Активизация познавательной деятельности школьников на уроках информатики Для активизации познавательной деятельности школьников на уроках информатики считаю целесообразным представлять учебный материал в мультимедийном и интерактивном виде. Такой материал может быть представлен в виде:презентаций (с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо); компьютерных игр (игр, которые содержат развивающий или познавательный материал, чаще всего созданные мной или старшими учащимися); гипертекстовых приложений (могут содержать автоматизированные зачеты, испытательные стенды, среды для тестирования), интерактивных программ (чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше значимости обретают полученные знания, умения и навыки); графических демонстрационных материалов (это могут быть как обычные плакаты, стенды, раздаточные материалы, а лучше, если это будут изображения, которые школьник сам найдёт и просмотрит на ПК); видеофильмы. Для ученика главное – попробовать самому. Тем более, информатика такой предмет, что именно практическая деятельность учащихся обеспечит познание изучаемого материала. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Очень люблю применять в своей работе кейс-метод обучения. Кейс-метод обучения — это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке учеников. В процессе обучения информатике и информационным технологиям кейс выступает как объект изучения (ученики сами разрабатывают их мультимедийные разновидности) и как эффективное средство обучения. Внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему информатики, обогащает содержание дисциплины. В целях активизации использую такие приёмы: сформулировать цели деятельности обучающегося так, чтобы на первом плане была его личная заинтересованность (пусть это будет даже заинтересованность в отметке; или, обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть); добавить в обычный классический урок (особенно если он не слишком интересен) игровой, соревновательный момент, тогда он обретёт хотя бы временную значимость (действительно, почему бы вместо банального решения задач по переводу чисел из одной системы счисления в другую не устроить веселые соревнования «Инфознайка»); создать необычную атмосферу во время деятельности, тем самым сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.). Для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или «скучного» материала с самого начала демонстрирую удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Например, можно показать работу небольших программ, созданных с помощью подлежащего изучению языка, выполняющих потрясающие действия: движение «комет» на экране, воспроизводящих мелодию (особенный эффект это вызовет, если к компьютеру не подключены колонки). После такой демонстрации у части школьников может возникнуть желание самим создать что-то подобное. Кроме того, уместно сказать о том, что информатика в интеграции с другими предметами создаёт благодатную почву для активизации познавательного интереса обучающихся к другим областям знаний. Использую такие средства: решение проблем других областей средствами информационных технологий; внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой; интегрированные уроки (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).Хочется лишь отметить, что связь между предметами всегда можно найти, даже если она не явно видна. Компьютер сегодня проникает во все сферы жизни, становясь инструментом решения многих проблем.