Реферат по предмету "Разное"


Активизация познавательной деятельности на уроках географии

Активизация познавательной деятельности на уроках географииВ условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес. Результаты образовательной практики свидетельствуют, что более чем у половины школьников подросткового возраста наблюдается нейтральный, а в ряде случаев отрицательный познавательный интерес к обучению. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. В результате у ребят со сниженным познавательным интересом не вырабатывается целостный взгляд на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке Работа над этой проблемой побудила учителей географии к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике учителя географии МОУ СОШ №1 Онищенко Ю.Ю. и Бондаренко И.А.использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, используют ИКТ. Например, уроки формирования новых знаний проводятся ими в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций . На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений проводятся викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление уроком, позволяют активно внедрять в обучении географии региональный компонент Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Это относится и к географии, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Это общедоступные средства MS Office. Текстовой редактор MS Word, программы Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, и другие.Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Пример урока. Урок начинается с прочтения учителем литературного отрывка из произведения Ж. Верна: «Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину». Затем дети рассматривают и обсуждают иллюстрации разных типов вулканов. В ходе обсуждения актуализируется социальный опыт, знания учащихся (такие понятия, как жерло, лава, пепел известны большинству учащихся). Результатом обсуждения является схематический рисунок внутреннего строения вулкана, зафиксированный на доске и в тетрадях учащихся. Следующий этап: эмоциональный рассказ учителя об извержении вулкана Везувий. В рассказ вплетаются отрывки из воспоминаний Плиния Младшего, демонстрируется и совместно с детьми обсуждается репродукция картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», учитель декламирует стихотворение А.С.Пушкина «…Везувий». Созданию особого эмоционального фона урока способствует демонстрация опыта учителем, позволяющего увидеть в миниатюре извержение и образование вулкана. Далее возможна работа с различными средствами обучения: текстом учебника (классификация вулканов) и географической картой (географическая номенклатура). Итогом урока является самостоятельная работа учащихся по формулировке определения «вулкан». Дополнительным стимулом к изучению данной темы может послужить демонстрации моделей вулкана, где ребята не просто изготавливают модели вулкана, но и некоторые из них являются действующими.Большую роль в активизации познавательной деятельности играют музейные уроки. Над созданием системы музейных уроков, разработкой и проведением работает руководитель школьного музея, учитель географии Онищенко Ю.Ю.Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью. Реализации поставленных задач способствует использование в работе проектной и исследовательской деятельности учащихся. Под руководством Онищенко Ю.Ю. группа учащихся принимали участие в районном конкурсе проектов по благоустройству школьного двора и стали его лауреатами. Ученица 10 «А» класса Харашивили Кристина под руководством Бондаренко И.А. участвовала в районной НПК, их работа была удостоена третьим местом. В декабре 2009 года учащиеся 8 и 9 класса Назаренко Евгений, Красавин Иван, Янин Ярослав, Чумовских Сергей, Пошетнюк Анастасия, Крюкова Екатерина, Онищенко Дарья, Жандарова Анна, Юрченко Ксения приняли участие в краевой олимпиаде «Природа Кубани» и заняли в ней почетное второе место. В январе 2010 года состоялась ХХ1 научно-практическая конференция школьников. Лауреатами конференции сталии: Жандарова Анна, Пошетнюк Анастасия в секции экология (научный руководитель Онищенко Ю.Ю.); Бочаров Михаил в секции экономика; (научный руководитель Онищенко Ю.Ю.) Жукова Анасасия в секции валеология; (научный руководитель Онищенко Ю.Ю.) Назаренко Евгений в секции география (научный руководитель Онищенко Ю.Ю.). В этом учебном году 28 ребят приняли участие в школьном этапе олимпиады по географии, в районном этапе олимпиады все участвующие ребята оказались в десятке лучших, а учащийся 11 «А» класса Иванов А. (учитель Бондаренко И.А.) стал призером олимпиады.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.