокого боевого духа, устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих занимались военные педагоги и психологи: А.В. Барабанщиков, А.П. Блондель, С.Б. Волков, А.М. Герасимов, А.Д. Глоточкин, А.А. Деркач, П.А. Корчемный, П.П. Крамаренко, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский, Н.Д. Никандров, Н.И. Калаков, В.Ф. Кулаков, Н.Е. Соловцов, В.В. Шеляг и др.). Несмотря на пристальное внимание психологической науки к проблеме мотивации как центрального звена психологии личности (Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Джидарьян, Н.В. Елфимова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, B.C. Мерлин, Н.И. Мешков, В.Н. Мясищев, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Я. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен, В.А. Ядов, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.), мотивации профессиональной деятельности с позиций комплексного психолого-акмеологического подхода (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, А.А. Деркач, В.И. Додонов, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, А.Н. Зерниченко, И.В. Имедадзе, В.И. Ковалёв, Н.В.Кузьмина, А.В. Кириченко, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, В.П. Михайлова, О.В. Москаленко, Е.Е. Насиновская, В.О. Овчинникова, А.А. Реан, Н.Н. Семенков, В.В. Столин и др.), вопросы актуализации ценностно-мотивационного аспекта как механизма совершенствования военно-профес-сиональной подготовки офицеров запаса изучены недостаточно. Кроме того, ценностно-мотивационный компонент военно-професси-ональной компетентности курсантов не выступал объектом педагогического исследования и не разрабатывался применительно к специфике условий гражданского вуза. Анализ литературы по избранной тематике позволил выделить ряд противоречий, связанных с рассматриваемыми проблемами: - между существующим сегодня идеологическом плюрализме на государственном уровне, отсутствием четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования, выдвижением на передний план личной ценности военного образования и необходимостью обеспечения ценностно-ориентационного единства государственного, общественного и личностного компонентов аксиологической характеристики военного образования;- между необходимостью формирования мотивационных характеристик курсантов в связи с понижением престижа военного образования и военно-профессиональной деятельности и сложностью мотивационной сферы как многокомпонентного, многоуровневого, иерархизированного динамического образования, находящегося в постоянном движении, развитии входящих в него компонентов и их соотношений; - между необходимостью осуществления контекстного подхода к обучению на военной кафедре в гражданском вузе, проявляющегося в выделении и актуализации в учебных предметах ценностных основ соответствующих видов военно-профессиональной деятельности и недостаточным наполнением содержания образования профессионально и личностно значимыми ценностями посредством разработки аксиологических аспектов изучаемых дисциплин и программ спецкурсов; - между необходимостью развития профессионально направленного самосознания курсантов посредством осмысления ценностей военной профессии, построения профессионального идеала и соотнесения с ним своих возможностей в процессе самопознания и саморазвития профессионально значимых качеств и недостаточной разработкой и использованием в образовательном процессе технологий и техник, обеспечивающих трансформацию контекста профессиональной ситуации в реальный контекст учебной и жизненной ситуаций обучаемых как ситуаций ценностно-смыслового выбора; - между усложнением современных условий функционирования военных кафедр в гражданских вузах и их низким научно-методическим потенциалом, отсутствием механизмов практической реализации государственной идеи о необходимости и высокой общественной значимости защиты Отечества; - между необходимостью осуществления качественного мониторинга сформированности ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки и отсутствием его критериального аппарата. Актуальность, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и практическом плане определили тему исследования: «Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе», научная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретико-методологические основы, специфика содержания, основные формы, методы и механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса, а также педагогические условия и перспективные направления их реализации в процессе военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе? Решение данной проблемы является целью исследования.Объект исследования: процесс военно-профессиональной подготовки будущих офицеров запаса на военной кафедре гражданского вуза.^ Предмет исследования: Актуализация ценностно-мотивационного аспекта как механизм совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе на примере военной кафедры Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.^ Гипотеза исследования: процесс формирования ценностно-мотиваци-онной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе будет эффективным, если: на основе теоретико-методологического обоснования проблемы исследования будет раскрыто содержание понятий «ценностно-мотивационная сфера» и «ценностно-мотива-ционный компонент военно-профессиональной компетентности» будущих офицеров запаса в процессе обучения на военной кафедре в гражданском вузе; выявлены основные факторы, раскрыты принципы, закономерности и механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности; спроектирована и реализована структурно-функциональная модель, отражающая аксиологическую и мотивационную характеристики, специфику данного процесса, а также педагогические условия и перспективные направления его успешной реализации на военной кафедре в гражданском вузе; разработана критериальная характеристика, необходимая для осуществления его качественного мониторинга и определения результативности. В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. На основе осуществления теоретико-методологического анализа феноменологической характеристики функций ценностей и ценностных ориентаций, имеющегося опыта реализации ценностного подхода в структуре военно-профессиональной подготовки специалистов, изучения мотивов личности в контексте их обусловленности ценностными ориентациями определить основные компоненты аксиологической и мотивационной характеристик военно-профессионального образования, раскрыть содержание понятий «ценностно-мотивационная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профессиональной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе. 2. Спроектировать и реализовать структурно-функциональную модель процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса, отражающую специфику военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе. 3. Выявить основные факторы, раскрыть принципы, закономерности и механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов в процессе морально-психологического обеспечения военно-профессиональной подготовки. 4. Определить критерии сформированности ценностно-мотивационно-го компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, а также уровни и показатели их динамики в ходе образовательно-воспитательной и служебной деятельности. 5. Выявить педагогические условия и перспективные направления формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе.^ Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единство логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессов; принципа диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях, взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания; основные положения теории ценностей, реализации ценностного подхода в образовании (С.Ф. Анисимов, В.П. Бездухов, В.А. Блюмкин, Б.С. Братусь, В. Вичев, В.Г. Воронцова, Г.П. Выжлецов, Р.Г. Гурова, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Б.В. Илькевич, М.С. Каган, В.А. Караковский, Ю.Н. Кулюткин, Г.И. Курган, Н.Д. Никандров, Н.Н. Никитина, Н.Б. Крылова, О.В. Правдина, И.Г. Сенин, В.С. Собкин, А.И. Титаренко. Э. Фаркаш, Э. Фромм, О.П. Целикова, А.Ф. Шишкин, Ю.А. Шрейдер, И.В. Юстус и др.), а также фундаментальные труды по проблемам гуманизации образования (В.П. Бездухов, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.И. Воронина, В.Г. Воронцова, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, В.И. Горбунов, М.А. Кирьязева, Н.Б. Крылова, Ю.И. Кулюткин, Н.М. Лебедева, С.Н. Митин, Г.В. Мухаметзянова, Е.Н. Шиянов, В.В. Фирсов и др.); теоретические положения и принципы, сформулированные в отечественной социальной психологии, психологии личности и психологии деятельности (Г.С. Абрамова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, Н.С. Бурлаков, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.А. Климов, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, В.Г. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Д. Майерс, Р.И. Мокшанцев, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, А.В. Петровский, Ю.П. Платонов, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Свенцицкий, В.Д. Шадриков, Р.Х. Шакуров, Н.И. Шевандрин, А.Г. Шмелев, Д.Б. Эльконин и др.); идеи о многофункциональности воспитания (Б.С. Гершунский, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и др.); личностно-ориентированный подход к организации учебного процесса (Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.А. Вербицкий, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, М.В. Кларин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лукьянова, Л.И. Новикова, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); интегральный подход к рассмотрению сущности и структуры мотивации и мотива (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Е.Н. Богданов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.А. Джидарьян, В.И. Додонов, Н.В. Елфимова, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, А.Н. Зерниченко, Е.П. Ильин, И.В. Имедадзе, В.И. Ковалев, А.В. Кириченко, Н.В.Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.Ш. Магомед-Эминов, А.К. Маркова, B.C. Мерлин, Н.И. Мешков, В.Э. Мильман, В.П. Михайлова, О.В. Москаленко, В.Н. Мясищев, Е.Е. Насиновская, В.О. Овчинникова, А.Б. Орлов, А.В. Петровский, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Семенков, П.В. Симонов, В.В. Столин, Д.Я. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Х. Хекхаузен, В.А. Ядов, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский и др.); теоретические разработки в области военного образования (А.В. Барабанщиков, Б.П. Бархаев, А.М. Донченко, М.И. Драгомиров, Л.Ф. Железняк, В.Г. Звягинцев, Б.В. Илькевич, В.Н. Герасимов, A.M. Данченко, Н.И. Калаков, И.Л. Калашников, А.И. Каменев, В.М. Коровитн, П.А. Корчемный, А.И. Купцов, А.Г. Маклаков, В.И. Миронов, С.С. Муцынов, П.И. Образцов, С.И. Съедин, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, И.Н. Шкадов и др.), морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил (Л.А. Бублик, Н.Д. Бутовский, С.Б. Волков, Ю.И. Дерюгин, М.К. Добровольская, Н.Н. Жуковец, Л.Г. Лаптев, В.И. Миронов, В.Г. Михайловский, В.И. Михеев, В.П. Осоский, Д.Ф. Сивоволов, А.И. Сорокин и др.); основные положения Федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Диссертационное исследование проводилось с учетом методологических принципов организации педагогического исследования В.И. Загвязинского, Н.И. Загузова, В.В. Краевского и др. В ходе теоретического обоснования проблемы формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе использовались основные идеи теории непрерывного образования, теории деятельности и развития личности, теории компетентностного образования, теории поэтапного усвоения умственных и практических действий, теории управления педагогическими процессами. Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, психологической, социологической, педагогической, исторической и военно-педагогической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы. Кроме того, в процессе исследования использовались методы теоретического анализа (историографический и сравнительно-сопоставительный), обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с проблемой и целью исследования; структурно-функциональное моделирование действий субъектов образовательного процесса; анализ образовательных стандартов, учебников, учебных пособий в контексте исследования; статистический анализ программных документов, отчетов об организации военно-профессионального образования на военных кафедрах гражданских вузов за исследуемый период. Немаловажная роль отводилась эмпирическим методам (педагогический формирующий эксперимент, метод экспертных оценок, наблюдение и самонаблюдение); диагностическим методам (тестирование, анкетирование, самооценивание); методам математической статистики и обработки результатов исследования.^ Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт). В исследовании было задействовано 205 курсантов 3-5 курсов, из них 105 курсантов военной кафедры, обучающихся по военно-учетным специальностям: «Боевое применение соединений, воинских частей и подразделений военно-транспортной авиации», «Боевое управление полетами авиации с пунктов управления», «Штурманская авиация» и 100 курсантов 3-5 курсов по специальностям «Летная эксплуатация воздушных судов», «Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства», «Безопасность технологических процессов и производств (на воздушном транспорте)», «Менеджмент организации», не обучающихся на военной кафедре. Исследование проводилось с 2005 г. по 2009 г. в три этапа.^ Первый этап (2005-2006 уч. г.) – теоретический – включал изучение состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, анализ имеющегося опыта формирования ценностно-мотивационной сферы военных специалистов. На этом этапе осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработки проблемы, анализировались нормативные документы, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа, была раскрыта содержательная характеристика понятий «ценностно-мотива-ционная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профессио-нальной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе.^ Второй этап (2006-2007 и 2007-2008 уч. гг.) – опытно-эксперименталь-ный – заключался в практической реализации разработанной структурно-функциональной модели формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов, а также в развитии базовых знаний по формированию ценностей и мотивов в рамках общегуманитарных дисциплин и дисциплины «Общественно-государственная подготовка» в процессе обучения на военной кафедре УВАУГА. Выявлялись особенности процесса формирования ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, определялись критерии, уровни и показатели его динамики в ходе образовательной, воспитательной и служебной деятельности, осуществлялась промежуточная диагностика.^ Третий этап (2008-2009 уч. г.) – аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно-эксперимен-тальной работы. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические рекомендации по совершенствованию процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса. Осуществлялось внедрение выработанных рекомендаций в практику работы военной кафедры гражданского вуза. Данный этап сопровождался участием соискателя в научно-методических конференциях, опубликованием статей по теме исследования. Выявлялись педагогические условия и перспективные направления формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе. Осуществлялась заключительная диагностика, проводился анализ динамики сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессио-нальной компетентности в ходе исследования. Проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных. Результаты исследования оформлялись в виде кандидатской диссертации.^ Научная новизна исследования состоит в том, что: - выявлен целый ряд факторов (социальных, экономических, политических, морально-психологических, социально-педагогических), сдерживающих развитие военно-профессиональной подготовки, вызвавших острую потребность в поиске механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы военных специалистов в процессе учебной и служебной деятельности, а также проблем и противоречий между существующим сегодня идеологическом плюрализмом на государственном уровне, отсутствием четких ориентиров общественного развития, фактическом снижении государственной и общественной значимости российского военно-профессионального образования, декларированием выдвижения на передний план личностной ценности военного образования и необходимостью обеспечения единства государственного, общественного и личностного компонентов аксиологической характеристики военного образования; между вызванной понижением престижа военного образования необходимостью комплектования всех видов воинских формирований военной организации страны, накопления для нее мобилизационного резерва в ходе проводимого для этого эксперимента по подготовке офицеров на базе гражданских высших учебных заведений и усложнением современных условий функционирования военных кафедр в гражданских вузах; между необходимостью формирования мотивационных характеристик курсантов в связи с понижением социальной значимости военного образования и военно-профессиональной деятельности и сложностью мотивационной сферы как многокомпонентного, многоуровневого, иерархизированного динамического образования, находящегося в постоянном движении, развитии входящих в него компонентов и их соотношений и др.; - раскрыты основные закономерности процесса формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в гражданском вузе: обусловленность данного процесса социально-экономическими и политическими преобразованиями, происходящими в обществе, модернизацией Вооруженных Сил Российской Федерации и реформированием системы высшего военного образования; детерминированность его эффективности наличием в учебном заведении соответствующих организационно-педагогических условий, уровнем военно-профессиональной компетентности и педагогического мастерства командного и преподавательского состава военных кафедр гражданских вузов; зависимость сформированности ценностно-смыслового, мотивационно-потребностного, когнитивного, деятельностно-практического и коммуникативного компонентов ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров от учета индивидуально-личностных особенностей, интересов, потребностей в самосовершенствовании курсантов в ходе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе; - обозначены механизмы формирования ценностно-мотивационной сферы специалиста в процессе военно-профессиональногой подготовки в гражданском вузе (военно-профессиональная деятельность и общение, интернализация и аутентизация, культуральная и экзистенциальная рефлексия), обеспечивающие выбор ценностных оснований жизнедеятельности и конкретной сферы профессиональной деятельности на основе осознания курсантами смысла собственной жизни и своего профессиональною призвания; - доказано, что в условиях гражданского вуза могут быть расширены возможности военных кафедр для эффективного формирования ценностно-мотивационной сферы курсантов за счет совершенствования военно-патрио-тического воспитания, повышения качества морально-психологического обеспечения учебной и служебной деятельности; - педагогическая теория обогащена научно обоснованной структурно-функциональной моделью формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса и критериальным аппаратом, необходимым для осуществления качественного мониторинга сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности военных специалистов; - определена совокупность педагогических условий (общих, частных и специфических) и перспективных направлений формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессио-нальной подготовки в гражданском вузе, обеспечивающих: сохранение в военно-образовательной деятельности лучших традиций и достижений отечественной военной школы, военной науки, военной педагогики и психологии, воинского обучения и воспитания; гуманизацию всей системы военно-образовательной деятельности, расширяющую возможности обучающих и обучающихся, позволяющую им во имя блага личных и государственных интересов реализовать свои способности; интеграцию и фундаментализацию военно-профессиональ-ного образования в гражданских вузах; высокую мобильность системы военно-образовательной деятельности гражданских вузов как основополагающего фактора ее устойчивого функционирования и постоянного качественного совершенствования, важного источника кадрового потенциала; кардинальное развитие духовной и ценностно-мотивационной сферы личности будущего офицера, его общей и военно-профессиональной компетентности; повышение уровня профессиональной подготовленности военных специалистов, составляющих базисную компоненту боеготовности всех систем военном предназначения, качества подготовки военно-педагогических кадров, их личной причастности к решению многообразных проблем в сфере военно-образовательной деятельности.^ Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: - аргументирована и обоснована проблема актуализации и повышения роли ценностно-мотивационного компонента как механизма совершенствования военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе; - дана аксиологическая характеристика функций (ценностно-ориенти-рующей, прогностической и регулирующей) и компонентов (государственного, общественного и личностного), а также мотивационная характеристика функций (смыслообразующей, побудительной, целемоделирующей, ориентировочной, когнитивной, структурирующей, организующей, регуляторной) и компонентов (познавательного, профессионального, социально-нравственного и утилитарного) военно-профессионального образования; - раскрыта содержательная характеристика понятий «ценностно-моти-вационная сфера» и «ценностно-мотивационный компонент военно-профес-сиональной компетентности» будущих офицеров запаса в условиях обучения на военной кафедре в гражданском вузе; определена структура ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности курсантов, включающая в качестве основных ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический и коммуникативный структурные элементы; - определена специфика процесса формирования ценностно-мотиваци-онной сферы курсантов на военной кафедре гражданского вуза, которая учтена в учебной деятельности при разработке и внедрении в практику военно-профессиональной подготовки будущих офицеров программы дисциплины «Общегосударственная подготовка», а также при организации морально-психологического обеспечения военно-патриотического воспитания и служебной деятельности; - спроектированная в ходе исследования структурно-функциональная модель формирования ценностно-мотивационной сферы будущих офицеров запаса в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе создает возможность охватить в единой системе его специфику, выступает в тесной связи ее основных блоков: аксиологического; мотивационного; блока морально-психологического обеспечения; блока механизмов формирования ценностно-мотивационной сферы и критериального блока и способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе; - разработана критериальная характеристика сформированности ценностно-мотивационного компонента военно-профессиональной компетентности будущих офицеров запаса, которая включает ценностно-смысловой, мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический и коммуникативный критерии, а также уровни их сформированности (информационно-репродуктивный, продуктивно-исполнительский и креативный) и показатели их динамики в процессе профессиональной подготовки курсантов на военной кафедре.^ Практическая значимость исследования состоит в том, что: - установлены разнообразные связи и зависимости причин, факторов и организационно-педагогических условий успешного формирования ценностно-мотивационной сферы у курсантов в процессе обучения на военной кафедре в гражданском вузе; - издана монография «Современные проблемы актуализации ценностно-мотивационного аспекта военно-профессиональной подготовки на военной кафедре в гражданском вузе», разработаны методические рекомендации по овладению механизмами формирования ценностно-мотивационной сферы у курсантов в гражданском учреждении высшего профессиона^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВ первой главе диссертации «Теоретико-методологические основы пробле-мы формирования ценностно-мотивационной сферы личности специалиста в процессе военно-профессиональной подготовки в гражданском вузе» рассматривается феноменологическая характеристика функций ценностей и ценностных ориентаций, роль и место ценностного подхода в структуре военно-профессио-нальной подготовки специалистов; раскрываются государственный, общественный и личностный компоненты аксиологической характеристики военного образования в условиях трансформации нравственных ценностей общества; выявляются теоретико-методологические основания изучения мотивов личности в контексте их обусловленности ценностными ориентациями в процессе военно-профессиональной подготовки офицеров запаса. Отправной точкой для исследования проблемы формирования ценностных ориентаций обучаемых, приобщения их к ценностям являются понятия «ценность» и «ценностные ориентации», входящие в понятийную сетку культурологии, аксиологии, этики, социальной психологии, педагогики. Анализ научной литературы указывает на наличие различных точек зрения относительно определения категории ценности. Обобщая их, можно констат