АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ» Проект МОДЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДАПроект модели разработан рабочей группой комитета образования в составе: М.А. Секержитская, заместитель председателя комитета образования, Н.А. Дитрих, заместитель начальника планово-экономического отдела, В.Н. Орлов, заместитель начальника отдела общего и дополнительного образования, с участием специалистов отделов общего и дополнительного образования, дошкольного образования, планово-экономического, административно-правового и лаборатории управления развитием образования. Руководитель группы – В.А. Сарапулов, ведущий специалист ООДО (зав. лабораторией управления развитием образования) ^ ЧИТА – декабрь 2008 ВВЕДЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 года Известно, что когда возникают угрозы, всегда следует искать возможности, позволяющие не только устранить эти угрозы, что нередко, по объективным причинам, просто невозможно сделать. В такие периоды особенно эффективен поиск таких возможностей, которые, по закону «сверхкомпенсации» (Л.С. Выготский), смогут обеспечить и сохранение, и развитие системы. В принятых ранее стратегических документах, определяющих направленность развития муниципальной системы образования г. Читы на период до 2010 года (Концепция модернизации муниципального образования г. Читы; программа «Создание муниципальной системы качества образования»), обобщенными целями системы было определено создание условий для обеспечения доступности, эффективности и качества образования. При неизменности этих целей за эти годы изменились не только условия их достижения, но изменилась их концептуальная база. Доступность образования стала рассматриваться, наряду с традиционными представлениями, как расширение спектра образовательных услуг, представляемых для своих учащихся (воспитанников) образовательным учреждением. Такое понимание доступности определило необходимость разработки муниципального стандарта качества на оказание образовательной услуги в различных типах и видах образовательных учреждений (данный стандарт утвержден в 2008 году). Образовательная услуга, в соответствии с этим стандартом, выступает как комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых учащимся (и населению) возможностей, которые позволяют приобретать определенные знания умения, компетентности для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. По своему смысловому наполнению образовательная услуга охватывает и условия для организации и осуществления образовательного процесса, и сам образовательный процесс. В понятие эффективности образования стало включаться использование ИКТ, проектных, исследовательских технологий, технологии критического мышления и других современных технологий компетентностного характера. Благодаря именно современным технологиям появляется реальная возможность получать желаемые результаты без превышения нормативных затрат времени, средств и усилий. Переход к образованию на основе компетентностного подхода привел к тому, что в понятие качества стали вводиться новые показатели, связанные с деятельностным характером образования. Ряд показателей качества образования нового типа включен в программу «Создание муниципальной программы качества образования» (2006-2010гг.). Как сказано в проекте «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики», «владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность)». Именно на идее ключевых компетентностей построено новое поколение образовательных стандартов. Как показывает анализ их содержания, они ориентированы на решение проблем компетентностного образования, личностного развития на основе владения универсальными учебными действиями, на расширение спектра возможностей удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей и запросов. Поэтому особую актуальность приобретает проблема технологии проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся, особенно в условиях развития профильного обучения. В связи с этим модель МСО на период до 2020 года предусматривает блок направлений деятельности, связанных с качественной подготовкой педагогических и управленческих кадров к введению нового поколения образовательных стандартов.Придание развитию экономики страны инновационного характера требует учитывать эту тенденцию в долгосрочных планах развития муниципальной системы образования и образовательных учреждений. Как высказался на заседании Правительства РФ (22.08.2008 г.) В.В. Путин, к 2020 году доля инновационной продукции в России должна возрасти до 25%. Сегодня этот показатель не превышает 6%. Но к 2020 году те, кто поступит в первый класс в 2009 году, сумеют лишь закончить школу. Потому столь важна задача современной системы образования – создать такие условия образования современного школьника, в которых будет происходить естественный процесс формирования у него инновационного типа мышления и инновационного стиля поведения. По мнению А.И. Адамского, «экономика знаний становится основным источником прибыли и основным направлением конкуренции. Более того, сам характер экономики становится инновационным, построенным на постоянном изменении, на обновлении технологий, систем управления, инфраструктуры и т.д., либо экономика проигрывает конкурентам сразу и безоговорочно. Экономический климат формирует результат, и поэтому либо этот климат становится инновационным, либо в этом климате ничего экономически «съедобного» не растет» (Все школы могут стать инновационными // Перемены. – 2008. – №3. – с.4-5). Ориентация образования на инновационный характер развития экономики побуждает ввести в оценку качества образования такие группы критериев, как: способность образовательного учреждения предлагать новые решения для новых задач; способность педагога к инновационной профессиональной деятельности (умения разрабатывать и осуществлять научно обоснованные проекты общественно, профессионально и личностно значимых изменений в зоне ближайшего развития как детей, так и своего личностно-профессионального развития); способность выпускника школы: а) адаптироваться в ситуации инновационного производства (результат первого порядка); б) достигать социального благополучия в неопределенной ситуации современной социальной и экономической жизни (результат второго порядка); в) эффективно инновационно действовать (результат высшего порядка). Именно в этих направлениях необходимо осуществлять максимальную поддержку инновационной составляющей в МСО. Таким образом, весьма значимым результатом образования школьника становится инновационность его поведения при вступлении в реальную экономику. Экономика не может быть инновационной, если в ней трудятся люди, не способные принимать инновационные решения в конкретной практике. Поэтому, выстраивая систему оценки труда современного педагога, нельзя не учитывать это важное положение. На практике это означает, что, в частности, в систему оценки качества труда учителя необходимо включать показатели, связанные с инновационностью его деятельности и включением в эту деятельность его учащихся.Проектируя модель МСО на период до 2020 года, мы исходим из того, что долгосрочные цели (цели на перспективу в 3-5 или более лет) задают параметры «большого общего результата» и выстраивают приоритетные направления деятельности всей системы. Среднесрочные цели должны соответствовать требованиям операциональности, конкретности, мобилизующей способности: они переводят перспективные цели на уровень выделения этапов развития и важнейших действий. Цели работы на год выстраивают цепочку промежуточных результатов, конкретизируя ближайший этап: разбивают его на пошаговые тактические решения. Задачи на текущий учебный год указывают на конкретные способы достижения ближайших целей. Эта иерархия целей задает иерархию стратегических, тактических и оперативных документов, которые должны быть системно связаны единством последовательно решаемых нашей системой задач, способных оптимальным образом привести систему к достижению стратегических целей. Поэтому модель МСО до 2020 года, воспроизводя некоторые существенные свойства и структуру реальной муниципальной системы образования г. Читы конца первого десятилетия 21 века, упрощая её, отвлекаясь от несущественного ради более ясного представления о будущем системы, не может быть ни тактической, ни, тем более, операциональной. Такое представление о назначении модели вызывает необходимость поэтапной разработки сопровождающих модель документов тактического и оперативного характера, которые предстоит разработать последовательно на 2011-2012, 2013-2016, 2017-2020 годы (2011 год определен как начальный в силу того, что основные документы стратегического характера в МСО – Концепция модернизации муниципального образования г. Читы и программа «Создание муниципальной системы качества образования» – разработаны на период до 2010 года). В связи с этим на первом этапе введения модели (2009-2010гг.) предстоит разработать план основных действий комитета образования и образовательных учреждений по завершению работы, связанной с реализацией Концепции модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 года и программы «Создание муниципальной системы качества образования (2006-2010гг.). Исполнение этих стратегических документов для МСО г. Читы создает минимально необходимые для последующего развития системы стартовые условия. В этих условиях модель выступает способом прогнозирования, которое является формой предвидения и выражается в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Именно параметры устойчивого существования и тенденции развития задают цели и содержание основных направлений модели. Модель МСО становится особой разновидностью программы развития, так как является документом, излагающим цели, содержание и способы деятельности комитета образования и образовательных учреждений в достижении более высокого уровня образования. Разработка проекта модели осуществляется в рамках проектной деятельности как деятельности по созданию прообраза, прототипа возможного состояния муниципальной системы образования краевого центра к 2020 году. Поэтому это представление выражается не в показателях, которые возможно количественно измерить, а посредством выделения приоритетных направлений развития и их качественных показателей. Сдерживающим фактором в определении количественных показателей развития системы к 2020 году является как стратегический характер модели, так и перманентный процесс изменений социально-политической и финансово-экономической ситуации, которые могут носить как ограничивающий характер, так и характер благоприятных возможностей. Планирование в рамках модели носит стратегический характер, поэтому в динамичном процессе оперативного планирования систематически будет осуществляться его детализация. Именно в процессе последующего планирования будут определяться детали введения в действие механизмов реализации модели. При этом под механизмами мы понимаем конкретные процессы преобразования объектов (структур) управления в рамках определенных нашей моделью направлений деятельности. Структура и содержание основного механизма проектирования и реализации модели представлены в завершение данного раздела.Модель МСО на период до 2020 года является практическим способом инновационного типа развития системы, при котором управленческие решения принимаются на основе учёта реальных и возможных финансово-экономических и социально-педагогических изменений и осуществляют опережающую реакцию на них. Именно такой тип деятельности характерен для систем, работающих в режиме развития. Характер такого типа развития проявляется в нашей системе в процессах введения в управленческий цикл тех изменений, которые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и её радикальное обновление: диагностику состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекцию модели, её адаптацию к реальным условиям функционирования МСО. Благодаря этому поддерживается динамическое равновесие системы – постоянное изменение ради обеспечения устойчивости системы. Инновационный тип развития в последний период (2004-2008) стал преобладающим в практике управления МСО г. Читы по сравнению с функционирующим типом развития, характерном для систем, работающих в пассивно-приспособительном режиме, при котором управленческие решения принимаются на основе учёта непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, которые уже просто нельзя игнорировать. Инновационная обстановка в муниципальной системе образования г. Читы, на создание которой, наряду с другими целями, ориентирована модель МСО на период до 2020 года, определяется (по А.М. Моисееву) как совокупность условий благоприятного и неблагоприятного характера с точки зрения возможности осуществления инноваций. Реализуя нашу модель, мы рассчитываем, что позитивная динамика будет наблюдаться по большинству характеристик инновационной обстановки, в том числе:возрастет мера ориентации субъектов МСО на развитие (проявляется в направленности их инновационных установок); повысится степень заинтересованности субъектов МСО в инновациях; повысится степень их включённости в инновационную деятельность (проявляется через уровень инновационной активности);возрастет их готовность к нововведениям (психологическая и профессиональная); в системе будет лидер, способный возглавить преобразования (инновационный лидер), в качестве которого на первом этапе реализации модели может выступать лаборатория управления развитием образования, на последующих этапах – иная структура комитета образования матричного типа (отдел анализа и стратегии развития МСО и т.п.); в МСО будет сформирована устойчивая и официально признанная структура и механизмы управления инновациями.Модель МСО до 2020 года является реальным способом преодолеть возникающие явления регрессии – тенденцию в поведении системы, проявляющуюся в том, что со временем события начинают группироваться вокруг средних значений. Мы исходим из того, что прогноз, основанный на использовании наблюдавшихся экстремальных значений, ведёт к ошибочным представлениям о будущем. Поэтому проектирование модели опирается на основные характеристики развития как процесса необратимых, направленных, закономерных изменений в системе, причем все эти характеристики выступают как единство во времени и пространстве. При этом обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной смены функций). Отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Поэтому модель МСО до 2020 года, опираясь на традиционные цели, – обеспечение доступности, эффективности и качества, предполагает внесение изменений в содержание и организацию образовательного процесса с учетом введения нового поколения образовательных стандартов, основанных на компетентностном подходе. Эти изменения должны захватить также состав и структуру МСО и модернизацию управления системой на основе расширения сферы самостоятельности образовательных учреждений и привлечения к реальному управлению представителей гражданских институтов как на уровне образовательных учреждений, так и на уровне управления МСО. Механизмом развития при этом выступает процесс введения в систему новшеств: только в таком аспекте развитие может стать реальным инновационным процессом. Благодаря реализации модели МСО будет происходить «удержание» и развитие образовательного пространства – пространства, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при возрастающей тенденции децентрализации образования. Это обеспечит взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания. Именно в этом пространстве может быть получен полноценный результат образовательного процесса – такие изменения в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии учащихся и воспитанников, которые характеризуют содержание культурно-образовательного стандарта читинского школьника. Побуждающим мотивом создания модели МСО г. Читы на период до 2020 года стало создание такого рода моделей в социально-экономической сфере Российской Федерации на всех уровнях управления. Муниципальная система образования г. Читы, будучи подсистемой системы образования более высокого уровня (региональной и российской), должна принимать адекватные поведению этих систем управленческие решения. При этом следует учесть то, что в 2010 году заканчивается нормативный срок действия основных документов, зафиксировавших основные направления образовательной политики в МСО г. Читы: Концепции модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 года и программы «Создание муниципальной системы качества образования (2006-2010гг.)». Поэтому создание модели МСО г. Читы на период до 2020 года является управленческим решением упреждающего характера, подтверждающего способность нашей системы к инновационному поведению в ситуации неопределенности. Разработка модели – показатель того, что социально-экономическое развитие, при всех сложностях и проблемах современной ситуации, достигло такого уровня устойчивости, когда появляется реальная возможность делать достаточно обоснованные прогнозы развития муниципальной системы образования. Концепция социально-экономического развития городского округа «Город Чита» до 2022 года в число стратегических приоритетов устойчивого социального развития города Читы, наряду с созданием системы эффективного медицинского обслуживания, включает повышение образовательного и культурного уровня населения. Реальное обеспечение приоритета образования, как заявлено в Концепции, может быть на основе доступности качественного образования, совершенствовании городской воспитательной системы, повышении социального статуса и профессионализма педагогических кадров. Среди 6-и «точек роста», способных существенно влиять на экономический потенциал города в ближайшие 10 лет, Концепция социально-экономического развития Читы до 2022 года особо выделяет научно-образовательный комплекс. Потенциал роста авторы Концепции видят в росте удельного веса населения, имеющего среднее и высшее образование, в создании сети опорных образовательных учреждений по качеству образования и организации обучения их руководителей и педагогов в рамках сетевых семинаров и консультаций, подготовки педагогов-исследователей, увеличении сети инновационных площадок и создании развитой образовательной базы. В то же время развертывание потенциала развития серьезно сдерживается недостаточной обеспеченностью местами в дошкольных учреждениях, материально-технической базой образовательных учреждений, социальными условиями жизни значительной части педагогов, проблемами условий загородного отдыха и оздоровления детей, отсутствием взаимодействия между образовательной системой и рынком труда. Поэтому для достижения ведущей цели среднесрочной программы развития (2008 – 2012гг.) – создания устойчивого механизма развития муниципальной системы образования – определен комплекс задач: формирование городской воспитательной системы;создание условий для обеспечения доступности и повышения качества образования;поддержка инновационных процессов в образовательных учреждениях;повышение социального статуса и профессионализма педагогических кадров;совершенствование системы управления образованием в условиях модернизации;финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение системы образования. Учитывая, что муниципальная система образования является подсистемой не только региональной и российской систем образования, но и подсистемой городского округа «Город Чита», модель МСО на период до 2020 года, безусловно, должна учитывать направления образовательной политики, определенные Концепцией социально-экономического развития городского округа «Город Чита» до 2022 года.Задачей долгосрочного характера в программе социально-экономического развития г. Читы в сфере образования на 2008-2017 годы определена модернизация муниципальной системы образования, включающая решение проблем использования современных технологий в процессе обучения, разработки и внедрения новых программ и методик. Столь важные изменения, безусловно, должны стать задачей долгосрочной программы действий, но необходимо, как показывает анализ современной ситуации, внести существенные коррективы в связи с изменениями в целях и содержании образования, формах организации образовательного процесса и управлении образовательными системами. Характер этих изменений обозначен, в частности, в выступлении Президента РФ с посланием Федеральному Собранию (5 ноября 2008 года), в комплексном проекте модернизации российского образования, в проекте современной модели российского образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики, а также в проекте нового поколения образовательных стандартов.В качестве метода оценки внутренних сильных и слабых сторон МСО, открывающихся перед ней внешних возможностей и подстерегающих ее опасностей нами использованы подходы SWOT-анализа и PEST-анализа (в проекте модели данные анализа не приводятся). На основе SWOT-анализа выделялись сильные и слабые стороны нашей системы, благоприятные возможности и риски ее развития. Для анализа внешней среды применялись некоторые атрибуты PEST-анализа: анализ образовательной политики государства, Забайкальского края и городского округа «Город Чита», анализ экономической ситуации, влияющей на развитие образования, социально-демографической ситуации и инновационных технологий, привносимых в образование в современных условиях. Схема механизма разработки и реализации модели муниципальной системы образования г. Читы на период до 2020 годаПроектирование модели и обсуждение ее в комитете образования (15.12.2008 – 16.01.2009).Представление проекта модели на семинарах руководителей образовательных учреждений и в муниципальных образовательных учреждениях с организацией обсуждения в педагогических коллективах совместно с представителями общественных форм управления ОУ (19.01 – 13.02.2009).Изучение внесенных коллективами муниципальных образовательных учреждений предложений и замечаний по проекту модели и ее корректировка (16.02 – 27.02.2009).Обсуждение проекта модели на заседании коллегии комитета и ее нормативное утверждение (март 2009).Разработка на 2009-2010гг. плана основных действий комитета образования и образовательных учреждений по завершению реализации Концепции модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 года и программы «Создание муниципальной системы качества образования (2006-2010гг.)» (июнь 2009). Обобщение итогов реализации Концепции модернизации муниципального образования г. Читы на период до 2010 года и программы «Создание муниципальной системы качества образования (2006-2010гг.)» на августовской педагогической конференции 2010 года.Разработка среднесрочных программ по реализации модели: на 2011 – 2012 годы (март – август 2010 года); на 2013 – 2016 годы (март – август 2012 года); на 2017 – 2020 годы (март – август 2016 года).Включение в оперативные (годовые) планы комитета образования и муниципальных образовательных учреждений мероприятий и действий по реализации среднесрочных программ по реализации модели (ежегодно, в плановом порядке). Организация обсуждения среднесрочных программ по реализации модели (последовательно) в педагогических коллективах образовательных учреждений с участием представителей гражданских институтов и на августовских педагогических конференциях (май, август 2010 года; май, август 2012 года; май, август 2016 года).Обобщение итогов реализации модели муниципальной системы образования г. Читы на период до 2020 года на августовской конференции 2020 года.^ РАЗДЕЛ 1. ИТОГИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (2006 – 2008 ГОДЫ)Деятельность комитета образования в период 2006-2008 г.г. была направлена на создание условий для устойчивого функционирования и поступательного развития муниципальных образовательных учреждений, повышения качества и доступности образования, укрепления и расширения материально-технической базы. В систему муниципального образования города входят 56 общеобразовательных школ, из них 3 начальные школы, 2 гимназии, 6 вечерних (сменных) школ, в том числе 2 центра образования, УПК, школа-интернат, а также 75дошкольных образовательных учреждений и 18 учреждений дополнительного образования. Методическое сопровождение осуществляет городской информационно-методический центр. Контингент учащихся в общеобразовательных школах на протяжении 2-х лет остается стабильным: в сентябре 2007 года количество учащихся составило 30829, на начало 2008 учебного года – 30860 детей. В вечерних школах обучается 2141 учащихся. Дошкольные образовательные учреждения посещают 15667 детей. В связи с увеличением рождаемости в городе возросло количество детей, посещающих ДОУ. За последние годы расширилась сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений, открываются новые группы за счет восстановления помещений ранее использованных для других целей. В частности, в 2006 году в муниципальную собственность принято 2 ДОУ, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в 2008 году построен детский сад в микрорайоне Северный на 10 групп, произведена реконструкция помещения ДОУ № 38 и открыто дополнительно 4 группы. Количество групп в ДОУ за три года выросло с 442-х (11923 ребенка) до 528-и (15667 детей). Дополнительным образованием в охвачено 57 % детей. В общеобразовательных учреждениях работают 1405 кружков, студий, спортивных секций, художественных коллективов разных направлений. Приоритетными направления финансирования в 2006-2008гг. стали: ^ Направления финансирования Ед. измерения 2006 2007 2008 Адресная социальная поддержка уч-ся:а) обеспечение горячим питанием детей из малообеспеченных семей; б) летние оздоровительные мероприятия - школьные лагеря;в) приобретение учебной литературы уч-сяуч-сятыс. руб. 756160571000 75616200850 88005000870 Целевая поддержка ОУ, имеющих инновационный статус тыс. руб. 980 1020 951 Доплаты за инновационную деятельность тыс. руб. 1837,8 2162,6 Повышение квалификации педагогических работников тыс. руб. 1800 2256 1260 Поддержка талантливых уч-ся (проведение конкурсов, фестивалей, олимпиад за счет программы "Развитие образования") тыс. руб. 742 740 785 Основные мероприятия в рамках реализации национального проекта «Образование»: тыс. руб. 5000 4000 4000 1.Школьная мебель тыс. руб. 164 103,0 134 2. Спортивный инвентарь тыс. руб. 479,0 104,6 60 3. Учебное оборудование тыс. руб. 1676,4 1989,6 1958,9 4.Информатизация тыс. руб. 1699,5 1243,4 1847,1 5. Курсы повышения квалификации тыс. руб. 966,8 502,4 6. Приобретение учебников тыс. руб. 14,3 57 5. Вознаграждение за классное руководство тыс. руб. 22934 21976 23971,5 Важнейшим направлением в создании условий для обучения и воспитания стало укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. За период 2006-2008гг. произошло значительное улучшение условий обучения и воспитания за счет отремонтированных помещений, систем отопления и водоснабжения более чем в 60 учреждениях образования. Открыты спортивные комплексы «Темп», «Березка», «Шахтер», зал для занятий по греко-римской борьбе. Для обеспечения деятельности учреждений образования приобретено: пожарное оборудование, холодильники, электропечи, стиральные машины, детские кровати, кабинки, более 1000 комплектов школьной мебели, 550 классных досок, 20 интерактивных досок, 90 комплектов оборудования для кабинетов трудового обучения, 550 наименований медицинского оборудования, спортивный инвентарь на сумму более 3000 тысяч, мультимедиа оборудование (более 150 шт.), в нескольких школах приобретены лингафонные кабинеты, приобретено оборудование для столовых более 300 наименований и др. Закупка комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования: 2006 год 2008 год Областной бюджет 12752 тыс. руб. 18476,6 тыс. руб. Муниципальный бюджет 3319 тыс. руб. 3825 тыс. руб. Федеральный бюджет 5000 тыс. руб. 4000 тыс. руб. Всего: 16071 тыс. руб. 26101,6 Средняя наполняемость классов составила в 2006 году – 24,3 ученика, в 2007 году – 24,8 и в 2008 году – 24,9. До 2007 года лицевые счета были открыты по каждому учреждению образования по предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности (Внебюджетные средства), с 2008 года комитетом по финансам администрации городского округа «Город Чита» был открыт лицевой счет на комитет образования. Эта система сохраняется и на 2009 год.В течение 2006-2008гг. муниципальная система образования активно работала по реализации Приоритетного национального проекта «Образование». В рамках проекта педагогическим сообществом г. Читы были одобрены приоритетные направления работы: создание и реализация программ качества образования на всех уровнях организации образовательного процесса и управления; развитие нормативно-правовой базы стимулирования инновационного развития образования, повышения его доступности, эффективности и качества; повышение уровня воспитательной работы в школах; стимулирование инновационного развития образовательных учреждений общего образования на конкурсной основе; поддержка лучших учителей; информатизация образования и укрепление материально-технической базы школ; развитие системы дошкольного образования с учётом демографической ситуации, нормативно-правовое и организационное обеспечение различных форм дошкольного образования, в том числе предшкольной подготовки; переход на профильное обучение и расширение работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности и склонными к умственной деятельности; усиление воспитательной роли образовательного учреждения, развитие разнообразных форм детского самоуправления и воспитательных систем, интеграция действий всех социальных институтов в решении проблем воспитания детей и молодёжи; совершенствование механизмов управления образовательным учреждением через развитие системы социального партнёрства и расширение государственно-общественных форм; использование эффективных форм работы по повышению профессиональной компетентности и статуса управленческих и педагогических кадров и др. В этот же период были определены и приняты в рамках городского Совета по опытно-экспериментальной работе приоритеты инновационной деятельности в практике обучения и управления на период до 2009 года, ориентированные на решение актуальных задач развития системы. Среди них особо выделены проблемы управления: обеспечение государственно-общественного характера управления образованием (полноценное участие граждан в деятельности школьных советов, система публичной отчетности школ по результатам деятельности); переход к сетевому образованию в условиях формирования образовательных округов; создание современной системы оценки качества образования на основе объективной аттестации учеников, учителей и школ. В МСО сформировалась целостная система управления инновационными процессами, включающая нормативное обеспечение, организационное обучение, мотивационное и научно-методическое обеспечение. За три года действия ПНПО в краевом центре победителями конкурса «Лучшие школы России стали 13 общеобразовательных школ (№№ 8, 9, 21, 26, 27, 30, 38, 42, 47, 49, гимназии №4 и 12, причем гимназия №12 диплом победителя получила дважды). За этот же период по решению городского Совета по опытно-экспериментальной работе статус инновационных педагогических площадок и лабораторий областного уровня получили школы №№ 3, 6, 13, 27, 29, 33, 38, 40, 42, 46, 47, ОСОШ №12, ООДО комитета образования и школы №№6, 8, 16, 42 (сетевое взаимодействие в рамках профильного обучения). Среди дошкольных учреждений такого рода статусы получили ДОУ №28, 39, 71, 75 (51), 82, 83, 85, 87, среди учреждений дополнительного образования – ДДЮТ и ДДТ №2, ЦО №2. статус педагога-исследователя получили за три года 15 педагогов. Количество образовательных учреждений, получивших инновационный статус городского уровня, в 2008 году по сравнению с 2006 годом (20,4%) выросло почти на 10%. Сформировались основные направления инновационной деятельности, среди которых: использование здоровьесберегающих технологий, культурологическое образование и воспитание, интеллектуальное и творческое развитие детей, формирование ключевых компетенций современного школьника, регионализация содержания образования, социализация детей и организация образовательного процесса в условиях школы полного дня, создание современных систем качества образования, организация участия семьи и гражданских институтов в воспитании детей и управлении образовательным учреждением. Позитивный опыт инновационного развития был обобщен на городских научно-практических конференциях: «Качество современного образования: проблемы, опыт, перспективы (проблемы управления качеством)» – в 2006 году, «Инновационные процессы в практике современного образования: опыт решения проблем» – в 2008 году. В комитете образования сформирован банк данных индивидуал