ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТАКЧУРИН ЗАКИР ХУСАИНОВИЧАКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ(Теоретико-правовое исследование)Москва-2004ББК __.__ (__Рос) __ К__Рецензент: Кузнецов Николай Иванович – Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РСФСР, академик Академии Военных наук, доктор юридических наук, профессор.Акчурин З.Х. Актуальные аспекты правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. – М.: Военный университет, 2004. – 250 с.В монографии комплексно исследуются теоретико-правовые вопросы правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, его современного состояния, дается определение права военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, рассматривается ряд наиболее важных и проблемных аспектов в указанной сфере правоотношений. Для научных работников, преподавателей, адъюнктов и аспирантов, слушателей, курсантов и студентов юридических учебных заведений, а также специалистов, интересующихся проблемами обеспечения жилыми помещениями военнослужащих.ББК __.__ (__Рос) __© З.Х. Акчурин, 2004.ОглавлениеВведение ..………...……………...…………………………………….… С.4-14. Глава 1. Право на обеспечение жилыми помещениями как социальная гарантия статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту……………………………………………………………………….…....С.15-100. §1. Понятие и сущность права военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями …….…….………………………………..………………… С.15-39. §2. Развитие отечественного законодательства о праве военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями ………………………………..……. С.40-63. §3. Общая характеристика системы правового регулирования обеспечения военнослужащих жилыми помещениями……………………………..… С.64-100. Глава 2. Основные формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту ……………..…... С.101-169. §1. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями временного пользования ..……………………………………………...……………………С.101-126. §2. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма………….…………………………………………………………… …С.127-169. Глава 3. Дополнительные формы обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту ……………С.170-211. §1. Участие военнослужащих в подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» ..…………………………….………………………..…… С.170-188. §2. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов и через строительство жилья.…………………………...………………………………….…..…..… С.189-211. Заключение ……………..…………………………..…………..….… С.212-224. Библиографический список …………………………………..…..… С.225-238. Приложения …………..……………………………………………… С.239-250.ВведениеВопрос обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями в настоящее время является одним из наиболее важных и актуальных. Жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем для военнослужащих. Ее нерешенность негативно сказывается на комплектовании войск и ходе реформирования военной организации государства, вызывает большой отток специалистов. В то же время, проблеме обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, всегда уделялось большое внимание, в последние годы - в рамках реализации различных государственных программ. Первоначально основной упор в этих программах делался на финансирование за счет средств федерального бюджета строительства государственного и муниципального жилья и его предоставление по договору социального найма. Впоследствии предпринимались попытки решения жилищной проблемы военнослужащих и членов их семей посредством предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в собственность. Однако эта форма обеспечения жильем не получила развития, и темпы обеспечения жильем указанных категорий граждан постоянно снижаются, хотя именно этому направлению сейчас придается важное значение. Политика финансирования за счет средств федерального бюджета строительства жилья в условиях высокой инфляции и острого бюджетного дефицита привела к возникновению большого числа незавершенных строительством жилых домов, находящихся в федеральной собственности. Одновременно в результате проведения жилищной реформы начал функционировать рынок жилья. Сегодня на этом рынке имеется значительное количество жилых помещений, предназначенных для продажи, но не находящих спроса. Дальнейшее развитие рынка жилья зависит от условия платежеспособности населения, в том числе с помощью государственной поддержки и создания механизмов кредитования строительства и приобретения жилья. С другой стороны, уровень доходов военнослужащих и членов их семей, при существующих ценах на жилье не позволяет им приобрести жилье только за счет собственных средств. В связи с этим для ускорения темпов обеспечения данной категории граждан требуется комплексное решение указанной проблемы. Кроме того, правовое регулирование жилищных правоотношений недостаточно унифицировано, что порождает за собой массу проблем. Так, жилищные вопросы регулируются многочисленными законодательными и подзаконными актами, множеством инструкций и приказов различных министерств и ведомств. Причем многие из них были изданы в разное время. Все это серьезно затрудняет применение жилищного законодательства. В настоящее время действует Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - ЖК РСФСР),1 многие законодательные акты бывшего Союза ССР, РСФСР и РФ, в том числе и подзаконные, которые должны соответствовать им. Некоторые региональные органы стали заниматься местным нормотворчеством и создавать различные акты, противоречащие ЖК РСФСР и другим нормативным актам высших органов власти и управления. Кроме того, отдельные органы управления и должностные лица грубо нарушают жилищное законодательство, предоставляют жилье лицам, не имеющим права на получение жилья. Важнейшей гарантией создания эффективного закона служат предложения ученых, основанные на познанных закономерностях и тенденциях правового регулирования, его объективных и субъективных элементов. Однако не всегда рекомендации ученых остаются в поле зрения правотворческих органов, ученые – юристы недостаточно активно привлекаются к непосредственному участию в разработке законопроектов, особенно на заключительных стадиях отработки, а также к их обсуждению и рецензированию. В последние годы жилищная проблема значительно обострилась, растет число военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, нарастает неудовлетворенность военнослужащих и членов их семей состоянием своей социально-правовой защищенности. Все это усиливает социальную напряженность в воинских коллективах, ведет к росту экономических преступлений, отрицательно сказывается на выполнении задач по поддержанию обороноспособности и безопасности страны. Закрепление в законодательстве права военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями еще не означает реальную возможность его осуществления на практике без создания механизма обеспечения жильем. Установленный механизм обеспечения жильем военнослужащих находится далеко не в идеальном состоянии, причинами чего являются имеющиеся коллизии, пробелы в праве, разрозненность правовых актов и ряд других причин, в связи с чем, возникает необходимость проведения комплексного исследования эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих указанные вопросы, разработать и внести предложения по совершенствованию действующего законодательства, в целях формирования и стабилизации действенного механизма обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Таким образом, необходимость углубленной теоретической и практической разработки проблемы правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяет актуальность данной темы. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере реализации жилищных прав военнослужащих Вооруженных Сил РФ. Предметом исследования является система норм права, регулирующих обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и членов их семей, порядок обеспечения указанной категории граждан жильем в Вооруженных Силах РФ, основные и дополнительные (альтернативные) формы обеспечения жильем данной категории граждан. Целью исследования является решение научной задачи по вопросам правового регулирования обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и членов их семей, реализации ими права на жилище, предусмотренного и гарантированного государством в рамках предусмотренных форм обеспечения жильем. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: определение исходных теоретических положений, раскрывающих понятие и сущность права на обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ; анализ исторического процесса становления и развития отечественного законодательства о праве на жилище военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ; оценка состояния системы правового регулирования обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и анализ эффективности действия нормативных правовых актов, регулирующих вопросы данной области правоотношений; анализ основных и дополнительных (альтернативных) форм, а также порядка обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ; разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию законодательства о праве на жилище военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Методологической основой данного исследования является диалектический метод познания с использованием основных положений и категорий материалистической диалектики. Применяются общенаучные методы познания: исторический, логический и системно-структурный анализ, проблемный, классификационный, описательный, сравнительно-сопоставительный и другие, а также специальные методы, используемые в военно-юридической науке. Юридической основой исследования являются: общепризнанные нормы и принципы международного права, Конституция РФ, нормативные правовые акты общего и военного законодательства, регулирующие вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями, материалы судебной практики, статистические данные военных судов и органов военной прокуратуры, а также органов военного управления. Теоретическую основу составляют научные работы и диссертации по военному праву, теории государства и права, конституционному праву, военной администрации, гражданскому, жилищному праву, публикации в средствах массовой информации и другие источники. При этом, учтены фундаментальные исследования в области военного права Ахметшина Х.М., Артамонова Д.Н., Артамонова Н.В., Загорского Г.И., Кобликова А.С., Кузнецова Н.И., Романова П.И., Старова Б.Ф., Стрекозова В.Г., Тер-Акопова А.А., научные работы и исследования Андрианова И.И., Басина Е.В., Вахидова А.Т., Гонгало П.В., Грибанова В.П., Корнеева С.М., Крашенинникова П.В., Красавчикова О.А., Кудашкина А.В. Ларкина И.И., Литовкина В.Н., Мартковича И.Б., Мигачева Ю.И., Назарчука А.П., Панайотова И.Г., Петрищевой Г.И., Пчелинцевой Л.М., Седугина П.И., Синицы А.А., Толстого Ю.К., Фатеева К.В., Холодкова И.В. и других авторов. Основные положения и выводы автора исследования опубликованы в научных и научно-практических печатных изданиях. Научная новизна заключается, прежде всего, в том, что данная работа, по существу, является новым комплексным исследованием проблемы обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. Достижение цели работы и решение поставленных в соответствии с ней задач будет иметь существенное значение для соответствующей отрасли знания. Вопросы реализации права на жилище военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей рассматривались в работах ряда ученых-юристов (Назарчука А.П., Пчелинцевой Л.М., Синицы А.А., Старцуна В.Н., Фатеева К.В. и др.). Однако в связи с принятием новых нормативных правовых актов многие положения, изложенные в данных трудах, требуют нового комплексного решения. При этом, вследствие многообразия жилищных правоотношений, сложности и противоречивости жилищного законодательства, неразрешенности жилищной проблемы военнослужащих Вооруженных Сил РФ данная тематика не лишена элементов дискуссионности и имеет целый ряд нерешенных вопросов. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании на основе изучения действующего законодательства и имеющихся в юридической науке теоретических положений о жилищных правах военнослужащих, рассматриваются вопросы, связанные с понятием и сущностью права на жилище военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, собственно порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ и форм реализации ими своего права на жилище, проводится анализ системы правового регулирования данной области правоотношений и разрабатываются научно-практические рекомендации по совершенствованию нормативной базы. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его положения могут быть использованы для совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей отношения, возникающие в данной сфере, а также в изучении таких учебных дисциплин как «Военное право», «Военная администрация», «Гражданское право», «Жилищное право», «Правовая работа в Вооруженных Силах». Основными выводами, к которым пришел автор по результатам исследования, являются следующие положения: 1. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют общее конституционное право на жилище, а также право на обеспечение жильем, выступающее в качестве специального права на жилище (Приложение 1). Право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих – специальное право военнослужащих на жилище, обусловленное действием норм специального (военного) законодательства в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, установлением в законодательстве (в том числе и на конституционном уровне) в отношении военнослужащих особого (специального) порядка реализации права на жилище, распространяющегося только на них, наличием у военнослужащих особого правового положения (статуса), заключающееся в снабжении данной категории граждан жильем на условиях и в порядке предусмотренном законодательством. 2. Право федерального органа исполнительной власти на повторное заселение жилых помещений - правовой институт жилищного права, который следует рассматривать как право федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрено прохождение военной службы, на очередное заселение жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, в случае их освобождения военнослужащими и совместно, проживающими с ними членами их семей, другими военнослужащими. Право на повторное заселение жилых помещений с одной стороны выступает как мера социально-правовой защиты военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а с другой, как ограничение права государственной (права собственности субъектов РФ) и муниципальной собственности, в целях защиты прав и законных интересов военнослужащих, обеспечения обороны страны и безопасности государства, в связи с чем, из-за наличия правовых коллизий в законодательстве, неоднозначного подхода на практике к его толкованию, необходимо внести изменения в пункты 1, 5 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон о статусе),2 а также предусмотреть в Жилищном кодексе РФ статью, посвященную вопросу повторного заселения военнослужащими жилых помещений (Приложения 2, 3). 3. Непредоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей в предусмотренный законом срок жилых помещений по нормам и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является существенным нарушением условий контракта о прохождении военной службы, в связи с чем, для усиления мер социально-правовой защиты военнослужащих, следует закрепить данное положение в законодательстве (Приложение 4). 4. С учетом особенностей предоставления жилых помещений временного пользования военнослужащим и членам их семей по сравнению с обеспечением иных категорий граждан, объективно имеется необходимость в изменении указанного порядка обеспечения, а также приведения в соответствие норм общего жилищного и военного законодательства, в связи с чем, целесообразно предусмотреть в Жилищном кодексе РФ положения об особенностях обеспечения жильем военнослужащих, сводящиеся к приоритету юридической силы военного законодательства по указанным вопросам (Приложение 5). 5. В целях определения статуса служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, в которых могут размещаться военнослужащие и совместно проживающие члены их семей, необходимо закрепить в законодательстве положение определяющее понятие данной категории жилых помещений, под которыми автор полагает понимать разновидность служебных жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда, которые по санитарным, противопожарным, градостроительным, техническим нормам и требованиям предназначены для временного проживания граждан (проживание в которых возможно в течение определенного срока без вреда здоровью граждан), после чего, на уровне Госстроя России разработать Положение о порядке признания жилых помещений пригодными для временного проживания. 6. В целях повышения эффективности обеспечения жильем военнослужащих, устранения коллизий, вызванных злоупотреблением правом, представляется целесообразным, предусмотреть в Жилищном кодексе РФ статью, устанавливающую пределы осуществления жилищных прав участниками жилищных правоотношений, положения которой сводятся к тому, что не допускаются действия граждан, должностных лиц и организаций, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах (Приложение 6). После этого, не менее важным будет являться закрепление в федеральном законодательстве правовых норм, регулирующих сознательное ухудшение жилищных условий гражданами и последствия такого ухудшения (Приложение 7). 7. С учетом необходимости повышения эффективности закрепленных в законодательстве положений об обеспечении жильем военнослужащих за счет государственных жилищных сертификатов представляется целесообразным решение на законодательном уровне вопросов, предоставления военнослужащим-участникам подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» беспроцентной ссуды на оплату стоимости приобретаемого жилья в части, не покрываемой субсидией по государственному жилищному сертификату, с механизмом погашения данной ссуды. Практическая значимость исследования заключается в том, что конкретные выводы и рекомендации работы могут быть использованы при разработке нормативных правовых и правовых актов, совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующей обеспечение жилой площадью военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и членов их семей в России. Основные положения, выводы, рекомендации исследования изложены автором в таких научных публикациях, как «О предоставлении жилых помещений военнослужащим в порядке повторного заселения»3, «Вопросы предоставления жилых помещений военнослужащим при увольнении с военной службы по «льготным» основаниям»4, «Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих Черноморского флота Российской Федерации»5, «Место и роль права ведомства на повторное заселение жилой площади в системе функционирования федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба»,6 «Право на обеспечение жилыми помещениями как социальная гарантия статуса военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»7, «Переход к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих: миф или реальность»,8 «Вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями временного пользования»,9 «Пути совершенствования законодательства Российской Федерации о праве военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями»10 и других публикациях. Исследование состоит из трех глав, введения заключения, библиографического списка использованной литературы и нормативных актов, а также приложений. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, указаны основные направления исследования, его цель и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, даны ссылки на методологическую основу и источники исследования, а также сформулированы основные положения, к которым пришел автор по результатам исследования. В первой главе раскрываются сущность и основания возникновения права на жилище военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. На основе сравнительного анализа гражданского, военного и жилищного законодательства России дано понятие права военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями, которое выделено автором в качестве специального права военнослужащих на жилище, проведен исторический анализ становления и развития отечественного законодательства о праве военнослужащих на обеспечение жильем, а также дана комплексная оценка правовому регулированию указанной области правоотношений в РФ в настоящее время, рассмотрены правовые основы снабжения жилой площадью данной категории граждан. Вторая и третья главы исследования посвящены наиболее важным основным и дополнительным формам обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в современных условиях, которые на основе анализа действующего законодательства, достаточно подробно рассматриваются и оцениваются автором, с точки зрения их эффективности и значимости в разрешении жилищной проблемы указанной категории граждан. Особое внимание уделено наиболее сложным вопросам, в том числе выявлению и устранению пробелов в законодательстве, его совершенствованию, а также поиску новых путей формирования действенного механизма обеспечения жильем военнослужащих. В заключении приводятся основные выводы проведенного исследования, предложения и практические рекомендации по совершенствованию законодательства России в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В приложениях приведены разработанные автором схемы, раскрывающие сущность права на обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, наиболее важных основных и дополнительных форм такого обеспечения, приведены предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также статистические данные и практические примеры.Глава 1. Право на обеспечение жилыми помещениями как социальная гарантия статуса военнослужащих, проходящих военную службупо контракту.§1. Понятие и сущность права военнослужащих на обеспечениежилыми помещениями.Одним из важных условий обеспечения правового статуса граждан России, в том числе и военнослужащих, является гарантированность их прав и свобод, которая достигается с помощью различных средств и мер, призванных обеспечивать их фактическое использование и направленных на их практическое осуществление, а также охрану и защиту. Конституцией РФ11 провозглашено и гарантируется право граждан на жилище, которое является одним из важнейших социально-экономических прав и свобод человека и гражданина. Закрепление в Основном законе страны данного права базируется на нормах международного права - Всеобщей декларации прав человека (ст. 25)12 и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11).13 Жилье относится к числу материальных благ, необходимых любому человеку, независимо от возраста, пола, состояния здоровья, социального происхождения. Человек не может существовать без жилья и потребность в жилье является естественной. Таким образом, законодательно закрепляется важнейшее положение, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к скитанию и бродяжничеству. Происходящие в России социально-экономические, политические изменения существенно влияют на многие аспекты жизни граждан. Однако создание условий для осуществления права на жилище предполагает проведение различных мероприятий (в том числе, финансовых, организационных, законодательных), способствующих удовлетворению потребностей граждан в жилище, поскольку особенно остро жилищный вопрос встает при нестабильности экономики. И, сегодня, самой жизнью поставлена задача особой социальной значимости, а именно ускорение решения жилищной проблемы в стране. Обострение жилищной проблемы в условиях перехода страны к рыночной экономике, определило необходимость проведения жилищной реформы как неотъемлемой части стабилизации экономики государства и осуществления в ней структурных изменений, в связи с чем, в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (с изм. и доп. от 14 февраля 2002 г.) утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы.14 Безусловно, как правильно отмечают отдельные авторы, одним из главных направлений и условий жилищной реформы в стране является создание необходимой правовой базы, соответствующей принципиальным положениям Конституции РФ и долгосрочной государственной жилищной политики.15 Обеспеченность населения жильем – один из главнейших показателей уровня его благосостояния, и, поэтому, решение жилищного вопроса в России является важной задачей государства и общества. Особенно остро сейчас стоит вопрос обеспечения жильем военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с чем, необходимо остановиться на следующем. В науке выделяется такое понятие как право на материальное обеспечение,16 в связи с чем, по мнению автора, наряду с понятием право на жилище существует и понятие право на обеспечение жильем. Здесь закономерно возникает вопрос, связанный с тем, что понимается под обеспечением жильем, какой смысл вкладывается в него и как соотносится данное понятие с правом на жилище. Как правило, в юридической литературе право на обеспечение не выделяется отдельно, что на взгляд автора, не совсем верно. Если обратиться к толкованию слова «обеспечение», то под ним обычно подразумевают снабжение чем-либо в нужном количестве,17 предоставление достаточных материальных средств к жизни,18 т.е., по мнению автора, вполне обоснованно можно вести речь о процессе снабжения (предоставления), как об определенной регламентированной законодательством деятельности уполномоченных на то субъектов (органов). Исходя из этого, под правом на обеспечение жилыми помещениями следует понимать право на снабжение жильем (право на предоставление жилых помещений) в порядке и по нормам, установленным действующим законодательством. Понятие обеспечение жильем охватывается более широким, по своему смыслу и значению, понятием – материальное обеспечение. При этом, термин «снабжение», с точки зрения автора, относится больше к движимому имуществу, нежели к недвижимости, в связи с чем, по отношению к жилым помещениям в данном контексте следует употреблять слово «предоставление». Следует подчеркнуть, что когда говорят о праве на обеспечение жилыми помещениями той или иной категории граждан, речь ведется и о деятельности определенных органов государства по снабжению ее жилой площадью, которая фактически выступает в качестве определенной гарантии государства, можно сказать обязанности по указанному виду материального обеспечения. Следовательно, с точки зрения автора, если право на жилище является общим понятием, входящим в правовой статус каждого гражданина России и принадлежит каждому от рождения, то право на обеспечение жильем (т.е. на его предоставление бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами) имеют не все категории граждан, а лишь отдельные из них, о чем прямо указано в ч. 3 ст. 40 Конституции РФ. Очевидно, что в настоящее время жилищная политика государства изменилась. Теперь всем гражданам, нуждающимся в жилье, государство уже не может гарантировать предоставление благоустроенного жилища, а также невысокую плату за квартиру и коммунальные услуги, как это было предусмотрено ранее действующим законодательством.19 Конституция РФ, закрепив принципы рыночной экономики, в том числе в жилищной сфере, изменила пути решения жилищного вопроса граждан, установив, что бесплатно или за доступную плату жилье предоставляется двум категориям граждан - малоимущим и иным указанным в законе лицам. К иным, указанным в законе лицам, действующее законодательство относит и военнослужащих – граждан РФ, обладающих особым правовым статусом, и в отношении которых, по мнению автора, в законодательстве, наряду с общим, выделяется специальное право на жилище, в содержание которого и входит, так называемое, право на обеспечение жилыми помещениями. При этом, следует отметить, что возможность выделения общих и специальных прав, в том числе в связи с действием норм специального (военного) законодательства, подтверждается в научной и научно-практической литературе.20 Так, прежде всего, необходимо отметить, что правовой статус военнослужащих, включающий и право указанной категории на жилище, регулируется специальными правовыми нормами (военным законодательством), в частности, содержащимися в Законе о статусе. В связи с этим, следует остановиться на понятии правового статуса указанной категории граждан, который представляет собой совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством (п. 1 ст. 1 Закона о статусе). Особенность их правового положения состоит в том, что, во-первых, они обладают гражданством РФ, т.е. являются гражданами России и обладают общим правовым статусом личности, а, во-вторых, в силу выполнения ими специфических обязанностей в сфере обороны и безопасности страны, имеют особый, специальный статус,21 что, по мнению автора, наряду с предусмотренным конституционным правом на жилище всех граждан страны, обуславливает наличие специального права военнослужащих на жилище. Но, это не единственная из причин, обуславливающая наличие указанного специального права. Необходимо отметить и то, что определенные льготы гарантии и компенсации, в том числе жилищные, распространяются и на членов семей военнослужащих, о чем указано в п. 5 ст. 2 Закона о статусе. Следовательно, жилой площадью обеспечиваются, помимо военнослужащего, и те лица, которые на момент предоставления жилого помещения являются членами его семьи и имеют право на получение жилой площади. При рассмотрении тех или иных вопросов, связанных с осуществлением права на жилище военнослужащих и членов их семей, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Законом о статусе, так и нормами жилищного законодательства РФ, что вытекает из смысла вышеприведенной нормы закона. По предусмотренным законом основаниям жилые помещения предоставляются военнослужащим и проживающим совместно с ними членам их семей не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы за счет жилищного фонда Министерства обороны РФ (иного органа). При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует исходить из положений ст. 53 ЖК РСФСР, на что указано и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (п. 22).22 Для того, чтобы разобраться в вопросах реализации жилищных прав военнослужащих, необходимо более подробно остановиться на специфике правовых отношений, складывающихся в данной сфере. Но, прежде всего, следует рассмотреть общие положения о конституционном праве военнослужащих на жилище. Обращаясь к понятию, закрепленного в Конституции страны права на жилище, следует обратиться к толкованию данного права учеными. Как правильно отметил П.И. Седугин, по своей юридической природе право на жилище фактически является государственно-правовым институтом, а конституционные положения о праве на жилище – юридической базой для развития и совершенствования жилищного законодательства, всей системы жилищных отношений.23 По мнению В.П. Грибанова право на жилище означает гарантированную законом возможность удовлетворения потребности в жилье нуждающихся граждан различными способами, средство, обеспечивающее удовлетворение данной потребности.24 Близко с этим подходом и понимание права на жилище другими учеными. Так, В.П. Скрипко указывает, что право на жилище «означает для гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жильем, а также возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также юридическую возможность улучшения жилищных условий путем приобретения другого жилья».25 Профессор С.М. Корнеев выделяет в праве на жилище две составные части. С одной стороны, по мнению ученого, право на жилище означает, что государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жилищем, которое у него имеется на данный момент по тем или иным правовым основаниям, т.е. охраняет имеющееся у гражданина субъективное гражданское право на конкретное жилье, обеспечивая его неприкосновенность и недопущение произвольного лишения жилища. С другой стороны, государство принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем.26 И.Б. Марткович выделял в конституционном праве на жилище два элемента: право стабильного обладания жильем и право получения при определенных условиях другого жилища в домах государственного или общественного жилищного фонда, в домах жилищных (жилищно-строительных) кооперативов, либо приобретения жилья в собственность.27 Говоря о праве на жилище, Ю.К. Толстой акцентирует внимание на том, что это право может возникнуть в силу различных оснований, но всегда является элементом жилищных правоотношений, которые охватывают различные отношения, но обязательно включающим отношения по предоставлению жилых помещений.28 Отдельные авторы справедливо считают, что «право на жилище носит многоаспектный характер и может быть сведен