КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВТОРОПОВА Л.М. учитель начальных классов, 2 категории ГУ «Средняя школа №1 г. Рудного» Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не столько результативность в изучение школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя. Продуктивное обучение – взаимодействие всех социальных институтов; приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии: планирования; анализа; синтеза; активной деятельности. Эффективное развитие творческой познавательной активности школьников необходимо и возможно на начальном этапе обучения. Особенно продуктивной в решении задачи является технология проектов. Развитие творчества, критического мышления происходит у обучающихся на уровне формирования ключевых компетенций. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимися определённым набором способов деятельности по отношению к определённому предмету воздействия. Это совершенно новый результат образования. Работа в режиме проектной деятельности позволяет выработать у учащихся ключевые компетентности:компетентность разрешения проблем (самоменеджмент). информационная компетентность. коммуникативная компетентность. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Данная проектно - исследовательская деятельность рассматривается как внеклассная работа, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой активности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе, а также направлена на углубление и закрепление знаний, умений и навыков. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве школы, проявляя при этом изобретательность и оригинальность. При разработке данных проектов использовался метод организованного и контролируемого детского исследования и экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей. Суть исследовательского творческого проекта – это свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.^ Цель коллективного проекта: развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности.Задачи: Развитие способности у детей младшего школьного возраста к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действия. Формирование умения прогнозировать будущие изменения. Совершенствование стиля партнерских отношений. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. Опыт проведения коллективных проектов в школе на протяжении ряда лет позволяет выделить следующие виды коллективных проектов: «Кругосветка» - данный вид коллективных проектов проводится по итогам традиционной экскурсионной недели младших школьников. В практике работы школы экскурсионная неделя учащихся начальных классов была определена, как предпоследняя неделя мая месяца, каждого учебного года. Учащиеся под руководством учителя идут на экскурсию на одно из предприятий города, согласно выбранной теме. Социально-значимые – проекты, посвященные знаменательным общественным событиям, датам; Информационные – направленные на сбор информации, о каком либо объекте, явлении с целью анализа обобщения, представления широкой аудитории.Участники: дети младшего школьного возраста, без каких - либо ограничений по познавательному развитию.^ Масштаб проекта соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях данного учреждения.Основные требования к использованию проектов: Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, решение которой вызывает интерес младших школьников и является интегративным по своей сути, позволяет реализовывать задачи воспитания и развития). Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Структурирование содержательной части проекта (возможность разделить общую проблему на составные части, когда над решением каждой подпроблемы как части общей работает отдельная группа); Использование исследовательских методов. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.^ Примерный план работы учителя по подготовке проекта: На основе изученных проблем детей поставка цели проекта. Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями). Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. Презентация проекта, открытое занятие. Работа над проектом включает деятельность учителя и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта (табл.).^ Этапы создания проекта Этапы проекта Деятельность педагога ^ Деятельность детей 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 1. Формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу. 4. Помогает в решении задачи.5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность.7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 9. Подготовка к презентации.Презентация 1. Вхождение в проблему.2. Вживание в игровую ситуацию.3. Принятие задачи.4. Дополнение задач проекта.5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. 8.Подготовка продукта деятельности к презентации.9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности Насколько успешно руководителю проекта удаётся распределить роли и сферы деятельности, настолько удачным получается результат. При этом огромную роль играет общий подход к выполняемой работе, который предлагается и стимулируется руководителем и который как раз и является определяющим фактором будущего результата. Например, если делить работу на части по роду деятельности (один собирает информацию, другой оформляет, третий представляет на защите и так далее), то достаточно беглого взгляда на выступление команды, чтобы понять, что участие многих в проекте формальность. При распределении обязанностей необходимо учитывать тот факт, что у всех учащихся разные способности. Однако, важно помнить суть проектной деятельности школьников не в том, чтобы использовать уже развитые способности, а максимально развивать их! Практика показывает, что наиболее успешными являются, те коллективные проекты, при выполнении которых руководитель оптимально распределил интеллектуальные и творческие силы между всеми участниками проекта. Актуальность включения коллективных проектов в практику работы учителя подчёркивает и тот факт, что элементы проектной и исследовательской деятельности позволяют формировать в процессе работы над проектом ключевые компетенции младшего школьника:Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.^ Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; количество новой информации использованной для выполнения проекта; степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками; оригинальность идеи, способа решения проблемы; осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; владение рефлексией; творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; социальное и прикладное значение полученных результатов. Подведение итогов проекта предполагает как оценка общего результата проекта по степени достижения поставленной цели, реализации обозначенных задач, так и оценку уровня сформированности компетенций отдельного школьника. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (возможность проводить консультации с разными группами, аудитории), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения. Кроме того, должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов.^ Тематика проведённых коллективных проектов: «Нас влекут неведомые дали», «По секрету всему свету», «Хлеб - всему голова», «Наша школа юбиляр», «65 – летию Великой Победы посвящается», «Куклы», «Пою тебе, страна моя…». В качестве примера, вот один из проведённых коллективных проектов. ^ Коллективный проект «Хлеб – всему голова» (К 70-летию Костанайской области)Педагогические цели: развитие деятельностных компетенций в работе с информацией, формирование умения презентовать свою работу, развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся, воспитание гражданских качеств, формирование навыков сотрудничества, профориентационная работа.^ Цели для учащихся: доказать ценность хлеба как основного продукта питания, изучить производство хлеба с древних времён до наших дней, показать вклад земледельцев области в обеспечение населения РК хлебом, изучить основных производителей хлеба в городе. В основе проекта – интеграция предметов (познание мира, словесность, культурология. математика) Основные направления проекта Из истории земледелия Зерновые злаки. Пшеница. Костанайская область как основной производитель зерна в Казахстане «Хлебная» тема в произведениях устного народного творчества (мифы, легенды, сказки, пословицы, загадки) Хлеб – основной продукт питания человека. Основные производители хлеба в нашем городе^ Возможные подходы к раскрытию микротемФормы презентации (интервью с руководителем хозяйства, рекламная акция ТОО «Асыл нан», беседа с врачом-диетологом, экскурсия на предприятие, в музей земледелия, инсценирование праздника последнего снопа и др.) Анализ проведенных коллективных проектов показывает, что познавательная деятельность только тогда дает положительный результат, когда учитываются движущие факторы (интересная тема, включенность родителей и интерес окружающих), работа учащихся носит творческий деятельностный характер, школьникам необходимо видеть конечный продукт своего труда. Таким образом, использование проектного метода предоставляет учителю возможность активизировать скрытые резервы для профессионального роста и вывести свою работу на качественно новый уровень, а в своих учениках открыть активных и заинтересованных партнёров.